в каком случае застрахованный не направляется на освидетельствование переосвидетельствование тест
Статья 13. Освидетельствование, переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 118-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 13. Освидетельствование, переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона
1. Освидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится по обращению страховщика, страхователя или застрахованного либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании.
2. Переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производится в установленные этим учреждением сроки. Переосвидетельствование застрахованного может производиться досрочно по заявлению застрахованного либо по обращению страховщика или страхователя. В случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы указанное заключение может быть обжаловано застрахованным, страховщиком, страхователем в суд.
Уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки влечет утрату права на обеспечение по страхованию до прохождения им указанного переосвидетельствования.
ГАРАНТ:
Согласно письму Минтруда РФ и ФСС России от 9 февраля 2000 г. NN 781-АО, 02-08/10-32611 в случае пропуска пострадавшим очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) за пропущенный период определяется учреждением МСЭ при наличии направления страхователя или страховщика
Энциклопедия судебной практики. Освидетельствование, переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы (Ст. 13 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Энциклопедия судебной практики
Освидетельствование, переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
(Ст. 13 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
1. Учреждение медико-социальной экспертизы не производит освидетельствование лиц, не являющихся субъектами обязательного социального страхования
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Т. получил повреждение здоровья не в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, а также не является лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Отказывая в удовлетворении требований, суд верно исходил из того, что направление из медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в учреждения медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности не поступало, поэтому законных оснований для проведения экспертизы по определению степени утраты профессиональной трудоспособности истцу ФКУ «ГБ МСЭ» Минтруда России не имелось.
2. Принудительное освидетельствование застрахованного лица в учреждении медико-социальной экспертизы не предусмотрено
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 года N 789, принудительное освидетельствование застрахованного не предусмотрено.
3. Суд вправе обязать застрахованное лицо пройти переосвидетельствование в учреждении медико-социальной экспертизы
Суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца, поскольку законом предусмотрено право страховщика направлять застрахованного на переосвидетельствование, а у застрахованного имеется обязанность пройти такое переосвидетельствование.
4. Застрахованное лицо вправе самостоятельно обратиться за освидетельствованием в учреждение медико-социальной экспертизы
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 14.08.2014 по делу N 33-8967/2014
Как указал Верховный суд [Определение Верховного суда РФ от 8 апреля 2003 г. N КАС 03-132], предусмотренная пунктом 28 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789, возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности в рассматриваемом этим пунктом случае за прошлое время (за пропущенный период) обусловлена наличием направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда (судьи). Самостоятельное же обращение самого застрахованного за переосвидетельствованием с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности за прошлое время в случае пропуска срока очередного переосвидетельствования согласно этому пункту Правил не является достаточным основанием для такого установления степени утраты трудоспособности за прошлое время. Однако такое положение нормативного акта не соответствует ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которой освидетельствование, как и переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы, производится и по обращению застрахованного.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит вывод суда в части наличия у истца права на освидетельствование за период, предшествующий его первому освидетельствованию, правильным.
5. Наличие у застрахованного лица права самостоятельно обратиться за освидетельствованием в учреждение медико-социальной экспертизы не освобождает его от соблюдения установленного порядка такого обращения
И Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (статья 13), и Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности установлено право потерпевшего самостоятельно обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы для освидетельствования.
Вместе с тем наличие права самостоятельного обращения не освобождает лицо от обязанности соблюсти установленный нормативно-правовыми актами порядок обращения, в частности приложить направление учреждения здравоохранения по утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации форме.
6. Учреждение медико-социальной экспертизы не вправе отказывать застрахованному лицу в установлении степени утраты подтвержденной профессиональной трудоспособности без проведения медицинского обследования
ГБ МСЭ, в нарушение установленного законом порядка, очередное переосвидетельствование в отношении Б. фактически не произвели. В установлении процента утраты профессиональной трудоспособности ему было отказано письмом.
Признавая незаконными заключение Клиники Учреждения Российской академии медицинских наук научно-исследовательского института, отказ ФГУ «ГБ МСЭ» в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, обязывая ФГУ «ГБ МСЭ » установить Б. процент утраты профессиональной трудоспособности в соответствии с действующим законодательством, суд правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком был нарушен порядок очередного освидетельствования, не проведено медицинское обследование, незаконно отказано истцу в установлении степени утраты профессиональной трудоспособности, так как причинная связь между заболеванием и исполняемой истцом работой была установлена решениями судов, вступившими в законную силу.
7. Отделение ФСС РФ вправе обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы с запросом о правомерности выдачи заключения
В силу п. 2 ст. 13 Закона N 125-ФЗ в случае несогласия застрахованного, страховщика, страхователя с заключением учреждения медико-социальной экспертизы указанное заключение может быть обжаловано застрахованным, страховщиком, страхователем в суд (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ).
В связи с этим мнение заявительницы о том, что Отделение ФСС РФ не может обратиться в учреждение МСЭ с запросом о правомерности выдачи спорного заключения, в т.ч. во внесудебном порядке, необоснованно.
8. При уклонении застрахованного лица от профессиональной реабилитации установленная ему степень утраты трудоспособности увеличению не подлежит
Ссылаясь на то, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться из способности пострадавшего выполнять работу по прежней специальности или должности, а также на то, что он выполнять работу каменщика 5 разряда не может, М. просил суд отменить заключение Специализированного профпатологического бюро медико-социальной экспертизы об установлении ему 40% утраты профессиональной трудоспособности и установить 100% утраты профессиональной трудоспособности.
При рассмотрении дела судом установлено, что от профессиональной реабилитации М. систематически уклонялся.
Способность М. использовать свои профессиональные навыки подтверждается тем, что в 2002 году он был принят на работу в качестве электрика.
На основании п. 19 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 N 789 в случае уклонения (отказа) пострадавшего от выполнения рекомендованных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.
При указанных обстоятельствах решение Специализированного профпатологического бюро МСЭ об установлении М. утраты профессиональной трудоспособности правильно признано судом законным и обоснованным.
9. Статья 13 ФЗ N 125-ФЗ не запрещает учреждению МСЭ при осуществлении функции контроля самостоятельно устанавливать сроки проведения переосвидетельствования застрахованного и не определяет основания для его проведения
Пункт 2 статьи 13 данного Федерального закона предусматривает в качестве общего правила, носящего императивный характер, что переосвидетельствование застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы производиться в установленные этим учреждением сроки и определяет последствия уклонения застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования, тем самым закрепляет полномочие учреждений медико-социальной экспертизы действовать властно-обязывающим образом.
Данная норма, предоставляя участникам отношений по обязательному страхованию право на обращение с заявлением о проведении переосвидетельствования досрочно, не содержит положений, запрещающих главному бюро и Федеральному бюро при осуществлении функции контроля самостоятельно устанавливать сроки проведения переосвидетельствования застрахованного и не определяет основания для его проведения.
10. Заключение МСЭ обжалуется в суде общей юрисдикции
Формулировка пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», на который ссылается заявитель, указывает на то, что заключение медико-социальной экспертизы обжалуется в суд.
Неуказание суда конкретной системы судов Российской Федерации не означает, что имеется в виду арбитражный суд, а изложенное выше не позволяет прийти к выводу, что таковым является арбитражный суд.
Самостоятельное обращение самого застрахованного за переосвидетельствованием с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности за прошлое время в случае пропуска срока очередного переосвидетельствования согласно этому пункту Правил не является достаточным основанием для такого установления степени утраты трудоспособности за прошлое время.
Однако такое положение нормативного акта не соответствует ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», согласно которой освидетельствование, как и переосвидетельствование застрахованного учреждением, медико-социальной экспертизы производится и по обращению застрахованного.
Учитывая публичный характер правоотношений, из которых возникло настоящее дело по нормоконтролю, суд обязан был проверить оспоренный заявителем пункт 28 Правил на соответствие требованиям закона в полном объеме, не ограничиваясь лишь доводами самого заявителя.
Ныне действующим Гражданским процессуальным кодексом РФ прямо предусмотрено, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. III ст. 246 ГПК РФ).
Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 октября 2000 года N 789, которым утвердило Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 33 этих Правил фактически воспроизводит положение пункта 2 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» о праве всех участников страховых отношений в случае их несогласия с заключением учреждения медико-социальной экспертизы обжаловать его в суд.
Рассмотрение таких дел подведомственно судам общей юрисдикции.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на май 2020 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Закон об обязательном страховании от несчастных случаев» использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО «Центр экономических экспертиз «Налоги и финансовое право», а также С. Кошелевым.
Освидетельствование и переосвидетельствование пострадавших
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Освидетельствование застрахованных в соответствии со статьей 13 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ производится учреждениями медико-социальной экспертизы по обращению страховщика, страхователя или застрахованного лица либо по определению судьи (суда) при представлении акта о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном заболевании. Сроки переосвидетельствования устанавливаются учреждением, его производящим, однако по обращению страховщика или страхователя переосвидетельствование может производиться досрочно. В случае уклонения застрахованного от переосвидетельствования в установленные сроки без уважительной причины, он теряет право на обеспечение по страхованию до прохождения переосвидетельствования.
Представители исполнительного органа ФСС РФ на основании совместного Письма Минтруда Российской Федерации №781-АО и ФСС РФ №02-08/10-326П от 9 февраля 2000 года имеют право принимать участие в освидетельствовании (переосвидетельствовании) пострадавшего, определении нуждаемости его в дополнительных видах помощи, обучении (переобучении). Учреждение медико-социальной экспертизы определяет нуждаемость пострадавшего в дополнительных видах помощи, как в период временной нетрудоспособности, так и при решении вопросов о стойкой утрате трудоспособности, в том числе профессиональной.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года №789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» освидетельствование пострадавшего проводится в учреждении медико-социальной экспертизы по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
Если в соответствии с заключением учреждения здравоохранения пострадавший по состоянию здоровья не может явиться в учреждение медико-социальной экспертизы, то освидетельствование может проводиться на дому или в стационаре, где пострадавший находится на лечении.
Для освидетельствования работодатель должен представить в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.
Учреждение здравоохранения проводит необходимые диагностические, лечебные, реабилитационные мероприятия. По их результатам пострадавшему выдается направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.
Если пострадавший отказывается от дополнительного обследования, решение о степени утраты профессиональной трудоспособности выносится на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте освидетельствования пострадавшего.
Степень утраты профессиональной способности пострадавшего определяется на основе полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего. При этом производится оценка его профессиональных способностей, психофизиологических возможностей, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, в том же объеме и того же качества либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
Специально созданными производственными условиями считаются:
ü индивидуальные нормы выработки;
ü дополнительные перерывы в работе;
ü соответствующие санитарно-гигиенические условия;
ü оснащение рабочего места специальными техническими средствами;
ü проведение систематических медицинских наблюдений;
ü другие мероприятия.
Экспертное решение о степени утраты профессиональной трудоспособности принимается в присутствии пострадавшего простым большинством голосов специалистов, проводивших освидетельствование.
Если вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности в виде резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности на сто процентов.
Примеры клинико-функциональных критериев установления 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности, определяющих полную утрату профессиональной трудоспособности, являющиеся выраженными нарушениями статодинамической функции, приведены в пункте 21 Временных критериев №56.
Если пострадавший вследствие выраженного нарушения функций организма может выполнять работу лишь в специально созданных условиях, то устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 70 до 90 процентов.
Если пострадавший может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, то степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается от 40 до 60 процентов.
При этом согласно пункту 25 Временных критериев №56 степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с умеренными нарушениями функций организма устанавливается в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда:
«а) 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:
если пострадавший может выполнять работу по профессии, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;
если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;
если пострадавший может выполнять легкие неквалифицированные виды труда с использованием профессиональных знаний, умений и навыков;
если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на четыре категории тяжести;
б) 50 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:
если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на три тарификационных разряда;
если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности (на 0,5 ставки);
если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на три категории тяжести;
в) 40 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:
если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности;
если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда;
если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на два тарификационных разряда;
если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на две категории тяжести».
Один из граждан Российской Федерации обратился в Верховный суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункт «а» пункта 25 Временных критериев №56 в части абзаца 2 и 4. По мнению заявителя, данные положения нормативного правового акта противоречат Федеральному закону и нарушают его права на социальное обеспечение в связи с инвалидностью.
Из определения Верховного суда Российской Федерации от 3 февраля 2004 года №КАС04-1 вытекает следующее. Статьей 3 Закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ установлены понятия профессиональной трудоспособности и степени утраты профессиональной трудоспособности. Профессиональная трудоспособность это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества. Степень утраты профессиональной трудоспособности это выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Из данных норм закона следует, что степень утраты профессиональной трудоспособности выражается в стойком снижении способности застрахованного лица выполнять работу той квалификации, объема и качества, как и до наступления страхового случая. Суд, проанализировав данные нормы закона, пришел к правильному выводу о том, что степень утраты профессиональной трудоспособности лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве (профессионального заболевания), должна определяться исходя из его способности осуществлять не любую трудовую деятельность, а только по той конкретной профессии, по которой выполнялась работа до наступления страхового случая.
По мнению суда, этот вывод согласуется с пунктом 1 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), который позволяет при определении размера подлежащего возмещению вреда учитывать степень утраты общей трудоспособности лишь при отсутствии профессиональной трудоспособности, то есть только в тех случаях, когда потерпевший не работал и не имел специальности, квалификации.
Закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), то есть применяется в отношении лиц, утративших профессиональную трудоспособность, и не распространяется на случаи, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 1086 ГК РФ может учитываться степень утраты общей трудоспособности.
Временные критерии №56 изданы в развитие Закона от 28 июля 1998 года №125-ФЗ и не могут устанавливать для целей определения размера вреда, причиненного утратой профессиональной трудоспособности, критерии, относящиеся к общей трудоспособности.
Оспариваемый абзац 2 подпункта «а» пункта 25 Временных критериев №56 предусматривает, что 60 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается, если пострадавший утратил профессию и может выполнять легкие неквалифицированные виды труда. Данная норма, по сути, предписывает при определении размера возмещения вреда учитывать степень утраты общей трудоспособности, то есть способности к труду вообще, а не по прежней профессии. Такое предписание противоречит пункту 1 статьи 1086 ГК РФ и названному Федеральному закону, связывающему размер возмещения вреда лишь со степенью утраты профессиональной трудоспособности.
Обстоятельство, что легкие неквалифицированные виды труда содержат все признаки профессионального труда, не опровергает вывод суда. Это обстоятельство имеет значение при определении степени утраты профессиональной трудоспособности потерпевших, основным родом трудовой деятельности которых являлся неквалифицированный труд. Критерии определения степени утраты трудоспособности таких лиц установлены, в частности, в абзаце 4 подпункта «а» пункта 25 Временных критериев №56, признанном судом соответствующим федеральному закону.
В решении суда правильно указано на то, что в силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должности, специальности, профессии или конкретной трудовой функции относится к существенным условиям трудового договора, которые могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.
Исходя из этого, степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от его способности осуществлять трудовую деятельность по той профессии, которая предусмотрена условиями заключенного с ним трудового договора (контракта), а не по другой профессии, по которой застрахованный может выполнять работу с учетом сохранившейся у него общей трудоспособности.
Если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, то устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.
При этом согласно пункту 28 Временных критериев №56 степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим, имеющим незначительные нарушения функций организма вследствие производственных травм или профессиональных заболеваний, определяется в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда:
«а) 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:
если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением квалификации на один тарификационный разряд,
если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на одну категорию тяжести,
если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки);
б) 20 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случае, если пострадавший может выполнять работу со снижением объема профессиональной деятельности на 1/5 часть прежней загрузки;
в) 10 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случае если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением объема профессиональной деятельности на 1/10 часть прежней загрузки».
При повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях степень утраты профессиональной трудоспособности определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в совокупности не может превышать сто процентов.
В случае уклонения или отказа пострадавшего от выполнения рекомендованных реабилитационных мероприятий вопрос о степени утраты профессиональной трудоспособности рассматривается с учетом возможности выполнять любую трудовую деятельность.
Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение. В случае необходимости эти специалисты дают разъяснения пострадавшему или его представителю.
Выписка из акта освидетельствования с указанием степени утраты профессиональной трудоспособности, а также программа реабилитации пострадавшего направляются работодателю в трехдневный срок после оформления либо выдаются пострадавшему, если освидетельствование было проведено по его обращению.
Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Срок переосвидетельствования пострадавшего при определении степени утраты профессиональной трудоспособности устанавливается через шесть месяцев, один год или два года на основе оценки состояния здоровья пострадавшего.
Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего устанавливается бессрочно в случае необратимых последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания со стойким нарушением профессиональных способностей и возможностей выполнения производственной деятельности.
Более подробно с вопросами, касающимися взносов на страхование от несчастных случаев, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве».