в каком советском мультфильме рассказывается о жанрах изобразительного искусства
«Пластилиновая ворона», мультфильм
описание, содержание, отзывы, рецензии, кадры
Хорошие фильмы
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА» НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/plastilinovaja-vorona.html
Жанровый состав мультфильма
Анекдот
Сидит ворона с сыром и видит — идёт лиса с клюшкой. Думает ворона: «Ну, сейчас начнёт, мол, голубушка, как хороша…». А лиса подошла, да как даст ей клюшкой по голове!
Ворона очнулась — сыра нет.
— Ну ни фига себе, как басню сократили!
Однако, не всё так просто, как кажется при просмотре мультфильма. Ссылка на статью, раскрывающую тайности смысла этого мульта эпохи киномодерна.
Картины художественные
Натюрморт
Пейзаж
Оригинал пейзажа
«Девочка с персиками» В. Серова.
Вольная интерпретация в стиле наивного искусства
Оно же, другая интерпретация
«Девочка с персиками», оригинал
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ ВОРОНА» НА САЙТЕ «ХУДГРАФИК» — https://artgraphic.su/plastilinovaja-vorona.html
Третья часть мультфильма «Пластилиновая ворона» — «А может. » — также является видеоизложением одноимённой песенки на Вечную Тему о вороне и лисице.
Известно, что «Вороне бог Послал кусочек сыра. » Собственно, эта часть мультфильма пересказывает содержание бессмертной басни И. Крылова, с той только спецификой, что содержание басни нещадно переврано рассказчиком в виду его, якобы, баснословной забывчивости.
Благодаря наличию этой третьей части мультфильм «Пластилиновая ворона» превращается в настоящий шедевр юмора как песенного, так и анимационного творчества, способный при его первой прослушке вызывать у слушателя и зрителя приступы хохота, перетекающего из состояния гомерического в истерический, и далее — в идиотический.
Собака с сыром (это вовсе не рецепт корейской национальной еды)
Нам помнится, вороне, а может быть — собаке,
А может быть — корове, — однажды повезло:
Прислал ей кто-то сыра, грамм, думается, двести.
Наблюдение родителей
Мальчишки детсадовского возраста любили пересматривать фильмы про хоббитов и Гендельфа. Любая часть фильма у них называлась всегда неизменно: «Пластилин колец».
Реактивная лиса в спортивных трусах на метле подлетает к вороне, держащей в зубах сыр. фантасмагория
Но тут лиса бежала. а может, не бежала.
А может, это страус злой! а может, и не злой.
А может это дворник был!
Он шёл по сельской местности!!
К ближайшему орешнику.
Дворник и Кот Учёный на цепи возле известного дерева. Вдали — избушка на курьих ножках
Не анекдот
Сыну в школе задали сделать снеговика из подручного материала. Сидим на работе обсуждаем, из чего делать: пластилин, папье-маше, вата. Лучшее предложение — налить в банку воды, бросить туда морковку, пару угольков и сказать, что растаял.
Русалка с детской вертушкой
Фильмы про русалок
Корова с подарками
Но если Вы споёте. а может быть, залаете.
А может, замычите! — коровы ведь мычат.
То Вам — трюмо большое, ковёр и телевизор
В подарок сразу (а может быть,
Идею этой сказки. а может, и не сказки
Поймёт не только взрослый, но даже карапуз:
Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите.
Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите
Там, где идёт строительство, или подвешен груз!
Известно, что «ворона каркнула во всё воронье горло, сыр выпал». А лиса под деревом стояла. А сыр весил, как полагают авторы мультика, полкило. Таким образом, в интерпретации авторов мультфильма «Пластилиновая ворона» основная идея, можно сказать, мораль всей сказки о Вороне и Лисице заключается в одном из пунктов правил по технике безопасности на стройке, а именно — «Не стой под стрелой!». В результате мы видим, что весь мультфильм «Пластилиновая ворона» (как и басня про Ворону и Лисицу) есть великая поэтическая и анимационная ода Гравитации.
Не стой где попало — попадёт ещё! (ссылка на анекдот про девочку в каске).
Анекдот
Сидит ворона с сыром на дереве. Облизываясь, подбегает лиса с надоевшим уже вопросом:
— Ворона, за кого проголосуешь на выборах?
Ворона аккуратно накалывает сыр на соседний сучок.
Как рождались пластилиновые мультфильмы Александра Татарского, и за что он едва не попал за решётку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
От мечты к мечте
Он появился на свет в Киеве, и детство его, благодаря отцу, создававшему репризы для известных клоунов, проходило в творческой атмосфере. Отец Михаил Семёнович мечтал о том, что Александр тоже будет иметь отношение к цирку. Но мальчик мечтал играть в футбол. Дом, где жила семья Татарских, находился как раз напротив стадиона «Динамо», и все мальчишки в округе в будущем видели себя футболистами.
Саша Татарский вместе с друзьями играл на импровизированной площадке перед входом на стадион. Их не пугало асфальтовое покрытие, а роль ворот играли турникеты. В одной игре ему сломали правую руку, и четверокласснику сделали четыре операции, чтобы собрать сустав. Потом ещё долго Александру пришлось разрабатывать правую руку при помощи настольного тенниса, но он научился виртуозно рисовать левой. Он продолжал играть, стоял на воротах и гипсом отбивал мячи. Когда это увидел отец, он был просто в ужасе.
При этом мальчик группировался так, чтобы падать исключительно на левый бок. Его готовы были зачислить в легендарную школу «Динамо», но выявленный врождённый порок сердца стал препятствием на пути к мечте Татарского.
Как-то Юрий Никулин, познакомившийся с Татарским-младшим, сказал его отцу, что Саша – такой же клоун, как и он, только маленький. Александр на самом деле всю жизнь любил розыгрыши, но придумывал столь удивительных персонажей, что сыграть их живому человеку было бы просто не под силу. По желанию отца он поработал в цирке униформистом, после окончил Киевский институт театра и кино, а позже и курсы анимации при Госкино УССР.
Ещё в 1968 году он устроился на работу в «Киевнаучфильм», где имелось отделение анимации. Свою трудовую деятельность он начал с того, что «экспроприировал» со столов коллег по несколько листов кальки, намереваясь на них нарисовать собственное подпольное кино. Позже он понял, что знаний, опыта и, как ему тогда казалось, таланта, ему не хватает, и Александр Татарский отложил эту идею на потом.
А после, во время шефской поездки на картошку в один из колхозов, Александр Татарский познакомился и подружился с Игорем Ковалёвым, талантливым мультипликатором, вместе с которым они стали снимать своё подпольное анимационное кино.
На пути к цели
Возвратившись в Киев, друзья соорудили своеобразный мультстанок из обломков металлической кровати и приобретённого по случаю списанного рентгеновского аппарата. Днём они, как положено, трудились в «Киевнаучфильме», а по ночам создавали своё кино, обзаведясь мастерской. Правда, место дислокации им приходилось часто менять из-за визитов представителей органов власти, видевший в мультипликаторах подозрительных личностей. В первую очередь, силовиков интересовал вопрос, нельзя ли на их чудо-станке размножать листовки.
При этом товарищи были очень неорганизованными, поэтому работа часто тормозилась. Тем не менее, закончив свой первый мультфильм, они отправились с ним в Москву, показать шедевр на Высших режиссёрских курсах. Правда, дело было летом, они на месте никого не застали и вернулись в Киев.
Пластилиновые миры
Они тут же снова отправились в Москву. Им удалось показать мультфильм на курсах, но зачислили на них в результате только Ковалёва. Александр Татарский не смог устроиться на телевидении и находился в самом мрачном расположении духа, когда судьба свела его с Эдуардом Успенским, работавшим в то время худруков с студии «Мульттелефильм». Они подружились, и именно Успенский стал идейным вдохновителем «Пластилиновой вороны».
