в экономике каких стран велика роль речного транспорта
География. 10 класс
Конспект урока
Название предмета, класс: география, 10 класс
Номер урока и название темы: урок №17 «Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Глоссарий: транспортная система, транспортные узлы, густота транспортной сети, грузооборот, пассажирооборот, «удобные флаги».
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Наряду с промышленностью и сельским хозяйством транспорт является третьей важнейшей отраслью материального производства, и, хотя эта отрасль ничего не производит, её роль в перераспределении товаров и пассажиров трудно недооценить. Мировой транспорт включает в себя пути сообщения, транспортные средства и транспортные предприятия. В настоящее время продолжает формироваться мировая транспортная система.
В прошлом ведущая роль в экономике и в целом в обеспечении жизнедеятельности общества принадлежала гужевому и водным видам транспорта. С конца XIX века лидерство перешло к железнодорожному. Это обеспечило возможности перевозок крупных объёмов сырья, материалов и готовых изделий и способствовало развитию многих отраслей промышленности – чёрной металлургии и машиностроения, значительно расширило рынок сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции.
С появлением автомобильного транспорта в начале XX в. начинается очередной этап промышленного развития, характерной чертой которого стало углубление внутриотраслевой специализации, широкое развитие кооперационных связей. Возникли отрасли промышленности, производящие необходимые для автомобилестроения и дорожного строительства материалы и полуфабрикаты. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта значительно увеличило подвижность населения, что, в свою очередь, повлияло на ускорение процесса урбанизации.
В XX веке было освоено воздушное пространство. В странах, где развивалось авиастроение (СССР, США, Франция, Германия и др.), а также в наиболее крупных по территории государствах начала формироваться сеть авиалиний.
Трубопроводный транспорт. Активное строительство магистральных нефте- и газопроводов началось только во второй половине XX в.
Развитие электронного вида транспорта связано с внедрением в нашу жизнь современных технологий, поэтому его активное использование приходится уже на начало XXI века.
В настоящее время главными видами транспорта являются автомобильный, железнодорожный, внутренний водный (речной и озерный), морской, воздушный и трубопроводный, соответственно, современная мировая сеть путей сообщения включает в себя автомобильные и гужевые дороги, железные дороги, водные пути (реки, каналы и водохранилища), трубопроводы и авиалинии, морские пути. Современная транспортная сеть мира превышает 40 млн. км.
Транспортная система – совокупность взаимосвязанных местных, региональных, национальных транспортных систем.
Железнодорожный транспорт отличает способность работать непрерывно: практически без остановок в течение многих суток. Это единственный транспорт, работа которого мало зависит от погоды и времени года. Железнодорожный транспорт перевозит массовые грузы на огромные расстояния. Велика его роль и в пассажироперевозках. Недостатками его являются очень высокая стоимость строительства железных дорог и их высокие требования к характеру рельефа.
Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще к началу ХX века. В настоящее время её протяженность составляет около 14 млн. км. Железные дороги имеются в 140 странах мира. Более половины их общей длины располагается на территории всего десяти стран. Среди них США, Россия, Канада, Индия, Китай, Австралия, Аргентина, Франция, ФРГ и Бразилия – видим, что, как правило, эти страны имеют большую площадь.
Важной характеристикой дорожной сети является её густота.
Именно этот вид транспорта – один из самых древних. Задолго до того, как человек научился использовать мускульную силу животных (гужевой), он уже умел транспортировать грузы по течению рек. Речной транспорт отличается низкой скоростью, но для перевозки крупногабаритных массовых грузов незаменим. Песок, лес, руда – вот главные товары для речного транспорта. Наиболее развит этот транспорт в США, Китае, России и ФРГ.
Морской транспорт в мировой транспортной системе занимает особое место. Специализируясь в основном на внешнеторговых перевозках и являясь в этой области практически безальтернативным, морской транспорт – залог бесперебойного функционирования мирового хозяйства, углубления международного разделения труда. В целом судоходство обеспечивает транспортными услугами около 80% международных экономических связей. В отличие от наземного транспорта, территориальные особенности которого определяются сетью путей сообщения, географию морского транспорта определяет сеть портов, морских каналов и проливов. В настоящее время в наибольшей степени освоены акватории Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Морское судоходство в Северном Ледовитом океане в силу сложной ледовой обстановки, а также относительно слабой хозяйственной освоенности северных районов Евразии и Северной Америки осуществляется в узкой прибрежной полосе. Поэтому здесь (за исключением Норвежского и Баренцева морей) отсутствуют более или менее крупные порты.
В Атлантическом океане важнейшими направлениями морского судоходства являются трассы:
Кроме того, через акваторию Атлантики проходят транзитные пути, связывающие страны Атлантического бассейна со странами бассейнов Индийского и Тихого океанов (через Суэцкий и Панамский каналы и южное побережье Африки).
В Тихоокеанском бассейне основные морские перевозки идут по трассам, соединяющим страны Восточной и Юго-Восточной Азии с Северной Америкой, с Австралией и странами Латинской Америки; страны тихоокеанского побережья Америки.
Через Панамский канал осуществляются морские перевозки из стран Восточной Азии и стран Тихоокеанского бассейна в Атлантику.
По интенсивности морских перевозок Индийский океан заметно уступает Атлантическому и Тихому океанам. Однако именно здесь, в зоне Персидского залива, зарождаются мощные грузопотоки нефти, которые идут в Атлантику (огибая южное побережье Африки и через Суэцкий канал) и в Восточную и Юго-Восточную Азию. Важнейшее место в акватории Индийского океана занимают транзитные направления, соединяющие страны бассейнов Тихого и Атлантического океанов.
Все эти направления морских перевозок отличаются достаточной устойчивостью в течение многих десятилетий. В последние десятилетия ведущим регионом морских перевозок стал бассейн Тихого океана. Одновременно с этим в число ведущих морских держав вошли многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
В структуре торгового флота преобладают нефтеналивные и навалочные суда, способные перевозить крупные объёмы нефтяных и массовых грузов (уголь, руда и др.). В последние десятилетия развиваются контейнерные перевозки. Крупнейшими портами мира являются Шанхай (Китай), Сингапур, Роттердам (Нидерланды), Гонконг, Антверпен (Бельгия), Иокогама, Кобе, Тиба, Нагоя (Япония).
Развитие морского торгового флота характеризует суммарный тоннаж судов. Список стран лидеров: Либерия, Панама, Япония, Греция, США.
Либерия и Панама – в одной группе с США и Японией?! Дело в том, что примерно треть судов мирового флота ходят под так называемыми «удобными» флагами.
Удобный флаг («дешёвый флаг») – режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки денежных сборов в большинстве портов мира для некоторых стран и судов, которые ходят под флагами этих стран, так как практически все государства, предоставляющие свой «удобный флаг», не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.
Появился в конце XIX века, но активно развивался уже в XX-м. Ему нет равных в маневренности. Это единственный транспорт, доставляющий грузы с достаточно высокой скоростью «от порога к порогу». Автодороги, в отличие от железнодорожных магистралей, легче и дешевле построить. Однако автотранспорт – один из самых главных загрязнителей воздуха на планете, особенно ощутимо это в крупных городах, где автомобили – чуть ли не главный вид транспорта.
На регионы-лидеры приходится 80% всего автомобильного парка и около трети всей протяженности дорожной сети. И это Северная Америка, Западная Америка, Япония.
Является специфичным грузовым видом транспорта. Грузы, перевозимые им, – газ, нефть, нефтепродукты. Это один из самых молодых видов транспорта. Наибольшая протяженность трубопроводов – в России, США, Канаде.
Появился в 20-годы XX века. Самый скоростной (средняя скорость 700 км/час), но и самый дорогой вид транспорта. Поэтому воздушный вид транспорта в основном используют для перевозки пассажиров и срочных, скоропортящихся грузов. В мире более 5000 аэропортов в самых разных уголках земного шара. Самым крупным самолетным парком и протяженностью воздушных линий обладают США, Канада, Австралия, Россия, ФРГ.
Трудно представить современное мировое хозяйство только как обмен товарами, грузами, ресурсами. Экономика сегодня не может функционировать без распространения экономической информации с помощью систем связи. С XIX века это радио, телефонная, телеграфная связь, в настоящее время всё большее развитие получают её современные виды: оптоволоконная, космическая и их разновидности – радиотелефонная и интернет-связь. В мире стремительно растёт количество пользователей мобильных телефонов и электронной почты. Получили распространение интернет-магазины и интернет-биржи – это позволяет резко сократить время передачи и обработки экономической и финансовой информации.
Основным показателем работы транспорта, кроме тех, что прозвучали, является грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот – это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.
В настоящее время общий грузооборот в мире составляет 50 трлн. тонно-километров, по этому показателю лидируют страны, имеющие огромные размеры территории и внушительную материальную сферу производства. Это США, Китай, Россия.
А из всех видов современного транспорта однозначное лидерство принадлежит морскому транспорту. На его долю приходится более 61% перевозимых грузов.
На втором месте – железнодорожный (15%), на третьем – трубопроводный (12%). Далее следует автомобильный (9,5%), речной (2,6%). Самый низкий грузооборот – у воздушного транспорта.
Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевозок пассажиров, исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Измеряется в пассажиро-километрах.
Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.
Ситуация по этому показателю иная. Бесспорным лидером по этому показателю является автомобильный транспорт (более 80%) мировых пассажирских перевозок. Доля железнодорожного и воздушного – примерно по 10%, доля всех видов водного транспорта (морской, речной) вместе взятых не превышает 1%.
В территориальной структуре мировой транспортной сети выделяется три региона – Северная Америка, Западная Европа, территория СНГ.
Транспортная освоенность мира в целом очень неоднородна. В развитых странах транспортные системы характеризуются большой протяжённостью и густотой, технической оснащённостью. Как правило, для этих стран характерны транспортные системы радиального типа, которые образуются расходящимися от крупных транспортных узлов в разные стороны лучами дорог. Для этих стран характерно гармоничное сочетание всех видов транспорта.
В развивающихся странах дорог немного, качество и технический уровень невысок. Часто рисунок транспортной сети имеет вид дерева. По этим магистралям было удобно кратчайшим путём вывозить природные ресурсы. Такой рисунок сложился и сохранился здесь ещё с колониальных времён. В этих странах, как правило, большая часть перевозок приходится на один-два традиционных для страны видов транспорта, высокой остается доля речного и гужевого вида транспорта.
Транспорт и окружающая среда
Являясь важнейшим звеном в системе мирового хозяйства, транспорт оказывает резко отрицательное воздействие на окружающую среду. Каждый вид транспорта имеет специфичное влияние на природу.
Автомобильный транспорт является основным источником загрязнения атмосферы, особенно в больших городах. Но не меньше на атмосферу влияет и воздушный транспорт – влияние одного лайнера равно 8 тысячам автомобилей плюс шумовое загрязнение, которое влияет на здоровье человека не меньше, чем другие виды загрязнений среды. Речной и морской в основном влияют на гидросферу – нефтяное загрязнение как внутренних водоёмов, так и мирового океана связывают прежде всего с работой именно этого транспорта.
Влияние железнодорожного транспорта на природу комплексно – изъятие земель под строительство, засорение прилегающих к магистралям территорий, шумовое загрязнение.
Принимая во внимание все особенности, основными перспективами развития транспорта являются:
Роль транспорта в мировом хозяйстве огромна. Его работа осуществляет важнейшие хозяйственные процессы, перемещая в пространстве товары, людей и информацию. Мировое хозяйство начало формироваться вместе с появлением современных видов транспорта и развивается вместе с его развитием и совершенствованием.
Разбор заданий тренировочного модуля
1. Установите соответствие между видом транспорта и его характеристикой.
Таблица 1 – Задание 1. Установите соответствие
ГДЗ география 9 класс Алексеев, Низовцев, Ким Дрофа Задание: § 12 Транспорт
? Какие виды транспорта наиболее предпочтительны для России сегодня?
Для России наиболее предпочтительными видами транспорта является железнодорожный автодорожный транспорт.
Вопросы из текста параграфа
1. Выявите преимущества каждого вида транспорта.
Преимущества авиационного транспорта: высокая скорость. Преимущества морского и речного: низкая себестоимость. Преимущества автомобильного: мобильность, доступность. Преимущества железнодорожного: низкое загрязнение окружающей среды, достаточно высокая скорость, возможность перевозить крупнотоннажные грузы. Преимущества трубопроводного: низкая себестоимость, независимость от природных условий. Преимущества электронного: высокая скорость, низкое загрязнение окружающей среды, независимость от природных условий.
2. Подумайте, какие грузы (массовые виды, громоздкие, ценные, скоро портящиеся, срочные) какими видами транспорта предпочтительно перевозить.
Срочные и скоропортящиеся грузы удобнее перевозить авиационным и железнодорожным транспортом. Громоздкие грузы удобно транспортировать морским, речным и железнодорожным транспортом. Ценные грузы удобнее перевозить авиационным транспортом.
Вопросы и задания
1. Как вы объясните употребляемое образное выражение, что транспорт – это «кровеносная система» хозяйства страны?
Выражение: транспорт – «кровеносная система» хозяйства страны, можно объяснить тем, что именно транспортные пути доставляются сырье и продукцию от производителя к потребителю (необходимые для функционирования экономики), подобно, кровеносной системе, в которой по крови транспортируется жизненно необходимый каждой клетке организма кислород.
2. Что нового привнёс в развитие транспортных средств ХХ век? Какие виды транспорта играли ведущую роль в разные периоды экономического развития страны?
ХХ век создал и развил новые виды транспорта автомобильный и авиационный, трубопроводный транспорт развился до уровня прокладки трубопроводов по дну морей. Научно-технический прогресс изменил все виды транспорта, они стали надёжнее, быстрее и удобнее. Автомобильный транспорт стал достоянием широкой массы населения. Долгое время основным видом транспорта для перевозки сырья (древесины, руды, пушнины и т.д.) в России до конца XIX века был речной транспорт, частично гужевой, а для связи и торговли с другими странами – морской. Затем в конце XIX с появлением железных дорог данный вид транспорта начал занимать лидирующие позиции в грузо- и пассажироперевозках. В Советский период наибольшее развитие получили железнодорожный, авиационный и речной транспорт, с открытием месторождений углеводородов в Западной Сибири возросла роль трубопроводного транспорта (для транспорта сырья в Европу была построена крупнейшая в мире сеть трубопроводов). В 90-е годы вся транспортная система страны пришла в упадок, на первые роли вышел железнодорожный транспорт. В последние 20 лет ведущую роль в экономике страны играют железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Речной, морской и авиационный уступают им по пассажиро- и грузообороту.
3. Используя карту атласа «Транспорт России», выясните, чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных регионов страны, Европейского Севера России и остальной её территории.
Рисунок транспортной сети западных регионов отличается радиально-кольцевой структурой, центром которой является Москва. Восточные регионы страны же имеют очаговую (север азиатской части) и решетчатую структуру (юг вдоль Транссиба), частично приморскую (Дальний Восток). Европейский Север также имеет выраженную решётчатую структуру, ориентированную на приморские города.
4. Сравните условия плавания в морях Северного Ледовитого и Тихого океанов. Какими источниками географической информации вы воспользуетесь?
Условия плавания в морях Северного Ледовитого океана сопоставимы с условиями в морях Тихого океана. Северный Ледовитый океан находится в полярной области Земли, здесь суровый климат (отрицательный температуры, ранний ледостав, сильные ветры), собственно, акватория Берингова моря (Тихий океан) во многом повторяет эти условия. Моря Тихого океана теплее, но в них часты шторма из-за направления движения воздушных масс (часты тайфуны), сильные шторма и в незамерзающем Баренцевом море. Используемые источники информации: карты атласа (климатическая, карта климатических поясов, физическая, карта Тихого и Атлантического океанов в атласе 7 класса).
5. Назовите крупные морские порты страны и покажите их на карте. Какие из них имеют наибольшее значение для внешних экономических связей?
Для внешнеэкономических связей наибольшее значение имеют порты: Новороссийск, Усть-Луга, Восточный, Приморск, Санкт-Петербург, Находка. Именно через эти порты ведется наиболее активная торговля.
6. Как ваш населённый пункт связан с важнейшими транспортными магистралями страны? Опишите и покажите на карте свой путь в Москву, Санкт‑Петербург, к ближайшему месту отдыха, к ближайшему порту и аэропорту.
Мой населённый пункт – Санкт-Петербург. Мой город связан с крупнейшей транспортной магистралью страны Транссибом железной дорогой Санкт-Петербург – Москва, также существует автомагистраль М10 «Россия» (Санкт-Петербург – Москва). Ближайший порт располагается непосредственно в городе (пассажирский и грузовой морской терминал Санкт-Петербурга), ближайший аэропорт также расположен в городской черте – аэропорт Пулково. К ближайшему месту отдыха, пусть это будет полуостров Крым, можно добраться на поезде Санкт-Петербург-Евпатория или на самолёте Санкт-Петербург – Симферополь, а также автотранспортом.
Исследовательская работа
Дайте оценку транспортной инфраструктуры вашего населённого пункта.
Мой населённый пункт – Санкт-Петербург. Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга развита достаточно. В городе развиты все виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, электричка, маршрутные такси), есть метрополитен, используется водный (речной) транспорт. Однако в городе есть несколько инфраструктурных проблем. Во-первых, развитие метрополитена оставляет желать лучшего, для такого крупного мегаполиса большой проблемой является недостаточное количество станций, отсутствие кольцевой ветки из-за чего крайне неудобны пересадки на разные ветки. Развитие метро запаздывает относительно развития городской территории, а замедленное строительство новых станций влечет и транспортный коллапс на поверхности у объектов Метростроя (например, пробки в районе строящейся станции «Горный институт» из-за перекрытия участка Большого проспекта В.О., коллапс на театральной площади из-за строительства вестибюля станции «Театральная»). Во-вторых, в городе существует острая проблема автомобильного транспорта, в особенности, в центральной части города и на подъездах в новые районы. Не проведено четкое планирование территорий новой застройки, из-за чего в удалённых городских районах часты пробки, например из-за отсутствия широкого проезда через железную дорогу в Приморском районе (станция метро Беговая), пробки также связаны с малым количеством мостов через Неву, что также разгружало бы транспортные потоки. В-третьих, обслуживание дорог, во многих частях города имеются проблемы с дорожным покрытием, ремонт которого часто не производится.
Сфера применения и структура речного флота в современных условиях.
ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ (РЕЧНОЙ) ТРАНСПОРТ
2. Сфера применения и структура речного флота в современных условиях. 2
Роль речного транспорта в экономике России.
Речной транспорт исторически занимает одно из ведущих мест в обслуживании крупных промышленных центров приречных районов. Особенно велико значение речного транспорта для северных и восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, а густота сети внутренних водных путей в 2 раза превышает аналогичный показатель в среднем по Российской Федерации. Поэтому доля речного транспорта в общем грузообороте этих районов составляет от 65 до 90%, тогда как в целом по России этот показатель в 1998 г. составил всего 3,3 %.
Роль речного транспорта в экономике России определяется не столько масштабностью транспортной работы, сколько особой значимостью выполняемых им функций.
Помимо транспортного обслуживания районов Сибири и Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт также выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах, а также высокорентабельные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного (река—море) плавания. В настоящее время примерно 5 тыс. судовладельцев различных форм собственности эксплуатируют внутренние водные пути, в том числе около 30 акционерных судоходных компаний (речных пароходств). Речной флот Российской Федерации обслуживает 68 республик, краев, областей и национальных округов. Протяженность внутренних водных судоходных путей составила в 1997г. 85,4 тыс. км, при этом на 50% их длины гарантируется определенная глубина в течение навигации. Так, в Европейской части России в результате строительства соединительных каналов (Беломорско-Балтийского, Волго-Балтийского, Волго-Донского) была ликвидирована территориальная разобщенность внутренних водных путей и создана единая глубоководная транспортная система, связавшая Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Протяженность единой глубоководной системы (ЕГС) составляет 6,5 тыс. км, гарантированная глубина практически на всей ее протяженности составляет 4 м. На долю ЕГС приходится более половины грузооборота внутреннего водного транспорта.
Сфера применения и структура речного флота в современных условиях.
Речной транспорт общего пользования выполняет 98 % всего объема грузооборота и 98 % объема перевозок речным транспортом России. По состоянию на 01.01.98 г. насчитывалось 12,3 тыс. транспортных судов, из них 4,2 тыс. (34%)— с отслужившими сроками службы. К сожалению, в связи с резким увеличением строительной стоимости судов в последние несколько лет практически прекратилось их обновление. В 1998 г. было получено всего 8 судов.
Медленные темпы списания флота сдерживают его омоложение, в связи с чем, средний возраст российских речных судов приближается к 20 годам, а около половины всех транспортных судов разных видов (кроме сухогрузных барж) имеют возраст свыше 25 лет. Это же относится и к судам смешанного (река-море) плавания, причем по этому типу судов положение осложняется тем, что в соответствии с международными соглашениями ограничивается и даже запрещается заход в иностранные порты судов возрастом свыше 15 лет. В результате из-за недостатка судов смешанного плавания не перевозится значительное количество экспортных товаров либо фрахтуется за валюту иностранный тоннаж.
Нуждается в изменениях структура транспортного флота России. Суммарный тоннаж самоходных грузовых судов составляет около 45% общей грузоподъемности флота. При этом они выполняют около четверти объема перевозок и три четверти грузооборота. На один толкач приходится в среднем две баржи (несамоходных), в то время как в США этот показатель составляет восемь-девять барж. Такое положение можно охарактеризовать как диспропорцию в соотношении самоходного и несамоходного грузового флота, а также тяги и тоннажа. Сложилась она исторически, с годами и в первую очередь вызвана заинтересованностью судостроительной отрасли бывшего Советского Союза и зарубежных судостроительных предприятий в заказах на дорогие, с большим количеством сложного оборудования самоходные грузовые теплоходы. В то же время стоимость 1 т тоннажа самоходного флота в 3—6 раз выше, чем несамоходного.
В Западной Европе и Северной Америке повсеместно используется более эффективная и менее дорогостоящая система эксплуатации в основном толкаемых составов, состоящих из буксиров-толкачей и барж. При этом наиболее капиталоемкая часть составов — буксиры — работает почти постоянно, подбирая и оставляя баржи, в то время как самоходные суда должны ждать, когда груз будет из них выгружен или загружен, и таким образом 40—45% навигационного времени простаивают. Учитывая необходимость обновления речного флота России, целесообразно перейти на такую систему эксплуатации.
Общий спад экономики, сокращение промышленного производства, а особенно размеров строительства, привели к резкому снижению объема перевозок грузов речным транспортом, начиная с 1990 г. В результате объем перевозок грузов в 1998 г. составил 102 млн. т, что примерно соответствует уровню начала 50-х годов. Ежегодно за последние 5 лет объем перевозок сокращался на 30—40 %. Уменьшение объема перевозок произошло по всей номенклатуре, за исключением экспортно-импортных перевозок. Этим негативным для речного транспорта тенденциям способствовал также более низкий уровень цен и тарифов на железнодорожном транспорте.
Исходя из технико-экономических особенностей речного транспорта, наиболее целесообразными для него являются перевозки на средние и дальние расстояния. Но средняя дальность перевозок из года в год сокращается, и составила на начало 90-х годов 400 км.
Специальные суда, приспособленные для перевозок как по внутренним водным путям, так и по прибрежным морским трассам, доставляют грузы более чем в 500 портов различных стран Европы, Африки и Азии. Наиболее развиты такие перевозки в скандинавские страны (Финляндию, Швецию), в страны Северной Европы (Данию, Голландию), Южной Европы (Италию, Грецию, Турцию), а также в Англию, Германию, Бельгию, Польшу, Китай.
В связи с потерей в 1991 г. Россией большинства морских портов и около половины морского торгового флота значительно возросла роль речного транспорта в обеспечении внешнеторговых перевозок судами смешанного (река-море) плавания. Транспортировка судами “река-море” является более выгодной, чем обычные транспортные перевозки по внутренним водным путям вследствие большой протяженности маршрутов и возможности использования этих судов после закрытия речной навигации в зимний период для перевозок на морских незамерзающих участках.
Снижение объемов перевозок, изменение структуры перевозимых грузов привели, с одной стороны, к существенным излишкам одних типов судов, а с другой — к недостатку некоторых типов судов, в том числе судов смешанного (река—море) плавания. А значительная часть (около 40%) имеющихся судов, как уже отмечалось, требует замены.
Для возрождения речного флота потребуется: строительство судов смешанного (река—море) плавания с использованием иностранных кредитов в рамках совместных предприятий с иностранными фирмами; развитие и реконструкция судостроительных заводов для строительства на них судов смешанного (река—море) плавания для расширения районов плавания и использования на внешнеторговых перевозках. Модернизация проводится на предприятиях речного транспорта за счет собственных источников и привлеченных средств, в том числе иностранных инвесторов.
Поскольку перевозки в сообщении «река—море» могут выполняться не только в бесперевалочном варианте, т. е. специальными судами смешанного (река—море) плавания, но и с перевалкой с речных судов на морские и обратно в устьевых речных и морских портах, программой возрождения речного флота России предусматривается также реконструкция следующих портов: Темрюк, Кавказ, Калининград, Ейск, Ростов, Усть-Донецк, Азов, Архангельск, Беломорск, Комсомольск-на-Амуре.
Структура речного флота
Речной транспорт — один из старейших в стране; он имеет особое значение для северных и восточных районов, где низка плотность железных и автомобильных дорог или же они вообще отсутствуют. В этих регионах доля речного транспорта в общем грузообороте составляет 60 — 90%. Хозяйство речного флота России насчитывает 178 акционерных обществ открытого типа, в том числе 27 пароходств, 50 портов, 46 судоремонтных и судостроительных предприятий и др.
96 предприятий находятся в государственном подчинении, из них 27 — госпредприятия, 17 — госучреждения, 14 — судоходные инспекции, 14 — инспекции Речного Регистра, 24 — учебные заведения. Всего на 01.01.2000 г. имеют лицензии 2062 субъекта, из них 296 (14,4%) — частные предприниматели и 1766 (85,6%)— юридические лица. Общее количество речных судов — более 12 тыс., но примерно 35% из них — отслужившие свой срок.
Четырнадцать портов речного транспорта принимают иностранные суда.