В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды
Внесение в почву удобрений сопровождается загрязнением среды обитания растений при
Удобрения не приносят вреда, если их вносят без нарушений.
Внесение в почву удобрений сопровождается загрязнением среды обитания растений при
Внесение в почву удобрений без нарушения сроков и норм вреда не приносит, их успевают перерабатывать микроорганизмы и растения.
я выбрала вариант ответа 1, мне исправили на 4 и дали пояснение: Внесение в почву удобрений без нарушения сроков и норм вреда не приносит, их успевают перерабатывать микроорганизмы и растения.
вопрос ведь ставится о загрязнении, а не наоборот
А в 4 варианте как раз противоположное утверждение: НАРУШЕНИЕ норм и сроков, поэтому это верный вариант.
В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
1) При нарушении норм внесения удобрений.
2) При нарушении сроков внесения удобрений.
Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как
Причинами гибели оставленного человеком агрценоза являются следующие:
— культурные растения вытесняются сорняками
— агрценоз не может существовать без удобрений и ухода
— он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами
Утверждение о том, что в конкуренция между культурными растениями усиливается, неверно.
Ответ один,а пояснение полностью его опровергает.Правильный ответ по-вашему пояснению номер 3.
В вопросе спрашивают Укажите неверное утверждение. А в пояснении объясняются верные утверждения.
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
1) Внесение избытка минеральных удобрений нарушает годичный ритм изменения кислотности почвы и количество доступных растениям веществ.
2) Растворы минеральных солей угнетающе действуют на почвенные микроорганизмы и на червей, происходит загрязнение окружающей среды.
Может ещё добавить такой вариант ответа:
Растения питаются осмотическим путём. Вода через полупроницаемую мембрану клеток движется из области с низким осмотическим давление в область с высоким осмотическим давлением. Осмотическое давление обусловлено концентрацией растворённых веществ. Большая концентрация солей в почве (в том числе минеральных удобрений) нарушит всасывание растениями воды.
Ещё вариант ответа:
Рост растения, плодоношение происходит в пределах генетически обусловленной нормы реакции. При дефиците минеральных удобрений растения плохо растут, дают небольшой урожай. Это побуждает некоторых аграриев вносить больше удобрений. Достаточное количество минеральных веществ позволит растениям достичь максимального роста и урожайности, но не более генетически обусловленной верхней границы нормы реакции. Избыточно внесённые минеральные вещества поглощаются, но не используются растениями. Накапливаясь в растениях, они нарушают метаболические процессы, приводят к отравлению организма растений.
Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
ФАКТОР
ВИД ФАКТОРА
Б) отсутствие корма
Г) бобровая плотина
Д) внесение удобрений в почву
Е) смена времен года
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Абиотические — снежный покров, смена времен года. Биотические — хищничество, отсутсвие корма, бобровая плотина. Антропогенные — внесение удобрений в почву.
Определение оптимального количества удобрений согласно требованиям культур рассматривается как основная необходимость построения рентабельной системы управления в отрасли сельского хозяйства. Эффективное (рациональное) использование удобрений под сельскохозяйственные культуры вызывают большой агрономический интерес. В современном мире возрастают требования безопасного использования удобрений, где целью является минимизация потерь элементов питания из удобрений и соответственно уменьшение загрязнений окружающей среды.
Потери питательных веществ из удобрений
Вынос элементов питания с урожаем
В связи с поглощением питательных веществ сельскохозяйственными культурами в почве наблюдается истощение на основные компоненты. Поэтому для компенсирования недостаточного количества элементов питания применяют разновременное внесение удобрений в необходимом количестве, соизмеримым с выносом элементов питания при формировании урожая.
Выщелачивание
Процесс выщелачивания питательных веществ верхнего слоя почвы характерен для песчаных почв имеющих легкий гранулометрический состав, а также для хорошо осушенных почв. В первую очередь при выщелачивании происходят потери калия, магния и кальция из почвы. Также очень восприимчивый к выщелачиванию и азот, содержащийся в нитратной форме.
Денитрификация
Денитрификация – это потеря азота (либо в форме оксида азота либо в газовой форме) из почвы. Характерным этот процесс является в случае закисления почв, особенно в условиях заболачивания.
7.2.4 Улетучивание
Улетучивание – это потеря питательных веществ в результате испарения с вегетативной массы выращиваемых растений. Этот процесс характерен для аммиачных форм используемых азотных удобрений. Значительными могут быть потери аммиака в результате внесения повышенных норм удобрений или их применения в периоды, когда культуры минимально нуждаются именно в аммиачном азоте.
7.2.5 Эрозионные процессы
Возникновение эрозионных процессов на полях часто вызывают огромные потери элементов питания сельскохозяйственных культур находящихся в верхнем слое почвы. Вследствии этого постепенно ухудшается их бонитет и соответственно деградация почвы. Часто вместе со смывом почвы при эрозии осуществляются и существенные потери фосфора, как одного из главных макроэлементов питания культур.
7.3 Управление количеством питательных веществ растений в почве
Безграмотное и нерациональное управление балансом питательных веществ в растениях ведет к отрицательным экологическим последствиям, которые возникают в результате перемещения питательных веществ в системе «почва – с.-г. культуры».
Основные причины отрицательного воздействия на окружающую среду вследствии использования удобрений описаны ниже:
7.4 Использование удобрений и качество окружающей среды
Нерациональное использование удобрений может привести к загрязнению окружающей среды. Среди причин возникновения различных видов загрязнения окружающей среды выделяют эвтрофикацию, высокий уровень нитратов в воде и почве, подкисление, а также выбросы парниковых газов.
7.4.1 Эвтрофикация
Эвтрофикация – это процесс, при котором у водоемы (пруды, каналы, озера, и т.д.) поступает избыточное количество питательных веществ (нитратов от внесенных азотных удобрений), которые являются стимуляторами чрезмерного роста растений (водоросли, сорняки и т. д.). В результате увеличения биомассы растений значительно уменьшается количество растворенного в воде кислорода. Это может привести к гибели гидробионтов, то есть различных видов организмов живущих в водной толще. Эвтрофикация способствует появлению характерных визуальных признаков на поверхности воды. При этом вода начинает иметь определенный зеленоватый, желтоватый, коричневатый или красноватый оттенок.
Эвтрофикация является результатом внесения чрезвычайно высоких норм минеральных удобрений с целью получения максимально возможной урожайности. Кроме того, высокая растворимость этих удобрений приводит к увеличение стока, а также вымыванию питательных веществ в грунтовые воды.
7.4.2 Высокая концентрация нитратов в воде
Нитрат-ион, образующийся в результате внесения азотных удобрений в почву, способен выщелачиваться из почвенно-поглощенного комплекса в грунтовые воды или перемещаться по дренажным каналам. Считается, если концентрация нитратов в грунтовых водах превышает 10 мг/л, такие воды являются токсичными. Поэтому вода с повышенным содержанием нитратов не должна использоваться в качестве питьевой.
7.4.3 Подкисление почвы
Постоянное использование азотосодержащих минеральных и органических удобрений может привести к закислению почвы, вследствии чего почва начинает приобретать кислую реакцию среды. Закисление почвы определенно влияет на доступность питательных веществ в почве, особенно фосфора и некоторых микроэлементов. Повышенную кислотность можно исправить с помощью применения мелиорантов, в частности внесения извести.
7.4.4 Эффекты атмосферы
Увеличение использования азотосодержащих удобрений приводит к некоторой потере закиси азота (N2O) через процессы денитрификации. Закись азота является третьим по значимости парниковым газом после углекислого газа и метана.
В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды
К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
1) Внесение избытка минеральных удобрений нарушает годичный ритм изменения кислотности почвы и количество доступных растениям веществ.
2) Растворы минеральных солей угнетающе действуют на почвенные микроорганизмы и на червей, происходит загрязнение окружающей среды.
Критерии оценивания ответа на задание С3
Баллы
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок
2
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки
1
Ответ неправильный
0
Максимальное количество баллов
2
Может ещё добавить такой вариант ответа:
Растения питаются осмотическим путём. Вода через полупроницаемую мембрану клеток движется из области с низким осмотическим давление в область с высоким осмотическим давлением. Осмотическое давление обусловлено концентрацией растворённых веществ. Большая концентрация солей в почве (в том числе минеральных удобрений) нарушит всасывание растениями воды.
Ещё вариант ответа:
Рост растения, плодоношение происходит в пределах генетически обусловленной нормы реакции. При дефиците минеральных удобрений растения плохо растут, дают небольшой урожай. Это побуждает некоторых аграриев вносить больше удобрений. Достаточное количество минеральных веществ позволит растениям достичь максимального роста и урожайности, но не более генетически обусловленной верхней границы нормы реакции. Избыточно внесённые минеральные вещества поглощаются, но не используются растениями. Накапливаясь в растениях, они нарушают метаболические процессы, приводят к отравлению организма растений.
Представлены задания с ответами и пояснениями для подготовки детей к ЕГЭ 2019. Задание 22. Применение знаний в практических ситуациях. БОТАНИКА
Просмотр содержимого документа «Подборка заданий для подготовки к ЕГЭ. ВОПРОС 22»
БОТАНИКА. БЛОГ ЕГЭ 2019
Применение знаний в практических ситуациях
(ЕГЭ 22) Какие биологические особенности капусты нужно учитывать при ее выращивании?
Пояснение. 1) Ее холодостойкость, влаголюбивость, светолюбивость, требования к питательности почвы. 2) Капуста — двулетнее растение.
(ЕГЭ 22) Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению?
Пояснение. 1) Из корня в листья вода и минеральные вещества передвигаются за счет транспирации, в результате которой возникает сосущая сила. 2) Восходящему току в растении способствует корневое давление,которое возникает в результате постоянного поступления воды в корень за счет разницы концентрации веществ в клетке и окружающей среде.
(ЕГЭ 22) Какой целью при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?
Пояснение. 1) При пикировке удаляется кончик главного корня, что приводит к росту боковых корней. 2) В результате увеличивается площадь питания растений.
(ЕГЭ 22) Почему не следует срывать цветки у дикорастущих растений?
Пояснение. 1) Цветок — генеративный орган, который служит для образования плодов и семян. 2) Срывая цветки, мы препятствуем семенному размножению, а для некоторых растений это единственный способ размножения.
(ЕГЭ 22) С какой целью проводят побелку стволов плодовых деревьев?
(ЕГЭ 22) Какое основное правило необходимо соблюдать при сборе грибов для сохранения их численности?
(ЕГЭ 22) Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?
Пояснение. 1) Постоянное вытаптывание приводит к уплотнению почвы. 2) Нарушается водное и воздушное питание корней, происходит угнетение растений.
(ЕГЭ 22) Почему яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми?
Пояснение. 1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. 2) Нарушается связь между клетками и яблоки становятся рыхлыми.
(ЕГЭ 22) В заболоченных районах тундры многие растения страдают от недостатка влаги. С чем это связано?
Пояснение. 1) В тундре вечная мерзлота. 2) Холодная вода плохо всасывается корнями.
(ЕГЭ 22) Почему почву в лесопосадках заселяют микоризными грибами?
Пояснение. 1) Деревья вступают в симбиоз с грибами. 2) Мицелии грибов, оплетая корни растений, дают им воду и соли, что улучшает рост деревьев.
(ЕГЭ 22) Почему при оттаивании замороженных яблок выделяется сладковатый сок?
Пояснение. 1) При замораживании вода расширяется и нарушает целостность клеток. 2) При оттаивании вытекает из вакуолей клеточный сок,содержащий сахаристые вещества.
(ЕГЭ 22) Объясните, почему при посеве мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?
Пояснение. 1) Мелкие семена содержат мало питательных веществ. 2) Веществ недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.
(ЕГЭ 22) Почему при разрезании яблока поверхность разреза становится влажной?
Пояснение. 1) При разрезании нарушается целостность клеток. 2) Повреждаются вакуоли и из них вытекает клеточный сок.
(ЕГЭ 22) К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?
Пояснение. 1) Внесение избытка минеральных удобрений нарушает годичный ритм изменения кислотности почвы и количество доступных растениям веществ. 2) Растворы минеральных солей угнетающе действуют на почвенные микроорганизмы и на червей, происходит загрязнение окружающей среды.
(ЕГЭ 22) В каком случае внесение в почву минеральных удобрений сопровождается загрязнением окружающей среды?
Пояснение. 1) При нарушении норм внесения удобрений. 2) При нарушении сроков внесения удобрений.
(ЕГЭ 22) На спиле дерева видны годичные кольца. Объясните, почему они имеют разную ширину.
Пояснение. 1) Ширина годичного кольца зависит от условий внешней среды, которые менялись в разные годы жизни дерева. 2) При благоприятных условиях ширина кольца больше, так как камбий делится более интенсивно.
(ЕГЭ 22) Дайте краткий ответ на вопрос: в чём проявляется симбиоз гриба и водоросли в лишайнике?
Пояснение. 1) Гифы гриба поглощают воду и минеральные вешества. 2) Водоросль фотосинтезирует, образуя органические вещества.
(ЕГЭ 22) Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.
Пояснение. 1) На листьях оседают различные вредные вещества. 2) У лиственных растений листья опадают ежегодно, а с ними удаляются вредные вещества, у хвойных растений листья живут 3—5 и более лет, поэтому вредные вещества не удаляются и ведут к отравлению организма.
(ЕГЭ 22) Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?
Пояснение. 1) Трубчатые и язычковые цветки служат для образования плодов и семян (располагаются в центре). 2) Воронковидные и ложноязычковые — для привлечения насекомых — опылителей (располагаются по краям).
(ЕГЭ 22) Почему целесообразно выращивать сельскохозяйственные культуры на полях, где ранее произрастали бобовые растения?
Пояснение. 1) На корнях бобовых растений поселяются бактерии, фиксирующие азот из воздуха. 2) После уборки бобовых культур подземная часть перегнивает и азот попадает в почву, обогащая ее.
(ЕГЭ 22) Чем можно объяснить, что корни некоторых растений, например, орхидей, могут зеленеть на свету?
Пояснение. 1) Орхидеи обитают в темных тропических лесах. 2) Для увеличения интенсивности процесса фотосинтеза в клетках корней образуется хлорофилл и они начинают синтезировать органические вещества.
(ЕГЭ 22) Почему окучивание картофеля способствует повышению его урожайности?
Пояснение. 1) Окучивание стимулирует образование придаточных корней, а значит, увеличивает массу корневой системы. 2) В результате улучшается корневое питание и повышается урожайность картофеля.
(ЕГЭ 22) Почему корневой волосок нельзя считать тканью?
Пояснение. 1) Корневой волосок — это вырост клетки покровной ткани корня (эпиблемы), расположенный в зоне всасывания. 2) Функция его — поглощение из почвы воды и минеральных веществ.
(ЕГЭ 22) Как используют знания о дыхании корней при выращивании растений?
Пояснение. 1) Корням для дыхания необходим кислород. 2) Поэтому при выращивании растений проводят рыхление почвы, которое обогащает ее кислородом.
(ЕГЭ 22) Почему клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми?
Пояснение. 1) При варке разрушается межклеточное вещество. 2) Связь между клетками нарушается, и клубни становятся рассыпчатыми.
(ЕГЭ 22) Какова функция хлорофилла в растительной клетке?
Пояснение. 1) Поглощает энергию света. 2) Преобразуют ее в химическую энергию органических веществ.
(ЕГЭ 22) Почему при закладке на хранение клубней картофеля их масса к весне уменьшается?
Пояснение. 1) Во время хранения живые клетки дышат. 2) При дыхании расходуются органические вещества и испаряется вода.
(ЕГЭ 22) В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните.
Пояснение. 1) Фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), т. к. в них имеются хлоропласты. 2) По мере созревания плодов хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.
(ЕГЭ 22) Садоводы при пикировке рассады капусты прищипывают верхушку главного корня, а при размножении кустов смородины используют стеблевые черенки, на которых развиваются придаточные корни. Оба этих цветковых растения относятся к классу двудольных. Объясните, какой тип корневой системы будет у капусты, выросшей из этой рассады, а какой — у смородины, выросшей из стеблевого черенка.
Пояснение. 1) Тип корневой системы исходно у капусты и смородины (двудольных растений) стержневой. 2) При пикировке капусты, после прищипки главный корень перестает расти в длину (так как удаляются зоны деления роста) и идет развитие боковых и придаточных корней. При укоренении стеблевых черенков смородины развиваются придаточные корни. Таким образом, корневая система в обоих случаях станет сходна с мочковатой (преимущественное развитие боковых и придаточных корней).
(ЕГЭ 22) Почему опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно?
Пояснение. 1) По мере роста дерева корневая система разрастается. 2) Корни поглощают вещества корневыми волосками, которые следуют за кончиком корня, и поэтому у взрослых деревьев они находятся по краям приствольных кругов.
(ЕГЭ 22) Как перемещаются вещества у многоклеточных водорослей при отсутствии у них проводящей системы?
Пояснение. 1) Вещества, растворенные в воде, перемещаются из клетки в клетку через поры в оболочке. 2) Через мембрану путем осмоса.
(ЕГЭ 22) Почему бамбук в течение суток может вырасти на один метр?
Пояснение. 1) Он буйно растёт во всех междоузлиях за счёт вставочного роста и необычайно сильно удлиняется. 2) Чем больше узлов и междоузлий, тем большей высоты достигает это растение.
К минеральным удобрениям относятся неорганические химические соединения, применяемые в сельском хозяйстве с целью повышения плодородия почв. Различают макро- и микроудобрения. Минеральные макроудобрений — вещества, в состав которых входят основные элементы, повышающие плодородие (азот, фосфор, калий). Согласно макроудобрений делятся на азотные, фосфатные, калийные и комплексные.
Современная технология применения минеральных удобрений предотвращает их максимальное накопление фитомассой сельскохозяйственных растений. Значительная часть удобрений вымывается в подземные воды, мигрирует с поверхностным стоком, разлагается в почве, образуя летучие продукты, поступающие в приземный слой атмосферного воздуха. Сегодня в научной литературе достаточно убедительных данных о том, что при нерациональном использовании минеральных удобрений возникает реальная опасность для здоровья человека и окружающей среды. Наибольшее внимание уделяют азотным удобрениям.
Компоненты азотных удобрений (аммиак, нитраты, мочевина) при избыточном внесении в почву могут мигрировать в поверхностные и подземные водоемы, загрязняя их. Так, в Англии за 10 лет концентрация нитратов в речной воде увеличилась на 44-48%, в результате чего более чем в 100 источниках централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения концентрация нитратов превысило 50 мг / л. Наиболее вероятно поступления нитратов (самой подвижной формы азотных удобрений) в грунтовую воду. В отдельных селах Молдовы содержание нитратов в колодезной воде достигало 100-500 мг / л. При загрязнении воды источников водоснабжения нитратами в концентрациях, превышающих 45 мг / л, у новорожденных, находящихся на искусственном вскармливании, и людей пожилого возраста может возникнуть водно-нитратной метгемоглобинемии.
Нитраты, которые являются компонентами нитратных (натриевая, кальциевая и калиевая селитры) и аммонийно-нитратных (аммиачная селитра) удобрений, а также созданные в почве из аммиака аммиачных (аммиачная вода), аммония аммонийных (сульфат аммония) и мочевины амидных азотных удобрений, является предшественниками синтеза в объектах окружающей среды нитрозосоединений. Большинство из них имеют мутагенные и канцерогенные свойства. В почве постоянно присутствуют продукты разложения белковых веществ: амины и амиды, а также, при условии чрезмерного использования азотных удобрений, — нитраты и нитриты, из которых во время трансформации в почве могут образоваться нитрозамины и нитрозамиды (N-нитрозодиметиламин, N-нитрозодиэтиламин и др. ) Нитрозосоединения могут синтезироваться в фитомассе сельскохозяйственных растений при условии вступления в них избыточного количества нитратов. Нитрозосоединения относительно стабильны в объектах окружающей среды и мало растворимые в воде. По экспертным оценкам, в организм человека с питьевой водой, продуктами питания, атмосферным воздухом может поступить до 5-10 мкг нитрозаминов в сутки. Нитрозосоединения нитрозамины и нитрозамиды могут образовываться в организме человека в результате эндогенного синтеза, достигая 7 мкг / сут. Большинство нитрозаминов и нитро-замидов являются сильными химическими канцерогенами. Некоторые нитрозосоединения проникают в организм плода при беременности.
Поступление в открытии (поверхностные) водоемы минеральных удобрений, содержащих азот и фосфор, обусловливает их эвтрофикацию (способствует размножению микрофитов и водных растений), стимулирует «цветение» водоемов, ухудшает органолептические свойства воды, разрушает водные биоценозы, нарушает процессы самоочищения водоемов, препятствует использованию их в качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Значительную роль в загрязнении почвы играют фосфатные удобрения. Озабочены почвой фосфаты малоподвижные и только 2% их вымывается из пахотного слоя. Поэтому при чрезмерном применении фосфатных удобрений они накапливаются в почве в таком количестве, которое способно тормозить процессы ее самоочищения. Кроме того, фосфаты с поверхностным стоком могут попадать в открытые водоемы и вызвать их эвтрофикацию. Гигиеническое значение имеет тот факт, что фосфатные удобрения содержат примеси фторсодержащих соединений (от 02 до 4%), железа, стронция, селена, мышьяка (не менее +0006%), тяжелых металлов (не менее 0008%), в том числе кадмия (10-30 мг / кг), радионуклидов (урана, тория). Поэтому при несоблюдении гигиенических норм их применения они загрязняют почву, растения, воду подземных и поверхностных водоемов. Так, с фосфатными удобрениями в почву поступает фтор в количестве 8-20 кг / га; 01-04% его мигрирует в растения, 25% вымывается в открытые водоемы, а остальные накапливается в почве и мигрирует в подземные воды, иногда способствуя увеличению уровня фтора в грунтовых водах до 20 мг / л. Установлено, что при внесении в почву суперфосфата уровень кадмия в картофеле увеличивается в 4 раза по сравнению с нормой.
Калий, входящий в состав калийных удобрений, мигрирует из почвы в контактирующие среды чрезвычайно медленно, не оказывая негативного влияния на почвенный биоценоз и способность почвы к самоочищению. Вместе с калийными удобрениями в почву поступают хлорида анионы. Если вносят 45-50 кг / га калийных удобрений (в пересчете на К20), то вместе с ними поступает 30-35 кг / га хлорида аниона, что приводит к искусственному засоление почв. Накопление значительных количеств калия в почве может вызвать нарушение соотношения между калием и натрием в воде, пищевых продуктах и негативно повлиять на здоровье человека — вызвать нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.
Минеральные микроудобрения вносят в почву в относительно небольших количествах (в 10-100 раз меньше, чем макроудобрений) для повышения ее плодородия. В их состав входят различные микроэлементы. Наиболее распространенными являются борьбе (0,5-1 кг / га), молибденовые, медных (10-15 кг / га), марганцевые (3-5 кг / га), цинковые (3-5 кг / га), кобальтовые (0, 1 0 2 кг / га) и полимикроудобрения (ПМУ-7 ПМУ-8 и другие). При превышении норм расхода микроудобрений микроэлементы могут накапливаться в почве и растениях в избыточных количествах, оказывая отрицательное влияние на здоровье населения. В состав микроудобрений входит достаточно много свинца (от 0,3 до 1%), иногда — кадмия и мышьяка. Таким образом, при нерациональном использовании микроудобрений существует реальная угроза загрязнения почвы тяжелыми металлами.