в каком случае распускается госдума федерального собрания российской федерации
В каком случае распускается госдума федерального собрания российской федерации
Конституция Рoссийской Фeдерации
Глава 5. Федеральное Собрание
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
В Совет Федерации входят:
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.
4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.
7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
В Совет Федерации входят:
в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона.
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий ;
ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации ;
з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации ;
и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;
к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;
л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;
а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;
а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» статьи 83 Конституции Российской Федерации ;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации ;
д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации ;
ж) объявление амнистии;
Часть 1 дополнена новым пунктом «в», буквенные обозначения последующих пунктов изменены в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
История Государственной Думы
Государственная Дума в Российской империи
Образование первого в истории Российской империи представительного законодательного органа стало результатом революции 1905 года. 6 августа 1905 года Император Николай II издал Манифест о создании и порядке формирования одной из палат парламента – Государственной Думы. Второй палатой являлся Государственный совет Российской империи. Дума должна была выполнять исключительно законосовещательную функцию, однако впоследствии 17 октября 1905 года императором был подписан новый Манифест, который утвердил, что «никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».
Таким образом, полномочия Думы существенно расширились, она стала законодательным органом. Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы. В состав Думы вошли землевладельцы, представители промышленной буржуазии, купечества, городской интеллигенции и крестьянства. Общее число избранных депутатов Думы в разное время составляло от 478 до 525 человек.
Первая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 27 апреля – 8 июля 1906 года
Председатель: Муромцев С. А., Конституционно-демократическая партия
Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.
Выборы в Первую Думу проходили согласно закону от декабря 1905 года. Были учреждены шесть курий — землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. Голосование было не всеобщим (не голосовали женщины, молодые люди до 25 лет, военнослужащие, некоторые национальности), не равным (один выборщик в землевладельческой курии был на 2 тысячи избирателей, в городской — на 4 тысячи, в крестьянской — на 30 тысяч, в рабочей — на 90 тысяч) и не прямым.
Первая Дума была ограничена в своих полномочиях. В соответствии со сводом Основных государственных законов, утвержденных Николаем II 23 апреля 1906 года, по вопросам назначения министров, внешней политики страны, введения военного или чрезвычайного положения решения принимал император. Также согласно Своду в перерывах между сессиями Думы император мог издавать новые законы от своего имени.
Главным в работе первой Государственной Думы Российской Империи был земельный вопрос. Также Дума делала активные и безуспешные попытки проведения политических реформ, выступала с инициативами прекращения репрессий против участников революции 1905–1907 гг. Всего же за время работы депутатами был одобрен один законопроект — внесенный правительством закон об ассигновании 15 млн рублей в помощь пострадавшим от неурожая.
Первая Дума была распущена Николаем II, оставшись в истории как «Дума народного гнева».
Вторая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 20 февраля – 3 июня 1907 года
Председатель: Головин Ф. А., Конституционно-демократическая партия
Одним из основных направлений работы Второй Думы стало решение процедурных вопросов. Это объяснялось намерением депутатов расширить компетенции представительного органа.
Основное внимание депутаты Второй Думы обращали на аграрный вопрос, в меньшей степени – на правительственные законопроекты, контрреволюционные репрессии, а также мероприятия по улучшению материального положения социальных низов империи.
Дума была распущена через 102 дня с момента начала полномочий. Поводом для роспуска было обвинение 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Предполагалось, что некоторые члены фракции социал-демократов вошли в сговор с «военной организацией РСДРП», занимавшейся подготовкой восстания в войсках 3 июня 1907 года (т. н. Третьеиюньский переворот).
Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое Положение о выборах.
Третья Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 1 ноября 1907 года – 30 июля 1912 года
Председатели: Хомяков Н. А. (1907—1910, «Союз 17 октября»), Гучков А. И. (1910—1911, «Союз 17 октября»), Родзянко М. В. (1911—1912, «Союз 17 октября»)
Третья Дума стала единственной из четырех Государственных Дум в Российской Империи, которая проработала полный по закону о выборах срок – пять лет.
Выборы прошли в соответствии с новым Положением о выборах в Думу от 3 июня 1907 года. Новый избирательный закон ограничил избирательные права крестьян и рабочих и сократил представительство от национальных окраин.
Депутатами обсуждался широкий спектр вопросов: реформирование армии, крестьянский вопрос, отношение к национальным окраинам и другие. Предложения о законопроекте должны были исходить не менее чем от 30 депутатов. Все законодательные инициативы рассматривались Думой в трех чтениях.
Для работы над законопроектами было создано около 30 комиссий, некоторые, например, бюджетная, состояли из нескольких десятков человек. Выборы членов комиссий проводились на общем собрании Думы по предварительному согласованию кандидатур во фракциях. В состав большинства комиссий входили представители от каждой думской фракции.
Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из Председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища (название должностей закреплено в документах о создании и порядке работы Думы). Совещание выпускало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Широко использовалась система запросов: при необходимости депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству предоставить отчет о своих действиях.
Четвертая Государственная Дума Российской Империи
Срок полномочий: 15 ноября 1912 года – 6 октября 1917 года
Председатель: Родзянко М. В., «Союз 17 октября»
Развитие событий внутри страны и на международной арене определило вектор работы Четвертой Думы. С началом Первой мировой войны, после крупных поражений русской армии на фронте сформировался серьезный внутриполитический конфликт Думы и исполнительной власти. 25 февраля 1917 года император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля того же года. Несмотря на это Дума продолжила собираться на частных совещаниях.
Дума являлась одним из центров оппозиции императору Николаю II. 27 февраля ее членами был образован Временный комитет Государственной Думы, который фактически стал выполнять обязанности верховной власти, сформировав Временное правительство.
После прекращения существования монархии в России полный состав Думы ни разу не собирался, однако регулярные заседания проводил Временный комитет Государственной Думы.
6 октября 1917 года Государственная Дума была распущена Временным правительством по причине подготовки выборов в Учредительное собрание.
Законодательный процесс в 1917–1991 гг.
После Февральской революции 1917 года представительной властью стали Советы. В соответствии с принимаемыми Конституциями РСФСР и СССР, в разные периоды времени законодательные акты рассматривались и принимались ВЦИКом, Всероссийскими и Всесоюзными Советами, Верховным советом РСФСР и СССР, советами народных депутатов СССР.
Избирательная система сначала была многоступенчатой, не все граждане имели право голосовать. Однако в 1936 году Конституцией были введены всеобщие равные прямые выборы. Кроме того, депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности.
На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность Президента Республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В результате, Съезды народных депутатов и Верховный совет РСФСР утратили часть своих полномочий. В последствии указом Президента РСФСР система Советов была ликвидирована.
В 1993 году состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва.
Государственная Дума в современной России
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва
Срок полномочий: 11 января 1994 года — 15 января 1996 года
Председатель: И.П. Рыбкин, Аграрная партия России
12 декабря 1993 года было избрано 444 депутата. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти одномандатных избирательных округах выборы не состоялись, в Чеченской республике выборы не проводились. Восемь из 13 избирательных объединений преодолели пятипроцентный барьер, общее число депутатских мандатов, полученное избирательными объединениями и избирательным блоком4), : «Либерально демократическая партия России» (64 места), «Выбор России» (64), «Коммунистическая партия Российской Федерации» (42), Политическое движение «Женщины России» (23), «Аграрная партия России» (37), «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» (27), «Партия российского единства и согласия» (22), Демократическая партия России (14).
За период своей работы Дума первого созыва приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие. К наиболее социально значимым актам относят такие, как объявление амнистии лицам, находившимся под следствием или содержавшимся под стражей в связи с событиями 19–21 августа 1991 года, 1 мая 1993 года и 21 сентября – 4 октября 1993 года, а также Договор об общественном согласии и другие.
Они были направлены на снижение уровня общественной напряженности и противоречий после событий 1993 года.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва
Срок полномочий: 16 января 1996 года — 17 января 2000 года
Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации
Выборы прошли 17 декабря 1995 года. Пятипроцентный барьер смогли преодолеть четыре избирательных объединения: КПРФ (157 мест), «Наш дом — Россия» (55), ЛДПР (51) и «Яблоко» (45). Выборы состоялись во всех избирательных округах.
Принятые депутатами решения были направлены на увеличение размеров пенсий, пособий, расширение категорий населения, получающих льготы. Принятые законы в сфере экономики были нацелены на усиление роли государства в экономике (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).
Были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.
По причине ряда правительственных кризисов депутаты второго созыва по кандидатуре главы правительства голосовали 10 раз: летом 1996 г., три раза в апреле 1998 г., три раза в сентябре-августе 1998 г., в мае 1999 г. и в августе 1999 г.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва
Период работы: 18 января 2000 года — 28 декабря 2003 года
Председатель: Селезнев Г. Н., Коммунистическая партия Российской Федерации
Выборы состоялись 19 декабря 1999 года. В восьми одномандатных избирательных округах выборы были признаны несостоявшимися. В этих округах повторные выборы в ГД состоялись 26 марта 2000 года. В Чеченском одномандатном избирательном округе №31 выборы состоялись 20 августа 2000 года. Шесть избирательных блоков и объединений преодолели пятипроцентный барьер: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (113 мест), «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»)» (73), «Отечество — вся Россия» (68), «Союз правых сил» (29), «Объединение „Яблоко“ (20) и «Блок Жириновского» (17).
В течение восьми сессий был принят 781 закон, в частности о Центральном банке и страховании ответственности владельцев транспортных средств.
Кроме того, Государственная Дума одобрила закон о страховании вкладов, который закрепил возмещение по банковским вложениям при возникновении страхового случая.
Депутатами был принят закон о государственной символике: теперь государственным флагом стал бело-сине-красный триколор, текстом гимна – стихи Михалкова С. В. на музыку гимна СССР, золотой двуглавый орел в червленом щите стал гербом, а в качестве военно-морского флага начал использоваться Андреевский флаг.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
Период работы: 29 декабря 2003 года — 23 декабря 2007 года
Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»
Выборы состоялись 7 декабря 2003 года. По трем одномандатным избирательным округам выборы были признаны несостоявшимися, так как большинство избирателей по этим округам проголосовали против всех кандидатов. Пятипроцентный барьер сумели преодолеть три политические партии и один избирательный блок: «Единая Россия» (223), КПРФ (52), ЛДПР (36), избирательный блок «Родина» (37).
Одними из основных направлений деятельности Государственной Думы в период работы четвертого созыва остались разграничение полномочий между федеральным и местным уровнями власти, модернизация армии и усиление борьбы с терроризмом.
Помимо этого, депутаты занимались законодательным закреплением развития институтов гражданского общества. На это были нацелены решения о создании Общественной палаты, обновление правовой базы о некоммерческих и саморегулируемых организациях.
На совершенствование процесса государственного строительства были направлены законы об отмене выборов глав регионов и переходе на смешанную систему региональных выборов в России. Решения о введении полностью пропорциональной системы выборов Государственной Думы, установлении семипроцентного барьера (вместо ранее определенного пятипроцентного) для прохождения партий в нижнюю палату были нацелены на повышение эффективности парламента как представительного органа.
В соответствии с принятыми Государственной Думой четвертого созыва изменениями в законодательство размеры базовой части трудовой пенсии и студенческих стипендий были увеличены.
Особое внимание уделялось формированию рынка доступного жилья, для чего был принят пакет документов, включающий новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов РФ. Для оздоровления населения страны и снижения уровня потребления алкоголя был принят новый закон об ограничении рекламы пива.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва
Период работы: 24 декабря 2007 года — 20 декабря 2011 года
Председатель: Грызлов Б. В., «Единая Россия»
По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38.
Одним из основных направлений деятельности Государственной Думы пятого созыва стало законодательное регулирование в сфере экономики, что было определено мировым экономическим кризисом 2008–2010 годов. Потребовалось оперативное принятие ряда законов, направленных на поддержку финансовой системы страны.
В течение пятого созыва были приняты законы об увеличении сроков полномочий Президента Российской Федерации и депутатов ГД до шести и пяти лет соответственно. Изменения коснулись и самой системы выборов: в частности, избирательный залог для политических партий был отменен.
Особое внимание также уделялось социальной сфере. Законы «О полиции» и о социальных гарантиях сотрудникам правоохранительных органов были направлены на повышение служебных окладов. Помимо этого 170 тысячам ветеранов Великой Отечественной войны было выделено жилье. Был повышен минимальный размер оплаты труда.
Депутатами пятого созыва также был принят пакет антикоррупционных законов и изменены размеры штрафов за нарушение Правил дорожного движения.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
Период работы: 21 декабря 2011 года — 4 октября 2016 года
Председатель: Нарышкин С. Е., «Единая Россия»
Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва состоялись 4 декабря 2011года. Впервые Государственная Дума избиралась сроком на пять лет. Согласно итогам выборов в Думу прошли представители от четырех политических партий – «Единой России» (238), Коммунистической партии Российской Федерации (92), «Справедливой России» (64), ЛДПР – Либерально-демократической партии России (56).
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивших интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
К результатам правового регулирования в сфере экономики относится поддержка антикризисных мер Правительства Российской Федерации – Государственная Дума направила 1 триллион рублей на поддержку банков, также было увеличено страховое покрытие вкладов в 2 раза – до 1 миллиона 400 тысяч рублей. Единовременная выплата из материнского капитала была увеличена до 25 тысяч рублей.
Депутатами была одобрена политическая реформа: введение прямых выборов губернаторов, упрощение регистрации партий. Была возращена система выборов также и по одномандатным округам, а дата проведения выборов в Государственную Думу перенесена на сентябрь.
Вследствие усиления напряженности в отношениях с западными странами особое внимание уделялось укреплению межпарламентских связей в рамках Евразийского экономического союза и объединения БРИКС.
В годы работы Государственной Думы шестого созыва была заложена традиция проведения ежегодного Международного парламентского форума.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва
Период работы: 5 октября 2016 года — 12 октября 2021 года
Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва состоялись 18 сентября 2016 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли четыре политические партии: «Единая Россия» (343), Коммунистическая партия Российской Федерации (42), ЛДПР – Либерально-демократическая партия России (39), «Справедливая Россия» (23).
Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали четыре фракции. В Государственной Думе седьмого созыва также работали два депутата, не входящие во фракции.
На пленарном заседании 5 октября 2016 года Председателем Государственной Думы седьмого созыва был избран Вячеслав Володин.
Одним из важнейших этапов в работе депутатов седьмого созыва стало внесение поправок в Конституцию. В окончательном чтении они были приняты 11 марта 2020 года, после чего были вынесены на общероссийское голосование и поддержаны гражданами нашей страны. В последующем Государственной Думой было принято 27 законов в развитие новых норм Конституции.
За период работы созыва увеличилось количество социально значимых законов, которые решают повседневные проблемы людей, касаются вопросов образования, здравоохранения, ЖКХ, взаимодействия граждан с государственными структурами. В среднем количество таких законов составило 21,5 %, в завершающую сессию — 33 %.
Депутаты последовательно занимались поддержкой семьи, материнства и детства. Важным направлением стало решение проблем обманутых дольщиков. Принятые законы позволили исключить финансовые риски для граждан при покупке жилья в строящемся доме. Парламентарии уделяли особое внимание совершенствованию законодательства в сфере здравоохранения, особенно в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Важной задачей седьмого созывы ГД было повышение качества принимаемых инициатив, организовывались широкие парламентские слушания по проблемам обманутых дольщиков, реновации в Москве и др.
Кроме того, были разобраны законодательные завалы, накопившиеся с 1994 года. К концу работы седьмого созыва из них осталось 26 законопроектов — 1,3 % от копившихся более 20 лет законопроектов.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва
Период работы: 12 октября 2021 года — н/в
Председатель: Володин В. В., «Единая Россия»
Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва состоялись 17–19 сентября 2021 года. Депутаты избирались по смешанной избирательной системе: 225 депутатов по федеральному избирательному округу и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам. По результатам подсчета голосов в Государственную Думу прошли пять политических партий: «Единая Россия» (324), КПРФ (57), «Справедливая Россия — За правду» (27), ЛДПР (21), «Новые люди» (13). По одному мандату получили «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста». Самовыдвиженцы получили 5 мандатов.
Представители политических партий, избранные депутатами Государственной Думы, образовали пять фракций.
«В основе нашей работы должна быть повестка развития страны, достижение национальных целей, реализация Посланий Президента Федеральному Собранию», — отметил Вячеслав Володин.
«Необходимо организовать работу, обеспечив возможности для всех пяти фракций участвовать в обсуждении и принятии законов. Об этом неоднократно говорил наш Президент», — также сказал Председатель ГД.
Другой важной задачей он назвал увеличение количества законов прямого действия — это повысит качество законотворчества.
Также Вячеслав Володин заявил, что депутаты должны развивать диалог по всем вопросам повестки с гражданским обществом, регионами, экспертами, профессиональными союзами, деловым сообществом. Кроме того, по его словам, необходимо выработать предложения с целью повышения ответственности депутатов за взятые обязательства, а также ввести отчеты о работе.