Однажды Эдуард Николаевич в останкинском буфете всунул в руки Татарскому измятую бумажку с разными мыслями и с кучей исправлений, бросив на ходу, что это – ему. В результате долгого изучения записей и родился сценарий «Пластилиновой вороны». Правда, готовый мультфильм тут же обвинили в безыдейности и положили на дальнюю полку. Показать его решился Эльдар Рязанов в своей «Кинопанораме», после чего и началось триумфальное шествие мультфильма. Александра Татарского называли новатором в мультипликации, а его пластилиновый шедевр заработал 25 наград на различных фестивалях.
Позже Александр Татарский создал ещё много мультипликационных шедевров. При этом самым бессмысленным, по его мнению, но и самым любимым был мультфильм «Падал прошлогодний снег». Он черпал своё вдохновение в самых обычных житейских ситуациях, запоминал произнесённые кем-то интересные фразы и слова, а затем вкладывал их в уста своих героев.
Он создавал свои уникальные мультфильмы для самого себя. Для того ребёнка, который жил в нём. А потому у каждого из них была душа, в них были невероятно яркие образы и персонажи. Он смог создать собственную, первую в стране негосударственную студию анимации «Пилот» и помогал восстанавливать церковь Трёх Святителей за право находиться и в помещении церкви.
Когда большинство сотрудников «Пилота» получили приглашение работать в США и уехали, Татарский остался, хотя его тоже звали за океан. Он смог возродить свой «Пилот» даже после такой тяжёлой кадровой потери. А на 20-летие студии в 2007 году в Москве собрались все те, кто мог бы назвать себя учениками Татарского.
Они вспоминали, как создавали свои первые шедевры, поднимали бокалы за дальнейшее процветание «Пилота» и, как водится, хотели встречаться чаще, звали друг друга в гости и настаивали на приезде Александра Татарского в Америку. Просто посмотреть, как работают его товарищи. Никто и представить себе не мог, что спустя два дня Александра Татарского не станет.
Он умер во сне 22 июля 2007 года. Тот самый врождённый порок сердца, диагностированный когда-то при поступлении в футбольную школу «Динамо», настиг его на 57 году жизни.
Мультфильм Александра Татарского о мужичке-недотепе, который отправился в лес на поиски ёлки, вот уже 35 лет является непременным атрибутом новогодних праздников. Сегодня сложно представить, почему в 1980-х гг. юмор Татарского не просто не оценили, а даже не хотели выпускать мультфильм на экраны. После обвинений в русофобии и насмешкой над советским народом автор оказался в предынфарктном состоянии.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История советской мультипликации
Советская мультипликация — именно та часть массовой культуры, которой в СССР могли по праву гордиться.
История отечественной мультипликации началась в Санкт-Петербурге, в начале 20 века, когда в 1908 году первый «опыт» получился у балетмейстера Мариинского театра господина Ширяева. Его кукольные мультфильмы до сих составляют загадку для искусствоведов, фигурки на фоне неподвижных декораций не просто двигаются, но и подпрыгивают.
Пионером русской мультипликации долгое время считался известный во всем мире биолог Виктор Старевич. В 1912-1913 годах он снял серию кукольных мультфильмов «с участием» насекомых. Наиболее известный его мультфильм — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».
После революции Старевич покинул страну, и мультипликация в СССР нашла свое применение только в начале 20-х годов в агитационных мультфильмах-роликах.
Первая рисованная советская мультипликация появилась в середине 20-х годов. И уже к концу 20-х — началу 30-х годов художники графики на студии «Культкино» выпускают наиболее памятные советские мультипликационные фильмы того периода. Работы мультипликаторов Иванова-Вано «Каток»,(1927) и Ходатеева «Органчик»(1933) являются первыми серьезными источниками советской мультипликации.
Безусловно, признанным метром-художником, стоящим у истоков советской мультипликации считается режиссер Александр Птушко. Всемирную известность он получил в 1935 году после съемок первого полнометражного мультфильма в СССР «Новый Гулливер», где успешно совмещается мультипликация и игровое кино.
Вскоре Птушко возглавил первую студию советской мультипликации «Союздетмультфильм». Даже когда полностью посвятил себя кинематографии, использовал мультипликацию в фильмах для спецэффектов.
В 40-е — 50-е годы, в эпоху расцвета соцреализма в СССР, на советских студиях выпускались поистине шедевры рисованной мультипликации. Все мультфильмы были настолько реалистичны, что маленький зритель воспринимал их как «детское кино». Советская мультипликация того времени не просто красива, она высокоморальна и несет огромную воспитательную силу. «Кошкин дом», «Гадкий утенок», «Каштанка», «Непослушный котенок», «Мойдодыр», «Аленький цветочек», «Снежная королева» — все новые поколения детей с удовольствием смотрят эти мультфильмы, которые ничуть не уступают продукции киностудии «Дисней».
В то время рисованная мультипликация смешивается с аппликационной в сочетании с кукольной. И надо сказать, что подобный спектр техники несколько сложен для детского восприятия.
В 60-е годы выходит знаменитый советский мультфильм «Варежка» Романа Качанова. Кукольный мультфильм, в котором вязаная варежка превращается в настоящего щенка, благодаря любви маленькой девочки не мог оставить равнодушными ни детей, ни взрослых.
А в 1967 году Качанов снимает кукольный мультфильм про Крокодила Гену, который буквально «взорвал» популярностью советскую детскую аудиторию и продолжает свое победное шествие до сих пор. Дети современности так же любят Крокодила Гену и Чебурашку, как это было почти 50 лет назад.
Одним из самых выдающихся мультипликаторов советского периода признан Федор Хитрук. Он работал в разных жанрах и стилях, выпускал мультфильмы для детей и взрослых и подарил многим поколениям детей неподражаемого Винни-Пуха, чей образ затмил своим характером все зарубежные аналоги.
В авторской советской мультипликации наиболее значимой фигурой до сих пор остается художник Юрий Норштейн. Его мультфильмы «Ежик в тумане»(1975) и «Шинель»(1981-по сей день) — это золотой фонд мировой мультипликации.
И, конечно, до сих пор в отечественной мультипликации, затмив все рекорды популярности по просмотрам и тиражированию, первое место занимает мультсериал «Ну, погоди!» (60-е-80е), результат творческого союза мультипликатора В. Котеночкина и сценаристов А. Хайта и А. Курляндского.
Огромная часть успеха советской мультипликации — это заслуга знаменитых советских актеров. Голосами Янины Жеймо, Андрея Миронова, Анатолия Папанова, Василия Ливанова, Олега Табакова, Евгения Леонова, Алисы Фрейндлих, Олега Анофриева, Александра Калягина, Владимира Высоцкого, Геннадия Хазанова, Клары Румяновой, Ольги Аросьевой, Михаила Казакова, Вячеслава Невинного, Армена Джигарханяна и других метров отечественного кино озвучены самые заметные персонажи советской мультипликации.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Советские мультфильмы, после которых наше сознание никогда не будет прежним
Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.
На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане».
Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.
На создание одной картины уходили месяцы кропотливой работы команды признанных мастеров. Как вам такой факт: музыка для мультфильма «Ёжик в тумане» писалась покадрово (!) с набросков режиссёра Юрия Норштейна. Для записи шести минут звука потребовалось целых два месяца. А знали вы, что над озвучкой мультфильма «Голубой щенок», длительностью всего 19 минут, работали Андрей Миронов, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих, Александр Градский, поэт-песенник Юрий Энтин?
То, что не получалось сказать прямо, авторы пытались донести с помощью образов, поражая богатством и сложностью своего внутреннего мира. Не существовало «проходных» тем. За свою «Пластилиновую ворону», которая казалась совершено безобидной, режиссёр Александр Татарский попал в опалу, мультфильм запретили, назвав «идеологически безыдейным». Его «Падал прошлогодний снег» ждала та же участь. «Крылья, ноги и хвосты» год пролежал на полке, пока не был переозвучен и допущен в эфир.
Многие из мультфильмов, которые мы включили в подборку, вы точно узнаете, некоторые – угадаете. Словно белая лошадь, они выплывут из тумана детских воспоминаний, страхов, снов. За причудливым мультяшным видеорядом вы найдете скрытые смыслы. Если же знакомство с миром советской мультипликации только предстоит, помните, что он не так прост, как кажется.
Список мультфильмов будет регулярно дополняться.
Полигон, 1977
Режиссёр: Анатолий Петров
Художник-постановщик: Галина Баринова
Длительность: 10 минут 14 секунд
Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.
«Полигон» снят в необычной.
Режиссёр: Анатолий Петров
Художник-постановщик: Галина Баринова
Длительность: 10 минут 14 секунд
Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.
«Полигон» снят в необычной технике – фотографике. Для каждого персонажа использованы два слоя целлулоида. Оба слоя раскрашены определенным образом, объем возникает за счёт их наложения и того, что один из слоёв снимается не в фокусе.
Механизм танка запускает чувство страха. Противник против своей воли руководит действиями танка, «подсказывая» ему, как наступать, или как обороняться.
Создатель танка прибегает к психологическому эксперименту Вегнера, который известен как эксперимент о невозможности подавления мыслей. Ты говоришь человеку: «не думай о белом медведе» и он не может думать ни о чём другом.
Сюжет мультфильма можно рассматривать с нескольких позиций: как историю с антивоенным посылом, либо как притчу о природе человеческого страха. За его основу взят одноимённый рассказ советского писателя-фантаста Севера Гонсовского, но режиссёр несколько отходит от авторского замысла. Если у Гонсовского главная мысль о противоестественной природе войны, то Петров по-своему трактует произведение: часто изобретатели не задумываются о том, что созданное ими изобретение может принести больше вреда, чем пользы.
Персонажи «Полигона» срисованы с популярных в семидесятые актёров: Жана Габена, Пола Ньюмана, Юла Бриннера, Мела Феррера.
За кадром звучит мелодия афганского композитора и певца Ахмада Захира в аранжировке и исполнении Поля Мориа.
Очень синяя борода, 1979
Режиссёр: Владимир Самсонов
Художник-постановщик: Игорь Макаров
Длительность: 21 минута
В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся.
Режиссёр: Владимир Самсонов
Художник-постановщик: Игорь Макаров
Длительность: 21 минута
В советское время этот мультфильм-мюзикл показывали в позднее время. Он шёл в подборке «Мультфильмы для взрослых» и многие дети о нём даже не слышали. Тем временем, мультфильм яркий, запоминающийся, рисовкой и настроением похож на «Бременские музыканты» режиссёра Инессы Ковалевской.
Эта похожесть становится очевидной после того, как узнаешь, что музыку к обеим мультфильмам писал композитор Геннадий Гладков. Тот самый, что создал музыкальное сопровождение для фильмов «Обыкновенное чудо», «Формула любви», «Джентльмены удачи» и многих других.
Слова песен, которые тут же начинаешь напевать, принадлежат авторству Юлия Кима, который в титрах указан как Ю. Михайлов (поэт – участник диссидентского движения в открытую критиковавший реставрацию сталинского режима в СССР был вынужден работать под псевдонимом).
Сюжет самой загадочной сказки Шарля Перро «Синяя борода» писатель-сценарист Аркадий Арканов переработал в остроумный сценарий. Он вывернул историю так, что это не герцог Синяя Борода оказывается виновен в смерти многочисленных жён, наоборот – жёны спровоцировали герцога на отчаянные поступки, от которых он сам же и пострадал. Преступление берётся расследовать современный детектив, которому так же достаётся от жены за постоянные отлучки и поздние возращения с работы.
Музыкальный мультфильм получился по-настоящему «звёздным». Главные вокальные партии в нём исполняет Михаил Боярский, за одну из жён (по сюжету их три) поёт Лариса Долина. В диалоге между сыщиком и его женой, который происходит по телефону, яркую и запоминающуюся вокальную партию исполнила певица и актриса Валентина Игнатьева. Одна из песен настолько полюбилась и запомнилась зрителям, что её стали транслировать в передаче «Утренняя почта».
За рисовку и стиль графики отвечал художник-постановщик Игорь Макаров. Поскольку музыкальная история получилась необычной и гротескной, персонажей он решил создавать в том же ключе – красивых, длинноногих, с маленькими головами и изящными фигурами. Макаров признаётся, что здорово «похулиганил» во время рисовки, нарисовал лица звукорежиссёра Владимир Виноградова, сценариста Евгения Гинзбурга и даже своё. В одном из персонажей угадываются черты Михаила Боярского, в одной из жён многие узнали ведущую популярной в те годы передачи «Здоровье» Юлию Белянчикову.
Картина учит критическому мышлению. Не принимать любую историю на веру, всегда сопоставлять факты и мнения обеих сторон конфликта. Внимательнее и бережнее относиться к друг другу.
Мораль: Неуважение и придирки способны разбудить зверя даже в самом мирном человеке.
Мультфильмы про искусство
Пикассо среди своих картин, медведи против Шишкина, трибьют Поллоку и другие анимационные сюжеты, которые помогут понять изобразительное искусство
Одна из лучших вещей, которую можно сделать, чтобы научить детей понимать искусство, — это играть с ним, показывать, что оно не застывшее и мертвое, что в нем можно находить смешные детали и интересные секреты, что оно может двигаться, что с ним можно хулиганить и добавлять свое даже к работе великих художников. Со всеми этими задачами отлично справляется анимация.
«Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» («Mona Lisa Descending a Staircase»)
Режиссер Джоан К. Грац. США, 1992
Лента американского режиссера Джоан Грац, получившая в 1992 году «Оскар», — один из самых знаменитых анимационных фильмов, оживляющих живопись. Грац заново рисовала великие картины не краской, а пластилином. Не используя компьютера, она выразительно показала, как одно произведение превращается в другое, и тем самым многое объяснила про связь искусства разных эпох и направлений.
«Довольно!» («None of That»)
Режиссеры Анна Хиндс Пэддок, Изабелла Литтгер де Пиньо, Крити Каур. США, 2015
В нарративных фильмах самый распространенный, уже ставший традиционным сюжет — «ночь в музее» с оживлением картин и скульптур. Чаще всего это смешно. Компьютерный 3D-фильм «Довольно!», снятый американскими студентками, поворачивает сюжет про обнаженную скульптуру в очень актуальную плоскость «оскорбления чувств верующих». Таким же образом сочиняют и всякие анекдотические анимационные истории про городскую или парковую скульптуру. Одна из лучших на эту тему (только не про ночь, а про выходной) — очень смешная пластилиновая короткометражка «Закрыто по понедельникам» («Closed Mondays») американцев Уилла Винтона и Боба Гардинера: про пьяного мужчину, забредшего на выставку; в 1974-м она получила «Оскар».
«Внутренний пейзаж / Пейзажист» («Mindscape / Le paysagiste»)
Режиссер Жак Друэн. Канада, 1976
«Минотавромахия: Пабло в лабиринте» («Minotauromaquia: Pablo en el laberinto»)
Режиссер Хуан Пабло Этчеверри. Испания, 2004
Сюжеты о художниках всегда полны их произведений. В этом любопытном испанском кукольном фильме тоже показан «внутренний пейзаж» художника, но тут уже речь идет не о выдуманном герое, а о Пикассо, путешествующем в лабиринте своей фантазии среди собственных созданий, которые преследуют его и спасают. Здесь интересно наблюдать за тем, как его условные кубистские живописные персонажи становятся объемными. Кстати, имейте в виду, что фильм очень напряженный и в нем есть страшные сцены.
«Братья Медвежье Сердце» («Vennad karusüdamed»)
Режиссер Рихо Унт. Эстония, 2005
Оказывается, медвежат в картине «Утро в сосновом лесу» нарисовала их мама-медведица, а убивший ее охотник Шишкин приписал все лавры себе. Жизнь подросших медвежат — Винсента, Анри и Огюста — тоже будет связана с искусством. Очень смешной кукольный мультфильм знаменитого эстонского режиссера идет с английскими субтитрами, но понятен и без знания языка.
«Вся творческая работа — это заимствование» («All Creative Work Is Derivative»)
Режиссер Нина Пэйли. США, 2010
Замечательный американский независимый режиссер Нина Пэйли сняла этот короткий фильм по заказу организации QuestionCopyright.org, которая выступает за реформу авторского права. Иллюстрируя мысль о том, что любое творчество пользуется тем, что уже существовало, Нина сочинила танец скульптур, которые она сама сфотографировала в нью-йоркском музее Метрополитен, никак не меняя. Получилось очень обаятельно.
«25-е, первый день»
Режиссеры Юрий Норштейн, Аркадий Тюрин. СССР, 1968
Часто в мультфильмах сюжеты, сильно связанные с конкретным временем, развиваются в визуальной среде, опирающейся на иконографию этого времени, и здесь нельзя не вспомнить дебют Юрия Норштейна с фильмом «25-е, первый день» (совместная работа с Аркадием Тюриным) — картину о русской революции, строящуюся на искусстве начала первых революционных лет — живописи и графике Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. С лентой Норштейна рифмуется и снятый через 45 лет, но очень интонационно близкий фильм канадца Теодора Ушева «Глория Виктория» («Gloria Victoria»), в котором изображение войны опирается на образы искусства ХХ века. Разумеется, это касается не только войны. Например, есть прелестный мультфильм «Мадемуазель Кики c Монпарнаса» («Mademoiselle Kiki et les Montparnos»), снятый молодой француженкой Амели Арро о богемно-артистической жизни Парижа 20-х годов прошлого века, естественно строящийся на живописи и графике художников, о которых идет речь.
«Стеклянная гармоника»
Режиссер Андрей Хржановский. СССР, 1968
В российской анимации с искусством работали много, и прежде всего этим знаменит Андрей Хржановский. В работе над его фильмами были заняты крупные художники того времени, которые сегодня считаются классиками: Владимир Янкилевский, Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Кроме того, Хржановского интересовали «дилетантские» рисунки гениев: у него есть трилогия по рисункам Пушкина, сложившаяся в полнометражную картину «Любимое мое время», короткометражка по рисункам Феллини «Долгое путешествие», а для фильма «Полторы комнаты» он оживлял рисунки Бродского. Знаменитая «Стеклянная гармоника» Хржановского, противопоставляющая искусство и власть, вся построена на классических произведениях: от прекрасных портретов эпохи Возрождения в сценах гармонии до средневековых уродцев в соединении с Магриттом в эпизодах, где искусство из города изгнано.
«Миро» («Miro»)
Режиссер Алексей Будовский. США, 2004
Единственный мультфильм в этой подборке, сделанный непосредственно для детей: родившийся в Петербурге, а теперь живущий в Колумбии режиссер снял эту картину для сериала «Classical Baby» на американском телеканале HBO. Отличный пример того, как малышам можно показывать абстрактное искусство.
«Башня Бохер» («Tower Bawher»)
Режиссер Теодор Ушев. Канада, 2006
Этот фильм с рифмующимся названием «Tower Bawher» канадский режиссер посвятил строительству памятника коммунистической утопии — башни Татлина. Кино основано на конструктивистских работах художников революционных лет — Татлина, Родченко, Эль Лисицкого, Поповой. Сюжета в нем нет, фильм абстрактный, но благодаря музыке Георгия Свиридова он завораживает своим мощным напором.
«Черный квадрат»
Режиссер Дмитрий Высоцкий, художник Андрей Сикорский. Россия, 2014
Играет с искусством и заказная анимация: не так давно для петербургского музея современного искусства «Эрарта» Дмитрий Высоцкий и Андрей Сикорский сняли юмористический сериал «Черный квадрат», в котором картина Малевича убегает из музея к искусствоведу по фамилии Круглов — и дальнейшие их приключения тоже происходят в окружении искусства, и не только авангардного.
«Пожиратель картин» («Dripped»)
Режиссер Лео Веррье. Франция, 2011
Французский фильм — посвящение Джексону Поллоку рассказывает о человеке, который так любил искусство, что ел его. Воровал картины из музеев и съедал, при этом становясь на время похожим на съеденное произведение. А от собственных, плохих картин его тошнило. И тут оказалось, что с помощью техники рисования Поллока, «дриппинга», то есть разбрызгивания краски, можно создать прекрасные — очень вкусные — полотна.
«Луни Тюнз: Снова в деле» («Looney Tunes: Back in Action»)
Режиссер Джо Данте. США, Германия, 2003
В полнометражной американской комедии, соединяющей игровые сцены с анимацией, среди живых персонажей действуют кролик Багз Банни и утка Даффи Дак из сериала «Луни Тюнз». В этом фрагменте фильма — их приключения в Париже: герои попадают в Лувр и там, перепрыгивая из картины в картину, убегают от еще одного персонажа «Луни Тюнз» — Элмера Фадда с ружьем.
«Таймкод да Винчи» («Der Da Vinci Timecode»)
Режиссер Гиль Алькабец. Германия, 2009
Этот фильм режиссера из Германии строится на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи, причем совершенно удивительным образом. В фильме нет ничего, кроме этой картины, и Алькабец ничего в ней не менял. Он только смонтировал ее фрагменты и озвучил так, что получается, будто бы люди сидят за столом, едят и разговаривают. Только в конце: «Тсс!» — и все замолчали. Этот фильм демонстрирует, что жизнь и движение уже заключены в самой картине, ничего не надо оживлять. Ну а ироническое название, как мы понимаем, отсылает к модной некогда книге Дэна Брауна «Код да Винчи».
«70 Million»
Режиссер Давид Фремон. Франция, 2006
В клипе франко-американской группы Hold Your Horses! больше, конечно, живого исполнения, чем анимации, зато музыканты очень обаятельно валяют дурака, играя в знаменитую живопись. Кстати, для тех, кто не может узнать все картины, но очень этого хочет, есть отдельное видео, сопоставляющее кадры из клипа с первоисточниками.
Вообще, на основе классических произведений снято множество клипов; кажется, особенно любят соединять музыку с абстрактным искусством геометрических форм вроде Кандинского, которое хорошо разнимается на детали, а потом складывается обратно, как конструктор. Интернет полон таких этюдов. В последнее время с появлением новых возможностей — виртуальной реальности и кругового обзора, который поначалу использовали только в компьютерных играх, — с этими приемами стала играть и авторская анимация. Этюдов с виртуальным путешествием внутри картин становится всё больше. Так, можно прогуляться по страшноватым пейзажам Дали (не забудьте рассмотреть, что находится вокруг, двигая курсор), или «войти» в картины Ван Гога — перед премьерой полнометражного анимационного фильма «С любовью, Винсент» их появилось особенно много.
Бонус для родителей
«Критик» («The Critic»)
Режиссер Эрнест Пинтофф. США, 1963
Ну и напоследок для родителей — очень смешной фильм «Критик», получивший «Оскар» в 1964 году, сатира на абстрактную анимацию и главным образом на фильмы великого экспериментатора Нормана Макларена. Тут движение геометрических фигур на экране сопровождается громким комментарием зрителя, который пытается понять, что всё это значит, а прочая публика возмущенно на него шикает. Озвучивает мультфильм любимый американцами Мэл Брукс — режиссер комедий и кинопародий.