в чем вы испытываете затруднения и в какой методической помощи нуждаетесь

В какой методической помощи вы нуждаетесь?

Анкета для выявления профессиональных затруднений

Прочтите вопросы и подчеркните тот вариант ответа, который соответствует вашему мнению; если соответствующего ответа нет, допиши его.

1. При проведении, каких видов занятий вы испытываете трудности?

А) познавательное развитие

В) изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование.

Г) конструирование: коллективная или индивидуальная форма организаций

Д) обучение грамоте

Е) развитие элементарных математических представлений: количество и счёт, величина, геометрические фигуры, ориентировка во времени и пространстве

Д) художественный труд

2. Что, по вашему мнению, обуславливает эти трудности?

А) отсутствие в ДОУ хороших материальных условий

Б) наличие в группе грудных детей

В) большое количество детей в группе

Г) отсутствие единства требований к ребёнку со стороны родителей и воспитателей

Д) недостаточная методическая помощь со стороны руководства ДОУ

Е) недостаток в ДОУ психолого-педагогической литературы

Ж) низкий уровень теоретической подготовленности в области психологий, педагогики и методик

З) недостаток педагогического опыта

И) отсутствие необходимых профессиональных навыков и умений (гностических, коммуникативных, конструктивных, организаторских)

К) отсутствие специального образования.

3. Испытываете ли вы затруднения в общений?

4. Если «да», то каковы эти трудности в общений:

С детьми Родителями

Коллегами Руководством ДОУ

5. Оцените, пожалуйста, по 5-балльной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

А) знание психологий ребёнка дошкольного возраста и методик её изучения _______;

Б) умение изучать познавательную деятельность дошкольника ________;

В) умение диагностировать волевое развитие ребёнка ________;

Г) знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение её изучать _______;

Д) умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка ________;

Е) умение изучать и развивать способности своих воспитанников ____________;

Ж) умение изучать с помощью различных методов:

-взаимоотношения детей в группе _________;

-семейную микросреду __________;

З) умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение ________;

И) умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность _________;

Назовите, пожалуйста, по каким показателям оценивается умственное развитие дошкольника?

Какими методами можно определить уровень умственного развития ребёнка-дошкольника?

Что, по вашему мнению, способствует умственному развитию ребёнка?

Какие методы и приёмы вы используете для активизаций познавательной деятельности дошкольников?

Б) в игровой деятельности

Г) в художественной деятельности

Какие трудности вы испытываете в организаций работы по умственному воспитанию дошкольников?

Чём, по вашему мнению, эти трудности обусловлены?

В какой методической помощи вы нуждаетесь?

А) в прослушиваний лекций по психологий, дошкольной педагогике, методикам

Б) в проведений семинаров-практикумов по психологий, педагогике или методикам

В) в методических консультациях по отдельным разделам работы

Г) в просмотре открытых занятий у опытных воспитателей или других специалистов

Д) в знакомстве с передовым педагогическим опытом

13. Укажите, пожалуйста:

-фамилию, имя, отчество

Спасибо! Успехов Вам в вашей работе.

3. Разработка плана самообразования (Ч.1)

Сформулируйте актуальную для Вас тему самообразования. Определите цель, задачи и предполагаемый результат самообразования по выбранной Вами теме. Образец указан ниже. Ответ оформляется в таблице, файл высылается преподавателю на проверку.

Источник

Статья «Методические затруднения в деятельности учителя и пути их преодоления»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методические затруднения в деятельности учителя и пути их преодоления

Выступление на школьном МО учителей начальной школы 2012-2013 г.

Отличительная черта современного мира – динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества. В связи с этим приоритетной задачей образования является развитие и формирование у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.
Педагог является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог, прежде всего, сам должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность.
Думать легко,
начинать действовать тяжело,
а осуществить задуманное самая тяжёлая задача.
Абай.
Анализируя деятельность МО мы часто указываем, что не все учителя в достаточной мере готовы к самоизменению, так как в ходе своей профессиональной деятельности учитель сталкивается с противоречиями и внутренним дискомфортом, нехваткой новых знаний и способов действий.
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений.
И сегодня становится актуальным вопрос: какие методические трудности испытывает педагог и как помочь ему их преодолеть?
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего разрешения.
Психологи выделяют три основные группы затруднений:
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи;
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным.
Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить.
Методов определения затруднений достаточно много:
— изучение документов педагога;
— наблюдение в практической деятельности;
— контрольно-методические срезы;
— контроль ведения документации;
— анализ результатов деятельности;
— собеседование;
— анкетирование;
— самоанализ.
Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация — педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними.
У каждого методиста есть достаточный выбор быстрого диагностирования:
— Анкета «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»;
— Программа самоанализа затруднений деятельности учителя;
— Диагностика затруднений и потребностей учителей начальных классов и т.п.
Давайте поподробнее остановимся на последней диагностике. Она наиболее полно раскрывает возможные методические затруднения в деятельности, даёт возможность педагогу проанализировать, оценить себя, высказать пожелания и предложения.

