в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает

В чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает

в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть картинку в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Картинка про в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает

Чтобы выполнить домашнее задание по истории на «отлично» совсем не нужно тратить кучу времени и проводить часы в интернете в поиске правильного ответа, качественного материала или дополнительных источников информации. Ведь составители онлайн ГДЗ на решеба.ком уже сделали это за Вас и собрали в общем сборнике все, что так необходимо школьнику для получения положительных оценок.

В решебник к учебнику История конец XIX – начало XXI века базовый уровень для 11 класса авторы Н.В. Загладин и Ю.А. Петров издательства «Русское слово» включены теоретические ответы на вопросы всего школьного курса, а это немного немало, 61 параграф. Главное преимущество пособия в том, что все актуальные и научные знания поданы в доступной для усвоения форме и пригодятся для подготовки уроков или проработки программы единого государственного экзамена. Издание коллектива российских историков выпущено в соответствии с требованиями образовательного стандарта (ФГОС) и знакомит одиннадцатиклассников с событиями, произошедшими в России в начале 20 столетия, Февральской революцией и переходом власти к Сталину, образованием и развитием СССР, периодами Великой отечественной войны, политической, социальной, экономической и культурной сферой общества в послевоенные, 1960-1990е годы, а также современным государством на мировой арене.

Источник

Общественно-политическое развитие России во 2-й половине 1990-х гг. Чеченская проблема

Главным дестабилизирующим фактором в общественно-политической жизни России 2-й половины 1990-х гг. был чеченский конфликт. Сепаратистские настроения части руководства самопровозглашённой республики во главе с бывшим генералом советской армии Д. Дудаевым вынудили российские власти встать на силовой путь решения чеченской проблемы.

Провозгласив в 1991 г. независимость, игнорируя подписание Федеративного договора России и субъектов федерации (1992) о разграничении полномочий, Чечня быстро превратилась в сплошную криминальную зону, способствуя концентрации богатств у местных мафиозных бюрократических кланов.

Центральная российская власть никогда не признавала отделения Чечни, однако не могла длительное время предложить эффективной стратегии действий в отношении взбунтовавшейся республики. Изначально ставка была сделана на поддержку антидудаевской оппозиции внутри Чечни, но после провала в конце ноября 1994 г. «марша на Грозный» военных отрядов чеченской оппозиции руководство страны склонилось к необходимости прямого военного вмешательства федеральных сил. 29 ноября 1994 г. Россия предъявила ультиматум Грозному с требованием немедленно разоружить все «нелегальные вооружённые формирования». Сепаратисты отказались его удовлетворить, и 10 декабря 1994 г. российские войска вошли на территорию Чечни.

Первая чеченская кампания (11 декабря 1994 — 31 августа 1996) стала крупнейшим военным столкновением на территории России после окончания Великой Отечественной войны. В её результате погибло десятки тысяч человек с обеих сторон (особенно кровопролитным оказался штурм Грозного в канун нового 1995 г.), что стало следствием неподготовленности армии к ведению широкомасштабной войны, ошибок в управлении и излишней самоуверенности высшего военного руководства во главе с тогдашним министром обороны П. Грачёвым. Бюджету РФ был нанесён огромный финансовый ущерб в несколько триллионов рублей.

Подписание Хасавюртовских мирных соглашений (31 августа 1996) временно остановило активные боевые действия, но не решило вопроса о статусе Чечни, который откладывался на 5 лет. До этого времени контакты с самопровозглашённой властью Чечни регулировали «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской республикой». Последствием чеченской войны стала волна терактов, прокатившаяся по городам России в 1995-1999 гг. (Будённовск, Кизляр, Владикавказ, Буйнакск, Волгодонск и др.). Особо резонансными были взрывы жилых домов в Москве на ул. Гурьянова и на Каширском шоссе в сентябре 1999 г. Ответом на действия террористов стало повторное введение федеральных сил в Чечню 30 сентября 1999 г.

Политические партии и движения Российской Федерации

В декабре 1993 г. впервые состоялись выборы в Федеральное Собрание РФ. Накануне выборов заявили о себе несколько новых политических сил: «Выбор России», «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ и др. В результате выборов большинство мест в парламенте получили кандидаты от «Выбора России», ЛДПР, Аграрной партии и КПРФ. Наиболее многочисленной фракцией в Государственной думе оказался «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром.

в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть картинку в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Картинка про в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает

Егор Гайдар (1956-2009) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук. Один из главных руководителей и идеологов экономических преобразований начала 1990-х годов, в том числе «шоковой терапии» и масштабного разгосударствления (приватизации). Глава правительства России в июне — декабре 1992 г.

Глубокий экономический кризис, обнищание населения сказались на «полевении» российского политического спектра. И уже следующие выборы в Государственную думу 1995 г. принесли успех коммунистам, тогда как сторонники продолжения реформ («Яблоко» Г. Явлинского, «Демократический выбор России» Е. Гайдара) остались в меньшинстве. Промежуточное положение занимали либеральные демократы В. Жириновского.

На президентских выборах 1996 г. было заявлено 11 кандидатов. Действующему президенту Б. Ельцину только во II туре удалось обойти кандидата от КПРФ Г. Зюганова (55 % на 40,7 %). Однако ухудшение здоровья не позволило Б. Ельцину организовать эффективное управление государством. Экономические неурядицы, частые смены правительства, чеченская проблема подорвали его авторитет в обществе, участились кадровые перестановки. С апреля 1998 по март 2000 г. сменилось пять премьер-министров. На этом фоне вновь обострилась чеченская проблема, республика превращалась в оплот международного терроризма. В выборах в Государственную думу 1999 г. принял участие ряд новых политических сил — «Отечество — вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков), «Союз правых сил» (С. Кириенко, Б. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). Большинство избирателей отдали свои голоса в пользу «Единства» и КПРФ.

Дата добавления: 2021-03-18 ; просмотров: 68 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Чеченская война: суть проблемы

в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть картинку в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Картинка про в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает

Вся новейшая история российского укрощения Чечни – это одна сплошная череда измены, вредительства и тупоумия. Разбирёмся в истоках этого явления.

Сейчас в это уже невозможно поверить, но в советские времена Чечено-Ингушская АССР считалась едва ли не самой благополучной и спокойной республикой Северного Кавказа, а цветущий город Грозный повсеместно воспевался как оазис братского интернационализма и восточного гостеприимства.

Широко растиражированные рассуждения о том, что чеченцы испокон веков отличались, дескать, неслыханной жестокостью и звериным нравом – это полная, извините, фигня. Для справки: если в соседнем Дагестане в 1980-е годы ежегодный прирост преступности составлял 23 процента, то в Чечено-Ингушетии – росла она всего на… 0,3 процента; статистика – штука упрямая. И уровень жизни был здесь тоже едва ли не самым высоким на Кавказе: промышленно-экономические показатели ЧИАССР на голову опережали всех ее соседей, – одни только знаменитые нефтепромыслы включали в себя 54 предприятия.

Чечня превратилась в мятежную и кровавую территорию отнюдь не по объективным, а исключительно по субъективным причинам; просто ее сделали таковой высоколобые московские стратеги.

Генерал Дудаев был абсолютным порождением Кремля. Еще в 1990 году его специально выписали из Тарту, где командовал он местным гарнизоном, обрядили в белый парадный китель и вывели на арену республиканского цирка (насчет цирка – это я безо всякого преувеличения; аккурат в этом здании в ноябре 1990-го прошел Чеченский национальный съезд, где впервые народу и был явлен Дудаев).

В тогдашнем противоборстве Ельцина с Горбачевым каждая из сторон старалась побольнее ужалить противника, точно по принципу – чем хуже, тем лучше. Руками чеченских националистов союзная власть намеревалась ослабить позиции власти российской; достославный Михаил Сергеевич свято верил, что, мутя воду в российском болоте, Дудаев подаст достойный пример остальным национальным республикам и тем самым вконец дискредитирует идею независимости.

Но ровно такую же в точности ставку делали на Дудаева и в стане Ельцина, только со знаком наоборот.

Сначала от бравого генерала ждали, что он поднимет волну национального (а значит, антисоветского) самосознания автономий. Потом после августовского путча его руками захотели скинуть тогдашнего правителя Чечни коммуниста и ретрограда Завгаева.

Напрасно грозненские чекисты ежедневно слали в Москву тревожные шифровки, предупреждая, что дудаевцы вооружаются уже полным ходом, готовясь к захвату власти, – все было тщетно.

Спешно примчавшийся на родину после путча спикер Верховного Совета Хасбулатов сразу объявил, что нечего валять ваньку: «Все ясно: этого беса (Завгаева) в клетку, новые выборы, и я знаю лучше всех все, что там происходит». (Цитирую его установки по показаниям не менее видного московского стратега госсекретаря Бурбулиса.)

Когда в Москве поняли, что Дудаев начал свою собственную игру, было уже поздно.

Хотя нет. Осенью 1991-го Чечню вполне можно было еще безболезненно вернуть в российское лоно. Если бы в ноябре, после объявления Ельциным чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии, силовики – армия, МВД, КГБ – получили конкретные и внятные приказания, Дудаев был бы низвергнут в мгновение ока. («Северо-Кавказский военный округ за несколько дней навел бы порядок», – моделировал потом несбывшееся будущее Сергей Степашин.)

Но в том-то и штука, что, издав грозный указ, Ельцин улетел отдыхать в свое любимое Завидово, и связаться с ним не было никакой возможности. Естественно, четких указаний спецслужбы так и не услышали: никто из руководителей страны брать на себя ответственность не желал. (Когда начальник штаба СКВО генерал Чернышев напрямую предложил Пал Сергеичу Грачеву пригнать из Шали танковый полк с офицерскими экипажами, дабы устроить в Грозном Варфоломеевскую ночь и на ближайшие годы забыть навсегда о чеченской проблеме, Грачев, глубокомысленно наморщив лоб, ответствовал: вы, конечно, правы, но я таких решений принимать не могу.) А направленный в Грозный вице-президент Руцкой еле-еле сумел унести оттуда ноги. Дудаев так прямо и сказал ему, второму человеку в государстве: не уедешь – пристрелим.

Указ о ЧП бесславно пришлось отменять. (Видный демократ и будущий ельцинский советник Галина Старовойтова радостно вступила после этого в телефонные переговоры с Дудаевым, восхищенно делясь с журналистами: какой любезный мужчина! это что-то!)

А тем временем «любезный мужчина» галопом успел провести совершенно нелегитимные, но зато молниеносные президентские выборы, и едва ли не первым же своим указом объявил о национализации всего имущества дислоцированных в Чечне российских воинских частей.

И что в ответ? Как и прежде – гробовая тишина.

Я не большой любитель теории заговоров и всевозможной конспирологии – за всю отечественную историю не было у нас врагов коварнее своих внутренних, доморощенных – но как по-другому можно еще объяснить то, что творилось в Чечне.

Когда будущий шеф МВД Анатолий Куликов (он командовал в то время управлением внутренних войск в Закавказье) попытался вывезти из мятежной республики ВВ-шное вооружение и даже успел подогнать полтора десятка грузовиков, командование не только запретило ему это делать, но еще и обвинило «в трусости, и в том, что я занят не делом, а ерундой». Вскоре куликовское управление было расформировано «за ненадобностью».

