в каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня росток угасать

В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня росток угасать

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) эксп..римент, препод..вать, б..чёвка

2) оп..раясь, выр..сти, накл..ниться

3) р..сток, уг..сать, б..дон

4) соб..рёшь, безотл..гательный, оз..рило

5) изм..рять, д..агональ, велос..пед

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

1. эксперимент — НГ, преподавать (дАть) — ПГ, бечёвка − НГ

2. опираясь, вырасти, наклониться — ЧГ

3. росток — ЧГ, угасать (гАснуть) — ПГ, бидон − НГ

4. соберёшь, безотлагательный, озарило — ЧГ

5. измерять — ПГ, диагональ – НГ, велосипед − НГ

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гор еть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), гор евать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

— уметь опре­де­лять тип корня;

— при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот. плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит. рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.

Источник

В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня росток угасать

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выр..стил, вык..сил (траву), пл..вчиха

2) зап..реть, з..ря, изл..жение

3) выск..чил, к..сание, подж..гать

4) см..рился, приг..рюнился, тв..рец

5) бл..стать, зан..сённый, выг..реть

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

1) вырастил — ЧГ, выкосил (траву) — ПГ: ко́сит, пловчиха — ЧГ

2) запереть, заря, изложение — ЧГ

3) выскочил, касание, поджигать — ЧГ

4) смирился (ми́р) — ПГ, пригорюнился (го́ре) — ПГ, творец — ЧГ

5) блистать — ЧГ, занесённый (нё́с) — ПГ, выгореть — ЧГ

Все вопросы о правописании корней можно уточнить в нашем справочнике https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav − в разделе к заданию №9.

ЗА­ДА­НИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗ­УДАР­НАЯ ГЛАС­НАЯ В КОРНЕ. ОБОБ­ЩЕ­НИЕ.

Общее по­ня­тие о корне как части слова

Ко­рень — это глав­ная зна­чи­мая часть слова, ко­то­рая вы­ра­жа­ет ос­нов­ное зна­че­ние дан­но­го слова и общее лек­си­че­ское зна­че­ние всех од­но­ко­рен­ных слов.

Имен­но общее зна­че­ние, а не внеш­ний вид корня (или его части) поз­во­ля­ет от­не­сти то или иное слово к род­ствен­ным (или од­но­ко­рен­ным) сло­вам. В рус­ском языке не­ма­ло кор­ней, ко­то­рые пи­шут­ся оди­на­ко­во, но имеют со­вер­шен­но раз­ные зна­че­ния. На­при­мер, бук­во­со­че­та­ние ГОР встре­ча­ет­ся в ты­ся­чах слов, яв­ля­ет­ся кор­нем в сло­вах ГО­РЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и од­но­ко­рен­ных к ним. Но это не один и тот же ко­рень, а раз­ные, ведь по смыс­лу слова ГО­РЕТЬ, ГО­РЕ­ВАТЬ, ГОРА не имеют ни­че­го об­ще­го. Этот факт иг­ра­ет огром­ную роль в на­пи­са­нии кор­ней с без­удар­ной глас­ной. Так, в при­ведённом ряду слов для каж­до­го слова свой от­дель­ный спо­соб про­вер­ки: гор еть (ко­рень с че­ре­до­ва­ни­ем), гор евать (про­ве­роч­ное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В за­да­нии 8 встре­ча­ют­ся:

Для успеш­но­го вы­пол­не­ния за­да­ния не­об­хо­ди­мо:

— уметь опре­де­лять тип корня;

— при­ме­нять пра­ви­ла, ре­гу­ли­ру­ю­щие на­пи­са­ния того или иного типа корня.

В за­ви­си­мо­сти от типа корня су­ще­ству­ют раз­лич­ные пра­ви­ла на­пи­са­ния без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов.

8.1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это пра­ви­ло от­ра­ба­ты­ва­ет­ся на про­тя­же­нии всего школь­но­го курса рус­ско­го языка, а на­чи­на­лось изу­че­ние в на­чаль­ной школе. Все пом­нят пра­ви­ло:

Чтобы про­ве­рить без­удар­ную глас­ную в корне слова, нужно из­ме­нить слово или по­до­брать род­ствен­ное так, чтобы на эту глас­ную па­да­ло уда­ре­ние.

На­при­мер: в корне слова пот. плело будет пи­сать­ся буква е, так как в од­но­ко­рен­ном слове тЁплый под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся ё (для про­вер­ки кор­ней е и ё рав­но­знач­ны); в корне слова прит. рм..зить будут пи­сать­ся две буквы о, так как в од­но­ко­рен­ных сло­вах тОр­моз и за­тор­мО­жен­ный под уда­ре­ни­ем слы­шит­ся и пи­шет­ся о

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок. Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

8.2. Без­удар­ные глас­ные, не про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии НГ

На­ря­ду со сло­ва­ми, ко­то­рые можно про­ве­рить од­но­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми или путём из­ме­не­ния его формы, су­ще­ству­ет целый ряд слов, на­пи­са­ние ко­то­рых не под­чи­нят­ся ни­ка­ким пра­ви­лам с точки зре­ния со­вре­мен­но­го языка. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы су­ще­ство­вал еди­ный спи­сок слов, обя­за­тель­ных для за­по­ми­на­ния, и он пуб­ли­ко­вал­ся в учеб­ни­ках и по­со­би­ях для под­го­тов­ки к ЕГЭ. Но та­ко­го спис­ка нет, во вся­ком слу­чае, пока. В этом ряду есть и ис­кон­но рус­ские слова, и за­им­ство­ван­ные, и их ко­ли­че­ство про­дол­жа­ет расти за счёт слов ино­стран­но­го про­ис­хож­де­ния. Здесь совет толь­ко один: не пы­тай­тесь про­ве­рять не­про­ве­ря­е­мое. Как пра­ви­ло, в за­да­ни­ях ЕГЭ про­ве­ря­е­мые слова на­хо­дят­ся быст­ро, их про­ве­рить ЛЕГКО. На­пи­са­ние слов с не­про­ве­ря­е­мой глас­ной в корне про­ве­ря­ет­ся толь­ко по ор­фо­гра­фи­че­ско­му сло­ва­рю.

8.3. Без­удар­ные глас­ные в кор­нях с че­ре­до­ва­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ЧГ

По­ми­мо кор­ней с без­удар­ны­ми глас­ны­ми, про­ве­ря­е­мы­ми уда­ре­ни­ем, и тех, ко­то­рые про­ве­рить нель­зя, су­ще­ству­ют корни с раз­лич­ны­ми че­ре­до­ва­ни­я­ми глас­ных. На­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных под­чи­ня­ет­ся тра­ди­ции. Про­ве­рять слова с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной уда­ре­ни­ем (путём под­бо­ра род­ствен­ных слов) − гру­бая ошиб­ка.

Все че­ре­ду­ю­щи­е­ся корни сле­ду­ет вы­учить на­и­зусть.. По­де­лим их на типы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *