в ходе каких игр ребенок осваивает те функции которые ему придется выполнять в будущем
В ходе каких игр ребенок осваивает те функции которые ему придется выполнять в будущем
Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин
Глава 1. Культурология в системе гуманитарных наук 5
Становление культурологии как науки 6
Междисциплинарные связи культурологии 8
Предмет и задачи культурологии 11
Структура культурологии как науки 15
Глава 2. Возникновение и развитие культурологической мысли 22
Доклассический период развития культурологии 23
Классический период развития культурологии 27
Просветительские и идеалистические концепции культуры 35
Глава 3. Неклассический период развития культурологии 45
Культурологическая концепция эволюционизма. Г. Спенсер, Э. Тайлор 45
Теория локальных цивилизаций. Н.Я. Данилевский 48
Философия жизни о культуре. Ф. Ницше 56
Глава 4. Культурологические теории современности 63
Морфологическая концепция истории О. Шпенглера 63
Концепция цивилизаций А. Тойнби 67
Концепция циклического развития культуры П. Сорокина 73
Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда 81
Концепция коллективного бессознательного К. Юнга 84
Функциональная теория культуры Б. Малиновского 87
Игровая концепция культуры И. Хейзинги 90
Пассионарная теория культуры Л. Гумилева 94
Глава 5. Культура как предмет изучения 98
Понятие «культура» 98
Основные теории культурогенеза 102
Культура и цивилизация 106
Глава 6. Структура и функции культуры 114
Артефакт, культурная форма и культурная система 114
Материальная и духовная формы культуры 116
Мировая культура и национальная (этническая) культура 122
Массовая культура и элитарная культура 125
Контр культура и субкультуры 131
Функции культуры 134
Глава 7. Динамика культуры 145
Модели (формы) динамики культуры 146
Типы динамики культуры 157
Источники (механизмы) культурной динамики 160
Факторы культурной динамики 165
Модернизация традиционных культур 172
Глобализация культуры современного мира 175
Глава 8. Бытие культуры 179
Культура и природа 180
Культура и язык 185
Культурная идентичность личности 188
Глава 9. Типология культур 199
Историческая типология культур 200
Формационная типология культур 201
Цивилизационная типология культур 202
Линейная типология культур К. Ясперса 204
Современные концепции типологии культур 206
Глава 10. Культура первобытного общество 211
Периодизация и характерные черты первобытной культуры 211
Становление культуры первобытного общества 214
Духовная первобытная культура 217
Художественная культура первобытного общества 224
Глава 11. Культура древних цивилизаций Двуречья 231
Культура древних цивилизаций Месопотамии 232
Духовная культура Месопотамии 238
Искусство месопотамских цивилизаций 242
Глава 12. Культура цивилизации Древнего Египта 248
Истоки культуры Древнего Египта 248
Культура Древнего царства 250
Культура Среднего царства 254
Культура Нового царства 256
Религия и искусство Древнего Египта 260
Глава 13. Единство и многообразие индийской культуры 266
Культура хараппской цивилизации и культура ариев 267
Культура в эпоху Маурьев 274
Культура в эпоху Гуптов 281
Культура Индии в период Средневековья и Нового времени 286
Глава 14. Традиционная культура Китая 294
Основные этапы развития культуры Древнего Китая 295
Духовная культура и религия Китая 297
Искусство Древнего Китая 303
Китайская культура эпохи Средневековья 305
Глава 15. Древнееврейская культура 317
Истоки и начало древнееврейской культуры 317
История религии древних евреев 319
Памятники древнееврейской культуры 325
Глава 16. Античная культура Древней Греции 328
Периодизация культуры Древней Греции 328
Крито-микенская культура 330
Культура гомеровского периода 333
Культура периода архаики 335
Культура классического периода 341
Культура эпохи эллинизма 350
Глава 17. Античная культура Древнего Рима 356
Культура эпохи Республики 357
Культура эпохи Империи 363
Культура поздней Империи 369
Глава 18. Культура Византийской цивилизации 373
Эволюция византийской культуры 374
Ранний период византийской культуры 375
«Темное время» и «Македонское Возрождение» 380
«Палеологовский Ренессанс» 385
Глава 19. Культура цивилизаций доколумбовой Америки 391
Культура ольмекской цивилизации 391
Культура цивилизации майя 393
Культура цивилизации ацтеков 397
Культура цивилизации инков 400
Глава 20. Европейская культура Средних веков 405
Особенности культуры Средневековья 406
Три типа культуры Средневековья 412
Художественные стили Средневековья 422
Глава 21. Арабо-мусульманский тип культуры 429
Истоки и основы арабской культуры 430
Арабо-мусульманская культура Средних веков 434
Глава 22. Традиционная культура Японии 445
Духовно-религиозные основы культуры Японии 445
Художественная культура средневековой Японии 449
Глава 23. Культура эпохи Возрождения 457