«Я на глазах у всех вручил ключи генералу Савину (главкому внутренних войск. – Авт.) и доложил: «Товарищ генерал, со мной 110 человек, вот ключи от ружпарка, ружпарк закрыт». – «Да хрен с ними, пускай ломают», – и бросил ключи».

Очень скоро Дудаев сторицей рассчитается за эту широту кремлев-ской души. Все последующие годы русские солдаты будут гибнуть от пуль и снарядов, подаренных их же генералами дудаевскому режиму.

Я никогда не поверю в то, что все описанное выше происходило исключительно из-за дурости и благоглупости российских политиков, не понимавших будто, какого джинна выпускают они из бутылки.

Москва не только привела Дудаева к власти, это лишь полдела. Она еще и всемерно поддерживала его режим, пичкая нефтедолларами и казенными траншами, которые мгновенно разворовывались; оберегала от любой напасти и хворобы.

Уже после всех демаршей и выходок чеченского президента, который иначе, как «гадюкой» Россию не называл, в Грозный по-прежнему продолжали поступать средства из федерального бюджета. Ежегодно Чечня – совершенно официально – получала от правительства квоты на поставку нефти, хотя ни одной копейки назад больше не возвращалось; окончательно труба была перекрыта… лишь за месяц до начала войны.

И знаменитые аферы с чеченскими авизо, когда из Центробанка умыкнули рекордную даже по тем временам сумму – 4 триллиона (!) рублей – тоже были очевидным сговором между Москвой и Грозным. (Достаточно сказать, что руководство обокраденного Центробанка и пальцем не пошевелило, чтобы остановить поток воровства.)

Режим Дудаева можно было низвергнуть множество раз, не своими даже руками. Для этого требовалось самую малость – всего-то поддержать деньгами лидеров чеченской оппозиции. Но в Кремле почему-то предпочитали направлять эти средства – под самыми разными предлогами – напрямую Дудаеву. А когда деньги к оппозиции наконец-то стали поступать – с начала 1994 года – Москва все одно не желала принимать никаких кардинальных решений.

Мало, кто помнит теперь, что в 1994 году мятежный Грозный подвергался осадам и штурмам аж целых пять раз; трижды, еще до начала войны, оппозиция, взятая Москвой на содержание, входила в город и даже блокировала президентский дворец. Но неизменно, едва только близился час победы, откуда-то сверху, из таинственных столичных кабинетов следовал приказ: отставить.

Кремлю позарез нужна была «маленькая победоносная война», – именно так, дословно, изволил выразиться секретарь Совбеза Лобов. Только триумфальной виктории – блицкрига – из затеи этой, увы, не вышло. И не потому даже, что ввод войск в республику готовился наспех, второпях, за две недели. У военных не было даже точных карт местности с нанесенными на них дудаевскими укреплениями, а данные о численности противника оказались заниженными как минимум втрое.

Она и началась, кстати, с прямого предательства – сразу после закрытого заседания Совбеза 29 ноября, на котором принималось решение о вводе войск, один из участников его, министр юстиции Калмыков, «рванул в Чечню и все раскрыл. Все, что сумел срисовать с генплана на заседании». (Цитирую по рассказу генерала Коржакова.)

В лубянских архивах, должно быть, и по сей день сохранились документы, зафиксировавшие предательство российского министра. Теперь уже можно признать: связник, через которого пытался выйти он на Дудаева, был подставлен ему нашей контрразведкой.

Но Калмыков был явно не одинок. Первые же дни войны показали, что чеченцы были удивительно хорошо осведомлены о планах и задачах военных – армейские колонны повсеместно наталкивались на засады, устроенные в наиболее приспособленных для этого местах, аккурат по маршруту движения войск. А когда армия все-таки вошла в Грозный, оказалось, что голова Дудаева и даром никому не нужна.

В результате такой удивительной заботы Дудаев сумел преспокойно покинуть город и возглавить сопротивление «русским оккупантам».

Зато первыми же авиаударами были разбомблены стопроцентно гражданские учреждения: офис «Грознефти», республиканский банк, товарный двор. Такое чувство, что кто-то сознательно заметал следы, уничтожая возможные свидетельства причастности российских чиновников к чеченскому криминальному бизнесу.

А вот грозненский НПЗ – совсем обратно – почему-то остался стоять в целости и сохранности. И жестокие бои, и артиллерийские обстрелы, и воздушные бомбардировки упорно обходили его стороной. Двумя годами позже, едва только армия покинет Чечню, завод мгновенно заработает с новой силой.

Подобных странностей в той войне будет с избытком. Что толку от того, что героически сражавшаяся армия брала город за городом, село за селом: их победы оказывались никому и даром не нужны. Стоило только зажать очередную группировку в кольцо, как из Москвы незамедлительно следовал знакомый уже приказ: отставить.

Летом 1995-го чеченцам казалось, что дни их уже сочтены. Масхадов и Яриханов без обиняков признавались потом: «Мы считали, что все, конец – именно летом 1995 года. Нас оставалось человек 18… Мы были в штабном вагоне Джохара и готовились, в общем-то, к смерти».

«С падением Ведено и Шатоя фактически могла завершиться последняя фаза „горной войны“», – подтверждает в своих мемуарах генерал Трошев, командовавший в тот период 58-й армией, но…

«В очередной раз наступление остановили – опять начались переговоры, – пишет Трошев дальше. – Так было после блокирования Грозного, после успешного наступления на Шали, после форсирования Аргуна… Эти словно врагом спланированные остановки, эти украденные у армии победы – самая острая, после людских потерь, боль. Как воевать, если достигнутый кровью успех напрочь перечеркивался совершенно ненужными „переговорами“?»

(«Кто наш главный противник: бандиты в горах или предатели в сановной Москве?» – взбесился от собственного бессилия командующий группировкой Минобороны генерал Булгаков, узнав об очередном таком моратории.)

Когда в мае 1995-го армия зажала в горах мощную чеченскую группировку, в самый решающий момент из Кремля поступила вдруг подписанная президентом шифротелеграмма:

«Грачеву, Куликову. С 00 часов 1 июня прекратить применение авиации. Причину не объяснять. Ельцин».

Но причина была понятна и без того. Днем раньше слухачи МВД и ГРУ запеленговали переговоры Масхадова, который требовал любой ценой продержаться до полуночи, а потом он «устроит концерт» федералам. «Переговоры на этот счет я веду», – кричал Масхадов в трубку.

В высшем политическом руководстве страны рядом с Ельциным находились предатели: это не паранойя, а чистая, хоть и очень горькая правда. Во многом стараниями этих людей, чьи имена скрываются до сих пор, война сознательно и искусственно затягивалась.

Начальник ГРУ Федор Ладыгин признавался мне, что военная разведка регулярно получала перехваты, когда полевые командиры звонили напрямую в Москву: в Белый дом, на Старую площадь.

Какие еще комментарии здесь нужны… Недаром тогдашний друг Березовского и столь любимый чеченцами генерал Лебедь прямо изрекал: «Корни чеченской войны надо искать в Москве».

Источник

§ 53. Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг.

1. По пути решения национальных и региональных проблем

Разрешение конституционного кризиса в 1993 г. создало предпосылки для нормализации положения в Российской Федерации. Однако их осуществление оказалось затруднено. Левые фракции Государственной Думы блокировали законодательные инициативы правительства. Продолжался спад в экономике, обострялись социальные проблемы. Наибольшие сложности вызвали межнациональные отношения. Возникла угроза, что Россию постигнет участь СССР.

В регионах Российской Федерации ещё до распада СССР начался подъём национальных и общественно-политических движений. Ставились вопросы развития национальных культур, повышения статусов языков, прав регионов на землю и её недра, самостоятельного осуществления внешнеэкономической деятельности.

Частичный компромисс был достигнут 31 марта 1992 г. с подписанием в Москве Федеративного договора. Он значительно расширил полномочия субъектов Федерации и их органов власти, однако не решил всех проблем межнациональных и федеративных отношений. Татарстан и Чечня не подписали Федеративный договор. Эти республики, а также Башкортостан, Тува и Якутия (Республика Саха) сократили отчисления в федеральный бюджет. В ряде автономных республик были приняты конституции, в которых утверждались верховенство местных законов над федеральными и право выхода из Федерации.

в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть картинку в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Картинка про в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает

Рис. Государственный герб России

Разрешение конституционного кризиса и принятие новой Конституции отчасти улучшило ситуацию. В 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». Затем последовала нормализация отношений федеральных властей и с большинством других субъектов Федерации.

2. Начало конфликта в Чечне

Наиболее сложная ситуация сложилась в Чеченской Республике. Ещё в 1991 г. были провозглашены её независимость и выход из состава СССР и РСФСР.

После завершения конституционного кризиса в России федеральные власти предприняли попытку решить проблему в республике. 30 ноября 1994 г. Б.Н. Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики».

Ожидавшая решительной поддержки центра чеченская оппозиция поднялась против режима Дудаева. 11 декабря 1994 г. началась первая чеченская война. Федеральные войска вступили на территорию республики и к лету 1995 г. после тяжёлых боёв заняли основные населённые пункты. Боевиков оттеснили в горы.

В Чечне Россия столкнулась с исламским фундаментализмом — силой, враждебной всякой демократии. В июне 1995 г. группа боевиков захватила больницу в городе Будёновске (Ставропольский край) и превратила более 1,5 тыс. человек в заложников. Федеральные власти вступили в переговоры с лидерами боевиков. Одновременно продолжались боевые действия.

в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Смотреть картинку в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Картинка про в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает. Фото в чем суть чеченской проблемы какие тенденции и противоречия развития рф она отражает

Рис. Больница в Будёновске, захваченная террористами

В апреле 1996 г. Дудаев был убит, однако это не изменило ситуацию. В августе 1996 г. отряды боевиков, спустившиеся с гор, перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. После этого в городе Хасавюрт были подписаны соглашения, предусматривавшие вывод федеральных сил с территории Чечни и проведение в республике демократических выборов. Решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет.

3. Выборы 1995 и 1996 гг.

Неудачи федеральных войск в Чечне, большие жертвы среди её мирного населения, непоследовательность и нерешительность правительства в проведении реформ привели к обострению внутриполитического положения в России. Другой причиной этого был продолжавшийся спад в экономике.

По итогам выборов 1995 г. в Государственную Думу самую многочисленную фракцию составили коммунисты (22% голосов). Либералъно-демократическая партия завоевала около 11% голосов, примерно столько же — пропрезидентский блок «Наш дом — Россия». Оппозиционное президенту «Яблоко» получило 8% голосов.

Ключевые позиции в Думе заняли коммунисты. Это сильно затрудняло дальнейшее проведение реформ. Правительство было не способно провести через Думу ни один законопроект, обеспечивающий углубление рыночных преобразований. Но и левое большинство Думы не могло приступить к проведению активной социальной политики. Все его инициативы сдерживались правительством и президентом.

Положение обострилось ко времени президентских выборов 1996 г. Опросы общественного мнения показывали, что Б.Н. Ельцина готовы поддержать лишь от 6 до 10% избирателей. Казалось, он не сможет одержать победу.

В этих условиях на арену политической жизни вышла новая сила — предприниматели. С завершением приватизации заметную роль в экономике стали играть финансово-промышленные группы (ФПГ) — такие, как «ОНЭКСИМбанк», «Менатеп», «Российский кредит» и др.

ФПГ и связанные с ними политические круги, пользуясь финансовыми трудностями СМИ, установили контроль над их деятельностью. Сложились медиахолдинги, контролировавшие большую часть телеканалов и периодических изданий. Для обеспечения победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах были использованы новые информационные технологии и пиар-акции. Суть их состояла в том, чтобы перехватить пропагандистскую инициативу у оппозиции и создать новый имидж президента.

Критикам политики Кремля не удалось довести до большинства избирателей весомых аргументов в свою пользу. В значительной мере это объяснялось тем, что оппозиция имела ограниченный доступ к телевидению, а её печатные издания — небольшие тиражи.

Динамично проведённая предвыборная кампания оказала определённое воздействие на избирателей. На них повлияли обещания президента улучшить положение в социальной сфере, в частности повысить минимальный размер пенсий и покрыть задолженность государства по зарплатам трудящихся. Исход выборов был решён только во втором туре. 3 июля 1996 г. Б.Н. Ельцину удалось получить больше голосов, чем его главному сопернику — Г.А. Зюганову.

4. Углубление политического и социально-экономического кризиса

Победа Б.Н. Ельцина не решила проблему стабилизации положения в экономике и обеспечения эффективной работы механизмов рынка. Росло число безработных. В 1997 г. оно достигло примерно 7 млн человек. Нечёткость законов, высокие налоги на все виды предпринимательства породили массовое утаивание прибылей и перевод денег за границу. За 1992-1999 гг. из страны было вывезено свыше 155 млрд долларов.

Недополучая деньги в бюджет, государство не имело возможности своевременно выплачивать зарплату работникам бюджетной сферы. По разным оценкам, от 22 до 40% населения жили ниже уровня бедности.

В декабре 1996 г. Дума приняла заведомо нереалистичный бюджет, предусматривавший значительное увеличение расходов на социальные нужды, на покрытие которых при существующих законах и системе налогообложения отсутствовали ресурсы. В марте 1997 г. правительство B.C. Черномырдина признало невозможность его выполнения.

Ужесточился режим экономии на государственных расходах, прежде всего выделявшихся на армию, культуру и образование. Весной 1997 г. их пришлось сократить на 30%. Число специалистов, занятых в научных исследованиях и разработках, уменьшилось вдвое. Разрушался наиболее перспективный в мировой рыночной экономике капитал России — накопленный научно-технический потенциал.

В марте 1998 г. президент отправил в отставку правительство B.C. Черномырдина. Премьер-министром был назначен молодой реформатор С.В. Кириенко.

Новое правительство предложило комплексную программу мер по стабилизации экономики, однако Дума отклонила её. В этих условиях 17 августа 1998 г. С.В. Кириенко заявил о дефолте — отказе от обязательств по погашению внешних и внутренних долгов страны.

Меры правительства привели к резкому росту цен, потере сбережений многими собственниками и рядовыми гражданами. В августе 1998 г. правительство во главе с С.В. Кириенко было отправлено в отставку.

Несмотря на значительные негативные последствия, дефолт способствовал началу оздоровления экономики. Значительно сократился импорт, повысилась конкурентоспособность российской промышленности, стало выгодно вкладывать средства в отечественного товаропроизводителя.

Большое значение имело избрание на пост премьер-министра академика Е.М. Примакова, сторонника укрепления роли государства в экономике. Кабинету Примакова удалось наладить рабочие отношения с левым большинством Думы.

Впервые за всё время реформ был своевременно принят реалистичный бюджет, учитывающий социальные интересы широких масс населения. Российское общество стало видеть в Примакове лидера, способного прийти на смену действовавшему президенту.

Основным итогом периода 1994-1998 гг. стало то, что, несмотря на сохраняющуюся остроту социальных проблем и продолжающийся кризис в экономике, удалось предотвратить развитие тенденций к дезинтеграции России. Вопреки продолжающимся трениям между законодательной и исполнительной ветвями власти политическая жизнь страны развивалась в рамках конституционного (правового) поля. Россия продолжала следовать по пути реформ и демократического развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *