в эстетике какого стиля красота отождествляется с богатством
Тестовые задания по дисциплине «Этика и эстетика» (для обучающихся СПО)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА И ЭСТЕТИКА»
(для обучающихся СПО)
Составитель: преподаватель ГБОУ СПО КГиС № 38 С.А Проскурякова
Время тестирования по одному варианту составляет 45 минут.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ (30 вопросов)
Тестовые оценки соотносятся с общепринятой пятибалльной системой:
— оценка «2» (неудовлетворительно) – менее 15 правильных ответов.
А) наука об этикете;
Б) наука о прекрасном;
В) область знаний о морали, нравственности
Г) философские рассуждения о необходимости для человека стремиться к извлечению из всего выгодного и полезного для себя
2.Над этим рассуждает этика:
А) в чем заключается смысл жизни?
Б) в чём состоит предназначение человека?
В) в чём заключается хорошее и что есть плохое?
Г) в чём суть трагического и комического в жизни?
3.Формулировка принципа «Не навреди» предположительно принадлежит:
В) Абу Али ибн Сине
4.Сформулируйте «золотое правило нравственности» и объясните, почему его назвали «золотым»
5. Какое понятие раскрывается В.И. Далем с помощью данного толкования: «Нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутренне сознание добра и зла; тайник души, в котором отзываются одобрение или осуждение каждого поступка…»:
6.Гедонизм – этическое направление, утверждающее:
А) ограничение, подавление чувственных желаний
Б) наслаждение, стремление к счастью, полноценному раскрытию возможностей тела и духа как высшее благо
В)строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении мысли, исключающее компромиссы, учет других принципов
Г) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, выгоды для человека
7.Ригоризм – этическое направление:
А) поощряющее компромиссы, учёт других принципов;
Б) определяющее принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, выгоды для человека
В)возводящее в культ строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении мысли, исключающее компромиссы, учет других принципов
Г) считающее высшим благом, наиглавнейшим в жизни наслаждение, стремление к счастью, полноценному раскрытию возможностей тела и духа
8. Родиной этикета считается:
9.Регламентация профессиональной этики работы в организациях сферы сервиса выражена в документе:
Б) Уголовный кодекс
В) Этический кодекс
Г) Кодекс законов о труде
10.Чувство меры, границ в общении, превышение которых может поставить человека в неловкое положение:
11.Умение выразить мысль так, чтобы у собеседника не осталось вопросов по сути сказанного:
12.О какой норме нравственности говорит А.П.Чехов: «Истинные таланты всегда сидят в потемках, подальше от выставки»:
13.О какой нравственной норме идет речь в известной фразе: «В доме повешенного не говорят о веревке»:
14.Приоритетным статусом для работника сферы сервиса обладает:
15.Знания, умения и навыки в области взаимодействия с клиентами, обеспечивающие успешность и эффективность профессиональной деятельности в сфере сервиса:
А) коммуникативная культура
Г) культура телефонного общения
16.Какая позиция работника сферы сервиса в процессе беседы с клиентом способствуют эффективному общению:
А) думать, как поэффективнее показать свою компетентность
Б) делать замечания, комментировать сказанное
В) проявлять искреннюю заинтересованность к словам клиента и его критическим замечаниям
Г) сосредоточиться на своих личных проблемах
17.Термин «эстетика» был введен в научный оборот:
А) Александром Баумгартеном
В) Николаем Чернышевским
Г) Зигмундом Фрейдом
18. Анализом красоты художественных произведений занимается специальная наука…
19.Подберите к каждому понятию (1,2,3) нужное определение (а,б,в)
2. эстетический вкус
3. эстетический идеал
А) конкретно-чувственный прообраз высшего совершенства личности и общества, их гармонических взаимоотношений;
Б) субъективная способность человека судить о прекрасном и безобразном, о трагическом и комическом;
В) способность к восприятию гармонии и красоты, когда человек получает удовольствие от созерцаемых им предметов и существ.
20. Охарактеризуйте понятие «катарсис»
21.Анализ категории возвышенного, основываясь на классовом подходе, предложили:
А) Платон и Аристотель
Б) А. Блаженный и И. Дамаскин
В) К. Маркс и Ф. Энгельс
22.Сфера комического не должна касаться следующих моментов человеческой жизни:
А) национальных забав
Б) курьёзных ситуаций
В) болезни и смерти
Г) смешных случаев из жизни
23.Родоначальником русского сентиментализма является:
24.Мировоззренческое кредо В. Маяковского-поэта стало формироваться в рамках:
25.Термин «калокагатия» (дайте краткое толкование этого термина) появился:
Б) в период Средневековья
В) в Древней Греции
Г) в эпоху Возрождения
26.Принцип рационализма, ставший основой классицизма, связан с:
27.Выбрать из данных позиций соответствующую характеристику прекрасного:
А) предметы, окрашенные в яркие цвета
Б) определение и анализ наиболее совершенных явлений
В) самое большое, крупное, хорошее
Г) наиболее масштабное, габаритное, яркое
28.Найдите характеристику трагического:
А) утверждает бессмертие погибающей личности
Б) раскрывает гибель или тяжкие страдания
В) делает вывод о бессмысленности жизни
Г) показывает суть ужасов в жизни
29. Дать определение понятию «монументальное искусство», привести примеры
30.Чем графика отличается от живописи?
1.Кто ввёл термин «этика»:
Б) форма общественного сознания, регулирующая поведение людей в обществе;
В) позитивный настрой человека;
Г) нормативный образец поведения человека в обществе
3.Основными понятиями (категориями) этики являются:
А) прекрасное и безобразное;
В) низменное и возвышенное;
Г) фантастическое и героическое
5. Нравственный образец личности это:
А) воплощение морально безупречного человека, являющегося олицетворением всех добродетелей, необходимых для конкретной эпохи и служащего образцом для подражания;
Б) воплощение безупречного в одежде человека, являющегося олицетворением всех норм эстетики и служащего образцом для подражания;
В) воплощение такой духовной личности, которая находится в постоянном конфликте с окружающими
6.Аскетизм – этическое направление, утверждающее:
А) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, выгоды для человека
Б) наслаждение, стремление к счастью, полноценному раскрытию возможностей тела и духа как высшее благо
В) ограничение, подавление чувственных желаний
Г) строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении мысли, исключающее компромиссы, учет других принципов
7.Утилитаризм – этическое направление, утверждающее:
А) наслаждение, стремление к счастью, полноценному раскрытию возможностей тела и духа как высшее благо
Б) строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении мысли, исключающее компромиссы, учет других принципов
В) ограничение, подавление чувственных желаний
Г) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, выгоды для человека
9.Первым профессионально-этическим кодексом считается:
Б) «Юности честное зерцало»
Г) «Клятва Гиппократа»
10.Выражение уважительного отношения к людям – это:
11.Стремление первым оказать любезность, помощь, избавить человека от неудобств и неприятностей – это:
12.Какое требование соответствует этикету:
А) После дождичка в четверг
Б) Как только, так сразу
В) Обещанного три года ждут
13.Что является показателем вежливости королей:
14.Основным критерием моральности деятельности работника сферы сервиса является:
А) соблюдение интересов профессиональной группы
Б) содействие социальному прогрессу
В) соблюдение интересов клиента
Г) получение максимальной прибыли
15.Культура речи сотрудника сферы сервиса не предполагает:
А) богатый словарный запас
В) грамматически правильное высказывание
16.Выберите примеры, которые соответствуют этическим запретам в процессе телефонного разговора:
Б) «Петрова нет на месте. Чем я могу помочь?»
В) «Лады. Договорились. Пока»
А) наука о чувственном познании красоты в действительности, искусстве, природе, физическом и духовном состоянии человека;
Б) наука о рациональном познании красоты в действительности, искусстве, природе, физическом и духовном состоянии человека;
В) наука о чувственном познании красоты в искусстве в противовес «безобразной действительности»
В) научно-технический прогресс
19.Охарактеризуйте понятие «лаконизм»
21.Жанр романа-трагедии связан с творчеством:
22.Отличительной чертой этого художественного стиля стало обращение к формам античной литературы как идеальному эстетическому эталону:
23.Расцвет реализма в русской классической литературе приходится на:
А) 1850 – 1890-е годы
Б) 1900 – 1910-е годы
В) 1920 – 1950-е годы
Г) 1800 – 1812-е годы
24.Зависимость художника от идеологии отличает:
25.Принцип «истинная красота – это свидетельство божественной мудрости» характерен для мировоззрения:
Г) эпохи Возрождения
26.Выберите форму проявления эстетического из следующего перечня понятий:
27.Что из перечисленного относится к категории возвышенного:
А) высокомерное отношение к окружающему миру
Б) нечто находящееся в пространстве выше всего остального
В) выражение сущности значительных событий и явлений
Г) нечто находящееся во времени очень далеко от современного
28.Что относится к эстетической категории комического:
А) создает духовное удовольствие
Б) утверждает смешное как главную цель в жизни
В) показывает общественные явления, не соответствующие закономерностям развития
Г) заставляет смотреть на жизнь саркастически
30. Почему театр и цирк называют синтетическими видами искусства?
Эталоны ответов к тестовым заданиям
«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Золотым это правило называется потому, что ему придавалось большое значение и оно прочно укрепилось в общественном сознании
Вежливые слова сказать легко, это действие ничего не стоит для говорящего их. В то же время эти слова показывают слушающему их, что его уважают, принимают, ценят.
Что Такое Эстетика? Определение Простыми Словами
Все слышали слово эстетика, но большинство имеет смутное представление, что это такое. Мы нередко называем ценителей прекрасного эстетами, но достаточно часто в этом сквозит сарказм.
Отчасти это происходит из-за непонимания, что же это такое и насколько важна эстетика в повседневной жизни. Почему же эстетика и эстеты вызывают недоумение?
Что такое эстетика?
▪️Как и многие понятия в философии, что такое эстетика простыми словами – объяснить невозможно. Ведь эта наука формировалась веками, и каждый толкователь объяснял это по-разному, то расширяя границы изучаемого, то сужая их.
▪️Эстетика – это простыми словами чувственность и восприятие прекрасного, где нет места утилитарности и практичности. Эстетика затрагивает лишь духовную сферу, вызывая эмоции от трепета, до благоговения.
▪️Эстетика в философии – это изучение влияния восприятия картин прекрасного на личность. В средние века в большей степени эстетика служила лишь как вспомогательная дисциплина религии.
▪️Искусство и творчество формировало отношение человека к богу, и всё прекрасное рассматривалась именно сквозь призму божественности.
▪️Пифагор находил божественную гармонию в цифрах и перенёс её на музыку. По его мнению, математически правильно рассчитанная длинна струн выдаёт единственно верные гармоничные звуки, способные очищать душу перед обращением к богу.
▪️В современном мире эстетика воспринимается как наука о прекрасном, в чём бы это прекрасное ни выражалось. Основное – это ощущения, испытываемые человеком и изучение системы его эстетических ценностей.
▪️Существует проблема, которая возникает из-за невозможности свести всё прекрасное к одному знаменателю. Огромное влияние оказывает субъективное отношение конкретного индивидуума к прекрасному, степень глубины его восприятия и то, что мы называем «вкусом».
О вкусах не спорят, что одному кажется восхитительным, другому покажется обыденным или нелепым. Невозможно составить единую систему ценностей, с которой согласятся все.
Кто ввёл термин эстетика?
В своей диссертации А. Баумгартен выделил эстетику в отдельную, самостоятельную дисциплину, которая имеет огромное влияние на духовный мир человека.
А. Лосев расширил изучение эстетики, которая прежде изучала лишь «изящное искусство», гармонию и те возвышенные чувства, которые они порождают. По его мнению, эстетика – это наука о любых чувствах вообще. Безобразное, трагическое, комическое, отвратительное, всё это может вызывать сильные эмоции, а значит, должно изучаться в рамках эстетики.
Современное изучение философии вышло далеко за рамки триады, которая заключалась в познании истины, красоты и добра, как единственные основополагающие признаки эстетики.
Что изучает эстетика?
