в каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму рукой подать быстро хорошо
Тест по русскому языку «Фразеология» 6 класс
Тест по разделу «Фразеология»
для учащихся 6 класса
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
а)Встали очень рано и отправились в путь.
в)« Запомни крепко-накрепко : каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г)Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания .
е)Станция железной дороги находится совсем близко отсюда.
и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то, Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, подать рукой.
а) обвести вокруг носа б) хоть глаз вырви в) не в своей кастрюле
3. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
а. Как снег на голову
б. Держать язык за зубами
г. Хоть глаз выколи
д. Не в бровь, а в глаз
е. Яблоку негде упасть
ж. Возносить до небес
з. Стреляный воробей
и. Водить вокруг пальца
к. Рассеиваться как дым
4. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
а) кот наплакал – вредно, глупо б) с горем пополам – еле-еле, кое-как
в) поставить крест – креститься, унижать г) водить за нос – заглушить, мешать
5. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
а) стреляный воробей – опытный б) обводить вокруг пальца – обманывать
в) с гулькин нос – много г) яблоку негде упасть – тесно
6. Объясните значение фразеологизмов :
а) Готов сквозь землю провалиться б) Язык без костей в) Волосы встали дыбом
7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
а) рукой подать – быстро, хорошо б) язык проглотить – вредно, тихо
в) под шумок – громко, открыто г) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
8 . Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
а) между двух огней б) ни два ни полтора в) как звёзд на небе г) лежать мёртвым грузом
9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
а) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
б) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
в) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
10. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
11. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:
а) человек с головой – умный б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
в) горячая голова – человек вспыльчивый г) разбить наголову – нанести полное поражение
д) голова садовая – много возомнить о себе
12. Значение фразеологизма «брать в свои руки»:
а) настойчиво добиваться чего-либо
б) принимать на себя руководство, управление чем-либо
в) добиваться чего-либо криком, руганью
г) действовать обманным путем
д) делать запись, заметку о чем-либо
13. Укажите фразеологизм:
а) держать в руках палку б) работать без году неделю в) работать с начала зимы
г) сорвалось с балкона д) проглотил кусочек хлеба
Ключ к тесту по разделу «Фразеология»
(для учащихся 6 класса)
1. а)Встали ни свет ни заря и отправились в путь.
в) Заруби себе на носу : каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г)Сын очень часто баловался, а мама на это закрывала глаза .
е)Станция железной дороги находится подать рукой отсюда.
и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их водой не разлить.
2. а)обвести вокруг пальца – обмануть
б)хоть глаз выколи –темно
в)не в своей тарелке – неловко
6. а)стыдно б)болтливый в)испугался
Максимальное количество баллов: 32 балла
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Тест предназначен для учеников 6 класса. Проверка навыков и знаний по теме «Фразеология». Тест расщитан на урок 45 минут. В тесте каждый вопрос подобран по пройденным темам раздела «Фразеология». Вопросы понятные, требующие выбора ответа. Дети легко и свободно ответят на все вопросы теста. Желаю успехов!
Номер материала: ДБ-905122
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1. рукой подать — быстро, хорошо 2.
Язык проглотить — вредно, тихо 3.
Под шумок — громко, открыто 4.
Вавилонское столпотворение — суета, беспорядок.
4 номер правильный).
Составить с двумя фразеологизмами два предложения : рукой подать, за тридевять земель?
Составить с двумя фразеологизмами два предложения : рукой подать, за тридевять земель.
Составить с двумя фразеологизмами два предложения : рукой подать, за тридевять земель?
Составить с двумя фразеологизмами два предложения : рукой подать, за тридевять земель.
Предложние с фразеологизмами рукой подать, за три девять земельпомогите пожалуйста?
Предложние с фразеологизмами рукой подать, за три девять земель
Составить с двумя фразеологизмами предложения : рукой подать, за тридевять земель?
Составить с двумя фразеологизмами предложения : рукой подать, за тридевять земель.
Дать определение фразеологизмов : ахиллесова пята, авгиевы конюшни?
Дать определение фразеологизмов : ахиллесова пята, авгиевы конюшни.
Вавилонское столпотворение, держать в ежовых рукавицах, блудный сын.
Предложение со словами : сын отечества, гражданский долг, вавилонское столпотворение?
Предложение со словами : сын отечества, гражданский долг, вавилонское столпотворение!
Нужно ответить на вопросы и выполнить первое и второе задание порагрофа.
В отечественной литературе очень много добрых, но грустных рассказов, которые учат нас добру и светлым чувствам. Одним из таких чувств является сострадание. Без него невозможна человеческая жизнь. Сострадание к людям или к животному показатель тог..
Я очень люблю отдыхать на природе. Ходить в лес, плавать в речке. Но в последнее время мы так загрязнили моря и реки, леса и степи, что становится страшно за будущие поколения. В данное время много говорят об охране природы. В школах ввели предме..
Например приямо, ровный.
ХорошО, ребЯта, сапогИ, бЫстро, корОва, карандАш, медвЕдица, молокО.
Я велика девушке, а парню я велик.
Если парень говорит то Я ВЕЛИК Если девушка говорит то Я ВЕЛИКА.
Тест по русскому языку на тему «Фразеология»(6 класс)
Тест по разделу «Фразеология»
для учащихся 6 класса
1. Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
а)Встали очень рано и отправились в путь.
в)«Запомни крепко-накрепко: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г)Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания .
д)Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было.
е)Станция железной дороги находится совсем близко отсюда.
ж)У каждого человека есть слабое место.
з)Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро, чтобы сообщить сестре новость.
и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то, Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, подать рукой.
а) обвести вокруг носа б) хоть глаз вырви в) не в своей кастрюле
3. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
а. Как снег на голову
б. Держать язык за зубами
г. Хоть глаз выколи
д. Не в бровь, а в глаз
е. Яблоку негде упасть
ж. Возносить до небес
з. Стреляный воробей
и. Водить вокруг пальца
к. Рассеиваться как дым
4. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
а) кот наплакал – вредно, глупо б) с горем пополам – еле-еле, кое-как
в) поставить крест – креститься, унижать г) водить за нос – заглушить, мешать
5. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
а) стреляный воробей – опытный б) обводить вокруг пальца – обманывать
в) с гулькин нос – много г) яблоку негде упасть – тесно
6. Объясните значение фразеологизмов :
а) Готов сквозь землю провалиться б) Язык без костей в) Волосы встали дыбом
7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
а) рукой подать – быстро, хорошо б) язык проглотить – вредно, тихо
в) под шумок – громко, открыто г) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
8 . Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
а) между двух огней б) ни два ни полтора в) как звёзд на небе г) лежать мёртвым грузом
9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
а) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
б) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
в) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
10.Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
а) строение слов и способы их образования.
б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.
в) слово как часть речи.
г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
11. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:
а) человек с головой – умный б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
в) горячая голова – человек вспыльчивый г) разбить наголову – нанести полное поражение
д) голова садовая – много возомнить о себе
12. Значение фразеологизма «брать в свои руки»:
а) настойчиво добиваться чего-либо
б) принимать на себя руководство, управление чем-либо
в) добиваться чего-либо криком, руганью
г) действовать обманным путем
д) делать запись, заметку о чем-либо
13. Укажите фразеологизм:
а) держать в руках палку б) работать без году неделю в) работать с начала зимы
г) сорвалось с балкона д) проглотил кусочек хлеба
Ключ к тесту по разделу «Фразеология»
(для учащихся 6 класса)
1. а)Встали ни свет ни заря и отправились в путь.
б)Ученик дважды прочитал книгу от корки до корки.
в)Заруби себе на носу: каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г)Сын очень часто баловался, а мама на это закрывала глаза.
д)Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то руки не доходят.
е)Станция железной дороги находится подать рукой отсюда.
ж)У каждого человека есть Ахиллесова пята.
з)Он тяжело дышал, потому что бежал со всех ног, чтобы сообщить сестре новость.
и)Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их водой не разлить.
2. а)обвести вокруг пальца – обмануть
б)хоть глаз выколи –темно
в)не в своей тарелке – неловко
6. а)стыдно б)болтливый в)испугался
Максимальное количество баллов: 32 балла
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
В разделе «Лексика» в 6 классе значительное внимание уделено теме «Фразеологизмы». В процессе ее изучения обучающиеся знакомятся с новыми фразеологическими оборотами, работают с фразеологическими словарями, проводят поисковую, исследовательскую работу. Возможны интересные проекты о происхождении фразеологизмов из Библии, мифов, нашей истории ит.п. Завершающим этапом по данной теме, на наш взгляд, может стать предлагаемая тестовая работа. Предложен ключ к данному тесту, критерии оценки, перевод баллов в оценочную шкалу.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Внеклассная работа по русской литературе 11 класс
Певец земли хакасской творчество М.Е. Кильчичакова, Внеклассное занятие
Урок литературного чтения II класс. Система Л.В. Занкова
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Тема, композиция, мемуарная форма повествования.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания повести.
Итоговая работа по литературе на тему «А. С. Грибоедов. «Горе от ума»» (9 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5233240 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
II вариант
1. Определите значение слова ЗАЯЦ.
2. Спишите предложения, заменив выделенные слова синонимами так, чтобы получился текст.
У нас большой двор. В детстве он казался большим, но сейчас я вырос – то, что казалось большим, стало просто большим, а то, что казалось большим, стало обыкновенным.
3. Подберите антонимы к прилагательным:
4. Спишите. Закончите пословицы и поговорки подходящими по смыслу словами. Подчеркни антонимы.
1) Добрая слава лежит, а худая …
2) Маленькое дело лучше большого …
3) Где умному горе, там дураку …
5. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать
2. Хвалить
А. Как снег на голову
Б. Держать язык за зубами
Г. Хоть глаз выколи
Д. Не в бровь, а в глаз
Е. Яблоку негде упасть
Ж. Возносить до небес
З. Стреляный воробей
И. Водить вокруг пальца
К. Рассеиваться как дым
6. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый
4) скромный – хитрый
7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо
2) язык проглотить – вредно, тихо
3) под шумок – громко, открыто
4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
8. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней
2) ни два ни полтора
3) как звёзд на небе
4) лежать мёртвым грузом
9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
10. Объясните значение фразеологизмов:
1) Семь пятниц на неделе
3) Тише воды, ниже травы
11. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела: ГОЛОВА, НОГИ
Тест по разделу «Фразеология»
Выбранный для просмотра документ Тест по разделу.doc
Тест по разделу « Фразеология »
1 Соотнесите фразеологизмы со значениями.
г) скрыть следы преступления
з) кому-либо все нипочем
и) невозможно разлучить
к) вернуться бесприбыльно
1)лед тронулся, 2) седьмая вода на киселе, 3)спрятать концы в воду, 4)не солоно хлебавши, 5)зарубить себе на носу, 6)Ахиллесова пята, 7)как в воду глядел, 8)водой не разлить, 9)рукой подать, 10) как с гуся вода
а) обвести вокруг носа
в) не в своей кастрюле
3. Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
а. В час по чайной ложке
в. Возносить до небес
д. Яблоку негде упасть
ж. Стреляный воробей
4. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
а) кот наплакал – вредно, глупо
б) с горем пополам – еле-еле, кое-как
в) поставить крест – креститься, унижать
г) водить за нос – заглушить, мешать
5. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
а) тертый калач– опытный
б) сесть в лужу – обманывать
в) с гулькин нос – мало
г) как сельди в бочке – тесно
6. Объясните значение фразеологизмов :
а) Готов сквозь землю провалиться б) Положить зубы на полку в) рука руку моет
7. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
а) рукой подать – быстро, хорошо
б) язык проглотить – вредно, тихо
в) под шумок – громко, открыто
г) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
а) держаться на плаву
в) как звёзд на небе
г) лежать мёртвым грузом
9. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
а) С такими ребятами каши не сваришь. Без масла вкусной каши не сваришь.
г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
10. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
а) строение слов и способы их образования.
б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.
в) слово как часть речи.
г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.
11. Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:
а) человек с головой – умный б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
в) горячая голова – человек вспыльчивый г) разбить наголову – нанести полное поражение
д) голова садовая – много возомнить о себе
12. Значение фразеологизма « брать в свои руки »:
а) настойчиво добиваться чего-либо
б) принимать на себя руководство, управление чем-либо
в) добиваться чего-либо криком, руганью
г) действовать обманным путем
д) делать запись, заметку о чем-либо
13. Укажите фразеологизм:
а) держать в руках палку
б) работать без году неделю
в) работать с начала зимы
г) сорвалось с балкона
д) проглотил кусочек хлеба
14. Фразеологизм « узнать всю подноготную » имеет значение « проникнуть в тайну, выведать всю правду ». Укажите источник возникновения данного выражения.
15. О молодом, не имеющем жизненного опыта, но очень самонадеянном молодом человеке говорили: « От горшка два вершка, а уже… » Закончите фразу.
16. Неграмотные крестьяне делали на небольшой деревянной дощечке зарубочки, чтобы не забыть какое-нибудь важное дело. Какой фразеологизм является историческим свидетельством данного явления?
б)зарубить себе на носу
в)Без лишних словоизвержений
17.« В три погибели согнуться ». Современный смысл выражения – полностью подчинить кого-либо своей воле. Что означает слово « погибель » в данном случае?
18. Иногда два выражения, не имеющие ничего общего, при различных условиях, начинают значить почти одно и то же. Назовите синоним к выражению « И на солнце есть пятна ».
а)И на старуху бывает проруха
б)Красного петуха пустить
в)Куда ни кинь — везде клин
19.« Тянуть канитель ». « Канитель » – французское слово, означающее очень тонкую нить, которую используют в золотошвейном деле. Назовите фразеологизм со схожим значением.
а)Тянуть кота за хвост
б)Тянуть быка за рога
20.В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
21. По происхождению фразеологизмы являются:
в) собственно русскими и заимствованными
22. В каком словаре даны значения фразеологизмов?
а) в орфографическом
в) во фразеологическом
г) в словообразовательном
23. Откуда заимствован фразеологизм «авгиевы конюшни»?
а) из иностранных языков
б) из славянских языков
в) из древнерусского языка
г) из древнегреческой мифологии
24. Укажите фразеологизм с речевой ошибкой (замена одного слова другим)
а) Уморить червячка.
в) Сматывать удочки.
25. Укажите синоним к фразеологизму «перемывать косточки»
а) Перешагнуть через труп.
д) По пальцам можно пересчитать.
26. Укажите антоним к фразеологизму «рукой подать»
б) Между Сциллой и Харибдой.
д) У черта на куличках.
27. Укажите неверное утверждение:
а) фразеологизмы придают речи живость и образность;
б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;
в) существуют фразеологизмы-антонимы;
г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.
28. Определите, кто является автором фразеологизмов литературного происхождения:
1) тришкин кафтан; а) А. Пушкин;
2) подковать блоху; б) И. Крылов;
3) У разбитого корыта; в) Н. Лесков;
4)на деревню дедушке ; г) А. Чехов
29. Найдите синонимические фразеологизмы:
б) показать где раки зимуют;
в) висеть на плечах;
е) бросить пробный шар;
Ключ к тесту по разделу « Фразеология »
1. а-7, б-1, в-5, г-3, д-2, е-9, ж-6, з-10, и-8, к-4.
2. а)обвести вокруг пальца – обмануть
б)хоть глаз выколи –темно
в)не в своей тарелке – неловко
г)закадычный друг – близкий друг
6. а)стыдно б) голодать, когда в доме не остается еды. в) связанные общими интересами люди защищают друг друга
14. Пыточная камера
Сегодня словосочетание «узнать всю подноготную» потеряло зловещую связь со своим источником. А зародилось оно в пыточной камере. Когда подозреваемый не признавался в содеянном, палач говорил: «Не скажешь подлинной правды, скажешь подноготную». После этого с ногтями можно было проститься.
«От горшка два вершка, а уже указчик». Вершок – ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4см. Вершки обычно использовали для измерения роста: мелких домашних животных и людей.
16. Зарубить себе на носу
«Зарубить себе на носу»– запомнить крепко-накрепко. Слово «нос» в данном случае означает памятную дощечку, бирку для записей.
Значение слова «погибель» происходит от глагола «сгибать». «Три погибели» означает троекратный изгиб, а «согнуть в три погибели», соответственно, согнуть в три раза.
По одной из версий, считается, что эта фраза возникла в пыточных камерах Древней Руси.
18. И на старуху бывает проруха
«И на старуху бывает проруха». Вроде совсем разные выражения, а значат одно и то же: нет ничего, что прошло бы просто идеально, всегда будут какие-нибудь сложности.
Изготовлять канитель было очень сложным и нудным занятием. Вот и выражение «Тянуть канитель» получило значение – делать что-то неинтересное, нудное, другими словами, зря тратить свое время. Аналогичное значение имеет выражение «тянуть волынку». Таким образом, эти два выражения, совсем не похожие, имеют общее значение в переносном смысле.