в каком случае буква обозначающая парный по глухости звонкости согласный звук будет орфограммой
Русский язык
План урока:
Слова с орфограммой парный по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Посмотри на картинку обложки урока. На какие пары можно разделить все эти буквы?
Верно. Все буквы можно разделить по цвету на пары по глухости-звонкости. Они обозначают 11 пар звуков:
Такие пары звуков часто путают нас: в некоторых словах слышится одна буква, а пишется другая.
Понаблюдай за группами слов. В каких из них произношение не совпадает с написанием?
Из предложенных слов в скобках выбери то, которым можно проверить пропущенный парный согласный.
Проверка написания парного по глухости-звонкости согласного звука
Вернись к словам предыдущего задания. Что общего ты замечаешь?
Верно, после каждого парного согласного звука в этих словах стоит гласный звук. Но не только он помогает проверить написание.
Прочитай, какими способами можно проверять эту орфограмму.
Вставь пропущенные буквы, а в скобки впиши проверочное слово.
Теперь посмотри на группы слов. Найди те, которыми нельзя проверить парный согласный.
Произношение, написание и перенос слов с удвоенными согласными
Прочитай стихотворение. Назови, какие слова здесь рифмуются.
Верно, рифмуются слова: алея – аллея, пруда – навсегда.
Почему слова алея и аллея пишутся по-разному?
Конечно, это два разных слова, они имеют разные значения.
В слове аллея пишутся две буквы л, это орфограмма, которую нужно запомнить.
Таких слов довольно много, чем дальше ты будешь изучать русский язык, тем больше таких слов узнаешь.
Главное правило, которое связано с удвоенными согласными:
Раздели слова с удвоенной согласной для переноса по правилу.
Прочитай слова с удвоенной согласной. Найди среди них те, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
Почему эти слова нельзя перенести?
Верно, эти слова не перенести, потому что они состоят из одного слога и оставлять одну букву на строке нельзя.
Поделиться уроком с друзьями:
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Выбери вариант, в котором все согласные парные:
1) б, ж, р, п, з 2) г, т, в, ж, с 3) ш, щ, ж, ц, ч 4) с, т, д, ф, у
Каким словом можно проверить парный согласный в слове сосед?
1) Соседский 2) Соседи 3) Соседка
В каком слове нет парного согласного в корне слова?
1) Луг 2) Лошадка 3) Домик 4) Ошибка
Выбери вариант, в котором все слова пишутся с удвоенной согласной:
1) ко_екция, шо_е, ра_каз 2) дли_а, дли_ый, телерга_а 3) ко_ектив, осе_ий, кра_ный 4) а_ея, су_ота, ого_од
В каком ряду все слова перенесены верно?
1) рас-свет, грам-м, ап-петит 2) бас-сейн, с-сора, один-надцать 3) рус-ский, дрож-жи, клас-с 4) сум-ма, пас-сажир, тен-нис
Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных
Конспект урока по теме:
«Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных»
*формировать умение находить орфограммы парных по глухости-звонкости согласных, а именно:
а) когда они на конце слов;
б) перед другими парными согласными;
* развивать учебно-информационное действие по выделению существенных признаков орфограммы парных по глухости-звонкости согласных, из правила в учебнике;
* развивать учебно-информационное действие планирование способа своего действия, при составлении памятки по нахождению орфограммы парных по глухости-звонкости;
* развивать УУД по рефлексивному осознанию границ собственных знаний, о парных звуках и буквах;
* развивать УУД по рефлексивному осознанию границ незнания, почему разные слова стали по-разному звучать;
* формирование познавательных, логических УУД при выполнении упражнений – самоконтроль при проверки тетрадей; на минутке чистописания – взаимоконтроль; анализ, синтез;
* развивать умение ставить и решать учебную проблему;
* воспитание аккуратности при работе в тетрадях;
* воспитание толерантности при решении учебной проблемы;
* воспитание умения слушать друг друга;
Тетрадь, учебник, пенал
а) проверка готовности;
б)создание положительного настроя путем предъявления задания;
2. Минутка чистописания
создание положительной мотивации путем предъявления неправильного образца буквы;
отработка написания буквы;
3. Словарно-орфографическая работа
закрепление ранее изученных слов: ученик, арбуз, диван, картофель, горох
введение нового словарного слова: молоко;
а) фронтальный опрос;
б) проверка письменного упражнения;
5. Введение нового материала;
актуализация ранее изученных сведений, вступающих в противоречие с новыми, а именно о согласных парных по глухости-звонкости звуках и буквах;
обнажение в разрывах знаний путем предъявления заданий, в которых один гласный звук, обозначается разными буквами;
осознание причин затруднения, т.е. рефлексивное осознание границ незнания, почему разные слова одинаково стали звучать;
формулировка проблемы, почему разные слова одинаково стали звучать? А как узнать, какую букву надо писать в таких случаях?
Моделирование учебной проблемы
Постановка цели урока;
Предъявление задания, в котором дети определяют, что буква одна, а звук другой;
6. Организация работы над понятием в учебнике
сообщение детям цели, зачем мы работаем над правилом;
прочтение формулировки про себя, вслух;
выявление структурных частей;
анализ каждой части;
7. Развертывание способом действия при составлении памятки:
метасообщение детям, о том, что делать;
введение памятки постепенно, в процессе наблюдения над словами;
анализ каждого пункта памятки;
8. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений:
1) репродуктивного типа;
2) продуктивного типа, на классификацию;
9. Рефлексивно-оценочный этап;
— Здравствуйте ребята! Садитесь! С радостью утром мы в школы бежим, новое в школе открыть мы хотим! Сегодня у нас урок открытия нового знания. Мы откроем еще одну тайну русского языка.
— Догадайтесь, какое слово я задумала: 1й звук – глух. парный звука б, 2й звук – тв, парный звуку ль, 3й звук – о, 4й звук – глухой парный звуку д.
— Найдите лишнюю букву? Докажите?
— Из каких элементов состоит буква и?
— Какая это буква гласная или согласная? Как вы определили?
— Пропишите строчку буквы и у себя в тетрадях. (проговаривание буквы)
— Обменяйтесь тетрадями, отметьте самую примерную букву. Что мы сейчас делали, какое действие осуществляли?
— Молодцы. Мы вспомнили, как пишется буква и и теперь мы будем писать ее правильно, красиво.
— Ребята, сегодня на уроке, мы откроем еще одну тайну русского языка, но сначала мы должны вспомнить слова словарные! Я продиктую, а вы запишите словарные слова в тетради выделяя ударение и опасные места. Кто хотел бы написать у доски?
— ученик, диван, картофель, арбуз, горох
— Обменяйтесь тетрадями. Если допущены ошибки, аккуратно исправьте.
От него – здоровье, сила,
— Верно, молоко. Как вы догадались? Любите молоко?
— Позовите слово, на какой слог падает ударение?
— Проверим безударные гласные. Подберем проверочные слова.
— слово словарное написание его нужно запомнить.
— Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, которую нужно запомнить. Введем слово молоко в нашу речь, составим словосочетание. Запишем. Составим предложение. Запишем.
— Какую тайну русского языка мы открыли на прошлом уроке. Что такое орфограмма? Какие трудности могут возникнуть при определении орфограммы?
— Ребята, скажите в слове кисель, где орфограмма?
— потому что это безударная гласная
— подобрать проверочное слово.
— Хорошо. Итак, ребята, орфограмма это опасное место на письме, и чтобы не допускать ошибок на письме нам нужно проверять.
5.Организация учебно-поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний
1. Актуализация ранее изученных сведений вступающих в противоречие с новыми, а именно о согласных парных по глухости-звонкости буквах и буквах.
Ребята, прошлым летом мой знакомый мальчик получил письмо от друга, которое его очень удивило. Вот отрывок из этого письма.
Я очень хорошо отдыхаю. Мы живем в деревянном доме. За домом сад. Под окнами дома у нас зеленый ЛУК. Мы с щенком любим играть на нем. Мама смеется, когда смотрит на нас. Но больше всего мы любим наш большой длинный ПРУТ. Напиши, как отдыхаешь ты.
— Ребята, как вы думаете, что в письме друга не понял Дима?
— под окнами растет лук, и длинный прут – палка
— Какой согласный звук в конце слова
— А в слове лук, какой звук?
— А в слове пруд? Какой согласный звук на конце?
— А в слове прут, какой звук? А буква?
— Ребята, как вы думаете, почему Мишка написал слово луг, с буквой к?
— на конце слышится буква к
— Ребята, сравните слова лук-луг, прут- пруд, какие они?
— А произносятся как?
— как будет звучать слово луг, пруд если оно будет обозначать много предметов?
— Что же получается, слова произносится со звуком к, а буквы разные.
— Почему разные слова одинаково стали звучать? А как же узнать, какую букву надо писать в таких случаях? На эти вопросы мы и будем искать сегодня ответы.
— Цель урока добыть знания, о том почему разные слова, стали одинаково звучать.
Ребята, на доске вы видите 2 столбика слов. Прочитайте их.
соки-сок, ножи-нож, плоты-плот, снопы-сноп, леса-лес,
— Определите в 1 столбике, какой звук и какая буква. Каких звуков не встретилось?
— буква одна и звук такой же. звонких
— Смотри на 2й столбик, какой звук? Какая буква?
— звук один, а буква другая,
— При каких условиях один звук, а буква другая? Где происходит?
— Что происходит на конце слова?
— Какой вывод вы можете сделать?
— на месте одного и того же звука, могут быть разные буквы им нельзя доверять.
— Как же мы проверяем парный согласный в слабой позиции (на конце слова)
— ставим в сильную позицию
— Ребята, как вы думаете, только на конце слова могут встречаться парные согласные?
— замороЗки, шаПка, салаЗки…
— Скажите, где могут находить парные звонкие-глухие согласные?
— в конце слова, и перед другими парными согласными.
Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласнвми, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы. Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это – опасное при письме место, или… (орфограмма).
-Хорошо. Теперь прочитайте вслух. Совпал ли наш вывод?(да)
— сколько частей можно выделить?
— что доверять нельзя
— на месте одного и того же…
— Я утверждаю, что в слове зубы, орфограммой по глухости-звонкости является буква б, согласны ли вы со мной. Почему.
-Сегодня мы открыли еще одну тайну русского языка.
7. Развертывание способом действия при составлении памятки.
— Сейчас мы составим памятку, чтобы правильно определять орфограмму в словах.
Найду орфограмму по глухости-звонкости
Определяю, где она находится:
б) перед другими парными согласными.
4. Записываю слово с пропуском.
— Прочитайте вслух нашу памятку.
— Молодцы, верно составили.
8.Этап овладения способом действия, при выполнении упражнений.
Упражнение репродуктивного типа.
— Сейчас мы выполним упражнение, чтобы потренироваться в нахождении орфограммы по глухости-звонкости в словах по памятке.
— Ребята, я вам написала слова ваша задача найти в них орфограмму и отработать ход рассуждения по памятке.
Обед, свет, кошки, ложки, суп, зуб.
Упражнение продуктивного типа.
Лучше друг новых старый двух
(старый друг, лучше новых двух)
Работа и у кого хлеб у того
(У кого работа у того и хлеб)
Мелка уха рыбка сладка да
(Рыбка мелка, да уха сладка)
-Найдите слова с орфограммой по глухости-звонкости согласного? Докажите что это орфограмма.
Друг, хлеб, рыбка, сладка.
Вы должны лететь к тем словам, где есть орфограммы парных по глухости-звонкости согласных. Выберите маршрут
Составьте из первых букв маршрута слово (спасибо)
9. Рефлексивное подведение итогов.
— Какую тайну русского языка мы открыли сегодня?
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что было непонятно?
— Дома вы выполните упражнение 110 ( по заданию)
-Звенит звонок, окончен урок.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-091767
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Парные согласные звуки
Узнаем, что такое парные согласные в русском языке, какие звуки образуют пары согласных, определим, как их различить в конце и в середине слов.
Парные согласные звуки — это шумные согласные, которые образуют пары по признакам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.
Выясним, что такое парные согласные в русском языке, какие пары согласных различают в зависимости от их фонетических особенностей. Приведем таблицу и примеры парных согласных в конце и середине слов.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:[в], [п], [к], [с], [т], [б] и пр.
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].Определение Звонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:[к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.Определение Глухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные [х], [ч’], [ц], [щ’] — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
Только всегда твёрдые парные согласные [ж] и [ш] не имеют соответствующих мягких согласных:
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Определение
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.
Термин «парные согласные звуки» обозначает, что согласные звуки имеют пару.
Парность рассматривается в двух аспектах: по звонкости/глухости и по твердости/мягкости.
Парные звонкие, глухие согласные звуки
Благодаря речевым способностям человека и помощи языка мы способны произносить различные звуки. А слуховой естественный аппарат помогает людям распознать эти звуки. Но дальше мы не будем изучать природные возможности человеческого организма. Остановимся на том, как пишутся и звучат согласные звуки и какие они бывают.
Классификация согласных звуков
По правилам грамматики, согласные бывают:
Уже из самого словосочетания – парные согласные понятно, что это буквы, что имеют схожую пару по звучанию. Так схожими по звуку могут быть звонкие, глухие согласные звуки.
Некоторые буквы разнятся, как говорилось выше, и они имеют пару, а другие без пары. В схеме глухие-звонкие – непарными являются такие, как: х, ч, ц, м, л, й, щ. Эти согласные надо запомнить.
Задание: написать правильно глухую или звонкую согласную
ВАЖНО: В алфавите русского языка есть согласные буквы, они имеют свой определенный контекст. Согласные звуки [ц]; [ч]; [н]; [й]; — к каким их можно отнести? [Ц] – это глухой звук; [ч] – глухой согласный; [н] – звонкий звук; [й] – звонкий согласный – это следует запомнить в обязательном порядке.
Парные звонкие, глухие согласные:
Целый ряд звонких согласных существует в русском языке, к ним причисляют: р, г, в, ж, д, й, з, н,м, л, б. Когда вы произносите данные согласные, то в гортани всегда ощущается некоторое напряжение. Звонкие звуки сложно проговаривать тихо шепотом. Примеры слов, в которых все согласные относятся к звонким: зола, гордыня, зазор, Рим, ром, зона. Но не у всех звонких есть своя пара глухого звука.
Таблица парных согласных – звонких, глухих:
б | ж | з | г | в | д |
п | ш | с | к | ф | т |
Благодаря изучению в школе этой темы учащиеся способны грамотно потом писать. Ведь существуют правила о написании и проверке той или иной парной согласной, в частности рассмотрим примеры: снег(х), проверить можно: чего нет? Снега, столб(п) – проверяется, как столбы, хлеб(п) (проверка – чего нет? Хлеба).
Русская речь богата целым арсеналом слов близких по звучанию, но с различным значением. Так сменив звонкий согласный на глухой, можно получить совершенно другое слово по смыслу. Примеры: зуд – суд, гора – кора, жар – шар.
Упражнение для закрепления тематики: парных глухих, звонких согласных
Имеется много наглядных примеров, благодаря которым можно разобраться в правописании звонких, глухих парных согласных. Смотрите некоторые из них:
Как видите, проверить правописание согласных звуков не составит особого труда, а благодаря примерам можно запросто научить этой теме и ребенка.
Парные по звонкости/глухости
Многие согласные звуки являются парными по звонкости/глухости. Это значит, что такие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. К таким согласным звукам относятся: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш].
Звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, глухие согласные звуки – только из шума.
Правило
Все парные по звонкости/глухости согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в слове.
Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков – орфограмма, требующая проверочное слово. Эта орфограмма касается парной согласной в корне слова (в середине и в конце слова).
Парные звуки оглушаются в следующих случаях:
Парные звуки озвончаются в следующем случае: перед звонкими согласными звуками (например, в слове «сделать» произносится парный звонкий согласный звук [з], так как он находится перед звонким согласным звуком [д]).
Приведенные примеры (зуб – зу[п], губки – гу[п]ки, сделать – [з]делать) помогают доказать, что звуки и буквы не всегда совпадают.
Правило правописания парных согласных
В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.
Правило может быть изложено в следующих пунктах:
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.
Применение правила
Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.
Орфограммы – парные согласные | |
на конце слова | в стечении согласных |
бо[п]бро[т]бро[ф’]гвоз[т’]огоро[т]дро[ш] | поло[с]како[з’]баре[з’]багоро[д’]бакро[в’]стра[ш] |
Далее отрабатываем навык подбора проверочных слов.
Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
Парные согласные. Примеры различения слов
Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.
Парные по твердости/мягкости
Большинство согласных звуков имеют пару по твердости/мягкости.
К таким согласным относятся: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].
Твердые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении: при произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому небу.
Твердые и мягкие согласные звуки: таблица, примеры слов
Все звонкие, глухие звуки согласных, кроме шипящих бывают твердые, мягкие.
К примеру: твердый звук [б] был – [б`] бил; [т] ток – [т`] тёк. Когда вы произносите твердые согласные, то язык кончиком прикладывается к небу. А мягкие получаются, когда средняя часть языка прижимается к небу. Мягкая или твердая согласная буква — определяется это по следующей за согласной букве. В свою очередь гласные буквы тоже имеют свои пары: ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё.
Какие гласные дают твердость согласному звуку?
Некоторые гласные имеют два звука, это такие, как: (я, ё, ю, е), произносят следующими способами: мягкий звук [й] + парная гласная вышеперечисленных гласных: э, о, у, а. Или же смягчающий знак + парная гласная.
Например, слово – енот. Его произносят так: [й] [э] [н] [о] [т]. Или слово – тина. Оно произносится как: [т’] [ы] [н] [а]. Буквы: ы, у, а, о, э имеют лишь один звук, потому никак не влияют на впереди стоящий согласный звук.
Пример мягких, твердых звуков: Липа – лыжи, мел – мэр, дым – дело. Фонетическая транскрипция: [Л’ыпа] – [лыж’ы], [м’эл] – [мэр], [дым] – [д’эло]. Из примеров видно, что твердые согласные звуки стоят перед ы, о, э, а, у, а мягкие перед: и, я, е, ю, ё.
Еще мягкие звуки могут стоять перед мягким знаком, пример: килька, кисть, лень, тюль, моль.
Гласные, которые смягчают согласный звук
Когда после согласной буквы – с пишется – м, то с всегда твердая, даже тогда, когда м – мягкая. Звуки: м и с считаются твердыми, если они пишутся в самом конце слова, примеры: сом, том, колос, полюс.
Заимствованные слова с гласной – е обычно произносят твердо. Пример: фейк, [фэй’к].
Согласные звуки всегда мягкие, если они пишутся перед: ь. Исключение – это такие буквы: ж, ц, ш – они всегда твердые. А мягкие – это щ, й, ч. Примеры: щавель, йод, чайка.
Твердые согласные, на которые не влияет последующая буква
Твердые согласные звуки могут образовывать себе мягкую пару, смотрите ниже таблицу и примеры этих букв далее.
Таблица
Твердые согласные звуки | Мягкие согласные звуки | Примеры с твердыми и мягкими согласными звуками |
[б] | [б’] | быт – бит, быть – бить |
[п] | [п’] | пыль – пил, пан – пьян |
[в] | [в’] | выл – вил, вата – Вятка, готова – готовь |
[ф] | [ф’] | фонарь – филин, эффект – факт |
[д] | [д’] | вода – води, дыра – динар |
[с] | [с’] | весы – весь, сыр – сера |
[з] | [з’] | воз – вези, заря – зеро |
[н] | [н’] | ноша – няша, кон – конь |
[г] | [г’] | горб – герб, нога – ноги |
[к] | [к’] | сорок – сороки, кот – кит |
[м] | [м’] | мол – мел, мал – мил, мат – мята |
[т] | [т’] | бит – бить, туман – темень |
[л] | [л’] | мол – моль, лось – лес |
[х] | [х’] | ухо – ухи, хороший – хитрый |
[р] | [р’] | роса – рис, рысь – ряска. |
Запомните: К твердым непарным относятся согласные буквы: [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – согласные [щ’], [ч’], [й’]
Мягкие согласные звуки независимо от того, какая гласная стоит за ними
Парные согласные в конце и середине слова
Если звонкий согласный оказался в конце или перед глухим согласным в середине слова, то эта позиция является слабой для него. При произношении в конце слова неизбежно происходит фонетический процесс оглушения звонкого согласного. Послушаем, как звучат конечные согласные в словах:
ОпределениеОглушение — это замена звонкого согласного в конце или в середине слова на парный глухой согласный.
В середине слов глухой согласный влияет на предыдущий звонкий и меняет качество его звучания. Звонкий уподобляется ему и при произношении слова становится глухим. Убедимся в этом:
Аналогично могут возникнуть сомнения в написании слов с конечными глухими согласными:
Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, также меняют своё звучание. Происходит фонетический процесс озвончения глухих согласных:
ОпределениеОзвончение — это замена звонкого согласного на парный глухой согласный в конце или в середине слова перед глухим.
Как видим, звучание парных согласных и написание соответствующих букв в слове не совпадают.Дополнительный материалСмотрите больше примеров с парными согласными.
Проверить написания парных согласных в корне, или в конце слова?
Когда произносят звуки, то иногда слышатся чаще глухие звуки. Но несмотря на это писать следует правильную букву. Все буквы в словах не могут меняться. Даже несмотря на то, что слышится другой звук. Чтобы удостовериться, верно ли написано слово, понадобится изучить некие правила. Благодаря им станет понятно, какой звук употребляется в слове глухой или звонкий, будет исключена возможность замены парных согласных звуков.
Парные согласные звуки: правило
Правила для проверки написания глухих, звонких согласных звуков:
Примеры: чтобы не сделать ошибку, в слове сугроб(п), понадобится изменить это слово, чтобы в конце была гласная: в сугробах. Слово глаз(с), проверочное: глаза, обоз(с) — обоза, код(т) — кода, чат(д) — чаты.
ВАЖНО: Существуют некоторые слова, которые невозможно проверить. К таковым причисляется – кофта. Это слово необходимо запомнить и всегда писать в нем букву — ф.
Как проверить парные согласные в слове?
В таких случаях помним, что в написании парных согласных букв не следует полагаться на произношение слова. В русском языке многие слова пишутся не так, как слышатся. На письме оглушение и озвончение согласных не обозначается. Морфема сохраняет свое единое написание вне зависимости от звучания, кроме случаев чередования. Обратимся к правилу написания парных согласных.ПравилоВ слове пишется та буква, которая выступает в форме этого слова или в родственном слове, если за согласным стоит гласная буква или «л», «м», «н», «р», «в».
Чтобы установить истинный характер согласных корня и проверить парные согласные, предпримем следующие шаги:
1. поставим слово с сомнительным конечным согласным в форму множественного числа:
У слова «молодёжь» нет формы множественного числа. Тогда прибегаем к другому способу проверки.
2. Образуем форму родительного падежа единственного или множественного числа, в чём нам помогут слова «много» или «нет»:
После сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснил его звучание.
3. Поищем родственное слово, в котором после проверяемого парного согласного окажется гласный звук или сонорные «н», «л», «м», «р»:
Во многих словах русского языка, чаще всего заимствованных, нельзя проверить парные согласные с помощью «контрольного слова». Это словарные слова, написание которых запомним: