в каком случае заряд второго шарика отрицателен
Контрольная работа по физике Электрические явления 8 класс
Контрольная работа по физике Электрические явления 8 класс с ответами. Контрольная работа представлена в 4 вариантах, в каждом варианте по 8 заданий.
Вариант 1
1. Два легких одинаковых шарика подвешены на шелковых нитях. Шарики зарядили одинаковыми одноименными зарядами. На каком рисунке изображены эти шарики?
1) А
2) Б
3) В
4) А и В
2. Отрицательно заряженной палочкой коснулись стержня электрометра (см. рисунок). Как был заряжен электрометр?
1) отрицательно
2) положительно
3) мог быть заряжен положительно, мог и отрицательно
4) электроскоп не был заряжен
3. В электрическое поле положительно заряженного шара вносят положительно заряженную гильзу. В какой точке поля отклонение гильзы будет минимальным?
4. Два одинаковых электрометра А и В имеют электрические заряды qA = 0 Кл и qВ = +20 Кл соответственно. После соединения электрометров проводником их заряды станут равны
5. Пылинка, имеющая положительный заряд +е, потеряла электрон. Каким стал заряд пылинки?
6. Согласно современным представлениям, ядро атома состоит из
1) электронов и протонов
2) нейтронов и позитронов
3) одних протонов
4) протонов и нейтронов
7. Составьте правильные с физической точки зрения предложения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Если стеклянную палочку потереть о шелк, то палочка приобретет
Б) Атом, захвативший лишний электрон, превращается в
В) У протона
КОНЕЦ
1) положительный заряд
2) отрицательный заряд
3) нет заряда
4) положительный ион
5) отрицательный ион
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Вариант 2
1. На рисунке изображены три пары заряженных легких одинаковых шариков, подвешенных на шёлковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. В каком случае заряд второго шарика может быть отрицательным?
1) А
2) А и Б
3) В
4) А и В
2. Положительно заряженной палочкой коснулись стержня электроскопа. Как был заряжен электроскоп?
1) отрицательно
2) положительно
3) мог быть заряжен положительно, мог и отрицательно
4) электроскоп не был заряжен
3. В электрическое поле положительно заряженного шара вносят положительно заряженную гильзу. В какой точке поля отклонение гильзы будет максимальным?
4. Два одинаковых электрометра А и В имеют электрические заряды qA = 0 Кл и qВ = −20 Кл соответственно. После соединения электрометров проводником их заряды станут равны
5. От капли, имеющей электрический заряд −2е, отделилась капля с зарядом +е. Каков электрический заряд оставшейся части капли?
6. Современная теория описывает атом как
1) однородное электрически нейтральное тело очень малого размера
2) шар из протонов, окружённый слоем электронов
3) сплошной однородный положительно заряженный шар с вкраплениями электронов
4) положительно заряженное малое ядро, вокруг которого движутся электроны
7. Составьте правильные с физической точки зрения предложения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Если стеклянную палочку потереть о шелк, то шелк приобретет
Б) Атом, потерявший один или несколько электронов, превращается в
В) У нейтрона
КОНЕЦ
1) положительный заряд
2) отрицательный заряд
3) нет заряда
4) положительный ион
5) отрицательный ион
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Имеются три одинаковых заряженных шара. Заряды первого и второго из них соответственно равны (−6 мкКл) и 8 мкКл. После того как эти шары были приведены в контакт, а затем разъединены, один из шаров соприкоснулся с третьим шаром, заряд которого стал (−1 мкКл). Чему был равен первоначальный заряд третьего шара? Ответ выразите в микрокулонах (мкКл).
Вариант 3
1. Два легких одинаковых шарика подвешены на шелковых нитях. Шарики зарядили разноименными зарядами. На каком рисунке изображены эти шарики?
1) А
2) Б
3) В
4) А и В
2. Отрицательно заряженной палочкой коснулись стержня электрометра (см. рисунок). Как был заряжен электрометр?
1) отрицательно
2) положительно
3) Мог быть заряжен положительно, мог и отрицательно
4) электроскоп не был заряжен
3. В электрическое поле положительно заряженного шара вносят отрицательно заряженную гильзу. В какой точке поля отклонение гильзы будет максимальным?
4. Два одинаковых электрометра А и В имеют электрические заряды qA = +20 Кл и qВ = +60 Кл соответственно. После соединения электрометров проводником их заряды станут равны
5. К водяной капле, имеющей заряд −3е, присоединилась капля с зарядом −2е. Каким стал электрический заряд капли?
6. Какая из нижеперечисленных частиц обладает положительным зарядом?
1) атом
2) электрон
3) протон
4) нейтрон
7. Составьте правильные с физической точки зрения предложения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Если эбонитовую палочку потереть о мех, то палочка приобретет
Б) Атом, захвативший лишний электрон, превращается в
В) У электрона
КОНЕЦ
1) положительный заряд
2) отрицательный заряд
3) нет заряда
4) положительный ион
5) отрицательный ион
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Вариант 4
1. Пара легких одинаковых шариков, заряды которых равны по модулю, подвешены на шелковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. Какой из рисунков соответствует ситуации, когда заряд второго шарика отрицательный?
1) А
2) Б
3) В
4) А и В
2. Положительно заряженной палочкой коснулись стержня электрометра (см. рисунок). Как был заряжен электрометр?
1) отрицательно
2) положительно
3) мог быть заряжен положительно, мог и отрицательно
4) электроскоп не был заряжен
3. В электрическое поле положительно заряженного шара вносят отрицательно заряженную гильзу. В какой точке поля отклонение гильзы будет минимальным?
4. Два одинаковых электрометра А и В имеют электрические заряды qA = −10 Кл и qВ = +10 Кл соответственно. После соединения электрометров проводником их заряды станут равны
5. Пылинка, имеющая отрицательный заряд −10е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пылинки?
6. Какая из нижеперечисленных частиц обладает отрицательным зарядом?
1) атом
2) электрон
3) протон
4) нейтрон
7. Составьте правильные с физической точки зрения предложения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Если эбонитовую палочку потереть о мех, то мех приобретет
Б) Атом, потерявший один или несколько электронов, превращается в
В) У атома
КОНЕЦ
1) положительный заряд
2) отрицательный заряд
3) нет заряда
4) положительный ион
5) отрицательный ион
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Имеются три одинаковых заряженных шара. Заряды первого и второго из них соответственно равны (−4 мкКл) и 6 мкКл. После того как эти шары были приведены в контакт, а затем разъединены, один из шаров соприкоснулся с третьим шаром, заряд которого стал равен (−3 мкКл). Определите первоначальный заряд третьего шара. Ответ выразите в микрокулонах (мкКл).
Ответы на контрольную работу по физике Электрические явления 8 класс
Вариант 1
1-1
2-2
3-4
4-2
5-3
6-4
7. А1 Б5 В1
8. 3 мг
Вариант 2
1-2
2-1
3-1
4-2
5-2
6-4
7. А2 Б4 В3
8. −3 мкКл
Вариант 3
1-2
2-1
3-1
4-2
5-2
6-3
7. А2 Б5 В2
8. 57 нг
Вариант 4
1-1
2-2
3-4
4-1
5-2
6-2
7. А1 Б4 В3
8. 7 мкКл
В каком случае заряд второго шарика отрицателен
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИКЕ
8 КЛАСС
ТЕМА: «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»
ВАРИАНТ 4
Уровень А
1. Пара легких одинаковых шариков, заряды которых равны по модулю, подвешены на шелковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. Какой из рисунков соответствует ситуации, когда заряд второго шарика отрицательный?
2. Положительно заряженной палочкой коснулись стержня электроскопа (см. рисунок). Как был заряжен электроскоп?
3) Мог быть заряжен положительно, мог и отрицательно
4) Электроскоп не был заряжен
3. В электрическое поле положительно заряженного шара вносят отрицательно заряженную гильзу. В какой точке поля отклонение гильзы будет минимальным?
2) qА = + 10 Кл и qВ = + 10 Кл
3) qА = + 20 Кл и qВ = + 20 Кл
6. Какая из нижеперечисленных частиц обладает отрицательным зарядом?
Уровень В
7. Составьте правильные с физической точки зрения предложения.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНЕЦ
А) Если эбонитовую палочку потереть 1) положительный заряд
о мех, то мех приобретет 2) отрицательный заряд
Б) Атом, потерявший один или несколько 3) нет заряда
электронов, превращается в 4) положительный ион
В) У атома 5) отрицательный ион
А | Б | В |
Уровень С
8. Имеются три одинаковых заряженных шара. Заряды первого и второго из них соответственно равны (-4 мкКл) и 6 мкКл. После того, как эти шары были приведены в контакт, а затем разъединены, один из шаров соприкоснулся с третьим шаром, заряд которого стал равен (-3 мкКл). Определите первоначальный заряд третьего шара. Ответ выразите в микрокулонах (мкКл).
Подготовка к ЕГЭ (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
8. ЭЛЕКТРОСТАТИКА (с ответами)
1. Взаимодействие зарядов
Два легких одинаковых шарика подвешены на шелковых нитях. Шарики зарядили одинаковыми одноименными зарядами. На каком рисунке изображены эти шарики?
Два легких одинаковых шарика подвешены на шелковых нитях. Шарики зарядили одинаковыми отрицательными зарядами. На каком рисунке изображены эти шарики?
Два легких одинаковых шарика подвешены на шелковых нитях. Шарики зарядили разноименными зарядами. На каком рисунке изображены эти шарики?
Пара легких одинаковых шариков, заряды которых равны по модулю, подвешены на шелковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. Какой из рисунков соответствует ситуации, когда заряд 2-ого шарика отрицателен?
На рисунке изображены три пары заряженных легких одинаковых шариков, подвешенных на шелковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. В каком случае заряд 2-ого шарика может быть отрицателен?
Два одинаковых легких шарика, заряды которых равны по модулю, подвешены на шелковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. Какой (-ие) из рисунков соответствует(-ют) ситуации, когда заряд 2-го шарика отрицателен?
Два точечных заряда будут отталкиваться друг от друга только в том случае, если заряды
1) одинаковы по знаку и любые по модулю
2) одинаковы по знаку и обязательно одинаковы по модулю
3) различны по знаку и любые по модулю
4) различны по знаку, но обязательно одинаковы по модулю
Два точечных заряда притягиваются друг к другу только в том случае, если заряды
1) одинаковы по знаку и любые по модулю
2) одинаковы по знаку и обязательно одинаковы по модулю
3) различны по знаку и любые по модулю
4) различны по знаку, но обязательно одинаковы по модулю
В опыте (см. рис.) ученик изучает взаимодействие неподвижных заряженных шариков. Для того чтобы определить знак заряда шарика, висящего на нити, необходимо знать
2) величину максимального угла
3) массу шарика на нити
4) знак заряда шарика, расположенного на стойке
В опыте (см. рис.) ученик изучает статическое взаимодействие заряженных шариков. Для того чтобы определить знак заряда шарика, висящего на нити, необходимо знать
1) длину нити и максимальный угол ее отклонения от вертикали
2) массу шарика, подвешенного на нити, и период колебания шарика
3) знак заряда шарика, располо-женного на стойке
4) массу шарика, подвешенного на нити, и длину нити
Ученик во время опыта по изучению взаимодействия металлического шарика, подвешенного на нити, с положительно заряженным пласт-массовым шариком, расположенным на стойке, зарисовал в тетради наблюдаемое явление: нить с шариком отклонилась от вертикали на угол . На основании рисунка можно утверждать, что метал-лический шарик
1) заряжен положительно
3) заряжен отрицательно
4) заряжен, но однозначно определить его знак невозможно
1) заряжен положительна
2) заряжен отрицательно
4) заряжен, но знак его определить невозможно
Какое утверждение о взаимодействии трех изображенных на рисунке заряженных частиц является правильным?
1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 отталкиваются
1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются, 1 и 3 отталкиваются
1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 притягиваются
1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются, 1 и 3 притягиваются
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда
1. Если стеклянную палочку потереть о шёлк или бумагу, то она приобретёт способность притягивать лёгкие тела, например бумажки, волосы и пр. Тот же эффект можно наблюдать, если поднести к лёгким предметам эбонитовую палочку, потертую о мех. Тела, которые в результате трения приобретают способность притягивать другие тела, называют наэлектризованными или заряженными, а явление приобретения телами электрического заряда называют электризацией.
Подвесив на двух нитях лёгкие шарики из фольги и коснувшись каждого из них стеклянной палочкой, потёртой о шёлк, можно увидеть, что шарики оттолкнутся друг от друга. Если потом коснуться одного шарика стеклянной палочкой, потёртой о шёлк, а другого эбонитовой палочкой, потёртой о мех, то шарики притянутся друг к другу. Это означает, что стеклянная и эбонитовая палочки при трении приобретают заряды разных знаков, т.е. в природе существуют два рода электрических зарядов, имеющих противоположные знаки: положительный и отрицательный. Условились считать, что стеклянная палочка, потёртая о шёлк, приобретает положительный заряд, а эбонитовая палочка, потёртая о мех, приобретает отрицательный заряд.
Из описанного опыта также следует, что заряженные тела взаимодействуют друге другом. Такое взаимодействие называют электрическим. При этом одноимённые заряды, т.е. заряды одного знака, отталкиваются друг от друга, а разноимённые заряды притягиваются друг к другу.
На явлении отталкивания одноимённо заряженных тел основано устройство электроскопа — прибора, позволяющего определить, заряжено ли данное тело (рис. 77), и электрометра, прибора, позволяющего оценить значение электрического заряда (рис. 78).
Если заряженным телом коснуться стержня электроскопа, то листочки электроскопа разойдутся, поскольку они приобретут заряд одного знака. То же произойдёт со стрелкой электрометра, если коснуться заряженным телом его стержня. При этом, чем больше заряд, тем на больший угол отклонится стрелка от стержня.
2. Из простых опытов следует, что сила взаимодействия между заряженными телами может быть больше или меньше в зависимости от величины приобретённого заряда. Таким образом, можно сказать, что электрический заряд, с одной стороны, характеризует способность тела к электрическому взаимодействию, а с другой стороны, является величиной, определяющей интенсивность этого взаимодействия.
Заряд обозначают буквой \( q \) , за единицу заряда принят кулон: \( [q] \) = 1 Кл.
3. Электрон — частица, входящая в состав атома. В истории физики существовало несколько моделей строения атома. Одна из них, позволяющая объяснить ряд экспериментальных фактов, в том числе явление электризации, была предложена Э. Резерфордом. На основании проделанных опытов он сделал вывод о том, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого по орбитам движутся отрицательно заряженные электроны. У нейтрального атома положительный заряд ядра равен суммарному отрицательному заряду электронов. Ядро атома состоит из положительно заряженных протонов и нейтральных частиц нейтронов. Заряд протона по модулю равен заряду электрона. Если из нейтрального атома удалены один или несколько электронов, то он становится положительно заряженным ионом; если к атому присоединяются электроны, то он становится отрицательно заряженным ионом.
Знания о строении атома позволяют объяснить явление электризации трением. Электроны, слабо связанные с ядром, могут отделиться от одного атома и присоединиться к другому. Это объясняет, почему на одном теле может образоваться недостаток электронов, а на другом — их избыток. В этом случае первое тело становится заряженным положительно, а второе — отрицательно.
4. Если потереть незаряженные стеклянную и эбонитовую пластинки друг о друга и затем внести их по очереди в полый шар, надетый на стержень электрометра, то электрометр зафиксирует наличие заряда и у стеклянной, и у эбонитовой пластинки. При этом можно показать, что пластинки будут иметь заряд противоположных знаков. Если в шар внести обе пластины стрелка электрометра останется на нуле. Подобное можно обнаружить, если потереть эбонитовую палочку о мех: мех, так же как и палочка, будет заряжен, но зарядом противоположного знака.
В результате трения электроны перешли со стеклянной пластины на эбонитовую, и стеклянная пластина оказалась заряженной положительно (недостаток электронов), а эбонитовая отрицательно (избыток электронов). Таким образом, при электризации происходит перераспределение заряда, электризуются оба тела, приобретая равные по модулю заряды противоположных знаков.
При этом алгебраическая сумма электрических зарядов до и после электризации остаётся постоянной: \( q_1+q_2+…+q_n=const \) .
В описанном опыте \( q_n \) алгебраическая сумма зарядов пластин до и после электризации равна нулю.
Записанное равенство выражает фундаментальный закон природы — закон сохранения электрического заряда. Как и любой физический закон, он имеет определённые границы применимости: он справедлив для замкнутой системы тел, т.е. для совокупности тел, изолированных от других объектов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть 1
1. Если массивную гирю поставить на пластину из изолятора и соединить с электрометром, а затем несколько раз ударить по ней куском меха, то гиря приобретёт отрицательный заряд и стрелка электрометра отклонится. При этом кусок меха приобретёт заряд
1) равный нулю
2) положительный, равный по модулю заряду гири
3) отрицательный, равный заряду гири
4) положительный, больший по модулю заряда гири
2. Два точечных заряда будут притягиваться друг к другу, если заряды
1) одинаковы по знаку и любые по модулю
2) одинаковы по знаку и обязательно одинаковы по модулю
3) различны по знаку, но обязательно одинаковы по модулю
4) различны по знаку и любые по модулю
3. На рисунках изображены три пары одинаковых лёгких заряженных шариков, подвешенных на шёлковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. В каком(-их) случае(-ях) заряд второго шарика может быть отрицателен?
1) только А
2) А и Б
3) только В
4) А и В
4. Ученик во время опыта по изучению взаимодействия металлического шарика, подвешенного на шёлковой нити, с положительно заряженным пластмассовым шариком, расположенным на изолирующей стойке, зарисовал в тетради наблюдаемое явление: нить с шариком отклонилась от вертикали на угол \( \alpha \) . На основании рисунка можно утверждать,что металлический шарик
1) имеет положительный заряд
2) имеет отрицательный заряд
3) не заряжен
4) либо не заряжен, либо имеет отрицательный заряд
5. Отрицательно заряженное тело отталкивает подвешенный на нити лёгкий шарик из алюминиевой фольги. Заряд шарика:
A. положителен
Б. отрицателен
B. равен нулю
Верными являются утверждения:
1) только Б
2) Б и В
3) А и В
4) только В
6. Металлический шарик 1, укреплённый на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд \( +q \) , приводят поочерёдно в соприкосновение с двумя такими же изолированными незаряженными шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках.
Какой заряд в результате приобретёт шарик 2?
10. На рисунке изображены точечные заряженные тела. Тела А и Б имеют одинаковый отрицательный заряд, а тело В равный им по модулю положительный заряд. Каковы модуль и направление равнодействующей силы, действующей на заряд Б со стороны зарядов А и В?
1) \( F=F_А+А_В \) ; направление 2
2) \( F=F_А-А_В \) ; направление 2
3) \( F=F_А+А_В \) ; направление 1
4) \( F=F_А-А_В \) ; направление 1
11. Из перечня приведённых ниже высказываний выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.
1) Сила взаимодействия между электрическими зарядами тем больше, чем больше расстояние между ними.
2) При электризации трением двух тел их суммарный заряд равен нулю.
3) Сила взаимодействия между электрическими зарядами тем больше, чем больше заряды.
4) При соединении двух заряженных тел их общий заряд будет меньше, чем алгебраическая сумма их зарядов до соединения.
5) При трении эбонитовой палочки о мех заряд приобретает только эбонитовая палочка.
12. В процессе трения о шёлк стеклянная линейка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на линейке и шёлке при условии, что обмен атомами при трении не происходил? Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
A) количество протонов на шёлке
Б) количество протонов на стеклянной линейке
B) количество электронов на шёлке
ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась