в каком ряду все словосочетания употреблены в переносном значении
В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
1)лисья хитрость, железная воля, каменный дом 2) холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ 3) золотое сердце, теплый прием, чистая посуда 4) дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
4)дырявая память, туманный намёк, сердечный человек.
Употреблены в переносном значении.
Оставьте предложение со словосочетаниями Туманный намёк, каменное сердце, сердечный человек, лисья хитрость, железная воля?
Оставьте предложение со словосочетаниями Туманный намёк, каменное сердце, сердечный человек, лисья хитрость, железная воля.
С качественными именами прилагательными составьте предложения, определите их синтаксическую роль.
Составьте предложения с прилагательными а переносном смысле 1)Каменное сердце 2) сердечный человек 3) лисья хитрость 4) железная воля 5)заячья трусость?
Составьте предложения с прилагательными а переносном смысле 1)Каменное сердце 2) сердечный человек 3) лисья хитрость 4) железная воля 5)заячья трусость.
Составьте предложения с этими словосочетаниями : туманной намек, каменное сердце, сердечный человек, лисья хитрость, железная воля?
Составьте предложения с этими словосочетаниями : туманной намек, каменное сердце, сердечный человек, лисья хитрость, железная воля.
Помогите пожалуйста?
Надо составить предложения с следующими словосочетаниями :
туманный намёк, каменное сердце, сердечный человек, лисья хитрость, железная воля.
Помогите?
Помогите пожалуйста?
Составте предложения с словосочитаниями : туманный намек, каменное сердце, сердечный человек, лисья хитрость, железная воля.
Когда светит солнце, я не хочу сидеть дома.
У меня пятнадцать яблок, но мне всё не съесть, и я десять яблок оставила на другой день, а остальные пять яблок я съем по одному.
Ты живёшь в двадцать первом веке.
1. сложение 2. Суффикс 3. Приставка 4. Суффикс 5. Однокоренные 6. Корень 7. Основа 8. Сложные.
Я — [й’] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий [а] — гласный, ударный г — [г] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый о — [а] — гласный, безударный д — [д] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый а — [а] — гласный, безударн..
Тестовая работа 6 класс по теме повторения «Лексика»
3)громкий голос, громкое дело, громкий крик
4)ледяная глыба, ледяная горка, ледяной взгляд
1)Чем дальше в лес, тем больше дров.
2)Яблочко от яблоньки недалеко падает.
3)Мороз не велик, да стоять не велит.
4)Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
5. В каком предложении есть синонимы?
1)Готовь сани летом,а телегу зимой.
2)Из огня да в полымя.
3)Гусь свинье не товарищ.
6. В каком ряду не все слова являются синонимами?
1)хвалить, хвастаться, одобрять
2)угасать, таять, чахнуть
3)хитрить, лукавить, лицемерить
4)устать, измучиться, изнемочь
7. Укажите неверное суждение.
1)многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чём-либо сходные между собой
2)в толковых словарях можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным
3)многие слова наряду с прямым значением могут иметь переносное значение
4)слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются синонимами
1) В жаркие летние дни каменный город изнывал от солнца.
2)Натянутая улыбка так не шла к его каменному лицу.
3)В каменную пыль впечатались следы босых ног.
4)На крутых склонах с каменной почвой тающая снеговая вода сбегает вниз.
9. В каком слове нарушена лексическая сочетаемость?
10. Укажите слово, которое имеет омоним.
Прочитайте текст, выполните задания 11-12
(1)Герда приплыла к большому вишнёвому саду,в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и соломенной крышей.
(2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо.(3) Герда закричала им – она приняла их за животных, но они, понятно, не ответили ей.(4) Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. (5) Из домика вышла, опираясь на клюку, старая –престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
11.Из предложения 4 выпишите синонимы, обозначающие приближение.
12.Подберите и запишите антоним(ы) к слову чудесными из предложения 5.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-059101
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по русскому,
1.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
А. горячий пирожок – жаркий день
Б. теплый чай – холодный вечер
В. иголка ели – иголка для шитья
2.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
А. громадный дом – большой зверь
Б. зеленый лук – лук для стрельбы
В. труд к радости – безделье к несчастью
3.Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
А. родниковый ключ – ключ от двери
Б. разговорчивый человек – молчаливый юноша
В. давай смеяться – стали хохотать
4.Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
А. железный гвоздь
Б. железная воля
В. железная труба
5.Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово
А. Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
Б. Я долго смотрел вслед уезжающей машине.
В. Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
6.Укажите предложение, в котором есть жаргонизм.
А. Шкатулку принесли в комнату и вытерли с нее пыль.
Б. В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
В. Займи штуку до зарплаты.
7.Укажите верное утверждение
А Диалектизмы – это слова, одинаковые по звучанию.
Б. Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями определенной местности.
В. Диалектизмы – это слова, связанные с особенностями работы людей определенной профессии.
8.Укажите предложение, в котором есть историзм
А. Русские толковые словари имеют многовековую историю.
Б. На юноше был надет праздничный кафтан.
В. Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
9.Укажите предложение, в котором есть архаизм
А. Леса стоят в жемчужном инее.
Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.
В. Принцесса отвернулась и заплакала.
10.Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
11.Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А. Во поле березонька стояла.
Б. Туристы зашли в дремучий бор.
В. Бригада работала засучив рукава.
12.Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его.
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Солдаты атаковали форт.
В. Маляр размешал палитру в ведре.
13. Укажите, где лексическое значение слова указано неверно:
А) мизерный – ничтожно малый, незначительный
Б) овация – бурные аплодисменты
В) кавалькада – группа всадников
Г) вернисаж – торжественное открытие художественной выставки
Д) лексикон – устаревшие слова
14. Определите ряд антонимов:
15. Укажите фразеологизм:
А) держать в руках палку
Б) работать без году неделю
В) работать с начала зимы
Г) сорвалось с балкона
Д) проглотил кусочек хлеба
В каком ряду все словосочетания употреблены в переносном значении
Владельцы сайта
Контрольные тесты
1. Укажите неверное утверждение.
1) Части речи выделяются на основе определённой общности лексического и грамматического значений слова.
2) Могут быть лексические и контекстуальные омонимы.
3) Омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии.
4) Могут быть контекстуальные антонимы.
5) Среди неологизмов встречаются и устаревшие слова.
6) Историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
1) умница
2) города
3) отличница
4) папаша
5) листва
6) осина
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в прямом значении.
1) защита диссертации
2) класс работает
3) чувство локтя
4) переход через горы
5) играли Шекспира
6) простые люди
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
1) коренной житель – коренной вопрос
2) человек худой – характер худой
3) больной заснул – больной ребёнок
4) спутник Марса – спутник в дороге
5) пачка папирос – пачка балерины
6) звезда эстрады – звезда на небе
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.
Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима (В. Маяковский).
1) омоформы
2) омофоны
3) омографы
6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.
дружеская к_мпания, нефтяная к_мпания, прятный комлп_мент, компл_мент в сыворотке
1) а, а, и, и
2) о, о, е, и
3) а, о, е, е
4) о, а, и, е
5) а, о, и, и
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
Ворон ворону в ответ:
«Знаю, будет нам обед…»
(А. С. Пушкин)
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЧУВСТВОВАТЬ является стилистическим.
1) Сегодня ей нездоровится.
2) Он ощутил прилив небывалой силы.
3) Почуяв опасность, зверь притаился.
4) Мы пережили то же, что и они.
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.
1) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (М. Лермонтов).
2) Будь счастлива несчастием моим (М. Лермонтов).
3) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский).
4) Мы сёла – в пепел; грады – в прах; в мечи – серпы и плуги (В. Жуковский).
5) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти (Г. Поженян).
11. Выберите подходящие по смыслу слова.
1) сделать … стрижку
12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими.
1) свеча, солнце, утюг, тулуп
2) браслет, ласточка, сестра, овраг
3) кружево, корзина, невод, зодчий
4) ребёнок, сказка, шуба, зонтик
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1) здравый, мощь, добродетель, чуждый
2) здоровый, мощь, зима, чужой
3) здравый, мочь, добродетель, чужой
4) здоровый, мочь, зима, чуждый
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) По прошествии немногих лет он был избран губернатором … (Ю. Нагибин).
2) В тот же час Пётр отдал приказ воеводам (А. Платонов).
3) Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства (М. С.-Щедрин).
4) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов).
5) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с (А. Чехов).
15. Определите, каким является каждое слово.
1) фломастер
2) компьютер
3) свингер
4) нарком
5) маркетинг
6) видеомагнитофон
16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.
1) Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький (И. Тургенев).
2) Там ведь есть бучило, знаешь, оно ещё всё камышом заросло (И. Тургенев).
3) За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани (В. Распутин).
4) Взалкал отец Фёдор. Захотелось ему богатства (И. Ильф, Е. Петров).
17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.
1) плеоназм
2) аорист
3) триолет
4) парадигма
5) амфибрахий
6) сонорный
18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.
Ну, ты даёшь, В НАТУРЕ!
Я в полном ОТПАДЕ!
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы
1. Укажите неверное утверждение.
1) Лексика — словарный запас языка.
2) Каждое слово имеет своё лексическое и грамматическое значение.
3) Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.
4) Антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи.
5) Старославянизмы — группа исконно русских слов.
6) Жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
1) справа
2) судьба
3) играла
4) у брата
5) ворота
6) красота
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
1) золотой медальон
2) пустая голова
3) говор ручья
4) хвост кометы
5) быстрый бег
6) цветущий сад
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
1) металлургический завод – часовой завод
2) тихий час – тихая погода
3) идут торги – идут часы
4) счастливый брак – заводской брак
5) корень слова – корень растения
6) мягкий знак – мягкий климат
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в скороговорке.
Мы ели-ели линьков у ели, их еле-еле у ели доели.
1) омоформы
2) омофоны
3) омографы
6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.
сп_шите к нам, сп_шите задание, зап_вать песню, зап_вать молоком
1) е, е, е, е
2) и, и, и, и
3) е, и, е, и
4) и, е, и, е
5) и, е, е, и
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
1) бедная растительность
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ИСЧЕЗНУТЬ является стилистическим.
1) Множество людей пропало без вести во время войны.
2) Многие слова утратили свое первоначальное значение.
3) С появлением первых лучей солнца туман развеялся.
4) Куда запропастилась эта книга?
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.
1) Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф. Тютчев).
2) Где стол бы яств, там гроб стоит (Г. Державин).
3) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М. Лермонтов).
4) Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты (А. Чехов).
5) О как мучительно тобою счастлив я… (А. Пушкин).
11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.
12. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными.
1) фельдфебель, комфорт, лекарь, земля
2) ватрушка, жнец, мичман, галстук
3) медальон, мольберт, либретто, гитара
4) пудинг, квас, одуванчик, хоккей
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1) город, одежда, брег, един
2) град, одёжа, берег, один
3) город, одёжа, берег, один
4) град, одежда, брег, един
15. Укажите, каким является каждое слово.
1) космонавт
2) ультразвук
3) интернет
4) паровоз
5) ликбез
6) инвестиция
16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.
1) Настал день, назначенный для судного поединка (А. К. Толстой).
2) По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы (М. Шолохов).
3) В Москву переведён через моё содейство (А. Грибоедов).
4) Увы! Куда ни брошу взор – везде бичи, везде железы… (А. Пушкин).
17. Найдите слова, относящиеся к лингвистическим терминам.
1) паронимы
2) хорей
3) баллада
4) сарказм
5) полисемия
6) фабула
18. Укажите, как называются выделенные слова.
Слушай сюда, дело ГЛУХО, надо сматываться.
Давай только без ЗАКИДОНОВ, ладно?
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы
1. Найдите верные утверждения.
1) Лексика — раздел науки о языке, изучающий его словарный состав.
2) Лексика — совокупность слов того или иного языка.
3) Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, устанавливается значения слов и их употребление в речи.
4) Лексикология — совокупность слов данного языка или какой-либо его разновидности.
2. Найдите неверное утверждение.
1) Слова имеют лексическое и грамматическое значение.
2) Лексические значения слов изучаются лексикологией.
3) Грамматические значения слов изучаются лексикологией.
4) Лексическое значение слова индивидуально: оно присуще данному слову и отличает его от других.
5) Грамматическое значение слова характеризует не одно слово, а целые разряды или классы слов.
3. С чем можно согласиться?
Лексическое значение слова можно узнать
1) в орфографическом словаре
2) в толковом словаре
3) в орфоэпическом словаре
4. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ДИПЛОМАНТ?
1) должностное лицо ведомства иностранных дел
2) человек, награжденный дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т.п.
3) кожаный портфель для деловых бумаг
4) человек, действующий тонко и умело
5. Какое из приведенных ниже лексических значений принадлежит слову ПРЕЦЕДЕНТ?
1) лицо, добивающееся получения какой-либо должности, звания и т.д.
2) случай, имевший место ранее и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода
6. Какое суждение неверно?
1) Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называются многозначными.
2) Лексические значения слов бывают прямыми и переносными.
3) Лексические значения, возникающие в результате переноса данного наименования с одного предмета, действия, свойства на другие, называются переносными.
4) Отличительный признак переносного значения — его конкретность, отличительный признак прямого значения — его отвлеченность.
7. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К однозначным можно отнести слова:
1) арба
2) аудиенция
3) архив
4) альпинизм
Б. К многозначным можно отнести слова:
а) арена
б) ария
в) аргумент
г) аквариум
8. Какие значения слова КРОВНЫЙ являются переносными?
1) происходящий от одних предков, родной по крови
2) очень близко касающийся, глубоко затрагивающий кого-либо
3) прочный, неразрывный благодаря общим интересам, духовной близости
4) породистый, чистокровный (о лошадях)
9. В каких словосочетаниях выделенные слова употребляются в прямом значении?
1) ЖЕЛЕЗНОЕ здоровье
2) ГРОЗА мальчишек
3) ГИБКОСТЬ политики
4) неуловимая ГРАЦИЯ движений
5) ДРАГОЦЕННОЕ время
10. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении?
1) ДУБОВЫЙ лист
2) ДУБОВЫЙ стиль
3) КАЗЕННЫЙ подход
4) КАЗЕННЫЕ деньги
11. В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в прямом значении?
1) ГЛАДКИЕ стихи
2) ГЛАДКАЯ поверхность
3) ГАЛЕРЕЯ персонажей
4) стеклянная ГАЛЕРЕЯ
12. В каких словосочетаниях прилагательное КИСЛЫЙ употреблено в переносном значении?
1) КИСЛОЕ яблоко
2) КИСЛАЯ картошка
3) КИСЛОЕ тесто
4) КИСЛОЕ настроение
5) КИСЛОЕ выражение лица
6) КИСЛАЯ среда
13. Найдите верное определение.
Омонимы — это
1) слова, различные по своему звучанию, но близкие или одинаковые по своему значению
2) слова, одинаковые звучащие, но не имеющие ничего общего в своем значении
3) слова, противоположные по значению
14. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:
Мне снится, что я ЛЕЧУ
долбить высоту намеченную.
Мне снится, что я ЛЕЧУ
раненых и вылечиваю.
1) многозначные слова
2) синонимы
3) омонимы
4) антонимы
15. Как называются слова, обыгранные в четверостишии:
Рыбачьей удалью БЛЕСНУ
И в речке возле ЛЕСА
Поймаю щуку на БЛЕСНУ.
Э, выдержала б ЛЕСА!
1) многозначные слова
2) синонимы
3) омонимы
4) антонимы
16. Как называются слова, принадлежащие одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу тождественны или очень близки?
1) многозначные слова
2) однозначные слова
3) омонимы
4) антонимы
5) синонимы
17. Найдите лишнее.
1) лингвистика
2) языкознание
3) языковедение
4) филология
18. Какое понятие обобщает слова?
Важный, существенный, значительный, значимый, весомый, первостепенный, многозначительный, исторический, эпохальный.
1) многозначные слова
2) однозначные слова
3) омонимы
4) антонимы
5) синонимы
19. Найдите слово, не имеющее отношение к остальным.
1) серьезный
2) вдумчивый
3) основной
4) сосредоточенный
5) основательный
20. Определите, в каких случаях к выделенным словам правильно подобраны синонимы?
1) Снегурочка ЗАПЛАКАЛА, да так горько, словно сестра по родному брату. — Заревела.
2) Они жили в ВЕТХОЙ землянке ровно тридцать лет и три года. — Маленькой.
3) От вороны КАРАПУЗ убежал, заохав. — Пузатый.
4) Баба бросила ведра и давай волка БИТЬ коромыслом. — Колотить.
21. Какие суждения не верны?
1) Антонимы — слова, имеющие противоположные значения.
2) Антонимы принадлежат к разным частям речи.
3) Антонимами могут быть слова, обозначающие конкретные предметы.
4) Антонимами могут быть слова, обозначающие степень признака.
5) Антонимические отношения в наибольшей степени свойственны качественным прилагательным и наречиям.
22. Составьте пары антонимов.
1) далекий
2) мягко
3) мертвец
4) разрушить
5) вчера
а) завтра
б) жестко
в) строить
г) близкий
д) живой
23. Какие пары являются антонимами?
1) веселье — горе
2) упрёк — похвала
3) зной — прохладный
4) помнить — забвение
5) вёдро — ненастье
24. Укажите, в каких случаях к выделенным словам неправильно подобраны антонимы?
1) ГРУБЫМ ( нежным ) дается РАДОСТЬ ( печаль ).
2) РАБОТАЕШЬ ( отдыхаешь ) — СЫТЫМ ( голодным ) будешь, БОЛТАЕШЬ ( молчишь ) — день ПОТЕРЯЕШЬ ( найдешь ).
3) В ущелье ЛЕЖА ( стоя ), Уж ДОЛГО ( медленно ) думал о СМЕРТИ ( жизни ) птицы.
25. Укажите соответствия.
1)
СИЯЛО солнце, вздыхала степь,
БЛЕСТЕЛА трава в бриллиантах дождя,
и золотом СВЕРКАЛА река.
2)
Полюбил БОГАТЫЙ — БЕДНУЮ,
Полюбил УЧЕНЫЙ — ГЛУПУЮ,
Полюбил РУМЯНЫЙ — БЛЕДНУЮ,
Полюбил ХОРОШИЙ — ВРЕДНУЮ;
ЗОЛОТОЙ — полушку МЕДНУЮ.
3)
Справа лес всё ЧАЩЕ.
Конь несется РЫСЬЮ,
Услыхав, что в ЧАЩЕ
Ветер фыркнул РЫСЬЮ.
а) обыгрываются омонимы
б) обыгрываются синонимы
в) обыгрываются антонимы
1. Укажите неверное утверждение.
1) Центральная единица лексикологии – слово.
2) Лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой.
3) Могут быть лексические и контекстуальные синонимы.
4) Различаются омонимы полные и частичные.
5) Архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка.
6) Многие заимствованные слова имеют русские синонимы.
2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение.
1) крестьяне
2) поле
3) в море
4) насекомое
5) накануне
6) нигде
3. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении.
1) чёрные мысли
2) седой старик
3) искры костра
4) рёв водопада
5) тянутся дни
6) красный закат
4. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами.
1) годы прошли – воины прошли
2) площадь треугольника – городская площадь
3) крутой кипяток – крутой характер
4) сборка конструкции – сборка на юбке
5) строевой лес – строевая песня
6) холодное молоко – холодный взгляд
5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении.
Лет до ста расти нам без старости (В. Маяковский).
1) омоформы
2) омофоны
3) омографы
6. Выберите правильную последовательность пропущенных букв.
ч_стота колебаний, ч_стота белья, посв_тить фонарём, посв_тить идее
1) и, и, е, е
2) а, е, и, я
3) и, а, я, и
4) а, и, е, я
5) е, е, я, е
7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в приведённом отрывке.
О чём ты воешь, ветер…
О чём ты сетуешь безумно?
(Ф. И. Тютчев)
1) эпитет
2) олицетворение
3) метафора
8. Подберите к выделенным словам соответствующие антонимы.
1) полное ведро
9. Укажите предложение, в котором синоним к слову ЛЕГКО является стилистическим.
1) Играючи он поднимал двухпудовую гирю.
2) Несложно справиться с данной задачей.
3) Он безболезненно перенёс дальний перелёт.
4) Она свободно владела несколькими языками.
10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.
1) Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин).
2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка).
3) Не знаю, жить мне долго или мало, иду я к свету иль во мрак ночной… (В. Брюсов).
4) Пришёл мой час, пришла моя пора. Свалилась с плеч тяжёлая гора (В. Смирнов).
5) Минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться (А. Фет).
11. Подберите к данным словам соответствующие по употреблению.
1) воинская
12. Укажите строку, в которой все слова заимствованные.
1) флот, шайба, картофель, брат
2) кладовая, кочерга, абажур, аркан
3) вексель, деньги, карнавал, комедия
4) капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло
13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами.
1) глава, хождение, ворота, ягнёнок
2) голова, хожу, врата, агнец
3) голова, хождение, ворота, ягнёнок
4) глава, хождение, врата, агнец
14. Укажите предложения, в которых выделенные слова являются историзмами.
1) Кто-то держал развёрнутый судебник (А. К. Толстой).
2) В толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал… (А. Пушкин).
3) Все море — как жемчужное зерцало (И. Бунин).
4) Шуми, шуми, послушное ветрило … (А. Пушкин).
5) Царь двумя перстами брал обритых за щёку (А. Н. Толстой).
15. Укажите, каким является каждое слово.
1) продналог
2) акваланг
3) аэроплан
4) эквалайзер
5) маклер
6) программирование
16. Укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы.
1) Восстань, пророк, и виждь, и внемли… (А. Пушкин).
2) Поговорив, казаки разошлись по куреням (Н. Гоголь).
3) Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… (А. Пушкин).
4) Торчавшие копья и рогатины принадлежали опричникам (А. К. Толстой).
17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам.
1) полногласие
2) ремарка
3) имажинизм
4) оканье
5) аффикс
6) фразеологизм
18. Укажите, как называются выделенные в предложениях слова.
А цена ему – ЛИМОН.
Полный ОБЛОМ: УПЁРСЯ РОГАМИ В ЗЕМЛЮ – и ни в какую.
1) архаизмы
2) диалектизмы
3) жаргонизмы
4) профессионализмы
1) С точки зрения активного и пассивного запаса лексики современного русского языка слова делятся на исконные и заимствованные.
2) Одной из причин заимствования слов являются тесные политические, торгово-экономические, промышленные и культурные связи между народами — носителями языков.
3) Старославянизмы — это слова, которые вошли в древнерусский язык из родственного старославянского (или церковно-славянского) языка.
2. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. Исконно русские слова:
1) потолок
2) жаворонок
3) кемпинг
4) сорока
Б. Заимствованные слова:
а) преамбула
б) бизнес
в) предисловие
г) импорт
3. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.
1) азбука
2) мать
3) большевик
4) бульон
5) незабудка
4. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения происхождения.
1) шампиньон
2) портье
3) носорог
4) оратория
5) гиппопотам
5. Какое определение какому термину соответствует?
1) Это слова, обозначающие предметы и явления, которые существуют в современной жизни. Они вышли из активного употребления, не выдержав конкуренции с более употребительными словами, обозначающими те же предметы и явления.
2) Это слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни.
3) Это слова, возникающие в языке для обозначения новых предметов и явлений, новых общественных отношений, открытий в науке и технике.
а) историзмы
б) неологизмы
в) архаизмы
6. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. Архаизмами являются слова:
1) опочить
2) полон
3) кафтан
4) десница
Б. Историзмами являются слова:
а) бурса
б) урядник
в) вирши
г) нэпман
7. Найдите слово, не имеющее отношения к остальным с точки зрения активного или пассивного употребления.
1) уста
2) ланиты
3) вельми
4) барщина
5) всуе
6) чрево
8. Укажите строку, в которой все слова являются устаревшими.
1) редут, холоп, династия, пищаль
2) боярин, фимиам, вратарь, пансион
3) армяк, шуйца, рыбарь, выя
4) стрелец, сибирка, целовальник, спутник
9. Укажите верный ответ.
Слова, употребление которых свойственно людям, живущим в определенной местности, составляют
1) общенародную лексику
2) профессиональную лексику
3) диалектную лексику
4) жаргонную лексику
10. Укажите верный вариант.
Слова, употребление которых свойственно всем говорящим и не ограничено какой-либо территорией, профессиональной или социальной средой, составляют:
1) общенародную лексику
2) профессиональную лексику
3) диалектную лексику
4) жаргонную лексику
11. Составьте определения.
1) Это слова, употребление которых свойственно людям определенных профессий.
2) Это слова, употребление которых свойственно людям, образующим обособленные социальные группы.
а) жаргонная лексика
б) профессиональная лексика
12. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К общеупотребительным словам относятся:
1) работать
2) вода
3) намедни
4) говорить
Б. К диалектной лексике относятся слова:
а) кочет
б) гутарить
в) деятельность
г) вечерять
13. Укажите строку, в которой все слова являются диалектными.
1) назём, целовек, клёвый, инда
2) очеп, телик, ишо, шпора
3) на-скорях, пущай, зоревать, рыбалить
4) покель, посля, хохма, надысь
14. Укажите строку, в которой все слова являются жаргонными.
1) предки, бытовка (помещение), запаска (запасной механизм)
2) телик, бабки (деньги), гирла (девушка), липа (фальшивка)
3) френд (друг), одиночник (фигурист), недопоставка, потрясно
4) тачка (автомобиль), шкурка (наждачная бумага), степуха
15. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К лингвистическим можно отнести термины:
1) морфология
2) дифтонг
3) жанр
4) омонимия
Б. К литературоведческим можно отнести термины:
а) артикуляция
б) трилогий
в) ямб
г) персонификация
16. Чем является выделенное слово?
— …навалены
КОСУЛИ *, грабли, бороны,
багры, станки, тележные
ободья, топоры.
*Косуля — соха.
1) диалектизм
2) профессионализм
3) жаргонизм
17. Сопоставьте определения с терминами.
1) Это раздел науки о языке, занимающийся теорией и практикой составления словарей.
2) Это раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
3) Это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов, обозначающих нечто единое по смыслу.
а) лексикология
б) лексикография
в) фразеология
18. С чем нельзя согласиться?
Устойчивые сочетания слов, обозначающие нечто единое целое по смыслу, называются:
1) идиомами
2) фразеологизмами
3) профессионализмами
4) фразеологическими оборотами
19. Определите, какие сочетания слов являются фразеологическими оборотами.
1) голубая кровь
2) с гулькин нос
3) выносить мебель из комнаты
4) выносить сор из избы
20. Найдите свободные словосочетания.
1) за словом в карман не лезет
2) лезть на крышу дома
3) ни в какие ворота не лезет
4) из кожи вон лезть
5) лезть по канату
6) лезть в бутылку
7) лезть на рожон
8) лезть в душу
21. Найдите фразеологические обороты.
1) бросать взгляд
2) бросать курить
3) бросать камешки в огород
4) бросать на ветер
5) бросать копьё
6) бросать перчатку
7) бросать комья земли
8) бросать свет
22. Сопоставьте фразеологические обороты и их значения.
1) как свои пять пальцев
2) точно из-за угла мешком
3) кровь с молоком
4) стреляный воробей
а) цветущий
б) придурковатый, со странностями, прибитый
в) бывалый, очень опытный человек
г) досконально, основательно
23. Определите, в каких случаях правильно даны значения фразеологических оборотов.
1) Королевская дочка, поглядев на него, нашла, что он как раз в ее вкусе. — Он ей понравился.
2) И королю стало не по себе: ему казалось, что люди правы. — Король стал сам не свой.
3) Бить баклуши. — Бить лентяев.
4) Кот был в восторге от того, что всё идет как по маслу. — Все идет очень хорошо.
5) Ушел волк несолоно хлебавши. — Ушел, невкусно поев.
24. Составьте фразеологические обороты.
1) разводить турусы
2) толочь воду
3) наводить тень
4) обобрать
а) на плетень
б) на колёсах
в) до нитки
г) в ступе
25. Составьте пары синонимичных фразеологизмов.
1) ни за какие блага
2) висеть на плечах
3) поминай как звали
4) держать пари
а) и след простыл
б) ни за какие коврижки
в) биться об заклад
г) наступать на пятки