в каком случае должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за нарушение
КС РФ объяснил, когда можно привлекать к уголовной ответственности за халатность
Поводом к проверке конституционности части 1 статьи 293 УК РФ стала жалоба гражданина Романа Величенко. Его брат, будучи государственным регистратором в территориальном органе Росреестра, в 2016 году оформил сделку купли-продажи земли в Калининградской области. Позже выяснилось, что продавцом выступил не собственник, а его полный тезка. Экспертиза оценила ущерб реальному собственнику примерно в 630 тысяч рублей.
В 2018 году чиновник, обвиненный по статье «халатность», умер, и уголовное преследование было прекращено. Роман Величенко как близкий родственник и представитель умершего настаивал на его реабилитации, но не нашел поддержки в судах.
Величенко считает неконституционной упомянутую норму, которая позволяет привлечь должностное лицо к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе в случае, когда деяние не повлекло крупного ущерба, который начинается от 1,5 млн рублей.
Конституционный суд указал, что крупный ущерб является достаточным условием для привлечения к уголовной ответственности за халатность, а причинение вреда лишь праву собственности без крупного ущерба имуществу само по себе для этого не достаточно. Иное понимание оспариваемого законоположения приводило бы к неопределенности в уголовно-правовом регулировании вопреки Конституции РФ, убежден суд.
В то же время причинение материального ущерба в меньшем размере не исключает нарушения по халатности иных прав и законных интересов потерпевшего, помимо экономически значимых, указывает КС. Существенными можно признать и неэкономические ценности, полагает суд, например, эстетическое, фамильное, социально-статусное значение вещей и имущественных прав и прочие обстоятельства.
КС подчеркивает, что в подобном случае привлечение к уголовной ответственности не обусловлено денежной оценкой вреда. Также суд не исключает, что ответственное лицо одним деянием, подпадающим под признаки халатности, причиняет ущерб разным правам. Теперь дело заявителя подлежит пересмотру с учетом разъяснений КС РФ.
Статья 419 ТК РФ. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Комментарий к ст. 419 ТК РФ
1. Одной из основных обязанностей работодателя и работника является соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (см. ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ТК и коммент. к ним). За неисполнение либо ненадлежащее исполнение этой обязанности виновные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности.
Комментируемая статья не содержит конкретных норм, позволяющих привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В статье установлены виды юридической ответственности, для применения которых необходимо руководствоваться иными положениями Кодекса и другими федеральными законами.
Привлечение виновных лиц к материальной ответственности производится в порядке, установленном гл. 38 «Материальная ответственность работодателя перед работником» и гл. 39 «Материальная ответственность работника» ТК, а также иными федеральными законами (см. коммент. к статьям названных глав).
4. Гражданско-правовая ответственность предполагает особые условия ее наступления, а также иные правила определения размеров, подлежащего возмещению вреда. Так, согласно ст. 277 ТК в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется по нормам, содержащимся в гражданском законодательстве (см. коммент. к ч. 2 указанной статьи).
В ГК РФ также установлена ответственность по обязательствам вследствие причинения вреда, в т.ч. в случае возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (ст. 1084).
Действующим законодательством предусмотрено обязательное страхование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью застрахованных (работников) при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях. Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, а также установлена ответственность субъектов страхования: страхователя, страховщика, застрахованного (ст. 19).
Работодатель может быть привлечен к ответственности по нормам гражданского законодательства в случае причинения работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний вреда, не возмещенного в полном объеме произведенными им выплатами по социальному страхованию (см. ст. 184 ТК и коммент. к ней).
5. Лица, допустившие административные правонарушения в сфере труда, подвергаются административной ответственности.
Правом привлекать к административной ответственности наделен широкий круг лиц, указанных в КоАП РФ, в числе которых должностные лица органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 23.12).
В УК РФ предусмотрена ответственность: за нарушение правил охраны труда (ст. 143); необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (ст. 145); невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145.1); нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216), правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217), правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218), правил пожарной безопасности (ст. 219) и др.
Вопросы привлечения к уголовной ответственности руководителей и иных должностных лиц за правонарушения в сфере труда, содержащие признаки преступлений, рассматриваются в комментарии к ст. 362 ТК.
За какие нарушения трудового законодательства работодателя привлекут к уголовной ответственности?
Разберемся, как оплачивать труд работников, чтобы не понести наказание; кто может быть признан виновным в нарушении требований охраны труда и как их соблюсти. А также рассмотрим, как в России привлекают к ответственности за дискриминацию.
Какая ответственность предусмотрена за невыплату заработной платы?
Невыплата заработной платы является одним из самых распространенных преступлений в сфере труда. В связи с таким нарушением в 2017 г. было вынесено 273 обвинительных приговора, а в 2018 г. – 269.
Наличие задолженности по зарплате является основанием для привлечения работодателя к материальной (ст. 236 ТК РФ), административной (ст. 5.27 КоАП РФ) и уголовной ответственности (ст. 145.1 УК РФ).
Привлечение руководителя организации к административной ответственности за невыплату или неполную выплату заработной платы не исключает возможности наложения на него ответственности согласно нормам уголовного закона. Суды указывают, что в связи с наличием по одному и тому же факту невыплаты зарплаты постановления инспектора труда ГИТ и постановления о возбуждении уголовного дела первое подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Накажут ли работодателя, если у него не было возможности перечислить работникам деньги?
Невыплата заработной платы квалифицируется как преступление, только если работодатель допустил это умышленно, из корыстной или иной личной заинтересованности. Правоохранительные органы должны доказать наличие у руководителя организации реальной финансовой возможности для выплаты зарплаты или отсутствие такой возможности вследствие его неправомерных действий. В связи с этим по большинству сообщений о преступлении, предусмотренном ст. 145.1 УК РФ, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если с работником не был оформлен договор, за неоплату его труда привлекут к ответственности?
Пленум ВС РФ в Постановлении от 25 декабря 2018 г. № 46 указал, что для целей привлечения виновного лица к ответственности неважно, заключался ли трудовой договор с работником и был ли он надлежащим образом оформлен. Если человек приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя, трудовые отношения будут установлены в соответствии со ст. 16 ТК РФ.
Если суд признал вину работодателя, работник сможет взыскать с него сумму невыплаченной зарплаты?
Даже если для руководителя организации уголовное дело завершается вынесением обвинительного приговора, работник в дальнейшем не сможет взыскать с него в рамках гражданского судопроизводства сумму невыплаченной заработной платы.
Так, Московский городской суд в Постановлении от 16 апреля 2018 г. по делу № 4у-1713/2018 указал: то, что осужденный являлся директором организации и должен был обеспечивать своевременную и полную выплату заработной платы, не свидетельствует о возникновении его личной гражданско-правовой ответственности перед работниками. Обратное противоречит ст. 56 ГК РФ, предусматривающей ответственность юридического лица, а не директора.
В каком случае работодателя освободят от уголовной ответственности?
Примечание к ст. 145.1 УК РФ предусматривает, что руководитель организации освобождается от уголовной ответственности, если он в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасил задолженность по заработной плате, а также выплатил проценты в порядке, определяемом ТК РФ, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Так, в 2017 г. было прекращено 692 таких уголовных дела, в 2018 г. – 1014, что весьма значительно по отношению к количеству обвинительных приговоров.
За невыплату премии тоже может последовать наказание?
При рассмотрении уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы учитываются положения гл. 21 ТК РФ, а также исследуются коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего распорядка, иные локальные нормативные акты, без которых невозможно установить сроки и размер задолженности.
Работодателям следует помнить: если в трудовом договоре или локальном нормативном акте указано, что премия является гарантированной, и приведены конкретные показатели, при достижении которых работодатель обязан ее выплатить, то невыплата премии будет расцениваться как невыплата заработной платы.
Что нужно знать о выплатах за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздники?
Работодателям следует внимательно отнестись к позиции Конституционного Суда, отраженной в Постановлении от 11 апреля 2019 г. № 17-П: выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, не могут включаться в состав заработной платы, не превышающей МРОТ. В противном случае месячная зарплата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, что несправедливо, считает Конституционный Суд.
Что нужно учесть работодателю, оплачивающему труд работников в районах Крайнего Севера и приравненных местностях?
Повышенную осмотрительность при установлении заработных плат стоит проявлять работодателям, привлекающим людей для работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Конституционный Суд в Постановлении от 7 декабря 2017 г. № 38-П подтвердил, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных местностях не могут включаться в состав МРОТ, так как компенсируют работникам дополнительные материальные и физиологические затраты, а МРОТ гарантирован каждому, кто отработал норму рабочего времени, независимо от региона.
Как определяется виновный в нарушении требований охраны труда?
В ст. 143, 216, 217 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования охраны труда содержатся в федеральных и региональных нормативных правовых актах (например, в стандартах безопасности труда, правилах и типовых инструкциях по охране труда).
Потерпевшими по ст. 143 УК РФ, помимо работников, могут быть признаны лица, приступившие к работе с ведома или по поручению работодателя.
В ходе расследования правоохранительные органы устанавливают, в чьи обязанности входило соблюдение требований по охране труда, какие меры предприняли ответственные лица для исполнения возложенных на них обязанностей и есть ли их вина в совершении преступления.
По общему правилу, руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений несут полную ответственность за соблюдение компанией требований законодательства. Именно они обязаны проводить мероприятия по охране труда. Руководитель организации должен как минимум издать приказ об обязательном проведении таких мероприятий, определить ответственных и контролировать исполнение приказа. В ином случае он может быть привлечен к уголовной ответственности.
Ответственность по ст. 143 УК РФ могут нести представители организации, оказывающей услуги в области охраны труда, и специалисты, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору в соответствии с ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если на них возложены обязанности обеспечивать соблюдение требований охраны труда.
В судебной практике есть случаи привлечения к ответственности по ст. 143 УК РФ линейных руководителей работников. В качестве примера можно привести дело, которое недавно рассматривалось Московским городским судом (Постановление от 1 февраля 2018 г. по делу № 4у-0546/2018). Потерпевший в состоянии алкогольного опьянения выполнял работы по монтажу трубопровода магистральной тепловой сети. Его рабочее место находилось на расстоянии пяти метров от края неогороженного технологического проема, в который он упал и получил телесные повреждения. К уголовной ответственности был привлечен мастер, под руководством которого работал потерпевший. При этом мастер не являлся ответственным за безопасность на объекте и в его обязанности не входил инструктаж работников по технике безопасности. Однако суд пришел к выводу о том, что он должен был провести инструктаж и дать указания о маршрутах движения по территории. Суд переложил ответственность на мастера за то, что потерпевший был допущен к работе в состоянии алкогольного опьянения.
Пленум ВС РФ в Постановлении от 29 ноября 2018 г. № 41 отметил, что подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями. Если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел только вследствие небрежности пострадавшего, суд должен будет решить вопрос о вынесении оправдательного приговора. Если последствия наступили в результате как действий (бездействия) подсудимого, так и небрежности потерпевшего, суду следует учитывать поведение последнего при назначении наказания.
Работодателю нужно помнить о том, что в рамках рассмотрения уголовных дел такой категории наряду с другими доказательствами могут учитываться материалы расследования несчастного случая, проведенного ГИТ и иными должностными лицами (например, акт о несчастном случае на производстве и др.).
В каких случаях грозит ответственность за дискриминацию в сфере труда?
К представителям работодателя могут быть применимы ст. 136 УК РФ – дискриминация, ст. 144.1 и 145 УК РФ – необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста, и беременной женщины либо женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.
Как на практике привлекают к ответственности за дискриминацию?
В Постановлении от 30 июля 2009 г. по делу «Даниленков и другие против Российской Федерации» Европейский Суд указал, что уголовное средство правовой защиты от дискриминации в России имеет принципиальный недостаток, поскольку оно требует доказательства «вне всякого разумного сомнения» прямого умысла на дискриминацию со стороны руководства компании. Неспособность доказать такой умысел ведет к отказу в возбуждении уголовного дела.
Работодатели вряд ли станут обосновывать отказ в приеме на работу, установление разной зарплаты или увольнение принадлежностью работника к профессиональному союзу, определенному полу или национальности. В связи с этим на сегодняшний день нет ни одного случая привлечения работодателя к ответственности за дискриминацию. Тем не менее стоит учитывать, что оценка наличия признаков дискриминации работника производится в каждом деле на основе совокупности доказательств.
За что еще работодателя могут привлечь к уголовной ответственности?
Помимо перечисленных запретов противоправного поведения в Уголовном кодексе установлены и другие, которые могут быть применимы для защиты работников. Например, запрещено понуждать человека к действиям сексуального характера с использованием его материальной или иной зависимости (ст. 133 УК РФ), нарушать неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ), а также тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ).
1 Статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
2 Статьи 19 и 37 Конституции РФ, ст. 2, 3, 64 ТК РФ, ст. 1 Конвенции МОТ от 25 июня 1958 г. № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.
3 Например, апелляционное определение Московского городского суда от 6 сентября 2017 г. по делу № 33-33167/2017, апелляционное определение Свердловского областного суда от 22 ноября 2017 г. по делу № 33-18734/2017.
Вопросы ответственности за действия (бездействие) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти
Законодательством РФ установлены различные обязанности должностных лиц, за надлежащее исполнение которых они несут персональную ответственность. Неисполнение таких обязанностей, выраженное в форме действия или бездействия, влечет для должностных лиц неблагоприятные последствия.
Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц органов государственной (муниципальной) власти подразделяется на 3 вида: дисциплинарную; административную; уголовную.
В частности, согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в ОВД, увольнение со службы.
Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан: наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Кроме того, статья 5.63 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
— нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами РФ, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
— нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Глава 30 УК РФ предусматривает ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Статьей 290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение должностным лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Неквалифицированный состав такого преступления предусматривает наказание в виде штрафа в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
Квалифицированный состав указанного преступления влечет ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.
Кроме того, на основании гл. 30 УК РФ должностные лица несут ответственность за такие преступления, как:
— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
— нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. ст. 285.1, 285.2);
— превышение должностных полномочий (ст. 286);
— служебный подлог (ст. 292) и др.
Правовой отдел МВД по Кабардино-Балкарской Республике
Уголовная ответственность
Должность руководителя государственного или муниципального учреждения налагает на замещающее ее лицо немалую ответственность. В предыдущих номерах журнала мы рассмотрели материальную, дисциплинарную и административную ответственность, а сейчас приведем обзор и проанализируем правовые и иные условия возникновения уголовной ответственности, а также последствия привлечения к ней.
Согласно типовой форме трудового договора с руководителем государственного или муниципального учреждения он может быть привлечен в том числе к уголовной ответственности. Уголовные преступления, наказания за них, порядок привлечения к такой ответственности установлены в УК РФ. Рассмотрим эти нормы более детально.
Нецелевое расходование бюджетных средств
В силу ст. 285.1 УК РФ за данное деяние уголовная ответственность предусматривается, если оно совершено в крупном (более 1,5 млн руб.) или особо крупном размере (более 7,5 млн руб.). Преступление заключается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях либо иным документом-основанием. Диапазон возможных видов наказаний за такое деяние достаточно широк — от штрафа в 100 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. При этом совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере — отягчающие обстоятельства.
Отметим важный момент. В отличие от ст. 15.14 КоАП РФ, в которой тоже идет речь о таком деянии, в приведенной выше формулировке прямо указывается субъект уголовной ответственности — должностное лицо получателя бюджетных средств. В трактовке бюджетного законодательства автономное учреждение не подпадает под определение «получатель бюджетных средств» (в отличие, например, от казенного учреждения (ст. 6 БК РФ)). А статья 8 УК РФ определяет, что основанием для наступления уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления. Поэтому с формальной точки зрения руководитель АУ не может нести уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, а попытки привлечь его к этой ответственности лишены правовых оснований.
Однако если речь идет о нецелевом использовании средств государственных внебюджетных фондов (в частности, автономные учреждения здравоохранения выступают получателями средств ТФОМС), уголовная ответственность здесь может быть применена и к руководителям АУ, поскольку уголовное законодательство в данном случае определяет субъект уголовной ответственности просто как «должностное лицо» (ст. 285.2 УК РФ). Наказание за это предусмотрено то же, что и за нецелевое использование бюджетных средств.
Им считается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). В деятельности автономных учреждений к таким случаям может быть отнесено, например, заключение фиктивных договоров с подрядчиками, оформление на штатные ставки «мертвых душ». Здесь речь идет о мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения, — оно наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (зарплаты либо иного дохода осужденного за период от года до 3 лет), либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев) либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 года либо без такового. При этом отягчающим обстоятельством будет совершение мошенничества в крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 250 тыс. руб.).
А вот если мошенничество совершено организованной группой (согласно п. 3 ст. 35 УК РФ это лица, заранее объединившиеся для совершения одного или нескольких преступлений) или в особо крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 1 млн руб.), наказание строже — лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн руб.
Присвоение или растрата
Сюда относится хищение чужого имущества, вверенного виновному лицу (ст. 160 УК РФ). Данный вид преступления нередко смешивается с мошенничеством. Например, оформление руководителем учреждения трудовых договоров с «мертвыми душами» в уголовной практике квалифицируется и по ст. 159, и по ст. 160 УК РФ. Однако между двумя этими понятиями все же есть разница: при присвоении или растрате преступник связан с собственником имущества не только доверительными, но и правовыми отношениями (например, собственник похищенного имущества — это работодатель преступника).
Если деяние совершено с использованием служебного положения, в составе организованной группы или в особо крупном размере, диапазон наказаний здесь такой же, как и при мошенничестве. Поэтому квалификация преступления как присвоения (растраты) или мошенничества не имеет какой-то практической значимости.
Согласно ст. 201 УК РФ это использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (в нашем случае — руководителем автономного учреждения), своих полномочий вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Примером здесь может служить ситуация, когда руководитель организации подписывает акт сдачи-приемки строительных работ с подрядчиком, который эти работы не выполнял или выполнил их не полностью.
Деяние наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев), либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. При тяжелых последствиях наказание может быть строже — вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет. Правда, понятие «тяжкие последствия» в уголовном законодательстве не раскрывается, оно является оценочным.
Однако в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений в уголовной практике зачастую применяется отдельная статья, касающаяся злоупотребления именно должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). Ее содержание идентично содержанию ст. 201 УК РФ (за исключением нескольких моментов). Злоупотребление должностными полномочиями наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий грозит лишением свободы на срок до 10 лет.
Главная особенность заключается в том, что ст. 285 УК РФ применяется исключительно к должностным лицам, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющим функции представителя власти либо выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждениях и некоторых других органах и организациях. Кроме того, применительно к данной статье Верховный суд хоть и «открытым списком» и тоже оценочно, но расшифровал понятие «тяжкие последствия». Под ними понимаются последствия в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
Превышение должностных полномочий
Это совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 286 УК РФ). При этом если при злоупотреблении полномочиями должностное лицо совершает преступное действие (бездействие) в пределах своей компетенции, превышение полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
Например, преступление может быть квалифицировано подобным образом, если руководитель автономного учреждения единолично совершит крупную сделку по продаже особо ценного движимого имущества учреждения, не получив разрешения от учредителя и не согласовав эту сделку с наблюдательным советом, как того требует федеральное законодательство об автономных учреждениях
Деяние наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий (они понимаются здесь так же, как и в случае злоупотребления должностными полномочиями) повлечет лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
За преступление предусмотрены штраф в размере до 80 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев), либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные (принудительные) работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается строже. Штраф, например, увеличится до 100 тыс. — 500 тыс. руб., срок принудительных работ или лишения свободы — до 4 лет.
Это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера суды понимают предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение от имущественных обязательств (предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества (в частности, автотранспорта) для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Общее покровительство по службе может проявляться в необоснованном назначении подчиненного на более высокую должность (в том числе в нарушение установленного порядка), во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. А к попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения
Пример данного преступления — получение директором муниципального дошкольного образовательного учреждения взятки за устройство ребенка в детсад без очереди. Деяние наказывается штрафом в размере до 1 млн руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет) или в размере 10 — 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере 10 — 20-кратной суммы взятки или без такового.
При получении должностным лицом взятки в значительном размере (более 25 тыс. руб.) наказание ужесточается: срок лишения свободы может быть увеличен до 6 лет, как и суммы штрафов. Если взятка берется за незаконные действия или бездействие (в частности, превышение должностных полномочий), лишить свободы могут на срок от 3 до 7 лет.
При получении взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, вымогательстве или получении взятки в крупном размере (более 150 тыс. руб.) штраф может составить 70 — 90-кратную сумму взятки, а срок лишения свободы возрастет до 7 — 12 лет. Наконец, самое строгое наказание предусмотрено за взятку в особо крупном размере (более 1 млн руб.) — штраф составит 80 — 100-кратную ее сумму, а лишиться свободы можно на 8 — 15 лет.
Согласно ст. 293 УК РФ халатностью считается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к ним, если это повлекло причинение крупного ущерба (более 1,5 млн руб.) или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. В частности, так будут квалифицированы действия руководителя, если при проведении в учреждении строительных работ он не примет необходимых мер для недопущения на место работ посторонних лиц, на строительную площадку попадут дети и получат травмы.
За халатность грозит штраф в размере до 120 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до года), либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо арест на срок до 3 месяцев. При ущербе в особо крупном размере (более 7,5 млн руб.) штраф возрастет до 200 тыс. — 500 тыс. руб. (размера зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до 3 лет), а срок обязательных работ увеличится до 480 часов, исправительных работ — до 2 лет, ареста — до 6 месяцев.
Самое строгое наказание предусмотрено в случае смерти двух или более лиц: принудительные работы на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 7 лет.
Злоупотребления в сфере госзакупок
Уголовная ответственность за нарушения при закупках по Закону N 44-ФЗ появилась в УК РФ в 2018 году. Руководитель автономного учреждения может быть привлечен к такой ответственности, если он является руководителем контрактной службы, членом комиссии по осуществлению закупок (именно в рамках Закона N 44-ФЗ) или лицом, осуществляющим приемку товаров, работ, услуг, и если нарушение совершено им из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб (более 2,25 млн руб.). В силу ст. 200.4 УК РФ за это предусмотрены штраф в размере до 200 тыс. руб. (зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев), либо принудительные работы на срок до 3 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового), либо лишение свободы на срок до 3 лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового).
При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору или причинении особо крупного ущерба (более 9 млн руб.) наказание строже. Штраф составит уже 200 тыс. — 1 млн руб. (размер зарплаты или иного дохода осужденного за период от 6 месяцев до 3 лет), срок принудительных работ увеличится до 5 лет, а срок лишения свободы — до 7 лет.