в каком слове произносится звук й люди метелка море ежик
1. В каком слове произносится звук [й] ([j])?
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
1. В каком слове произносится звук [й] ([j])?
2. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «гуманный»?
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) в всяч_м замочк_, о надоевш_й бол_
2) на колюч_м кустаник_, под раскинувш_мся топол_м
3) в ближн_м лесочк_, на будущ_й недел_
4) горяч_м ча_м, в заячь_й повадк_
5. Укажите вариант, в котором указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь.
А. Представ_те широчайшие панталоны, сшитые из ситца с крупными цветами.
Б. Такой ситец употребляет_ся в мещанских домах для занавесок и обивки мебели.
В. Надо встряхнут_ся.
Г. Почему же ты так загадочно улыбаеш_ся?
6. В каком ряду во всех трёх словах пишется одна и та же буква?
1) загл_дение, прим_риться, в_ртуоз
2) накр_ниться, вин_грет, отп_реть
3) скл_нить, вопл_щение, пар_докс
4) я_ственный, ше_ствовать, сочу_ствие
7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_вратный смысл, пр_нудительный, пр_остановить
2) р_зыскивать, поз_расти, пр_родитель
3) в_явь, зав_южить, меж_ярусный
4) пере_дать, чере_чур, бе_жалостный
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?
1) ученики полож_т тетради; але_щий мак
2) кол_щий предмет; земледельцы паш_т
3) дети плач_т; вид_щий издалека
4) волки во_т, ненавид_щий враг
9. Укажите вариант, в котором указаны все слова с пропущенной буквой И.
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Приблизившись, я хотел было быстро проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не_веселой улыбкой, позвала меня.
2) Взгляд её добрых глаз тускнеет, становится не_доумевающим, потом горестным.
3) В одном из писем, в частности, содержались последние, завершающие фразы романа, пропущенные в рукописи и не_вошедшие поэтому ни в одно издание.
4) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма не_долго.
11. Укажите, в каком ряду все слова пишутся через дефис.
1) вице_премьер, пол_ящика, по_итальянски
2) пол_дела, по_свойски, общественно_значимый
3) по_истине, худо_бедно, юго_запад
4) свеже_испечённый, вагонно_паровозный, мало_убедительный
12. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова.
1) исправлеННый – в прилагательном, образованном от существительного исправление, на стыке корня и суффикса пишется два Н
2) прИшкольный – приставка ПРИ- придаёт слову значение пространственной близости
3) плющОм – в окончании имени существительного после шипящей под ударением пишется О
4) наотмашЬ – на конце наречия после шипящей пишется буква Ь
Прочитайте предложения и выполните задания 13-16.
А. Великий реформатор Пётр I ставил верность Отечеству превыше всех других ценностей, даже выше самого государства.
Б. Подлинный расцвет государственного патриотизма связан с деятельностью Петра I.
В. Именно в петровские времена, как отмечал историк В. Ключевский, получили жизнь такие понятия, как «общее дело», «интересы Отечества», «государственный интерес».
Г. В петровскую эпоху складывался и особый тип общественно-политического устройства – самодержавно-крепостническое государство, всесилие и всевластие которого определяло и направляло общественное, экономическое, политические и культурно развитие страны.
13. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
14. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?
2) расцвет патриотизма
3) верность Отечеству
15. Какая характеристика соответствует предложению Г?
1) сложное предложение
2) сложноподчинённое предложение
3) сложносочинённое предложение
4) сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной связью)
16. В каком предложении есть наречие в составной превосходной степени сравнения?
17. В каком слове неверно поставлено ударение?
18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семьюстами пятидесяти пяти шутками
19. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
1) у меня закружилась голова.
2) можно очаровать окружающих.
3) я медленно поднял глаза.
4) вспомнилось о прошлом.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Лёгкий запах смолы доносился от барок, стоявших за Биржевым мостом.
2) Дюпре был парикмахер, потом в России солдат.
4) Приходят какие-то люди и проводят по морю ту же непреодолимую, но сейчас невидимую черту, которая на земле зовётся границей.
21. В каком предложении вместо слова СПАСИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСАТЕЛЬНЫЙ?
1) Когда мне стало особенно страшно, я услышал СПАСИТЕЛЬНЫЙ голос товарища.
2) СПАСИТЕЛЬНЫМ для фирмы оказалось предложение директора по её реорганизации.
3) СПАСИТЕЛЬНАЯ операция в водах Атлантики прошла благополучно.
4) Его слова оказались СПАСИТЕЛЬНЫМИ для друзей, так как предотвратили возможную ссору.
22. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Глаза опять нечаянно открылись _ и Егорушка увидел новую опасность.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
23. Укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые.
Кошка (1) неизвестно как попавшая сюда (2) вдруг спрыгнула с мягким стуком с подоконника и мелькнула у нас под ногами.
1) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот
2) 1, 2 – выделяется причастный оборот
3) 1 – выделяется деепричастный оборот
4) 2 – выделяется причастный оборот
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Во-первых (1) то был (2) исключительно (3) твердый камень овальной формы — именно (4) такой плоский камень человек выбирает на морском берегу, когда ему захочется бросить его подальше.
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены).
1) Русской литературе свойственны народность и гуманизм патриотизм и высочайшая художественность в изображении жизни.
2) Возбуждение или торможение определяют психику человека.
3) Погода этим летом был тёплой и сухой.
4) Выстрелы теперь слышались ближе и чаще со стороны школы и со стороны леса.
26. В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?
1) Он настоящий моряк.
2) На сырых дорожках чванливо-фигурные следы вороньих и галочьих лапок.
3) Взгляд его вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.
4) Я смотрел все напряжённее их всё не было.
27. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дымов стал одной ногой на колесо (1) взялся за верёвку (2) которой был перевязан тюк (3) и поднялся.
28. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны быть запятые.
Впоследствии (1) я не раз вспоминал (2) что (3) когда я вошёл в свою комнатку (4) и чиркнул спичкой (5) чтобы зажечь свечу (6) на меня мягко метнулась крупная (7) летучая мышь.
Прочитайте текст и выполните задания 29—41.
(1) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народ!» — на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.
(2) Истинно, великому народу дан и великий язык. (3) Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит прошлому. (4) Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. (5) Есть соревнователь у русского языка — санскрит праотец. (6) Но на нем даже в Индии уже не говорят. (7) А ведь русский язык жив. (8) Он живет для будущего. (9) Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранять свою певучую прелесть. (10) Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения. (11) Тем более нужно подтвердить основную красоту русской речи. (12) И для всех славянских наречий русский язык останется кормилом.
(13) Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? (14) Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности своего родного языка. (15) Нужно знать иностранные языки. (16) Чем больше, тем лучше. (17) Познавая их, русский человек еще более утвердится в сознании, какой чудесный дар ему доверен. (18) В ответственности за красоту и чистоту своей речи человек найдет лучшие средства, как выразить вновь сложные понятия, которые стучатся в новую жизнь.
(19) Язык видоизменяется с каждым поколением. (20) Только в суете быта люди не замечают этих пришельцев. (21) Но пусть будут они достойны великого языка, данного великому народу. (22) Многие отличные определения оказываются временно загнанными, ибо их твердят, не придавая истинного смысла. (23) Во время душевных смятений человек уже не может осознать всю красоту им произносимого. (24) В стонах и воплях нарушается песнь. (25) Но пройдет боль, и человек опять почувствует не только филологически, но и сердечно, какой очарование живет в красоте речи. (26) Прекрасен русский язык. (27) И на нем скажут лучшие мысли о будущем. (Н. Рерих)
29. Какое утверждение не соответствует позиции автора?
1) Каждый человек ответственен за красоту и чистоту языка.
2) Язык не должен видоизменяться с каждым поколением.
3) Познавая иностранные языки, человек всё больше убеждается в том, насколько богат, выразителен и разнообразен русский язык.
4) Русский язык — язык будущего.
30. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль; описание
2) научно-популярный стиль; повествование
3) публицистический стиль; рассуждение
4) разговорный стиль; рассуждение
31. В каком из перечисленный предложений есть устаревшая лексика?
32. Какое средство выразительности используется в предложении 18?
33. Назовите способ образования слова ПРИШЕЛЕЦ.
34. Из третьего абзаца выпишите все частицы.
35. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
36. Во 2 абзаце найдите простое односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.
37. Среди предложений 19—27 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
38. Среди предложений 2—27 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Укажите его номер.
39. Среди предложений 13—27 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза и местоимения. Напишите номер этого предложения.
40. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в последних трёх абзацах текста. Цифры пишите в порядке возрастания.
1. В каком слове произносится звук [й] ([j])?
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
1. В каком слове произносится звук [й] ([j])?
2. Какое слово состоит из корня, двух суффиксов и окончания?
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «своеобразие»?
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) в строящ_мся здани_, под лежач_м камн_м
2) о гремуч_й смес_, в линюч_й ткан_
3) под скрипуч_й половиц_й, о наболевш_м вопрос_
4) в сидяч_м положени_, с певч_й птиц_й
5. Укажите вариант, в котором правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь.
А. Жениш_ся, и всё тогда у тебя пойдёт по-другому.
Б. Гусь не кричал, но ей опять стало чудит_ся, что в потёмках стоит кто-то чужой.
В. Старик поднимает_ся и, нахмуренный, уходит.
Г. И если бы папаша мог читать на лицах, он прочёл бы на бледном личике своей доч_ки восторг, доходящий до страдания.
6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) нав_ждение, к_валерия, выр_сток
2) с_мметрия, наст_лать, св_щенник
3) см_гчение, дил_тант, нан_мать
4) лан_шафт, праз_нословный, сла_коежка
7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_возмочь, пр_емственность, пр_переть (к стенке)
2) пон_бросать, по_бноситься, из_лгаться
3) трет_егодний, об_ёмистый, суб_ективный
4) бе_звёздное (небо), и_зябший, ра_давать
8. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) цветы але_т в саду; бре_щийся мужчина
2) рабочие штукатур_т; ро_щий землю
3) кровоточ_щая рана; они услыш_т упрёки
4) они ещё намел_т кофе; спор_щий покупатель
9. Укажите вариант ответа, где указаны все слова с пропущенной буквой И.
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Она молча подавала ему воду, суровая, не_прощающая.
2) Такое случалось отнюдь не_часто.
3) Он долго не_доумевал, что делать с этой деревяшкой.
4) И наконец она пришла, эта не_уловимая слава.
11. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) камер_юнкер, юго_запад, говорить по_казахски
2) медленно_растущий, пол_Америки, тепло по_летнему
3) компакт_кассета, жёлто_глазый, всё_таки
4) плыть по_собачьи, пол_десятого, вокально_инструментальный
12. Укажите НЕВЕРНОЕ объяснение написания слова.
1) неезжеНый — в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одно Н
2) дезИнформация — И сохраняется после иноязычной приставки
3) грОмоздкий — безударная гласная в коне проверяется словом грОм
4) ниЗложить — пишется буква З на конце приставки НИЗ перед звонкой согласной
Прочитайте предложения и выполните задания 13-16.
Б. Но тот, кто его освоил, становится неуязвим: он может и нападать и защищаться, делая это так, что вызывает у слушателей восхищение, даже если они его противники.
В. Парадокс — великолепное риторическое средство, придающее речи блеск, вызывающее у слушателя удовольствие.
Г. Парадокс помогает разрушить догму, высмеять устаревшее, надоевшее, пошлое.
13. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
14. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1) тот может и нападать и защищаться
3) парадокс помогает
15. Какая характеристика соответствует предложению Б?
1) сложноподчинённое предложение
2) сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью
3) бессоюзное сложно предложение
4) сложное предложение с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью
16. В каком предложении есть краткое прилагательное?
17. Неверно поставлено ударение в слове
1) глА´дильная доска
18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семьюстами пятьюдесятью пятью посетителями
3) милосердные господа
4) килограмм помидор
19. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Свалившись с размаху в озеро,
1) надо было скорее выбираться из холодной воды.
2) послышался шум пролетевшей стаи уток.
3) от резкого холода я чуть не потерял сознание.
4) стало стыдно за свою неуклюжесть.
20. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Мать что-то заметила в выражении лица дочери.
2) Поезд пришёл на следующую станцию согласно расписания.
3) Вокзал быстрее и быстрее уплывала назад.
4) Он уснул, казалось.
21. В каком предложении вместо слова ЛОГИЧНЫЙ нужно употребить слово ЛОГИЧЕСКИЙ?
1) Вполне ЛОГИЧНЫЙ вывод сделал Иван из произошедших событий.
2) ЛОГИЧНЫЕ рассуждения в процессе доказательства теоремы.
3) ЛОГИЧНЫМИ, убедительными были его доказательства теоремы.
4) Поступки его были продиктованы здравым смыслом, они казались вполне ЛОГИЧНЫМИ.
22. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Затем он бежит впереди меня _ и отворяет на моём пути все двери.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
23. Укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые.
Брат Паша учился в кадетском корпусе, Анюта (1) вышедшая замуж ещё при жизни мамы (2) жила в Курске.
1) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот
2) 1, 2 — выделяется причастный оборот
3) 1 — выделяется деепричастный оборот
4) 2 — выделяется причастный оборот
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Находясь (1) по-видимому (2) на полпути к своему жилью, я остановился и, затаив дыхание, начал прислушиваться. Я весь обратился в слух. Да, вот (3) вдруг (4) послышался звук — протяжный, пронзительный крик отчаяния.
25. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую (знаки препинания не расставлены).
1) С первым лучом солнца он уже был на ногах и с первым отходившим поездом уезжал со станции.
2) Во дворе стоял каменный дом и амбар.
3) На базу можно ехать или поездом или автобусом.
4) На террасе стоял большой кожаный чемодан — это приехал отец.
26. В каком предложении ставится тире (знаки препинания не расставлены)?
1) Дело художника рождать радость и дарить её людям.
2) Ни на улице ни во дворе ни за домом ни за сараем никого не было.
3) Чтение книге есть неоценимый источник познания жизни.
4) Только в одном друзья были похожи друг на друга оба были талантливы и умели добиваться поставленной цели.
27. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Таких молодцов (1) которых я (2) выражаясь на студенческом языке (3) гоняю или проваливаю (4) у меня ежегодно набирается человек семь.
28. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Летом (1) когда парк был тенист и зноен (2) и когда солнечные пятна осыпали нимфу (3) из камня со всех сторон бежало множество холодных и чистых ключей (4) и (5) склонив голову (6) нимфа слушала их непрестанное журчание.
Прочитайте текст и выполните задания 29—41.
(1) К своему труду и его результатам человек относится многомерно — и с интеллектуальной, и с эмоциональной точки зрения. (2) Он в значительно большей мере, чем иными составляющими, например, затраченным временем, дорожит и склонен гордиться своим вложением в результаты общественного труда: полезностью и личным мастерством, «смекалкой». (3) И если он «вложил в свой труд душу» и ему кажется, что у него «вышло здорово», он испытывает явную потребность, чтобы результат его труда получил заслуженное признание со стороны других, особенно «значимых других». (4) Ведь людям каждой профессии свойственно естественное честолюбие или, скорее, гордость за то, что о и как он сделал нечто, — чувство значимости сделанного. (5) Это и понятно: именно в труде человек прежде всего самоутверждается как личность. (6) Мудрость гласит: «Что дешево дается, то мало ценится». (7) И мало ценится не только посторонними, но и самим субъектом труда. (8) Человека радует заслуженная похвала за результаты труда. (9) Но мед похвалы истинно сладок лишь тогда, когда в нем нет горечи чувства неудовлетворенности результатами самого труженика: он болезненно чуток к самооценке и огорчается несправедливой похвалой. (10) Даже дети нередко отказываются от завышенных оценок, в глубине души своей чувствуя в этом акт несправедливости.
(11) Для того чтобы труд был осмысленным и продуктивным, он непременно должен содержать хотя бы элементы творчества. (12) Гордость человека понятна, когда он говорит: «Это сделал я, я вижу свой особый почерк в своей работе».
(13) А сколь велика радость труда при каждом творческой достижении! (14) Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собой.
(15) Если прибегнуть к предельному обобщению, то можно сказать, что человеку свойственно вкладывать в свой труд какой-либо определенный смысл. (16) Человек не может быть безразличным к результатам своего труда: он или преисполнен гордости его результатами, или недоволен ими, сокрушаясь от их бесполезности или плохого исполнения. (17) В Священном Писании сказано: «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот, все суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» (Еккл. 2:11)
(18) Человеку, по словам И. А. Ильина, от природы присуща здоровая потребность — быть чем-то в жизни, что-то весить на весах бытия, пользоваться признанием и уважением. (19) Это естественно и совсем не предосудительно, если только данная потребность не превращается в назойливое тщеславие или в больное властолюбие. (20) Каждое человеческое существо как центр личной энергии и как духовный индивидуум имеет притязание и право испытать свои силы и «оправдаться» своими достижениями, ибо тот, кто оправдался, кто «показал» себя с лучшей стороны и доказал всем свою положительную силу, тот привлекает к себе общее уважение и сам установит свой жизненный вес. (21) А для этого есть путь — трудиться и трудом своим создавать новое и благое. (22) В этом и состоит жизненное испытание; именно этим человек «оправдывает» свое земное бытие.
29. Какое утверждение соответствует позиции автора, выраженной в тексте?
1) Труд человека кормит, а лень портит.
2) Терпение и труд всё перетрут.
3) Трудиться всегда пригодится.
4) Труд — оправдание земного бытия человека.
30. Определите стиль и тип речи текста.
1) художественный стиль; описание
2) научно-популярный стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; повествование
4) официально-деловой стиль; рассуждение
31. В каком из перечисленных предложений встречается фразеологизм?
32. Какое средство выразительности используется в предложении 9?
33. Назовите способ образования слова ЗАСЛУЖЕННОЕ.
34. Из предложений 18—22 выпишите прилагательные, употреблённые в значении существительного.
35. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
36. Среди предложений 1—10 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное безличное предложение. Напишите его номер.
37. Среди предложений 6—13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
38. Среди предложений 1—15 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная подчинительная связь. Напишите его номер.
39. В последнем абзаце найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите его номер.
40. Напишите номера тех языковых средств, которые использованы в последних трёх абзацах текста. Цифры пишите в порядке возрастания.