в философии какого типа сознание начинает рассматриваться в качестве функции мозга
Раздел III. Философская антропология
Тема 16. Философия сознания
181. Вопрос об отношении сознания к чему марксисты считают «основным вопросом философии»?
А) вопрос об отношении сознания к бытию
б) вопрос об отношении сознания к подсознанию
в) вопрос об отношении сознания к труду
г) вопрос об отношении сознания к языку
182. Какое философское направление основывается на тезисе, что бытие определяет сознание?
А) диалектический материализм
б) объективный идеализм
в) субъективный идеализм
г) схоластический реализм
183. Какая разновидность материализма представлена в суждении, что «общественное сознание отражает общественное бытие»?
а) вульгарный материализм
б) естественнонаучный материализм
В) исторический материализм
г) механистический материализм
184. Какая разновидность материализма представлена в утверждении К. Фохта, что мозг выделяет мысль так же, как печень — желчь?
а) античный атомизм
Б) вульгарный материализм
в) исторический материализм
г) механистический материализм
185. Какое из предлагаемых суждений выражает философскую позицию Р. Декарта?
а) мышление есть секреция мозга
Б) мышление есть субстанция
в) мышление есть функция мозга
г) мышление есть электрохимическая пульсация в нервной системе
186. В философии какого типа сознание начинает рассматриваться в качестве функции мозга?
а) диалектический материализм
б) немецкая классическая философия
в) средневековая схоластика
Г) французский материализм XVIII века
187. В философии какого типа началась разработка понятия о культурно-исторической обусловленности сознания?
а) античный атомизм
б) диалектический материализм
В) немецкая классическая философия
г) французский материализм XVIII века
188. Какое философское направление рассматривает интенциональность как основное свойство сознания?
б) диалектический материализм
Г) феноменология
189. Кто считал, что человеческое «Я», обладающее сознанием, похоже на всадника, который пытается править превосходящим его по силе конём (бессознательным), но вынужден «вести коня туда, куда конь хочет»?
В) Фрейд
190. Какой фактор сыграл, с точки зрения диалектического материализма, решающую роль в генезисе человеческого сознания?
а) комфортный климат
Г) труд
191. Что такое психофизиологическая проблема?
а) проблема возможности психики у микроорганизмов
б) проблема возможности телекинеза
в) проблема соотношения между ощущениями и понятиями
Г) проблема соотношения психических и физиологических процессов
192. Как называется направление в разработках кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека?
В) искусственный интеллект
193. Кто авторы известного афоризма: «Язык есть непосредственная действительность мысли»?
а) Делёз Ж. и Гваттари Ф.
б) Келле В. и Ковальзон М.
в) Леви-Стросс К. и Вейль А.
Г) Маркс К. и Энгельс Ф.
Тема 17. Проблема человека в философии и науке
194. В философии какой эпохи впервые появилось понятие о человеке как «микрокосме»?
А) в античной философии
б) в новоевропейской философии
в) в ренессансной философии
г) в средневековой философии
195. Какое определение человека характерно для античной философии?
а) человек есть ансамбль общественных отношений
Б) человек есть микрокосмос
в) человек есть существо, производящее орудия
г) человек есть творение божье
196. В философии какой эпохи человек впервые представлен владыкой «над всею землею»?
а) в античной философии
б) в новоевропейской философии
в) в ренессансной философии
Г) в средневековой философии
197. В философии какой эпохи появились механистические представления о человеке («человек-машина»)?
а) в античной философии
Б) в новоевропейской философии
в) в ренессансной философии
г) в средневековой философии
198. Кто в XVIII веке обозначил биологический вид человека термином homo sapiens, выделив разумность в качестве специфического признака?
Г) Линней К.
199. О каком из четырёх вопросов философии, сформулированных И. Кантом, сам Кант говорил, что все остальные вопросы относятся к нему?
а) что я могу знать?
б) что я должен делать?
в) на что я могу надеяться?
Г) что такое человек?
200. Кто определил человека как «животное, производящее орудия»?
Б) Франклин Б.
201. Кто определил сущность человека словами: «. Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»?
Б) Маркс
202. Как называется принцип, который провозглашает человека исходным пунктом и конечной целью философии?
а) антропный принцип
Б) антропологический принцип (антропологизм)
в) гуманистический принцип
г) филантропический принцип
203. Кто ввел и обосновал в философии антропологический принцип?
Г) Фейербах
204. Как называются ситуации в истории философии, когда на место натурфилософии или спекулятивной метафизики приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке?
Ответы на тесты по философии: Проблема сознания в философии
Просмотр:
Проблема сознания в философии
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
*в) диалектический материализм;
2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
3. «Бессознательное» в современной философии это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.
4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:
а) божественное озарение;
б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;
*в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).
5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
*б) постоянного конфликта;
в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;
г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;
д) «Я» постоянно контролирует «Оно».
6. Бессознательное в философии— это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
а) взросления человека;
*б) взаимодействия человека с реальностью;
в) получения образования;
г) научного познания.
9. Выберите правильный ответ:
а) сознание возникает еще в утробе матери;
*б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;
в) сознание предсуществует человеку;
г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.
10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
а) выработка трудовых навыков;
*б) общение с другими людьми;
в) обретение политической позиции;
г) взросление индивида.
11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
14. Гегель полагал, что сознание:
а) порождается материей;
б) способ самопознания материи;
*в) автономно от материи;
г) зависит от материи.
15. Первым объединил сознание и психику:
16. Свойство отражения:
а) присуще только неживой материи;
б) присуще только живой материи;
в) присуще только человеку;
17. С точки зрения вульгарного материализма:
а) сознание есть свойство всякой материи;
б) сознание есть свойство живой материи;
*в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
г) сознание есть свойство человека.
18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
*а) наличием абстрактного мышления и речи;
б) наличием способности работать с реальными предметами;
в) наличием опережающего отражения;
г) наличием раздражимости.
19. Выделите три наиболее характерные функции языка:
*а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
*б) отражательная (инструмент познания);
20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.
21. Человеческое сознание отличается от психики животных:
а) способнотью более четко отражать окружающий мир;
б) способностью воздействовать на окружающий мир;
*в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.
22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
*а) речевой деятельности;
б) социальной действительности;
в) божественного творчества;
г) творчества абсолютного духа.
23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:
4а) безусловные рефлексы у животных;
3б) условные рефлексы у животных;
2в) раздражимость у амебы;
5г) сознание человека;
1д) раскрывание и закрывание цветков у растений.
24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
4а) сознание – функция мозга по отражению действительности;
3б) сознание – свойство человеческого организма;
Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сознание – высшая форма психического отражения, внутреннее пространство психической реальности, чьи содержанием становятся как окружающий, так и собственный мир личности.
Понятие сознания в философии и психологии
Сознание представляет собой одну из основополагающих категорий философии и один из наиболее значимых феноменов психик. Благодаря сознанию человек способен воспринимать окружающий мир, сложные связи между его объектами, а также собственные психические процессы. Сознание выступает основанием для формирования самосознания, как высшей психической формы его развития возможной только в рамках социума. Благодаря самосознанию человек не просто воспринимает мир и себя, но становится способен осознать себя как личность, как выделенную из окружающего мира сущность, субъекта обладающего целенаправленной активностью, собственными желаниями и потребностями. Без сознания возникновение человеческого общества и всех его достижений не было бы возможным.
В философии сознание понимается прежде всего субстанционально. Оно рассматривается как самостоятельное и активное начало, олицетворяет в себе всю идеальную реальность, включающую в себя образы, понятия, идеи, знания, откровения и иные формы нематериальных объектов и сущностей. Важнейшим вопросом философии с древнейших времен и до наших дней является соотношение сознания и бытия, идеального и реального. Данный вопрос затрагивает не только метафизическое первенство духа или материи в качестве субстанции окружающего мира, но также предполагает определение места и значения человека в общей системе реальности. Через разрешение этого вопроса великие умы стремятся получить ответы и на иные «вечные» вопросы – о происхождении человека, о смысле человеческой жизни и существования человечества, о сущности и истинной природе человеческого существа.
В психологической науке представления о сознании значительно менялись по мере ее развития. Изначально под сознание понималась вся психика вообще, вне сознания душевная жизнь человека не мыслилась. Однако по мере развития экспериментальной науки подобное понимание сознания перестало отвечать и эмпирическим фактам, и целям и задачам самой науки и психологической практики.
Готовые работы на аналогичную тему
Сознание стало пониматься не как психика вообще, а ее форма, на которую проецируются основные процессы. Наряду с сознанием стали изучаться неосознанные, бессознательные и сверхсознательные формы психики, а в некоторых направлениях психологической науки, например, в бихевиоризме, понятие сознание и вовсе оказалось исключено.
Соотношение психики и мозга
Одним из частных аспектов вопроса соотношения сознания и бытия, является проблема соотношения психики и мозга, которая имеет определяющее значение для всей психологической науки, поскольку позволяет категориально определить сущность ее объекта исследования, но до сих пор остается неразрешенной.
В настоящее время в качестве наиболее признанных можно обозначить четыре подхода к решению данной проблемы:
Идеалистический подход базируется на традиционной для философии трактовке сознания. Психика понимается как независимая и самостоятельная нематериальная субстанция, обладающая субъектностью – т.е. выступающая источником активности и поведения человека. Именно психике отводится роль руководящего звена, мозг становится лишь инструментом для физиологической реализации психической деятельность, передачи идеальных процессов в физическую плоскость материального тела. Волевой аспект психики абсолютизируется, человек становится полностью независим от окружающих условий и реального мира, вся его жизнь – череда самостоятельных выборов в которых он руководствуется исключительно собственным произволом. Подобный подход реализуется в экзистенциальных направлениях философии и психотерапии, где именно психическому содержанию отдается преимущество перед физиологическим.
Физиологический подход полностью обратен идеалистическому, он базируется на идеалах строгой науки и медицинской точке зрения на психические процессы. Психика рассматривается как функция мозга, также как питание есть функция пищеварительной системы, дыхание – дыхательной и т.д. Мозг первичен, физиологические процессы в мозге полностью задают всю психическую деятельность индивида, а в психике нет ничего, что не было бы задано в процессах высшей нервной деятельности. При этом в отношении личности возникает жесткий детерминизм – мозг как биологическая система детерминируется средой, опытом (который возникает в ходе взаимодействия со средой), и наследственными факторами (опытом, закрепленным в генетике). Соответственно ни о какой свободе воли или проактивной позиции психики говорить не приходится, все решения детерминированы извне, они есть результат сложившихся обстоятельств и не могли быть приняты иначе. Переживание воли, принятия решения, не более чем иллюзия, механизм интерпретации собственных действий, создающий субъективное ощущение их значимости. Наиболее радикальные сторонники данного подхода полагают, что само понятие личности, ее свойств и индивидуальных качеств, не более чем самообман.
Концепции параллелизма и диалектической связи психики и мозга
Концепция психофизического параллелизма основывается на дуалистическом понимании человека – психика и тело рассматриваются в качестве самостоятельных и мало зависимых друг от друга частей, которые действуют сами по себе. Мозг детерминирует психологическую чувствительность – восприятие окружающего мира, переживание эмоций, реакций удовлетворения/неудовлетворения, боли, потребностей. Сознание со своей стороны реализует высшие психические функции – мышление, память, воображение, чувства, интеллект, которые используют данные мозговой деятельности, но выходят далеко за их рамки.
Диалектический подход предполагает, что психики и мозг находятся во взаимосвязи, обуславливая взаимное функционирование друг друга. Мозг является биологическим субстратом, обеспечивающим функционирование психики, однако сама психика не сводится лишь к функциональной мозговой активности. В данном случае можно говорить о переходе мозгового функционирования на качественно новый уровень, который неправомерно сводить к простой суммации процессов уровня нижележащего. Точно также как мозг не является простой суммой нейронов, а представляет собой интегративное образование, так и психика значительно шире, чем нематериальная реализация нервной деятельности. При этом между психикой и мозгом существует взаимная детерминация.
Проблема соотношения сознания и мозга в человеке
Мозг и сознание соотносятся на стыке философии и естественно-научных дисциплин. Философия подходит к данной проблеме достаточно серьёзно и представляет три варианта решения посредством:
Дуалистическая концепция видит материю и сознание как независящие друг от друга субстанции, которые существуют по своим законам. Идеализм рассматривает духовное начало как первопричину, а материю в качестве проявления духовной субстанции. Материализм, в свою очередь, подразумевает, что сознание – это один из типов материальных процессов, который является функцией высокоорганизованной материи.
Суть проблемы «сознание – мозг»
Наука, со своими особенностями больше стремится к материалистической форме миропонимания. Но стоит отметить, что абстрактное философское положение, которое подразумевает первичность материи и вторичность сознания не удовлетворяет науку, тяготеющую к выявлению механизмов, связывающих материю и сознание. Кроме того, стремиться придать некий смысл представлению о специфических особенностях сознательных процессов, а также зафиксировать невозможность их существования вне материи.
Д. И. Дубровский занимаясь проблематикой соотношения сознания и мозга, в результате пришел к выводам, что она основывается на двух вопросах, требующих решения:
Д. Дубровским была предложена своеобразная информационная модель, чтобы получить возможность объяснять проблемы «сознание – мозг». Учёный считает, что сознание – это особый тип информации. В силу этого, отношение между материальным и психическим – это отношение между носителем информации и самой информацией. Стоит отметить, что сознание не похоже на других носителей информации по своему кодовому воплощению. Этим кодом являются мозговые нейродинамические процессы.
Сознание является образом, а мозговые процессы служат кодом для этого образа.
Нефизическая связь присуща любой информации и её материальным носителям. Информационная природа объясняет при этом управляющую функцию сознания. В силу того, что любой информации характерна содержательная и ценностная характеристика, она приобретает очертания фактора управления.
Ключевой особенностью сознания является то, что оно – это информация о предмете, и ни в коем случае не о коде. Потому что информацию о коде хранит нейрофизиологический процесс в мозге. Однако нейродинамический процесс скрыт от сознания.
Следующей особенностью информационного сознания является то, что один образ может быть передан неисчислимым количеством кодов. Этот факт подтверждён и обоснован научными и медицинскими данными.
В случае повреждения мозга человека, другие области выполняют её функции. Кроме того оба полушария могут работать вполне во взаимообратном режиме, но только частично.
Информационная концепция сознания подразумевает конкретное истолкование философского положения касательно первичности материального и неразрывности материального и психического. Кроме того, посредством информационной концепции интерпретируются конкретные механизмы связи между материальным и психическим. Ввиду этого, информационная модель соотношения сознания и мозга используется не только философами, но и учёными, которые занимаются изучением естественных наук.
Проблема идеального
В повседневном представлении идеальное отождествляется с понятиями «совершенство», «идеал», «пример». Однако философская наука надаёт этому слову иной смысл. Впервые об идеальном говорит Платон в своей онтологии, где он утверждал, что идеальное – это самостоятельное, не зависящее от человека, существование идей. Идеи складываются в царство бытия, а материя не принадлежит этому миру. При соединении с материей создают союз бытия и небытия, перемешиваясь между собой, создаются единичные вещи. Платон говорил, что идея играет роль идеала для единичной вещи и воплощается как основа её бытия и конечная цель стремления.
Согласно концепции Г. Гегеля, панлогизм – это идеальное. Мыслитель утверждал, что реальность существует постольку, поскольку несёт в себе идею и выражает её. В конечном итоге, всё существующее отождествляется с идеей, а то, что не отождествляется, находит проявление во временном и случайном.
В российской философии также активно обсуждалась проблема идеального. В ходе длительных споров, образовались две теоретические позиции противоположные друг другу. Одни утверждают, что идеальное не стоит соотносить с индивидуальным сознанием или субъективной реальность. По их мнению, идеальное может существовать вне зависимости от человека, и представлено в таком случае культурными достижениями и ценностями. Этого мнения придерживаются Э. Ильенков и его последователи.
Идеальное – это отражение реальности в виде духовной деятельности людей, а также любые формы их деятельности.
Идеальное представляется в виде морально-нравственных и правовых установок, государственно-политическими формами, а также логическими нормами и рассуждениями. Все эти понятия противопоставляются индивидуальному сознанию и существуют в виде специфической реальности, которая обусловливает способ жизнедеятельности человека.
Таким образом, можно утверждать, что идеальное не тождественно субъективной реальности, а скорее выступает в качестве элемента общественного сознания, к которому в процессе поглощения достижений культуры присоединяется определённый индивид. Индивидуальное носит объективных характер по отношению к индивидуальной психике, более того, оно существует вне зависимости от неё. Бытие идеального – это особенное бытие культуры. В силу этого, не каждый субъективный образ может носить название идеального. Идеальными могут считаться только те предметы – результаты человеческой деятельности, необходимость которых всеобще доказана.
Э. Ильенков в своей теоретической позиции в истории философии активно обращается к идеям Г. Гегеля и Платона.
Противоположную точку зрения относительно идеального представил Д. Дубровский. Он утверждает, что в корне неправильно понимать идеальное как что-то внеличностное и даже надличностное. По его мнению, идеальное оно в головах людей, т.е. оно субъективно. Его нет в социальной предметности.
Идеальное – это субъективная реальность.
Д. Дубровский говорит о том, что неправильно и даже неправомерно отождествлять идеальное с духовными явлениями, которые являются всеобщими и необходимыми. Всякое проявление человека может быть идеальным, даже случайные. Более того, он отрицает соотношение идеального только с рациональными мыслительными схемами. Мыслитель взывает к тому, что эмоционально-чувственные проявления личности, а также различные внезапные интуитивные порывы, которые находятся на границе сознательного и бессознательного также должны быть признаны идеальными. Он считает неправильным толкование идеального в школе Э, Ильенкова, поскольку это не соответствует требованиям творческой активности человека. Потому как Э. Ильенков объясняет идеальные конструкции как заранее продуманные способы жизнедеятельности человека.
При таком рассмотрении, где роль уникальных творческих способностей сводится к минимуму, человеческая личность полностью перестаёт интересовать философов, которые ориентируются на усвоении всеобщих и необходимых мыслительных схем.
Идеальное, по Д. Дубровскому – это субъективная действительность, которая существует в голове общественного индивида, так называемое личностное явление, которое отражает действие в субъективном плане, от объективного действия отличается тем, что изменения не происходят в материальном объекте.
Идеальное связано с материальными нейрофизиологическими процессами в мозге, оно представляется в виде способности человека быть носителем информации в «чистом виде». Из всего этого следует, что теоретическая позиция Д. Дубровского начинается на основе идей Д. Локка, Т. Гоббса. Именно они были основателями сенсуалистических концепций в истории философии.
В завершении стоит сказать, что и Э. Ильенков, и Д. Дубровский позиционируют свои воззрения в рамках догм, которые предложил ещё К. Маркс.
Идеальное, по К. Марксу – это материальное, которое было пересажено в человеческую голову и смогло там преобразоваться.
Данное определение соответствует обеим концепциям. Становится понятным, что проблема идеального, как и всякая философская проблема не имеет завершённости. Потому как в каждой новой культурной и общественной действительности всегда будут предлагаться всё новые и новые интерпретации.