в каком районе снимали вам и не снилось
Профильные классы и доверие: как живет школа, где снимали «Вам и не снилось»
Мелодраму «Вам и не снилось», вышедшую весной 1981 года, посмотрели более 26 миллионов человек, по итогам зрительского голосования журнал «Советский экран» назвал ее лучшим фильмом года. Оценили ее и за границей — на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Томаре (Португалия) Татьяна Аксюта получила почетный диплом за лучшую женскую роль. Через год премьера советского фильма состоялась в США, в американском прокате его назвали Love & Lies.
Фильм рассказывает о другой стране — сегодня платоническая любовь школьников вряд ли станет предметом бесед о нравственности. Москва, в которой прошло большинство съемок, тоже выглядит иначе. Изменилась и школа № 780 (сегодня — № 1103), куда 40 лет назад отправилась съемочная группа. Директор школы Валерий Дашко рассказал mos.ru о том, как сегодня в ней строятся доверительные отношения между учителями и учениками, как ребята выбирают здесь свое будущее и достигают первых успехов.
Но сначала — предыстория
Однажды писательница Галина Щербакова услышала историю: влюбленный десятиклассник полез на шестой этаж по водосточной трубе, чтобы оставить записку девушке, а когда спускался, труба сломалась — и он упал. Из образа мальчика, который из-за любви падает с большой высоты, родилась повесть «Роман и Юлька».
Из редакции журнала «Юность», куда Щербакова отправила рукопись, долго не отвечали. Тогда писательница послала копию на киностудию имени Горького на имя режиссера Сергея Герасимова. Повесть очень понравилась его супруге, актрисе Тамаре Макаровой, и та пообещала поспособствовать экранизации. Уже через несколько дней Щербакова встретилась с Ильей Фрэзом, корифеем фильмов о детях и подростках. Вместе они начали работу над сценарием.
Параллельно решалась судьба публикации в «Юности». Редактор журнала писатель Борис Полевой объяснил, что его смущает мрачный финал, в котором главный герой гибнет. Щербакова прямо в редакции внесла правки, сделав финал открытым: теперь было непонятно, то ли герой погибает, то ли просто теряет сознание. Осенью 1979 года повесть напечатали под редакторским названием «Вам и не снилось…».
В Госкино к авторскому названию, в котором читалась явная аллюзия на «Ромео и Джульетту», тоже были претензии. Писательницу попросили не замахиваться на Уильяма Шекспира и поменять имя героини. Вместо Юльки появилась Катя. Но отсылку зрители считали. Тем более что в начале фильма класс идет в театр на «Вестсайдскую историю» — изначально бродвейский мюзикл, основанный на самой печальной повести на свете.
Поиски Ромки и всенародная любовь
23-летнюю выпускницу ГИТИСа Татьяну Аксюту режиссер утвердил на роль Кати почти сразу, а вот исполнителя роли Ромы искали долго, пока помощница режиссера не вспомнила о начинающем актере из Ленинграда, который может подойти. 16-летний Никита Михайловский, несмотря на небольшой актерский опыт, сразил всех.
В роли Катиной мамы Людмилы Илья Фрэз видел только Ирину Мирошниченко. Актриса в то время восстанавливалась после автомобильной аварии, и режиссер ждал, отказывая всем претенденткам. Отца Романа, в юности любившего Людмилу, сыграл Альберт Филозов, строгую мать, из-за ревности к первой любви мужа запрещавшую сыну общаться с дочерью Людмилы, — Лидия Федосеева-Шукшина. Небольшая, но яркая роль бабушки Ромы досталась Татьяне Пельтцер. А образ классной руководительницы, преподавательницы русского языка и литературы, которая так хорошо разбирается в чувствах учеников, а в реальной жизни отвергает любовь, воплотила Елена Соловей.
Для съемок выбрали школу № 780 на Литовском бульваре в Ясеневе. По сюжету герои переезжают в новый спальный район, а значит, и школа должна быть свежей и стоять среди новостроек. 780-я подошла идеально, ее директор Антонина Жижеря с радостью согласилась на предложение Фрэза. Классы специально не готовили, в кадр все попало в том виде, в каком было в жизни. Ученики были в восторге от того, что в их школе снимают кино, и стремились попасть в кадр хоть мельком. И некоторым это удалось: в сцене беседы мамы Романа с директором (Нина Мазаева) за окном можно увидеть, как дети катят огромную катушку. Это не было запланировано — находчивые ученики просто придумали себе занятие, которое позволит мелькнуть в кино.
Фильм никого не оставил равнодушным. Были и противники, засыпавшие Илью Фрэза и Галину Щербакову гневными письмами: что это за образ советских школьников, которые в школе не учатся, а влюбляются? Лидия Федосеева-Шукшина получила много грустных откликов от матерей, которые узнали в ее героине себя и задумались, все ли делают правильно. А подростки еще долго напевали мелодии, написанные для фильма Алексеем Рыбниковым. Особенной любви удостоилась, конечно, волшебная песня «Последняя поэма» в исполнении Ирины Отиевой и Веры Соколовой. Песню на стихи Рабиндраната Тагора Рыбников написал еще в 1970-е, но известна она стала только после выхода фильма.
Там же, 40 лет спустя
Школа на Литовском бульваре сменила номер, тоненькие саженцы во дворе превратились в большие деревья. Там, где во время съемок был пустырь, теперь находятся спортивные площадки и другие учебные корпуса. Но крылечко, на котором одноклассники Кати и Ромы шутили про их грядущую свадьбу, все такое же. И яблоня, под которой трогательно прощались герои, на месте.
Директор школы Валерий Дашко говорит, что фильм Ильи Фрэза здесь помнят и любят. Иногда дети пересматривают его на классных часах, обсуждают и сравнивают школьную жизнь тогда и сейчас. Картину и правда сегодня можно использовать как учебное пособие по истории, в ней точно подмечены начавшиеся в 1980-х изменения образа жизни советской молодежи: доступ к западной музыке, модной одежде, откровенные разговоры.
Сегодня, как и 40 лет назад, дети дружат, отвоевывают у родителей право на самостоятельность и, конечно, влюбляются. По словам Валерия Дашко, на школьные романы смотрят без осуждения.
«Мы, конечно, рады за ребят, которые находят первую любовь в школе. Но просим, чтобы свои отношения на публике во время учебного процесса они не демонстрировали, чтобы не отвлекать других от занятий. Мы очень хотим, чтобы все наши школьники были счастливы, чтобы им нравилось приходить в школу, чтобы они чувствовали себя здесь как дома», — говорит директор.
Основная задача, считает он, заключается в том, чтобы отношения между учителями и учениками были доверительные и теплые — без них сложно выстроить образовательный процесс. Педагоги должны не только преподавать свои предметы, но и воспитать учеников достойными людьми. Они всегда стараются помочь советом и вообще быть друзьями для детей.
«Мы проводим большую работу с классными руководителями: они должны знать, например, о проблемах ребят и вместе с администрацией пытаться их оперативно решить. Мы стремимся изучить учеников, их потребности, их возможности. Помните, в фильме героя переводят в другую школу, потому что у него способности к математике? Мы стараемся сделать так, чтобы наши ученики могли реализовать свой потенциал здесь», — говорит Валерий Дашко.
В школу № 1103, наоборот, довольно часто приходят новенькие, потому что здесь есть множество востребованных профильных и предпрофессиональных классов, среди которых кадетские, инженерные, педагогические, ИТ-классы и другие. В собственной медиастудии ребята создают новости для школьного сайта и социальных сетей. Есть и театральный кружок — если кто-то из современных режиссеров снова выберет школу в качестве съемочной площадки, за юными актерами дело не станет. Новеньким всегда рады, классные руководители делают все возможное, чтобы они легко влились в коллектив.
В разных корпусах школы сейчас учатся около 2800 человек. По итогам учебного года ученики 1103-й хорошо справляются с ЕГЭ, часто среди выпускников есть 100-балльники. В 2021 году, например, Ирина Чуйкова получила 100 баллов за экзамен по литературе.
Вам и не снилось.
Вам и не снилось.
Галина Щербакова (рассказ)
Илья Фрэз
«Вам и не снилось…» — художественный фильм режиссёра Ильи Фрэза, экранизация одноименной повести Галины Щербаковой. Премьера в Советском Союзе состоялась 23 марта 1981. В США премьера прошла в Нью-Йорке 5 марта 1982 года.
Содержание
История
До «Вам и не снилось» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать легкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток. Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ — мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала «Вам и не снилось» и отнесла повесть в редакцию журнала «Юность». Когда прошло несколько месяцев, а повесть не печатали, Щербакова махнула на всё рукой, запечатала повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького. На конверте написала «Сергею Герасимову», потому что никого другого на студии она больше не знала. И тут все завертелось с бешеной скоростью. Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова разговаривала уже с Ильёй Фрэзом.
Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому. Он, выслушав её вопросы, сказал: „Знаете, Галина, я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть. А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный. “ Узнав, что дело только в финале, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и тут же переписала последние несколько предложений. Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-своему (Ромка либо умирает, либо теряет сознание). Спустя два месяца, уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была опубликована.
Подбор актёров
Галина Щербакова не участвовала в кастинге, но Фрэз показывал ей все пробы, которые она потом очень долгое время хранила у себя. Лидия Федосеева-Шукшина сразу дала своё согласие на съёмки. Очень долго искали исполнителей на роли Ромки и матери Кати. На роль Ромки отсмотрели тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Аксюту, кто-то сообщил Фрэзу, что в Ленинграде есть мальчик Никита Михайловский, который, вполне возможно, очень даже подойдёт. Михайловскому к тому моменту только исполнилось шестнадцать лет. Он ещё учился в школе и у него не было никакого актёрского образования и опыта, кроме нескольких второплановых и эпизодических ролей в кино, и одной единственной главной роли в фильме «Дети как дети». Но на пробах он покорил всех своей естественностью и его тут же утвердили.
С матерью Кати была другая ситуация. На эту роль пробовалось множество известных актрис, но Илья Фрэз всем говорил «нет». Специально для проб на эту роль из Киева приехала Ада Роговцева, но Фрэз и ей ответил отказом. Тогда Щербакова не выдержала и спросила его, почему он никак не может определиться с кандидатурой. В ответ Фрэз улыбнулся: „Актрису я уже нашел, только это секрет. Играть будет Ирина Мирошниченко. Но недавно она попала в аварию и сейчас ходит с фиксирующим воротником на шее. Я жду, пока она поправится и сможет играть“.
Сюжет
Старшеклассница Катя Шевченко (Татьяна Аксюта) переезжает в новый район и в школе знакомится с одноклассником Романом Лавочкиным (Никита Михайловский), постепенно их дружба перерастает в любовь, удивительную по своей силе для взрослых, которые их окружают. Мать Кати (Ирина Мирошниченко) когда-то в юности была возлюбленной отца Романа (Альберт Филозов), и теперь мать мальчика (Лидия Федосеева-Шукшина) панически боится, что муж уйдет от неё к бывшей любимой. Она стремится всеми силами разлучить детей — переводит Романа в другую школу, запрещает им встречаться, но любовь Кати и Ромы от этого не прекращается. Тогда мать обманывает сына, вынуждая его на долгое время уехать из Москвы в Ленинград ухаживать за якобы больной бабушкой (Татьяна Пельтцер), которая, в свою очередь, пресекает все попытки Кати дозвониться до Ромы или написать ему. Единственный, кто поддерживает Катю и Романа, это их одноклассники и классная руководительница Татьяна Николаевна (Елена Соловей), у которой тоже все очень печально в личной жизни. Она и раскрывает в итоге обман матери Романа и сообщает правду Кате и её матери. Отец Романа, который тоже не был в курсе обмана, даёт Кате адрес Ромы в Ленинграде. А тем временем Рома, который не может понять, почему Катя не отвечает ни на одно из его писем (не зная при этом, что все письма Кати перехватывает знакомая его бабушки), звонит Татьяне Николаевне, но та по ошибке принимает его за надоевшего ей ухажёра Михаила и, не дав мальчику сказать и слова, велит ему сюда никогда больше не звонить. Мучаясь от неизвестности, Рома случайно подслушивает разговор бабушки с матерью и узнаёт правду: бабушка вовсе не больна и всё это на самом деле спектакль, разыгранный для того, чтобы Рома больше не виделся с Катей. Рассердившись, Рома запирается в своей комнате, а бабушка пытается до него достучаться (эффектный кадр сцены — портрет бабушки падает со стены и разбивается, символизируя разбившееся доверие Романа к старшим). В какой-то момент Рома видит из окна, как во двор входит Катя, которая сразу же, узнав правду, отправилась в Ленинград. Рома хочет выйти из комнаты, но на этот раз его не выпускает уже бабушка, которая пытается ему объяснить, что семья Кати — «порочная», и что они хотят его спасти от них, но Рома не слушает. Он распахивает окно, встаёт на подоконник, но тут бабушке наконец удаётся вышибить дверь. Рома оборачивается, оступается и, сломав раму, падает вниз. Его падение смягчает снежный сугроб. Катя, увидев это, подбегает к нему и пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег и, обнявшись, медленно отходят от произошедшего. За ними наблюдают двое детей — мальчик и девочка.
Таким образом, в отличие от повести, конец у фильма счастливый, но, как и в повести, всё такой же открытый.
Съёмки
«Этот фильм я и люблю, и ненавижу, — призналась автор повести Галина Щербакова, — но мне дороги месяцы воспоминаний о съёмочном процессе. Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский ещё учился в школе. Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша. Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него». Говорят, если долго всматриваться в темноту, она начинает всматриваться в тебя, если долго жить чужой судьбой — она может стать твоей собственной. Поистине, только Богу дано перевоплощаться, не теряя своей личности.»
Михайловский, не имея почти никакого актёрского опыта, не мог правильно отыграть сцену с первых дублей и «раскочегаривался» только к шестому дублю в то время, как Аксюта, которая, привыкшая играть на сцене, изображала нужные эмоции почти с первого раза, к шестому дублу уже начинала сдавать. В результате, по словам Щербаковой, почти все сцены фильма состоят из серединных дублей.
В ролях
Съёмочная группа
Места съёмок
Многие сцены фильма снимались на юго-западе Москвы, в окрестностях метро «Юго-Западная», там же, где проходили съёмки фильмов «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Покровские Ворота», «Москва слезам не верит» и многие другие.
Финальная сцена фильма снималась в двух городах. Никита Михайловский срывается с подоконника в Ленинграде, а падает на землю в Москве.
Сцена зимой на балконе («Слепуха моя…») снималась с балкона 16-ого этажа дома № 12, к.1 по ул. 26-ти Бакинских Комиссаров, причём в зеркальном отражении. Из-за этого даже жители района не всегда могут определить, откуда велась съёмка. В отреставрированной версии картины этот ляп был исправлен.
Школа № 780, в которой по сюжету учились герои фильма, расположена в Ясенево в 17-м микрорайоне. Когда снимался фильм, со всех сторон собиралось большое количество учеников и съёмочная бригада их разгоняла, чтобы не попали в кадр. Массовка фильма была привозной, а не местной: настоящие ясеневские школьники видны на школьном стадионе (который весь в лужах). При разговоре матери Романа с директором школы на заднем плане, за окном, ученики 4а и 4б классов катают пустую катушку с кабелем, пытаясь попасть в кадр. На самом деле, это субботник по уборке территории: прошёл слух, что в директорском кабинете снимается кино, и два класса ломанулись на задний двор школы. Так как особого мусора для уборки не нашлось, школьники принялись катать стоявшую там деревянную катушку.
Интересные факты
Отличие от повести
В повести Катю зовут Юлей. Тем самым Щербакова хотела придать именам главных героев своеобразную аллюзию с Ромео и Джульеттой. Рабочим названием сценария, над которым Щербакова работала вместе с Фрэзом, было «Роман и Юлька». В процессе работы Щербакову вызвали в в Госкино, где ей категорично заявили: „Влюблённых зовут Роман и Юля? Это что же вы себя Шекспиром возомнили? Не бывать этому!“. Джульетту, то есть Юльку, пришлось заменить на Катю. В любом случае, это история Ромео и Джульетты нашего времени.
В фильме Рома, узнав в финале правду, говорит бабушке „Ты не актриса, ты. “ и, не договорив, убегает. В повести он же произносит „Ты не актриса, ты Васисуалий Лоханкин.“
Оригинальная повесть заканчивается трагически — Рома, падая из окна, ударяется грудью о проходящую у земли водопроводную трубу. Ошибочно считается, что от этого Рома умирает, хотя последние предложения подразумевают, что он просто теряет сознание, упав Юле на руки (идею, что он остаётся жив, позже развила дочь Галины Щербаковой Екатерина в продолжении «Вам и не снилось… пятнадцать лет спустя»). Финал экранизации было решено изменить по просьбе читателей.
Также в повести Рома намеренно прыгает из окна, в фильме же он оступается. Причём если в книге он падал с третьего этажа, то в фильме, когда Рома забирается на окно, видно, что окно находится на уровне верхних этажей других домов. Финальный же кадр фильма показывает, что этот дом шестиэтажный. Но при внимательном просмотре видно, что окно на шестом этаже закрыто. А из-за стекла наблюдает пожилая женщина в очках. Открытое окно эркера, из которого упал Рома, находится на пятом этаже. Но как бы то ни было, это всё равно находится на грани реальности. Не покалечиться, упав с пятого этажа, да еще вместе с осколками стекла, возможно лишь при очень благоприятном стечении обстоятельств. Тем не менее, технически здесь нет ничего невероятного, подобные случаи происходили в жизни.
Ещё одним отличием является тот факт, что в повести мать Татьяны Николаевны является умершей ещё до начала действия и поэтому все диалоги между ними, которые показаны в фильме, в повести большей частью представлены, как воспоминания Татьяны. Роман Татьяны с Михаилом в повести тоже по времени разворачивается в прошлом и не имеет такой чёткой сюжетной линии, как в фильме.
Награды и достижения
Музыка
Музыка Рыбникова
Композитор Алексей Рыбников написал для фильма несколько инструментальных тем, на основе песни «Последняя поэма»:
Последняя поэма
Тайны нашего кино
Более тридцати лет назад на экраны страны вышел фильм Ильи Фрэза «Вам и не снилось. «. История современных Ромео и Джульетты потрясла зрителей. Но по ту сторону камеры происходили не менее драматические события. Как спасали жизнь Никиты Михайловского? Почему ушла из кино Екатерина Васильева?
Написать о подростковой любви автору повести Галине Щербаковой подсказала жизнь, а, точнее, влюблённость её сына-десятиклассника. Писательница вспоминает, как он влез на балкон шестого этажа своей возлюбленной для объяснения в любви. Во время спуска юноши по водосточной трубе та неожиданно развалилась, и мальчик упал, лишь чудом оставшись в живых. После этого появилась история «Роман и Юлька», которую и взял за основу фильма режиссёр Илья Фрэз.
Кинокартины, которая потрясла советского зрителя в 1981 году, могло и не быть. Повесть Щербаковой, где герой выпадает из окна, долго отказывались печатать. Впоследствии похожая история произошла и со сценарием.
– Сценарий фильма не утверждали целый год, – рассказывает в программе «Тайны нашего кино» вдова режиссёра, Светлана Фрэз. – А муж всё это время ходил по инстанциям и убеждал руководство, что тему юношеской любви поднимать просто необходимо.
В результате, когда фильм всё-таки был снят, руководству Госкино категорически не понравился его финал. Как и в повести Щербаковой, её герой Роман, срываясь с шестого этажа, погибает. Все боялись, что это может отразиться на детской психике. А ещё, не желая проводить параллели между шекспировской трагедией «Ромео и Джульетта», чиновники вынудили поменять название картины и имя главной героини Юли на Катю. И только тогда история любви советских школьников Кати Шевченко и Ромы Лавочкина, выдержавшая жестокое сопротивление взрослых, дошла до зрителя.
А как сложилась жизнь артистов, сыгравших главные роли в фильме? В программе телезрители увидят кадры из домашнего архива семьи Никиты Михайловского. На экране – мужчина, узнать в котором того самого Ромку из фильма непросто. Это последнее видео, на котором артист, умирающий от рака, ещё пытается улыбаться и шутить…
– Не только у героя фильма, но и в жизни самого Никиты Михайловского было не всё так просто, – рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко. – Его родители развелись почти сразу после его рождения. Мама Алевтина Ивановна вышла замуж второй раз за режиссёра Виктора Сергеева, который усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. До 16-ти лет Никита даже не догадывался, что отцом называет отчима. И только перед своей смертью мама рассказала сыну правду. Когда подросток попросил у отчима разрешения на смену фамилии и отказаться от отцовства, Сергеев согласился только на первое. Это было трудное время для Михайловского, но именно в этот момент подростка утвердили на главную роль в «Вам и не снилось. «. Работа не только отвлекла парня от личных проблем, но и помогла окончательно определиться с выбором профессии.
В конце 80-х Михайловский заболел. Врачи долго не могли определиться с диагнозом. О том, что он смертельно болен, актёр узнал слишком поздно… Средства на операцию собирали не только в России, но и в Англии. К сожалению, все усилия были напрасны. В 27 лет артист умер на руках своей второй супруги Екатерины. Каким отцом был Никита и чем запомнился своим детям, в программе рассказывают дочь актёра Софья и сын Сергей. О другом актёре, Вадиме Куркове (он сыграл одноклассника Сашу, тайно влюблённого в Катю), вспомнит его дочь Анна.
Если Никите Михайловскому на момент начала съёмок было всего 16 лет, то юную Катю сыграла уже профессиональная актриса, 23-летняя Татьяна Аксюта. Она была замужем, успешно играла в Центральном Детском театре (ныне РАМТ). Авторы программы встретились с ней, и Татьяна показала тот самый холм в Останкино, на котором шумная толпа школьников громко шутила и танцевала, и место, где Рома обратил внимание на Катю. Расскажет актриса и о том, как возле Шереметьевского дворца снимали внешкольную прогулку влюблённых.
Ирина Мирошниченко в фильме сыграла Людмилу Сергеевну, маму Кати. Причём на съёмочную площадку она приехала прямо из больницы. Дело в том, что незадолго до съёмок актриса попала в серьёзную аварию, и режиссёр Илья Фрэз терпеливо ждал выздоровления Мирошниченко. Как только актриса выписалась из больницы, её, минуя дом, сразу привезли на съёмки эпизода, в котором Людмила Сергеевна приходит в школу.
– У меня были некрашеные волосы, – вспоминает Мирошниченко. – Чтобы как-то их скрыть, сказала: «Я надену шляпу». И Илья Абрамович похвалил меня за находчивость.
А как сейчас живёт Нина Мазаева, сыгравшая равнодушного к чувствам учеников директора школы? За что её ругали настоящие педагоги? А вот Татьяну Сергеевну, то есть актрису Елену Соловей, учителя хвалили, ведь она сыграла единственного человека из школы, кто трепетно отнёсся к первой любви своих учеников.
Сегодня Соловей живёт вместе с мужем в небольшом городке недалеко от Нью-Йорка. И её педагогический опыт – как киношный, так и реальный – очень ей пригодился за границей.
– Сразу после школы я целый год успела поработать учительницей пения в начальных классах обычной школы, – рассказала Елена Соловей. – И так уже получилось, что здесь, в Америке, мы организовали для детишек от пяти до тринадцати лет студию, в которой я преподаю уже много лет.
Какова история песни «Прощальная поэма», ставшей народным хитом после выхода картины? Почему актриса Екатерина Васильева (дочь Жанны Прохоренко), сыгравшая Алёну, перестала сниматься в кино и как стала звонарём при храме?