в честь каких братьев названо море
Море Лаптевых
В море Лаптевых насчитывается несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов.
Море Лаптевых — окраинное море Северного Ледовитого океана. Оно расположено между северным побережьем Сибири, полуостровом Таймыр, островами Северная Земля на западе и Новосибирскими островами на востоке. На западе оно соединяется с Карским морем, на востоке — с Восточно-Сибирским морем. На севере море Лаптевых граничит с Арктическим бассейном Северного Ледовитого океана. По морю Лаптевых проходит Северный морской путь.
Море в разные периоды носило названия: Татарское, Ленское (на картах XVI—XVII вв.), Сибирское, Ледовитое (XVIII—XIX в.). В 1883 г. полярный исследователь Фритьоф Нансен назвал море именем Норденшельда. В 1913 г. по предложению океанографа Ю. М. Шокальского Русское географическое общество утвердило нынешнее название в честь двоюродных братьев, полярных исследователей Дмитрия и Харитона Лаптевых, которые первыми нанесли на карту берега моря.
Навигация в море Лаптевых стала возможна благодаря работе (1821—1823) лейтенанта Петра Анжу, описавшего берег материка и всех Новосибирских островов, которые он объездил на нартах в поисках так и не найденной Земли Санникова. Анжу провел первые исследования господствующих ветров моря Лаптевых, его подвижных и паковых льдов. Он произвел промеры глубин, передвигаясь то по воде на лодке, то по льду на санях.
Первым, кто сумел совершить плавание через все море Лаптевых от мыса Челюскин на западе до мыса Святой Нос на востоке, стал шведский барон Адольф Эрик Норденшельд. Его парусно-паровое судно «Вега» в сопровождении парохода «Лена» 19 августа 1875 г. встало на якорь у мыса Челюскин, 27 августа достигло устья Лены.
В 1893 г. практически все море Лаптевых прошла норвежская исследовательская шхуна «Фрам» Фритьофа Нансена, которая вмерзла в лед у Новосибирских островов, откуда начался ее дрейф на север. В начале XX в. море несколько раз пересекали русские экспедиции на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач».
Площадь поверхности моря составляет 672 000 кв. км, в основном преобладают глубины до 50 м, наибольшая глубина моря — 3 385 м, средняя глубина — 540 м. Берега моря сильно изрезаны и образуют разной формы и величины заливы, бухты, полуострова и мысы.
В море Лаптевых насчитывается несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов. Большинство островов находится в западной части моря, причем местами они располагаются группами, местами — в одиночку. Наиболее значительные группы островов: Комсомольской Правды, Вилькицкого и Фаддея. Среди одиночных островов своими размерами выделяются острова Старокадомского, Малый Таймыр, Большой Бегичев, Песчаный, Столбовой и Бельковский. Частые штормы и течения вследствие таяния льда приводят к сильной эрозии островов, так, например, Семеновский и Васильевский острова, открытые в 1815 г., уже исчезли.
Крупнейшая река, впадающая в море Лаптевых, — Лена, в море также впадают реки Хатанга, Анабар, Оленек, Яна.
Климат моря Лаптевых — арктический континентальный, в связи с удаленностью от Атлантического и Тихого океанов является одним из самых суровых среди арктических морей. Полярная ночь и полярный день длятся здесь около трех месяцев в году на юге и пять месяцев на севере. Температура воздуха остается ниже 0 °C 11 месяцев в году на севере и 9 месяцев на юге. Сильные ветра, метели и снежные бури являются обычными в зимний период. Снег падает даже летом и чередуется с туманами.
Морозные зимы Арктики вызывают значительное развитие морского льда, который покрывает акваторию моря почти весь год. Развитию льда способствуют также мелководность моря и малая соленость его поверхностных вод. Поэтому море Лаптевых является крупнейшим источником арктического морского льда. На территории моря расположена так называемая Великая Сибирская полынья: своеобразная река среди ледяного океана не замерзает даже в самые сильные морозы.
Ледяной покров на море начинает образовываться в сентябре, тает в конце мая — начале июня.
Люди, чьими именами названы моря в Северном Ледовитом океане
Виллем Баренц
В честь голландского мореплавателя и исследователя названы Баренцево море, один из островов и город на архипелаге Шпицберген, а также Баренцевы острова у западного побережья Новой Земли.
