в каком случае в музыкально образовательном процессе ребенку должна оказываться коррекционная помощь
Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
ОЛЬГА ЧЕПУРИНА
Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
«Особенности музыкального воспитания и обучения в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Музыкальный руководитель
(высшая квалификационная категория)
МБДОУ №9 д/с «Березка»
пгт. Ноглики Сахалинской обл.
Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер.
Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить детей понимать музыку, полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.
Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу.
Музыка помогает социально адаптировать детей с ОВЗ, обогащает их чувственно-эмоциональную сферу, способствуетсамовыражению и самореализации:
— музыка увлекает и оказывает успокаивающее воздействие, снимает страхи и напряженность, ребенок испытывает положительные переживания;
-замкнутые дети становятся более общительными;
— развивается координация движений, мелкая моторика пальцев, чувство метроритма, повышается общий жизненный тонус;
— развивается эмоциональная отзывчивость ребенка, расширяется его кругозор;
— в каждом ребёнке раскрывается творческий потенциал;
— формируется любовь к музыке, вырабатываются элементы музыкального вкуса
Музыкальное воспитание в нашем детском саду, являются составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ. Коррекция нарушенных функций через музыку, помогает приобщить ребёнка к разным видам деятельности, сформировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности. Музыка организует детей, заряжает их своим настроением. Музыкальное воспитание направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, речевой деятельности.
Решению задач музыкального образования детей с ОВЗ,помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями. Основной формой, непосредственно,являются музыкальные занятия, но не менее важна и индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми с ОВЗ, в ходе которой решаются многие проблемы,такие как:
• боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми;
• речевые нарушения или отсутствие речи;
• замкнутость, неактивность детей;
• неустойчивые внимание и память у дошкольников.
Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:
• не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;
• не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний;
• не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству.
Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим и радоваться их успехам и удачным находкам.
.Чтобы успешнее решать задачу развития базовых психических функций, необходимых для общего развития и адаптации детей,имеющими определенные проблемы в развитии,я использую в своей работесистему музыкально-дидактических игр, основанных на наиболее доступном для детей виде деятельности – игре. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в воспитательно-образовательном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание. Предпочтение отдается активным формам,таким как психогимнастика :
•игры на развитие внимания:
•игры на развитие памяти:
•игры на преодоление двигательного автоматизма:
•игры на выражение различных эмоций:
Особенностью этих игр является то, что все они сопровождаются музыкой. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Особое место в своей работе я отвожу музыкально-дидактическим играм. Они являются важным средством сенсорного развития, в частности слуховых ощущений и восприятий.
Занятия с использованием психогимнастики, и музыкально-дидактических игр дают свои результаты. Сочетание музыки и игры вызывает много эмоций, очень многие дети с удовольствием включаются в деятельность, в такой форме они готовы выполнять даже те дейcтвия, на которые не способны на других занятиях. У детей появляется желание вступать во взаимодействие друг с другом и со взрослыми, подражать действиям окружающих. Наблюдается развитие произвольности движений, т. е. ребенок не просто играет на музыкальном инструменте тогда, когда звучит музыка, а выполняет мои просьбы, отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний, и главное – повышается активность детей. Движения становятся более координированными, ритмичными. Ребенок учится извлекать звук из музыкального инструмента, развивается общая и мелкая моторика. Дети осваивают все более сложные инструменты,требующие активного участия двух рук: ложки, треугольник и др. Многие ребята самостоятельно стараются изменять движения в соответствии с музыкальным звучанием.
Особое место в системе воспитания детей с ОВЗ занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.
Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями меньше
Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые недуги. И пусть эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят радость окружающим, близким. они понимают, что нужны людям, нужны обществу. Они верят в себя! И мы радуемся их успехам!
Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.
Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяВ последнее десятилетие в специальной педагогике.
Инклюзивное образование. Особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья Самочернова А. А., старший воспитатель, Изгагина М. В., Воспитатель, МАДОУ детский сад № 50 г. Ревда Особенности образовательного процесса.
Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Для детей с нарушениями слуха «Собери картинку» Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть.
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.
Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.
Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.
Воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.
Коррекционная работа музыкального руководителя. Основные понятия
галина полякова
Коррекционная работа музыкального руководителя. Основные понятия
Коррекционная работа с детьми, имеющими ОВЗ средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, принятой дефектологии.
Коррекция — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
Компенсация — сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразвития функций человека.
Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) — восстановление функций, включение ребенка с проблемами в гущу событий жизни. Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие и психокоррекционные задачи. Это обусловливает применение арт-терапевтических техник и терминологии, связанной с ними.
Арт-терапия (по отношению к специальному образованию) — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины, психологии). В лечебной и психокоррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществлять коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Музыкотерапия — один из видов арт-терапии. Это своеобразное психо-коррекционное направление в медицине и психологии, имеющее в своей основе несколько аспектов воздействия: психосоматическое, психотерапевтическое, психологическое. Рецептивное, регулятивное, катарсистическое (очищающее) влияние музыки позволяет использовать ее в таком качестве в психо-коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Вокалотерапия — активный вид музыкотерапии, обеспечивающий коррекцию психоэмоциональных нарушений, социально-адаптационных трудностей и выполняющий лечебно-оздоровительную функцию.
Имаготерапия — один из видов арт-терапии, в основе которого лежит театрализация психокоррекционного процесса.
Кинезитерапия — своеобразный вид терапии движениями, усиливающий общую реактивность организма, повышающий его устойчивость, способствующий разрушению патологических динамических стереотипов, возникающих во время болезни, и создающий новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.
Релаксация — расслабление, снятие психомоторного, психо-эмоционального напряжения.
Катарсис — «очищение», которое может испытывать человек, как на уровне психофизических функций, так и на психо-духовном уровне человеческого организма. В духовно-эмоциональном смысле очищение обеспечивается воздействием искусства, где выделяются эмоциональный, эстетический, этический аспекты катарсиса.
Круг терминов методики музыкального воспитания достаточно широк. Поскольку методика музыкального воспитания детей с проблемами — развивающаяся область научного знания, ее понятийный аппарат, с одной стороны, находится как бы в оболочке уже признанной терминологии специальной психологии и педагогики, а с другой — намечается процесс появления терминов артпедагогики (художественной педагогики) и арт-терапии, отражающих коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.
Коррекционно-направленная музыкальная деятельность — психолого-педагогически ориентированная форма художественной де ятельности, нацеленная на коррекцию отклонений в развитии детей средствами музыкального искусства.
Музыкальные занятия — форма музыкальной деятельности, обеспечивающая музыкально-эстетическое развитие детей с учетом их возрастных особенностей.
Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной дея-тельности, построенный на взаимосвязи музыки и движений, где основой служит ритм.
Предметом методики музыкального развития являются теория и практика музыкального воспитания детей с проблемами, включающие в себя изучение особенностей, технологии, условий, обеспечивающих коррекционно-развивающий и музыкально-терапевтический процесс использования музыкального искусства в работе с детьми данной категории.
Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.
Коррекционная и психопрофилактическая работа с детьми Следуя традиционным представлениям о психологических воздействиях в контексте нормального онтогенетического развития, «психокоррекция».
Коррекционная работа музыкального руководителя на занятиях с детьми с ОВЗ Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении комбинированного.
Конспект занятия «Коррекционная работа в группах ГПД» Коррекционная работа Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом требований координации устной и письменной речи. Развитие.
Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду «Основные понятия инклюзивного образования и специфика работы в детском саду». Образование в современном мире является приоритетной сферой,.
Работа музыкального руководителя в летний оздоровительный период Работа музыкального руководителя в летний оздоровительный период Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности,.
Работа музыкального руководителя с родителями Зачем Вашему ребенку нужна музыка? Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы: 1. Зачем нужна музыка Вашему.
Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебный год.
В каком случае в музыкально образовательном процессе ребенку должна оказываться коррекционная помощь
Автор: Комсюкова Наталья Владимировна
Организация: КОУ АШДС №301
Населенный пункт: г. Омск
Полемика была прекращена после перехода дошкольного образования на новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования, по которым дошкольные учреждения должны были создать систему комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении Общей Образовательной программы.
Музыкальное воспитание в детском саду, является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и в соответствии с ФГОС должно реализовывать помимо общеразвивающей и воспитательной также и коррекционно-компенсаторную направленность.
При разработке АООП для детей с НОДА в разделе «Музыка» мы столкнулись не только с проблемой определения специфики содержания, но и в отборе специальных музыкально-педагогических технологий, позволяющих реализовывать коррекционно-развивающую направленность воспитательно-образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей детей.
Решить эти проблемы нам позволил качественно новый подход к отбору содержания и методам музыкального воспитания в условиях коррекционного образования.
Менять форму организации музыкально-образовательной деятельности мы посчитали нецелесообразным, а изменили подход к отбору содержания и методике проведения музыкально-образовательной деятельности. Основной принцип в подходе был определен нами, с одной стороны с учетом, специфики музыкального искусства, а с другой — природой и характером имеющихся нарушений в развитии детей, посещающих наше образовательное учреждение, а именно, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). У этой категории детей можно выделить ряд ключевых особенностей в развитии: общее недоразвитие крупной и мелкой моторики, вялость мышечного тонуса или гипертонус, моторная неловкость, нарушения всех видов координации, ориентировки в пространстве, снижение показателей двигательной памяти, слухового внимания и, как правило, расстройство эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Следовательно, для таких детей, моторное развитие является не менее важной задачей, наряду с их когнитивным развитием.
Исходя из выше перечисленных особенностей в развитии детей с НОДА, виделось целесообразным в вводной и заключительной части музыкального занятия, где дети осуществляют двигательную активность, применять методы, приемы и средства коррекционной ритмики.
Эффективное лечебно-коррекционное воздействие музыки и движения на организм человека было доказано в 19 веке Э.Ж.Далькрозом. Разработанная им система получила широкое распространение в области лечебной педагогики. Сущность ее заключается в развитии чувства ритма и координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогало достигать автоматизма в самых сложных движениях. Именно из этой системы выросли коррекционная ритмика, логоритмика и фонетическая ритмика, двигательная и танцевальная терапия. Коррекционная ритмика, как одно из ведущих средств коррекции, позволяет не только развивать общие музыкальные способности ребенка, но и эффективно решать коррекционно-развивающие задачи,
формировать рефлексивное понимание собственных кинестетических ощущений, обучать детей произвольной регуляции и управлению эмоциональной и мышечной активности; корректировать и развивать все виды координации (статической, динамической, зрительно-моторной); развивать все виды внимания; формировать навык выполнения движения в соответствии с невербальным (музыкальным) или вербальным образом.
Таким образом, в водной части музыкального занятия, в которой традиционно проводятся упражнения, направленные на освоение и отработку основных движений (ходьба, бег, различные виды подпрыгивания, прыжки, движения с предметами), были добавлены коррекционно-развивающие упражнения:
— упражнения на регуляцию мышечного тонуса,
-упражнения на развитие внимания и памяти,
-упражнения на ориентировку в пространстве
-упражнения на развитие чувства ритма и темпа,
«Флажок». Цель: регуляция мышечного тонуса мышц рук. Оборудование: флажки (по два на каждого ребенка). Описание упражнения: дети стоят или сидят на стульчиках. Под громкую музыку дети, подняв руки, машут флажками над головой. Под тихую музыку флажки опускаются, руки отдыхают. Смена характера музыки производится несколько раз.
«Замри». Цель: развитие слухового внимания, выдержки. Описание упражнения: Дети под музыку, в соответствии с характером, свободно двигаются по залу ( ходьба, бег, подскоки). По сигналу педагога: «Замри!» дети застывают на месте и ждут следующего сигнала. Когда музыка начинает звучать, дети вновь начинают двигаться, пока не последует очередной сигнал: «Замри!». Сначала рекомендуется останавливать движение на 3-4 секунды, затем время постепенно можно увеличивать в зависимости от возраста детей.
«Часы». Цель: развитие чувства темпа и координации движения рук с темпом музыки. Описание упражнения: дети стоят в шахматном порядке лицом к педагогу. В соответствии с темпом музыки, дети изображают, как идут часы (в зависимости от моторного развития ребенка это могут быть наклоны корпуса вправо и влево, либо скользящие вдоль туловища движения рук). С окончанием музыки движения прекращаются. Каждый следующий раз педагог изменяет темп музыки.
Психогимнастика. «Фея эмоций». Цель: развивать умения передавать различные эмоции через выразительную мимику. Оборудование: красочно оформленная «волшебная палочка». Описание упражнения: Дети стоят в кругу. Педагог с «волшебной палочкой» движется по кругу и поет:
Фея к вам в гости сегодня пришла, (Дети стоят, поставив руки на пояс,)
Разных эмоций вам принесла. (выполняют повороты корпуса. Педагог двигается внутри круга.)
Рот ладошкою прикрыла (Дети закрывают рот ладонью.)
И улыбку (другая эмоция) Педагог взмахивает палочкой.
Подарила (Дети показывают нужную эмоцию.)
В заключительной части занятия, наряду с традиционными для музыкального занятия играми и плясками, направленными на освоение и отработку у дошкольников основных видов простых танцевальных движений, включены качественно новые, которые способствуют развитию зрительно-моторных координаций, общедвигательной моторики, развивают и совершенствуют слуховое и произвольное внимание, все виды памяти. Примеры:
Игра-пляска «Веселые клавесы». Цель: развитие произвольного внимания, чувства ритма, зрительно-моторной координации, слуховой памяти. Описание движений: дети делятся на пары и садятся лицом друг к другу по кругу, у каждого в руке ритмические палочки (клавесы). На сильную долю куплета польки «Добрый жук» дети отбивают на клависах ритмический рисунок музыки, чередуя удары между своими клавесами и клавесами партнера. На припев, дети ритмично хлопают в ладоши и на проигрыше меняются парами.
Игра «Повтори за мной». Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания и памяти. Описание хода игры: Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой, при окончании музыки педагог говорит: « Внимание! Повтори за мной!» и прохлопывает короткий ритмический рисунок. Дети должны повторить заданный ритм, ребенок, который не справился с заданием, выбывает из игры.
Также в занятиях на ряду с коррекционно-развивающими играми и танцами используются коммуникативные, которые могут проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него. Включение коммуникативных игр и танцев в музыкальное занятие помогает развивать не только психические процессы и моторную сферу дошкольников, но и овладевать ребенку коммуникативными компетенциями, что способствует в дальнейшем его успешной социализации.
Применение специальных коррекционных технологий в музыкальном воспитание дошкольников с ОВЗ на ряду с общепедагогическими, позволяет музыкальному руководителю достигать высоких результатов в образовательно-воспитательном процессе, а ребенку реализовать общие и специальные потребности его развития, что в свою очередь помогает ему успешно усваивать ООП дошкольного образования.
1.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.:Академия, 2001
2.Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. ФГБОУ ВО МГППУ-2007
4.Овчинникова Т.С. Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы теории и практики коррекционно-развивающего образования: сб. науч.-метод. тр. – СПб.,2016 – С. 96-104