в каком соотношении находятся государство и политическая система
Государство и политическая система общества, их соотношение и взаимосвязь
Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.
Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической субстанции находится в постоянном движении. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
Значение и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие аспекты их соотношения.
2. Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках учреждаются политические института, определяются полномочия структурных элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимосвязи между государственности органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами.
Иначе говоря; право выступает в качестве и целесообразного средства регулирования наиболее важных общественных отношений.
3. Право своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.
5. Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом, обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они рассчитаны на длительное по времени существование и реализуются в строго регламентированных процессуальных формах.
Государство в политической системе общества
Понятие, структура и функции политической системы общества
Среди множества существующих в научной литературе определений понятий «политическая система» нам представляется наиболее полным определение, которое дано профессором А.В. Малько:
Политическая система – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,
В политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.
Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, признанных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.
В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности:
1. Институционный (организационный) элемент. Является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (общественные организации, фонды, органы общественной самодеятельности и др.) политические партии – как специфический субъект и др.
2. Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах, политические партий; нормы права содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др.; политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старшими депутатом);
3. Функциональный элемент. Раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (политические действия – проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы – процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.); акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы (например, фактическое выдвижение кандидат в выборные государственные органы – есть акт реализации функций политической партии);
4. Идеологический элемент. Включает в себя теории, представления, понятие об основе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.;
5. Коммуникативный элемент. Включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводиться информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.
При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.
Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:
В юридической литературе, в зависимости от различных оснований выделяют следующие виды политических систем;
1. По видам правовых культур политические системы делятся на:
2. В зависимости от характера политического режима делятся на демократические и антидемократические.
3. По видам политических культур, политические системы делятся на:
а) англо-американскую систему;
б) континентально-европейские системы;
в) доиндустриальные и частично индустриальные;
г) тоталитарные системы.
4. По степени участия граждан в политическом процессе выделяют следующие политические системы:
Кроме того системы подразделяются на открытые, т.е. имеющие динамическую структуру и широкие связи с другими системами и закрытые, т.е. имеющие жестко фиксированную структуру и характеризующаяся минимальными связями с внешней средой.
Говоря о сущности политической системы общества, следует заметить, что она наиболее ярко проявляется в ее функциях. В юридической литературе выделяют следующие функции политической системы:
Место и роль государства в политической системе общества
Говоря о роли и месте государства в политической системе общества, следует отметить, что рассмотрение данной проблемы в современных условиях имеет огромную теоретическую и практическую значимость, поскольку данные вопросы тесно связаны с определением соотношения политической системы общества и государства, выявлением экономических и социальных органов, влияющих на определенные его места и роли в политической системе общества.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что государство нельзя отожествлять с политической системой, его следует рассматривать в качестве важной составной части политической системы, входящей в нее не как совокупность разрозненных органов, а как целостный политический институт.
Следует также отметить, что в отечественной и зарубежной литературе исследованию вопросов, касающихся различных сторон внутренней организации и деятельности государства, уделяется значительное внимание. Этот обусловлено следующими обстоятельствами:
Таким образом, указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что государство – основной элемент политической системы общества.
Кроме того, основное место и роль государства в политической системе общества обусловлены рядом особенностей:
Следует также отметить, что занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Поэтому чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества может привести к беззаконию и произволу. В этой связи важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.
Заметим, что нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулированием деятельности политических партий и общественных организация, которые выражаются в том, что:
Таким образом, политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем устремлений определенного класса, представляет собой добровольную общность людей, объединенных идеологически и организованно, имеющих целью завоевать, удерживать и использовать государственную власть для реализации своих основных интересов.
Соотношение политической системы общества и государства
Одним из центральных вопросов, связанных с политической системой общества, является вопрос о соотношении политической системы общества с государством. Как правило, при исследовании роли государства в политической системе говорится о том, что государство занимает центральное место среди политических институтов.
В отечественной науке теории государства и права долгое время преобладало убеждение в том, что государство является ядром политической системы общества. В той или иной степени данная точка зрения преобладает и в настоящее время. Однако в подходах марксистской науки и современной теории государства и права есть существенные различия. Так, представители марксистского течения утверждали, что государство должно отмереть по мере перехода от социалистических к коммунистическим отношениям. В то же время по мере развития культа личности И.В. Сталина и соответствующего усиления роли государства происходит формирование взглядов, согласно которым государство должно отмереть по мере своего усиления: имеется в виду, что социалистическое государство развитого типа должно отмереть именно в тот момент, когда социализм достигнет апогея в своем развитии, а государство будет достаточно сильным.
В конце 80-х гг. ХХ в. в России получают развитие и иные теории, трактующие место и роль государства в политической системе общества. Так, согласно либеральной теории государство должно выполнять роль «ночного сторожа», т.е. минимально вмешиваться в общественные отношения. По мере развития рыночных отношений роль государства должна существенно снизиться.
Наука теории государства и права России начала ХХ! в. в большей степени тяготеет к отстаиванию этатистских позиций, согласно которым государство не должно уходить из большинства сфер жизни общества. В политической сфере именно государство имеет шанс сплотить вокруг себя общество; государство должно брать на себя заботу о том, чтобы соблюдались общие для всех правила игры, особенно в экономической сфере; чтобы обеспечить определенный жизненный уровень тех лиц, которые не могут сами себя обеспечить.
Государство выступает как основа политической организации общества. Государство — это субъект политических отношений, в определенной степени — объект, по поводу обладания которым разворачивается политическая борьба, а также сама арена политической борьбы. Кроме того, именно государство устанавливает нормы, по которым должны действовать другие субъекты политической системы, контролирует их деятельность, а в отдельных случаях стимулирует процесс создания объединений для выражения интересов определенных социальных групп.
При этом государство выступает как ядро политической системы, как институт, объединяющий все общество. Это объясняется тем, что: только государство является официальным представителем всего общества; может использовать государственное принуждение к нарушителям требований норм, обладает верховенством и полнотой; правотворчеством в основном объеме занимается только государство; государственная власть универсальна, публична, она осуществляется на профессиональной основе; только государство имеет географические пределы, на которые она распространяет свою власть.
Государство определяет нормы, по которым должны функционировать общественные объединения и другие субъекты политической системы, контролирует их деятельность, создает определенные условия для их развития.
В науке также предлагается (М.Н. Марченко) различать основной элемент политической системы (государство) и центральный (личность). При таком подходе центром притяжения политической системы выступает личность, от которой (от которых) зависит принятие политических решений.
Политическая система общества подразумевает наличие структуры политических отношений, в которых участвуют государство, политические партии, общественно-политические движения, некоторые неполитические организации.
Соотношение политической системы общества и государства
Одним из центральных вопросов, связанных с политической системой общества, является вопрос о соотношении политической системы общества с государством. Как правило, при исследовании роли государства в политической системе говорится о том, что государство занимает центральное место среди политических институтов.
В отечественной науке теории государства и права долгое время преобладало убеждение в том, что государство является ядром политической системы общества. В той или иной степени данная точка зрения преобладает и в настоящее время. Однако в подходах марксистской науки и современной теории государства и права есть существенные различия. Так, представители марксистского течения утверждали, что государство должно отмереть по мере перехода от социалистических к коммунистическим отношениям. В то же время по мере развития культа личности И.В. Сталина и соответствующего усиления роли государства происходит формирование взглядов, согласно которым государство должно отмереть по мере своего усиления: имеется в виду, что социалистическое государство развитого типа должно отмереть именно в тот момент, когда социализм достигнет апогея в своем развитии, а государство будет достаточно сильным.
В конце 80-х гг. ХХ в. в России получают развитие и иные теории, трактующие место и роль государства в политической системе общества. Так, согласно либеральной теории государство должно выполнять роль «ночного сторожа», т.е. минимально вмешиваться в общественные отношения. По мере развития рыночных отношений роль государства должна существенно снизиться.
Наука теории государства и права России начала ХХ! в. в большей степени тяготеет к отстаиванию этатистских позиций, согласно которым государство не должно уходить из большинства сфер жизни общества. В политической сфере именно государство имеет шанс сплотить вокруг себя общество; государство должно брать на себя заботу о том, чтобы соблюдались общие для всех правила игры, особенно в экономической сфере; чтобы обеспечить определенный жизненный уровень тех лиц, которые не могут сами себя обеспечить.
Государство выступает как основа политической организации общества. Государство — это субъект политических отношений, в определенной степени — объект, по поводу обладания которым разворачивается политическая борьба, а также сама арена политической борьбы. Кроме того, именно государство устанавливает нормы, по которым должны действовать другие субъекты политической системы, контролирует их деятельность, а в отдельных случаях стимулирует процесс создания объединений для выражения интересов определенных социальных групп.
При этом государство выступает как ядро политической системы, как институт, объединяющий все общество. Это объясняется тем, что: только государство является официальным представителем всего общества; может использовать государственное принуждение к нарушителям требований норм, обладает верховенством и полнотой; правотворчеством в основном объеме занимается только государство; государственная власть универсальна, публична, она осуществляется на профессиональной основе; только государство имеет географические пределы, на которые она распространяет свою власть.
Государство определяет нормы, по которым должны функционировать общественные объединения и другие субъекты политической системы, контролирует их деятельность, создает определенные условия для их развития.
В науке также предлагается (М.Н. Марченко) различать основной элемент политической системы (государство) и центральный (личность). При таком подходе центром притяжения политической системы выступает личность, от которой (от которых) зависит принятие политических решений.
Политическая система общества подразумевает наличие структуры политических отношений, в которых участвуют государство, политические партии, общественно-политические движения, некоторые неполитические организации.
Вопрос 2. Государство в политической системе общества
Понятия «государство»и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе всё многообразие политических интересов, регулирую явления политической жизни, через общеобязательные положения. Именно государство выполняет основной объём деятельности по управлению, пользуясь при этом правовыми нормами и аппаратом принуждения, для упорядочения жизнедеятельности общества.
Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество.
1. Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.
2. Государство является выразителем воли своего народа и его официальным представителем на международной арене, в отношениях с другими государствами. Ни одна другая организация, партия, движение не обладают такими правами и возможностями.
3. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия — армии, служб охраны порядка и безопасности, органов УИС.
4. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Государство, осуществляя правотворческую функцию, устанавливает общие нормативы, общеобязательные для всех правила поведения, тем самым устанавливая необходимый обществу правопорядок, в условиях которого могут нормально функционировать все другие организации, обеспечиваться права и свободы человека. Недемократическое государство может ограничивать деятельность неугодных ему организаций и ограничивать права и свободы человека;
5. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).
6. Государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.
7. Государство обладает многими монопольными правами и возможностями, в его компетенции находятся: законотворчество, гражданство, установление денежной единицы, охрана границы, принятие бюджета и т.д. — то, что позволяет ему быть и особым и главным звеном в политической системе общества.
На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает количество функций, закрепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охраны окружающей среды и т.д. Развивающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, «сдержек и противовесов» трех ветвей власти, специализация политических ролей и функций, верховенство права.
Таким образом, не противопоставляя государство всем другим объединениям, не уменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного звена и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью все структурные элементы, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.