Предпосылки и особенности культуры Возрождения 457
Культура Итальянского Возрождения: интеллект, гармония и мощь 464
Северное Возрождение 478
Глава 24. Европейская культура Нового времени 486
Характерные особенности эпохи 487
Культура и искусство XVII в. Классицизм и барокко 491
Культура и искусство XVIII в. Рококо и сентиментализм 502
Глава 25. Основные направления европейской художественной культуры XIX в. 507
Социально-исторические особенности эпохи 508
Критический реализм и принцип типического 513
Импрессионизм и постимпрессионизм 518
Символизм и декаденство: художественное сознание и творческий метод 522
История русской культуры 528
Глава 26. Русская культура эпохи Киевской Руси 529
Истоки и условия зарождения русской культуры 529
Древнерусская языческая культура 532
Культура Киевской Руси, Древнего Новгорода и Пскова 536
Типологические особенности древнерусской культуры 550
Глава 27. Средневековая культура Московской Руси 553
27.1. Русская культура эпохи монголо-татарского нашествия 554
27.2 Начало культуры Московской Руси 558
Русская культура XVI в. 563
Обмирщение русской культуры XVII века. 570
Глава 28. Два лика русской культуры Нового времени 582
Культура эпохи Петровских реформ 583
Культура России 30—50-х годов XVIII в. 590
Формирование общенациональной русской культуры 596
Глава 29. «Золотой век» русской культуры 608
Русская культура первой половины XIX в.: развитие самобытности и самосознания 609
Русская культура второй половины XIX в.: гражданственность, нравственность и демократическая направленность 620
Глава 30. Культура Серебряного века: личность и ее духовный мир 631
Новые художественные течения в русской литературе 632
Изобразительное искусство Серебряного века 639
Глава 31. Мировая культура Новейшего времени (вместо заключения) 643
Основные особенности и тенденции современной мировой культуры 644
Современный модернизм 647
Модернизм в изобразительном искусстве 654
Постмодернизм и его особенности 663
Краткий словарь специальных терминов 669
Основная задача высшей школы — подготовка не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а формирование личности, способной творчески решать стоящие перед ней задачи, осознанно принимать решения по всем жизненно важным для нее вопросам.
Исследования рынка труда однозначно показывают, что современному обществу не нужны специалисты, способные решать узкоутилитарные задачи только в пределах усвоенного за время обучения комплекса знаний и навыков. Сегодня недостаточно овладеть специальностью, записанной в дипломе, необходимо быть в курсе последних достижений в своей профессиональной области, уметь творчески применять их на своем рабочем месте. А это доступно только всесторонне образованному человеку, с высоким уровнем общей культуры, который может найти новые нетрадиционные решения стоящих перед ним проблем. Быстрота и нестандартность мышления специалистов определяются не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и их эрудицией, широтой кругозора.
74,§ 6, 4, инкультурация
Социо-культурные процессы пронизывают нашу жизнь настолько, что порой мы даже не ощущаем этих процессов. Ты живешь в обществе: ходишь на учебу, затем на работу. Нормы, правила, ценности данного общества воспринимаются тобой как само собой разумеющиеся.
И только оказавшись в другой культурной среде, можно по-настоящему оценить, насколько твоя родная культура тебе родна и понятна. Все описанное выше называется инкультурацией. Разберемся с этим крайне интересным понятием.
Понятие инкультурации
Для понимания любого научного термина достаточно разбить его на части. Термин «инкультурация» состоит из двух частей «ин» и «культура». Думаю, любому толковому человеку сразу становится понятно, что «ин» производное от английского «in», что означает «в». А термин культура можно определить как систему духовных и материальных ценностей, созданных человеком.
Поэтому инкультурация — это процесс усвоения личностью ценностей данной культуры, процесс «вхождение» его в поле данной культуры. Инкультурация происходит благодаря усвоению личностью ценностей, традиций, правил культуры, в поле которой находится человек в данный период времени.
Ценности — это идеальные императивы, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни. К примеру, ценности карьеры, семьи, гуманности — относятся к универсальным, общечеловеческим ценностям. Для их усвоения не требуется понимать какие-то новые смыслы. Другое дело, что формы семьи могут быть разными.
К примеру, приезжаете вы в какую-нибудь Папуа Новую Гвинею, и видите, что в местном племени, к примеру, господствует полигамная семья, которая давно себя изжила во всем цивилизованном мире (о том, что такое цивилизация см. по линку). Стало быть вы и папуас поймете, что понимается под семьей, но смысл будет чуточку различаться.
Инкультурация происходит всякий раз, когда вы оказываетесь в поле некой новой культуры и живете в ней продолжительное время. Так, мигранты, уезжающие за границу испытывают инкультурацию, усваивая ценности новой для себя культуры.
Процесс это не всегда приятный, потому что приходится поступаться ценностями своей культуры. К примеру, приезжаете в какой-нибудь Гон-Конг, и привыкли жевать жевачку. Так вот, в Гон-Конге страшные штрафы за это дело: плотность населения такова, что жевание жвачки чревато распространением кишечной заразы. Да и плотность населения вас, понятно, сильно удивит. Придется привыкать — инкультурация, однако.
Инкультурация и социализация
Инкультурация это не тоже самое что социализация. Подробнее о социализации смотри пост по линку. Здесь же скажу лишь что социализация это вхождение личности в социальные отношения, интеграция ее в общественные связи. В ходе социализации индивид усваивает не только родную культуру, но и социальные роли, принимает на себя обязанности и реализует права, обусловоенные социальным статусом.
Общее между социализацией и инкультурацией то, что эти два поцесса продолжаются всю жизнь: каждый человек постоянно вхож в те или иные группы, субкультуры, где происходит его социализация и инкультурация.
К примеру сменил гражданин место работы: был слесарем, а стал директором компании. Понятно, что ему предстоит не только интегрироваться в соответствии со своим нвым социальным статусом и примерить на себя новые социалтные роли (социализация), но и усвоить корпоративнную культуру управленческого персонала.
Предмет
1. Образование. Педагогика. 2. Организация образования. 3. Социальная педагогика. 4. социокультурное образование. 5. философские проблемы. 6. социокультурное развитие. 7. развитие человека. 8. развитие общества. 9. взаимодействие культур. 10. светская культура. 11. религиозная культура. 12. инкультурация. 13. социализация.
Стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:
В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:
Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.
Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:
Описание
Модели инкультурации в образовании : материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 14-15 апреля 2018 г. / Алтайский государственный педагогический университет ; под науч. ред. С. А. Ан. — Барнаул : АлтГПУ, 2018. — 188 с.
В сборник включены материалы международной научно-практической конференции «Динамика моделей социокультурного воспитания в современном обществе», прошедшей в Алтайском государственном педагогическом университете 14–15 апреля 2018 г. (г. Барнаул). В конференции приняли участие ученые, работники образования, аспиранты, магистранты, студенты. Сборник состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются философские проблемы социокультурного развития человека и общества, во втором разделе представлены модели взаимодействия светских и религиозных культур, в третьем разделе – инкультурация и социализация в современном образовании. Статьи могут быть интересны специалистам в области образования, педагогам-практикам, аспирантам, магистрантам, студентам.
Некоторые психологические механизмы инкультурации
Ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей.
Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.
Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными.
Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо. То есть речь идет о наказании самого себя.
Создатель (Автор)
Редакционная коллегия:
Ан, Светлана Андреевна, доктор философских наук, профессор;
Афонина Раиса Николаевна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
Маркин Владимир Васильевич, кандидат философских наук, доцент;
Губанова Вера Ивановна
Литература
Авторские права
©Алтайский государственный педагогический университет, 2018
Материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 14-15 апреля 2018 г.
Инкультурация
Инкультурация — процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры.
Содержание
Понятия «инкультурация», «энкультурация» и «социализация»
В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных норм какого-либо общества. Однако их не стоит смешивать. Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. В отличие от социализации понятие инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений обмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру. Таким образом, индивид, срастаясь с родной культурой, становится человеком воспитанным.
Инкультурацию так же можно определить, как процесс придания личности общей культурной компетентности по отношению к стандартам того общества, в котором она живет. Сюда входит освоение прежде всего системы ценностных ориентаций и предпочтений, принятых в обществе, этикетных норм поведения в разных жизненных ситуациях, более или менее общепринятых интерпретативных подходов к различным явлениям и событиям, знакомство с основами социально-политического устройства, определенные познания в области национальных и сословных традиций, господствующей морали, нравственности, мировоззрения, обычаев, обрядов, обыденной эрудиции в социальных и гуманитарных знаниях и т.п., знакомство с господствующей модой, стилями, символами, регалиями, неформальными статусными ролями национальных авторитетов, современными интеллектуальными и эстетическими течениями, политической и культурной историей данного народа, основными символами национального достоинства, гордости и пр. Средства обретения индивидом всех этих многочисленных знаний также сосредоточены преимущественно в домашнем воспитании и общем образовании, а также всей совокупности социальных контактов личности со своим окружением. При этом следует помнить и все время учитывать, что индивид не в состоянии регулярно контактировать со всем обществом сразу и получать необходимую культурную информацию от всех социальных сословий, специализированных групп; он не может осилить даже тысячную часть накопившихся в национальном наследии «культурных текстов» и вариантов интерпретаций и оценок, содержащихся там;
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
Следует отметить, что рассматривается социализация и инкультурация преимущественно the middle man (среднего человека), не отличающегося какими-либо особенными талантами или недостатками. Но в каждом обществе всегда имеется определенный процент неординарно одаренных людей или, напротив, людей с ограниченными возможностями в практической и интеллектуальной (и особенно коммуникативной) деятельности, по отношению к которым процессы социализации и инкультурации приобретают порой весьма специфические формы, темпы, методику.
Важно отметить, что, в отличие от целей социализации, итогом инкультурации является интеллигент.
Стадии инкультурации
На протяжении всей своей жизни каждый человек проходит определенные фазы, которые называют стадиями жизненного цикла.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Инкультурация может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Игры бывают следующих типов:
В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению. Вторичная стадия инкультурации касается уже взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым человек считается, если обладает рядом важных качеств, среди которых:
Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается только отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время. Обычно это какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.
Инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.
Влияние окружающей среды на инкультурацию
Каждому человеку на протяжении всей его жизни приходится осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Исследования зарубежных ученых показали, что есть три способа передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:
Некоторые психологические механизмы инкультурации
Ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, идентификация, чувства стыда и вины.
Имитацией называется осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения. Обычно в качестве примера выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей.
Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.
Если имитация и идентификация являются позитивными механизмами инкультурации, то стыд и вина — негативными.
Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо. То есть речь идет о наказании самого себя.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Грушевицкая Татьяна Георгиевна
Книга «Культурология. Учебник»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Влияние культуры на личность происходит в процессах инкультурации и социализации, с помощью которых ребенок овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре. Как мы уже отмечали, под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена.
В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например, типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д. Результатом инкультурации является эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными: родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно или бессознательно человек учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.
Содержание процесса инкультурации составляет приобретение следующих знаний и навыков:
― жизнеобеспечение — профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;
― личностное развитие — приобретение общего и профессионального образования, общественная активность, любительские занятия;
― социальная коммуникация — формальное и неформальное общение, путешествия, физические передвижения;
― восстановление энергетических затрат — потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.
Инкультурация происходит несколькими путями, однако наиболее распространенный — опосредованный, когда человек наблюдает (как бы подглядывает) за поведением других людей. Такой механизм называется имитацией. При таком способе даже простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, например, прием пищи, с точки зрения инкультурации, представляет определенную ценность, поскольку состоит из определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Иначе говоря, культура учит нас: что, когда и как следует делать.
Инкультурация также происходит с помощью идентификации, в ходе которой дети усваивают родительское поведение, установки и ценности как свои собственные. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них.
Помимо позитивных механизмов инкультурации, какими являются имитация и идентификация, есть негативные механизмы — стыд и вина. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые — запрещают и подавляют его. Хотя чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачили и опозорили. При этом человек чувствует себя подавленным и униженным. Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей совести, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете мучаться от сознания совершенного вами плохого поступка. Таким образом, человек сам себя наказывает.
В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — начальную (первичную), охватывающую периоды детства и юности, и взрослую (вторичную), охватывающую зрелость и старость.
Первичная стадия начинается с рождения ребенка и продолжается до окончания подросткового возраста. Это процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, овладевают ее азбукой, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются у них в это время в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица, ребенок, хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает здесь скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможность выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Это приводит к тому, что они видят мир в черно-белом цвете и не способны на компромиссы.
Для этого периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Чаще всего это происходит в форме игры. Различают следующие типы игр:
― физические, тренирующие и развивающие физическую активность;
― стратегические, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;
― стохастические, знакомящие ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;
― ролевые, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
В играх развиваются такие личностные свойства, как интеллект, фантазия, воображение, способность к обучению.
Маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных. Им свойственна уединенная независимая игра. Чуть позже они начинают копировать поведение других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет малыши начинают учиться координировать свое поведение с поведением других детей. Они играют в соответствии со своими желаниями, но учитывают и чужие — объединенная игра. И, наконец, с четырех лет дети способны к совместной игре — координации своих действий и поступков с другими детьми.
Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду. Также важно, чтобы ребенок научился учиться. Параллельно осваиваются и другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер. В этот период приобретение и практическое освоение таких знаний и навыков становятся ведущими в жизни ребенка. Соответствующими институтами становятся детские дошкольные и школьные учреждения. Ребенок проводит там значительную часть своего времени. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.
Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизводство уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Разумеется, не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением (с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми), так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.