в каком шатре курбский писал письмо ивану грозному
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
25 августа 1530 года на свет появился первый царь всея Руси — Иван IV Грозный. Он был крайне мнительным и доверял немногим из своего ближайшего окружения. Андрей Курбский был одним из таких людей, но как только он получил вести о начале опричнины, то бежал в Литву, откуда написал Грозному первое письмо в 1564 году. Вся переписка между русским царем и Курбским составляет пять посланий. О чем переписывались Иван Грозный и Андрей Курбский?
Первое послание Курбского:
«Зачем, царь, сильных во Израиле истребил и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие, по мудрости их, им от бога дарованной?».
«И еще, царь, говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю, лица моего до дня Страшного суда. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя перед безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь херувимского владыки мать, надежду мою и заступницу, владычицу богородицу, и всех святых, избранников божьих, и государя моего князя Федора Ростиславича».
Ответ Ивана Грозного и первое его послание:
«Ты же ради тела погубил душу, презрел нетленную славу ради быстротекущей и, на человека разъярившись, против бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты в какую пропасть ты низвергся душой и телом! Сбылись на тебе пророческие слова: «Кто думает, что он имеет, всего лишится». В том ли твое благочестие, что ты погубил себя из-за своего себялюбия, а не ради бога?».
«Если же ты праведен и благочестив, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни».
Второе послание Андрея Курбского:
«И уже не знаю, что ты от меня хочешь. Уже не только единоплеменных княжат, восходящих к роду великого Владимира, различными смертями погубил и богатство их, движимое и недвижимое, чего не разграбили еще дед твой и отец твой, до последних рубах отнял, и могу сказать с дерзостью, евангельскими словами, твоему прегордому царскому величеству ни в чем не воспрепятствовали. А хотел, царь, ответить на каждое твое слово и мог бы написать не хуже тебя, ибо по благодати Христа моего овладел по мере способностей своих слогом древних, уже на старости здесь обучился ему: но удержал руку свою с пером, потому что, как и в прежнем своем послании, писал тебе, возлагаю все на божий суд: и размыслил я и решил, что лучше здесь промолчать, а там дерзнуть возгласить перед престолом Христа».
«Лучше, подумал я, возложить надежду свою на всемогущего бога, в трех лицах прославляемого, ибо ему открыта моя душа и видит он, что чувствую я себя ни в чем перед тобой не виноватым. А посему подождем немного, так как верую, что мы с тобой близко, у самого порога ожидаем пришествия надежды нашей христианской — господа бога, Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь».
Второе послание Ивана Грозного:
«А с женой моей зачем вы меня разлучили? Не отняли бы вы у меня моей юной жены, не было бы и Кроновых жертв. А если скажешь, что я после этого не стерпел и не соблюл чистоты, так ведь все мы люди. А ты для чего взял стрелецкую жену? А если бы вы с попом не восстали на меня, ничего бы этого не случилось: все это случилось из-за вашего самовольства».
Третье послание Курбского:
«А мог бы ты и о том вспомнить, как во времена благочестивой жизни твоей все дела у тебя шли хорошо по молитвам святых и по наставлениям Избранной рады, достойнейших советников твоих, и как потом, когда прельстили тебя жестокие и лукавые льстецы, губители и твои и отечества своего, как и что случилось: и какие язвы были богом посланы — говорю я о голоде и стрелах, летящих по ветру, а напоследок и о мече варварском, отомстителе за поругание закона божьего, и внезапное сожжение славного града Москвы, и опустошение всей земли Русской, и, что всего горше и позорнее, царской души падение, и позорное бегство войск царских, прежде бывших храбрыми; как некие здесь нам говорят — будто бы тогда, хоронясь от татар по лесам, с кромешниками своими, едва и ты от голода не погиб!».
«А еще посылаю тебе две главы, выписанные из книги премудрого Цицерона, известнейшего римского советника, жившего еще в те времена, когда римляне владели всей вселенной. А писал он, отвечая недругам своим, которые укоряли его как изгнанника и изменника, подобно тому, как твое величество, не в силах сдержать ярости своего преследования, стреляет в пас, убогих, издалека огненными стрелами угроз своих понапрасну и попусту».
Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным
Князь Андрей Курбский — один из лучших воевод царя Ивана Грозного, друг и советник его молодости. В 60-е гг. многие из таких советников попали в опалу. Предчувствуя, что-то же сбудется и над ним, Курбский в апреле 1564 г. перебежал на сторону польского короля и обратился к царю с открытым посланием.
Князь обвиняет царя Ивана в отступлении от веры и в «прокажённой совести». «Почто, царь, — спрашивает он, — побил ты сильных во Израиле и различными смертями казнил воевод, данных тебе от Бога на врагов твоих?» Царь мученическою кровью обагрил церковные пороги, невинно обвинил своих доброхотов в изменах и чародействе. За что же? Не они ли положили перед царём прегордые царства, не им ли сдавались сильные крепости немецкие? Или царь мнит себя бессмертным, впал в неслыханную ересь и не боится предстать перед Судией, Богоначальным Иисусом? Сам же князь Курбский, хотя претерпел от царя множество бед, водил его полки, проливая пот и кровь, но вместо награды безвинно изгнан из отечества. Теперь царь больше не увидит его лица до Страшного Суда. Князь же не будет молчать, но будет беспрестанно со слезами обличать его перед Безначальной Троицей.
Казнённые царём, у престола Господня стоя, взывают об отмщении, пока Иван пирует на бесовских пирах со своими льстецами, жертвующими собственными детьми, словно Кроновы жрецы. Главный же советник царя есть Антихрист, от прелюбодеяния рождённый: не должно у царя быть таким советникам. Это письмо Курбский грозится положить с собой в гроб и с ним предстать на суд Господа Иисуса.
Иван Грозный ответил огромным посланием, в котором по пунктам ответил на все обвинения Курбского. «Бог наш, Троица, — начинает он свой ответ, — который прежде век был и ныне есть, Отец и Сын и Дух Святой, ни начала не имеющий, ни конца»; этому Богу царь неколебимо верен и от Него имеет всю свою власть. Князь же Курбский — отступник от Честного и Животворящего Креста Господня, поправший все священные установления. Он пожертвовал своей душой ради тела, ибо, перебежав к врагам, нарушив крестное целование, волей или неволей станет разорять церкви, попирать иконы, убивать христиан. Те, кто его научил этому, суть бесы. Как он не стыдится раба своего Васьки Шибанова? Тот, стоя перед царем и перед всем народом, не отрёкся от своего господина, а Курбский своему изменил.
Никаких сильных во Израиле царь не убивал и не знает, кто это такие, потому что Русская земля держится Божиим милосердием, молитвами Пречистой Богородицы и молитвами всех святых, а не судьями и воеводами. Крови в церквах Божьих он никакой не проливал и церковных порогов ею не обагрял, но все церкви всячески украшает. Мучеников за веру в его царстве никаких нет, а если князь говорит об изменниках и чародеях, «ино таких собак везде казнят». Изменников же и чародеев царь не оболгал, а обличил.
Бояре же царю Ивану никогда доброжелателями не были: он от них страдал с младенчества. Царь подробно описывает все боярские измены и обиды с тех пор, как он остался сиротой. Были измены государственные, но и в повседневной жизни с ним поступали не как с царём и вообще не по-человечески. Играет он, например, в детстве в своих палатах, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, положив ногу на постель царёва отца, а на маленького Ивана и не смотрит. Уж когда на пятнадцатом году жизни Иван стал править самостоятельно, изменники-бояре, которых Курбский называет мучениками, царскую родню оболгали чародеями и родного его дядю злодейски убили в церкви — сделали то, в чём теперь обвиняют Ивана. Так в том ли верная служба, что бояре, собираясь в собачьи стаи, убивают царских родственников? И какой они могут гордиться воинской доблестью, если занимаются междоусобными сварами?
Казанское царство Курбский с товарищами, правда, помогали покорить, но всё думали, как бы поскорей вернуться домой, а не как лучше победить. Под Астраханью же их и близко не было. Исполнять же ратные труды — их служба, хвалиться тут нечем, — а Курбский ещё и равняет службу с опалой. Германские же города воеводы брали только после многих напоминаний и писем, а не по собственному стремлению — не такова усердная служба. Напрасных гонений Курбский от царя не терпел, а если и было небольшое наказание, то поделом. Напротив: князь Михаил Курбский был боярином удельного князя, а князь Андрей — царским: царь Иван его возвысил не по заслугам. Курбский пишет, что царь не увидит больше его лица — да кто захочет такое эфиопское лицо и видеть?
Бессмертным царь себя не считает. Он знает, что Бог гордым противится, но горд не господин, требующий повиновения от слуги, а слуга, не слушающий господина. Курбский обвиняет царя в гонениях, но они сами с Сильвестром и Алексеем гнали людей и даже велели побить каменьями епископа Феодосия. Предстать с Курбским на суд Божий царь готов, ибо тот сам делам Христовым не следует; он и его друзья — всем и царским грехам корень и начало. Обличать же грешника перед Святой Троицей нечестиво: Бог не слушает и праведников, если они молятся о погибели грешных. О Кроновых жертвах Курбский пишет ложь и клевету, Антихристу подобен он сам, а не кто иной. Если же он хочет своё письмо в гроб с собой положить, то уже окончательно отпал от христианства, ибо и перед смертью не желает простить врагам.
Курбский отвечал Ивану кратко: осудил слог «широковещательного и многошумящего послания», посмеялся над обширнейшими выписками из Писания и отступлениями «о постелях, телогреях и иных бесчисленных, якобы неистовых баб басни», выразил огорчение, что царь не утешает его, но осуждает. Подробно же он возражать не желает, хотя и мог бы, ибо всю надежду возлагает на Божий суд.
Ещё один обмен посланиями между царём и Курбским состоялся в 1577—1579 гг. Взяв город Вольмер, из которого Курбский писал своё первое послание, царь решил известить изменника о своём торжестве. Хотя беззакония его, признаёт Иван, многочисленней песка морского, от веры он не отступил. И теперь Бог Животворящим Своим Крестом даровал ему победу. Где являлся Крест, там города сами сдавались, а где не являлся, там бой был. Кроме того, царь вновь припоминает своим боярам всякие обиды. Большинство из этих упрёков не понял сам Курбский, самый же тяжкий — в том, что друзья Ивана виновны в смерти его любимой жены Анастасии: «Не отняли бы вы у меня юницы моей, не было бы и Кроновых жертв».
Когда Курбский отвечал на это письмо, русские войска уже опять терпели неудачи и князь мог смело обличать царя в бесовской гордости. Обличает он вновь в жестокости не одного царя, но весь род московских великих князей, начиная с Юрия Московского, выдавшего татарам святого Михаила Тверского. Казнённые Иваном также суть святые, и клевещущий на них повинен в неотмываемом грехе — хуле на Духа Святого. И не силой Христова Креста побеждало царское войско, ибо оно же терпело и поносные поражения. Ещё многими красноречивыми словами Курбский укоряет царя, призывая опомниться и восстать от смертного греховного сна.
Это послание, а также и второе послание Курбского, вероятно, не были отосланы.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Андрей Михайлович Курбский: предатель или борец с тиранией
В истории любого государства есть преданные люди, послужившие верой и правдой, а есть те, кто являлся «диссидентом». Один из самых ярких «изменщиков» древней Руси – это князь Андрей Курбский. Сбежав за границу, он в письмах к бывшему своему суверену Ивану IV пытался доказать, что жестокий царь и есть причина этого бегства.
Цель нашего изучения – биография Андрея Курбского и смысл переписки с Иваном Грозным. Кто же он, князь Курбский: предатель или тираноборец?
Герб князей Курбских в Речи Посполитой
Происхождение
Андрей Михайлович Курбский родился в 1525 году в Ярославле, в семье с прекрасной родословной. Фамилия пошла от названия главного села этих земель – Курба, что находилось на реке Курбица. Со стороны матери Андрей был в родстве с царицей Анастасией Захарьиной. Его родители очень интересовались литературой, были не чужды влияния Европы.
Историки уверенно говорят, что князь Курбский был высокообразованным человеком, однако данных о том, где он учился, не сохранилось. У него был брат Роман, также служивший при царе и участвовавший в походе на Казань.
Царская служба
Несмотря на родство с Захарьиными, Андрей Михайлович смог сам добиться высокого положения при царе благодаря хорошей службе в чине воеводы, и в Избранной Раде, действовавшей 13 лет при Иване Грозном. Царь лично пожаловал во владение Курбских земли недалеко от Москвы, а в 1556 г. – боярский чин.
А.М. Курбский имел большой успех в военном деле:
После этих побед Андрей Курбский заслужил особую милость Ивана Грозного. Государь назначил князя командующим в Ливонской войне, начавшейся в 1558 г.
Опала Избранной Рады
Первые годы войны ознаменовались успехами русских. Ливонский орден был практически разгромлен. Потом к войне присоединились Дания, Швеция, а Польша и Литва стали единым государством – Речью Посполитой. У русских войск не осталось свежих сил, и они стали проигрывать одну битву за другой. Эти события повлияли на царя, он стал еще подозрительнее. И когда в 1560 году умерла его жена Анастасия, царь стал думать, что все ближайшие советники являются потенциальными изменщиками.
Князь был одним из членов Избранной Рады, даже сам придумал это название. Расцвет его карьеры случился в годы реформ неофициального правительства, которое от имени Ивана Грозного управляло страной почти 13 лет. После того как Рада распалась, царь стал преследовать всех, кто был участником.
Это коснулось и Андрея Курбского, кроме всего прочего, бывшего в дружеских отношениях с А.Ф. Адашевым. Ссылка Адашева в г. Юрьев, а затем в Дерптскую крепость определила решение Курбского сбежать заграницу. До этого времени он вел секретную переписку с польским царем Сигизмундом II Августом.
Побег
Царь отдалил от себя многих влиятельных людей. Курбского, после победы над половцами, он отправил в г. Юрьев на должность воеводы. В это время как раз там находился Адашев. Через год, 30 апреля 1564 г. князь бежит в Литву. Его предупредили об опасности. Побег совершили ночью, в трудных условиях. Курбский и несколько верных слуг спустились на веревках со стены охраняемой крепости, пересекли границу.
С собой князь имел немалые деньги: рубли, талеры, 30 дукатов и 300 золотых. Но эти средства, видимо, полученные от польского короля, были отняты у князя пограничниками. Далее русского перебежчика арестовали и отправили в замок Армус, и там тоже ограбили, забрав шапку и шубу. В Вольмар Курбский прибыл в полной нищете.
Князь, убежав от царского гнева, оставил в России семью, имущество было конфисковано. Само бегство не было изменой, так как князя ожидала такая же судьба, как и всех людей, попавших в немилость подозрительного государя. Но потом Курбский начал активно оказывать помощь ливонцам в войне против России. Это является предательством по отношению к родине.
Переписка Курбского с Иваном Грозным
Находясь в Литве, Андрей Курбский сочинил «Историю о великом князе Московском», где описывал точку зрения бояр на политику царя и высказал некоторые общие суждения о государственном устройстве. По традиции он считал, что власть государю дает божья воля, а цель царствия должна быть в том, чтобы справедливо и милостиво управлять на благо всего народа и праведного решения каждого дела.
Польский царь пожаловал Андрею Михайловичу крупные владения, которые дали возможность стать одним из знатнейших сановников Сигизмунда. Однако Курбский пожелал оправдать свой побег и измену, и в мае 1564 г. написал Ивану Грозному сочинение, где выступил обвинителем царя. Князь сделал его ответчиком за все неслыханные гонения, муки и казни русских дворян.
Получив это письмо, царь не смог сдержать себя и написал резкий ответ «изменнику государеву». Иван Васильевич, войной присоединивший новые земли к России, тиран, создавший опричнину, и организовавший кровавые распри, в то же время был умным и ученым государем. И первое послание Ивана Грозного Курбскому вылилось в отповедь, «многошумящую и широковещательную», как охарактеризовал её оппонент. Началась переписка.
Содержание первого письма Курбского
Князь Андрей писал царю, что тот ответит за все беззакония, которые учинил над русским народом, за каждое убийство дворян и бояр, называл опричников «слугами дьявола». Курбский выступил в послании не только как защитник всех, кто попал в опалу, но и как ветхозаветный пророк, обвиняющий властелина судеб в неправильном распоряжении жизнями людскими.
Описывая все жестокости царские по отношению к подданным, а также рассказывая о том, что лично сам перенес, Курбский называет свой побег «отъездом» и стремится оправдаться не столько перед адресатом, сколько перед историей и обществом. Объем послания – 1.5 страницы. Доставлено в Москву слугой Курбского Василием Шибановым.
Ответ Ивана Грозного
Данный текст является самым большим из публицистических сочинений царя Ивана Васильевича – 40 страниц. Теперь это важнейший памятник древнерусской культуры. Дата на послании – 5 июля 1564 г. Скорее всего, Иван IV – создатель лишь части текста, так как быстрота составления, 4-5 недель, заставляет предположить, что оно написано дьяками канцелярии царя.
Но некоторые места: монолог о детских годах, полемика с оппонентом, возможно, писал сам государь, о чем говорит грубый стиль, некоторые обороты (сравнивал Курбского с псом), напоминающие другие письма царя (так же написано позднее послание в адрес короля Швеции Юхана III). Ответ, как письмо Курбского, предназначается широкой аудитории, о чем говорят ранние списки: «Послание… во все города на крестопреступников…».
Главные враги России – это «изменные бояре», писал Грозный, ставя боярское самоуправство своего детства в вину Курбскому, хотя они являлись ровесниками: годы жизни царя 1530-1584, князя 1528-1583. Такие слова в отношении бояр оказали влияние на всю последующую историографию. Царь утверждал, что много уже сделал для Руси и действует исключительно на благо народа: «за них желаем… и до смерти пострадати», и теперь все гонения позади. Писал, что все, кто находился в опале, могут дышать спокойно и не опасаться наказания. Письмо составлено за полгода до появления опричнины.
Содержание второго письма Курбского
Второй текст объемом одну страницу не имеет точной даты написания, но отправлен только в сентябре 1579 года. Сам Курбский пишет, что его составил давно, однако из-за того, что русская граница закрылась, отправил вместе с третьим письмом.
Видимо, князь Андрей просто дополнил старое письмо новыми вставками, датируемыми не раньше 70-х годов. Так как в письме встречаются фразы, говорившие, что князь уже постарел: «удержа руку с тростию», «под старость выучил аттический язык». Именно в 70 годы Курбским написан перевод «Нового Маргарита» на славянский язык, и он в предисловии пишет, что многие годы посвятил изучению латинского (аттического) языка. Стиль этих посланий имеет существенные различия, что объясняется долгими годами, проведенными Курбским за границей.
Это письмо содержит резкую критику первого ответа Ивана IV и его политических идей. Оно дошло до наших дней только в «Сборниках Курбского», и неизвестно, прочел ли его сам царь.
Второе послание Ивана Грозного
Царь сам решил послать двух страничное сочинение по адресу Курбского в 1577 г., через 13 лет после первого спора. Сам этот год был ознаменован большим и удачным походом царя на Ливонский орден. Он захватил все крепости на Двине, и почти вся Ливония к сентябрю была у русских. Оставались лишь Ревель (Таллин) и Рига. На радостях Иван IV отправил несколько писем по адресу своих врагов. Письма получили:
А так же «изменники»: А. М. Курбский, Т. Тетерин и «Тув да Илерт» (ливонцы Таубе и Крузе, бывшие на службе русского царя и изменившие).
Третье письмо Курбского
Этим сочинением завершается знаменитая переписка. Третье послание было ответом на Второе письмо царя от 1577 г. Оно составлялось не сразу, так как в 1577 г. успех был на стороне русских, а Речь Посполитая испытывала не лучшие времена. Многие польские дворяне (шляхта) выступали за то, чтобы передать трон Ивану Грозному.
В 1578 г. положение меняется: Стефан Батори совершает несколько успешных атак и возвращает Двинск. Видимо, именно это вдохновило князя Андрея написать торжествующий ответ. В письме Курбского множество отсылок к Цицерону (князь считал, что в «Парадоксах» много сходства с его судьбой), Священному Писанию и сочинениям «отцов церкви», где он хвалится своей образованностью.
Послание дополняется в 1579 году новыми приписками, где Курбский объясняет поражение Ивана Васильевича в Ливонской войне тем, что тот сам когда-то «растерзал» опытных военачальников и высмеивает слова царя, что только животворящий крест помогает в борьбе с неприятелями. Как пример, князь приводит «срамотнейшие» поражения русских: в 1571 г., когда крымские татары сожгли Москву и в 1579 г., когда Батори захватил Полоцк.
Еще одна приписка сделана в конце 1579 г., когда Иван IV потерпел крах в битве с Батори под г. Сокол. Были ли второе и третье письма доставлены царю, история умалчивает. Видимо, нет, так как ответов Ивана Грозного на эти послания не обнаружено нигде.
Князь обличал царя в его жестокостях, но это было лишь на словах, так как сам он, по свидетельству современников, тоже не отличался мягкостью характера. А милости от польского короля дают право утверждать, что все-таки Курбский был скорее предателем, чем борцом с тиранией.
Данная переписка стала самым известным памятником древнерусской литературы и давала ответы на многие события тех времен, отражала взгляды царя и его оппонента на политику, нравы и духовное развитие Русского Царства.
Переписка Курбского с Иваном Грозным
Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным
Переписка князя Андрея Михайловича Курбского с царем Иваном Грозным принадлежит к числу самых известных памятников древнерусской литературы. История этой переписки вкратце такова. В апреле 1564 г. царский воевода князь A. М. Курбский бежал под покровом ночи в сопровождении верных ему слуг из новоприсоединенного к Русскому государству ливонского города Юрьева в соседний ливонский город Вольмар, принадлежавший в это время польскому королю Сигизмунду II Августу. Поводом для поспешного бегства послужили полученные Курбским сведения о готовящейся над ним царской расправе. А. М. Курбский — потомок владетельных ярославских князей, был не только видным военачальником Ивана Грозного; сражавшийся под Казанью и в Ливонии, он был также одним из влиятельных государственных деятелей этого времени и был близок к кругу самых близких к царю лиц, которых он впоследствии назвал «Избранной радой». В начале 60-х гг. XVI в. после падения «Избранной рады» многие из близких сподвижников царя были подвергнуты опалам и репрессиям. В этих условиях ожидал жестокого наказания и Курбский, и тревоги его не были лишены некоторых оснований. Уже само назначение Курбского воеводой (наместником) в «дальноконный» Юрьев после победоносного похода русской армии на Полоцк 1562—1563 гг.
При подготовке к печати в настоящем томе «Библиотеки литературы Древней Руси» текстов посланий Ивана Грозного и Андрея Курбского и их комментировании нами учитывались как материалы последнего издания Переписки (и, в частности, комментарии В. Б. Кобрина к посланиям Курбского), так и публикация самого раннего списка Первого послания Курбского Ивану Грозному, осуществленная Б. Н. Морозовым.
(Подготовка текста Ю. Д. Рыкова, перевод О. В. Творогова, комментарии Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыкова)
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ
ГРАМОТА КУРБСКОГО ЦАРЮ-ГОСУДАРЮ ИЗ ЛИТВЫ
Царю, богом препрославленному и среди православных всех светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но, из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.
Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей — надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их, как вещают слова: «Он есть Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, — судья между мной и тобой».
Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно легкой победой похваляясь: казненные тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же и несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к богу, обличая тебя. Хотя и похваляешься ты постоянно в гордыне своей, в этой временной и скоропреходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют, превзойдя в этом жрецов Крона. И обо всем этом здесь кончаю.
А письмецо это, слезами омоченное, во гроб с собою прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего Иисуса. Аминь.
Писано в городе Волмере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его государевой, а особенно с помощью божьей.
Знаю я из священного Писания, что дьяволом послан на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец Антихрист, и ныне вижу советника твоего, всем известного, от прелюбодеяния рожденного, который и сегодня шепчет в уши царские ложь, и проливает кровь христианскую, словно воду, и погубил уже столько сильных в Израиле, что по делам своим он и есть Антихрист: не пристало тебе, царь, иметь таких советчиков. В законе божьем в первом писано: «Моавитянин, и аммонитянин, и незаконнорожденный до десятого колена в церковь божью не входят» и прочая.
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
БЛАГОЧЕСТИВОГО ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕЯ РУСИ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ПОСЛАНИЕ ВО ВСЕ ЕГО ВЕЛИКОЙ РОССИИ ГОСУДАРСТВО ПРОТИВ КРЕСТОПРЕСТУПНИКОВ, КНЯЗЯ АНДРЕЯ МИХАЙЛОВИЧА КУРБСКОГО С ТОВАРИЩАМИ, ОБ ИХ ИЗМЕНЕ
Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных?
Был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев, ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же, видя все эти измены вельмож, взяли его из навоза и сравняли его с вельможами, надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах и спасения своей души, взял я попа Сильвестра, надеясь, что человек, стоящий у престола господня, побережет свою душу, а он, поправ свои священнические обеты и свой сан и право предстоять с ангелами у престола господня, к которому стремятся ангелы преклониться, где вечно приносится в жертву за спасение мира агнец божий и никогда не гибнет, он, еще при жизни удостоившийся серафимской службы, все это попрал коварно, а сперва как будто начал творить благо, следуя божественному Писанию. Так как я знал из божественного Писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей, а не по неведению; он же, желая власти, как Илья-жрец, начал также окружать себя мирскими друзьями. Потом собрали мы всех архиепископов, епископов и весь священный собор русской митрополии и получили прощение на соборе том от нашего отца и богомольца митрополита всея Руси Макария за то, что мы в юности возлагали опалы на вас, бояр, также и за то, что вы, бояре наши, выступали против нас; вас же, бояр своих, и всех прочих людей за вины все простили и обещали впредь об этом не вспоминать, и так признали всех вас верными слугами.
Свет же во тьму я не превращаю и сладкое горьким не называю. Не это ли, по-твоему, свет и сладость, если рабы господствуют? И тьма и горечь ли это, если господствует данный богом государь, как подробно написано выше?
О вине наших подданных и нашем гневе на них. До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались, но вольны были жаловать и казнить своих подданных, а не судились с ними ни перед кем; но если и подобает поведать о винах их, об этом сказано выше.
По суетным же замыслам мы ничего не решаем и не делаем и на зыбкое основание не становимся ногами своими, но, насколько у нас хватает сил, стремимся к твердым решениям и, опершись ногами в прочное основание, стоим неколебимо.
Никого мы из своей земли не изгоняли, кроме тех, кто изменил православию. Убитые же и заточенные, как я сказал выше, получили наказание по своей вине.
Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Скорее это вы надуваетесь от гордости, ибо, будучи рабами, присваиваете себе святительский и царский сан, поучая, запрещая и повелевая. Никаких козней для истязания христиан мы не придумываем, а напротив, сами готовы пострадать ради них в борьбе с врагами не только до крови, но и до смерти. Подданным своим воздаем добром за добро и наказываем злом за зло, не желая этого, но по необходимости, по злым их преступлениям им и наказание следует.