Источник

Выявление затруднений у педагогов в работе по современным образовательным технологиям и оказание методической помощи учителям

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Воронина Т.С., учитель химии МБОУ СОШ № 65, заместитель директора по УВР

Выявление затруднений у педагогов в работе по современным образовательным технологиям и оказание

методической помощи учителям

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических подходов в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Для выявления затруднений педагогов, у меня имеется довольно богатый инструментарий. Это различные анкеты и опросники, посещение уроков, беседы с учителями на предмет выявления проблем в педагогической деятельности.

Анализ анкет педагогов школы и опыт работы в качестве руководителя показывает, что, к счастью, не у всех педагогов школы, но все же инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что иногда она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:

— формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;

— отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;

— невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.

Для работы с молодыми педагогами, а также, с вновь прибывшими педагогами, назначаются учителя-наставники. Для изучения трудностей молодых специалистов также есть опросники.

Не всегда необходимо проводить масштабное анкетирование педагогов. Например, у тех учителей, у которых во время проведения уроков традиционные формы работы на уроках преобладают над современными, кто тяжело принимает инновационную деятельность, во время проведения менторинга просто задавались вопросы для выявления причин неприятия инноваций. Вопросы были из анкеты «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций». Главными причинами были названы:

1. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

2. Плохое здоровье, другие личные причины.

3. Большая учебная нагрузка.

Посещенные уроки показали, что многие педагоги в своей практике успешно внедряют и используют активные современные формы работы на уроке. Интересно, что не всегда наибольшие затруднения в этом процессе возникают у молодых педагогов.

Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом со слабой методической подготовкой. Имея запас теоретических знаний, полученных в институте, учитель зачастую не знает, как их применять на практике: он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. С этой целью в нашей школе работает и приносит свои положительные плоды программа наставничества. Наставники посещают уроки молодых специалистов, проводят совместные анализы и самоанализы посещенных уроков. Для того, чтобы выявить направления работы наставника со своим подопечным, также используется анкетирование.

Сейчас без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов испытывают потребность в индивидуальных консультациях методистов, педагогов – практиков, часть называют желательным участвовать в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Но, обязательным условием инновационной работы, называли наличие достаточного количества времени, учебно-методической литературы и современной материально-технической базы. Если со вторым и третьим условием в нашей школе положение относительно благополучное, то большая учебная нагрузка не всегда позволяют учителю уделять достаточное время на апробацию инноваций в своей урочной и внеурочной деятельности. Поэтому, моя задача, как методиста школы, скоординировать методическую работу таким образом, чтобы интересно учиться и интересно учить стало возможным всем участникам образовательного процесса.

Для этого, в 2017/2018 учебном году была определена методическая тема школы:

«СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЖДОГО УЧАСТНИКА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ».

В основе инновационной деятельности МБОУ СОШ № 65 следующие принципы:

принцип социального заказа;

принцип личностно-ориентированного образования;

принцип преемственности в обучении;

принцип развития научного и творческого мышления;

принцип инфомационно-коммуникационного развития;

принцип здоровьесбережения участников образовательного процесса.

В рамках работы по данной теме, мною был проведен коучинг «Психотипы учащихся». На нем учителя, работая в группах, разбирали различные типы учащихся, сравнивали их с нашими учениками и находили пути взаимодействия и главное, искали возможность успешного и результативного вовлечения учащихся, носителей данных психотипов в учебный процесс. Данный коучинг вызвал наибольшую заинтересованность.

Еще один коучинг «СМАРТ-ЦЕЛИ урока» показал учителям, как с наибольшей результативностью ставить цель урока. В обратной связи учителя математики и биологии отмечали, что данная постановка целей дает положительные результаты и мотивирует учащихся на урочную деятельность.

Помимо коучингов, проводятся демонстрации новых форм работы. Например, на неделе естественного цикла, учителями была устроена выставка концепт-карт. Это новая для наших учителей и учащихся форма выполнения домашнего задания.

Для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, в апреле второй год будет проходить научно-исследовательская конференция «Шаг в науку». Победители которой были заявлены для участия в районной научно-практической конференции. В этом году в апреле будет проведена конференция для 8 классов, в которой примут участие все 8-классники, которых готовят все учителя, работающие с 8 классами. Для успешной подтоговки, проводятся коллективные и персональные консультации педагогов.

Таким образом, проблемы, возникшие у учителей при использовании инновационных технологий должны решаться совместно всеми участниками образовательного процесса. Технологии нужно использовать совместно, с преобладанием одной из них, в зависимости от цели и задач урока. Любая созданная среда зависит не только от преподавателя, но и от школы, родителей, государства. Использование в процессе обучения новых технологий, и средств обучения, позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Эффективность обучения, и мотивация учащихся будет выше, если учителя научатся правильно реализовывать инновационные технологии на уроках, уверенно решив возникшие проблемы.

Еще много предстоит сделать. Поэтому предстоит масштабная работа по достижению значимых результатов в данном направлении деятельности педагогического коллектива школы № 65.

Источник

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Институт развития образования»

(АУ «Институт развития образования»)

Методические рекомендации по преодолению профессиональных затруднений педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Общие подходы к мониторинговому исследованию профессиональных затруднений педагогов

1. Цель и задачи мониторинга

2. Этапы реализации мониторинга

3. Принципы осуществления мониторинга

4. Условия осуществления мониторинга

5. Методологическая основа мониторинга

6. Критерии, показатели и индикаторы сформированности профессиональных компетентностей педагога

7. Механизм реализации мониторинга профессиональных затруднений педагогов, контроль за ходом ее выполнения

8. Ожидаемые результаты

Раздел 2. Уровневая модель повышения квалификации

Раздел 3. Диагностика профессиональных затруднений педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по учебным предметам государственной итоговой аттестации

Современные тенденции развития образования, новые задачи, стоящие перед образовательными учреждениями, которые должны постоянно обновлять знания, новые технологии и методы обучения, интегрировать передовые идеи, определяют необходимость в высококвалифицированном педагогическом составе, способном адаптироваться к требованиям времени, и требованиям современных образовательных стандартов. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ставит перед педагогическим сообществом стратегические задачи подготовки педагогов в условиях реализации стандартов второго поколения. Современному учителю необходимо отказаться от «ЗУН-овской» (знания, умения, навыки) парадигмы образования и перейти к новой компетентностной парадигме ориентированной на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся.

Требования, предъявляемые к педагогу сегодня включают наличие у него ключевых компетенций, отражающих, с одной стороны, качество педагогического образования, а с другой – конкурентоспособность педагога на рынке труда, так как заказчиком образовательных услуг на современном этапе является не только государство, но и родители и дети. Специфика профессионального роста педагогов предполагает пересмотр содержания процесса повышения квалификации с ориентацией на системно-деятельностный подход.

Соответственно, первостепенной должна стать задача повышения профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования, осуществляемого в системе дополнительного профессионального образования на основе индивидуализации траектории профессионального развития.

Под развитием профессионализма педагогов понимается комплекс мероприятий в системе непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, обеспечивающий их соответствие перспективным задачам развития образования региона. Непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения потребностей педагогов в развитии и самосовершенствовании. Перед методическими службами региона (муниципалитетов, образовательных организаций) стоит задача перехода от функции обеспечения профессиональной адаптации различных педагогических категорий к функции обеспечения вариативного профессионального развития. На практике это означает ориентацию на создание и реализацию предпосылок для привлечения педагогов в качестве активных участников формирования заказа на повышение квалификации, выбор программ, форм и методов работы по профессиональной поддержке. На это направлено введение в практику работы автоматизированной системы управления повышением квалификации педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, оператором которой является АУ «Институт развития образования». Данная система работает в автономном округе с 2014 года и способствует обеспечению вариативного профессионального развития педагогов.

