в каком слоге ударение на третьем слоге

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слогев каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слогеПопробовать бесплатно

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слогеПосмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

Звонок по России бесплатный

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть фото в каком слоге ударение на третьем слоге. Смотреть картинку в каком слоге ударение на третьем слоге. Картинка про в каком слоге ударение на третьем слоге. Фото в каком слоге ударение на третьем слоге

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Занятие 34. Размер стиха

Хорей. Самый первый, самый простой двусложный размер. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.).
Классический хорей:

Листья падают в саду.
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И.Бунин)

Тем не менее, чистый хорей получить довольно трудно. В чистом хорее слова не могут быть более чем трёхсложными. Если мы расставим ударения в вышеприведённом четверостишии Бунина, можем заметить, что «лишнее» ударение падает на слог «ют» в слове «падают». Больше нарушений ударного ритма нет, но как же быть с этим? Так вот. Главное, чтобы присутствовало и «правильное» ударение, падающее в слове туда, куда следует. Если же по размеру выходит ещё одно, «лишнее» для данного слова, оно просто «безударно» декламируется, мягко, аккуратно. Такой пропуск ударения называется пиррихием.
Вот ещё хорей (тоже из Бунина):

В данном отрывке пиррихии можно обнаружить на слоге «ни» в слове «яблони», на букве «е» в слове «сизые» и так далее.
То есть не обязательно использовать в 4-стопном хорее по 4 ударения на строку. Но важно, чтобы ударений было достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, то есть повторяемость заданного размещения ударений.
В общем, хорей использовать легко, слог простой, чаще всего используется четырёхстопный или пятистопный хорей, хотя попадается даже двустопный (очень редко).

Ямб. Не менее распространённый размер в русской поэзии, двусложный, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, «Евгений Онегин» написан четырёхстопным ямбом. Ямб даже проще в эксплуатации (да простит меня русский язык!), чем хорей.

Над этим островом какие выси,
Какой туман!
И Апокалипсис был здесь написан,
И Умер Пан. (Н.Гумилёв)

Собственно, все трёхсложные размеры красиво выглядят при комбинации строк с разным количеством стоп.

Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.

(пример пятистопного дактиля.).

А вот экземпляр очень своеобразного шестистопного дактиля с двумя цезурами:

В жёлтой гости’ной, из серого клё’на, с обивкою шё’лковой,
Ваше Сия’тельство любит по вто’рникам томный журфи’кс
В желтой венге’рке комичного цве’та, коричнево-бе’лковой,
Вы предлага’ете тонкому о’бществу ирисный ке’кс,
Нежно вдыха’я сигары эрцге’рцога абрис фиа’лковый.
(И. Северянин)

Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок,
В награду за дерзкую речь.
(Н. Гумилёв)

Вот пример редкого явления: шестистопный амфибрахий, чередующийся с пятистопным:

Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом,
Под этаким небом невольно художником станешь.
Природа и люди здесь будто другие, как будто картины
Из ярких стихов антологии древней Эллады. (А. Майков)

Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Встречается 2,4,5-стопный анапест. Например, двустопный:

Ни страны, ни погоста
Не хочу выбирать.
На Васильевский остров
Я приду умирать.
(И. Бродский)

Это классическое стихотворение «Стансы» имеет характерную односложную клаузулу в 1-3 строках, что придаёт ему шарм, некоторую нестандартность слога.

Итак, мы рассмотрели пять основных стихотворных размеров. Обязательно пользуйтесь ими! Безусловно, на них нельзя зацикливаться, но история показывает, что эти размеры наиболее более всего подходят для стихосложения на русском языке, и игнорировать их в поисках новых форм нельзя категорически. Только научившись в совершенстве пользоваться классическими стихотворными размерами, можно переходить к поэтическому экспериментированию. Хотя. Пушкин и Лермонтов 200 лет назад, когда становление поэзии только шло и об использовании в стихах диковинных смесей размеров речи не было, уже искали новые формы, пытаясь разнообразить заданную Державиным классическую русскую поэзию. Вот поэтому они и великие.

В русском языке есть девять основных размеров. При отсутствии одной или нескольких гласных в строке любого из девяти размеров образуется десятый по счету размер, который называется дольником (термин введён В. Брюсовым от слова «доля»,»часть»).

Графическое изображение десяти размеров стиха:

ПРИМЕРЫ десяти размеров стиха:

1. Мча`тся ту`чи,вью`тся ту`чи.
2. Пора`,пора`,рога` трубя`т.
3. Ту`чи небе`сные,ве`чные стра`нники.
4. После`дняя ту`ча рассе`янной бу`ри.
5. Вот пара`дный подъе`зд. По торже`ственным дня`м.
6. С не`ба полуде`нного жара` не подступи`.
7. Фона`рики-изда`рики,скажи`те-ка вы мне`.
8. На возду`шном океа`не,без руля` и без ветри`л.
9. Под голубы`ми небеса`ми.
10.Что`-то с па`мятью мое`й ста`ло.

Размер народного стиха определяется не долготой всех его слогов (как в античном стихосложении), а числом ударений в строке.

Во` поле берё`зонька стоя`ла,
Во` поле кудря`вая стоя`ла…

В зависимости от задачи, поставленной перед собой автором, размер стиха может быть различным.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском), французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой.

Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
К.Ф. Рылеев

ГЕКЗАМЕТР (от греческого «шестимерный»). Стихотворный размер античной эпической поэзии. В русскую поэзию введен В.К. Тредиаковским.

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий сделал:
Многие души славных героев низринул.
Гомер «Илиада»

Губы мо`и прибли`жаются
К твоим` губам,
Таинства снова свершаются,
И мир, как храм.
В.Я. Брюсов

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
А.С.Пушкин

Дух отрицанья, дух сомненья.
М.Ю.Лермонтов

«Неповторимая дней благодать. «

Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой.
М.Ю.Лермонтов

Горько плакал мальчик Лёва
Потому что нету клёва

Он ответил без улыбки:
Не клюют сегодня рыбки.
Н.Рубцов

В беспечных радостях, в живом очарованье,
О, дни весны моей, вы скоро утекли.
Теките медленней в моём воспоминанье.
А. С Пушкин

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии были

ЧЕТВЕРОСТИШИЯ (катрены), октавы, терцины. Многие великие поэты
пользовались ими при создании своих произведений.

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
С.Есенин

А миром правят ложь и ярость,
Плач не смолкает ни на миг.
И в сердце всё перемешалось:
В нем и святая к людям жалость,
И гнев на них, и стыд за них.
Н.Зиновьев

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись.
А.С.Пушкин

Схема октавы: АБАБАБВВ.

. Дайте мне дворец высокий
И кругом зеленый сад,
Чтоб в тени его широкой
Зрел янтарный виноград;
Чтоб фонтан не умолкая
В зале мраморном журчал
И меня б в мечтаньях рая,
Хладной пылью орошая,
Усыплял и пробуждал.
М.Ю.Лермонтов

Он в том покое поселился,
Где деревенский сторожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Всё было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде не пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашёл тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой,
И календарь осьмого года;
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счётным курицу зерном;
Ярый воск топили.
В.Жуковский

Поэт! Не дорожи любовию народной
Восторженных похвал пройдёт минутный шум.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься горд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Усердствуя плоды свободных дум,
Не требуя наград за подвиг благородный,
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит,
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
А.С.Пушкин

Схема сонета: АБАБАБАБВВГДДГ, но возможны и некоторые вариации в расположении рифм.

Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Но в русской поэзии они используются редко.
Схема терцины: АБА, БВБ, ВГВ, ГДГ, ДЕД. КЛКЛ.

Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит,
Что поправимы страшные потери,-
Ещё весной благоухает сад.
О, нежная сестра и милый брат!
Мой дом не спит, для вас раскрыты двери.
Ещё весной благоухает сад,
Ещё душа весенится и верит.
И. Северянин (Лопарёв)

Схема триолета: АБАААБАБ.

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
К.Чуковский

Источник

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: орфоэпические нормы

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку словник и задания (тематический тренинг) Орфоэпические нормы задание №4

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку на сайте Российский учебник размещены, авторские материалы с заданиями к теме орфоэпические нормы. Также словарь и таблицы с примерам, представлены в виде презентации, которую можно скачать бесплатно по ссылке.

Орфоэпические нормы русского языка – это правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных), определённых звукосочетаний, некоторых слов и их форм. В основе орфоэпических норм лежат фонетические законы русского языка. Именно поэтому основные правила произношения усваиваются большинством людей, говорящих на русском языке, с детства в процессе речевой деятельности.

Экскурс в прошлое

Нужно запомнить

Воет, воет за окошком
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих пЕтель.
По ночам, прогнав дремОту,
Кот выходит на охоту.

нАчал – нАчало – началА – нАчали
нАчат – начАто – начатА – нАчаты
пОнял – пОняло – понялА – пОняли
прОжит – прОжито – прожитА – прОжиты
крАток – крАтко – краткА – крАтки
блИзок – блИзко – близкА – блИзкИ
далЁк – далЁко – далекА – далЁкИ

Одно ударение

Варианты ударения

Допустимые варианты

Сочетание ЧН
/ ШН /
конечно
скучно
нарочно
скворечник
девичник
пустячный
прачечная
во всех женских отчествах
Ильинична
/ Ч`Н /
конечный
дачный
сливочный
пшеничный
/ШН/ и /Ч`Н/
молочная
полуночная
серде/Ч`Н/ые капли, НО серде/ШН/ый друг

Рассмотрите орфоэпический словарик, выпишите и запомните трудные для ВАС случаи произношения

Задания и упражнения

1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1. Жалюзи
2. Отрочество
3. Завидно
4. Приговор

2. В каком слове ударение падает на второй слог?
1. Статуя
2. Облегчить
3. Ревень
4. Иконопись

3. В каком слове ударение падает на третий слог?
1. Бюрократия
2. Аристократия
3. Дремота
4. Страховщик

4. В каком слове ударение падает на четвертый слог?
1. Обеспечение
2. Втридорога
3. Гастрономия
4. Водопровод

5. Укажите ряд, в котором ударение во всех словах падает на первый слог.
1. Кремень, свекла, алкоголь
2. Бармен, кашлянуть, генезис
3. Камбала, баловник, приданое
4. Надолго, квашение, таможня

6. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. намерЕние
2. зевотА
3. оптОвый
4. танцовщИца

7. Выберите пару слов, в которых варианты ударения различают их смысл
1. симмЕтрия – симметрИя
2. твОрог – творОг
3. обхОдный – обходнОй
4. бАржа – баржАъ
8. Найдите ряд имён существительных, в котором во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный звук
1. стОляр, благовЕст, фенОмен
2. немотА, тошнотА, щекОлда
3. щИколотка, нефтепрОвод, мАляр
4. возвелИчивание, озвУчение, фортЕль

9. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог.
1. Туфля
2. Корысть
3. Досуг
4. Квартал

10. Распределите слова на три колонки
Украинский, форзац, кедровый, углубить, хвоя, некролог, диспансер, бунгало, изба, гербовый.
Слова с ударением на первом слоге
Слова с ударением на втором слоге
Слова с ударением на третьем слоге

12 Прочитайте вслух данные сочетания слов, стараясь не нарушать произносительной нормы.
цена твОрога на оптОвом рынке,
заключИм договОр в следующем квартАле,
запломбирОванный зуб,
цепОчка с ракУшками из фарфОра,
выбросить свЁклу в мусоропровОд,
соболЕзнование в некролОге,
обеспЕчение безопасности нефтепровОда,
избалОванный ребёнок,
доволен тОртом,
суп из щавелЯ с тЕфтелями,
физиотерапевтИческий диспансЕр.
позвонИт при получении нового каталОга,
ходатАйство об опеке,
кУхонный гарнитур,
премировАть сотрудника,
облегчИть работу экспЕрта.

19. Укажите слово, в котором есть согласный звук [Б]?
1. Вбежать
2. Обвал
3. Сугроб
4. Робкий

20. В каком ряду все слова имеют согласный звук [Т]?
1. Купаться, писать
2. Трава, плавать
3. Укладка, очередь
4. Перевод, пересадка

21. Выберите слово, в котором произносится согласный звук [Ф’]?
1. Добавка
2. Форма
3. Морковь
4. Кафе

22. В каком слове нет согласного звука [С]?
1. Итересный
2. Мороз
3. Синица
4. Сорванец

23. В словах какого ряда нет звука [Ж]?
1. Перебежчик, рожь
2. Манеж, осложнение
3. Кортеж, жонглёр
4. Книжка, вельможа

24. Найдите ряд, в котором во всех словах есть согласный звук [Ш].
1. Что-либо, разносчик
2. Найдешь, сапожник
3. Убежишь, грузчик
4. Конечно, низший

25. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1. Ларец
2. Сдай
3. Новинка
4. Дёготь

27. Укажите слово, в котором все согласные мягкие.
1. Тяжесть
2. Меньше
3. Спесивый
4. Сильнее

28. В каком слове три мягких согласных звука?
1. Живёте
2. Гостиная
3. Зверолов
4. Весточка

29. Найдите слово с двумя мягкими согласными звуками и одним твёрдым
1. Свозить
2. Пусти
3. Водник
4. Бантик

30. Укажите слово, в котором на месте выделенной буквы произносится звук [Г]?
1. диалоГ
2. Гавань
3. своеГо
4. лёГкий

31. В каком слове на месте выделенной буквы произносится звук [Х]?
1. залГаться
2. ноГтевой
3. мяГкий
4. Бога

32. Найдите ряд, в котором во всех словах есть звук [Г] или [Г’].
1. Агитация, гадюка, гастроли,
2. Глазурь, социолог, братского
3. Сегодня, гербарий, прилягте
4. Заграничный, Бог, флаг

33. Укажите слово, в котором буква Г обозначает звук [К].
1. Уголь
2. Когтистый
3. Розового
4. Регламент

35. Выберите слово, в котором перед Е произносится твёрдый согласный звук.
1. Академия
2. Эстетика
3. Дезинформация
4. Термин

36. Выберите слово, в котором перед Е произносится мягкий согласный звук.
1. Компьютер
2. Атеизм
3. Панель
4. Крекер

37. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?
1. аДекватный
2. Дебаты
3. Неологизм
4. Рейд

38. Укажите слово, в котором выделенная буква обозначает мягкий согласный.
1. пюРе
2. Тембр
3. тРенинг
4. моДельер

39. Найдите ряд, в котором в обоих словах согласный перед Е является твёрдым.
1. Диспансер, декада
2. Бактерия, крем
3. Сепсис, аргумент
4. Экстрасенс, антитеза

40. В каком слове буква Д произносится твёрдо?
1. Деспот
2. Декрет
3. Дельта
4. Одеколон

41. В каком слове есть звук [Т’]?
1. Бутерброд
2. Компетенция
3. Терьер
4. Тенденция

42. Выберите слово, в котором все согласные перед Е произносятся одинаково (только твёрдо или только мягко).
1. Штемпель
2. Вестерн
3. Детектив
4. Генезис

43. Укажите слово, которое имеет произносительные варианты.
1. Шедевр
2. Дефис
3. Тренинг
4. Отель

44. Подчеркните слова, в которых перед Е произносится твёрдый согласный звук.
Альтернатива, акварель, анестезия, антенна, аттестат, ателье, атлетика, консервант, кортеж, компьютер, крекер, карате, креативный, керамика, модем, молекула, модернизация, модель, мольберт, монета, морзе.

45. Разделите слова с сочетаниями ЧТ и ЧН на три колонки. В первую колонку включите слова, который произносятся так же, как и пишутся. Во втору. – слова, в которых чт произносится как [шт], а чн – как [шн]. В третью – слова, допускающие оба варианта произношения.

Что, сердечный препарат, конечно, пшеничный, нечто, скучный, правомочный, сливочный, яичница, ничто, скворечник, конечный, подсвечник, булочная. Ильинична, почти, сердечный друг, зачту, двоечник, что-нибудь, Кузьминична, девичник, пустячный, поперечный, чулочница, прачечная, лавочник, что-то, перечница, достаточный, горчичник, горничная, молочный, Лукинична, что-либо, булавочный, шуточный, пятёрочник, Никитична.

Литература
Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11-й классы / Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *