в каком случае возникает отрицательный внешний эффект формула
В каком случае возникает отрицательный внешний эффект формула
Тесты
1. Предельная норма технологического замещения труда капиталом в производстве яблок равна 4, а в производстве молока – 1. Выберите правильный ответ:
a) Размещение ресурсов эффективно;
б) Размещение ресурсов неэффективно и нужно переместить капитал из производства молока в производство яблок, а труд – из производства яблок в производство молока;
в) Размещение ресурсов неэффективно и следует переместить капитал в производство молока, а труд – в производство яблок;
г) Следует уменьшить объем использования капитала в обеих отраслях.
2. Предельная норма замещения товара Х товаром У равна 1. Для увеличения производства Х на одну единицу товара надо пожертвовать 3 единицами У. Для увеличения эффективности следует:
a) Сократить производство У и увеличить производство Х;
б) Увеличить производство У и сократить производство Х;
в) Увеличить производство Х и У;
г) Сократить производство Х и У.
3. В экономике производятся товары Х и У. При каком из перечисленных условий достигается эффективная структура выпуска продукции?
a) MRTX,Y=MRSX,Y;
б) MRSX,Y=PX/PY;
в) MRSX,Y должны быть равны для всех потребителей;
г) MRTX,Y=MCX:MCY;
д) MRSX,Y=MCX:MCY.
б) системы здравоохранения;
в) жилищно-коммунального хозяйства городов;
г) транспортной системы.
6. Сторонники классических представлений о рынке, вероятнее всего, выступили бы в поддержку:
а) роста государственного сектора в экономике,
б) введения закона о минимальной заработной плате,
в) роста государственных расходов для стимулирования предложения,
г) политики невмешательства государства в экономику.
7. Допустим, что побочные явления, возникающие при производстве или потреблении товара, не учитываются в его рыночной цене. Тогда можно сделать вывод о том, что
а) ресурсы правильно распределены на рынке;
б) имеет место внешний эффект;
в) общество потребляет и производит нужное количество товара;
г) рынок совершенно конкурентный.
8. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?
а) распределением денежных доходов в обществе;
б) оказывать помощь конкретному потребителю с ограниченными доходами, определяя способы их рационального использования;
в) определять, что и сколько нужно произвести из наличных ресурсов;
г) определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество независимо от вкусов и предпочтений какой-либо группы или всего населения.
9. Неконкурентоспособность и неисключаемость являются характеристиками
а) нормальных товаров;
г) общественных товаров.
10. Внешние эффекты – это неявные следствия производства
а) данной фирмы для другой фирмы;
б) данной фирмы для общества;
в) государственного сектора для данной фирмы;
г) все ответы неверны.
13.1 Внешние эффекты
Внешние эффекты (их еще называют экстерналии (англ. externality) – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.
Как мы показывали в предыдущих главах, цены являются лучшим носителем информации в рыночной экономике, позволяя миллионам покупателям и продавцов получать релевантные сигналы и координировать усилия. Однако при наличии внешних эффектов рыночный механизм дает сбой: ведь цены не отражают интересов всех участников рынка, и рыночное равновесие уже не является эффективным.
Рассмотрим подробнее действие отрицательных и положительных внешних эффектов
Для того, чтобы оценить влияние внешних эффектов на рыночное равновесие, мы обратимся к знакомым графикам спроса и предложения. По главе «Спрос» мы помним, что спрос представляет собой готовность заплатить за товар предельного покупателя, который выбирает между различными вариантами удовлетворения потребительского спроса. То есть спрос отражает частные предельные выгоды (marginal private benefits, MPB). Предложение товара отражает предельные издержки на производства товара производителей, которые имеют ресурсы и делают выбор между производством различных товаров. Кривая предложения отражает предельные частные издержки (marginal private cost, MPC).
При наличии внешних эффектов на рынке существуют неучтенные в цене интересы третьих лиц, экстернами (externalities). Это и есть внешние эффекты: неучтенные предельные выгоды (marginal external benefit, MEB) или неучтенные предельные издержки (marginal external cost, MEC).
13.1.1.Отрицательный внешний эффект в производстве
Наиболее популярный пример отрицательного внешнего эффекта в производстве – это загрязнение окружающей среды. Например, крупный промышленный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу. В результате этого ущемляются интересы многих лиц: люди больше не могу купаться в чистой воде и дышать свежим воздухом, недвижимость и земля в стоящем рядом на берегу реки коттеджном поселке начинает падать, а располагающееся рядом рыбное хозяйство начинает терять уловы рыбы. Ни один из данных эффектов не учтен в цене продукции завода.
В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost, MSC) оказываются больше предельных частных издержек (то есть издержек завода) на величину предельных внешних издержек (то есть на величину внешнего эффекта):
Графически данная ситуация изображается следующим образом:
При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. При этом предельные общественные выгоды равны предельным частным выгодам.
В этом случае равновесие рынка находится в точке, тогда как общественно оптимальное равновесие находится в точке B.
То есть с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.
13.1.2. Отрицательный внешний эффект в потреблении
Также возможна ситуация, когда потребление блага сопровождается отрицательным внешним эффектом для третьих лиц. Классическим примером является прослушиване громкой музыки. В этом случае ваше потребление создает издежрки для соседей.
В этом случае предельные общественные выгоды (marginal social benefit, MSB) оказываются ниже предельных чатсных выгод (marginal private benefit, MPB) на величину предельных внешних выгод (marginal external benefit, MEB).
С точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.
13.1.3. Положительный внешний эффект в производстве
Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.
В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginal private cost) на величину предельных внешних издержек (marginal external cost):
При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.
13.1.4. Положительный внешний эффект в потреблении
Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.
В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginal social benefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginal private benefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginal external benefit):
С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.
Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.
Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация».
Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.
Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.
Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.
«Налог Пигу» увеличивает предельные издержки завода таким образом, чтобы новая цена и объем производства отвечали общественно оптимальным интересам:
В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.
Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза.
13.1.6 Теорема Коуза
Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.
В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений.
Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.
Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.
В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.
Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.
Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.
В нашем примере про завод и рыболовную ферму первоначальное распределение таково: ферма имеет все квоты на загрязнение (потому что ее деятельность не загрязняет воду вообще), завод их не имеет вообще. Теперь, для того, чтобы заводу осуществлять свою деятельность, он должен купить их у фермы. По какой цене ферма будет продавать заводу право загрязнять воздух? Посмотрим на логику действия фермы. Если завод не загрязняет воду, то ферма не несет издержек в результате отрицательного внешнего эффекта. Но в то же время она и ничего не получает от продажи квоты на загрязнение. Когда ферма начинает продавать квоты, то завод может начинать загрязнять воду. В этом случае ферма начнет нести издержки в размере отрицательного внешнего эффекта от загрязнения воды заводом, но, в то же время, начнет получать выручку от продажи заводу разрешений на загрязнение. Если подобных ферм и заводом будет много, и информация об их деятельности будет общедоступной, то цена на загрязнения установится на уровне издержек фермы по установке очистных сооружений. Если же издержки по установке очистных сооружений будут ниже у завода, то он предпочтет не платить ферме за разрешения на загрязнения, а поставить очистные сооружения самостоятельно и не осуществлять загрязнение. В любом случае, будет найдено оптимальное с точки зрения общества решение.
И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.
Внешние эффекты
Понятие и виды внешних эффектов
Рыночные сделки могут сопровождаться воздействиями на лиц, не принимающих в них участия. Если производство сопряжено с загрязнением окружающей среды, то вредному воздействию подвергаются все жители прилегающей территории. Это ведет к росту заболеваемости населения и увеличению его затрат на поддержание здоровья. Когда кто-то, заботясь о собственном здоровье, делает профилактические прививки от инфекционных болезней, то от этого выигрывают все окружающие, которые, получая реальную выгоду, не несут затрат по вакцинации. Перемещения (эффект перелива) части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам называются внешними эффектами или экстерналиями (externalities).
Суть их заключается в том, что они не связаны с рыночными способами взаимодействия и потому не отражаются в цене благ. Они могут быть следствием как производственной деятельности, так и процесса потребления.
Внешние эффекты – это воздействие на третьих лиц, не участвующих в рыночных сделках в виде расходов или выгод, не отраженное в рыночных ценах.
Издержки и выгоды могут быть общественными, частными и внешними (рис. 14.1).
Частные издержки (PC – private costs) – издержки участников рыночной сделки.
Внешние издержки (EC – external costs) – издержки третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.
Общественные издержки (SC – social costs) – общие издержки участвующих в сделке и третьих лиц (рис. 14.1):
Предельные частные, внешние и общественные издержки – дополнительные издержки в результате увеличения производства (ΔQ) (рис. 14.2).
Предельные частные издержки (marginal private costs)
Предельными внешними (marginal external costs)
Предельными общественными издержками (marginal social costs)
Частная выгода (PB – private benefit) – выгода потребителя от рыночной сделки.
Внешняя выгода (EB – external benefit) – выгода третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке.
Общественная выгода (SB – social benefit) – совокупная выгода участвующих в сделке и третьих лиц, не участвующих в сделке:
Предельная частная, внешняя и общественная выгода – дополнительная выгода, вызванная увеличением производства ((ΔQ) (рис. 14.4).
Предельная частная выгода (marginal private benefit):
Предельная внешняя выгода (marginal external benefit):
Предельная общественная выгода (marginal social benefit) (рис. 14.4)
Формы проявления внешних эффектов и вызываемые ими последствия
В зависимости от последствий воздействия рыночных сделок на третьих лиц внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.
Отрицательные внешние эффекты
В случае, когда производство приводит к дополнительным издержкам третьих лиц, не участвующих в сделке, имеют место отрицательные внешние эффекты или экстерналии.
Отрицательный внешний эффект (negative externality) – это издержки третьих лиц, не входящие в цену произведённого блага, возникающие в процессе его использования.
Расходы третьих лиц не включаются в издержки производства, поэтому частные предельные издержки меньше предельных общественных.
Пример отрицательного внешнего эффекта: сброс заводами отходов в водоёмы.
Допустим, выпускается Q* продукции при цене P*. Точка С – точка рыночного равновесия, где спрос (MSB) равен предложению (MPC) (рис. 14.5):
Предельные общественные издержки (MSC) будут равны сумме предельных частных (MPC) и предельных внешних издержек (MEC):
При объёме выпуска Q* совокупные внешние издержки равны (P2 – P*)·Q* – площади заштрихованного прямоугольника на рис. 14.5.
Площадь треугольника BAC – иллюстрация потери эффективности (MPC
Тема 14. Внешние эффекты
Микроэкономическая теория определяет рыночный механизм как наиболее эффективный способ распределения ресурсов. В действительности такая эффективность достигается не всегда. Одной из причин неэффективности распределения ресурсов посредством механизма рынка является наличие внешних эффектов.
14.1. Понятие и виды внешних эффектов
Рыночные сделки могут сопровождаться воздействиями на лиц, не принимающих в них участия. Если производство сопряжено с загрязнением окружающей среды, то вредному воздействию подвергаются все жители прилегающей территории. Это ведет к росту заболеваемости населения и увеличению его затрат на поддержание здоровья. Когда кто-то, заботясь о собственном здоровье, делает профилактические прививки от инфекционных болезней, то от этого выигрывают все окружающие, которые, получая реальную выгоду, не несут затрат по вакцинации. Перемещения (эффект перелива) части издержек или выгод к не участвующим в рыночных сделках лицам называются внешними эффектами или экстерналиями (externalities).
Суть их заключается в том, что они не связаны с рыночными способами взаимодействия и потому не отражаются в цене благ. Они могут быть следствием как производственной деятельности, так и процесса потребления.
Издержки и выгоды могут быть общественными, частными и внешними (рис. 14.1).
Рис. 14.1. Частные, внешние и общественные издержки
Предельные частные издержки (marginal private costs)
Предельными внешними (marginal external costs)
Предельными общественными издержками (marginal social costs)
Рис. 14.2. Предельные частные, внешние и общественные издержки
Рис. 14.3. Общие частные, внешние и общественные выгоды
Предельная частная выгода (marginal private benefit):
Предельная внешняя выгода (marginal external benefit):
Предельная общественная выгода (marginal social benefit) (рис. 14.4)
Рис. 14.4. Предельные частные, предельные внешние и предельные общественные выгоды
14.2. Формы проявления внешних эффектов и вызываемые ими последствия
В зависимости от последствий воздействия рыночных сделок на третьих лиц внешние эффекты могут быть отрицательными и положительными.
Отрицательные внешние эффекты
В случае, когда производство приводит к дополнительным издержкам третьих лиц, не участвующих в сделке, имеют место отрицательные внешние эффекты или экстерналии.
Расходы третьих лиц не включаются в издержки производства, поэтому частные предельные издержки меньше предельных общественных.
Пример отрицательного внешнего эффекта: сброс заводами отходов в водоёмы.
Предельные общественные издержки (MSC) будут равны сумме предельных частных (MPC) и предельных внешних издержек (MEC):
Рис. 14.5. Последствия, вызываемые отрицательным внешним эффектом
При объёме выпуска ) \cdot Рис. 14.6. Последствия, вызываемые положительным внешним эффектом В результате положительного внешнего эффекта цена больше оптимальной, а спрос меньше оптимального. Потери эффективности: ( ) \cdot Позиционные внешние издержки возникают при соревновательной деятельности. Поэтому в случае достижений в деятельности одного участника рынка издержки другого повышаются, а выгоды уменьшаются. При этом предельные общественные издержки больше общественных предельных выгод, что влечёт за собой дополнительное использование факторов производства. Такие внешние эффекты, возникающие в результате соревновательной деятельности и влекущие неоправданные затраты, называются позиционными. Такие негативные последствия внешних эффектов как перепроизводство в случае отрицательных воздействий и недопроизводство в случае положительных можно преодолеть, трансформируя внешние воздействия во внутренние. Английский экономист А.С. Пигу предложил использовать корректирующие налоги в случае отрицательных внешних эффектов и корректирующие субсидии в случае положительных внешних эффектов. Рис. 14.7. Применение налога для регулирования отрицательного внешнего эффекта При этом происходит уменьшение производства до Корректирующий налог заставит фирмы устранять или сокращать отрицательное внешнее воздействие. Корректирующие субсидии могут увеличивать спрос потребителей. Пример: стипендии, социальные выплаты и т.д. Если проводится бесплатная вакцинация, субсидия (S = MEB) повышает спрос на услугу до уровня MSB = MSC (рис. 14.8, а). Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения, тогда происходит сдвиг кривой предложения ( S до SC ) и уменьшаются предельные издержки (рис. 14.8, б). Размер субсидии больше снижения цены. Пример такого регулирования: субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. При данных условиях частные и общественные издержки будут равны, ценность производства вырастет, а права собственности на факторы производства будут устранять внешние эффекты. Однако при наличии транзакционных издержек выгоды от сделки могут быть меньше, чем стоимость получения информации и ведения переговоров. Р. Коуз приводил пример земледельца, который обрабатывает землю и выращивает на ней пшеницу, и скотовода, скот которого может вытоптать угодья. Частные издержки скотовода меньше общественных при условии, что он не несёт ответственности за вытоптанные земли. Р. Коуз говорит в данном случае о том, что вмешательства государства в данном случае не требуется, поскольку земледелец и скотовод могут сами решить проблему. Если скотовод увеличит поголовье скота, он ухудшит положение землевладельца, у которого может быть уничтожена из-за этого часть урожая. Он может потребовать компенсацию у скотовода, который откажется от дополнительного поголовья и производство останется на прежнем уровне. В другом случае скотовод не несёт ответственности за вытоптанные угодья. Тогда земледелец предложит скотоводу средства за отказ от дополнительного скота, при этом у них будет выгода, а производство останется на прежнем уровне. В любом случае при распределении прав собственности производство остается на прежнем уровне, а права будут у земледельца. Р. Коуз в теореме говорит о том, что внешние издержки могут возникнуть лишь тогда, когда права собственности не определены. Если права распределены, внешние эффекты будут интернализированы во внутренние. Р. Коуз не считал внешние эффекты «провалом рынка», так как он считал, что их можно легко преодолеть, если создать чёткие права собственности. Он считал, что с этой проблемой не справляется государство в случае неопределённости прав. Транзакционные издержки должны равняться нулю, в противном случае распределение прав собственности влияет на производство и его эффективность. Заслуга Р. Коуза в том, что его работы стали основой новых направлений экономической теории, в частности, неоинституционального и других. Для определения эффективного уровня вредных выбросов необходимо найти баланс между предельными общественными выгодами (MSB) и предельными общественными издержками (MSC) (рис. 14.9). Рис. 14.9. Определение эффективного уровня вредных выбросов Есть три метода уменьшения вредных выбросов: Например, если государство ставит целью уменьшить выбросы с 1800 до 1300 кг, оно продаст на аукционе 1300 лицензий (каждая на выброс 1 кг отходов). Рис. 14.10. График выбросов отходов Кунцман, М.В. Микроэкономика: курс лекций / М.В. Кунцман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2015.совокупные внешние издержки равны (
— площади заштрихованного прямоугольника на рис. 14.5.
— площадь заштрихованного прямоугольника на рис. 14.6.
Позиционные внешние издержки
14.3. Причина возникновения внешних эффектов
14.4. Регулирование внешних эффектов
Корректирующий налог
Корректирующая субсидия
14.6. Методы уменьшения вредных выбросов