в каком формате не осуществляется подготовка данных для набора открытых данных с целью их публикации
Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных (версия 2.3) (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 4 июня 2013 г. N 4) (прекратили действие)
Методические рекомендации
по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных
(версия 2.3)
(утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 4 июня 2013 года N 4)
ГАРАНТ:
Настоящие методические рекомендации фактически утратили силу
См. методические рекомендации от 29 мая 2014 г. Версия 3.0 «По публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных»
1. Настоящий документ подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». В соответствии с подпунктом г) пункта 2 Указа Правительству Российской Федерации поручено до 15 июля 2013 г. обеспечить доступ в сети «Интернет» к открытым данным, содержащимся в информационных системах государственных органов и органов местного самоуправления Российской Федерации.
2. Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие термины и определения:
3. Не подлежит публикации в форме открытых данных информация, составляющая государственную тайну, содержащая конфиденциальные сведения, включая персональные данные, а также иные сведения, доступ к которым ограничен действующим законодательством Российской Федерации.
II. Определение перечней наборов открытых данных и приоритетности их публикации
4. Опубликованию в форме открытых данных подлежат сведения, содержащие информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемую в сети «Интернет» в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также сведения содержащие информацию, собираемую, хранимую, обрабатываемую или публикуемую государственными органами или органами местного самоуправления в рамках реализации своих полномочий.
В связи с существенными объемами опубликование информации в форме открытых данных необходимо осуществлять поэтапно, учитывая при этом следующие факторы:
а) востребованность соответствующих наборов открытых данных потенциальными потребителями информации, оцениваемую в соответствии с методическими рекомендациями по определению востребованности и приоритетности раскрываемых данных;
б) степень готовности, характеризующуюся наличием необходимых данных в структурированных форматах в электронном виде, а также готовностью организационных, технических, технологических и иных средств, необходимых для опубликования наборов открытых данных;
в) затраты на публикацию (финансовые, временные, трудовые), необходимые для опубликования наборов открытых данных и поддержания их в актуальном состоянии.
Сведения, обладающие высокой востребованностью и степенью готовности, требующие при этом минимальных затрат, должны публиковаться в форме открытых данных государственными органами и органами муниципальной власти в первоочередном порядке.
Для повышения степени готовности сведений к опубликованию в форме открытых данных государственным органам и органам муниципального самоуправления рекомендуется при проведении работ по проектированию, созданию или развитию автоматизированных систем устанавливать соответствующие требования к таким работам, предусматривающие использование машиночитаемых открытых форматов при сборе, обработке, хранении и публикации сведений.
При формировании реестра и наборов открытых данных следует учитывать, что:
а) опубликованию подлежат первичные (не агрегированные) данные с полной детализацией;
б) для каждого набора данных должно быть определено лицо, ответственное за содержание конкретного набора данных, его корректность, полноту и актуальность;
в) для каждого набора данных должна быть установлена периодичность обновления с учетом потребности пользователей информации;
Сформированный реестр открытых данных утверждается государственным органом или органом местного самоуправления и подлежит публикации на официальном сайте органа в сети «Интернет».
III. Технологическая инфраструктура
5. Подлежащие опубликованию наборы открытых данных или ссылки на эти наборы данных должны размещаться на официальных веб-сайтах государственных органов или органов местного самоуправления, являющихся обладателями этих наборов данных. Для этого веб-сайты должны быть подготовлены следующим образом:
б) на главной странице веб-сайта должна располагаться визуально различимая гиперссылка на страницу открытых данных с надписью «Открытые данные»;
г) для каждого опубликованного паспорта набора открытых данных на веб-сайте государственного органа или органа местного самоуправления должна быть предусмотрена ссылка на набор открытых данных.
IV. Технические требования к публикации наборов данных
Требования к наименованию и идентификационному номеру набора данных
6. Наименование набора данных, используемое паспортах отрытых данных, выбирается следующим образом:
а) наименование набора данных должно отражать его содержание;
б) наименование набора данных не должно повторять информацию, содержащуюся в идентификационном номере (коде) набора данных (см. ниже).
7. Идентификационный номер (код) набора данных формируется следующим образом:
Страница публикации открытых данных должна иметь заголовок «Открытые данные» и обеспечивать предоставление пользователям веб-сайта:
2) статистической информации о наборах данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления (их количество, форматы и т.п.);
3) средства поиска данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления. В случае если государственным органом или органом местного самоуправления открыто не более 20 наборов данных, такие средства поиска создавать не обязательно;
4) описания условий использования данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления (если такое описание не приведено на страницах наборов данных);
5) файловое представление перечня (реестра) наборов данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления.
Требования к публикации реестра наборов открытых данных
1) Представление реестра наборов данных в формате RDFa или HTML на странице /opendata/ для каждого набора данных должно включать:
— порядковый номер набора данных;
— ссылку на страницу паспорта набора открытых данных.
2) При использовании файлового представления реестра в формате CSV файл должен располагаться по адресу » /opendata/opendatalist.csv» или » /открытыеданные/реестроткрытыхданных.csv». Реестр должен содержать актуальный список всех паспортов наборов открытых данных (названия и ссылки на страницы этих паспортов). Записи о каждом из наборов данных должны быть разделены символом «перевод строки». Данные внутри записи о наборе данных должны разделяться символом «;» (точка с запятой). Внутри каждого поля данных символы «;» (точка с запятой) и «перевод строки» не допускаются.
3) При использовании файлового представления реестра в формате XML файл формата XML должен располагаться по адресу » /opendata/opendatalist.xml» или » /открытыеданные/реестроткрытыхданных.xml».
Требования к странице паспорта набора открытых данных
10. Заголовок страницы паспорта набора данных должен соответствовать названию набора данных. Страница паспорта набора данных должна обеспечивать предоставление пользователям веб-сайта:
2) описания условий использования набора данных (если такое описание не приведено на странице открытых данных);
3) возможности немедленной загрузки данных из опубликованного набора без требований по дополнительной авторизации, ввода кода Captcha и иных ограничений;
4) обратной связи (экранных форм для обратной связи в виде комментариев, либо ссылок на экранные формы для обратной связи), позволяющей пользователям веб-сайта оставлять предложения и отзывы по вопросам открытия государственных данных, в том числе по ошибкам, выявленным в наборах данных и их паспортах. Обратная связь, реализованная на странице набора данных, должна обеспечивать привязку вводимой пользователем информации к соответствующему набору данных.
На странице паспорта набора открытых данных должна быть информация, описывающая открытые данные по специальной структуре.
Паспорт набора открытых данных должен включать данные, перечисленные в Приложении 1.
Паспорт набора данных должен иметь представление в формате HTML или RDFa.
Паспорт набора открытых данных, отображаемый в визуальном интерфейсе, рекомендуется представлять с использованием формата RDFa в соответствии с требованиями, приведенными в Приложении 4.
Требования к представлению наборов открытых данных
11. Требования к публикуемым наборам открытых данных:
а) открытые данные должны публиковаться в форматах CSV или XML. В формате CSV рекомендуется публиковать данные, имеющие плоскую табличную форму, при этом в содержании записи не допускается использование символа перевода строки. Сложные иерархические данные рекомендуется публиковать в форматах XML;
б) в случае значительных объемов, частых обновлений или необходимости формирования специфических выборок открытые данные могут предоставляться через программный интерфейс, имеющий опубликованную спецификацию; программный интерфейс должен обеспечивать возможность полностью автоматического (без участия человека) доступа ко всем сведениям набора данных;
г) количество хранимых версий набора данных определяется на основании ресурсных возможностей для хранения с учетом потребности пользователей набора данных;
д) в случае, если размер набора данных превышает 10 мегабайт, рекомендуется архивировать его с помощью алгоритма архивирования, имеющего спецификацию в виде открытого стандарта;
е) вместе с данными, публикуемыми в формате XML, должны публиковаться файлы структурного описания формата в виде схемы XSD (язык описания структуры XML документа XML Schema, в соответствии с рекомендациями W3C http://www.w3.org/TR/xmlschema-0/, далее схема XSD);
ж) вместе с данными, публикуемыми в формате CSV, должны публиковаться файлы структурного описания формата в виде текстового файла (txt, csv), имеющего спецификацию в виде открытого стандарта;
з) в случае предоставления доступа к набору данных через программный интерфейс на странице набора данных должно быть приведено полное описание программного интерфейса (спецификации протоколов, форматов данных, первичные параметры доступа к сервису и пр.), достаточное для реализации полностью автоматического доступа к набору данных для специалиста, обладающего квалификацией программиста;
и) для представления наборов открытых данных, содержащих сведения из различных предметных областей, должны использоваться существующие форматы разметки типовых данных (schema.org, YMapsML, XAL и т.п.), имеющие опубликованную спецификацию;
к) необходимо избегать смены формата представления открытых данных, так как это затрудняет автоматическую обработку данных. В случае смены формата необходимо уведомлять пользователей, например, путем установки значения параметра «Содержание последнего изменения» в «Изменение структуры данных» в паспорте набора данных.
л) Атрибуты каждого набора открытых данных должны иметь краткое англоязычное представление (в виде англоязычных имен или краткого текста транслитерации)
12. Требования к публикуемой структуре наборов открытых данных:
а) Структура наборов открытых данных должна представлять описание каждого информационного поля набора данных.
б) Структура наборов открытых данных должна иметь файловое представление в формате XSD для наборов открытых данных, представленных в формате XML
в) Структура наборов открытых данных должна иметь файловое представление в текстовом формате (txt, csv) для наборов данных в формате CSV.
г) При изменении структуры набора открытых данных должна обеспечиваться версионность структуры и соответствие данной версии последующим наборам открытых данных
д) количество хранимых версий структуры набора данных определяется на основании ресурсных возможностей для хранения с учетом потребности пользователей набора данных;
ж) атрибуты каждой структуры набора данных должны иметь англоязычное представление (в виде англоязычных имен или краткого текста транслитерации);
з) описание структуры набора данных должно содержать и описание (в том числе в виде ссылок) всех справочников и классификаторов, используемых для формирования набора данных;
и) в случае предоставления доступа к набору данных через программный интерфейс, указывается гиперссылка на файл, содержащий описание такого интерфейса и условия использования.
V. Условия использования открытых данных
13. При публикации наборов открытых данных на странице перечня наборов в обязательном порядке должно присутствовать описание условий использования данных или ссылка на него.
15. Условия использования не должны ограничивать пользователей данных в их использовании в некоммерческих и коммерческих целях.
16. Условия использования должны предполагать безвозмездное предоставление открытых данных.
17. В условиях использования должно присутствовать требование по ссылке на источники публикации наборов данных в проектах, использующих данные из этого набора.
18. Рекомендуется публикация данных под лицензиями Creative Commons или Open Data Commons.
19. В условиях использования должны отсутствовать требования регистрации и авторизации на сайте для возможности пользования открытых данных.
VI. Порядок публикации наборов данных
20. Открываемые данные должны публиковаться в следующем порядке:
а) государственный орган или орган местного самоуправления переводит набор данных в формат, в котором этот набор данных подлежит публикации;
в) государственный орган или орган местного самоуправления проверяет доступность опубликованного набора данных для пользователей веб-сайта;
г) государственный орган или орган местного самоуправления передает в виде файла в формате CSV или XML запись об опубликованном наборе данных, выгруженную из реестра наборов данных, открытых государственным органом или органом местного самоуправления, в рабочую группу федерального уровня, ведущую единый реестр открытых данных;
д) рабочая группа федерального уровня обновляет единый реестр открытых данных, а также другую информацию об опубликованных наборах государственных данных, которую она ведет на веб-странице в сети «Интернет» для публикации сводной информации о данных, открытых государственными органами или органом местного самоуправления в машиночитаемых форматах.
* Пример реализации данного шаблона приведен в Приложении 1
Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и технические требования к публикации открытых данных (версия 2.3) (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 4 июня 2013 года N 4)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
Настоящие методические рекомендации фактически утратили силу
См. методические рекомендации от 29 мая 2014 г. Версия 3.0 «По публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных»
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
В каком формате не осуществляется подготовка данных для набора открытых данных с целью их публикации
NISO2004, ISBN: 1-880124-62-9, http://www.niso.org/publications/press/UnderstandingMetadata.pdf
2. Целевая аудитория
Основной аудиторией методических рекомендаций являются представители органов государственной власти, ответственные за публикацию открытых данных государственных органов или органов местного самоуправления, сотрудники государственных органов, являющиеся обладателями информации, и технические специалисты, организующие работу по публикации открытых данных в требуемом представлении.
В иных случаях Методические рекомендации служат руководством для всех желающих публиковать информацию в виде открытых данных на территории Российской Федерации на добровольной основе.
Методические рекомендации будут интересны тем, кому требуется общее понимание процедуры размещения открытых государственных данных на территории Российской Федерации и принципы работы при их публикации.
3. Определение наборов открытых данных и приоритетности их публикации
Опубликованию в форме открытых данных подлежат сведения, содержащие информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемую в сети «Интернет» в соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также сведения, содержащие информацию, собираемую, хранимую, обрабатываемую или публикуемую государственными органами или органами местного самоуправления в рамках реализации своих полномочий.
Опубликование информации в форме открытых данных необходимо осуществлять поэтапно, учитывая при этом следующие факторы:
а) востребованность соответствующих наборов открытых данных потенциальными потребителями информации, оцениваемую в соответствии с методикой мониторинга и оценки востребованности открытых данных;
б) степень готовности, характеризующуюся наличием необходимых данных в электронном виде, а также готовностью организационных, технических, технологических и иных средств, необходимых для опубликования наборов открытых данных;
в) затраты на публикацию (финансовые, временные, трудовые), необходимые для опубликования наборов открытых данных и поддержания их в актуальном состоянии.
Сведения, обладающие высокой востребованностью и степенью готовности, требующие при этом минимальных затрат, должны публиковаться в форме открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления в первоочередном порядке.
Для повышения степени готовности сведений к опубликованию в форме открытых данных государственным органам и органам местного самоуправления рекомендуется при проведении работ по проектированию, созданию или развитию автоматизированных систем устанавливать соответствующие требования к таким работам, предусматривающие использование машиночитаемых данных при сборе, обработке, хранении и публикации сведений.
При формировании как реестра наборов открытых данных, так и самих наборов открытых данных, следует учитывать:
а) публикации подлежат первичные данные, не подвергнутые предварительной обработке;
б) для каждого набора данных должно быть определено должностное лицо, ответственное по вопросам публикации открытых данных;
в) для каждого набора данных должна быть установлена периодичность обновления с учетом потребностей потребителей открытых данных.
Сформированный реестр открытых данных утверждается государственным органом или органом местного самоуправления и подлежит публикации на официальном сайте органа в сети «Интернет».
Пример реализации реестра приведен в Приложении 4.
4. Условия использования открытых данных
4.1. Требования к условиям использования открытых данных
При публикации набора открытых данных на странице набора в обязательном порядке должно присутствовать описание условий использования данных (например, ссылка на открытую лицензию) или ссылка на текст опубликованного документа, устанавливающего такие условия.
В каком формате не осуществляется подготовка данных для набора открытых данных с целью их публикации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной налоговой службы от 6 марта 2018 г. № ММВ-7-17/125@ “Об утверждении Регламента подготовки и раскрытия общедоступной информации в формате открытых данных в соответствии с принципами открытости”
В целях обеспечения доступа граждан и организаций к общедоступной информации о деятельности Федеральной налоговой службы в форме открытых данных, во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», реализации положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 1187-р, протокола заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 29.05.2014 № 4, приказываю:
1. Утвердить Регламент подготовки и раскрытия общедоступной информации в формате открытых данных в соответствии с принципами открытости согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 23.03.2015 № ММВ-7-6/118@ «Об общедоступной информации ФНС России, размещаемой в сети Интернет в форме открытых данных».
3. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России обеспечить контроль за своевременным представлением общедоступной информации в структурное подразделение центрального аппарата Федеральной налоговой службы, координирующее работу по формированию открытых данных, и в структурное подразделение центрального аппарата Федеральной налоговой службы, координирующее вопросы организации предоставления доступа к открытым данным и общедоступным сведениям ФНС России.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое и организационное обеспечение деятельности ФНС России по реализации проекта «Открытое правительство».
Руководитель Федеральной налоговой службы | М.В. Мишустин |
Приложение
к приказу ФНС России
от 6 марта 2018 г. № ММВ-7-17/125@
Регламент подготовки и раскрытия общедоступной информации в формате открытых данных в соответствии с принципами открытости
I. Общие положения
2. В настоящем Регламенте используются следующие основные понятия, термины и сокращения:
3. Участниками взаимодействия при подготовке и размещении общедоступной информации в формате открытых данных являются:
II. Подготовка и публикация общедоступной информации в формате открытых данных
4. Подготовка общедоступной информации в формате открытых данных осуществляется согласно Графику.
6. Координатор и Контент-менеджер проверяют Структуру набора данных на ошибки и возможность корректной конвертации материала в машиночитаемые Наборы открытых данных.
7. В случае некорректной подготовки материала, Контент-менеджер в течение семи рабочих дней направляет служебную записку Поставщику информации с рекомендациями по доработке.
8. После согласования Структуры набора данных, Поставщик информации направляет Техническому специалисту материалы для конвертации в машиночитаемые данные.
9. После конвертации материала в машиночитаемые данные Технический специалист передает их Контент-менеджеру или использует автоматизированные инструменты для самостоятельной публикации Набора открытых данных.
11. В случае передачи материала Контент-менеджеру для публикации, Контент-менеджер осуществляет проверку представленных материалов на корректность ввода и в течение семи рабочих дней обеспечивает публикацию на Интернет-сайте в соответствии с Методическими рекомендациями.
12. В случае использования автоматизированных инструментов для самостоятельной публикации Набора открытых данных Технический специалист контролирует проведение такой публикации.
14. Координатор, в случае обнаружения неактуального Набора открытых данных, размещенного на Интернет-сайте или Портале открытых данных, направляет служебную записку Поставщику информации о необходимости актуализации Набора открытых данных. При этом Поставщик информации, обязан актуализировать Набор открытых данных в двухдневный срок с даты получения служебной записки.
III. Особенности публикации общедоступной информации в формате открытых данных и формирования новых Наборов открытых данных
15. Наборы открытых данных должны публиковаться на Интернет-сайте с учетом требований Портала открытых данных для дальнейшего автоматического экспортирования.
16. Технические требования к представлению Наборов открытых данных в электронной форме утверждены Методическими рекомендациями.
17. При изменении Методических рекомендаций в части технических требований все изменения в Наборах открытых данных производятся в сроки, определяемые нормативным правовым актом, утверждающим внесение изменений в Методические рекомендации.
18. Частота обновлений Наборов открытых данных не должна быть реже одного раза в год.
19. При формировании новых Наборов открытых данных Поставщик информации должен предусматривать функцию автоматической выгрузки общедоступной информации в форматах открытых данных в информационных системах ФНС России, а также учитывать данную функцию при расширении функциональных возможностей информационных систем ФНС России в соответствии с Временными рекомендациями по формированию, направлению и рассмотрению требований к программному обеспечению АИС «Налог-3», утвержденными 01.12.2016 заместителем руководителя ФНС России А.С. Петрушиным, обязательными для применения с 01.01.2017 (направлены письмом Управления информационных технологий от 02.12.2016 № 6-8-04/0454@).
20. Запросы и предложения по формированию новых Наборов открытых данных направляются внешними потребителями Координатору любым способом, позволяющим идентифицировать отправителя запроса и содержащим контактные данные внешнего потребителя для целей обратной связи.
21. При поступлении от внешних потребителей запросов и предложений по формированию новых Наборов открытых данных, Координатор перенаправляет запросы и предложения Поставщику информации по направлению деятельности для представления заключения о возможности формирования указанных Наборов открытых данных.
Приложение
к Регламенту подготовки и раскрытия
общедоступной информации в формате
открытых данных в соответствии с
принципами открытости,
утвержденному приказом ФНС России
от 6 марта 2018 г. № ММВ-7-17/125@
Паспорт набора открытых данных
Обзор документа
Усовершенствован порядок подготовки и раскрытия общедоступной информации о деятельности ФНС России в формате открытых данных.
Под открытыми данными понимаются общедоступная информация и сведения о деятельности ФНС России, размещаемые на официальном сайте Службы (https://www.nalog.ru) в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком (машиночитаемый формат), для неоднократного, свободного и бесплатного использования.