в каком случае разрешается самовольная вырубка деревьев и кустарников
В каком случае разрешается самовольная вырубка деревьев и кустарников
УК РФ Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 260 УК РФ
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) лицом с использованием своего служебного положения;
наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 22.07.2008 N 145-ФЗ, от 13.07.2015 N 267-ФЗ)
Прокурор разъясняет
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Межрайонная природоохранная прокуратура
Прокуратура
Липецкой области
Прокуратура Липецкой области
28 августа 2020, 17:14
Природоохранная прокуратура: «Разрешение на вырубку деревьев, растущих на территории, прилегающей к приусадебному земельному участку или произрастающих вблизи забора «
В соответствии с п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены.
В каждом населенном пункте органами местного самоуправления в соответствии с указанной нормой, а также Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» принимается положение, регулирующее порядок выдачи разрешения на производство вырубки деревьев и кустарников в городской черте либо в черте сельского поселения.
За получением разрешения необходимо обратиться в органы местного самоуправления, которые на основании нормативно-правового акта обязаны принять и рассмотреть заявление гражданина либо юридического лица (управляющей компании, обслуживающей придомовую территорию) о производстве рубки зеленых насаждений.
Рубка в отсутствии разрешения запрещена и является уголовно- либо административно наказуемым деянием, за которое в последующем в порядке гражданского судопроизводства необходимо будет возместить ущерб за уничтоженные зеленые насаждения.
Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 УК РФ. Согласно данной статье незаконной рубкой лесных насаждений признается незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесным насаждениям или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере. Вместе с тем при отсутствии признаков уголовного преступления, за незаконную рубку предусмотрена административная ответственность.
Так, согласно ст. 8.28 КоАП РФ гражданин, должностное лицо подлежит привлечению к ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 тыс. рублей (примечание к ст. 260 УК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 260 УК РФ, ст. 8.28 КоАП РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Вырубка деревьев в населенном пункте Версия для печати
В каких случаях разрешается вырубать зелёные насаждения
Вырубка деревьев по разрешению уполномоченного органа осуществляется:
Вырубка деревьев производиться без разрешения:
Как получить разрешение на вырубку зелёного насаждения
Для получения разрешения на вырубку деревьев, необходимо подать заявление через портал электронного правительства www.egov.kz, www.elicense.kz.
Как производится вырубка деревьев в населенном пункте
Для вырубку деревьев на определенные цели, указанные в пункте 2, физическим и юридическим лицам, необходимо подать документы через портал www.egov.kz, www.elicense.kz и получить разрешительный документ от уполномоченного органа (акимат).
При получении разрешения на вырубку деревьев, производится компенсационная посадка. Компенсационная посадка производится за счет средств граждан и юридических лиц, в интересах которых была произведена вырубка. При вырубке деревьев по разрешению уполномоченного органа (акимата) компенсационная посадка восстанавливаемых деревьев производится в десятикратном размере.При пересадке деревьев физическими и юридическими лицами, компенсационная посадка не производится.В случае если пересадка привела к гибели деревьев, устанавливается пятикратный размер компенсации.
В случае гибели высаженных саженцев деревьев, лица, в интересах которых был произведен снос или организация производят повторную посадку зеленых насаждений и обеспечивают дальнейший уход за ними в течение двух лет (период приживаемости саженца дерева), с момента проведения посадки.
В случае аварийного падения деревьев, в результате ветровала и других случаев природного характера, дорожно-транспортных происшествий, уборка упавшего дерева, своевременная санитарная очистка места падения и вывоз древесных остатков на землях общего пользования и на территориях прилегающих к зданиям, сооружениям, многоэтажным жилым домам осуществляется организациями по обслуживаемым участкам.
Какое наказание предусмотрено за незаконную вырубку зелёных насаждений
За нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений и незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников предусмотрена административная ответственность, в соответствии со статьями 381-1 и 386 Кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях».
Административная ответственность
За незаконную порубку, уничтожение или повреждение деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд и запрещенных к порубке, с причинением ущерба до 100 месячных расчетных показателей, влекут штраф:
За нарушение устанавливаемых местными представительными органами областей, городов республиканского значения и столицы правил содержания и защиты зеленых насаждений, влекут штраф:
Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
Комментарии к ст. 8.28 КОАП РФ
Отметим, что Правительством РФ принято Постановление от 18 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, образующие защитные лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов и озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках; деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.
3. Объективная сторона основных составов правонарушений, предусмотренных данной статьей, выражается в активных действиях, в ряде случаев содержится указание на средства совершения правонарушения как обязательный признак.
Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.
6. Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.
8. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ значительно усилена административная ответственность за совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см. ст. 260 УК РФ). Установлена подлежащая обязательному применению дополнительная мера административного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.
По сравнению с санкциями ч. 1 данной статьи в ч. 2 значительно увеличены размеры административных штрафов.
Актуальные разъяснения об ответственности за повреждение и рубку лесных насаждений
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.10.2017 № 41 (далее – Пленум ВС РФ) уточнены критерии разграничения уголовной и административной ответственности за рубку лесных насаждений.
Статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена уголовная ответственность за незаконную рубку и уничтожение, повреждение лесных насаждений. Статьей 8.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
В соответствии с позицией Верховного суда РФ при разграничении преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям статьи 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных пунктами «а» и «в» части 2 статьи 260 УК РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ.
Разъяснено, что при установлении размера причиненного ущерба необходимо исходить из примечания к статье 260 УК РФ, при этом при совершении незаконной рубки лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общего ущерба, причиненного всеми участниками преступной группы.
Пленумом ВС РФ уточнены критерии разграничения уголовной и административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.
Так, если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на расположенных вне лесопарковых зеленых поясов земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по части 2 статьи 8.32 КоАП РФ. Указанные действия (бездействия) в случае их совершения в лесопарковых зеленых поясах подлежат квалификации по части 2.1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный статьей 261 УК РФ, и подлежит квалификации по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ.