в честь какого полководца был возведен мемориальный музей
В честь какого полководца был возведен мемориальный музей
О суворове
Биография великого полководца
События
Выставки, новости, информация
Музей онлайн
Музей детям
Экскурсии, игровые занятия
Афиша
Музей оловянного солдатика
Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный музей А.В.Суворова»
Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 43.
Ближайшая станция метро:
«Чернышевская».
+7 (812) 274-28-50
suvorovmuseum@mail.ru
Справки и заявки на экскурсии:
+7 (812) 579-39-14
«Культурный марафон» — это не просто тест с вопросами и ответами. Это небольшие истории и загадки о культурных обычаях народов, которые живут в нашей стране. Интересно? Присоединяйтесь!
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова
Северная столица не перестаёт удивлять жителей и гостей уникальными выставочными центрами, но музей Александра Васильевича Суворова — совершенно иной уровень. По факту его справедливо считать первым мемориальным музеем России, экспозиция которого изначально посвящена одному человеку. О великом русском полководце, не проигравшем ни одного сражения, здесь собрано всё — от прижизненных портретов, до наград и личных вещей.
Цена билета и режим работы
Под льготную категорию попадают пенсионеры, школьники до 18-ти лет (в составе группы и при сопровождении взрослого), курсанты военных училищ, студенты, аспиранты и ординаторы.
Стоимость индивидуального экскурсионного обслуживания — 850 рублей для групп от 1 до 4 человек. Экскурсия для группы от 5 человек — 100 рублей с человека при наличии входного билета. Обзорный тур охватывает все залы, кроме Музея оловянного солдатика, для посещения которого придётся покупать отдельный билет.
Выставочные залы работают ежедневно, кроме понедельника с 10:00 до 18:00. Кассы закрываются на 1 час раньше. Все экскурсии и групповые мероприятия организуют строго по предварительной записи по телефону.
История
Появлению суворовского музея Петербург обязан лично Николаю II — последний русский царь настолько восхищался легендарной личностью полководца-генералиссимуса, что распорядился создать в его честь не простой выставочный зал, а настоящий «храм-памятник». Средства на дорогостоящее строительство собирали буквально всем миром с 1898-го года — императорская казна не могла позволить себе такую роскошь, и пришлось привлекать деньги меценатов.
Собрав необходимую сумму, объявили конкурс на лучший проект. В течение нескольких месяцев в городское управление пришли десятки чертежей от лучших архитекторов, но последнее решение оставалось за императором. Николай II доверил постройку Александру фон Гогену, известному автору петербуржской Соборной мечети и особняка скандальной балерины Матильды Кшесинской, где сейчас расположен Музей политической истории России.
Работы по возведению длились с 1901-го по 1904-й год. Гоген отказался от первоначальной идеи скопировать парижскую Триумфальную арку, и остался верен своему стилю псевдорусской эклектики. Так и получилось смешение сказочного терема и агрессивного контура оборонительной крепости с дозорными башнями и бойницами. На торжественном открытии присутствовал сам царь, солдаты Преображенского полка и весь свет Петрограда.
Длилась идиллия недолго — после событий Октябрьской революции музей несколько раз пытались ограбить, и в 1919-м году большевики приказали на 4 года вывести экспонаты в регионы, а по возвращении их прописали в Музее артиллерии. В итоге решение об эвакуации стало судьбоносным. В годы блокады здание несколько раз попадало под немецкую бомбёжку, и один из фугасов разорвал центральное крыльцо, задев часть несущей стены.
Восстановили памятник архитектуры лишь в 1951-м году, с вывески убрали имя полководца, теперь тут значилась военно-историческая экспозиция. Последующие 37 лет её пополняли актуальными объектами — знамёнами победы в Великой Отечественной войне, портретами советских маршалов, архивными фотографиями обороны Ленинграда. С 1988-го года музей ушёл на капитальную реставрацию, которая продлилась почти 10 лет.
Обновлённый и полностью реконструированный мемориальный комплекс открыли в 1998-м году. Несмотря на сложные для страны годы, власти Санкт-Петербурга нашли средства, чтобы по крупицам воссоздать интерьеры на основе дореволюционных документов, чертежей и фотографий. Окончательно историческая справедливость восторжествовала в 2004-м, когда центральный шпиль здание вновь украсил двуглавый орёл.
Экспозиция мемориального музея А. В. Суворова
Пройдя через центральные двери к кассам, посетители попадают в парадный вестибюль — небольшую по площади, но роскошно обставленную комнату. За её дверьми — центральный зал, который сразу даёт понять гостям, что они попали на вотчину титанической личности. Здесь всё громко кричит о полководце — от его нагрудных знаков до названий взятых городов и крепостей — Измаил, Прага, Эльм и других памятных битв, из которых генералиссимус вышел победителем.
За обрамлёнными пушками стендами находятся скромные, но важные витрины. В одной из них — реконструкция, как могла выглядеть комната Суворова в простом деревенском доме, где он жил в период ссылки. Швейцарский поход отражён другим интерьером — здесь перед глазами открывается уютная гостевая комната, обставленная антикварными креслами. Все предметы быта, включая трофейные знамёна — бережно сохранены и привезены, в том числе из Европы.
Левый зал — сокровищница документов о Суворове. Именно здесь собраны свидетельства о его верной службе отечеству у четырёх российских правителей, от императрицы Елизаветы Петровны до Екатерины II. На витринах — много портретов, рукописных рапортов и наград, полученных за сражения с поляками, швейцарцами и турками. Украшение комнаты — уникальная трофейная пушка Грибоваля 1790-х годов, взятая у итальянской армии неподалёку от города Нови.
Крайний третий зал — личная коллекция, посвящённая непростой семейной жизни полководца. Везунчик в боях не смог построить первый брак, и после развода с супругой Варварой женился повторно уже в преклонном возрасте. Тут можно проследить за перипетиями судеб его нескольких детей от обеих жён, узнать, каким он был отцом, и как удивлял своим редким присутствием домочадцев и гостей, приезжавших поклониться живой легенде.
Правое крыло экспозиционных залов целиком и полностью посвящена военным заслугам Суворова. Гостям расскажут о том, в каких условиях приходилось воевать русским солдатам, как безоговорочно победить превосходящую армию противника, и откуда взялось крылатое выражение: «Тяжело в учении, легко в бою». Ростовые манекены с образцами формы императорских офицеров и пехотинцев гармонично дополняют выставку.
Последний пятый зал — это своего рода запасники, где хранится то, что не поместилось в остальных комнатах или не соответствует основной концепции выставок. Так сюда «поселили» гипсовую копию знаменитого памятника Суворову около Дворцовой площади. Немного в стороне — интерактивная зона, которую специально создали для самых маленьких посетителей. Детям в яркой игровой форме рассказывают о важных вехах российской истории.
Интересные факты
Согласно популярной версии, «спасителем» суворовского музея в XX веке стал сам Иосиф Сталин. Именно советскому вождю пришла мысль в тяжелейшие блокадные годы возродить выставку, посвящённую первому генералиссимусу и его многочисленным подвигам. В последние годы жизни генсека, уже после того, как ленинградцы оправились от потрясений, был подписан указ о немедленной реставрации здания, но без царской символики на фасаде.
Большой интерес публики вызывают и мозаики, украшающие фасад здания. Автором правой картины, которая изображает отъезд Суворова из ссылки, стал старший Михаил Зощенко, отец знаменитого советского сатирика. Будущий писатель-юморист в возрасте 9-ти лет и сам приложил руку к полотну — маленький Миша выложил одну из елей на заднем плане, увековечив тем самым себя, не только как талантливого прозаика, но и начинающего художника.
Как добраться до музея А. В. Суворова в Санкт-Петербурге
Музей находится в шаговой доступности от станции метро «Чернышевская». Выходить из центра зала нужно на сам проспект Чернышевского, повернуть налево и пройти пару минут до перекрёстка с Кирочной улицей, а оттуда — прямо, никуда не сворачивая. Ориентир появится через 200 метров — это Таврический сад, и он должен оставаться по левую руку. Максимальное время пути пешком с учётом светофоров на перекрёстке — не более 15 минут.
Вызывать такси через Uber, Maxim или Яндекс можно, но делать это лучше заблаговременно, в идеале — бронируя машину хотя бы за сутки. Питерские тарифы нельзя назвать дешёвыми, но в будние дни бывают скидки и акции. У уличных водителей такого точно не светит, далеко не каждый ставит себе счётчик, и сумма поездки будет выше в несколько раз.
Для самостоятельной поездки на автомобиле, лучше строго следовать координатам навигатора — 59.943234, 30.376526. Если ехать наобум, можно легко заблудиться в безымянных переулках и пару раз уткнуться в тупик. Но, даже доехав до места, сложности не заканчиваются — парковочных мест в округе катастрофически мало, а бесплатная зона постоянно занята местными жителями. Нужно быть готовым к такому повороту, и выискивать ближайшее свободное место.
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова
Из Википедии — свободной энциклопедии
памятник архитектуры
Государственный мемориальный музей А. В. Суворова — музей, посвящённый памяти генералиссимуса А. В. Суворова (1730—1800). Основан в Санкт-Петербурге в 1900 году, к столетней годовщине со дня смерти полководца. Торжественно открыт четырьмя годами позже, 13 (26) ноября 1904 года, к 175-й годовщине со дня рождения Суворова. Открытие музея стало возможным благодаря пожертвованиям военной и гражданской общественности, а также при активном участии императора Николая II. Об этом посетителям сообщает мемориальная доска в Центральном зале музея.
Суворов стал первым человеком в России, в честь которого был специально возведён мемориальный музей.
В 1904 году музей занял современное здание, построенное на месте, выделенном Лейб-гвардии Преображенским полком — части своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц. Здание построено специально для музея по проекту А. И. фон Гогена при участии Г. Д. Гримма в стиле старинных русских крепостных сооружений — сторожевой башни и уходящих от неё стены с бойницами. По сторонам от герба Суворова, на фасаде, размещены две мозаики на тему «Отъезд Суворова в поход 1799 года» и «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», являющиеся репродукциями картин Николая Авенировича Шабунина и А.Н. Попова. Мозаичистами работ были М. И. Зощенко и Н. Е. Масленников соответственно. [1] [2]
Собрания музея, включающие 100 000 предметов (на 2002 год), были приобретены через закупку и частные пожертвования. В основе экспозиции лежат три большие коллекции:
С 1988 по 1998 годы музей был закрыт на реставрацию и вновь открыт для посетителей 8 мая 1998 года. Следующий этап реставрации проводился в 2014—2017 годах, была отремонтирована кровля, получившая оригинальную зелёную черепицу, фасады, мозаичные панно и барельефы.
Новое в блогах
110 лет мемориальному музею генералиссимуса А.В. Суворова в Санкт-Петербурге
Первый мемориальный музей России
Генералиссимус Александр Васильевич Суворов – первый человек в России, в честь которого был возведен мемориальный музей. Музей строился в Петербурге в 1901–1904 годах по Высочайшему соизволению Императора Николая II. Пожертвования на его строительство поступали от широких кругов военной и гражданской общественности. Сам Государь, еще в 1898 году повелевший открыть подписку по Империи о сборе средств на создание музея, стал главным жертвователем и покровителем строящегося «храма-памятника». Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место для музея – часть своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц.
Здание музея было возведено по проекту архитектора А.И. фон Гогена в стиле старинных русских крепостных сооружений и представляет собой сторожевую башню и уходящие от нее стены с бойницами. Оба крыла главного фасада украшают мозаичные картины, исполненные мозаичистами Н.Е. Масленниковым и М.И. Зощенко (отец известного русского писателя М.М. Зощенко) по эскизам художников А.Н. Попова («Переход Суворова через Альпы») и Н.А. Шабунина («Отъезд Суворова в поход 1799 года»).
Под шатром центральной башни, увенчанной двуглавым орлом, расположен княжеский герб А.В. Суворова.
Вход в музей оформлен в виде древнерусского дворцового крыльца.
В 1918 году, в связи с революционными событиями и эвакуацией коллекции вглубь России, музей был закрыт и открылся вновь лишь в 1951 году, но уже не как мемориальный, а как военно-исторический. В 1991 году музею был возвращен первоначальный статус и он стал именоваться Государственным мемориальным музеем А.В.Суворова.
С 1988 по 1998 годы музей был закрыт на капитальный ремонт, в ходе которого по старым фотографиям удалось восстановить его интерьер. Была создана новая экспозиция, целиком и полностью посвященная великому русскому полководцу.
8 мая 1998 года произошло новое рождение музея как храма русской воинской славы и мемориала Суворова.
Сегодня музей ведет активную выставочную работу, издает научные сборники «Суворовские чтения», его экспонаты опубликованы в ряде каталогов последних крупных тематических выставок.
Здесь хранятся вещи, принадлежавшие царственным особам Павлу I, Николаю II и императрице Марии Федоровне. Особенной популярностью у посетителей пользуется уникальная коллекция иконографии Суворова. Также в музее можно увидеть самую большую в России коллекцию оловянных солдатиков (60 тыс. экземпляров).
P.S. 24 ноября день рождения Александра Васильевича.
Текст с сайта музея. Фото мои, Ю. Кузнецова.
Всем удачи и здоровья.
Государственный мемориальный музей А.В.Суворова
Александр Васильевич Суворов — первый человек в России, в честь которого был возведен мемориальный музей. Музей строился в Петербурге в 1901–1904 годах по Высочайшему соизволению Императора Николая II. Пожертвования на его строительство поступали от широких кругов военной и гражданской общественности.
Государственный мемориальный музей А.В.Суворова
Сам Государь, еще в 1898 году повелевший открыть подписку по Империи о сборе средств на создание музея, стал главным жертвователем и покровителем строящегося «храма-памятника». Лейб-гвардии Преображенский полк выделил место для музея — часть своего плаца на углу Кирочной и Таврической улиц.
Оба крыла главного фасада украшают мозаичные картины, исполненные мозаичистами Н.Е. Масленниковым и М.И. Зощенко по эскизам художников А.Н. Попова и Н.А.Шабунина («Отъезд Суворова в поход 1799 года»). Под шатром центральной башни, увенчанной двуглавым орлом, расположен княжеский герб А.В. Суворова. Вход в музей оформлен в виде древнерусского дворцового крыльца.
Торжественное открытие и церковное освящение Суворовского музея состоялось в день 175-летней годовщины со дня рождения полководца, 13 ноября (по ст. стилю) 1904 года, в присутствии Императора Николая II, представителей полков, в которых служил и которыми командовал Суворов, чинов Академии Генерального штаба, создателей музея и потомков генералиссимуса. В 1918 году, в связи с революционными событиями и эвакуацией коллекции вглубь России, музей был закрыт и открылся вновь лишь в 1951 году, но уже не как мемориальный, а как военно-исторический.
Государственный мемориальный музей А.В.Суворова
В 1991 году музею был возвращен первоначальный статус, и он стал именоваться Государственным мемориальным музеем А.В.Суворова.
С 1988 по 1998 годы музей был закрыт на капитальный ремонт, в ходе которого по старым фотографиям удалось восстановить его интерьер. Была создана новая экспозиция, целиком и полностью посвященная великому русскому полководцу. 8 мая 1998 года произошло новое рождение музея как храма русской воинской славы и мемориала Суворова.
А в 2004 году в 100-летний юбилей музея на главную башню был возвращен «орел».
Сегодня музей ведет активную выставочную работу, издает научные сборники «Суворовские чтения», его экспонаты опубликованы в ряде каталогов последних крупных тематических выставок.
Государственный мемориальный музей А.В.Суворова