в каком словосочетании допущена ошибка в образовании формы слова
В каком словосочетании допущена ошибка в образовании формы слова
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.
Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?
прошу объяснить! Впервые вижу слово обгрызенное, а не обгрызанное!
Тут всё просто: от глагола обгрызть (сов. вид.) образуется причастие при помощи суфиикса енн, а от глагола обгрызать можно образовать (несов. вид) только обгрызаемое (несов. вид).
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
А как насчет варианта «оздоровит»?
Это не может быть вариантом ответа. Никак.
Но говорят «быстро выздоровит,а не выздоровеет».
Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга. На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
«пять кочерёг» никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще.
Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
разве говорить: «старые профессора» правильно?
Выправь текст это как? Разве не правильно будет исправь?
Выправить значит откорректировать.
Исправьте, пожалуйста, форму ответа в этом задании.
Когда я написал паратуфель, система посчитала ответ неправильным, хотя я выполнил условие для написания корректного ответа.
В задании сказано: запишите СЛОВО правильно. Нужно выписать только исправленное слово, а не всё словосочетание.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
Пояснение (см. также Правило ниже).
Неверно: косвенных падежов. Корректно: косвенных падежей.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
В каком словосочетании допущена ошибка в образовании формы слова
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье
голос более ЗВУЧНЕЕ
Номер в банке ФИПИ 720C4C
Пояснение (см. также Правило ниже).
При образовании составной сравнительной степени имени прилагательного недопустимо использовать вместо начальной формы прилагательного его простую сравнительную степень.
Верно: голос более ЗВУЧНЫЙ. Краткую форму (звучен) НЕЛЬЗЯ употреблять, не будет такого варианта ответа.
В ответ выписываем только выделенное, исправленное слово.
Общее понятие о морфологических нормах.
Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.
Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.
Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:
ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне
Ответы к тесту по русскому языку Грамматические ошибки. Речевая грамот
Задание 1
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Находиться на лечении;
2) выглядит наиболее красивее;
3) лягте на пол;
4) сойдя с поезда.
Задание 2
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Нет пятисот рублей;
2) очертя голову;
3) огромная цунами;
4) их работа.
Задание 3
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Трое девушек;
2) работа легче;
3) умный шимпанзе;
4) сберег честь.
Задание 4
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Интереснейший рассказ;
2) четверо друзей;
3) клади на стол;
4) обессилеть спортсмена.
Задание 5
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Проникнул в крепость;
2) кожаное портмоне;
3) пишу четыремстам друзьям;
4) положив трубку.
Задание 6
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Федеральный судья;
2) долгие месяца;
3) трое суток;
4) местность обезлесела.
Задание 7
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Гладимый пиджак;
2) под городом Голицыном;
3) нет ста пятидесяти рублей;
4) наши бухгалтеры.
Задание 8
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Засмеявшись шутке;
2) более нежный;
3) двое грузинов;
4) стелют постель.
Задание 9
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Нет пяти целых и семи десятых метров;
2) звук слишком резок;
3) щипля за щеку;
4) килограмм помидоров.
Задание 10
В каком словосочетании при образовании формы слова допущена
ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Студенты обезденежели;
2) четыре автобуса;
3) тарелка оладий;
4) заведующий кафедры.
Задание 11
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) Глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия;
2) Он встал и, положив ладонь на плечо Кавалерова, торжественно
сказал…;
3) В «Вишневом саде» А. П. Чехова главную роль играла его Ольга
Книппер;
4) Я понимаю и сочувствую желанию автора всесторонне рассмотреть актуальную и сложную проблему.
Задание 12
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) Накинув на голову капюшон синей спортивной куртки, я вышел
на улицу;
2) На лыжном кроссе участвовала вся школа;
3) Попытки установления социальной справедливости могут обернуться принуждением и насильственным уравниванием;
4) Благодаря помощи опытного тренера команда смогла добиться
высоких показателей.
Задание 13
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) Классическое колесо сделано на спицах, оно прочное и легкое, но
очень сложное в изготовлении;
2) Произведения Захара Прилепина всегда современны и злободневные;
3) Управление системой может осуществляться путем воздействия
на любую ее часть;
4) В таком городе, как Одесса, каждая новая черта привлекает особое
внимание.
Задание 14
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) Неоднократно подчеркивалось о том, что для укрепления мира необходимо искать компромисс в решении любого вопроса;
2) Из трех лет, запланированных на написание диссертации, полтора
уходят на сбор информации;
3) Каждое описанное в этой книге научное открытие или техническое изобретение имеет исторический фон;
4) Очевидно, что наше общение с людьми, которые говорят на другом языке, может легко привести к непониманию или к ошибочным суждениям.
Задание 15
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных исследований, а также для внедрения их в практику;
2) Разговор принял такой неожиданный оборот, что даже горячность
Кузьмы пропала;
3) Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около тридцати тысяч слов;
4) Декабристы любили русский народ и восхищались им.
Задание 16
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) В России ораторское искусство не имело возможности для всестороннего развития: для политического красноречия не представляла простора форма правления;
2) Нормальный человек, каким бы он ни был, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими;
3) Позже оказалось, что данные претензии ни на чем не обоснованы;
4) Смотреть телевизор во время еды – вредно для детского здоровья,
что не всегда известно родителям, поощряющим такую распространенную
привычку.
Задание 17
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) Возле сколоченной из полуобгорелых досок будки сидел одноглазый пес, окривевший по милости петуха;
2) Все, кто побывал в Крыму, с восторгом рассказывали о посещении
Ласточкиного гнезда;
3) Все, кто побывали в Пушкиногорье, попадали в удивительный мир
музея-заповедника, созданного С. С. Гейченко;
4) Каждый американец знает о том, что земной рай находится неподалеку от него, на Гавайях.
Задание 18
В каком предложении допущена грамматическая ошибка (выберите
один вариант ответа)?
1) В тысяча девятисот шестидесятых годах представители крупного
вида морских звезд – тернистые короны – стали встречаться огромными
стаями у коралловых рифов тихого и Индийского океанов;
2) Отряд насчитывал около пятисот штыков;
3) Вышла в свет новая энциклопедия с тремястами шестьюдесятью
семью иллюстрациями;
4) Было обнаружено, что Шэнкс сделал ошибку в расчетах в пятьсот
тридцать шестом знаке.
Задание 19
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Расцвет ораторского искусства пришелся на пятый век до нашей
эры, когда конституция Афин окончательно приняла демократический
характер;
2) Единственный спортивный магазин в нашем районе аннулировали, и теперь там находится другая организация;
3) На основании своих наблюдений ученые пришли к выводу, что
дети, которым разрешают смотреть телевизор во время еды, могут стать
менее чувствительны к насыщению;
4) Работник может направляться в служебные командировки с оплатой в соответствии с действующим законодательством.
Задание 20
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) На втором этапе мозгового штурма группа экспертов проводит
тщательную экспертизу выдвинутых идей;
2) Это озеро – самое глубокое и огромное по объему в мире;
3) В соответствии с данной теорией реальный мир создается благодаря языковым особенностям данной культуры;
4) К справочным изданиям относятся энциклопедии, словари, справочники и т. д.
Задание 21
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) В Земельном кодексе РФ я прочитала, что любой гражданин России имеет право на приобретение земли, находящейся в муниципальной
и федеральной собственности;
2) Современная российская пресса поражает своим многообразием;
3) Самые длинные кости, о которых имеются сведения, – это кости брахиозавра – динозавра, остатки которого были найдены в Колорадо (США);
4) Понимание интервью как метода получения информации более
характерно для западных ученых.
Задание 22
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване;
2) Умение вести себя с людьми, вероятно, важнейшая из стоящих перед вами проблем, особенно, если вы деловой человек;
3) Первыми деньгами, с которыми познакомились древние народы
Восточной Европы, были греческие;
4) Большинство людей на самом деле не слушают, что им говорят во
время спора.
Задание 23
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) У меня есть убеждение, что я написал книгу «Зависть», которая
будет жить века;
2) Интерпретация явлений чужой культуры происходит в результате
столкновения привычного и непривычного;
3) Котловина производила уютное впечатление;
4) Обобщенно менталитет связан с картиной мира данного народа,
прежде всего, ключевыми концептами этой картины.
Задание 24
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что Мата
Хари войдет в доверие к французам и начнет двойственную игру;
2) Если у вас противоположные привычки и вкусы, это не значит,
что вы не подходите друг другу;
3) Считается, что немцы и французы не были знакомы с памятниками античности так хорошо, как итальянцы;
4) Любовь к алгоритмам, матрицам и инструкциям по их исполнению распространяется в современном японском обществе со скоростью
эпидемии.
Задание 25
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Вплоть до 1868 г. социальный статус торгового сословия оставался самым низким в обществе, несмотря на накопленные к тому времени
изрядные богатства;
2) У орнитологов были с собой кольца из алюминия, для того чтобы
одевать их перелетным птицам;
3) Не для всех людей понятна и доступна красота и чудесная прелесть северной природы;
4) Конечно, ничего сверхъестественного в блеске камней нет, но все
же он вызывает ощущение какой-то таинственности.
Задание 26
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) В давние времена, когда людей было значительно меньше, а машины еще не изобрели, вошло в обиход выражение «борьба с природой»;
2) Мы знаем на примере недавней истории, что такое «культ личности»;
3) Все-таки у пожилых людей есть функция в современном мире: они
выращивают и воспитывают внуков;
4) В нашем ресторане ИКЕА вы можете сытно пообедать, слегка перекусить или просто выпить чашечку кофе.
Задание 27
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) Студенты нашей группы добились ухудшения успеваемости в этом
семестре;
2) Воспитывать в Японии означает не ругать за то, что уже сделано
плохо, а, предвидя плохое, развивать правильное поведение;
3) Поскольку без коммуникации невозможно существование человека, то она представляет собой непрерывный процесс;
4) Вакансий и предложений на рынке труда действительно много, но
и работодатель зачастую очень требователен к кандидату на должность.
Задание 28
Найдите предложение без речевой ошибки (выберите один вариант
ответа).
1) Практически все опрошенные говорили о беспрецедентной случайности происшествия;
2) Зрители были потрясены огромной грандиозностью события;
3) Поход князя Игоря был написан в темных красках;
4) Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться
талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.
Задание 29
Найдите предложение без речевой ошибки (выберите один вариант
ответа).
1) Студент Иванов получил первое место по физике;
2) На командировочные расходы мне выдали двести пятьдесят рублей денег;
3) В начале XIX в. русское правительство решило, что все чиновники
должны иметь среднее образование;
4) Ранена гражданка Украины с ребенком.
Задание 30
В каком предложении допущена речевая ошибка (выберите один вариант ответа)?
1) В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо;
2) Чтение художественной литературы должно быть медленным
и вдумчивым;
3) Каждое большое открытие порождало не только позитивные, но
и тяжелые негативные последствия;
4) В конечном предложении автор подводит итоги.
Ошибки в образовании формы слова (подготовка к заданию А3 ЕГЭ)
Умение правильно употреблять формы слов – признак хорошей, грамотной речи. Ничто так не разрушает имидж человека, как промелькнувшие в его речи «более светлее» или «пара сапогов». Ошибки в форме – неправильное падежное или родовое окончание, неправильная форма множественного числа существительных, повелительного наклонения глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ, потратить определенное время на отработку задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее слово, все другие остаются неизменными (Родился (в каком?) в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Это случилось (в каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в двухтысяче(и)пятом году». Поэтому следующее замечание с примерами прочтем при полном внимании:
У порядковых – не меняется ничего, кроме последнего слова (Это случилось в тысяча восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое слово, более того – каждая часть слова Напечатано (около скольких?) около тысячи девятисот пяти книг. Подобраны комментарии (к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских числительных далеко не лучшие к ним чувства испытывают ученики всех времен, применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести, триста и т.п. падежное окончание обычно совпадает с окончанием существительного ( нет двухсот(нулевое) книг(нулевое); дать двумстам книгам, доволен двумястами книгами).
Подсказка 2 – у числительных, обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но: если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные, кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90 склоняются так же, как и одиночное 100 (см. подсказку 2), то есть имеют только две формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока, девяноста, ста (все остальные падежи): например: полка со ста книгами (с сорока книгами, с девяноста книгами).
Б. Как и с чем употребляются собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие собирательные числительные употребляются только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым животными – не употреблять! (то есть нельзя : двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки, три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба мальчика, оба учебника, оба стола. Соответственно – обоих мальчиков, обоим учебникам, обоими столами). С существительными ж.р. – обе (обе девочки, обе книги, обе парты. Соответственно – обеих девочек, обеим книгам, обеими партами).
2. Степени сравнения прилагательных и наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
простая форма – светлее, выше, дальше (из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее высокий у прилагательных или более светло, менее высоко – у наречий (из 2 слов).
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший, наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее светлый, светлее всего (светлее всех) – у прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший – ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи интуитивно употребляется верно: выше всех (выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение глаголов
Правильные формы повелительного наклонения глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ (***никаких ездий, едь, ехай!). Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ, ЕДЕТ (***и никаких я ездию, он ездиет!).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ), выдь (вместо ВЫЙДИ), положь (вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч. – хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите, хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги, бегите – это повелительное наклонение. Так что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах колебать, дремать, щипать, махать. Правильные формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных в И.п. мн.ч.
Обычно для разных существительных используется одна из форм:
директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола
Здесь надо просто смотреть в словарь и запоминать. Иногда в словах допустимы оба варианта, но предпочтение лучше отдавать литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
А) с нулевым окончанием (пара) ботинок (отряд) солдат (килограмм) яблок носков апельсинов врачей |
В заключение надо сказать, что все усилия, приложенные к тому, чтобы запомнить правильные формы, окажутся безуспешными, если делать это лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный контроль собственной речи куда более эффективен, особенно если договориться с приятелями или одноклассниками замечать ошибки друг друга.