В условиях системных изменений в образовании страны педагоги нуждаются в постоянном повышении квалификации. Но при этом основные формы методической работы на протяжении многих лет остаются неизменными. Можно отметить традиционные заседания методических объединений, работу творческих групп, изучение актуального педагогического опыта, анализ и самоанализ педагогической деятельности, мастер-классы, педагогические мастерские, конкурсы «Педагог года» (5 номинаций), Окружной конкурс на получение денежного поощрения лучших педагогов и лучших образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, (приказы Департамента образования и молодежной политики Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 30.04.2015 № 584, от 09.06.2015 № 818, от 01.09.2015 № 1208), участие в конкурсах, проводимых в рамках реализации программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы» и т.д. В отличие от организационных форм, которые можно считать в определенной мере консервативными в силу их неизменности, содержание методической работы должно быть наиболее динамично. Оно должно меняться в зависимости от задач, стоящих перед системой образования округа, от запросов, потребностей и затруднений педагогов. Для развития системы непрерывного образования и повышения квалификации педагогов необходима информация о том, в каких именно видах поддержки нуждаются учителя, какова динамика профессиональных запросов педагогических работников. В этой связи нужна системная информация о знании предметной области, уровне профессиональной компетенции, уровне квалификации различных категорий педагогических работников.

Изменения в деятельности методических служб округа осуществляются на основе системного анализа профессиональных потребностей личности педагога, с одной стороны, и социального заказа общества относительно качества подготовки специалистов – с другой. В рамках этого процесса по приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.05.2015 № 650 «Об утверждении Положения об учебно-методическом объединении в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» создано учебно-методическое объединение в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее УМО), которое имеет в своем составе 5 отделений и 4 секции: региональной составляющей примерных основных образовательных программ; основного общего, среднего общего образования; дошкольного образования; начального образования; инклюзивного образования и детей с ОВЗ; секции: физико-математического образования; филологического образования); естественнонаучного образования; историко-культурного образования. Основная задача УМО заключается в координации деятельности муниципальных методических служб, методических служб образовательных организаций по повышению качества педагогических кадров округа.

Проблема изучения профессиональных затруднений и потребностей педагогов многогранна, исследована недостаточно полно, и в этой связи требует дополнительных исследований. Подобное исследование было проведено АУ «Институт развития образования» в ноябре-декабре 2015 года. В ходе этого исследования были выявлены следующие противоречия между:

– традиционным подходом к отслеживанию педагогических профессиональных затруднений и современными требованиями к организации мониторинговых исследований;

– необходимостью развития профессионализма учителя и неразработанностью организационных форм и содержания непрерывного и своевременного повышения квалификации на основе индивидуальных образовательных траекторий с использованием данных мониторинга;

– необходимостью комплексного изучения профессиональных затруднений и несовершенством диагностических процедур по изучению профессиональных затруднений;

– разобщенностью участников аналитической деятельности и необходимостью их интеграции в процессе развития мониторинга эффективности методической деятельности;

– недостаточной подготовленностью педагогических кадров к самооценке результатов труда и новыми подходами к педагогической диагностике мониторинга профессиональных педагогических затруднений.

Раздел 1. Общие подходы к мониторинговому исследованию профессиональных затруднений педагогов

1. Цель и задачи мониторинга

Анализ выявленных противоречий определил цель и задачи мониторинга.

Создание условий для комплексного анализа образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов, способствующих разработке индивидуальной траектории непрерывного повышения квалификации педагогических кадров Ханты-Мансийского автономного округа.

– определить уровень профессиональной культуры педагогов (профессиональных знаний по всем направлениям педагогической деятельности);

– осуществить краткосрочное и долгосрочное прогнозирование профессиональных затруднений педагога и рекомендации по построению индивидуальной траектории повышения квалификации педагога;

– осуществлять постоянное наблюдение за процессом организации непрерывного обучения педагогов через все формы методической работы;

– провести оценку уровня удовлетворенности содержанием и организацией процесса непрерывного повышения квалификации педагогических кадров;

– разработать организационные механизмы выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов;

– подготовить пакет диагностических материалов (диагностических инструментариев);

– провести сбор и обработку информации;

– осуществить информатизацию процесса обобщения, классификации, первичного анализа обработки информации и создание банков данных о профессиональных затруднениях педагогов.

2. Этапы реализации мониторинга

Предусматриваются следующие этапы реализации мониторинга профессиональных затруднений (таблица 1):

Этапы реализации мониторинга профессиональных затруднений

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *