в каком случае священник может нарушить тайну исповеди
Тайна исповеди
Та́йна и́споведи – канонический принцип, согласно которому, священники и епископы не вправе разглашать открытое им исповедовавшимися перед ними лицами.
Тайна исповеди охраняется не только церковными канонами, но и являются в России самостоятельным видом охраняемых законом тайн.
В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.: «Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди».
Уголовно-процессуальный кодекс РФ: пункт 4 ч. 3 ст. 56: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди».
Гражданско-процессуальный кодекс РФ: пункт 3 ч. 3 ст. 69: «Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 3) священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, — об обстоятельствах, которые стали им известны из исповеди».
120‑е правило Номоканона при Большом Требнике строго запрещает духовнику нарушать тайну исповеди: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении, и каждый день должен класть сто поклонов.
В книге «О должностях пресвитеров приходских» (§ 109) имеется предписание, запрещающее священнику открывать кому-либо исповеданные грехи даже в общих словах.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (IX.2) сказано, что «даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди или иную охраняемую законом тайну (например, тайну усыновления). В своем душепопечении о заблудших и осужденных пастыри, через покаяние узнав сокрытое от следствия и правосудия, руководствуются тайной исповеди». Если же священник узнал о готовящемся преступлении, он должен попытаться переубедить человека не совершать его. Это касается, прежде всего, убийств, террористических актов и преступных приказов во время войны. В этом случае священник, не раскрывая личности человека и других обстоятельств, способных открыть ее, может предупредить тех, кому угрожает опасность. В трудных случаях священник должен обратиться к епархиальному архиерею за советом.
В «Напоминании священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» о хранении тайны исповеди сказано следующее: «Священник обязан естественными и положительными, Божественными и человеческими законами хранить в ненарушимой тайне то, что он знает из исповеди кающихся. Совесть их есть неприкосновенная святыня и тайна, которую только Бог видит и судит. Ни для какой цели, никому, кто бы он ни был, не должно открывать тайну исповеди, хотя бы за сохранение сей тайны даже угрожали лишением жизни. Духовник не освобождается от обязанности хранить тайну исповеди своего духовного сына даже по смерти его. Священник во время исповеди занимает место самого Бога. Но как Бог никому не открывает исповеди, так и он должен хранить тайну исповеди. Нигде не видим, чтобы Бог, слыша исповедь, объявлял оную всенародно». Кроме того, священник должен молчать обо всех известных ему обстоятельствах совершения исповеданных грехов, «о соучастниках во грехах, об епитимии, положенной им на кающихся, о недостатках естественных, какие открываются на исповеди, например о незаконности рождения, о тайной болезни, о всех искушениях и недоумениях кающегося, о добродетелях, какие обнаружились бы чрез раскрытие жизни и совести при исповеди во грехах. Вообще не должно открывать ничего такого, что может сделать для кающихся исповедь неприятною или ненавистною».
По словам священника Т. Тихомирова, «священник не может сообщать сведений следствию об умерших от побоев и отравы, о которых он узнал на исповеди; не может открыть преступника, сознавшегося в преступлении, хотя бы этим мог раскрыть дело или спасти невинного, несправедливо обвиняемого в том же преступлении; не может требовать гражданским путем похищенные у него вещи, хотя бы на исповеди узнал, кто украл у него эту вещь и у кого она находится; не может открыть родителям о проступках их детей, хотя бы знал, что открытие это могло бы принести пользу для тех или других и т.п.».
Косвенным нарушением тайны исповеди может считаться громкая беседа во время исповеди, знаки отвращения и ужаса со стороны духовника, а также иные слова и действия, которые каким-либо образом выдают или хотя бы дают основание подозревать исповедующегося в тяжком грехе. Вне исповеди духовник не может говорить с исповедовавшимся о том, что касается его исповеди, без ясного позволения последнего. Слышанное на исповеди должно быть предано вечному забвению, как уже не существующее.
В случае если во время совершения исповеди рядом находились другие люди, которые слышали ее содержание или, если человек выступал посредником между духовником и кающимся (например, переводчик), то они также не имеют право разглашать то, что они узнали кому бы то ни было еще.
В некоторой степени, косвенно, тайна исповеди касается не только священника, но и исповедующегося. Не принято рассказывать окружающим о епитимиях и рекомендациях данных священником, дабы не ввести кого-либо в соблазн. Священник назначает духовные лекарства исходя из внутреннего состояния кающегося, поэтому для исцеления одного и того же греха к разным людям могут применяться разные средства.
Может ли священник как-то употреблять с пользой сведения, полученные им на исповеди?
В каких случаях священник может нарушить тайну исповеди
Исповедью называется признание человеком совершенных им грехов. Ниточкой, соединяющей Бога и верующего, выступает священнослужитель, который и принимает покаяние. Главное условие Таинства, то, что священник или монах не станет распространяться о сказанных ему грехах, даже если по уголовному кодексу они являются преступлением. Он может только направить человека на путь исправления.
До начала правления на Руси Петра I церковь соблюдала тайну исповеди. После выхода Духовного Регламента в 1721 году, основной для которого стал протестантский взгляд на верховенство светской власти в духовной жизни, священнослужителей привлеки для полицейского надзора над народом. Согласно документу авторства Феофана Прокоповича священнослужитель обязан донести на человека, если он совершал или намеревается совершить государственную измену, поднять бунт, покусится на жизнь Государя или его семьи.
Под разглашение также попало желание «грешника» ввести народ в заблуждение через потасовку фактов или разглашение о ложном чуде. Не смотря на приказ Петра I практика доносов среди священников не прижилась.
В современной России право конфиденциальности исповеди гарантируется Федеральными законами, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексом. Тайна исповеди зачищена законом, а священники не подлежат допросу и не могут привлекаться к ответственности за отказ давать показания на исповедующегося человека.
В 9 разделе социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди». Однако есть исключение. «Священник может нарушить правило, если кающийся поделился информацией о преступлении против человечества путём совершения террористического акта или исполнения преступного приказа в ходе военных действий».
Священнослужитель должен попытаться повлиять на человека. Если его попытка не увенчается успехом, то заботясь о сохранении тайны имени исповедующегося, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность. В особенно сложных ситуациях следует обратиться за помощью к архиерею епархии.
После большого количества скандалов связанных с педофилией в 2010 году католическая церковь опубликовала епископскую директиву. Согласно документу священнослужитель может обратиться в полицию, если грешник исповедался в совершении сексуального насилия над ребенком. Однако делать это можно только с разрешения жертвы или ее представителя.
Тайна исповеди: в каких случаях она может быть нарушена
Исповедью называется признание человеком совершенных им грехов. Ниточкой, соединяющей Бога и верующего, выступает священнослужитель, который и принимает покаяние. Главное условие Таинства в том, что священник или монах не станет распространяться о сказанных ему грехах, даже если по уголовному кодексу они являются преступлением. Он может только направить человека на путь исправления.
До начала правления на Руси Петра I церковь соблюдала тайну исповеди. После выхода Духовного Регламента в 1721 году, основной для которого стал протестантский взгляд на верховенство светской власти в духовной жизни, священнослужителей привлекли для полицейского надзора над народом. Согласно документу авторства Феофана Прокоповича священнослужитель обязан донести на человека, если он совершал или намеревается совершить государственную измену, поднять бунт, покусится на жизнь Государя или его семьи.
Под разглашение также попало желание «грешника» ввести народ в заблуждение через подтасовку фактов или свидетельства о ложном чуде. Несмотря на приказ Петра I, практика доносов среди священников не прижилась.
В современной России право конфиденциальности исповеди гарантируется Федеральными законами, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексом. Тайна исповеди зачищена законом, а священники не подлежат допросу и не могут привлекаться к ответственности за отказ давать показания на исповедующегося человека.
В 9 разделе социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди». Однако есть исключение. «Священник может нарушить правило, если кающийся поделился информацией о преступлении против человечества путём совершения террористического акта или исполнения преступного приказа в ходе военных действий».
Священнослужитель должен попытаться повлиять на человека. Если его попытка не увенчается успехом, то заботясь о сохранении тайны имени исповедующегося, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность. В особенно сложных ситуациях следует обратиться за помощью к архиерею епархии.
После большого количества скандалов связанных с педофилией в 2010 году католическая церковь опубликовала епископскую директиву. Согласно документу, священнослужитель может обратиться в полицию, если грешник исповедался в совершении сексуального насилия над ребенком. Однако делать это можно только с разрешения жертвы или ее представителя.
Тайна исповеди: по какой причине священник имеет право ее нарушить
Исповедью называется признание человеком совершенных им грехов. Ниточкой, соединяющей Бога и верующего, выступает священнослужитель, который и принимает покаяние. Главное условие Таинства в том, что священник или монах не станет распространяться о сказанных ему грехах, даже если по уголовному кодексу они являются преступлением. Он может только направить человека на путь исправления.
До начала правления на Руси Петра I церковь соблюдала тайну исповеди. После выхода Духовного Регламента в 1721 году, основной для которого стал протестантский взгляд на верховенство светской власти в духовной жизни, священнослужителей привлекли для полицейского надзора над народом. Согласно документу авторства Феофана Прокоповича священнослужитель обязан донести на человека, если он совершал или намеревается совершить государственную измену, поднять бунт, покусится на жизнь Государя или его семьи.
Под разглашение также попало желание «грешника» ввести народ в заблуждение через подтасовку фактов или свидетельства о ложном чуде. Несмотря на приказ Петра I, практика доносов среди священников не прижилась.
В современной России право конфиденциальности исповеди гарантируется Федеральными законами, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным кодексом. Тайна исповеди зачищена законом, а священники не подлежат допросу и не могут привлекаться к ответственности за отказ давать показания на исповедующегося человека.
В 9 разделе социальной концепции Русской Православной Церкви говорится, что «Даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди». Однако есть исключение. «Священник может нарушить правило, если кающийся поделился информацией о преступлении против человечества путём совершения террористического акта или исполнения преступного приказа в ходе военных действий».
Священнослужитель должен попытаться повлиять на человека. Если его попытка не увенчается успехом, то заботясь о сохранении тайны имени исповедующегося, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность. В особенно сложных ситуациях следует обратиться за помощью к архиерею епархии.
После большого количества скандалов связанных с педофилией в 2010 году католическая церковь опубликовала епископскую директиву. Согласно документу, священнослужитель может обратиться в полицию, если грешник исповедался в совершении сексуального насилия над ребенком. Однако делать это можно только с разрешения жертвы или ее представителя.
Православная Жизнь
Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.
Чтобы ответить на данный вопрос, сначала стоит разобраться с самим понятием тайной исповеди. Издревле, еще с первых веков христианства исповедь в Церкви совершалась не совсем так, как это кажется привычным для нас. В Древней Церкви, во времена святых апостолов, исповедь была не тайной, а публичной: верующий каялся в своих грехах в присутствии всей общины. Такая практика объяснялась, прежде всего, тем, что община всегда воспринималась как евхаристическая единица – «Тело Христово», а каждый ее член, соответственно, был членом этого Тела. Все, что совершал один верующий, отражалось не только на его личной жизни, но и на жизни всей общины, а потому и грех воспринимался не столько в личной плоскости, сколько в отношении полноты церковной общины.
Время введения в жизни Церкви тайной исповеди точно определить сложно. Известно, что уже в III веке священномученик Мефодий Патарский советовал своим чадам как можно чаще раскрывать свои грехи перед священниками, чтоб не доводить до исповеди публичной, что, по-видимому, указывает именно на существование параллельно практики частной исповеди. В этом отношении хорошо известен принцип Блаженного Августина – святого, жившего в V веке: грехи, совершенные тайно, исповедуются тайно, а те грехи, что совершены публично, нужно публично и исповедовать. К последним можно отнести, например, разбой, воровство и т. п.
Относительно же того, можно или нет разглашать тайну исповеди, и если можно – то в каких случаях, стоит сказать следующее. До времен Петра I в Церкви всегда сохранялась тайна исповеди. Ее нарушение влекло за собой серьезные наказания по отношению к повинному в разглашении священнослужителю.
Однако после выхода в 1721 году «Духовного регламента» священнослужителей стали привлекать к сотрудничеству с полицией. Так, согласно «Духовному регламенту», священнослужитель обязан был донести на человека, который совершил или планировал совершить преступление государственного масштаба: измену, бунт, покушение на жизнь императора или членов его семьи. При этом стоит все же уточнить, что со стороны самих священнослужителей подобная практика «сотрудничества» не приветствовалась.
В нынешнее же время, как говорится об этом в «Основах социальной концепции РПЦ» (основоположный документ, регламентирующий внешнюю и внутреннюю деятельность Церкви), «даже в целях помощи правоохранительным органам священнослужитель не может нарушать тайну исповеди». Однако есть исключение. «Священник может нарушить правило, если кающийся поделился информацией о преступлении против человечества путем совершения террористического акта или исполнения преступного приказа в ходе военных действий». Но при этом делается существенная оговорка: священнослужитель должен попытаться повлиять на человека, переубедить его. Если его попытка не увенчается успехом, то заботясь о сохранении тайны имени исповедующегося, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность. И только в крайнем случае прибегать к абсолютному разглашению тайны исповеди.
Таким образом, мы видим, что тайна исповеди не может быть разглашена священником, за исключением лишь тех случаев, когда ее умолчание может привести к каким-нибудь масштабным происшествиям, например гибели многих людей.