в каком случае человек пользуется понятиями
Тест по информатике Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия для 6 класса
Тест по информатике Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия для 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 10 заданий с выбором ответа.
1 вариант
1. Что отражает понятие?
1) совокупность существенных признаков отдельного объекта
2) совокупность существенных признаков множества однородных объектов
3) оба утверждения верны
4) все признаки объекта или множества объектов
2. Меняется ли совокупность существенных признаков объекта при изменении, уточнении одного понятия?
3. У объекта шкаф есть набор признаков. Для понятия книжный шкаф какой признак будет существенный?
1) цвет
2) размер
3) назначение
4) из чего сделан
4. В каком случае человек пользуется понятиями?
1) когда говорит
2) когда думает
3) оба утверждения верны
4) ни одно утверждение не верно
5. Какие есть логические приемы формирования понятия. Укажите неверное утверждение.
1) выделение главного признака
2) анализ, синтез
3) сравнение, обобщение
4) абстрагирование
6. Какой логический прием отделяет существенные признаки объекта от несущественных?
1) анализ
2) обобщение
3) абстрагирование
4) все утверждения верны
7. Какие есть требования к определению понятия?
1) надо перечислить все существенные признаки объекта в связном предложении
2) если признак есть в описании, значит, он необходим для установления понятия
3) если признак нужен для установления понятия, то он должен быть в описании
4) все утверждения верны
8. Можно ли описать новое понятие через родовое понятие?
1) да, достаточно только описать родовое понятие
2) да, добавив к родовому понятию видовое отличие
3) нет, нельзя
9. Есть ли понятия, которые не имеют определения?
10. Укажите родовое понятие в следующем определении: «Трапеция — это выпуклый четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны».
1) трапеция
2) выпуклый четырёхугольник
3) две противоположные стороны
4) стороны параллельны
2 вариант
1. Что такое понятие? Выберите верное утверждение.
1) перечень существенных признаков объекта или множества однородных объектов
2) все признаки отдельного объекта
3) все признаки множества объектов
4) ни одно утверждение не верно
2. Может ли отдельный объект относиться к разным понятиям?
3. У объекта тетрадь есть признаки. Какой признак будет существенный для понятия тетрадь по математике?
1) цвет
2) толщина
3) обложка
4) в клеточку / в линеечку
4. Является ли сравнение логическим приемом формирования понятия?
5. Какой логический прием формирования понятия рассматривает все признаки объекта?
1) анализ
2) синтез
3) абстрагирование
4) все утверждения верны
6. Что надо сделать при определении понятия?
1) надо перечислить все существенные признаки объекта в связном предложении
2) надо перечислить все признаки объекта в связном предложении
3) ни одно утверждение не верно
7. Как называются признаки в описании нового понятия, добавленные к родовому понятию?
1) дополнительные признаки
2) несущественные признаки
3) видовое отличие
4) все утверждения верны
8. Есть ли определения у первоначальных понятий?
9. Укажите родовое понятие в следующем определении: «Шуба — это длинная верхняя одежда из меха».
1) шуба
2) верхняя одежда
3) длинная
4) из меха
10. Укажите видовое отличие в следующем определении: «Телефон — это электронное устройство для голосовой связи между людьми».
1) телефон
2) электронное устройство
3) для голосовой связи между людьми
4) все утверждения верны
Ответы на тест по информатике Понятие. Как образуются понятия. Определение понятия для 6 класса
1 вариант
1-2
2-2
3-3
4-3
5-1
6-3
7-4
8-2
9-1
10-2
2 вариант
1-1
2-1
3-4
4-1
5-1
6-1
7-3
8-2
9-2
10-3
Логика
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, в него включены темы формальной логики: язык логики, понятия, суждения, законы логики, умозаключения, доказательство и опровержение с изложением основного содержания теории аргументации. Особое внимание уделено вопросам применения логики и аргументации в практической деятельности юристов. В конце каждой главы предлагаются вопросы и задания для контроля и выработки у студентов практических навыков и умений. Предназначено для студентов факультета непрерывного образования (колледжа) юридических вузов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Понятие. Определение, деление и классификация понятий
♦ Логическая характеристика понятия
♦ Отношения между понятиями
♦ Деление и классификация понятий
♦ Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия
Ни одна из коммуникационных систем не обходится без понятий, они в естественных и специальных языках фиксируют кванты знания, важные смысловые образования.
Понятия (в формальной логике):
• один из основных элементов исследования;
• необходимая составляющая мышления — построения суждений, умозаключений, теорий;
• средство формирования и хранения знаний в самой логике, как науке.
2.1. Логическая характеристика понятия
Понятие — мысль, в которой отражены в обобщенной форме объекты, процессы, явления действительности в совокупности их существенных свойств и отношений (или отдельные их свойства, отношения). Это форма познания, позволяющая выделить изучаемый объект (процесс, явление, свойство, связь) из универсума, отраженного мышлением, определив уникальность данного — интересующего исследователя объекта, увидеть его различие и подобие с другими предметами.
В широком смысле понятие отражает все то, с чем может сталкиваться в своей жизни человек, и фиксируется в словах естественного языка. Иногда выделяют также понятия научные и другие, используемые искусственными языками. В любом случае, понятия — форма абстрактного мышления и, значит, входит в предмет логики.
Понятие — форма абстрактного мышления, отражающая единство существенных и отличительных признаков отдельного предмета или класса однородных предметов.
Признаки — наличие или отсутствие свойств, качеств, каких-то показателей у предмета, наличие или отсутствие отношений между предметами.
В свою очередь свойства — это характеристики, параметры, атрибуты предметов и явлений, словом, все, что позволяет воспринимать предметы, процессы и явления и сравнивать их между собой.
Свойство — сторона объекта (процесса, явления), отличающая его от других объектов или позволяющая увидеть их сходство, что выявляется в их отношениях; то, в чем предметы сходны или различны между собой.
Признаки отражают сходство или отличие предметов. Предметы одного класса имеют общие существенные признаки, то есть признаки могут быть существенными и несущественными, отличительными и неотличительными.
Существенные признаки раскрывают внутреннюю природу предмета, его сущность, то, без чего предмет не будет самим собой.
Несущественные признаки к сущности предмета не относятся, а отражают его неосновные стороны, они могут принадлежать и не принадлежать предмету. Например, фасон одежды, цвет бытового прибора, стиль шрифта текста и т. д.
Так, для человека существенный признак — способность мыслить, трудиться, а рост или цвет глаз — несущественный. Для баскетболиста рост может оказаться, наряду с прочими, существенным признаком, для ученого-физиолога существенным может стать и цвет глаз.
В оценке качества участия студента в учебном процессе существенные признаки — успеваемость, посещаемость, прилежание и дисциплина на занятиях и несущественные — тембр голоса и степень волнения при ответах на семинарах.
Отличительные признаки присущи только предметам, принадлежащим одному классу. Они отличают предметы, относящиеся к данному классу (например, стулья), от всех остальных (например, от блокнотов, стрекоз или от водорослей). Так, отличительные признаки профессии — тип образования, функционал, моральные нормы (профессиональные кодексы чести).
Неотличительные признаки принадлежат не только данным предметам, но и предметам, входящим в другие классы. Например, и необходимые и бесполезные вещи могут быть одного цвета или совершенно новыми.
К отличительным признакам судьи следует отнести юридическое образование, стаж юридической практики, заслуженный авторитет честного и ответственного человека. Хорошее владение логикой — в данном случае неотличительный признак, так как это свойственно ученым, преподавателям, шахматистам, военным и многим другим участникам социальных отношений.
Вместе с тем, хорошее владение логическим мышлением — отличительный признак здравомыслящих людей.
Любое понятие имеет объем и содержание.
Объем понятия — множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, то есть тех предметов, которым присущи признаки, составляющие содержание понятия.
По объему понятия могут быть:
единичными — обозначают один предмет, явление («Российская академия правосудия», «вселенная», «Марс»).
общими — включает число элементов больше одного («мост», «галактика»),
Есть также всеобщие понятия, которые включают все предметы конкретной области знания или рассуждения («люди», «предмет», «явление», «натуральные числа» и др.);
пустые (или нулевые), которые не отражают ни один предмет из универсума («горячий лед», «то, чего не может быть», «разноугольный квадрат»);
неопределенные, объем которых нельзя определить однозначно («население России в 2040 году», «чудовище Lochness»). (см. схему 1).
