в каком романе раскрывается мысль семейная
В каком романе раскрывается мысль семейная
Роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого – это колоссальной глубины произведение, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в момент исторический, поистине судьбоносный. Убедительно говорит писатель о том, что все взаимосвязано в этом мире: прошлое и будущее, война и мир, предательство и подвиг, семья и государство, отцы и дети.
Конечно, в таком эпохальном произведении автор не мог обойти стороной «мысль семейную», ведь семья, как ни банально это звучит, является фундаментом любого государства. Повествуя о судьбах Ростовых, Болконских, Курагиных и многих других русских людей, Толстой рассказывает, как они вместе творили историю России. Так, через малое ему удалось сказать о большом: как семья формирует личность, как передаются традиции из поколения в поколение, как лучшие человеческие качества, корнями уходящие в семью, помогают одолевать героям романа жизненные трудности и несчастья.
Истории нескольких дворянских фамилий показаны в произведении, особенно, ярко и объемно.
Таким образом, «мысль семейная» занимает в романе очень важное место, и звучит она примерно так: крепость государства определяется крепостью семьи..
«Мысль семейная» в романе «Война и мир»
Вступление
Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого считается историческим романом. В нем описываются реальные события военных кампаний 1805-1807 годов и Отечественная война 1812 года. Казалось бы, кроме батальных сцен и рассуждений о войне ничего не должно волновать писателя. Но центральной сюжетной линией Толстой прописывает семью, как основу всего русского общества, основу нравственности и морали, основу поведения человека в ходе истории. Поэтому «мысль семейная» в романе «Война и мир» Толстого является одной из главных.
Л.Н.Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.
Семья Ростовых
Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».
Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.
Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество. Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.
Семья Болконских
В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.
Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына. Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.
Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?
Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии. Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.
Семья Курагиных
Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».
Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.
О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.
Новые семьи в романе
В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась. А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.
Вывод
После написания сочинения на тему «Мысль семейная в романе «Война и мир»» я убедился, что семья – это мир, любовь, понимание. И гармония семейных отношений может прийти только в уважении друг к другу.
Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Л. Н. Толстой в своем произведении «Война и мир» затрагивает множество важных социальных проблем. Семья и воспитание — одни из них. Это ключевые сюжетные линии в книге, где представлены проблемы отцов и детей, их взаимоотношения, быт и традиции. Действующие лица преодолевают различные испытания, разочарования в жизни, ищут смысл, счастье и любовь. В романе «Война и мир» мысль семейная представлена автором как основа всего русского общества, морали и нравственности.
Ценности и характерные черты героев
В произведении представлены 3 совершенно разных семейства: Ростовы, Курагины, Болконские. Первая семья — идеал семейной жизни, по мнению Толстого. Писатель показывает, что с помощью взаимоотношений можно увидеть настоящую суть человека, его убеждения и моральные принципы.
Семья Ростовых
Ростовы — образец для подражания, эталон. Автор считает, что достичь счастья можно с помощью взаимопонимания и уважения в семье. Главное в семейных ценностях — любовь, понимание и добро между людьми. Члены этой семьи строят свои отношения на помощи ближнему, благородстве, заботе, внимательности. Дом этих людей всегда полон гостями и угощениями. Ростовы никогда не отказывают другим в помощи и приюте. Они воспитали Соню, оставшуюся без родителей, как родную дочь. Дети между собой добры, не знают соперничества. Главный семейный принцип — любовь и поддержка.
Родители очень искренни между собой, внимательны к детям. Они не ругают их, а только поддерживают в трудную минуту. Ярким примером является эпизод, когда Николай Ростов проиграл в карты крупную сумму. Он сразу пришел к отцу, рассказал о содеянном и не услышал и доли упрека. Родители помогли сыну и заплатили за него, несмотря на то что им пришлось заложить дом.
Своих детей Ростовы учат любви, уважению, состраданию, благородству и сопереживанию. Качества, присущие этой семье:
Наташа Ростова взяла все самое лучшее от своих родителей. Она обладает качествами, которые должны быть у человека: воспитанность, благородство, добро. Девушка хотела сделать весь мир счастливым, увлекалась литературой, творчеством, музыкой, говорила не только на русском языке. Жажда жизни Наташи вдохновляла людей. Она отличалась от девиц светского общества, так как была чиста и невинна, не знала фальши, лживости и лицемерия.
Ростовы — портрет идеальной семьи, достойной уважения. Они живут сердцем, а не разумом.
Чета Болконских
Жизнь аристократов Болконских наполнена самыми разнообразными событиями. Отец семейства был упрям, бестактен, груб. Детям не уделял должного внимания. Но несмотря на такое поведение Андрей и Марья уважали своего отца, жили по установленным порядкам старого князя.
Княжна Марья немного его побаивалась, но при этом сильно любила родителя. Девушке присущи следующие черты:
Андрей — умный молодой человек с богатым внутренним миром. Он проживает жизнь, наполненную печалью, страданиями и переживаниями. Все эти события стали фундаментом формирования его личности и становления характера.
Отношения в семействе Болконских были сложными и натянутыми. Тяжелая обстановка тяготила детей.
Андрей Болконский имеет следующие качества:
Герой был верен своему слову, всегда доводил начатое до конца. Это настоящий воин, готовый отдать свою жизнь ради Отечества.
В своей семье Андрей вел себя отрешенно. Он оставил беременную жену и ушел на войну. Девушка умерла во время родов, но ребенок остался жив. Его назвали Николенька. Мальчик воспитывался со своей теткой Марьей, получал любовь и заботу, вырос хорошим человеком.
Чуть позже Андрей осознал, что был неправ по отношению к жене. Он искал славы и званий, но разочаровался в них. Со своим отцом молодой князь был очень схож по духу. У них были одинаковые ценности и взгляды. Андрей прислушивался к родителю.
Для этой семьи честь и достоинство — самые важные качества. Они очень требовательны к себе, этого же требуют и от окружающих. Роскошь и аристократическое происхождение не сделали их высокомерными людьми. Болконские решали судьбы крестьян, помогая им. Фальшь, лицемерие, обман отсутствует в их доме. Семья живет разумом, а не сердцем.
Лицемерные Курагины
В семье Курагиных бытуют несколько иные представления о семейной жизни. В их доме и возле них царит подлость, порок и обман. Они не уважают ни себя, ни других людей. Счастье и любовь представляются в их понимании совсем иначе, чем Болконским и Ростовым.
Князь Василий очень плохо отзывается о своих детях. Всего у него было 2 сына и дочь. Про мальчиков говорит, что «один дурак покойный, а второй беспокойный». Этот персонаж признается, что в нем нет родительской любви. Для него важно поскорее пристроить детей, чтоб не заботиться о них. Отец семейства стремится от людей получать то, что ему нужно. Его не заботят чувства окружающих. Личная выгода — вот принцип этой семьи.
Князь своим примером показал детям, как нужно жить. Соответственно, они не знают, что может быть иначе. Дочь Курагин отдал замуж за Пьера Безухова, когда тот стал наследником большого состояния. Брак оказался неудачным. Элен была коварной, лживой, пошлой изменницей. Между ней и Пьером не было никаких чувств. Да к тому же у нее была непонятная связь с братом.
Анатоль Курагин — мерзавец и интриган, соблазнивший Наташу Ростову. Он был уже женат, но несмотря на это подговорил девушку на побег, обманув ее. Таким поступком Курагин разбил счастье Андрея Болконского и Натальи Ростовой.
Конец жизни этой семьи печален. Анатоль был в бою, где получил сильное ранение, Элен погибла во время войны.
Другие семейства обрели счастье и любовь, дома Болконских и Ростовых объединились, а Курагины получили только печаль и горе.
Примеры сочинений
В романе появляются новые семьи: Безухов Пьер и Наташа Ростова, Марья Болконская и Николай Ростов. Старые семьи преобразовались. Эти союзы стали спасением для этих людей. Они обрели смысл жизни, покой и счастье.
Первый вариант
Произведение «Война и мир» затрагивает многие острые проблемы общества, которые актуальны до сих пор. Ключевое место занимают отношения в семье, родственные связи.
Мысль семейная — самая главная линия романа. Автор подчеркивает, что весь народ состоит из семей и людей, которые сохраняют культуру, самобытность и уникальность русской души.
В книге читатель понимает, что Ростовы преподносятся писателем как идеал настоящей семьи. Они добры, отзывчивы и милосердны.
Болконские выступают основными защитниками Отечества, патриотами. Служение Родине, достоинство и честь — суть жизни Николая и Андрея Болконских. Старый князь чтит спартанские традиции, в людях ценит это же. Он считает государственные интересы важнее семейных, поэтому благословляет сына, когда тот уходит на войну, оставляя беременную жену.
Николай Болконский считал, что есть 2 источника людских пороков — суеверие и праздность. Но также есть 2 добродетели — деятельность и ум.
Курагины — полная противоположность этим семьям. Их девиз — цель оправдывает средства. Эту семью интересует только личная выгода. Они алчные, циничные, злобные и лживые люди. Им не присущ патриотизм, ведут праздный образ жизни и ни о чем не думают.
Автор с помощью своих героев показывает читателю, что в семье важны такие качества, как любовь, гармония, взаимопонимание, уважение. Семейная мысль в романе Толстого стала основополагающей. Она показывает основу государства в виде отдельно взятых семейств.
Другой образец
Толстой в своем произведении описывает события двух войн: 1805 и 1812 годов. Но помимо них, он раскрыл тему любви и семьи.
Писатель повествует о тяжелой доле многих людей, которая выпала на жизнь общества в тот период. Война разрушала города, чьи-то дома, забирала жизни. В такие моменты важна поддержка людей, особенно семьи.
Страшные военные действия и события того времени повлияли на жизнь людей, становление их характеров. Примером может стать семья Болконских. Андрею пришлось оставить свою беременную супругу и уйти на войну. Долг звал его. Для этой семьи честь и достоинство были превыше всего, поэтому они ставили отечественные ценности важнее личных.
Автор хотел показать, что в тяжелые времена люди должны объединяться, помогать друг другу, заботиться, несмотря на звания и знатное происхождение. Он показал своим читателям пример Наташи Ростовой, которая предложила отдать их вещи раненым солдатам, разместить в доме.
В семье Ростовых писатель хотел воплотить самые лучшие качества человечества. Он показал их как семейный идеал, на который нужно равняться. С помощью этих героев читатель понимает, что счастливые семейные отношения строятся на дружбе, любви, взаимопонимании, уважении. Родственные узы особенно важны в тяжелые времена. Поддержка просто необходима в период войны, без нее никуда.
В своем сочинении на тему: «Семейная и народная мысль» я проанализировал 3 семьи: Курагиных, Ростовых, Болконских. Они разные между собой, имеют свои характерные черты. Ростовы — образец для подражания, показывают, какой должна быть настоящая семья. Болконские — люди слова, чести, долга и достоинства. Они дают понимание, каково должно быть отношение к Отечеству, учат любви к Родине и патриотизму. Курагины — это антипример. Эти люди — полная противоположность здоровых отношений в семье. Они показывают читателю, как не нужно делать.
Считаю, что тема сочинения актуальна и в наши дни. Становление новой ячейки общества — самое важное событие в государстве, потому что из семей формируется весь российский народ. Каким он будет, зависит от того, какие качества прививаются именно в семье.
Творчество Льва Толстого и «мысль семейная» в романе «Война и мир»
Семья Ростовых
Одна из самых образцовых семей общества, представленная Толстым в романе, это семья Ростовых. Истоки семьи – любовь, взаимопонимание, чувственная поддержка, гармония человеческих отношений. Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. «…красивая Вера презрительно улыбнулась…», – описывает Толстой ее манеру вести себя в обществе, сама она говорила, что ее воспитывали по-другому и гордилась тем, что не имеет отношения «ко всяким там нежностям».
Наташа с детства была взбалмошной девочкой. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, обожание Пьера Безухова, увлеченность Анатолем Курагиным, любовь к Андрею Болконскому – поистине искренние чувства, абсолютно лишенные корысти.
Проявление настоящего патриотизма семьи Ростовых подтверждает и раскрывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Николай Ростов видел себя только военным и записался в гусары, чтобы пойти защищать русскую армию. Наташа отдала подводы для раненых, бросив все нажитое имущество. Графиня и граф предоставили свой дом для укрытия раненых от французов. Петя Ростов идет на войну совсем мальчиком и погибает за родину.
Семейство Ростовых, как образец дворянского счастья.
У графа Ильи Андреевича Ростова было четверо своих детей, пятая девочка Соня приходилась ему племянницей, но воспитывалась, как родная дочь. Графиня, верная жена и заботливая мать, выглядела изможденной четырьмя родами, но трепетно относилась к плодам своих мук. Дети росли без строгости, окруженные заботой и нежностью.
Автор с любовью относится к этому дому, представляя хозяев добрыми и гостеприимными людьми. Здесь царит взаимное уважение, искренность и порядочность. В простоте общения воспитывают будущих матерей отечества и верных подданных государя в лице мужчин.
Ворота графской усадьбы открыты для гостей. В большом доме роскошно, как привыкла с детства радушная хозяйка, шумно и весело от многоликих криков детей, чувствующих себя свободно и просторно. На примере Ростовых можно отследить семейные ценности, как понимал их Лев Толстой.
Образ Наташи Ростовой, младшей дочери, ее юность и жизнь являются типичными для русской дворянки начала XIX века. Общество формирует смысл жизни девочки, который состоит в том, чтобы стать преданной женой и заботливой матерью.
В парном союзе Наташе с Пьером Безуховым удается воссоздать семейную модель общества, где отец ведет себя, как духовный законодатель семьи, мать несет бремя хранительницы очага, а дети обещают обеспечить будущее.
Семья Болконских
В семье Болконских все несколько иначе, чем у Ростовых. Толстой не говорит, что здесь не было любви. Она была, но проявление ее не носило такого нежного чувства. Старый князь Николай Болконский считал: «Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум».
Все в их семействе подчинялось строгому порядку – «порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности». Он сам занимался обучением своей дочери, изучал с ней математику и другие науки.
Молодой Болконский любил отца и уважал его мнение, он обходился с ним достойно княжеского сына. Уходя на войну, он попросил отца оставить на воспитание своего будущего сына, так как знал, что отец сделает все по чести и справедливости.
Княжна Марья, сестра Андрея Болконского, слушалась старого князя во всем. Она с любовью принимала все строгости отца и заботилась о нем с усердием. На вопрос Андрея: «Трудно тебе с ним?» Марья отвечала: «Разве возможно судить об отце. Я так довольна и счастлива с ним!»
Все отношения в семье Болконских были ровными и спокойными, каждый занимался своим делом и знал свое место. Истинный патриотизм проявил князь Андрей, отдав собственную жизнь за победу русской армии. Старый князь до последнего дня вел записки для государя, следил за ходом войны и верил в силу России. Княжна Марья не отреклась от веры, молилась за брата и помогала людям всем своим существованием.
Семья Курагиных
Эта семейство представлено Толстым в противоположность двум предыдущим. Князь Василий Курагин жил только для выгоды. Он знал, с кем дружить, кого приглашать в гости, за кого посватать детей, чтобы выгодно устроиться в жизни. На замечание Анны Павлолвны Шерер о его семействе говорит: «Что делать! Лафатер сказал бы, что у меня нет шишки родительской любви».
Светская красавица Элен дурна душою, «блудный сын» Анатоль ведет праздный образ жизни, в кутежах и забавах, старшего, Ипполита, отец называет «дураком». Эта семья не способна любить, сопереживать, заботиться даже друг о друге. Князь Василий признается: «Мои дети – обуза моего существования». Идеал их жизни – пошлость, разврат, приспособленчество, обман любящих их людей. Элен разрушает жизни Пьера Безухова, Анатоль вмешивается в отношения Наташи и Андрея.
О патриотизме здесь даже речи не идет. Сам князь Василий постоянно судачит в свете то о Кутузове, то о Багратионе, то об императоре Александре, то о Наполеоне, не имея постоянного мнения и подстраиваясь под обстоятельства.
Новые семьи в романе
В конце романа «Война и мир» Л.Н.Толстой складывает ситуацию смешения семей Болконских, Ростовых и Безухова. Новые крепкие, любящие семьи связывают Наташу Ростову и Пьера, Николая Ростова и Марью Болконскую. «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоничное целое», – говорит автор. Свадьба Наташи и Пьера состоялась в год смерти графа Ростова – старая семья разрушилась, новая образовалась. А для Николая жениться на Марье было спасением, как всей семьи Ростовых, так и его самого. Марья со всей своей верой и любовью хранила семейный душевный покой и обеспечивала гармонию.
Мысль «семейная»
Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема семьи и дворянства. Автор делит дворян на «имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Анны Павловны Шерер, Элен).
По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. В романе «Война и мир» тема семьи по замыслу автора служит важнейшим средством организации текста. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения. В системе всех основных образов романа автор выделяет несколько семей, на примере которых выражает свое отношение к идеалу домашнего очага, – это Ростовы, Болконские, Курагины.
Ростовы и Болконские – это не просто семьи, это жизненные уклады, основанные на национальных традициях. Наиболее полно эти традиции проявились в жизни представителей Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами, сочетающей в себе серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), теплоту и сердечность семейных отношений, гостеприимство и хлебосольство, отличающее русских людей. Рассказывая о Пете, Наташе, Николае и о старших Ростовых, Толстой стремился художественно воссоздать историю средней дворянской семьи начала XIX века.
В ходе повествования Толстой знакомит читателя со всеми представителями семейства Ростовых, рассказывая о них с глубокой заинтересованностью и симпатией. Дом Ростовых в Москве считался одним из самых гостеприимных, а потому одним из самых любимых. Здесь царил добрый, беспечный и всепрощающий дух благожелательной любви. Это вызывало у некоторых добродушную насмешку, но никому не мешало пользоваться радушной щедростью графа Ростова: доброта и любовь всегда притягательны.
Наиболее ярким представителем семьи Ростовых является Наташа – обаятельная, естественная, жизнерадостная и наивная. Все эти черты дороги Толстому, и за них он любит свою героиню. Начиная с первого знакомства, писатель подчеркивает, что Наташа не похожа на других героев романа. Мы видим ее дерзким ребенком, когда на именинах она бесстрашно, несмотря на присутствие графини Ахросимовой (которую боялся весь свет), спрашивает, какое пирожное будет подано на сладкое; затем повзрослевшую, но все такую же живую, непосредственную и обаятельную, когда ей предстоит принять первое важное решение – отказать Денисову, сделавшему ей предложение. Она говорит: «Василий Дмитрич, мне вас так жалко. Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить…» В словах Наташи нет прямой логики, но при этом они трогательно чисты и правдивы. Позднее мы видим Наташу с Николаем и Петей в Михайловске, в гостях у дядюшки, когда она исполняет русскую пляску, вызвав восхищение у окружающих; Наташу влюбленную в князя Андрея, а потом увлекшуюся Анатолем Курагиным. По мере взросления развиваются и свойства характера Наташи: жизнелюбие, оптимизм, влюбчивость. Толстой показывает ее и в радости, и в горе, и в отчаянии, и показывает так, что читатель не может сомневаться: все ее чувства искренни и неподдельны.
По ходу повествования мы много важного узнаем и графе Ростове: о денежных заботах Ильи Николаевича; о его гостеприимстве и добродушии; о том, как неподражаемо и задорно танцует он Данилу Купора; о том, сколько стараний он прилагает для устройства приема в честь Багратиона; о том, как в порыве патриотического восторга, вернувшись из дворца, где он слышал и видел императора, отпускает своего младшего несовершеннолетнего сына на войну. Графиню Ростову Толстой почти всегда показывает глазами Наташи. Главная ее черта – любовь к детям. Для Наташи она – первый друг и советчик. Графиня понимает своих детей с полуслова, всегда готова предостеречь их от ошибки и дать нужный совет.
С особо трогательной симпатией относится Толстой к Пете – младшему сыну Ростовых. Это прекрасный, добрый, всех любящий и всеми любимый мальчик, так похожий на Наташу, верный товарищ ее игр, ее паж, беспрекословно выполняющий все желания и прихоти сестры. Он, как и Наташа, любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет пожалеть пленного французского барабанщика, зовет его ужинать и угощает жареным мясом, так же как звал всех к себе в дом, чтобы накормить и обласкать, его отец, граф Ростов. Гибель Пети – яркое свидетельство бессмысленности и беспощадности войны.
У Ростовых любовь – основа жизни семьи. Здесь не боятся высказать свои чувства ни друг перед другом, ни перед друзьями и знакомыми. Любовь, доброта и сердечность Ростовых распространяются не только на ее членов, но и на людей, волей судьбы ставших их близкими. Так, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный жизнерадостностью Наташи, решается изменить свою жизнь. В семье Ростовых никогда не осуждают и не упрекают друг друга даже тогда, когда поступок, совершаемый кем-либо из ее членов, заслуживает осуждения, будь то Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег и поставивший семью под угрозу разорения, или Наташа, пытавшаяся бежать с Анатолем Курагиным. Здесь всегда готовы оказать помощь друг другу и в любую минуту встать на защиту родного человека.
Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с Болконскими. Но Болконские, в противоположность Ростовым, придают большое значение своей родовитости и богатству. У них не принимают всех без разбора. Здесь царит особый порядок, понятный только членам семьи, здесь все подчинено чести, разуму и долгу. Во всех представителях этого семейства ярко выражено чувство фамильного превосходства и собственного достоинства. Но вместе с тем, в отношениях Болконских присутствует естественная и искренняя любовь, скрытая под маской высокомерия. Гордые Болконские по складу характера заметно отличаются от уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение этих двух родов, в представлении автора, возможно лишь между нехарактерными представителями этих семей (Николай Ростов и княжна Марья).
Семье Болконских в романе противопоставлена семья Курагиных. И Болконские, и Курагины занимают видное место в светской жизни Москвы и Петербурга. Но если описывая членов семьи Болконских автор обращает внимание на вопросы гордости и чести, то Курагиных изображает в качестве активных участников интриг и закулисных игр (история с портфелем графа Безухова), завсегдатаев балов и светских раутов. Жизненный уклад семьи Болконских основан на любви и сплоченности. Всех представителей семейства Курагиных объединяет аморальность (тайные связи между Анатолем и Элен), беспринципность (попытка устроить побег Наташи), расчетливость (женитьба Пьера и Элен), лжепатриотизм.
Не случайно представители семьи Курагиных относятся к высшему свету. С первых страниц романа читатель переносится в петербургские гостиные большого света и знакомится со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. По ходу повествования Толстой срывает с этих людей покровы внешнего блеска и утонченных манер, и читателю открывается их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне Анны Павловны Шерер. Все живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы, сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.
Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели». Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде Ипполита Курагина, обсуждаются выгодные партии для женитьбы или замужества. В этом свете «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные». Достаточно вспомнить искаженные лица «скорбной» Друбецкой и «благостного» князя Василия, когда они вдвоем вцепились в портфель с завещанием у постели умирающего графа Безухова.
Князь Василий Курагин – глава семейства Курагиных – яркий тип предприимчивого карьериста, стяжателя и эгоиста. Предприимчивость и стяжательство стали как бы «непроизвольными» чертами его характера. Как подчеркивает Толстой, князь Василий умел пользоваться людьми и скрывать это умение, прикрывая его тонким соблюдением правил светского обхождения. Благодаря этому умению князь Василий многого добивается в жизни, потому что в обществе, в котором он живет, искание разного рода выгод является главным в отношениях между людьми. Ради своих корыстных целей князь Василий разворачивает весьма бурную деятельность. Достаточно вспомнить кампанию, развернутую с целью женитьбы Пьера на его дочери Элен. Так и не дождавшись объяснения Пьера с Элен, сватовства, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет молодых – мышеловка захлопнулась. Началась осада Марии Болконской, богатой невесты для Анатоля, и только случай помешал успешно завершить эту «операцию». О какой любви и семейном благополучии может идти речь, когда браки совершаются по откровенному расчету? С иронией рассказывает Толстой о князе Василии, когда тот одурачивает и обворовывает Пьера, присвоив доходы с его имений и оставив у себя несколько тысяч оброка с рязанского имения, скрывая свои поступки под маской добра и заботы о юноше, которого он не может бросить на произвол судьбы.
Элен – единственная из всех детей князя Василия, кто не тяготит его, а доставляет своими успехами радость. Это объясняется тем, что она была настоящей дочерью своего отца и рано поняла, по каким правилам нужно играть в свете, чтобы добиться успеха и занять прочное положение. Красота – единственное достоинство Элен. Она это прекрасно понимает и использует его как средство для достижения личной выгоды. Когда Элен проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех присутствующих мужчин. Выйдя замуж за Пьера, она стала блистать еще ярче, не пропускала ни одного бала и всегда была желанной гостьей. Открыто изменив мужу, она цинично заявляет, что не желает иметь от него детей. Пьер справедливо определил ее сущность: «Там где вы, там и разврат».
Сыновьями князь Василий открыто тяготится. Младший сын князя Василия – Анатоль Курагин – вызывает отвращение уже в первый момент знакомства. Составляя характеристику на этого героя, Толстой заметил: «Он, как красивая кукла, ничего нет в глазах». Анатоль уверен, что мир создан для его удовольствий. По словам автора, «он был инстинктивно убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем он жил», что он «должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе». Толстой неоднократно подчеркивает, что Анатоль красив. Но его внешняя красота контрастирует с его пустым внутренним обликом. Безнравственность Анатоля особенно ярко проявляется во время его ухаживания за Наташей Ростовой, когда она была невестой Андрея Болконского. Анатоль Курагин стал для Наташи Ростовой символом свободы, и не могла понять она, со своей чистотой, наивностью и верой в людей, что это свобода от границ дозволенного, от моральных рамок допустимого. Второй сын князя Василия – Ипполит – охарактеризован автором как повеса и фат. Но в отличие от Анатоля, он еще и умственно ограниченный, что делает его поступки особенно нелепыми. Толстой уделяет Ипполиту в романе достаточно мало места, не удостаивая его своим вниманием. Красота и молодость Курагиных принимает отталкивающий характер, ибо эта красота неискренняя, не согретая душой.
Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной Толстой изобразил с иронией и сарказмом. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для Курагиных и Друбецких все средства хороши, чтобы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе. Можно вступить в масонскую ложу, делая вид, что тебе близки идеи любви, равенства, братства, хотя на самом деле единственной целью этого является стремление завести выгодные знакомства. Пьер, искренний и доверчивый человек, вскоре увидел, что этих людей интересовали не вопросы истины, блага человечества, а мундиры и кресты, которых они добивались в жизни.