Баренц трижды был в экспедициях: в 1594-м, в 1595-м и в 1596—1597 гг. Исследователь искал северный морской путь из Европы в Ост-Индию. Первые две экспедиции закончились в районе архипелага Новая Земля. В ходе третьей Баренц обнаружил Шпицберген и обогнул северную оконечность Новой Земли. Корабль затёрло во льдах, поэтому Баренцу и его команде пришлось высадиться на берегах бухты Ледяная Гавань, где мореплаватели были вынуждены провести год. За это время они построили дом, где установили аналог отопления — вертикальную бочку с горячей водой, от которой обогревалось помещение. Еду добывали охотой. Для борьбы с болезнями и укрепления здоровья занимались спортом — играли в мяч.
После арктической зимовки удалось возобновить экспедицию: команда на двух шлюпках добралась до материка. Результатом экспедиций Баренца стали значительные географические открытия, карты, составленные поразительно точно для конца 16-го, а также метеорологические данные, которые до сих пор учитываются при изучении и прогнозировании арктического климата. Баренц скончался от цинги во время последней экспедиции, 20 июня 1597 года.
Витус Беринг
Именем Беринга названы остров, Берингов пролив ( пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами ) и Берингово море (на севере Тихого океана), а также Командорские острова. В археологии северо-восточную часть Сибири, Чукотку и Аляску (которые, как сейчас считается, соединялись ранее полоской суши) часто называют общим термином Берингия.
Выходец из Дании. Родился 12 августа 1681 г. в городе Хорсенс в семье таможенника. Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере ходил в Ост-Индию на голландском корабле.
Пётр I включил Беринга в число командиров, которым предстояло вести первые корабли под русским флагом вокруг Европы из портов Азовского моря на Балтику, а затем утвердил его командиром крупнейшего тогда в России боевого судна — 90-пушечного линкора «Лесной».
В 1725 г. по поручению императора Беринг возглавил 1-ю Камчатскую экспедицию, направленную в Тихий океан в поисках сухопутного перешейка между Азией и Америкой. Экспедиция прошла по суше через Сибирь до Охотска. В Нижнекамчатске было построено судно «Святой Гавриил», на котором Беринг обошёл берега Камчатки и Чукотки, открыл остров Святого Лаврентия и пролив (ныне Берингов пролив).
В 1730 г. Беринг возвратился в Петербург, где ему было присвоено звание капитан-командора. В 1733 г. ему поручили руководство 2-й Камчатской, или Великой Северной, экспедицией, цель которой заключалась в описании северного и восточного побережья Азии и в ознакомлении с побережьем Северной Америки и Японии. Выехав из Петербурга в 1733 г., Беринг достиг Охотска в 1737 г. и только в 1741 г. на построенных там кораблях «Святой Пётр» и «Святой Павел» отправился в море. Во время бури корабли разошлись. Беринг достиг Аляски, обследовал и нанёс на карту её берега, несколько Алеутских островов, ряд Курильских. На обратном пути ему встретилась группа неизвестных островов (ныне Командорские острова). На одном из них (ныне остров Беринга) команда судна зазимовала. Здесь многие, в том числе сам Беринг, умерли от цинги.
Из 38 лет, которые Беринг прожил в России, 16 лет он возглавлял Камчатские экспедиции. Помимо пролива и островов имя Беринга носят море, мыс на побережье Охотского моря и др.
Дмитрий и Харитон Лаптевы
Учитывая суровые природные условия моря Лаптевых, нетрудно предположить, что процесс изучения его акватории путешественниками не был простым и безопасным. Кроме того, нужно учесть, что работы начались еще в XVIII веке — во времена, когда развитие многих наук, и мореплавания, находилось на этапе становления и уровень географических знаний тоже был не очень высок.
Братья Харитон и Дмитрий, в честь кого названо море Лаптевых, начали службу на флоте в 1718 году, куда они были зачислены еще в юном возрасте гардемаринами. К 1721 году молодые люди уже произведены в мичманы. Судьба распорядилась так, что на какое-то время жизненные пути братьев разошлись. Но Дмитрий и Харитон были всегда верны морю, русскому флоту, отдавая службе лучшие годы своей жизни.
С 1738 года братья снова начинают служить одному общему делу. По рекомендации двоюродного брата Лаптев Харитон Прокофьевич был назначен капитаном судна «Якутск» вместо погибшего в экспедиции Прончищева. Летом 1739 года началась экспедиция, которая своей целью имела не только обследование морских северных просторов, но и опись прибрежных территорий. Поэтому в её составе числились отряды, следовавшие и по суше. Имея грамотно разработанный план действий, отважную преданную команду на земле и на море, Дмитрий Яковлевич Лаптев к 1741 году на судне «Иркутск» смог преодолеть расстояние от устья Лены до Колымы. Тщательно обработав полученную информацию, он осенью 1742 года вернулся в Петербург.
Харитон Прокофьевич должен был исследовать побережье и море к западу от устья Лены. Огромные трудности и лишения пришлось испытать отрядам, которыми руководил Лаптев. Исследователь и его спутники не остановились даже тогда, когда они лишились судна, которое было уничтожено льдами. Экспедиция была продолжена пешком. Результатом ее стало описание территорий от устья реки Лены до полуострова Таймыр.
Жизнь таких людей, как братья Харитон Прокофьевич и Дмитрий Яковлевич, в честь кого названо море Лаптевых, по праву можно называть подвигом. Поразительное упорство, целеустремленность и любовь к России помогла этим людям преодолеть, казалось бы, непреодолимое.
Сэр Фрэнсис Бофорт
В честь Бофорта названо море в Северном Ледовитом океане у берегов Канады и Аляски, а также остров в Антарктике.
Также Бофорт разработал в 1805 году двенадцатибалльную шкалу для оценки скорости ветра по его действию на наземные предметы и по волнению моря. В 1838 году шкала Бофорта была принята на британском флоте, а потом моряками всего мира.
С 1829 по 1855 руководил гидрографической службой Великобритании. В 1831 г. стал одним из инициаторов создания будущего Королевского объединённого института оборонных исследований.
Море Линкольна
Море было названо полярным исследователем Адольфусом Вашингтоном Грили, во время его экспедиции 1881—1884 годов. Имя Линкольна связано не с 16-м президентом США Авраамом Линкольном, а с его сыном, военным министром США Робертом Тоддом Линкольном.
Адольф Вашингтон Гриль был американским ученым и путешественником, а также полярным исследователем. С 1868 года находился на службе правительственного сигнального бюро. В 1881 году стоял во главе экспедиции в Гренландии, посланной правительством США для устройства одной из 13 околополюсных станций для метеорологических наблюдений согласно плану, выработанному на Гамбургском международном конгрессе 1879 года. На обратном пути в 1883 году часть его команды погибла от голода, один был застрелен по приказу Грили. Полумёртвые выжившие вместе с самим Грили были спасены военным кораблём, высланным на поиски экспедиции. Грили — автор многих трудов по метеорологии и изотермических карт.
Уильям Баффин
Английский мореплаватель, обнаруживший в 1616 году море, носящее его имя, и остров Баффинова Земля.
О его молодости ничего не известно, кроме того, что он, вероятно, рождён в Лондоне. Впервые он упоминается в 1612 году в связи с экспедицией по поиску Северо-Западного пути в Индию, в качестве первого помощника капитана Джеймса Холла. Капитан был убит в бою с аборигенами на западном берегу Гренландии. Следующие два года Баффин занимался китобойным промыслом.
В 1615 году ему была поручена повторная экспедиция по поиску Северо-Западного пути в Индию. На корабле «Дискавери» Баффин исследовал Гудзонов пролив. Точность астрономических наблюдений Баффина в этом путешествии была подтверждена сэром Эдуардом Пари на два столетия позже, в 1821 году.
После экспедиции 1615 года, когда он побывал в Гудзоновом заливе, он уверился, что Северо-западный проход может пролегать только через пролив Дейвиса (между названной по имени мореплавателя Баффиновой Землей и Гренландией). Этим проливом он проследовал во время своей пятой экспедиции (1616) и вследствие благоприятного состояния льдов ему удалось проникнуть в названный его именем Баффинов залив вплоть до пролива Смита. Определение долготы в море при свете луны, как считают многие, было первым в своем роде экспериментом. Баффин точно закартографировал все берега «своего» залива, но открытия экспедиции в Англии сочли фантастикой и позже сняли с карт. Такая несправедливость продолжалась до 1818 года, когда Джон Росс вновь открыл Баффинов залив.
В англо-персидском нападении на Кешм 23 января 1622 года Баффин был убит.
Море Лаптевых на карте: история открытия и значение для современности
Из всех морей Евразийского суббассейна Арктики оно является самым суровым по климатическим и ледовым условиям. При этом море Лаптевых играет большую роль для народного хозяйства России: по нему проходит Северный морской путь, а в земных недрах обнаружены и частично исследованы залежи полезных природных ископаемых.
Географическое положение
Море распростерлось от восточно-сибирского побережья России в сторону Северного Полюса. Вся его акватория находится за полярным кругом.
Площадь
Она сравнима с территориями двух Финляндий, трех Беларуссий или шести Исландий. Среди морей, сообщающихся с Северным Ледовитым океаном, море Лаптевых по площади занимает четвертое место (в порядке убывания). Она равняется 662 тысячам квадратных километров (в некоторых источниках — 664 и 672 тыс. км 2 ).
Глубина
Ее структура обусловлена наличием в море Лаптевых Евразийского шельфа (он проходит по всем Северным морям России), который включен в шельфовую область Северного Ледовитого океана (она составляет примерно половину всей его площади). Глубина от южного берега до границы арктической впадины считается незначительной — колеблется от 25 до 50 метров. На границе шельфа дно стремительно уходит вниз, в глубину впадины от 1 километра до отметки ниже 3000 метров (желоб Садко). При этом средняя глубина всего моря составляет примерно 540 метров.
Берега
Протяженность береговой линии от Таймыра до мыса Святого Носа составляет порядка 1300 километров. Ее рельеф представляет вперемешку равнинную и крутогористую местность. Контур состоит из большого количества чередующихся заливов, бухт и губ.
Большие из них по площади:
История формирования
Этот процесс начал происходить с момента структурирования и формирования континентов. В мезозое и неоген-четвертичное время происходили значительные поднятия земной коры. Эти процессы распространялись на территорию Сибирской платформы и на мезозойские сооружения Северо-Востока Сибири. В связи с этими событиями восточная часть Сибири называется «Высокой». Это обусловлено нахождением ее под воздействием массивной литосферной плиты (называемой «тихоокеанская»). Она осуществляет медленное продвижение под материк Евразии. Образуемое поднятие континентальной поверхности как крылья шатра медленно снисходят от центра вниз. На севере это снисхождение идет в сторону Северного Полюса.
Это сказалось на рельефе дна окраинных морей — от береговой линии оно медленно понижает свой уровень в сторону океанской впадины. Эти поверхности дна вдоль берегов Евразии и Северной Америки именуются «шельф». Внутри этого пространства (от шельфовой части северных окраин материков) по направлению к Северному Полюсу находится сложно построенное, углубленное ложе Ледовитого океана и его окраинных морей (северных их оконечностей), в том числе и моря Лаптевых.
От края шельфа, севернее Новосибирских островов, до острова Элсмир Арктический бассейн пересекает подводный хребет Ломоносова. Все подводное пространство Арктического (Полярного) бассейна сложено корой океанического типа.
Изучение
Учитывая большое значение для российской экономики и геополитики территорий Восточной Сибири, в том числе и моря Лаптевых, оно своевременно было хорошо изучено и достаточно детально описано. Составлением географических и гидрологических карт, промером глубин и изучением его побережья начали заниматься еще в XVIII веке. Это были первые отважные попытки изучить этот суровый край.
Одной из вошедших в историю стала Великая Северная (Вторая Камчатская) экспедиция Витуса Беринга. Во время ее проведения особая роль была возложена на отряды лейтенантов Прончищева и Ласиниуса. Перед ее проведением сведения о море были самые скудные, не было известно, какие реки впадают в него, очертания береговой линии, как соединяется с другими морями на западе и востоке.
Перед отрядами были поставлены задачи:
Эти задачи были выполнены лишь частично. Попав в суровые климатические условия, корабли оказались вмороженными в лед, команды предприняли попытку перезимовать, но многие, из отважных путешественников умерли от цинги. В том числе и их командиры: лейтенанты Василий Прончищев и Петр Ласиниус.
В знак уважения памяти и признания больших заслуг Прончищева перед Отечеством его именем был назван ледокол.
Лейтенант Петр Ласиниус
Его команда состояла из 50 человек. Они на двухмачтовом палубном боте «Иркутск» вышли из Якутска. Дойдя до устья Лены, сделав там краткий привал, Ласиниус вышел в море, взяв курс на восток. Это произошло 20 августа 1735 года. Через несколько дней из-за туманов и льдов он остановился в устье реки Хараулах. Там бот «Иркутск» и остался замороженный во льдах.
Во время зимовки 42 человека вместе с лейтенантом погибли от цинги. Спасательная экспедиция вывела только 9 оставшихся в живых моряков. Витус Беринг назначил командиром «Иркутска» одного из своих лучших соратников.
Дмитрий Лаптев
Ему была поставлена задача вернуть в строй корабль «Иркутск» и продолжить изучение восточного побережья моря. Для достижения этой цели лейтенант Лаптев набрал команду из опытных мореходов. Они на больших лодках, загрузив все необходимое для длительного путешествия, отправились в путь.
Экспедицией было выполнено:
Был конец августа, и на море начался ранний ледостав. Отряд смог только 4 дня пройти под парусом в море, где столкнулся с большим массивом льда. Было принято решение вернуться на побережье для зимовки. Летом по чистой воде «Иркутск» вышел в море. Проведя краткое обследование побережья и истощив запасы провизии, отряд Дмитрия Лаптева вернулся в Якутск для пополнения запасов и получения дальнейших приказаний. Командора Беринга на месте не оказалось — он отбыл далее для проведения Второй Камчатской экспедиции.
Дмитрий отправился в Петербург для доклада в Адмиралтейство. Там его выступление и предложенный план были одобрены. Принято решение о расширении научных исследований: определили отправить не один, а два корабля. На бот «Якутск» командиром был назначен брат Дмитрия — Харитон.
По возвращению с Петербурга Д. Лаптев с командой на «Иркутске» спустился до устья Лены и продолжил исследование восточного побережья. Экипаж был поделен на 2 отряда: один на корабле проводил морские исследования (промер глубин, скорости и направления течения и т.п.), вторая часть отряда обследовала в том же направлении побережье.
Зимовка была проведена в устье реки Колыма. Летом предпринятая попытка дойти до Камчатки не увенчалась успехом: снова помешал ранний ледостав. На собачьих упряжках Д. Лаптев отправился на обследование бассейна реки Анадырь. Что было блестяще проведено: картографирована местность, проведены зоологические и этнографические исследования. Дойдя до Анадырского острога он привел в порядок и систематизировал все записи.
Весной 1742 года лейтенант Лаптев возвращается в Петербург с докладом. Результаты экспедиции были признаны положительными, командир и члены экипажа получили поощрения и повышение чинов. Дмитрий Лаптев продолжил службу на флоте до выхода на выслугу в чине вице-адмирала.
Харитон Лаптев
Он с радостью принял назначение и активно включился в подготовку своего исследовательского путешествия. Укомплектовав корабль «Якутск» экипажем и всем необходимым, Харитон отправится вдоль западного морского побережья. Береговая линия уходила все севернее и севернее. Часть отряда во главе с Челюскиным отправились по суше изучать этот земной массив. Проводя его тщательное обследование и описание, выяснилось, что это полуостров, который позднее был назван Таймыр.
За время экспедиции было проведено картографирование его с моря (береговая линия, нанесены на карту морские течения и глубины) и проведено обследование материковой части. Самый северный мыс Таймырского полуострова позднее наименуют в честь его первооткрывателя – мыс Челюскин.
Харитоном Лаптевым были собраны все записи и наблюдения отдельных исследовательских групп отряда и проанализированы. На этом основании сделано большое этнографическое и географическое описание обследованного земного массива.
Александр Миддендорф
Большое экспедиционное путешествие на Таймыр он совершил в 1841 году по поручению и патронажем Академии наук.
Результаты превзошли все ожидания:
Операция «Три корабля»
Одно из уникальных событий в изучении Северного морского пути произошло не совсем « планово». В 1937 году три корабля «Садко», «Малыгин» и «Седов» с большим количеством ученых на них проводили комплексное исследование Северных морей Советского Союза. Из-за возникших затруднений согласования действий и принятия соответствующих решений с Главсевморпутем корабли во время прохождения моря Лаптевых оказались в ледовом плену. С этого момента начался уникальный Арктический дрейф научной группы. Повинуясь воле течения, которое имеет в этом море циклонический ход, они, вмерзшие в лед и двигавшиеся вместе с ним, стали проводить научные наблюдения, эксперименты, выполнять различные замеры и наблюдения.
Командование этой дрейфующей научной лаборатории доверили Рудольфу Лазаревичу Самуйловичу. Это был опытный ученый, который уже много лет работал над проблемами Севера и Восточной Сибири. Он имел талант руководителя и организовал работу и жизнь дрейфующей станции на высоком уровне: проводились научные занятия и комплексные исследования в океанологии, астрономии, метеорологии, географии и других смежных областях. Были организованы бытовые условия на хорошем уровне: утро начиналось с зарядки, завтрака, затем проводились занятия для студентов и практикантов, велись записи и картографирование.
В числе других работ было сделано:
Научные работы велись по 10 направлениям. За время дрейфа был собран богатейший практический материал, который в дальнейшем поспособствовал развитию судоходства в северных широтах и непосредственно через акваторию северных морей. Летом 1938, через год после начала дрейфа, при помощи ледокола «Ермак» из ледового плена были выведены эти три легендарных корабля: «Садко», «Малыгин» и «Седов».
В честь кого названо
Северный климат суровый, не каждому он по нутру,
Но тот, кто осилит невзгоды — исполнит любую мечту.
Морозное утро и ветер, и волны на берег бегут,
Одно только море на свете, где смелые люди живут.
Здесь ночью полярной медведи приходят погреться к костру,
И, фыркая, нерпа упрямо ныряет со льдины в воду.
Первые дошедшие до современности названия моря Лаптевых были: Северное, Окраинное, Ледовитое. В 1883 году норвежский исследователь Арктики, Фритьоф Нансен, назвал его «Морем Норденшельда» по фамилии Адольфа Эрика, шведского географа, геолога, мореплавателя, исследователя Арктики. Это имя наносилось на карты до его официального переименования.
Родная наука не забыла первооткрывателей этого сурового, но такого важного для России моря. В 1913 году «Русское географическое общество » предложило в честь братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых назвать море Норденшельда — « Морем Лаптевых». Официально название было узаконено только в 1935 году решением ЦИК СССР. Оно было признано всеми странами и сейчас нанесено на всех картах в мире.
Какие еще места названы в честь открывателей
Традиция давать географическим объектам и новым открытиям имена христианских святых и прославленных людей появилась на заре первых путешественников. Так, великий путешественник и первооткрыватель Кристофор Колумб, будучи в своей первой экспедиции, наименовал первый же открытый им остров — «Сан-Сальвадор» (в переводе – Святой Спаситель) в честь Иисуса Христа. В России также широко применялась эта практика: именами святых, монарших особ, путешественников и первопроходцев назывались моря, горы, озера, перевалы и заливы, другие географические объекты. Была отдана дань благодарной памяти потомками к открытиям и трудам братьев Лаптевых.
Их именами кроме моря названы:
Рельеф и климат
Большая часть дна моря равнинна, с небольшим уклоном на западе, резким спуском на оконце шельфа на севере. Материковый склон прорезан желобом Садко, переходящим на севере в котловину Нансена с глубинами свыше 2 километров. Там же находится и максимально глубокие участки моря. Острова в Северном Ледовитом океане по количеству и площади занимают второе место среди всех океанов. Не исключение и его окраинные моря.
В Лаптевом находятся острова и архипелаги: Северная Земля, Новосибирские острова, Большевик, Котельный и другие. Все они располагаются на шельфовой части моря, имеют низкую и среднюю высоту рельефа, изредка встречаются гористые участки. Под слоем земляных пород находится плотный, промерзший грунт. Поэтому многие из островов подвергаются сильной эрозии.
Особенности дна
Оно на большей территории шельфа песчано-илистое, местами с галькой и валунами. В самом желобе от километра и ниже — в основном илистое. В местах впадения рек формируются большие песчаные наносы, имеющие свойство быстрого прироста — порядка 20-25 см в год.
Максимальные и средние глубины
По общим понятиям, большая часть акватории считается мелководной: от берега до океанической впадины глубина в основном не превышает 50 метров (это чуть более 50 % от всей площади), местами — до 100 и только на западе (восточнее острова Комсомолец) достигает отметки 200. На северной оконечности при спуске с шельфа глубина достаточно резко начинает понижаться. В желобе Садко она достигает своего максимума — 3356 метров. Южнее 76 параллели глубина примерно 25 метров. Средняя глубина в акватории составляет 540 метров.
Погодные условия
Климат моря Лаптевых является арктическим континентальным. Воздействие теплых циклонов с Тихого и Атлантического океанов здесь не ощущается, поэтому погодные условия на море считаются самыми суровыми из всех северных.
Температура воздуха
Она в течение 11 месяцев в году остается ниже 0 °C на севере. На юге этот период длится 9 месяцев.
Месяцы с максимальной и минимальной температурой