Классификация понятий (по объему)
Кроме того, выделяют понятия собирательные, в которых группа однородных предметов обозначается как единое целое («коллегия адвокатов», «студенческая группа», «сборник стихов»); и несобирательные, которые можно отнести к каждому предмету данного класса, охватываемому понятием (например, «воин», «судья», «учебник»). Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия; несобирательное отражает содержание любого отдельного предмета (процесса, явления) данного класса.
Учитывая, что классификация понятий содержит две группы (вида): по объему и по содержанию, возникает вопрос, к какой их них отнести деление понятий на собирательные и несобирательные. Поскольку собирательными понятиями обозначается группа (несколько, не один) сходных предметов, представляющая собой целостность — «взвод пехотинцев», «группа студентов» — можно предположить, что речь идет о классификации по объему. Однако несобирательные понятия могут быть как единичными, так и общими (уже рассмотренный тип деления по объему). В связи с этим возможно предположить и то, что в данном случае главное — содержание понятие.
Содержание понятия — совокупность основных, существенных и отличительных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.
«Судебная власть» (по содержанию) — понятие, содержащее ряд существенных и отличительных признаков: специфический орган государственной власти; социальный институт обеспечения прав и свобод граждан; арбитр спорящих сторон; сила, призванная воздействовать на общество с целью соблюдения права и обязанностей друг перед другом.
Логическое содержание — информация, включающая логическую форму понятия, по которой можно дать его характеристику. 1. Определить: является ли понятие универсальным, то есть включающим весь универсум рассуждения — род (например, «субстанция», «разум»).
2. Установить: является ли понятие пустым (обозначающем нечто, не существующее в действительности, «ковер-самолет», например).
3. Соотнести понятия между собой по содержанию: богаче или беднее одно понятие по сравнению с другим (например, понятие «студент РАП» богаче понятия «студент» и беднее «студент второго курса РАП»).
Фактическое содержание — содержание с учетом всего имеющегося знания о предметах (об их свойствах и отношениях), обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение.
По содержанию понятия могут быть:
1) конкретными и абстрактными: конкретные — отражают отдельный предмет или класс предметов («лошадь», «планета», «Солнце»); абстрактные — отражают признак предмета, отношения между ними («несправедливость», «честность», «неравенство», «тождество»);
2) относительные и безотносительные: относительные — отражают предметы, существование которых предполагает существование других предметов («начальник — подчиненный», «отец — сын», «учитель — ученик»); безотносительные такой связи не предполагают (означают предметы, не связанные непременно с другими — «дом», «слово», «Родина»);
3) положительные и отрицательные: положительные — содержат характерные качества или отношения свойственные предметам («эксплуататор», «тиран», «враг», «грамотный человек»); отрицательные — отражают отсутствие в предмете неких качеств («безграмотный специалист», «бескорыстный партнер», «незлобивый человек», и т. д.).
Классификация понятий (по содержанию)
Не стоит путать один из элементов логического анализа понятия с этическими, эмоциональными, юридическими и другими социальными характеристиками. Таким образом, дать логическую характеристику понятию означает — определить его тип по всем известным параметрам «по качеству» (по содержанию) и «по количеству» (по объему).
Так, понятие «студент» — общее (не пустое), несобирательное, конкретное, безотносительное, положительное.
Объем и содержание понятия взаимозависимы. Строгая зависимость одного параметра от другого отражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия — увеличение содержания (количества признаков) понятия ведет к уменьшению его объема (числа элементов, которое оно объединяет), и наоборот, уменьшение содержания понятия означает увеличение объема.
То есть чем богаче содержание понятия, тем уже его объем и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем.
Чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем больше класс предметов оно отражает и неопределеннее его состав. И наоборот, увеличение информации о предметах, заключенной в понятии, уменьшает количество отражаемых им предметов, делает определеннее его состав. Понятие «герой» гораздо шире, чем понятие «герой романа Л. Н. Толстого «Воскресенье» или «Герой России».
Итак, важно уметь давать логическую характеристику понятий, то есть определять все их параметры по объему и содержанию. Не менее важно уметь соотносить понятия между собой.
2.2. Отношения между понятиями
Понятия могут быть сравнимыми и несравнимыми.
Сравнимые понятия имеют хотя бы один общий признак, что дает возможность выявить между ними отношения тождества, противоречия, противоположности, подчинения, несравнимые общих признаков не имеют.
9 очевидных признаков того, что тебя используют, и как это прекратить
Здоровые отношения с окружающими людьми строятся по принципу «отдал-взял». Но к сожалению, далеко не каждый готов его придерживаться. Некоторые люди привыкли воспринимать все добрые поступки как должное и манипулировать близкими. Ты можешь стать жертвой их манипуляций, сам того не замечая.
1. С тобой общаются, только когда ты полезен
Если твоё общение с человеком состоит из постоянных просьб о помощи с его стороны, то это веский повод задуматься, не используют ли тебя. Понятно, что в любых отношениях люди то и дело обмениваются знаниями, опытом, советами и стараются оказать посильную поддержку друг другу.
Но тут важно обратить внимание на то, как часто у вас происходят диалоги или встречи без повода, и есть ли они вообще. Если любое сообщение от человека начинается со слов «Можешь помочь?», если он видится с тобой исключительно перед тем, как о чём-то попросить тебя, если в остальное время он не выходит с тобой на связь – бросай такого знакомого, друга, родственника. Хватит позволять другим людям использовать тебя.
2. У тебя пытаются вызвать чувство вины
Тебе наверняка знакома такая ситуация: человек просит тебя о чём-то, а когда ты отказываешься, начинает давить на жалость и вызывать у тебя чувство вины. Он может напоминать тебе о твоём долге, утверждать, что кроме тебя ему никто не сможет помочь, делать отсылку к другим похожим ситуациям, повысить градус эмоций.
Конечно, большинство людей сдадутся после таких манипуляций, согласятся на всё, о чём их просят, и к тому же поспешат извиниться, что только на руку просителю. Если ты замечаешь, что человек регулярно пытается вызвать у тебя чувство вины, скорее всего, тебя используют, причём делают это весьма изощрённо.
3. От тебя только требуют, ничего не отдавая взамен
Есть такие люди, которые считают, что им все должны. Дети должны их обеспечивать, на работе должны дать повышение, родственники должны пожертвовать своим комфортом и приютить их в своей квартире, соседи должны бесплатно помочь с ремонтом и так далее.
Такие люди не умеют просить, они могут только требовать, причём нередко в грубой форме. Кроме того, они ничего не готовы отдавать взамен – когда их просят об ответной услуге, они оперативно сливаются, находят себе важные дела, жалуются на состояние здоровья или наигранно сожалеют о том, что не обладают нужным уровнем знаний и опыта в каком-либо вопросе.
Если человек, который постоянно просит у тебя об одолжении, никогда не приходит тебе на помощь, игнорирует твои намёки и придумывает отговорки всякий раз, когда у вас что-то запланировано, то подумай получше, стоит ли держаться за такого ненадёжного знакомого. Хватит тратить свои силы и время на человека, который это не ценит и который не готов отвечать тебе добром на добро.
4. Тебе никогда не говорят спасибо
Ты стараешься для человека, всегда приходишь ему на помощь, решаешь его проблемы, оказываешь необходимую поддержку и даже не получаешь банальной благодарности в виде «Спасибо». Всё выглядит так, будто ты не делаешь ничего необычного и просто выполняешь свои обязанности. Тебя и твои усилия воспринимают как должное, но при этом, если человек снизойдёт и сделает хотя бы что-то хорошее для тебя, он будет требовать от тебя кучу благодарностей, признания и красивых слов. Не стоит оставаться рядом с теми, кто обесценивает всё, что ты для них делаешь.
5. Ты должен делать то, что хочет другой человек
Если в твоих отношениях с родственником, другом или девушкой твоё мнение никогда не учитывается или упорно игнорируется, отвергается с использованием кучи сомнительных аргументов, то велика вероятность, что тебя просто используют. Совместные планы внезапно отменяются в последний момент, с тобой проводят время только тогда, когда никаких других дел больше нет, вы выходите из дома тогда, когда он этого хочет, и делаете то, что он хочет. При этом именно ты обязан подстраивать под него свободное время и отодвигать свои желания на задний план.
6. С тобой обращаются по-доброму только тогда, когда от тебя что-то нужно
Над тобой постоянно шутят, насмехаются, тебя игнорируют, и так происходит ровно до того момента, пока от тебя что-то не будет нужно. В таком случае человек сразу же меняется до неузнаваемости, становится вежливым и обходительным, извиняется за своё поведение и даёт тебе надежду на то, что отныне всё будет по-другому. Стоит отказаться от иллюзий и признаться самому себе в том, что с тобой так хорошо общаются исключительно потому, что ты можешь быть полезен. И как только ты выполнишь то, что от тебя требуют, всё вернётся на круги своя.
7. Тебе навязывают ярлыки
Если другой человек постоянно пытается навязать тебе своё видение мира, привить определённые нормы, делит всё на «правильное» и «неправильное», будь осторожен – обычно так поступают те, кто хочет сделать тебя более удобным для общения. Привив тебе установки, человек получает над тобой власть, понимает, как можно тобой манипулировать. Самое печальное – такую манипуляцию крайне сложно распознать, и ты рискуешь быть в неведении долгие годы, искренне считая, что при принятии решений руководствуешься только своими принципами.
8. На тебя постоянно морально давят
Если в отношениях с кем-либо: неважно, родственник это, друг или твоя девушка, у тебя возникает ощущение, что тебя постоянно пытаются воспитывать, на тебя давят, тебя ругают, оправдывая свои действия заботой и пожеланием лучшей жизни, то тебе пора задуматься о том, что это ненормально. Скорее всего, человек просто выстраивает свой авторитет, пытаясь использовать тебя и показать тебе, кто главный в ваших отношениях. Разумеется, если он займёт лидирующие позиции, ему будет проще контролировать тебя и твои действия.
9. В твою сторону отпускают слишком много комплиментов и похвалы
Понятное дело: каждому человеку приятно слышать комплименты в свой адрес. От этого ты мгновенно добреешь, проникаешься к человеку доверием и в целом начинаешь относиться к нему более внимательно и снисходительно. Но когда комплиментов и похвалы слишком много, это может свидетельствовать о том, что от нас чего-то хотят. К примеру, твой коллега может восхищаться твоим мастерством и профессионализмом, а после попросить тебя помочь ему с проектом. Ты вряд ли откажешь тому, кто доставил тебе так много положительных эмоций, и возьмёшь его ответственность на себя.
Как не дать себя использовать
Ты можешь обезопасить себя от манипуляций со стороны окружающих людей, следуя всего трём основным советам.
1. Учись говорить «нет»
Умение отказывать, причём делать это уверенно, без оправданий и извинений, позволяет чётко дать понять манипулятору, что ему не стоит пытаться давить на жалость, взывать к чувству долга или тратить своё и твоё время на бессмысленную похвалу и комплименты. Если ты научишься говорить «нет», ты никогда не позволишь окружающим использовать себя.
2. Проси об ответной услуге
Когда человек постоянно просит тебя о помощи, ничего не предлагая взамен, проси его об ответной услуге. Большинство людей, услышав об этом, сразу же испарятся. Человек, который привык использовать тебя, будет не готов становиться твоим должником. Такие люди ищут односторонней помощи, веря, что им необязательно отплачивать тем же.
3. Не позволяй кому-либо влиять на твои решения
Принимай все важные решения в одиночку, не советуясь с родными, близкими, коллегами и знакомыми. Не позволяй им давить на тебя, подвергать сомнению твои знания и опыт, критиковать тебя, оправдывая это заботой и любовью. Пусть окружающие тебя люди уважают твои решения и не пытаются им препятствовать.
Логика. Учебное пособие (11 стр.)
9. Представляют ли неопределенные понятия сами по себе, вне зависимости от ситуации, в которой они употребляются, коммуникативные помехи? Почему, на ваш взгляд, употребление неопределенных понятий в повседневном общении не приводит нас к коммуникативным затруднениям? В каких случаях неопределенные понятия могут стать причиной различных затруднений и сыграть негативную роль? Каким образом возможно бороться с ними в этих ситуациях?
10. Почему процедура превращения неопределенного понятия в определенное всегда условна и относительна, в силу чего неопределенное понятие, в конечном итоге, остается неопределенным?
Приведите по десять примеров для определенных и неопределенных понятий.
11. Какие из следующих понятий являются определенными, а какие неопределенными: 1. карась, 2. млекопитающее животное, 3. большая собака, 4. дикая кошка, 5. престижное учебное заведение, 6. московское учебное заведение, 7.планета Нептун, 8. яркая звезда, 9. талантливый человек, 10. богач, 11. бездарный преподаватель, 12. кандидат физико-математических наук, 13. хулиган, 14. известный писатель,
15. высокие горы, 16. учебник по химии, 17. хорошая музыка, 18. скучная лекция, 19. добротная одежда, 20. скромная пища, 21. сборная России по футболу, 22. крупный город, 23. столица государства?
12. Путем прибавления к содержанию следующих понятий каких-либо признаков превратите их из неопределенных в условно-определенные: высокий человек, старик, богач, лысый, толстая книга, современная музыка, плохая погода, высокая зарплата, хорошие соседи, двоечник, известный писатель, крупное военное сражение, большой стадион, плохой учитель, несвежие продукты, редкая удача, безрассудный поступок.
13. Что такое сравнимые и несравнимые понятия? Приведите по пять примеров для сравнимых и несравнимых понятий. Какие понятия называются в логике совместимыми, а какие – несовместимыми? Приведите по пять примеров для совместимых и несовместимых понятий.
14. В каких отношениях могут быть совместимые понятия? Что представляют собой отношения равнозначности, пересечения и подчинения между понятиями? Что такое видовые и родовые понятия? В каких отношениях могут быть несовместимые понятия? Что представляют собой отношения соподчинения, противоположности и противоречия между понятиями? Чем отличается противоположность от соподчинения и противоречие от противоположности?
15. Каким образом изображаются отношения между понятиями? В каком отношении находятся понятия, обозначающие часть и целое? Почему между этими понятиями не может быть отношения подчинения?
Почему возможно утверждать, что несравнимые понятия находятся в отношении соподчинения? Приведите пять примеров несравнимых понятий для иллюстрации своего ответа, прокомментировав каждый из них.
16. Почему невозможно точно установить отношения между неопределенными понятиями? Приведите примеры, иллюстрирующие ваш ответ. Приведите по три примера для каждого случая отношений между понятиями: равнозначности, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия.
17. В каких отношениях находятся следующие понятия: 1. двоечник и студент, 2. композитор и человек, 3. город и деревня, 4. Антарктида и ледовый материк, 5. небесное тело и звезда, 6. треугольник и сторона треугольника, 7. школа № 5 и учебное заведение, 8. майор и россиянин, 9. знаменитый человек и немецкий писатель, 10. дом и крыша дома, 11. собака и кошка, 12. умный человек и неумный человек, 13. монарх и самодержец, 14. физика и химия, 15. геометрия и тригонометрия, 16. столица и населенный пункт, 17. книга и интересная книга, 18. телевизор и планета солнечной системы, 19. растение и крапива, 20. окружность и круг, 21. Николай II и последний русский царь, 22. олимпийские игры и спортивные состязания?
18. С помощью круговых схем Эйлера изобразите отношения между следующими группами понятий:
19. Подберите понятия, соответствующие следующим схемам:
20. Что такое ограничение понятия? Почему для уменьшения объема понятия надо прибавлять какие-либо признаки к его содержанию? Что представляет собой логическая операция обобщения понятия? Каким образом ограничения и обобщения понятий складываются в логические цепочки? Каковы пределы цепочек ограничений и обобщений?
21. Какие ошибки часто допускают при ограничении и обобщении понятий? Продемонстрируйте на самостоятельно подобранных примерах, что целое и часть нельзя путать с видом и родом. Всякое ли понятие можно подвергнуть ограничению и обобщению? Какие понятия не поддаются этим логическим операциям?
22. Подберите десять любых понятий и сделайте с каждым из них ограничение и обобщение, т. е. подберите для каждого из них как видовое, так и родовое понятие, иллюстрируя эти операции круговыми схемами Эйлера. Возьмите какое-либо понятие и постройте логическую цепочку его ограничения до предела. Возьмите какое-либо понятие и постройте цепочку его обобщения до предела.
23. Совершите ограничение и обобщение со следующими понятиями: 1. школа, 2. знаменитый писатель, 3. математическое действие, 4. картина, 5. предмет мебели, 6. университет, 7. планета, 8. американский президент, 9. актер, 10. химический элемент, 11. древнегреческий ученый, 12. балет, 13. уровень преступности, 14. музей, историческое событие, 15. яблоня, 16. всемирно известный спортсмен, 17. материк, 18. книга, 19. хищник, 20. высотное здание, 21. молодой человек, 22. музыкальный коллектив, 23. сборная России, 24. ураган, 25. электричество, 26. стихотворение.
24. Какие из приведенных ниже понятий невозможно подвергнуть ограничению или обобщению: 1. тетрадь, 2. МГУ, 3. галактика, 4. русский писатель XIX века, 5. первый космонавт земли, 6. Вселенная, 7. химический элемент, 8. Россия, 9. древнее государство, 10. Солнце, 11. современный автомобиль, 12. млекопитающее животное, 13. небоскреб, 14. атомная электростанция, 15. столица Франции, 16. нечто существующее, 17. планета Юпитер, 18. Третьяковская галерея, 19. московский кинотеатр, 20. толстая книга, 21. бытие?
25. Что представляет собой логическая операция определения понятия? Чем отличаются явные определения от неявных? Придумайте по три примера явных и неявных определений. Что такое реальные и номинальные определения? Как вы думаете, почему возможно утверждать, что любое реальное определение можно свести к номинальному и наоборот?
26. Что представляет собой классический способ определения понятия? Дайте определения каким-нибудь трем понятиям, пользуясь классическим способом определения. Каковы основные правила определения понятия? Какие ошибки возникают при их нарушении? Приведите, подобрав самостоятельно, по три примера для каждой ошибки в определении понятия.
27. Допущены ли ошибки в определениях, приведенных ниже? Если допущены, то какие?
а) Фильтрование – это процесс разделения какого-либо вещества с помощью специального приспособления – фильтра.
б) Кость – это орган, обладающий сложным строением.
в) Бескорыстие – это отсутствие личной заинтересованности при оказании какой-либо помощи.
г) Гравитация – это явление, которое выражается во взаимодействии двух физических тел.
д) Барометр – это метеорологический измерительный прибор.
е) Математика – это гимнастика ума.
ж) Сверхпроводник – это вещество, обнаруживающее явление сверхпроводимости.
з) Логика – это наука о формах и законах правильного мышления.
и) Извлечение квадратного корня – это математическое действие, которое не является ни умножением, ни делением, ни возведением в степень.
28. Что представляет собой логическая операция деления понятия? Чем она отличается от операции определения? Какова структура деления? Что такое основание деления? Какое деление называется дихотомическим? Попробуйте отметить достоинства и недостатки дихотомического деления. Какую роль в научном и повседневном мышлении играет логическая операция деления понятия?
29. Каковы основные логические правила деления понятия? Какие ошибки возникают при их нарушении? Придумайте по три примера для каждой ошибки в делении понятия. Почему дихотомическое деление понятия всегда является безошибочным? Каким образом оно исключает все возможные в делении ошибки?
30. Допущены ли ошибки в приведенных ниже примерах деления? Если допущены, то какие?
а) Воды земного шара бывают пресными и солеными.
б) Учащиеся бывают успевающими, отстающими и отличниками.
в) Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной.
г) Спортивные состязания бывают мировыми, международными, олимпийскими и другими.
д) Треугольники бывают тупоугольными и прямоугольными.
е) Жиры бывают растительными, животными и твердыми.
ж) Люди бывают высокими и невысокими.