в каком ряду представлены только диалектные слова хвортка пшоно
11. В каком ряду представлены только диалектные слова?1) горница, мольберт, баз,
11. В каком ряду представлены только диалектные слова?
1) светлица, мольберт, баз, вестимо 2) векша, долото, аккорд,
клаксон
3) щелочь, валентность, молекула, втулка
понёва 4) бурак, гутарить, изба,
12. Какой фразеологический оборот имеет значение наиболее уязвимое место?
1) авгиевы конюшни 2)вавилонское столпотворение
3) ахиллесова пята 4) филькина грамота
13. В каком слове нет окончания?
1) пришел 2) живописуешь 3) читая 4) нарисовавший
20. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса, окончания?
1) прочитанный 2) антикварный
3) созвучный 4) благородный
21. В каком ряду размещены слова, образованные суффиксальным методом?
1) шалун, адресат, ультрамодный 2) конюх, испытатель, ежевечерний
3) ультразвук, заборчик, забайкальский 4) телятник, индивидуальный, отчим
22. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
1) сказание 2) предвещать
3) говорить 4) прорицатель
23. Каким способом образовано слово по-новенькому?
1) приставочный 2) приставочно- суффиксальный
3) бессуффиксный 4) суффиксальный
24. В каком ряду все выделенные курсивом слов порядковые числительные?
1) 50 шестого автобуса, четырнадцатым этажом, девяносто пятый выпускник, трехкратный фаворит, десятичная дробь
2) сотому покупателю, тридцатая годовщина, пятерыми детьми, 1-ая победа, шестерку лошадок
3) пятидесятитысячный стадион, 2-ое мая, половина третьего ночи, восемнадцатым пудом пшеницы, двадцатилетний юбилей
4) тыща триста 20 девятый километр, одиннадцатых классов, шестидесятые годы, о четырехсотой школе, к восьмому октября
25. В какой строке указана неверная грамматическая черта выделенного прилагательного?
На голубых небесах ни облачка.
1) Исходная форма голубые.
2) Неизменные морфологические признаки: высококачественное.
3) Переменчивые признаки: употреблено в полной форме, согласуется с сущ. небесами в пр. п. мн. ч.
А) словарный запас языка;
Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;
В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
Г) новые слова, возникшие в языке;
Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
2. Какое из устаревших слов является архаизмом?
А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка
3. Какое слово является неологизмом?
А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл
4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?
А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.
Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.
В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.
Г) В марте в лесу появились первые проталины.
5. В каком словосочетании есть профессионализм?
6. Какой фразеологизм имеет значение «разглашать внутренние раздоры»?
А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы
Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза
7. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк
8. В каком предложении встречается фразеологизм?
А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы
Б) С еловой ветки мне на голову упал снег
В) В чистой воде озера хорошо было рыбам
Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули
9. В каком предложении есть синонимы?
А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников
Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.
Г) Яблоки не кислые, а сладкие.
10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?
Начало – конец Холод – жара Свет – тьма
11. Объясните значения фразеологических оборотов:
Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –
Не покладая рук – Чуть свет –
12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.
13. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.
Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.
Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.
А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.
11. В каком ряду представлены только диалектные слова?
1) горница, мольберт, баз, вестимо 2) векша, долото, аккорд,
клаксон
3) щелочь, валентность, молекула, втулка
понёва 4) бурак, гутарить, изба,
12. Какой фразеологический оборот имеет значение «наиболее уязвимое место»?
1) авгиевы конюшни 2)вавилонское столпотворение
3) ахиллесова пята 4) филькина грамота
13. В каком слове нет окончания?
1) пришел 2) рисуешь 3) читая 4) нарисовавший
20. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса, окончания?
1) прочитанный 2) антикварный
3) созвучный 4) доблестный
21. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) шалун, адресат, ультрамодный 2) конюх, испытатель, ежевечерний
3) ультразвук, заборчик, забайкальский 4) телятник, персональный, отчим
22. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
1) сказание 2) предсказывать
3) рассказывать 4) предсказатель
23. Каким способом образовано слово по-новому?
1) приставочный 2) приставочно- суффиксальный
3) бессуффиксный 4) суффиксальный
24. В каком ряду все выделенные курсивом слов – порядковые числительные?
1) пятьдесят шестого автобуса, четырнадцатым этажом, девяносто пятый выпускник, трехкратный чемпион, десятичная дробь
2) сотому покупателю, тридцатая годовщина, пятерыми малышами, первая победа, шестерку лошадей
3) пятидесятитысячный стадион, второе мая, половина третьего ночи, восемнадцатым пудом пшеницы, двадцатилетний юбилей
4) тысяча триста двадцать девятый километр, одиннадцатых классов, шестидесятые годы, о четырехсотой школе, к восьмому октября
25. В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного прилагательного?
На голубых небесах ни облачка.
1) Начальная форма –голубые.
2) Постоянные морфологические признаки: качественное.
3) Непостоянные признаки: употреблено в полной форме, согласуется с сущ. небесами в пр. п. мн. ч.
Русский язык. 6 класс
Общеупотребительные и диалектные слова
Выберите одинаковые по лексическому значению общеупотребительное слово и диалектное.
Диалектные слова
Замените в предложениях выделенные слова необходимыми диалектизмами.
Первые лучи солнца разбудили деревенских петухов , и на полу в избе завозились котята.
Значение диалектных слов
Как вы думаете, что значат выделенные слова? Добавьте к ним современное значение. Можете пользоваться толковым словарём В. Даля.
Диалектные слова и стилистически нейтральные синонимы
Найдите диалектные слова в предложениях и добавьте их к изображениям. Можете пользоваться толковым словарём В. Даля.
«В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич.
– Гришка, рыбалить поедешь?
– А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
– Варила, – старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна.
– Серники захватил? Дай огню, – старик закурил, поглядел на солнце. »
(М. А. Шолохов. «Тихий Дон»)
Диалектизмы и общеупотребительные слов
Установите соответствия: диалектные слова и им соответствующие общеупотребительные.
Повторение правописаний приставок, окончаний существительных, безударных гласных в корнях слов
Вставьте буквы на место пропусков.
На север по-разному называют ветер. Жизнь кр стьянина на севере была изд вна связана с во делыванием земли и пок рением моря. Поэтому он не мог не учитывать п году и, в частности, напр вление ветра, когда занимался з мледелием или ух дил на промысел в море. Ветер называли и север, и сиверко – он дул с севера. А южный ветер называли летник, западный – запад, восточный – всток. Глубник, шелоник, полуночник, обедник – все эти ветра пом гали кр стьянину-помору. Незнание напр вления ветра могло прив сти к б де.
Русский язык. 6 класс
Общеупотребительные и диалектные слова
Выберите одинаковые по лексическому значению общеупотребительное слово и диалектное.
Диалектные слова
Замените в предложениях выделенные слова необходимыми диалектизмами.
Первые лучи солнца разбудили деревенских петухов , и на полу в избе завозились котята.
Значение диалектных слов
Как вы думаете, что значат выделенные слова? Добавьте к ним современное значение. Можете пользоваться толковым словарём В. Даля.
Диалектные слова и стилистически нейтральные синонимы
Найдите диалектные слова в предложениях и добавьте их к изображениям. Можете пользоваться толковым словарём В. Даля.
«В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич.
– Гришка, рыбалить поедешь?
– А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
– Варила, – старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна.
– Серники захватил? Дай огню, – старик закурил, поглядел на солнце. »
(М. А. Шолохов. «Тихий Дон»)
Диалектизмы и общеупотребительные слов
Установите соответствия: диалектные слова и им соответствующие общеупотребительные.
Повторение правописаний приставок, окончаний существительных, безударных гласных в корнях слов
Вставьте буквы на место пропусков.
На север по-разному называют ветер. Жизнь кр стьянина на севере была изд вна связана с во делыванием земли и пок рением моря. Поэтому он не мог не учитывать п году и, в частности, напр вление ветра, когда занимался з мледелием или ух дил на промысел в море. Ветер называли и север, и сиверко – он дул с севера. А южный ветер называли летник, западный – запад, восточный – всток. Глубник, шелоник, полуночник, обедник – все эти ветра пом гали кр стьянину-помору. Незнание напр вления ветра могло прив сти к б де.