в каком случае служба в армии входит в льготный стаж 42 года
О включении службы в армии в льготный стаж
Учитывая, что существует много споров по вопросу включения службы в армии в советское время в льготный стаж, возникла необходимость в разъяснении данного вопроса.
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 30 федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 названного закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Тем самым законодатель прямо предусмотрел возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При этом в соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Положения постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 в части исчисления стажа на соответствующих видах работ законодательно были закреплены частями 3 и 4 статьи 30 федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года.
Следовательно, с 01.01.2015 стаж на соответствующих видах работ, исчисленный с учетом норм ранее действовавшего законодательства (независимо от того, выработан он полностью или частично), учитывается при определении права на досрочную страховую пенсию по старости и соответственно не ранее чем с 01.01.2015 оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, а также валоризация указанного расчетного пенсионного капитала может быть осуществлена с учетом стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 01.01.1992, который исчислен по нормам «союзного» законодательства, и с учетом стажа на соответствующих видах работ, имевших место с 01.01.1992 по 01.01.2002, который исчислен по нормам закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Так, в период действия закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» к периодам работы, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета министров СССР от 22.08.1956 № 1173, на основании пунктов 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590, приравнивались периоды иной работы и деятельности (военной службы, работы на выборной должности, обучения) при соблюдении определенных условий и ограничений.
Данная позиция согласована с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и опубликована в рубрике «Правоприменительная практика» журнала «Пенсия» № 5 за 2015 год.
А теперь давайте посмотрим на пример такого учета службы в армии.
Подручные вальцовщика стана горячего проката труб предусмотрены в подразделе 4 раздела III «Металлургическое производство (черные металлы)» Списка №1 (1991).
Для учета периодов выполнения подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, имевших место до 01.01.1992, может применяться Список №1 (1956) с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения от 03.08.1972 №590 (далее – Положение №590). В этом случае Список №1 (1991) для учета периодов работы, имевших место до 01.01.1992, не применяется.
Согласно пункту 109 Положения №590, период службы в Вооруженных силах СССР приравнивается к работе по Списку №1 (1956 года), которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Списку №1 (1956 года), учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Согласно трудовой книжке, гр. К. работал подручным вальцовщика стана горячего проката труб в трубопрокатном цехе №2 на Таганрогском металлургическом заводе с 25.06.1984 по 11.09.1990. Данному периоду предшествовала служба в Советской армии с 05.07.1982 по 10.05.1984., на включение которой в СТС и претендует заявитель.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1984 №381/23-157, выпуск 7, раздел «Трубное производство» предусмотрены подручные вальцовщика стана горячего проката труб, характер работы включает ведение технологического процесса откатки оправок и заготовок на обкатных станах; калибровки труб на калибровочных станах продольной прокатки; прошивки слитков и заготовок на прошивных станах и др. При этом наименование профессии «подручный вальцовщика стана горячего проката труб» осталось таким же, как и в разделе «Трубное производство» ЕТКС издания 1970 и 1975 годов.
Т.е. работодатель обоснованно внес в трудовую книжку заявителя наименование профессии «подручный вальцовщика стана горячего проката труб».
Постановлением Минтруда России от 01.04.2003 №15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списками №1 и 2, утвержденными в 1991 году, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, предусмотренные Списками №1 и 2, утвержденными в 1956 году, и которые при пересмотре соответствующих выпусков ЕТКС были унифицированы в профессии, включенные в Списки №1 и 2, утвержденные в 1991 году. Вместе с тем, для установления тождества профессии «подручный вальцовщика горячего проката» (1956) профессии «подручный вальцовщика стана горячего проката труб» (1991) данное постановление не применимо, так как оно предоставляет возможность засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы до 01.01.1992 только в качестве рабочих по профессиям, имевших ранее иные наименования. Заявитель осуществлял трудовую деятельность в период с 25.06.1984 по 11.09.1990 в профессии, предусмотренной Списком №1 (1991), в это время профессия, предусмотренная Списком № 1 (1956), уже отсутствовала в ЕТКС.
Таким образом, период работы гр.К. в качестве подручного вальцовщика стана горячего проката труб с 25.06.1984 по 11.09.1990 может быть включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №1 (1991 года) (3 раздел, 4 подраздел, позиция 1030400 а-16748).
Соответственно приравнивать к стажу на соответствующих видах работ службу в Советской армии с 03.05.1984 по 18.06.1986 оснований не имеется.
Только если работы в льготных условиях были бы предусмотрены нормами Списков от 1956 года, то тогда армия могла бы учитываться в льготный стаж.
Теперь другой пример: когда помимо службы в армии имеется еще период учебы
В соответствии с пунктом 109 Положения от 03.08.1972 № 590, приравнивание периода службы в Вооруженных силах СССР к работе по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, осуществляется, если указанная работа предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом приравниваемая служба учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Кроме этого, с учетом пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 и практики применения пенсионного законодательства Союза ССР указанный порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой в Советской Армии имела место учеба, в том числе и предусмотренная подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 (Комментарий к Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, М., «Юрид. лит.», 1977 – пункт 109, параграф 11, пункт 1; Обзорная информация применения Списков № 1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, выпуск 3 (I). – Центральное отраслевое бюро научно-технической информации и пропаганды Министерства социального обеспечения РСФСР, Москва, 1983 г.).
Подпунктами «з» и «и» пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 предусмотрено профессионально-техническое обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, перечисленных в подпункте «з», и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, партийных школах, школах профдвижения, пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Обучение работников безопасности труда непосредственно на предприятиях проводится при подготовке новых рабочих, повышении квалификации и проведении инструктажей, которые по характеру и времени проведения подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и текущий (целевой) (ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», ранее – ГОСТ 12.0.004-79 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения»).
При этом для работников отдельных отраслей, занятых на работах, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, вместо вводного инструктажа проводится обучение по программам, утвержденным министерствами (ведомствами). Порядок проведения такого обучения, в т.ч. его продолжительность, устанавливается соответствующими отраслевыми актами.
Так, Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах, утвержденными Минуглепромом СССР 14.12.1972 и Госгортехнадзором СССР 26.12.1972, согласованными с Госстроем СССР 27.09.1972 и с ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности 15.11.1972, предусмотрено, что все рабочие, поступающие на шахту, а также переводимые на работу по другой профессии, должны быть предварительно обучены технике безопасности и промышленной санитарии по утвержденным Минуглепромом СССР и согласованным с Госгортехнадзором СССР программам при учебных пунктах шахт с отрывом от производства и обязательной сдачей экзаменов. Продолжительность такого обучения устанавливается: для рабочих, поступающих на подземные работы, ранее не работавших на шахтах, – 10 дней, ранее работавших на шахтах – 5 дней и переводимых на работу по другой профессии – 2 дня; для рабочих поверхности, ранее не работавших на шахтах, – 3 дня, ранее работавших на шахтах – 1 день).
В связи с изложенным, а также учитывая основной принцип приравнивания периода военной службы к соответствующей работе, предусмотренный Положением от 03.08.1972 № 590, наличие между периодом военной службы и следовавшей за ним работой по Спискам № 1 и № 2, утвержденным в 1956 году, периода обучения по безопасности труда не должно препятствовать приравниванию периода военной службы к указанной работе (письмо Департамента в адрес Отделения ПФР по Кировской области от 20.05.2015 № 25-24/6423).
Входит ли срочная служба в армии в льготный трудовой стаж 42 года
С 2019 года мужчинам со стажем более 42 лет можно уходить на пенсию на два года раньше предусмотренного для их года рождения пенсионного возраста. Однако в льготные 42 года включат не все периоды, которые обычно засчитывают в страховой стаж. В частности, в него не входит срочная служба в армии, хотя по Конституции это долг и обязанность каждого мужчины.
Нужно отметить, что по действующему сейчас законодательству этот период не включается только в льготный стаж, дающий мужчине право на 2 года раньше уйти на пенсию. Но в общий страховой стаж этот период по-прежнему включается и за него начисляются пенсионные баллы, влияющие на размер будущей пенсии.
Какие периоды учитываются в стаже для досрочного выхода на пенсию
Если у мужчины имеется 42 и более лет стажа, он может оформить пенсию на два года раньше положенного срока, но не раньше, чем в 60 лет. При этом еще нужно учитывать график, согласно которому в период с 2019 по 2022 г. постепенно для мужчин увеличивается пенсионный возраст.
Подсчет льготного стажа производится с учетом ограничения, предусмотренного в части 9 ст. 13 закона № 400-ФЗ. Согласно этой норме, в 42-летний стаж включают продолжительность:
Все иные периоды, которые обычно входят в страховой стаж, не учитываются при определении права мужчины на льготу. Это касается продолжительности:
Таким образом, льгота полагается только тем мужчинам, кто непосредственно проработал 42 года и более, без учета различных социально-значимых периодов.
Почему служба в армии не входит в льготный стаж 42 года
Еще в 2018 г., когда была предложено снизить на 2 года пенсионный возраст для мужчин, предполагалось предоставлять такое право именно гражданам с длительным трудовым стажем. Под льготу должны попадать граждане, значительно перевыполнившие требования к стажу для назначения страховой пенсии по старости. При этом изначально не предполагалось учитывать различные нестраховые периоды, в течение которых в ПФР не перечисляются страховые взносы. И именно в таком содержании был принят закон, утверждающий такое льготное основание.
В 2020 году во время встречи с членами комитета по социальной политике Совета Федерации стала известна позиция Минтруда по этому вопросу. Министр труда и соцзащиты Антон Котяков сообщил сенаторам, что включать период службы в армии в льготный 42-летний стаж для мужчин не планируют. Он пояснил, что такая же позиция у Минтруда и по поводу других нестраховых периодов, исключаемых из стажа для досрочной пенсии — отпуска по уходу за детьми, периодов получения пособия по безработице и так далее.
Законопроект о включении службы в СА в стаж 42 года
Еще в 2019 г. группа депутатов Госдумы разработала и внесла на рассмотрение проект закона № 725662-7, предполагающий включение срока службы в армии в льготный стаж для мужчин. В пояснительной записке к законопроекту парламентарии отметили, что этот период связан с исполнением конституционного долго мужчин по защите Отечества. Его исключение ставит в неравное положение защитников Родины и тех, кто уклонился от службы по призыву.
Депутаты предложили в целях устранения сложившейся несправедливости пересмотреть нормы законодательства и включить службу в армии в 42 года стажа, дающие право мужчине уйти на пенсию на 2 года раньше срока. Эти изменения предложили ввести с 1 января 2020 года.
Однако предложенную инициативу не поддержал Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранам, а также Счетная палата, Правительство и Комитет Совета Федерации по соц. политике. Среди недостатков законопроекта отмечалось следующее:
Законопроект долгое время находился в очереди на рассмотрение в первом чтении, и вот 1 июня 2021 года его отклонили из-за отсутствия кворума. «За» проголосовали только 94 депутата, а остальные просто не приняли участия в голосовании.
Будет ли включена служба в армии в льготный стаж 42 года в 2021 году?
Звучало довольно много убедительных аргументов в пользу того, что в 2021 году порядок учета льготного стажа будет скорректирован и в него начнут включать срок службы в армии. В частности, 2 марта 2021 года зампред комитета Совета Федерации по соцполитике Елена Бибикова рассказала, что СФ обсуждает с Минтрудом возможность включения службы по призыву в стаж для назначения пенсии на льготных условиях (в 42-летний стаж для мужчин).
«Это нестраховой период, но, учитывая то, что служба в армии является конституционной обязанностью, у человека в отличие от других нестраховых периодов нет права выбора. В итоге тот человек, который не служил, оказывается в более выгодных условиях в пенсионном отношении, чем тот, который служил».
Елена Бибикова, зампред комитета СФ по соцполитике
По словам Бибиковой, для реализации такой инициативы потребуется 2 млрд рублей ежегодно. И вот 12 августа депутаты и сенаторы от Единой России подготовили и внесли на рассмотрение такой законопроект. Его чтение пройдет осенью 2021 года, а в случае одобрения законопроекта изменения вступят в силу с 1 января 2022 года.
И все-таки служба в армии войдет в стаж 42 года или нет?
Впервые я написал публикацию по вопросу включения службы в армии в стаж 42 года, дающий право на досрочную пенсию, еще в марте 2019 года («Новый пенсионный закон. »).
С этого времени прошло два с половиной года. И что в итоге?
На неоднократные обращения в Госдуму председатель комитета по труду Нилов Я.Н. в июне 2019 года о сообщил, что депутатами Госдумы членами фракции «ЛДПР» Лебедевым, Шейкиным, Пайкиным и Ниловым в Госдуму внесен проект федерального закона 725662-7 «О внесении изменения в статью 13 федерального закона «О страховых пенсиях»», которым предлагается включать в стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, на 24 месяца ранее общеустановленного возраста выхода на пенсию, период прохождения военной службы по призыву («Законопроект о вхождении службы в армии в 42-летний стаж внесен в Госдуму. Что дальше?»).
Казалось, что дальше всех нас ждет принятие данного законопроекта, ведь все понимали, что действительно люди были не на отдыхе, а выполняли свой гражданский долг, и были все основания для одобрения данного законопроекта.
Но увы. На деле все оказалось иначе.
Правительство дало отрицательное заключение по данному законопроекту. Не буду вас больше утомлять экскурсом в историю данного вопроса, но скажу, что за два года нахождения данного законопроекта 725662-7 в Госдуме состоялось только предварительное заседание Совета Госдумы по законопроекту – и на этом все.
На наши дальнейшие обращения Нилов отвечал, что в силу сложившейся ситуации с пандемией законопроект будет рассмотрен позже.
Кто на новенького? Ждали подходящего момента.
И вот в августе этого года в новостных лентах прошла информация о том, что законопроект 725662-7 о включении армии в стаж 42 года для досрочного выхода на пенсию 1 июня при первом чтении был отклонен и что представители «ЕР» внесли ровно такой же законопроект, но под №1228722-7 и именно по вопросу включения службы в армии в стаж 42 года.
И нигде в СМИ нет ни слова, что еще в 2019 году представителями ЛДПР был внесен такой же законопроект. То есть два года законопроект пролежал в Думе и ушел в архив. А теперь «единороссы» хотят заработать себе очки на проблеме людей. А где они были два года? Господа «единороссы» ждали подходящего момента. И вот накануне выборов этот момент наступил.
Рейтинг у правящей партии сильно упал, и они начали его накручивать за чужой счет.
Быстренько отклоняют законопроект, внесенный представителями ЛДПР еще в 2019 года, о чем я сказал вначале, и вносят уже свой законопроект под другим номером, показывая всем, как они «заботятся» о проблеме пенсионеров.
Здесь же, на съезде, единороссы обговаривают выплаты пенсионерам и силовикам.
Цыплят по осени считают.
Казалось, ну и пусть они сами разбираются со своим рейтингом, а людям неважно, кем внесен законопроект, главное, чтобы этот законопроект был принят.
Но если бы было все так.. Законопроект, внесенный ЕР, не будет рассмотрен до выборов, это мне подтвердил и депутат Нилов Я.Н, от которого я получил ответ в августе на свое обращение по отклонению нашего законопроекта. Да теперь, уже за неделю до выборов, и так понятно, что это был предвыборный ход ЕР и нет никакой уверенности в том, что и после выборов законопроект, внесенный в Думу взамен предыдущего законопроекта, будет рассмотрен и тем более принят.
Безусловно, СМИ растиражировали законопроект, внесенный ЕР о включения службы в армии в стаж 42 года, для выхода на пенсию как состоявшийся факт в угоду правящей партии для поднятия ее рейтинга. А после выборов ЕР спокойно могут забыть об этом законопроекте, сославшись на отрицательное заключение Правительства.
И на этом вопрос о включении службы в армии в стаж 42 года будет закрыт Это мое мнение по данному вопросу. И в данном случае будет хорошо, если я ошибаюсь!
Служба в армии. Обзор юридических тонкостей учета
Длительное время в трудовом праве под термином «трудовой стаж» понимался непосредственно срок работы, т.е. сколько лет фактически отработал гражданин.
Но не всегда в период трудового стажа работодатели перечисляют за своих сотрудников предусмотренные законодательством страховые взносы, благодаря которым формируется страховой стаж (если гражданин является индивидуальным предпринимателем, то взносы должен платить сам за себя).
Еще один вид стажа – льготный спецстаж. Он формируется при выполнении трудовых обязанностей во вредных и тяжелых условиях. При наличии льготного стажа у физлица появляется возможность уйти на пенсию досрочно.
Понятие «общий трудовой стаж» в трудовой практике применимо только для периода до 2002 года. После 2002 года такой термин не используется.
Учитывать ли армейскую службу в период трудовой деятельности
Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что в Вооруженных силах РФ существует два варианта укомплектования:
Если речь о призывниках – им срок службы в полном объеме учитывается в трудовой стаж. Что касается службы по контракту – здесь можно заработать военную пенсию, которая назначается при наличии выслуги лет. Поэтому для контрактников общий трудовой стаж особой важности не имеет. Если же выслуги лет не хватит для выхода на военную пенсию, можно рассчитывать на страховую по старости.
Справка! Минимальный срок работы для назначения страховой пенсии по старости составляет в 2021 году 12 лет.
Что касается службы по контракту, то в данном случае учет стажа ведется как 1:1.
Т.е. каждый день службы приравнивается к одному полноценному рабочему дню. А рабочая неделя у военнослужащих не должна быть больше установленной трудовым законодательством.
Как рассчитать стаж при службе в армии
Основной принцип расчета – один день службы учитывается как один день работы, т.е. исчисляется стандартно, в календарных днях. Однако служащим на флоте один день службы засчитывается как два рабочих дня.
Если говорить о начислении пенсионных коэффициентов за период срочной службы, то за каждый день начисляется 1,8 балла.
К сведению! При назначении пенсии сотрудники Пенсионного фонда могут запросить дополнительные документы для учета армейской службы в общий трудовой стаж – военный билет, справка из комиссариата и/или из воинской части. Также могут проверить трудовую книжку на наличие записи о прохождении службы.
Пример
Гражданин отслужил по контракту чуть меньше трех лет, затем уволился и начал работать на «гражданке». Срок его работы в силовой структуре будет приравнен к стандартной трудовой деятельности, поскольку военную пенсию таким сроком службы он не заработал. К его основному трудовому стажу добавится 3 года воинской службы.
Назначение военной пенсии
Отличительные особенности военной пенсии:
Расчет суммы военной пенсии
При учете воинской службы есть много нюансов и все они имеют индивидуальный характер. Чтобы точно посчитать полагающуюся к выплате сумму, лучше обратиться в пенсионный орган той силовой структуры, в которой вы служили.
Однако основные принципы расчета едины для всех и установлены законодательством:
В тех ситуациях, когда выслуга 12, 5 лет и общий стаж 25, алгоритм расчета такой же, разница лишь в том, что за каждый последующий год добавляется не 3%, а 1%.
Страховой стаж
Для призывников период воинской службы учитывается в страховом стаже в том случае, если до призыва или после гражданин был официально трудоустроен с перечислением обязательных страховых взносов.
Пенсионеры, которые уже получают военную пенсию и планируют оформить еще и гражданскую, должны иметь в виду: срок армейской службы, который был уже учтен при расчете выслуги лет, в страховой стаж учитываться не будет.