в каком состоянии экономика россии сегодня
Новости Москва
25.10.2021
Новости , Кратко , Популярное
«ЦБ своими действиями еще сильнее прибивает экономику»: Россию ожидает кризис с постоянным ростом цен
Российскую экономику ожидает рецессия, о чем свидетельствует политика Центрального банка. Как передает корреспондент РИА «Новый День», такое мнение высказал финансовый аналитик Владимир Левченко сегодня на пресс-конференции в Москве. По его оценке, мир вошел в длительный цикл роста цен, предсказать последствия которого невозможно.
«То, что сделал ЦБ в пятницу, резко подняв процентную ставку сразу на 0,75%, – это явилось шоком для рынка. Собственно, на этом курс рубля резко вырос и за доллар стали давать меньше 70 рублей. Но это привело к тому, что долговой рынок стал инверсионным. Прошлую неделю индексы облигаций госзайма закрылись даже ниже, чем он был на пике паники в марте прошлого года. Это важно. И впервые в истории постсоветской России на такой динамике долгового рынка рубль растет, а не падает. Все это приводит к тому, что краткосрочные процентные ставки росли быстрее, чем процентные ставки по длинным облигациям. Это всегда без исключения приводило к рецессии. Например, в России такое последний раз было во второй половине 2013 года. И сейчас будет то же самое», – пояснил Левченко.
Эксперт обратил внимание, что попытки с помощью укрепления курса рубля сгладить инфляцию могут помочь только «локально» и «в краткосрочном плане». «В долгосрочном плане это создаст еще более худшие условия для функционирования российской экономики, потому как это будет происходить исключительно через ограничения свободного рынка и через падение нормы прибыли в большинстве отраслей нашей экономики, и соответственно, через возникновение дефицита», – уточнил Левченко.
«У ЦБ нет возможности постоянно повышать ставку – тем более, когда кривая доходности стала инверсионной, соответственно, экономика резко тормозится и ЦБ своими действиями еще сильнее прибивает экономику. Понятно, что Росстат – наш волшебник, но при такой политике ЦБ при любых ценах «Газпром» станет убыточным. В какой-то момент наш ЦБ будет вынужден слабее реагировать на эту инфляцию», – констатировал он.
«Мы видим развал той фазы капиталистического способа производства, который начался с 1971 года, когда доллар был отвязан от золотого содержания. Но большая разница между тем, что происходило тогда, стагфляцией в 70-е годы и текущей ситуацией состоит в отсутствии новых рынков. То есть, новых рынков на планете Земля нет с 2007 года. Тогда новых рынков было огромное количество и стагфляция была только в развитых странах. Сейчас стагфляция будет везде… Под предлогом борьбы и поднятия экономики после ковидных ограничений мы получили разрыв цепочек поставок, всплеск инфляции и дефицит на фоне падения потребления. Нам уже рассказывают сказки про рост спроса, но роста спроса нет… по сравнению с 19-м годом нет роста спроса нигде», – констатировал Левченко, пояснив – «мы сейчас вошли в очень длительный цикл глобального роста цен».
«Эффективность нынешней экономической модели глубоко отрицательна. Эта модель себя изжила, ее можно только поменять, ее нельзя реанимировать», – заключил аналитик.
Москва, Мария Соколова
Москва. Другие новости 25.10.21
Биржевые цены на дизельное топливо в России обновили рекорд. / «Почему они еще занимают свои должности?» Повышением ставки Банк России подтолкнул цены вверх. / «Бизнесу будет нанесен удар»: предприятия рискуют потерять до 50% выручки во время локдауна. Читать дальше
Россия на краю бюджетного обрыва
Государственные расходы по отношению к ВВП планомерно сокращаются
Спикер Госдумы Вячеслав Володин и премьер Михаил Мишустин намерены конструктивно работать над главным финансовым документом страны. Фото РИА Новости
Развивающиеся экономики сейчас стоят на краю фискального обрыва, предупредили в вашингтонском Институте международных финансов (IIF). Не имея возможности сохранить стимулирующие меры, многие из них перейдут в ближайшие два года к бюджетной консолидации, ужесточению финансовых условий – и это в условиях продолжающейся пандемии и социальных проблем. Решение будет болезненным: по оценкам IIF, в случае развивающихся экономик сокращение госрасходов на 1 долл. снижает ВВП на 50 центов. Проблема «обрыва» может стать актуальной и для России. Ведь Министерство финансов планирует вернуться к «нормальной» работе бюджетного правила и обеспечить бюджету на несколько лет профицит. По отношению к ВВП бюджетные расходы в России будут планомерно урезаться.
В четверг Государственной думе (ГД) предстоит рассмотреть в первом чтении проект бюджета на 2022–2024 годы. Накануне премьер-министр Михаил Мишустин встретился с руководством ГД и сообщил, что рассчитывает на конструктивную работу по принятию сбалансированного бюджета, который станет основой для успешного развития страны. «Готовы будем выслушать все вопросы, которые есть у депутатского корпуса, у представителей фракций», – сообщил Мишустин.
Спикер ГД Вячеслав Володин сказал премьеру: «Через бюджет мы ищем возможность помочь людям в решении проблем». И добавил, что сейчас с учетом всех обещаний, которые были даны перед выборами, депутаты полны энергии для того, чтобы скрупулезно изучить главный финансовый документ страны. «Скорее всего будет большое количество предложений», – ожидает Володин.
Между тем, как уже писала «НГ» (см. номер от 18.10.21), главным лозунгом нового бюджета становится «нормализация», предполагающая, в частности, возврат к «нормальной» работе бюджетного правила или, иными словами, к изъятию из экономики доходов, условно признанных дополнительными, для пополнения резервов.
Более того, проект предполагает, что ближайшие два года бюджет будет сверстан с профицитом, причем в 2022-м он превысит 1 трлн руб., составив около 1% ВВП. Более того, и в текущем году страна тоже формирует профицит: по предварительной оценке Минфина, за январь-сентябрь он составил более 1,4 трлн руб. после дефицита на уровне 3,8% ВВП по итогам 2020 года.
Очевидно, что финансовые власти пытаются существенно ограничить бюджетные расходы, хотя при этом много говорится о растущей – адресной – поддержке населения, помощи бизнесу.
Объем расходов федерального бюджета в 2022 году составит почти 23,7 трлн руб. По сравнению с предыдущим годом он, как сообщается в заключении Счетной палаты (СП) на проект, «уменьшится на 363,8 млрд руб., или на 1,5%». Сам Минфин в материалах, которые должны разъяснить общественности основные параметры, приводит немного другие данные. «Объем расходов федерального бюджета в 2022 году составит 23 694,2 млрд руб. Увеличение по сравнению с 2021 годом в номинальном выражении составит 262,3 млрд руб. (1,1%)», говорится в методичке под названием «Бюджет для граждан».
В 2023-м расходы планируются на уровне 25,2 трлн руб., что на 6,5% превысит показатель 2022-го в номинальном выражении, сообщает также СП. В 2024-м расходы федерального бюджета будут уже 26,4 трлн руб., годовой рост в номинале – на 4,4%.
|
Внесение бюджета в Госдуму – событие торжественное. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Для сравнения: инфляция по итогам текущего года как минимум превысит 7%, как максимум – приблизится к 8%. Затем, как ожидается, она должна выйти на годовой уровень 4%. При этом по отношению к ВВП расходы федерального бюджета сократятся с 21% в 2020 году до 16,5% в 2024-м, следует из материалов Счетной палаты.
И это, если исключить экстраординарную ситуацию 2020 года, долгосрочная тенденция. Так, новая версия бюджетного правила, предполагающая пополнение резервов в ущерб текущему финансированию, была введена в РФ в 2017-м, а в полную силу она заработала в 2019-м.
Бюджетная «нормализация» будет происходить в условиях ужесточения денежно-кредитной политики регулятора. В Центробанке (ЦБ), однако, настаивают: «Мы полагаем, что проводимая денежно-кредитная политика не будет создавать помехи сбалансированному и устойчивому экономическому росту, но она ограничит риски длительного отклонения инфляции от цели». Об этом сообщил в среду зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин. Он также уточнил, что за вычетом нефтяного сектора экономика РФ «вернулась не просто на допандемийный уровень, но на свой допандеймийный тренд устойчивого роста уже во втором квартале».
Однако существуют риски того, что за двойное финансовое ужесточение – особенно в условиях продолжающейся пандемии – все же придется заплатить экономическим ростом. По крайней мере, в случае других развивающихся экономик, которые планируют в ближайшие несколько лет свернуть стимулирующие меры и перейти к бюджетно-фискальной консолидации, иностранные эксперты заявили о серьезной опасности экономичесокго замедления.
Так, специалисты IIF указали, что ряд развивающихся стран после оказанной в разгар пандемии бюджетно-налоговой поддержки экономике планирует скорректировать свои подходы в 2022–2023 годах, существенно их ужесточив. Причем в отдельных случаях предполагается сокращение расходов даже ниже того уровня, который был до пандемии. И как уточняют исследователи, это будет сложное политическое решение – возможно, в последний момент или на начальном этапе реализации часть стран попытается откатить его назад.
Бюджетно-налоговая консолидация снизит долговые риски, но она будет сопряжена с существенными издержками для экономического роста – предупреждают также в IIF. Фактически страны окажутся на краю фискального обрыва. И в некоторых из них замедление экономического роста может быть более заметным, чем при бюджетной корректировке, вызванной глобальным финансовым кризисом. Предстоящий рост ВВП в таких странах может оказаться ниже того, который был до пандемии.
В среднем эксперты ожидают, что бюджетная консолидация в развивающихся экономиках может вычесть из темпов их роста в среднем 0,5 процентных пункта в следующем году. «Сокращение государственных расходов на один доллар снижает ВВП на 50 центов», – сообщают также в IIF. При этом многое будет зависеть и от того, какие именно траты будут урезаться: скажем так, «расточительные» или помощь бедным. Во втором случае, конечно, это тут же ударит по потреблению. Восстановление после пика пандемии и в некоторых случаях рост цен на сырьевые товары могут смягчить влияние фискальной корректировки, но лишь частично, считают эксперты.
Судя по обнародованным материалам, в анализе IIF рассматриваются прежде всего страны Латинской Америки, а также ЮАР, Индия, Турция и ряд других государств, Россия там не упоминается.
У многих развивающихся стран нет ресурсов (например, в Турции, Бразилии) для дальнейшего стимулирования, у России есть ресурсы, но Фонд национального благосостояния – это «священная корова», пояснил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. Кроме того, по его словам, похоже, что сейчас задача номер один для властей – это затормозить инфляцию, в том числе путем сокращения бюджетных расходов.
Велик шанс, что развивающиеся страны загонят экономику в рецессию во второй половине 2022 года с такой бюджетной и денежно-кредитной политикой, допустил эксперт. Не исключает он рецессии или как минимум нулевой динамики и в России – по итогам второго полугодия 2022-го. Как раз тогда, когда, по оценкам эксперта, экономика с временным лагом ощутит эхо денежно-кредитного ужесточения. Хотя, конечно, хотелось бы ошибиться с таким прогнозом.
Между тем, как следует из комментария эксперта компании «БКС Мир инвестиций» Дмитрия Бабина, на том этапе, когда рост развивающихся экономик, которые тратят значительные средства на закупку углеводородного сырья, действительно начнет замедляться и когда это приведет к падению нефтегазовых цен, резервы станут преимуществом России.
Правда, если учесть еще и глобальные планы по энергопереходу, век их будет недолог. И тогда встанет вопрос о том, достаточно ли средств страна инвестировала в структурную перестройку экономики накануне глобального перехода к углеродной нейтральности.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет
Экономика России, столкнувшаяся в 2020 году не только с шоком из-за пандемии и карантинных ограничений, но и с мощным спадом спроса на нефть, сократилась по итогам 2020 года на 3,1% в годовом выражении, следует из первой оценки Росстата. Номинальный объем ВВП в 2020 году составил 106,6 трлн руб.
Оценка статистического ведомства оказалась оптимистичнее прогнозов как правительства, так и российских и международных экономистов.
В то же время торможение экономики в прошлом году стало максимальным за 11 лет: сильнее ВВП падал по итогам 2009 года — на 7,8%, следует из данных Росстата.
Минэкономразвития ожидало спада экономики России по итогам прошлого года на 3,8%, Банк России — на 4–5%, «Центр развития» НИУ ВШЭ — на 4%, Международный валютный фонд и британская Oxford Economics — на 3,6%.
Предварительная оценка снижения ВВП за 2020 год говорит о том, что либо четвертый квартал оказался намного лучше, чем свидетельствовали ежемесячные оценки ВВП от Минэкономразвития, либо что исторические данные за второй и третий кварталы этого года были существенно пересмотрены в сторону улучшения, отмечает старший экономист Oxford Economics Евгения Слепцова. По ее словам, исходя из имеющихся оценок ВВП за январь—ноябрь, «в лучшем случае выходило сокращение на 3,5% за год».
Исходя из оценок структуры ВВП по расходам, намного выше оказалась годовая оценка государственного потребления (за первые три квартала выходил в среднем рост на 1,6%, а оценка за год указывает на рост компонента на 3,9%), объясняет Слепцова. В то же время оценки по динамике экспорта оказались хуже ожидаемых, указывая либо на пересмотр в сторону ухудшения исторических данных за первый—третий кварталы, либо на отсутствие восстановительного роста в четвертом квартале. В целом при довольно негативной картине по внутреннему спросу (падение частного потребления на 8,6% и инвестиций на 6,2%) более позитивный результат за год вытекает в основном за счет падения импорта и роста материальных запасов — источников, которые не окажут такой поддержки в 2021 году, заключает экономист.
«Уже очевидно, что Россия прошла 2020 год лучше, чем большинство других крупных экономик», — прокомментировала данные Росстата замминистра экономического развития Полина Крючкова, хотя и не исключила, что в дальнейшем показатель сокращения ВВП в 3,1% «может корректироваться как вверх, так и вниз после анализа поступающих данных». ВВП США в прошлом году упал на 3,5%, ВВП Германии — на 5%, ВВП Франции — на 8,3%, напомнила она.
Что ждет экономику России дальше
Согласно оценкам МВФ, налогово-бюджетные меры поддержки экономики в России составили около 3,5% ВВП с учетом госгарантий и квазифискальных операций, а с учетом внебюджетных мер — около 4,5% ВВП. Оценка МВФ совпадает с расчетом российского Минфина, представленным в основных направлениях бюджетной политики на ближайшую трехлетку, который оценил поддержку бизнеса и населения в рамках антикризисных мер в стоимостном выражении, эквивалентном более чем 4,5% ВВП. Среди стран G20, по расчетам МВФ, Россия занимает третье место с конца по объему антикризисного пакета — ниже только Индонезия и Мексика (.pdf).
«Такой скромный ответ на коронакризис связан с ограниченными возможностями заимствований на фоне выпадения значительной части бюджетных доходов», — замечает глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич в докладе «Год ковида: предварительные итоги десятилетия» фонда «Либеральная миссия». Дефицит российского бюджета по итогам 2020 года составил 4,1 трлн руб. (3,8% ВВП). Правительство вынуждено было отступить от патерналистской модели экономической политики, предполагающей рост социальных расходов независимо от экономических результатов, полагает Гурвич.
Несмотря на малый размер госпомощи, кризисные показатели российской экономики выглядят лучше, чем во многих странах, отмечает Гурвич. «С одной стороны, российские власти все лучше и профессиональнее реагируют на повторяющиеся кризисы, с другой — эти кризисы не ведут к структурным изменениям, обеспечивающим динамизм в межкризисные периоды», — добавляет руководитель Экономической экспертной группы.
Второй квартал 2020 года российская экономика, показав снижение ВВП на 8%, прошла успешнее в сравнении со спадом на 9,5% в США и на 10–20% в большинстве развитых экономик, но со второго полугодия Россия начала проигрывать другим странам в динамизме восстановления экономики, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Абсолютно во всех экономиках восстановительный рост 2021 года — это, по сути, зеркальное отражение спада в 2020 году, поэтому рост ВВП России в следующем году на 2,5–3% cтановится труднодостижимым, считает она. «Чем выше уровень в прошлом году, тем будет сложнее получить более высокие показатели в 2021 году», — согласен член-корреспондент Российской академии наук Александр Широв.
В Oxford Economics также не ожидают сильного отскока в 2021 году, связывая это с тем, что экспорт и инвестиции будут по-прежнему страдать от снижения выпуска нефти согласно сделке ОПЕК+, а восстановительный рост частного потребления вряд ли будет динамичным из-за сворачивания многих мер господдержки и медленного прогресса с вакцинацией. Эффект базы 2020 года также будет способствовать более низкому росту в годовом измерении в 2021 году, говорит Слепцова, прогнозируя по итогам текущего года рост на 2%.
По прогнозу Минэкономразвития, ВВП России в следующие три года вырастет на 3,3, 3,4 и 3% соответственно. Независимые экономисты и Счетная палата критиковали официальный прогноз правительства за излишне оптимистичные ожидания быстрых темпов восстановления. Oxford Economics прогнозирует экономический рост на 2021 год в России на 1,9%, объясняя столь медленное восстановление ожидаемым уменьшением вклада чистого экспорта, недостаточным ростом потребительских расходов и инвестиций в основной капитал, сворачиванием фискальных стимулов и приостановкой монетарного смягчения со стороны ЦБ. В то же время МВФ в январе повысил прогноз роста ВВП России. По версии фонда, в текущем году российская экономика вырастет на 3%, а в 2022-м — на 3,9%. «Показатель российского ВВП в 2021 году будет зависеть от выполнения общенационального плана восстановления экономики, а также от скорости вакцинации», — подчеркнула замглавы МЭР.
С 2013 года максимальный темп роста ВВП России не превышал 2,5%. По оценке Счетной палаты, среднегодовой темп роста экономики с 2013 по 2019 год составил 0,9%. По прогнозу МВФ, среднесрочный потенциальный рост ВВП России составляет 1,6%, что, по мнению экспертов международной организации, является низким показателем для экономики, обладающей таким уровнем доходов на душу населения, как в России. Сейчас Россия занимает шестое место в мире по размеру ВВП по паритету покупательной способности, уступая Китаю, США, Индии, Японии и Германии.
«Черный лебедь» присматривается к России, прикидывая, за какое место ущипнуть
Минэкономразвития не исключает появления на рынке «черных лебедей» — трудно прогнозируемых и редких событий, которые, однако, могут иметь очень серьезные последствия. Связано это, в том числе и с неопределенностью ситуации с инфляцией.
Ранее в МЭР изменили прогноз по уровню инфляции на конец года — с 5,8% до 7,4%, пояснив, что основной вклад в это вносят цены на продовольствие, в частности, удорожание плодоовощной и мясной продукции. При этом в ведомстве не исключают, что прогноз может быть скорректирован.
«Теоретически прогноз скорее будет пересмотрен в меньшую сторону, но, с другой стороны, есть вероятность каких-то «черных лебедей», — сообщила «Известиям» замминистра экономического развития Полина Крючкова.
Вместе с тем, она призналась, что прогнозировать, где рванет, сложно. В министерстве полагают, что на инфляцию будут влиять предложение сельхозпродукции на внутреннем рынке, мировые цены, состояние глобальных логистических цепочек, а также ситуация на энергорынке в Европе. Цены тем временем растут, вот уже и российские производители колбасных изделий, вслед за производителями макаронных изделий, предупреждают о повышении на 7−20%.
Центробанк, судя по всему, тоже не испытывает оптимизма: 2 октября он принял решение повысить ключевую ставку на 75 б.п., до 7,50% годовых, и обозначил еще более высокий возможный уровень инфляции.
«Инфляция складывается значительно выше прогноза Банка России и по итогам 2021 года ожидается в интервале 7,4−7,9%», — сообщил регулятор.
Так откуда же ждать «черных лебедей» и какие сюрпризы может преподнести инфляция?
Независимый экономист Леонид Хазанов считает, что «черный лебедь» может прилететь с мирового рынка углеводородного сырья.
— Цены на нефть и природный газ на нем сейчас находятся на максимальных уровнях из-за бушующих энергетических кризисов в Европейском союзе и Китае. Они могут продлиться несколько месяцев, пока длится сезон холодов, и затем постепенно снизиться либо наоборот внезапно обрушиться под влиянием какого-нибудь фактора, например, новостей о расконсервации ранее закрытых угольных электростанций в Европейском союзе. В наше турбулентное время все возможно.
«СП»: — Может ли существенное влияние оказать нарастающая эпидемия коронавируса?
— Бесспорно может, ведь в России растет число зараженных китайской инфекцией, да и за границей пандемия расширяется. Введение локдаунов, с одной стороны, призвано остановить распространение болезни, с другой же — может негативно ударить по экономике нашей страны. По крайней мере, сфера услуг может понести серьезные потери из-за закрытия и приостановления работы кафе, ресторанов в Москве и других городах.
Однако иного пути, похоже нет, учитывая, как несерьезно многие люди относятся к угрозе заражения коронавирусом. Я сам каждый день езжу в метро и вижу, сколько людей не «соизволяют» носить маски. Отсюда и скачок заболеваемости.
Здесь много зависит от того, насколько сильными будут карантинные ограничения, и насколько долго и широко они будут распространены. Если они будут такими же длительными и жесткими, как в прошлом году, то в экономике России однозначно может быть провал.
Также по ней может ударить ожидающееся повышение цен на продукты питания — население будет вынуждено сокращать их потребление, так как сколько-либо ощутимого увеличения доходов у него я лично не наблюдаю. Рост цен может срикошетить не только по ритейлу, но и по пищевой индустрии и далее по цепочке по сельскому хозяйству.
«СП»: — Каким образом власти могут сдержать инфляцию и могут ли?
— Мне кажется, крайне важно не допустить остановки заводов и фабрик. Для этого надо не только сдерживать подъем ставок по кредитам коммерческих банков, возможный после повышения Банком России ключевой ставки, но и не допустить роста тарифов на грузовые перевозки и энергоносители.
Не мешало бы также проверить деятельность торговых сетей, пищевых и агропромышленных предприятий на предмет ситуации с их ценами и издержками. Особенно жестко надо прошерстить ритейлеров, получающих подчас баснословные прибыли на фоне низких зарплат их сотрудников, вынужденных «пахать» от рассвета до заката, чтобы обеспечить себя и свои семьи. Инструментов для сдерживания цен предостаточно, надо только ими правильно воспользоваться.
Как отмечает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков, во многом российская экономика является заложницей внешнеэкономических рисков: говоря о «черных лебедях» и инфляции, мы во многом ориентируемся на риск дальнейшего роста цен на энергоносители, проблемы с логистикой и нарушения в цепочки поставок комплектующих.
— Учитывая огромнейшее количество факторов и возможную реализацию рисков, которые могут усугубить текущую ситуацию, прогнозировать темпы роста инфляции становится достаточно сложно. Фактически «черный лебедь» — это событие, которое изначально кажется редким и трудно прогнозируемым, но постфактум часто оказывается вполне логичным, исходя из сложившейся ситуации. В этой связи монетарные власти не способны бороться с инфляцией эффективно, основные усилия будут направлены на купирование вытекающих из инфляции проблем, в том числе отток капитала.