в каком случае отвал считается потушенным
Охрана труда
В экологически вредных и опасных для здоровья и жизни условиях трудятся машинисты бульдозеров и экскаваторов, электромонтеры, инженеры, дорожные мастера, рабочие, задействованные на тушении терриконов и профилактике их самовозгорания. Загрязненный ядовитыми газами воздух может попадать в шахту. Исследованиями Донецкого института профзаболеваний установлена закономерная связь между выделениями вредных газов и пыли из породных отвалов, поглощаемыми людьми на своих рабочих местах, с заболеваемостью силикозами, пневмокониозами, легочным антракозом, фиброзом и другими профессиональными заболеваниями. Кроме того, при эксплуатации горящих отвалов возможны внезапные сползания горящих пород, их «взрывоподобные» выбросы, проникновение в горные выработки вредных веществ в растворенном в подземных водах состоянии.
Внезапные сползания горящих пород вызываются быстрым и значительным уменьшением угла естественного откоса, которое наступает при проникновении в отвал воды (обычно после ливневых дождей), снижающей коэффициент трения между частицами пород. Сползанию способствуют также обрушения выгоревших полостей, обильное парообразование и микровзрывы газов, образующихся при соприкосновении воды с раскаленными породами. Лавины сползающих пород могут проходить расстояние в 200-300 м, выделяя при этом ядовитые газы и пыль.
Фундаментальные исследования, проведенные в последние годы М.П. Зборщиком и В.В. Осокиным позволили разработать не только новую так называемую пиритную биохимическую теорию самонагревания углисто-глинистых пород[1], но и с позиций этой теории объяснить случаи выбросов отвальных пород и отравления людей в шахте газообразными веществами, выделяющимися из водных растворов, проникающих в горные выработки.
По их мнению выбросы отвальных пород происходят под действием избыточного давления водяного пара, образующегося вследствие интенсивного тепловыделения при взаимодействии в пустотах отвала части проникающей в него влаги с серным ангидридом SO3 или разбавлении ею сернокислотных поровых растворов. Избыточное давление водяного пара из остатка влаги, не вступившей во взаимодействие с SO3 или Н2SO4, может создаться в пустотах отвальной породы при условии, что процесс парообразования в них преобладает над фильтрацией водяного пара в атмосферу.
Выбросы породы из отвала возможно в случае, если сила давления водяного пара превышает действующие на нее силы сопротивления. Очаги горения пирит содержащих горных пород рассматриваются одним из возможных источников образования и поступления вместе с шахтными водами ядовитых веществ (сероводорода, сероуглерод, цианводорода и др.) [2].
Породные отвалы должны размещаться с подветренной стороны жилых зданий, помещений общественного и коммунального назначения, а также стволов (шурфов). Вновь закладываемые отвалы должны иметь плоскую или комбинированную форму. Запрещается размещать породные отвалы на площадях с незатампонированными скважинами, шурфами, на выходах пластов угля при мощности наносов до 5 м, а также на площадках, подработка которых влечет за собой образование провалов на поверхности. Расстояние от породных отвалов до стволов (шурфов) должно быть не менее 200 м.
Для породных отвалов высотой более 10 м, с целью исключения последствий возможного сползания пород, устанавливается механическая защитная зона, в пределах которой, но не ближе 10 м от проектного контура отвалов высотой до 28 м и не ближе 50 м от проектного контура отвалов высотой свыше 28 м допускается размещать только инженерные коммуникации. По контуру зоны устанавливаются знаки, запрещающие вход в зону.
Максимальная высота породных отвалов определяется из условий устойчивости их откосов и несущей способности основания и не должна превышать 100 м.
Закладку новых породных отвалов или строительство лечебно-профилактических, культурно бытовых и жилых зданий в районе действующих отвалов необходимо осуществлять с оставлением санитарно-технической зоны шириной не менее 500 м. Для действующих негорящих породных отвалов санитарная зона устанавливается по согласованию с органами Госгорпромнадзор, Госсанэпиднадзора и местных органов исполнительной власти, но не ближе границ механической защитной зоны.
Основными направлениями предупреждения самовозгорания породных отвалов являются снижение содержания горючих веществ в отвальной массе за счет улучшения технологии выемки угля и его обогащения и уменьшение воздухопроницаемости отвалов путем послойного складирования пород, их уплотнения, заиливания и покрытия (засыпки) поверхности отвалов негорючими материалами.
Для предотвращения распространения горения со смежного горящего отвала на закладываемый или действующий негорящий отвал отсыпается пожарный барьер из негорючих материалов (глины, песка, охлажденной золы котельных установок или полностью перегоревшей породы).
Предупреждения самовозгорания плоских отвалов обеспечивается соблюдением проектных пожаробезопасных параметров при их формировании, к которым относятся толщина отсыпаемого слоя, ширина заходки, степень уплотнения отвальной массы, размеры изолирующего покрытия на откосах и горизонтальной части.
Предупреждение самовозгорания терриконов и хребтовидных отвалов осуществляется зашламовыванием поверхностного слоя отвала породой мелких фракций, смываемой с вершины отвала, или засыпкой его поверхности негорючими материалами, в качестве которых могут использоваться глина (суглинок), песок, инертная пыль и др.
Горящие отвалы подлежат обязательному тушению. Работы по тушению породных отвалов разрешается производить после обследования рабочих мест щупами с целью обнаружения трещин, пустот и т.п. Обнаруженные опасные участки должны быть оконтурены предупредительными знаками. Тушение начинается с орошения водой для охлаждения пород поверхностного слоя на глубину 0,1-0,2 м до температуры ниже 80 °С.
Тушение горящих терриконов и хребтовидных отвалов производится переформированием их в отвалы плоской формы или проиливанием поверхностного слоя пород. Технология тушения переформированием включает в себя смыв пород с их вершины гидромонитором, понижение высоты отвалов перемещением предварительно охлажденных пород под откос, охлаждение остальных пород через верхнюю горизонтальную площадку. Технология тушения проиливанием включает инъектирование воды, глинистой пульпы, раствора (суспензии) антипирогена в поверхностный слой средней и верхней части отвала и изоляцию его нижней части породой мелких классов или грунтом (негорючим материалом).
Отдельные поверхностные очаги горения на отвалах всех форм подавляются засыпкой негорючими материалами или проиливанием, а на отвалах плоской формы ликвидируются еще и выемкой.
При выполнении работ люди должны пользоваться самоспасателями и стоять на железобетонных или металлических листах, чтобы избежать провала в пустоты, образующиеся в теле отвала при горении. Все работающие на отвале при тушении должны иметь спасательные пояса и веревки. Тушение отвала (или его горящего участка) начинают сверху вниз.
Отвал считается потушенным, когда температура пород на глубине до 2,5 м от поверхности не превышает 80 °С и на глубине от 1,0 до 2,5 м не увеличивается до следующей плановой температурной съемки.
При эксплуатации отвалов необходим регулярный контроль за температурой пород в отвалах, который выполняется в соответствии с указанной выше инструкцией.
Разбирать отвалы для использования породы как строительного материала следует по проекту, соласованному с местным органом Госгорпромнадзорра. Горящие отвалы разбирать запрещается. Высота уступов при разборке не должна превышать 4м.
Эксплуатация отвала и его разборка во время ливневых дождей, а также спустя 2-3 дня (когда опасность сползаний особенно велика, потому что вода, смачивая породы, уменьшает предельные углы устойчивости откосов отвалов) производиться не должны. Запрещается также нахождение людей в пределах защитной зоны.
Угол наклона рельсовых путей породных отвалов должен быть не более 30°. Рельсовый путь следует укладывать из железнодорожных рельсов типа Р38 и Р43. Допускается укладка путей без балласта, но на несгораемых шпалах, которые должны быть утоплены в породу на всю высоту. Скорость движения вагонетки по отвалу не должна превышать 3,5 м/с.
Для остановки вагонеток (скипов) в случае обрыва каната или сцепки на расстоянии 5 и 10 м от загрузочного устройства породного бункера и далее через каждые 30 м по всей длине рельсового пути отвала должны находиться ловители вагонеток, а сзади вагонетки к ней должна прикрепляться упорная вилка.
Между машинистом лебедки и местами погрузки и разгрузки породы должна действовать двусторонняя сигнализация и телефонная связь. Лебедка (машина) породного комплекса должна иметь рабочий и аварийный тормоза и концевые выключатели на разгрузочных кривых, в местах погрузки и на индикаторе лебедки (машины).
Запрещается работа людей на отвале, не имеющем сходен с перилами, по которым люди должны ходить по отвалу; езда людей на вагонетке, скипе или в ковше; пребывание на отвале и в здании лебедки лиц, не связанных с обслуживанием отвала; ведение работ по тушению и разборке отвала в ночное время; подача воды в трещины и пустоты выгорания на горящем отвале; работа по тушению или разборке отвала менее чем двух человек.
[1] Более подробно некоторые аспекты биохимической теории самовозгорания рассмотрены далее.
[2] Другие техногенные причины поступления ядовитых веществ в шахту рассмотрены далее.
Профилактика и тушение горящих породных отвалов
Для самовозгорания породного отвала необходимо совмещение трех факторов:
— наличие горючих веществ;
— поступление достаточного количества воздуха для окисления этих веществ;
— аккумуляция тепла окисления, обеспечивающего самовозгорание горючего вещества.
Практика показывает, что технология отвалообразования оказывает определенное влияние на перераспределение горючих веществ на поверхности и в породном отвале, а также на воздухопроницаемость.
Профилактика самовозгорания породных отвалов направлена на нейтрализацию хотя бы одного из выше перечисленных факторов самовозгорания.
В угольной промышленности снижение воздухонепроницаемости породных отвалов достигается несколькими путями, в том числе:
— ликвидацией резких переходов в угловых и краевых его частях (благоприятной является овальная или круглая форма);
— формирование отвалов послойно с укаткой каждого слоя, отсыпкой по периметру слоев грунтовых призм, перекрытием откосов глиной или суглинком с последующей укаткой.
Особое внимание уделяют верхней трети склона и примыкающей к ней полосе шириной 5-7 м, т. к. здесь возникают наибольшие перепады давления под действием ветра. Уменьшение угля откоса с 38 ° до 25 ° снижается влияние ветра в 1,5-2 раза.
Вновь закладываемые породные отвалы формируют плоской формы. Породу укладывают послойно. Плоские отвалы, на которых соблюдается технология складирования, не горят. В целом, распределение способов профилактики самовозгорания породных отвалов в угольной промышленности характеризуется следующими данными:
— заиливанием глинистым раствором – 19 %;
— обработкой антипирогенами – 2 %;
— отсыпкой противопожарного барьера – 5,9 %.
Наибольшее распространение в угольной промышленности как способ тушения конических и хребтовых породных отвалов получило их переформирование в отвалы плоской формы.
Технология тушения отвалов этим способом включает в себя:
— смыв пород с вершины гидромонитором,
— понижение высоты отвалов до заданной отметки путем послойного охлаждения пород и сталкивание их под откос бульдозером;
— охлаждение нижележащих пород через вскрытую горизонтальную площадку.
Отвал считается потушенным после его понижения не менее чем на половину первоначальной высоты и охлаждения верхнего слоя глубиной 2,5 м до температуры 80 °С.
Постановление Госгортехнадзора РФ от 30 мая 2003 г N 46 " Об утверждении " Правил безопасности на предприятиях по обогащению и брикетированию углей (сланцев)"
658. При зачистке напольных складов через разгрузочные проемы ставится в известность оператор склада (углепогрузки), затем включается сигнал, запрещающий подачу угля на склад.
659. Нахождение людей на складах в зоне действия тросов, передвижных кабелей загрузочных конвейеров и разгрузочных проемов в период их работы не допускается.
660. Эксплуатация бульдозеров на укрытых угольных складах производится в соответствии с инструкцией, утвержденной главным инженером организации, разработанной в соответствии с требованиями правил безопасности на объектах по обогащению углей, и типовыми инструкциями по безопасным методам работы и охране труда машиниста бульдозера.
661. При подаче угля в разгрузочные проемы и зачистке складов напольной техникой (бульдозерами, погрузчиками) применяется предупредительная сигнализация.
Эксплуатация породных отвалов
Общие требования
662. При эксплуатации породных отвалов должны соблюдаться требования безопасности при эксплуатации породных отвалов, инструкции по безопасности труда для рабочих, обслуживающих отвалы, правила пожарной безопасности, технической эксплуатации грузовых, подвесных канатных дорог.
Изменяющиеся показатели породных отвалов должны уточняться ежегодно.
664. При обслуживании подвесных канатных дорог на отвалах должны быть установлены телефонная связь и сигнализация между станциями и машинным отделением дороги.
665. Несущие канаты должны осматриваться не реже одного раза в месяц, результаты осмотра фиксируются в специальном журнале осмотра несущих канатов.
667. В местах пересечения с дорогами, а также над промышленными объектами и жилыми постройками канатные дороги должны быть ограждены защитными сетками.
668. Проезд и проход под канатными дорогами разрешен в тех местах, где расстояние от свободно провисающего каната до земли не менее 4,5 м. В противном случае места для прохода людей и животных отгораживают.
669. Работники, обслуживающие терриконы, обязаны следить за исправным состоянием сигнального устройства между местом погрузки и подъемной установкой.
670. Для пропуска породы, застрявшей в бункере загрузочного устройства, работник должен включить аварийный сигнал на опрокидыватель или конвейер, подающий породу в бункер, а затем специальным инструментом расчистить люк.
671. Перед пуском конвейера, вагона-опрокидывателя и других механизмов породного комплекса необходимо подавать предупредительные звуковой и световой сигналы.
672. Перед загрузкой откаточного транспорта следует проверить его на надежность закрепления на раме и исправность прицепного устройства. При сходе транспорта с рельсов или других неполадках должен подаваться сигнал остановки лебедки.
673. Работы по тушению горящего отвала должны выполняться не менее чем двумя работниками. Лица, ведущие работы на горящих отвалах, должны пользоваться противогазами или фильтрующими самоспасателями.
674. Спускаться и подниматься по породному отвалу разрешается только по специально оборудованным сходням с перилами при остановленной лебедке. Наращивание путей, перестановку разгрузочного устройства разрешается производить при выключенном напряжении и заблокированном пускателе лебедки.
675. В случае аварийной остановки вагонетки необходимо нажать кнопку «Стоп» на пульте управления, выяснить причину остановки и принять меры по ее устранению.
676. Перед началом работы скреперной лебедки машинист обязан проверить исправность защитного заземления и ограждающих устройств, механическую и электрическую часть лебедки, надежность ее крепления, исправность инструментов, осмотреть камеру и скреперную дорожку (проходы около лебедки, подходы к ней должны быть свободными и освещенными), произвести смазку деталей и блоков, осмотреть грузовые и хвостовые канаты.
677. Перед пуском скрепера в работу необходимо дать сигнал. Таблицу сигналов следует установить вблизи лебедки на видном месте, а значения сигналов должны быть известны обслуживающим работникам.
678. Во время работы машинист обязан следить за состоянием канатов, правильной укладкой их на барабан, не допускать переворачивания скрепера.
679. Эксплуатация лебедок допускается только при наличии звуковой и световой сигнализации, надежного ограждения барабанов, исправного каната, прочно закрепленного на барабане лебедки, и исправного прицепного устройства на канате. Железнодорожные вагоны прикрепляются к прицепному устройству каната лебедки с помощью автосцепки вагона или специального приспособления. Количество одновременно перемещаемых железнодорожных вагонов должно определяться тяговым усилием лебедки.
После окончания погрузки и выгрузки канат лебедки должен быть отцеплен от вагона.
680. Запрещается обслуживающему персоналу и другим лицам находиться во время работы маневровой лебедки в зоне рабочего каната (между прицепными устройствами и барабаном лебедки). Включение и выключение лебедки разрешается только лицу, ответственному за ее эксплуатацию. После окончания погрузки и выгрузки, а также подхода локомотива канат лебедки должен быть отцеплен от железнодорожного состава. В исключительных случаях может быть предусмотрено включение лебедки в работу с пульта управления погрузочными стрелками оператором при наличии электрической блокировки, исключающей пуск лебедки в работу без разрешения лица, ответственного за ее эксплуатацию.
681. Запрещается находиться на путях породного отвала во время транспортирования груза, спускаться в нижнюю часть загрузочного устройства, складировать неостывшую золу котельных установок, а также легковоспламеняющиеся и горючие материалы, эксплуатировать горящий отвал, подавать воду в трещины и пустоты, работать при недостаточном освещении, а также в периоды ливневых осадков и грозы.
Предупреждение самовозгорания породных отвалов
682. Основными способами предупреждения самовозгорания породных отвалов являются:
а) снижение содержания горючих веществ в отвальной массе за счет улучшения технологии выемки угля и его обогащения;
б) создание плотных воздухонепроницаемых отвалов путем послойного складирования пород, их переслаивания и уплотнения, заливания или засыпки нижних пористых частей отвалов негорючими материалами.
683. Для предотвращения распространения горения со смежного горящего отвала на закладываемый или действующий не горящий отвал на сопряжении отвалов устраивается пожарный барьер.
Пожарный барьер создается проиливанием отвальной массы на сопряжении отвалов глинистой пульпой с отношением Т:Ж = 1:6-1:8 по объему через инъекторы, размещаемые по сетке 1,5г1,5 # м, или траншеи глубиной 1,5-2,5 м. Ширина барьера принимается равной 5 м.
Пожарный барьер может отсыпаться из негорючих материалов, в качестве которых могут использоваться глины, песок, охлажденная зола котельных установок.
684. Предупреждение самовозгорания плоских отвалов независимо от места их расположения осуществляется в соответствии с технологическими схемами формирования плоских породных отвалов с профилактикой самовозгорания. Пожаробезопасные параметры плоских породных отвалов устанавливаются проектом.
685. Предупреждение самовозгорания плоского отвала при комбинированном отвалообразовании, когда плоский отвал формируется с примыканием к негорящему или потушенному террикону, а доставка породы на него осуществляется рельсовым транспортом террикона в сочетании с ее переспуском по решеткам (металлическим листам), достигается применением мер, рекомендованных для плоских отвалов; при этом одновременное выполнение работ на одной из сторон террикона по перепуску породы и ее планированию не допускается.
686. Предупреждение самовозгорания терриконов и хребтовидных отвалов осуществляется периодическим зашламовыванием их нижнего пористого пояса (1/5 высоты) породой мелких классов, смываемой с верхней и средней частей отвалов, или засыпкой этого пояса негорючими материалами.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.4.3. Тушение горящих породных отвалов
687. Тушение горящих породных отвалов в зависимости от характера горения осуществляется в соответствии с технологическими схемами тушения породных отвалов.
688. Отвал считается потушенным, когда температура пород на глубине до 2,5 м от поверхности не превышает 80°С.
Разборка породных отвалов
689. Разборка породных отвалов допускается слоями (ярусами) в нисходящем порядке после прекращения их эксплуатации и производится с помощью бульдозеров, экскаваторов, прицепных тракторных и самоходных скреперных агрегатов и гидромониторов.
Разборка породных отвалов прямым забоем в откос от основания не допускается.
Скреперные установки допускается применять при разборке не горящих, в том числе и потушенных, отвалов при отсутствии спекания их пород и обеспечении эффективного пылеподавления.
Буровзрывные работы для рыхления отвальной массы и дробления негабаритных кусков при разборке отвалов должны производиться по проекту, составленному в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при взрывных работах, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.01 N 3, зарегистрированным Минюстом России 07.06.01 г., регистрационный N 2743.
690. Разборка отвала бульдозерами производится горизонтальными слоями. После понижения отвала до высоты 25-30 м допускается разборка наклонными (до 15°) слоями.
Погрузка породы в транспортные средства осуществляется бульдозерами в сочетании с беззатворными бункерами, эстакадами и с помощью экскаваторов.
Транспортирование породы к месту погрузки или нового складирования допускается осуществлять самоходными и прицепными колесными скреперами.
691. При разборке отвала экскаваторами высота уступов не должна превышать 4 м.
692. При комбинированном способе разборки породных отвалов после послойного понижения высоты до 12-15 м с помощью бульдозеров дальнейшая разборка производится экскаваторами с непосредственной погрузкой породы в транспортные средства.
693. Охлаждение нагретых пород и понижение высоты отвала при его разборке осуществляются в соответствии с технологическими схемами тушения породных отвалов.
Контроль теплового состояния породных отвалов
694. В целях обнаружения возможных очагов самовозгорания и своевременного принятия мер по предупреждению самовозгорания пород производится контроль теплового состояния отвалов (температурная съемка).
Не допускается, чтобы температура пород отдельных участков превышала температуру окружающих пород более чем на 5°С или была выше 45°С.
Результаты замеров температур используются для определения выбросов вредных веществ в соответствии с методическим руководством по выявлению источников загрязнения атмосферы, производству замеров выбросов вредных веществ на объектах угольной промышленности.
696. Перед началом работ по тушению или разборке горящих породных отвалов производятся температурные съемки, при которых замеры температур проводятся на глубине 0,1; 0,5; 1,5 и 2,5 м от поверхности.
697. Работы по тушению и разборке породных отвалов производятся при систематическом контроле температуры пород разбираемого слоя. Температура пород, перемещаемых бульдозером или разбираемых экскаватором, не должна превышать 80°С.
698. Температурные съемки разрешается производить только после обследования поверхности рабочих мест щупами в целях обнаружения трещин, пустот и т.п. Обнаруженные опасные участки должны быть оконтурены предупредительными знаками.
Запрещается проведение температурных съемок на породных отвалах в зоне отсыпки во время работы откатки, а также во время атмосферных осадков и при обледенении откосов.
Определение механической защитной зоны породных отвалов
Граница механической защитной зоны строится для каждого отвала, при этом в области взаимной накладки зон принимают контур зоны, более удаленный от отвала.
701. Механическая защитная зона может быть уменьшена только для негорящих недействующих породных отвалов с углами откосов не более 36° и коэффициентом запаса устойчивости откосов не ниже 1,3 при условии, что после остановки или тушения прошло не менее трех лет. В этом случае ширина механической защитной зоны должна быть не ниже значения, определяемого по формуле:
Углы откосов определяются по продольному и поперечному разрезам отвала.
Для защиты прилегающей к породному отвалу территории от ливневых потоков, стекающих с откосов, и от скатывающихся отдельных кусков отвальной массы по контуру рекомендуемой зоны отсыпается дамба высотой до 2 м. Между дамбой и откосом отвала оборудуется водоотводная канава для стока атмосферных вод.
Решение об уменьшении ширины механической защитной зоны принимается специальной комиссией в составе представителей технической дирекции организации и территориального органа Госгортехнадзора России и оформляется актом.
Погрузочно-разгрузочные работы
702. Железнодорожные вагоны перед погрузкой продуктов обогащения (брикетирования) должны осматриваться снаружи и внутри. Для спуска и подъема людей необходимо использовать переносные лестницы (стремянки).
703. Подача брикетов на погрузку в железнодорожные вагоны должна соответствовать требованиям технологического процесса.
Брикеты перед погрузкой в вагоны должны быть охлаждены до температуры не более 45°С.
704. В местах погрузки должны быть предусмотрены защитные барьеры от кусков, падающих между вагоном и обслуживающим персоналом. Защитный барьер не должен препятствовать работе люкоподъемников, открыванию и закрытию люков при ручной разгрузке.
705. Запрещается во время работы экскаватора пребывание людей (включая и обслуживающий персонал) в радиусе действия ковша.
706. При эксплуатации бульдозеров на объектах (угольных складах, породных отвалах и т.п.) условия безопасной работы должны определяться инструкциями, утвержденными главным инженером (техническим руководителем) организации, разработанными в соответствии с требованиями настоящих Правил, и инструкцией по безопасным методам работы бульдозериста в угольных организациях.
707. Штабеля топлива должны располагаться таким образом, чтобы их подошва была не ближе 2,5 м от головок крайних к штабелям рельсов железнодорожных путей и 1,5 м от бровки автодороги. При необходимости установки между штабелем и железнодорожными путями машин для производства погрузочных и штабелевочных работ расстояние между ними должно быть увеличено с таким расчетом, чтобы машины во всех положениях и при поворотах верхних тележек не приближались к путям ближе чем на 2 м, считая от головки ближнего рельса.
708. Штабелевание и особенно отгрузка топлива из штабеля должны производиться без образования крутых откосов во избежание обрушения или сползания топлива. При кратковременном образовании крутых откосов запрещается приближаться к ним как по верху штабеля, так и снизу. Крутые откосы следует обрушивать бульдозерами или грейферными кранами.
У укрытых откосов штабеля должны быть установлены предупреждающие знаки безопасности.
709. Погрузочно-разгрузочные работы с применением экскаваторов, бульдозеров и автотранспорта проводятся в соответствии с паспортом погрузочно-разгрузочных работ, утвержденным главным инженером организации. При этом должны быть определены места погрузки и разгрузки, требования к дорогам и площадке, подготовительные работы, места и способы прокладки кабелей, освещение рабочего места, порядок работы механизмов и ответственные за проведение работ, должна быть определена сигнализация.
710. Погрузка, разгрузка и транспортирование агрессивных жидкостей и баллонов с газом должны производиться в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
Обслуживание бункеров
711. Для предотвращения смерзания угля нижняя часть бункера должна иметь теплоизоляцию и обогрев. Если климатические условия исключают возможность смерзания углей, то утепление и отопление необязательно.
712. Очистка бункеров от угля должна производиться с помощью механических и пневматических средств. Во время работы работник обязан очищать бункер от угля только сверху, устранять завалы и зависания угля можно с помощью вибраторов, пневматических устройств и другого оборудования.
713. Перед спуском работников в бункер ответственный за безопасность работ обязан измерить концентрацию метана, остановить погрузочно-разгрузочные механизмы, выключить электрический ток, проверить отсутствие напряжения, вывесить плакаты «Не включать! В бункере люди».
714. При очистке бункеров и углеприемных ям необходимо включить сигнал, запрещающий подачу железнодорожных вагонов, предварительно поставив в известность дежурного по станции.
715. До начала работы работники обязаны проверить наличие и исправность инструмента, специальных приспособлений (тросы и предохранительные пояса должны быть испытаны и промаркированы), противогазов, решеток, люков, настилов, лестниц, ограждений. О всех замеченных неполадках необходимо сообщить лицу технического надзора.
716. При спуске в бункер работник должен иметь на себе предохранительный пояс с канатом, закрепленным на прочной опоре.
717. Канат должен находиться в натянутом состоянии. Если уголь завис на одной стенке бункера, то спуск работников на глубину более 1 м от верхнего уровня не допускается, при этом веревка от пояса работающего привязывается со стороны, противоположной зависшему углю.
718. Запрещается снижение уровня угля в бункере ниже 1/3 его высоты, а при футеровке бункера металлом он должен быть загружен полностью. Работы по очистке бункеров и устранению зависания угля должны производиться специально обученными работниками в присутствии лиц технического надзора.
719. Запрещается: привязывать канат к оборудованию, которое может прийти в движение, а также к местам, не предусмотренным планом организации работ; спускаться в бункер в отсутствие второго работающего и лица технического надзора; работать при неисправных осветительных устройствах, спускаться в бункер с огнеопасными материалами, очищать выпускные отверстия снизу; хранить на верхней площадке посторонние предметы.
720. Перед пуском механизмов при загрузке бункеров машинист конвейера обязан проверить:
уровень заполнения силосных башен соответственно требованиям эксплуатации;
исправность электроприводов и пусковой аппаратуры;
исправность ограждений погрузочно-разгрузочных устройств;
исправность переходных мостиков;
состояние и действие сигнализации;
работу на холостом ходу конвейера питателя, исправность приводных и натяжных устройств.
О всех неполадках машинист должен доложить лицу технического надзора.
721. Запрещается во время работы механизмов:
ремонтировать и смазывать приводные натяжные барабаны, ролики конвейера;
становиться на ограждения решеток над проемами бункеров;
перегонять разгрузочную тележку при наличии угля на ленте;
устранять буксование ленты путем подсыпания шлака и песка;
допускать скопление угля и пыли на рабочем месте;
производить работы вблизи движущихся и вращающихся частей механизмов;
загружать бункера, находящиеся в ремонте.
VIII. Фабричный транспорт
Железнодорожный и автомобильный транспорт
722. При эксплуатации железнодорожных путей и автомобильных дорог, принадлежащих организациям, места пересечения с пешеходными дорожками, а также участки, приближенные к зданиям и сооружениям, следует оборудовать необходимыми предупреждающими знаками, запрещающими хождение по железнодорожным путям, ограждениями и сигнальными устройствами в соответствии с требованиями инструкции по сигнализации на железных дорогах и правил эксплуатации автомобильных дорог.
723. В местах пересечения железнодорожных путей с пешеходными дорожками и автомобильными дорогами должны быть оборудованы переходы и переезды.
724. Устройство переездов должно производиться с учетом действующих СНиП. На постоянных железнодорожных путях должны быть оборудованы типовые переезды. Переезды на временных железнодорожных путях должны обеспечивать безопасность движения транспорта и иметь:
б) горизонтальную площадку или уклон до 10%о; перелом профиля устраивается на расстоянии 5 м от крайнего рельса; уклоны дорог на подходах к переезду не должны превышать 50%о;