Многие науки существуют самостоятельно. Это ботаника, математика, медицина, геология и другие. Это точные науки, каждая из которых имеет свою узкую специфику. Эстетика же присутствует в каждом из этих направлений, что делает эти науки привлекательными или отталкивающими для человека.
Нетрудно понять, что изучает эстетика, как наука. Культура поведения современного человека формировалась веками. Существует тесная взаимосвязь во влиянии искусства на человека, и наоборот.
Восхищаясь работами художников, артистов, поэтов, мы оказываем влияние на дальнейшее развитие искусства. Правильно сформированное отношение к прекрасному, правильному и гармоничному, заставляет творческих людей делать свои работы ещё лучше.
Основы эстетики заключаются в изучении эстетических взглядов, эстетических потребностей, и формировании эстетического вкуса и идеала.
Эмпирическая эстетика изучает реакции человека на уровне нервной системы, что привлекает исследователей во многих сферах жизни. Физиологическая реакция (сердцебиение, дрожь) выражает чувственную реакцию на объект, но, в свою очередь, могут стать её первопричиной.
Эстетические науки достаточно плотно изучаются в рамках многих профессий. Техническая и индустриальная эстетика состоит из множества направлений, которые изучаются отдельным курсом. Как ни странно, чтобы предмет стал эстетичным, в первую очередь он должен быть эргономичным, функциональным и полезным.
Виды эстетики с примерами
Какая бывает эстетика – вопрос философский. Условно можно разделить эстетику на пять категорий:
► Прекрасное – безобразное;
► Возвышенное – низменное;
► Трагическое – комическое (сатира, юмор, карикатура, ирония);
► Поэтическое – прозаическое;
► Глубокое – поверхностное.
Кроме этого, различные исследователи дополнили виды эстетики своими категориями. Это гармония, героизм, изящное, убогое, безобразное и т. д.
Получение эстетического удовольствия – чисто человеческое качество. Ведь чувствительность в огромной мере зависит от настроения человека, его душевных качеств и обстоятельств.
✔️ В качестве примера можно привести светофор. Наблюдая за светофором, человек воспринимает зелёный свет как сигнал, разрешающий ему двигаться вперёд. Никаких других ассоциаций с зелёным цветом на этом этапе не возникает. Однако, если этот же человек на выходные выберется на природу, увидит зелёный луг, деревья, прекрасные просторы, в его сознании возникнет радость и восторг от обилия зелени кругом.
✔️ В другом примере можно привести парус. Сама по себе парусиновая ткань не очень красива, ведь это просто полотно. Но, если увидеть на горизонте корабль, чей парус полон ветра, у большинства людей эта картина вызовет эмоции. Это чувство наполненности, свободы и каких-то смутных, неопределённых возвышенных желаний и фантазий.
Всё это происходит от того, что человеку свойственно очеловечивать предметы и явления, чтобы лучше понять их природу. Рассвет, дождь, щебет птиц не эстетичны сами по себе, но очеловечивание этих явлений придают им смысл и значение.
Согласно марксистской теории, человек преобразует природу, для удовлетворения собственных потребностей, и в то же время изменяется и развивается сам. Изменяя природу, «очеловечивая» её, человек самоутверждается в этом мире и совершенствуется, отходя всё дальше от первобытного дикаря. Только став своеобразным зеркалом, и видя собственное отражение в явлениях, человек начинает чувствовать и воспринимать прекрасное.
Создавая что-то новое и уникальное, человек испытывает радость, гордость, восхищение, что способствует дальнейшему развитию творчества. Интересно подмечено, что произведения искусства, наблюдаемые в залах музея, вызывают большее эстетическое наслаждение, чем те же самые предметы, но в обычной обстановке, скажем, в квартире. То же самое касается и авторства предметов. Чем знаменитее автор, тем больший восторг вызывают его творения.
Н. Г. Чернышевский писал об объективности прекрасного. То есть, о существовании прекрасного, вне зависимости от отношения к нему конкретного субъекта. Противники данной теории утверждают, что восприятие красоты вещей (явлений) в большей степени обусловлена человеческим сознанием, социальными, расовыми, классовыми или другими признаками.
Гармония, пропорции, симметрия, и другие прекрасные качества существуют объективно, но приобретают эстетическую ценность, лишь становясь значимыми для человека. Эту значимость невозможно переоценить и, несмотря на то, что эстетика – это исключительно «высокодуховное» чувство, знание и понимание эстетики находит широкое применение в нашей повседневной жизни.
Почему эстетика важна в нашей жизни?
Эстетика и эстетическая деятельность выходит далеко за рамки художественного искусства. Можно выделить основные сферы, в которых эстетика и эстетичность проявляется ярче всего.
✔️ Экоэстека изучает эстетичность действий человека по отношению к окружающей среде. Потребительское отношение к природе грозит экологической катастрофой, и в данном случае, используется категория «прекрасное-безобразное».
Экоэстетика воспитывает правильное отношение к природе и доказывает её самоценность. Деревья и природные материалы – это красиво и гармонично, свалки и вырубленные леса – безобразно. Экоэстетика пытается найти баланс между индустриализацией мира и гармонией природы.
✔️ Эстетика трудовой деятельности рассматривает красоту производственной деятельности. Сюда входит проектирование зданий, конструирование одежды, и любое другое производство потребительских промышленных товаров.
✔️ Эстетика и искусство являются самыми непростыми для изучения. Возвышенная и самая прекрасная духовная поэзия не может тронуть каждое сердце. Трагическая гибель героя не может вызвать слёзы у каждого читателя. Неважно, насколько человек восприимчивый, он не отзовётся, если не видит собственное отражение в конкретном сюжете.
Искусство формирует у зрителя (слушателя) отношение к миру и определяет его взаимодействие с социумом. Это своеобразная историческая энциклопедия, в которой можно прочесть о мечтах, страстях и трансформациях общества в разные эпохи.
Политические деятели осознают, что эстетика значит для человека и активно этим пользуются. Нередко чувственное восприятие возникает одномоментно, и при повторении, оно закрепляется в сознании.
Человек идеализирует того лидера, который вызвал положительные эмоции, и уже не может относиться к нему критично. Правильно составленная пропаганда делает из общества практически фанатиков.
Понимание природы возникновения эстетических чувств объясняет возникновение душевного трепета, и даже в некоторой степени позволяет управлять им. Эстетическое чувство можно воспитать, и тем самым познать самого себя.
Нет науки более сложной для понимания, чем эстетика. Её нельзя описать словами, нельзя увидеть или услышать. Её можно лишь почувствовать своим сердцем.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Основные эстетические категории: понятие, классификация, описание
Эстетические категории являются первыми и важнейшими вехами в системе эстетических понятий. В них отражается опыт и традиции культуры, социально-политические особенности, духовные ценности. Наряду с законами и общими понятиями эстетики они помогают осмыслить свойства реальности, красоту и гармонию, особенности художественного творчества и социальное бытие.
Понятие категории в эстетике
Вам будет интересно: Цитаты Авиценны: отражение личной философии
Под эстетическими категориями подразумевают самые общие понятия, описывающие процессы творчества (культурного, художественного, музыкального, кинематографического и другого). Они одновременно отражают суть явлений бытия в философии. Система эстетических категорий – это устойчивая взаимосвязь основных понятий, где изменение одних элементов влечет за собой трансформацию других.
Анализ категорий эстетики неразрывно связан с рассмотрением их в исторической ретроспективе, так как их содержание менялось на протяжении веков. В методологии данной науки не раз возникали и нигилистические мнения по поводу возможности категориального описания. Так, итальянский философ и политик Бенедетто Кроче в своих трудах обосновал идею, согласно которой все эстетические категории носят индивидуальный характер, воспринимаются каждым человеком по-своему, а потому являются псевдопонятиями. Так как им нельзя дать точное и однозначное определение, то в философии от них следует отказаться.
Вам будет интересно: Эпоха Ельцина: история, характер и итоги правления
Одной из центральных категорий или метакатегорий, связанных с многообразием выразительных форм окружающего мира, является эстетическое видение. Оно позволяет установить взаимосвязь с философией и социологией искусства, показать прекрасное, как одно из важнейших измерений эстетического восприятия, присущего духовной природе человека.
Категории
К основным эстетическим категориям относят:
К этой группе можно добавить и дополнительные категории: мимезис (подражание), хаос и гармония, ирония, гротеск, аллегория, а также большое количество других. Исчерпывающего списка не существует, так как эстетика лишь указывает путь, позволяющий выйти человеку из области утилитаризма и приобщиться к более высокой, духовной реальности. Часть этих категорий рассматривается в рамках общих принципов искусства – мимезис, побуждение, художественный вкус и объективность, стиль, а другие – при анализе языков искусства (художественный символ и образ, симулякр).
Вам будет интересно: Уровни коммуникации: понятие, виды и классификация
Многие из этих понятий существовали еще в древности. В современной эстетике их содержание было переосмыслено, появились новые категории: абсурд, лабиринт, художественное пространство и время и другие. Вводятся также более общие понятия эстетического качества или свойства.
Прекрасное
Одной из самых ранних категорий в эстетике было «прекрасное», описывающее явления, которые обладают наивысшей эстетической ценностью. Представления о том, что прекрасно, были различными в разных культурах и эпохах.
Во времена Античности под этим термином понимали свойство мира – идеальный порядок. Древнегреческие мыслители Пифагор и Аристотель видели прекрасное в гармонии – соразмерности, согласованности частей и упорядоченности многообразия. Эта идея реализовалась в архитектуре данной культуры – храмы Древней Греции отличались соразмерностью пропорциям человека. Тогда же возникла идея о том, что прекрасное создается при помощи вдохновения и мысленного преобразования реальности.
Особую роль в развитии эстетики сыграл Аристотель. Эстетические категории прекрасного, трагического и подражания в его трудах приобрели онтологический характер. Основной из них он считал мимезис – творческое подражание действительности в искусстве, способное представить образ прекрасным или безобразным. Его точка зрения была отличной от мнения Платона, который подразумевал под этой категорией простое копирование.
В средние века понятие прекрасного отождествлялось с божественным. Только Бог придает косной материи эстетические свойства. Аскетизм той эпохи отрицает греховное наслаждение произведениями искусства. Прекрасное, оно же божественное, должно укрощать желания человека и помогать ему на пути к вере.
В эпоху Возрождения эта эстетическая категория в искусстве возвращается к античным традициям. Прекрасное, в том числе красота человеческого тела, стало символом добра, а безобразное – зла. В эпоху Классицизма смысл данного понятия приобрел другой оттенок – оно стало отождествляться с изящным и правдивым. Таким образом прекрасное во многом зависит от субъективного восприятия мира, чем и объясняется большая разница в эстетических оценках отдельных личностей.
Безобразное
Вам будет интересно: Почин – это хорошее начало
Безобразное как одна из основных эстетических категорий возникла как противопоставление прекрасному, возвышенному и эстетическому. Диалектическое отрицание является характерной особенностью безобразного в действительности и в искусстве. Оно связано с такими характеристиками, как негативные эмоции, неприятие, антиценность, отвращение.
Во времена греко-римской античности безобразным в действительности были разрушающиеся объекты и умирающие, разлагающиеся существа, в концепции морали – безнравственные деяния, в политике – злоупотребление полномочиями, обман и другие явления. В искусстве обозначить безобразное сложнее, так как оно может быть фактом искусного подражания (изображения). Цицерон и Аристотель также подчеркивали, что безобразное и уродливое всегда присуще комическому.
Под безобразным в эстетике понимают свойства объектов, которые обладают отрицательным значением в общечеловеческом плане, но не несут серьезной угрозы. Прекрасное доставляет наслаждение при созерцании, а безобразное – отталкивает.
Трагическое
Трагическое, как категория эстетики, впервые появилось у Аристотеля. В его понимании это был неразрешимый конфликт, обязательная составляющая которого – страсть и страдание. Их причинами является возвышенное.
С тех пор более, чем за 2000 лет, понятие трагического сильно изменилось. Эта проблема в современном искусстве и философии пересекается с осознанием смертности, греховности и несовершенства человека, а также отсутствием свободы. В то же время, вместе с трагичностью безвозвратной гибели, трагическое утверждает бесконечность мироздания. Эта категория пытается решить проблемы жизни и смерти, смысла бытия, вечности постоянно меняющегося мира.
Комическое
Сущность комической эстетической категории заключается в противоречии. Ее можно охарактеризовать как результат противостояния прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, бестолкового и разумного, ложного и истинного. Формы такого противопоставления, а, следовательно, и комического, очень разнообразны.
Особенностями этой эстетической категории в литературе являются:
Возвышенное
В Древней Греции под возвышенным понимали не категорию эстетики, а стилистическую фигуру речи. В Средневековье высшим благом и возвышенным был Бог, а на уровне человеческого бытия это означало стремление к идеальному и чистому.
В современном осмыслении эта категория носит оттенок положительного значения объектов, которые еще не раскрыты до конца и таят в себе огромный потенциал. Это нечто колоссальное, могучее и превосходящее возможности человека на современном этапе развития.
Низменное
Низменное, как и безобразное, является противопоставлением. Оно противоположно категории возвышенного и представляет собой крайнюю степень безобразного.
Ужасное
Категория ужасного по смыслу близка к трагическому. Ее отличие заключается в том, что оно беспросветно и не оставляет никакой надежды на лучшее. Исход ужасного – безнадежен, а гибель в этом случае не несет просветляющего начала, так как это не подвластно человеку. В средневековом сознании данная категория была связана с муками ада и грядущим Страшным судом.
Примером ужасного у французского писателя и философа Дени Дидро была картина, на которой изображен человек, брошенный на растерзание диким зверям. Его страдание и гибель совершенно бессмысленны и приводят к пессимистическому мироощущению.
Хаос и гармония
К древнейшим эстетическим категориям относятся также хаос и гармония. Размышления об этих двух понятиях среди философов часто приводили к вопросу о разумном формировании мира из первоначального хаоса. Так, немецкий философ Гегель, задаваясь мыслью о случайности, спрашивал у читателя: сколько раз необходимо рассыпать буквенный набор, чтобы из него получилась поэма Гомера «Илиада»?
Гармония в понимании древнегреческих мыслителей представляет собой некое целое, состоящее из совокупности элементов, которые зачастую носят противоположный характер. Гармония – это согласие между людьми (социальная сфера), между людьми и богами (духовная сфера) и между природными явлениями (онтологическая сфера). Она несет в себе положительную характеристику, которая направлена на воссоединение.
Хаос же представляет собой противоположность гармонии, рассогласованность между какими-либо элементами. Обе категории существуют в едином мировом пространстве. Самым удивительным является то, что хаос способен породить гармонию: из столкновения частиц и их взаимодействия рождаются звезды, планеты и мир материи в целом.
Катарсис
Категория катарсиса имела большое значение в античной культуре. Ее понятие включало в себя прежде всего духовное очищение в результате эстетического переживания. В те времена считалось, что искусство способно лечить психические и другие заболевания, укрощать вредные страсти человека. В современной психологии также есть специфическое направление – арт-терапия, предназначенная для решения внутренних проблем, реабилитации после психических и физических травм, снижения уровня стресса.
В современном понимании катарсис граничит с экспрессивностью, самовыражением, сублимацией посредством живописи, скульптуры, актерской игры, музицирования и других направлений в искусстве. При восприятии художественного произведения человек также должен испытывать катарсис, который приводит к возникновению чувства прекрасного и стремлению быть лучше. Данная категория тесно связана с художественным образом. Он воздействует на человека своей эмоциональностью, призывает к сопереживанию.
Художественный образ
Художественный образ как эстетическая категория является обобщенной картиной, которая создается с помощью вымысла и обладает эстетическим значением. Он также служит единственно возможной формой отображения действительности в искусстве. Вымысел художника создает другую реальность в контексте эстетического идеала, который опирается на жизненный опыт. Трактовка образа может быть также различной, в зависимости от знаний осмысливающего человека и исторической эпохи.
Существует множество приемов для создания образа: сравнение, типизация, обобщение, вымысел и другие. Художественный образ обладает следующими функциями: