в каком слове произносится звук б лопни лоб налобник лобстер
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Орфоэпика
В каком слове ударение на втором слоге?
Положить 3)приняты
Поднялась 4)ходатайствовать
В каком слове ударение падает на первый слог?
Жалюзи 3)звонит
Не был 4)газопровод
3. В каком слове произносится звук [б]?
Лопни 3)налобник
Лоб 4)лобстер
В каком слове ударение падает на первый слог?
Эпилог 3)созыв
Начала(она) 4)занял (он)
5. В каком слове произносится звук [и]?
Без иголки 3)к идолам
С Ильей 4)за игрой
Лексика
В каком случае значение слова сформулировано неверно?
Бандероль – упакованное в бумагу небольшое почтовое отправление.
Экспрессивный – движущийся со скоростью экспресса.
Эмоция – чувство, переживание
Адресат – лицо, которому отправляется сообщение.
Какое из перечисленных слов имеет значение «специальное помещение, в котором для обозрения размещены произведения искусства»?
Холл 3) рекреация
Вернисаж 4) галерея
Значение какого слова определено неверно?
Вокализ-упражнение для голоса, исполняемое на одних гласных звуках.
Кашпо-декоративная ваза для маскировки цветочного горшка.
Мольберт-подставка, на которой помещается подрамник с холстом.
Этикетка-правило поведения человека.
Какое из перечисленных слов имеет значение «доверительный, секретный»?
Локальный 3) легитимный
Конфиденциальный 4) легальный
Какие слова являются антонимами?
Высокий- сильный 3) синий- голубой
Ясный- пасмурный 4) злой- злостный
Грамматика
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Вместе с детьми 3) искомый ответ
Много яблоков 4) наилучших снимков
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Около пятиста фотографий 3) пара носков
Поезжайте в город 4) наиболее уместный
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Песни цыган 3)двумстам ученикам
Модных джинс 4) новых граблей
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Пара сапог 3) ложи на стол
Килограмм помидоров 4) в две тысячи пятом году
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
Килограмм вафель 3) езжай в Подмосковье
Семьюдесятью процентами 4) более резкое движение
Синтаксис
16. В каком словосочетании тип связи слов – согласование?
1) очень хороший 3) встречу друга
2) опустевшая аллея 4) уехал учиться
17. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?
1) Говорил улыбаясь 3) выполнить обязательство
2) смотрит на землю 4) известный всем.
18. Какое предложение является простым?
1) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.
2) Стаял рыхлый снег в апреле, и в лазури птицы пели.
3) Сколько сел и деревень ни проезжали, Чапаева знали всюду.
4) Пурга прекратилась, что нас всех обрадовало.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Даже если мы скрываем свою обеспокоенность, на неё укажет ряд признаков: убыстрение или замедление речи, увеличение или сокращение пауз, изменение тембральной окраски голоса.
Вторая часть БСП указывает на причину(обоснование)того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
20. В какой последовательности нужно расположить данные предложения, чтобы получился текст?
(1) В полдень солнце переместится на юг, и они повернутся к югу. (2) Цветы кувшинки очень любят тепло. (3) Но вот солнце начинает клониться к западу и посылает на землю все меньше тепла, и цветы лилии закрываются и погружаются в воду. (4) Утром цветы кувшинки повернуты на восток. (5) Целый день они зорко следят за ходом солнца и поворачиваются вслед за ним.
1)2,5,4, 1, 3 3)3, 5, 1, 2,4
2)5, 1,4,2,3 4)4,5, 1,2,3
21. Какое предложение является сложным бессоюзным?
1) Перед грозой в лесу бывает так хорошо, точно все кругом курится благовонными испарениями.
2) Небо с закатного края прояснилось, выглянуло солнце.
3) Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
4) По последним метеорологическим данным ожидается потепление.
22. Какое сложное предложение состоит из двух неопределённо-личных?
1) Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льёт благодать.
2) Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.
3) Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый, рыжий очаг.
4) Сяду да подумаю, как мне жить дальше.
23. Какое из предложений является сложносочиненным (знаки препинания в предложениях не расставлены)?
1) Веселей и громче всех смеялся сам студент он же скорее всех и перестал.
2) Когда началась гроза игра прекратилась и дети бросились бежать домой.
3) Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь.
4) Зашевелились тревожно и зашумели и застонали заскрипели над головой сосны.
24. Сколько частей в сложном предложении? (Знаки препинания не расставлены)
Природа как и жизнь не поддается логическому определению и если вы спросите кого-нибудь какое понимание он вкладывает в это слово никто не даст исчерпывающего определения одному кажется что это цветы и пенье птиц другой понимает природу как лесные массивы третий видит просторы полей а для четвёртого это небо и воздух без чего вообще невозможно существование человека на Земле.
1)7 3)9
2) 8 4) 10
25. В каком варианте ответа правильно указано,как расставить знаки препинания в предложении.
Система счисления вавилонян1возникшая более 4000 лет назад2сыграла большую роль3 в вразвитии математики и астрономии4 мы и сейчас делим окружность на 3600. сутки на 24 часа,,час на60 минут.
Прочитайте текст и выполните задания
Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 1, 2, 3, 4.
A. Проложенные высоко в горах, они хорошо оборудованы и машины день и ночь движутся по этой асфальтированной трассе.
Б. Наполненный грузом и людьми транспорт взбирается на высокие перевалы и спускается в глубокие долины, зарастающие высокой травой.
B. Путешественника, отправляющегося в центральные районы Тянь-Шаня, изумляют прекрасные дороги.
Г. Вдали виднеются вершины покрытых снегом высоких хребтов.
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) А, Б, В, Г. 2) Г, В, Б, А. 3) 3, А, Б, Г. 4) А, Г, В, Б.
Какое сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?
1) наполненный транспорт.
2) отправляющегося путешественника.
3) виднеются вершины.
4) проложенные высоко.
Какая характеристика соответствует, предложению Б?
1) Простое предложение, осложненное причастным оборотом.
2) Простое предложение с однородными сказуемыми, осложненное причастным оборотом.
3) Простое предложение, ничем не осложнено.
4) Сложносочиненное предложение.
Какой частью речи является слово вдали в предложении Г?
3) существительное с предлогом.
В каком ряду фамилии расположены строго в алфавитном порядке?
1) Добрынин, Иванов, Зиновьев, Жинкина.
2) Кротов, Ларионова, Умалатов, Филатов.
3) Огурцов, Руденко, Куприянов, Харламова.
4) Груздева, Винникова, Дроздова, Светланов.
6. В каком слове произносится звук [б]?
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква о?
1) несравненный, пл..вчиха, тв..рение, сос..кочить.
2) пром..кашка, попл..вок, скл..нение, оз..рение.
3) вым..кнуть, раз..рение, одухотв..рение, взр..слеть.
4) изл..жение, прик..саться, з..рница, р..внина.
8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?
1) обжеч..ся, зареч..е, ател..е, п..едестал.
2) вскач. об..ем, слеж..ка, ос..миног.
3) помещич..и, сем..десят, ад..ютант, проч.
4) в..едливый, поч..та, стрич..ся, жгуч.
Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне можно проверить ударением?
1) ум..рать, с..бака, в..сна, р..бота.
2) прим..рение, б..гом, выск..чка, пл..вец.
3) б..лизна, обл..ниться, обл..котиться, л..кторий.
4) зач..рованный, кар..мель, вым..кнуть, п..ровать.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ра..мышления, ра..стояние, бе..толковый, чере..чур.
2) ра..мер, чре..мерный, бе..дельник, во..врат.
l1. В каком ряду в двух словах пишется буква ю?
1) ш..стрый, ж..рчит, ч..до.
3) кат..щиеся, ч..рочка, щ..риться.
4) бре..щийся, параш..тист, брош..ровщик.
12. В каком слове на месте пропуска пишется е!
13. В каком слове на месте пропуска пишется нн?
1) такие меры оправда..ы
2) она избалова..а матерью.
4) взволнова..о говорил.
14. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?
В каком предложении не со словом пишется раздельно?
1) Она пишет очень (не)аккуратно.
2) Он постоянно выглядел (не)счастным.
3) Это был весьма (не)удачный опыт.
4) Они приняли отнюдь (не)обычное решение.
Укажите верное объяснение написания выделенных(ого) слов(а).
Московский воздух, насыщенный испарениями, во время короткого дня густо желтел.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) более лучший. 2)самый хороший. 3) положите сюда. 4) семьюдесятью годами.
18. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Необходимо доказать людям,
1) о том, что реформы эти помогут экономике.
2) что такие законы урегулируют отношения между властью и гражданами.
3) как действовать в сложившихся условиях.
4) объективные потребности государства.
Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Журнал «Юность» опубликовал новую повесть Ф. Искандера.
2) Подъезжая к перрону, все я искал глазами сестру, которую не видел целый год.
3) Музей-квартира Булгакова бережно собирала его личные вещи для экспозиции.
4) Много маленьких зайцев прячется в траве возле телеграфных столбов.
В каком предложении вместо слова гордыня нужно употребить слово гордость?
1) честолюбие, гордыня — человеческие качества, помогающие добиваться успехов.
2) православная религия осуждает человеческую гордыню.
3) ты должна обуздать свою гордыню!
4) гордыня довела его до того, что он вовсе перестал замечать людей.
Каково лексическое значение слова паритет?
2) выражение согласия с чем-либо или кем-либо.
22. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Петербургская жизнь Татьяны Ивановны шла по привычной и давно наезженной колее ( ) и в этом походила на жизнь в деревне.
1) в предложении есть однородные члены, поэтому перед вторым союзом и запятая ставится.
2) это сложносочиненное предложение, поэтому запятая перед сочинительным союзом и ставится.
3) запятая не ставится, так как между двумя простыми предложениями есть союз и.
4) запятая не ставится, так как это простое предложение с однородными сказуемыми, соединенными сочинительным союзом и.
Прочитайте текст и выполните задания
(1) «. Многие придают совершенно одинаковое значение словам: словесность, письменность, литература и употребляют их без разбора. (2) Другие, по принципу пуризма, вовсе не хотят употреблять иностранного слова литература, думая, что его значение вполне выражается русскими словами словесность и письменность. (3) Пуристы хотели бы совершенно изгнать из употребления слово литература как иностранное и притом лишнее в русском языке. (4) Но их усилия остаются бесплодными. (5) Слово существует: стало быть, оно необходимо, и, его не может заменить собою никакое другое слово, потому что в языке не может существовать двух слов, совершенно равносильных и тождественных в выражении одного и того же понятия. (6) Если словесностью можно заменить литературу, то книжное и несколько тяжелое слово словесник не может заменить собою слово литератор. (7) Все говорят и пишут: литературный журнал, литературная газета, но никто, под опасением быть или непонятным, или смешным, не скажет: словесный журнал, словесная газета. (8) Равным образом можно сказать: человек есть словесное (в смысле одаренного словом) животное, но нельзя сказать: человек есть литературное животное. (9) Из этого видно, что ни словесность не может совершенно заменить собою литературы, ни литература – словесности: оба эти слова равно необходимы, потому что, несмотря на их родственность, есть резкий оттенок в сущности выражаемых ими понятий. (10) Впрочем, требовать, чтобы три эти слова: словесность, письменность и литература – никогда, не употреблялись одно вместо другого,– значило бы впасть в педантизм, тем более что зги слова иногда действительно сходятся между собою в значении. (11) Но как, с другой стороны, они часто расходятся в оттенках общего им всем значения, то и странно было бы не определить этой разницы и не воспользоваться ею, как средством к большей определительности и ясности в понятиях. (12) Во всех европейских языках употребляется только одно слово – литература для выражения понятия, выражаемого по-русски тремя словами – словесность, письменность и литература: тем лучше для нас! (13) Значит в этом отношении наш язык богаче других. (14) Надобно же пользоваться этим богатством. »
Конспект урока «Лексические нормы» (1 курс)
Тема: Лексические нормы: употребление слов в строгом соответствии с их лексическими значениями.
Цели: 1) дать представление о лексических нормах;
2) развивать монологическую и диалогическую речь;
3) содействовать развитию у студентов умений использовать научные методы познания: наблюдения, эксперимент; умение общаться.
4) помочь студентам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
Тип урока : комбинированный
Оборудование урока : конспект, записи на доске, карточки с заданиями.
1. Организационный момент
— проверка состава студентов
2. Проверка знаний студентов
— Дайте определение орфоэпии.
— Приведите примеры нарушения произносительных норм.
Тест по теме « Орфоэпические нормы »
Индивидуальная работа с взаимопроверкой
3. Изложение нового материала
1) Лексика. Лексическое значение слова.
2) Лексическая норма
3) Типология лексико-семантических ошибок
Индивидуальное опережающее домашнее задание
4. Закрепление изученного материала
1) Определите, в каких контекстах наблюдаются разного рода отклонения от требований правильной речи.
2) Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.
3) Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова.
Работа малыми группами
5. Подведение итогов проведенного урока
Обобщение, комментарии с пояснением
6. Задание для самостоятельной
работы студентов во внеурочное время
Рассказ с пояснением
Тема: Лексические нормы: употребление слов в строгом соответствии с их лексическими значениями.
Цели: 1) дать представление о лексических нормах;
2) развивать монологическую и диалогическую речь;
3) содействовать развитию у студентов умений использовать научные методы познания: наблюдения, эксперимент; умение общаться.
4) помочь студентам осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности.
Тип урока : комбинированный
Оборудование урока : конспект, записи на доске, карточки с заданиями.
II . Проверка знаний студентов
— Дайте определение орфоэпии.
— Приведите примеры нарушения произносительных норм.
Тест по теме « Орфоэпические нормы »
1. В каком слове произносится согласный звук [с’]?
1) лезть; 2) пастьба; 3) сжал; 4) повозка
2. В каком слове произносится согласный звук [з]?
1) рассказ; 2) сбоку; 3) резкий; 4) слово
1) резкий; 2) здесь; 3) скользкий; 4) здоровье
4. В каком слове произносится согласный звук [б]?
1) лопни; 2) лоб;3) налобник; 4) лобстер
5. В каком слове произносится согласный звук [ч’]?
1) колокольчик; 2) песчаный; 3) счёт; 4) чтобы
6. В каком слове произносится гласный звук [и э ]?
1) впечатление; 2) приятель; 3) выяснить; 4) обычай
III . Изложение нового материала
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения прежде всего лексического значения, а также употребления и происхождения.
Лексическое значение слова — это тот главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово, смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке.
Таблица 1. Типология лексико-семантических ошибок
(нарушение правил лексико-семантической парадигматики)
1. Смешение («нивелировка») синонимов (лёгкий – невесомый, ненавидеть – невзлюбить, линия – черта)
Немотивированное употребление в данном контексте слов одной и той же части речи одних вместо других, обладающих близкими лексическими значениями
2. Смешение («нивелировка») антонимов (работать – бездельничать, умный – глупый, весна – осень)
Ошибочная замена в данном контексте одного слова другим, связанных контрастными или противоположными лексическими значениями
3. Смешение («нивелировка») омонимов (лук ‘растение’– лук ‘оружие’; компания – кампания, тонкий прут – прут танки)
Ошибочное употребление в данном контексте одного слова вместо другого, совпадающих звуковыми или графическими (или и теми, и другими) оболочками, но не связанных своими лексическими значениями
4. Смешение («нивелировка») паронимов (освоить – усвоить, ароматный – ароматический)
Неразграничение в употреблении в данном контексте однокоренных слов одной и той же части речи одних вместо других, близких (но не тождественных) по звучанию/написанию и значению
5. Смешение («нивелировка») парономазов (экскаватор – эскалатор, коварный – кованый)
Неразличение в употреблении в данном контексте разнокорневых слов одной и той же части речи, являющихся близкими по звучанию и написанию, но разными по значению
6. Смешение («нивелировка») полисемантов (кружить – 1) двигаться по кругу; 2) блуждать, плутать; 3) изгибаться (о дороге, тропинке)
Немотивированное употребление в данном контексте одного из значений многозначного слова вместо нужного другого
7. Смешение («нивелеровка») энантиосемантов (честить – 1) оказывать честь, проявлять уважение; 2) бранить, ругать, поносить
Неразличение в употреблении в данном контексте такого двузначного слова, значения которого противоположны
8. Смешение («нивелировка») родо-видовых понятий (мебель – стол, стул, шкаф, диван, кровать…)
Ошибочное употребление в данном контексте одного слова вместо другого, связанных отношениями общего и частного
9. Смешение («нивелировка») абстрактных и конкретных понятий (студенчество – студент, солдатня – солдат, профессура – профессор, облачность – облако)
Ошибочное применение в данном контексте одного слова вместо другого вследствие неразличения смежных по значению слов, одно из которых называет отвлечённую реалию действительности, а другое – конкретную
(нарушение правил лексико-семантической синтагматики)
1. Лексический плеоназм:
Немотивированное употребление в составе одного предложения, как правило, двух слов с одинаковыми или схожими значениями
а) синонимический плеоназм
Избыточное употребление в одном контексте, как правило, двух синонимов для называния одного и того же явления
б) несинонимический плеоназм
Избыточное употребление в одном контексте двух таких слов, которые, не являясь синонимами, дублируют полностью или частично значения друг друга
Ошибочное включение в границы одного предложения двух или более однокоренных слов
3. Лексический повтор
Ничем не обусловленное повторение одного и того же слова в границах нескольких рядом стоящих предложений или внутри одного предложения
4. Употребление лишнего слова
Немотивированная вставка слова или слов в структуру того или иного высказывания, лексические значения которых не только не соответствуют смыслу сказанного, но и абсолютно излишни для данного контекста
Ошибочное употребление в данном контексте вместо нужного слова другого из-за незнания или недостаточного знания их ЛЗС (лексических значений слов)
2. Лексический алогизм
Немотивированное употребление в одном контексте слов с противоположными или несочетающимися ЛЗС (Столкновение в пределах одного контекста двух или более слов, противоречащих или не совпадающих по смыслу)
3. Лексический анахронизм
Ошибочное употребление в данном контексте слов одной эпохи для называния явлений или предметов другой эпохи
4. Расширение понятия (расширение ЛЗС)
Ошибочное включение в структуру употребляемого понятия (ЛЗС) такого элемента смысла, который генетически (исконно) в нём отсутствует
5. Сужение понятия (сужение ЛЗС)
Ошибочное исключение из структуры употребляемого понятия (ЛЗС) такого элемента смысла, который является необходимой его частью
6. Лексическая несочета-емость (нарушение лексико-семантической валентности)
Употребление в одном контексте двух или более слов, в лексических значениях которых нет общих смысловых элементов
7. Ложная синонимизация
Установление ошибочных синонимических отношений между словами, которые ни в языке, ни в данном контексте не могут иметь их
8. Неснятая (неустранённая) многозначность (двусмысленность)
а) см. смешение полисемантов;
б) ошибочное употребление некоторых разрядов местоимений (личных, притяжательных, возвратного) в данном контексте, вследствие которого появляется двоякое истолкование смысла сказанного
9. Пропуск нужного по смыслу слова
Отсутствие в составе предложения слова, значение которого необходимо для смысловой завершённости высказывания
IV . Закрепление изученного материала
1. Определите, в каких контекстах наблюдаются разного рода отклонения от требований правильной речи (для этих случаев укажите, какие нормы литературного языка в них нарушены). Отделите от них примеры, в которых отклонения от языковых норм нельзя квалифицировать как ошибки, напротив, следует полагать речевыми приёмами – иначе намеренными отклонениями, осуществлёнными со специальными заданиями. Работу выполните по образцу, приведённому ниже.
Типы речевых ошибок
Примеры с речевыми приёмами
Типы речевых приёмов
1. Президент призывает народ к совместному сотрудничеству (из ответа студента на занятии)
1. Лексическая ошибка (лексический несинонимический плеоназм)
1. а) Столкновение в одном контексте слов-омонимов; б) актуализация в контексте одного из значений многозначного слова. Ср.: везёт – ‘много работает’.
Примеры для анализа
1). Семья Мармеладовых находилась за чертой, то есть имела доход ниже прожиточного минимума ( из соч. ученика по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» ).
2). Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза… ( М.А. Шолохов. «Судьба человека» ).
3) К сожалению, экстремистские организации, они очень опасны для общества. ( Телеканал «Россия 1», из выступления Д.А. Медведева на праздничном концерте, посвящённом Дню работников органов безопасности РФ, 20.12.10 ).
4) Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены ( Марк Туллий Цицерон ).
5) Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь ( Проспер Мериме ).
6) В этот момент стражи правопорядка вместе с едой и питьём ворвались в здание и задержали террориста ( НТВ, информационная программа «Сегодня», 13.12.10 ) (Речь идёт о об омоновцах, которые под видом работников общепита принесли заложникам продукты питания).
7) Каждый человек должен задуматься и проанализировать то, как он общается с другими людьми ( из творческой работы по русскому языку на ЕГЭ ).
8) Нелегка жизнь простого российского пенсионера. Некоторые старички и старушки, не в силах прожить на нищенскую «пенсию», занимаются тем, что торгуют семечками, овощами, выращенными на своём огороде, и т.д. ( газета «Шанс», 7-13 сент. 2006 г., с. 6 ).
2. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.
3. Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.
1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.
4. Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.
1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.
V . Подведение итогов проведенного урока
VI . Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время