в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Какое стихотворение у Афанасия Фета не содержит ни одного глагола?

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Прекрасно отражено и психологическое состояние человека,любующегося самыми тонкими оттенками природы, и гаммой чувств «милого лица».Это и есть мастерство: Фет, словно художник,несколькими мазками рисует настоящую картину.

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Ты сейчас спросил об одном из моих любимых стихотворений сего автора. Оно воздушное, лёгкое, нежное, прекрасное, наверное, ежели были бы глаголы в тексте, то они бы его утяжеляли. А так сплошная лёгкость:

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Правильным будет написание «сеет«.

Например: он сеет морковку, о она сеет свеклу.

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Так что выпадают только Выла и Рыли. Трудно себе представить Выло и Рыло (Рыл, Рыла)

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Для правильного определения спряжения глагола нужно изменить его форму, например, так:

Личные окончания ударные, значит по ним и устанавливаем, что глагол «цвести» относится к первому спряжению.

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Правильно писать слово «гонит» которое является частью речи глаголом в личной форме и отвечает на вопрос что делает? Именно через букву «и» то есть «гонит» проверочное слово в данном случае выступает прилагательное «гонимый» например «гонимый ветром».

в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Смотреть картинку в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Картинка про в каком стихотворении фета нет ни одного глагола. Фото в каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Слово «давайте» может относиться к разным частям речи.

Это лекарство давайте ребенку два раза в день.

Давайте ему возможность почаще говорить самому.

В этой случае слово отвечает на глагольный вопрос (что делайте?), выполняет характерную для глагола синтаксическую функцию сказуемого.

Источник

В каком стихотворении фета нет ни одного глагола

Стихотворение Фета «Шепот, робкое дыханье. » появилось в печати в 1850 году. К тому времени Фет уже был вполне сложившимся поэтом, со своим особым голосом: с резко субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнить слово живой конкретностью и одновременно уловить новые обертоны, «мерцающие» нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции в стихотворении – композиции, передающей, в сущности, конструкцию, структуру развития самого авторского чувства. Фет новаторски разрабатывал образный строй стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой и вызывал возмущение нежеланием прислушиваться к элементарным законам грамматики.
Одним словом, при упоминании имени Фета в сознании его современников возникало представление о ярко, чересчур ярко выраженной поэтической индивидуальности. К этому же времени Фет зарекомендовал себя как поэт, сосредоточивший внимание на довольно узком круге проблем, далеких от злобы дня, от насущных интересов реальной действительности. Это закрепило за его лирикой репутацию некоторой одноплановости, а в глазах наиболее радикальных деятелей эпохи – даже своеобразной неполноценности.
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье. » укрепилось в сознании современников как наиболее фетовское со всех точек зрения, как квинтэссенция индивидуального фетовского стиля, дающего повод и для восторгов, и для недоумения:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.

В этом стихотворении неодобрение вызывала прежде всего «ничтожность», узость избранной автором темы, отсутствие событийности – качество, которое казалось неотъемлемо присущим поэзии Фета. В тесной связи с указанной особенностью стихотворения воспринималась и его выразительная сторона – простое перечисление через запятую впечатлений поэта, чересчур личных, незначительных по характеру. Нарочито же простую и одновременно по дерзости нестандартную форму можно было расценить как вызов. И в ответ, действительно, посыпались острые и меткие, в сущности, пародии, поскольку пародия, как известно, обыгрывает наиболее характерные качества стиля, концентрирующие в себе и его объективные свойства, и индивидуальные художественные пристрастия автора. В данном случае предполагалось даже, что стихотворение Фета не проиграет, если его напечатать в обратном порядке – с конца.

Источник

Имя на поэтической поверке. Афанасий Фет

Стихи Афанасия Фета знакомы нам с детства.
Редкий поэт в России столь выразителен и точен в описании картин природы, столь восторжен – в описании женской красоты.

Поэзия Афанасия Фета удивительна, музыкальна, потому и запоминается его строки, потому и написано столько романсов на его стихи.

Высокий и романтический мир поэзии Афанасия Фета пленяет нас с первых же знакомых строк:

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.
1843 год.

Стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом», напечатанное в июле 1843 года в журнале «Отечественные записки», являет собой как бы «лирический автопортрет» нового поэта.

В этом стихотворении, поэт рассказал о радостном блеске солнечного утра и страстном трепете молодой весенней жизни.
О жаждущей счастья влюблённой душе и неудержимой песне, готовой слиться с веселием мира.

Подобно Фёдору Тютчеву, Афанасий Фет одушествляет природу, лирическое чувство поэта словно бы проникает в окружающий мир, развивается в нём.

«Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье её трещало от ветра…»

Этому давнему воспоминанию, Афанасий Фет посвятил изумительное стихотворение:

И опять в полусвете ночном
Средь верёвок, натянутых туго,
На доске этой шаткой вдвоём
Мы стоим и бросаем друг друга.

И чем ближе к вершине лесной,
Чем страшнее стоять и держаться,
Тем отрадней взлетать над землёй
И одним к небесам приближаться.

Правда, это игра, и притом
Может выйти игра роковая,
Но и жизнью играть нам вдвоём –
Это счастье, моя дорогая!
26марта 1890 года.

Творчество Афанасия Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты».

Основное содержание его поэзии – любовь и природа.

Его стихотворения отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Афанасий Фет – представитель так называемой чистой поэзии.
В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Николаем Некрасовым – представителем социальной поэзии.

Особенностью поэтики Афанасия Фета является то, что разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком. Самый яркий пример – знаменитое стихотворение:

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебный изменений,
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря.
1850 год.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…» интересно ещё тем, что в нём нет ни одного глагола.

Афанасий Афанасьевич Фет, русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист, член-корреспондент Петербургской Академии наук, с 1886 года, (1820- 1892), первые 14 лет и последние 19-ть свое жизни официально носил фамилию Шеншин, родился 5 декабря 1820 года, в имении Новосёлки Мценского уезда, Орловской губернии.

Его отцом был Иоганн Фет, асессор городского суда г. Дармштадта, а мать, 20 лет Шарлотта-Елизавета Беккер, которые сочетались браком в мае 1818 года.
А в сентябре 1820 года, лечившийся в Германии, отставной 44-х летний гвардеец, богатый помещик Афанасий Шеншин, тайком вывез Шарлотту-Елизавету Беккер, беременную на 7-ом месяце, вторым ребёнком, первая дочь Каролина – осталась у отца, в Россию, в свою помещичью усадьбу.

30 ноября, того же года, новорождённый сын, был крещён по православному обряду и назван Афанасием, а в метрической книге, в церкви, записан сыном Афанасия Неофитовича Шеншина.

4 сентября 1822 года, Афанасий Шеншин, венчался с Шарлоттой-Елизаветой Беккер, которая перед венчанием приняла православие и стала называться Елизаветой Петровной.
Это лишь малая часть той «тайны происхождения», которая стала жизненной драмой будущего поэта.

Понятно, что Афанасий Шеншин, явно не был отцом Афанасия, но и Иоганн Фет – не считал его своим сыном, судя по его переписке с бывшей, убежавшей в Россию, женой.
Подлог, о том, что в метрической книге, ребёнок Шарлотты был записан неверно, всплыл в 1834 году, раскрыла духовная консистория, учреждение при архиерее по управлению епархией, в православной церкви.

Прожив 14-ть лет в Новосёлках и считаясь «несомненным Афанасием Шеншиным», имея единоутробных, три сестры и два брата, он вдруг был отвезён, в далёкий немецкий частный пансион Крюммера, в г.Выру (ныне Эстония), лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал «гессендармшмадтским подданным Афанасием Фетом».
Учился в пансионате с 1835 по 1837 год.

В это время он стал писать стихи, проявлять интерес к классической философии, но стремление вернуть фамилию Шеншин и права потомственного дворянина, стало на долгие годы для Афанасия Фета, важной жизненной целью.

В августе 1838 года Афанасий Фет был принят в Московский университет на словесное отделение философского факультета, который окончил в 1844 году.

Студенческие годы Афанасий Фет прожил в доме своего друга и однокурсника Апполона Григорьева, впоследствии известного критика и поэта.

В 1840-ом году Афанасий Фет выпустил сборник стихотворений: «Лирический пантеон».
При посредстве В.Боткина и В.Белинского Афанасий Фет становится постоянным автором журнала «Отечественные записки».

В 1842-1843 годах в журналах были напечатаны 85-ть стихотворений Афанасия Фета.

С 1845 года, Афанасий Фет, добровольно ушёл служить в армию, чтобы получить за службу потомственное дворянство, сначала был унтер-офицером в Херсонской губернии, в кавалерийском полку, а затем, с 1853 года, перешёл в гвардию, лейб-уланский полк, расквартированный под Петербургом.

В столице возобновляется его литературная деятельность.
К сожалению, судьба как бы смеялась над поэтом, вышли царские указы о повышении ценза, для получения потомственного дворянства, вначале это был чин майора, а потом полковника.

Достичь последнего Афанасий Фет уже не надеялся, и в 1858 году вышел в отставку, гвардии штабс-ротмистром, то есть, по табелю о рангах – капитаном.

Много жертв принёс Афанасий Фет, стремясь к своей цели, стать дворянином, и самой тяжёлой из них была потеря любимой девушки, Марии Лазич, дочери бедного херсонского помещика, с которой он подружился в 1848 году.

Она была образована, хорошо играла на музыкальных инструментах. Фет и Лазич горячо полюбили друг друга, но Фет расстается с нею, не нашёл в себе решимости жениться на бесприданнице, считая брак невозможным из-за их обоюдной бедности.

Вскоре после этого Мария Лазич, В 1851 году погибает, из-за неосторожно брошенной спички загорается платье – возможно, это было самоубийство.
Марии Лазич посвящены многие стихи Афанасия Фета:

«Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдал», «Долго снились мне вопли рыданий твоих». «В тиши и мраке таинственной ночи…», поэма «Талисман».

Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно утрачено душой.

Горя огнём стыда, опять встречаю взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Я вами осуждён, свидетели немые
Весны моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.

Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Душа не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.
1859 год.

В 1656 году поэт, взяв годовой отпуск в армии, путешествует за границей, Германия, Франция, Италия.

В 1857 году Афанасий Фет, женится на Марии Боткиной, дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя Василия Боткина, литературного критика. В браке детей не было.

В 1860 году Афанасий Фет покупает 200 десятин земли в Мценском уезде, где он родился и вырос, строит там дом, переезжает в деревню Степановка и занимается сельским хозяйством.

Семнадцать лет жизни отдал Афанасий Фет Степановке, превратив её в образцовое доходное хозяйство.

Более того, бывший хутор стал хорошо устроенной усадьбой со скромным, но уютным и комфортабельным домом, с прудом, садом (выращенным на пустом месте, с отличной подъездной дорогой на месте прежней непролазной колеи.

Афанасий Фет выращивал рожь, запустил проект конного завода, держал коров и овец, птицу, разводил пчёл и рыбу в выкопанном пруду.

Текущая прибыль от Степановки составляла 5-6 тысяч в год. Выручка от имения была основным доходом семьи Фета.

Афанасий Афанасьевич Фет был убеждённым помещиком.

Чем далее жил, тем более открыто и настойчиво подчеркивал он, когда говорил или писал о себе, он рачительный землевладелец, хозяин, очевидно, неплохой агроном, а в пределах, необходимых ему, ещё и практик-экономист.

Будучи одним из самых утончённых лириков, Афанасий Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

С1867 года, в течение 10-ти лет Афанасий Фет служил мировым судьёй в Воробьёвке, Курской губернии.

В 1873 году по указу Александра II Сенату, Афанасий Фет получает право на присоединение «к роду отца его Шеншина со всеми правами и званиями, к роду принадлежащими».

Правда, свои литературные произведения и переводы и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

В 1877 году Афанасий Фет продаёт Степановку, оставляет хозяйственную деятельность и покупает великолепную старинную усадьбу Воробьёвку, в Курской Губернии, сделав её «обителью поэзии».
Переводит на русский «Фауста» Гёте, «Мир как воля и представление» Шопенгауэра, выпускает стихотворный перевод всего Горация, над которым работал ещё со студенческих лет.

В 1886 году Афанасию Фету за переводы античных классиков присвоили звание члена-корреспондента Академии наук. В 1890 году выходят два тома «Моих воспоминаний» Афанасия Фета.

Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Стихи Афанасия Фета, вошли в русскую природу, стали её неотъемлемой частью.
Пейзаж в стихах необычайно тонок, он сияет чистыми и свежими красками.

Поэзия Афанасия Фета оказала значительное влияние на творчество Александра Блока и других поэтов ХХ века.

Из поэтического наследия Афанасия Фета.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна.

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает –
О чём – неясно ей самой,-
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
1854 год.

Природы праздный соглядатай,
Люблю, забывши всё кругом,
Следить за ласточкой стрельчатой
На вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила –
И страшно, чтобы гладь стекла
Стихией чуждой не схватила
Молниевидного крыла.

Не так ли я, сосуд скудельный,
Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой запредельной,
Стремясь хоть каплю зачерпнуть?
1884 год. Скудельный (уст.) – хрупкий.

На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка её горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты её, не буди…
На заре она сладко так спит!
1842 год.

Интересно, для познания личности Афанасия Фета и «Ответы А.А.Фета на вопросы «Альбома признаний» дочери Л.Н.Толстого Татьяны Львовны».

Приведу для ознакомления, некоторые из них, всего их 46-ть.

№1 Главная черта вашего характера?
— Заботливость.

№2Какую цель преследуете вы в жизни?
— Полезность.

№3 В чём счастье?
— Видеть плоды усилий.

№4 В чём несчастье?
— В безучастии.

№5 самая счастливая минута в вашей жизни?
— Когда надел студенческий мундир.

№7 Чем или кем желали бы вы быть?
-Вполне достойным уважения.

№8 Где бы желали жить?
— В сочувственном кругу.

№10 Ваше любимое занятие?
— Знакомство с поэтами.

№11 Ваше любимое удовольствие?
-Охота

№12 Ваша главная привычка?
-Бранить тупость и пить кофе.

№13 Долго ли бы вы хотели жить?
-Наименее долго.

№14 Какою смертью хотели бы вы умереть?
-Мгновенной.

№16 К какой добродетели вы относитесь с наибольшим уважением?
-Терпение.

№18 Что вы всего более цените в мужчине?
— Ум.

№19 Что вы более цените в женщине?
— Красоту.

№26 Ваше мнение о браке и супружеской жизни?
— Что это естественная тягота, которую надо уметь носить.

№28 Что лучше: любить лил быть любимой?
-Одно без другого плохо.

№32 Какое историческое событие вызывает в вас наибольшее сочувствие?
-Отмена революции Наполеоном I и казнь Пугачёва.

№33 Ваш любимый писатель (в прозе)
— Граф Л.Н.Толстой

№34Ваш любимый поэт?
-Гёте.

№45 Следует ли всегда быть откровенным?
— Не всегда возможно.

№46 Искренно ли вы отвечали на вопросы?
— Не желал лгать.

Источник

Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…»
(Восприятие, истолкование, оценка)

Педора К., 10 кл., гимназия № 405, Санкт-Петербург, 2001 г.

Остановить мгновение … Звучит неправдоподобно. Однако именно это являлось главной задачей импрессионистов. Основное свойство импрессионизма – явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере им, этим представлением, обладал Афанасий Афанасьевич Фет. Звуки, шорохи, мимолётные впечатления – не мотивы, а темы фетовского творчества. В своих стихотворениях Фет стремился наиболее естественно и непредвзято запечатлеть весь окружающий его мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Можно сказать, что Фету как поэту-импрессионисту присущ обострённый интерес к неповторимости каждого отдельного мгновения, к оттенкам материальной красоты предметного мира, к тем изменчивым настроениям, которые внушают чуткой душе восходы и закаты, полуденный час и начало сумерек, полет птиц и пробуждение весенней природы.

Особый интерес представляют безглагольные стихотворения А.А. Фета, так называемые безглагольные картины. «Это утро, радость эта…» – одно из них. Это стихотворение о чудесном, на мой взгляд, времени года – о весне. Весной всё живое на земле пробуждается от зимней спячки и приходит в движение. И главное, к чему стремился Фет, – не упустить, не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы; добиться того, чтобы каждая строка «дышала», «звенела», одним словом, «жила».

В чём «изюминка» этого стихотворения? Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке. Здесь нет ни единой точки (кроме конца стихотворения)! Читаешь это стихотворение на одном дыхании, ни на секунду не останавливаясь, сразу же представляя себе всю весеннюю суматоху. Этот приём «одного предложения» смог как нельзя лучше передать движение жизни, «воскрешение» природы весной:

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…

В короткие строки будто «набегают» одна на другую. Фет не случайно написал стихотворение четырёхстопным хореем, где последняя стопа каждой третьей строчки строфы неполная. Благодаря этому задаётся определённый ритм, напоминающий биение сердца. Каждая строка словно «пульсирует».

«Это утро, радость эта…» Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами «это утро, радость эта», а заключает выражением «это всё весна». Между первой и последней строками – образы, «рисующие» начало, середину и конец весеннего дня. Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение «вмещает» целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени: в первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья. Все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением «это» в разных формах, что создает эффект движения не только природного времени, но и «поэтической мысли» в стихотворении. Но одновременно с этим – и движение пространства: взгляд лирического героя охватывает и небо, и землю, и мельчайшие частицы окружающего мира.

Фет рассказывает нам о том, как «просыпаются» реки, пчёлы, деревья, и повсюду звучат «зык и свист». В стихотворении только одно прилагательное, находящееся в составе метафоры: «вздох ночной селенья». Как же создается образ весны? Отглагольные существительные «крик», «говор», «свист», «дробь» и слова «зык», «трели» «рисуют» атмосферу весеннего шума. Один лишь образ – «мощь и дня и света» – и мы уже «видим» сияние солнца. Казалось бы, перед читателем обычное перечисление через запятую впечатлений лирического героя:

Эти ивы и берёзы,
Эти капли – эти слёзы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист…

«Это утро, радость эта…» – настоящий весенний пейзаж, бережно «нарисованный» поэтом. Каковы же черты импрессионизма в этом стихотворении? Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится. Это – картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства. Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.

Источник

Конспект урока литературы «Поэзия А.А. Фета»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока литературы «Поэзия А.А. Фета»

Тип урока: урока комплексного применения знаний и умений

Форма урока: традиционный.

Цель урока : познакомить с художественным миром А.А.Фета путем лингвистического анализа поэтических текстов: «Шепот, робкое дыханье», «Только в мире и есть…», «Это утро, радость эта…»

развить умение производить лингвистический анализ текста;

углубить представление об особенностях жанра лирического произведения;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся.

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие аналитического мышления;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения работы в группах.

воспитание интереса и уважения к литературе;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, тесты с заданиями, видеоряд с музыкой Клода Дебюсси (для рефлексии).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

— Здравствуйте, ребята. Сейчас вы все ждёте, что я скажу вам обычное «Садитесь», и вы займёте свои места. Но я предлагаю вам сейчас закрыть глаза и представить себя в самом живописном уголке природы. Мы так высоко стоим, что, кажется, можем достать рукой до облаков. Еще вчера стояла плохая погода, даже в душу закралась тоска: небо хмурое, покрыто свинцовыми облаками, пронизывающий ветер. Ничто не предвещало улучшения погоды и настроения. Но мы с вами перенесёмся на месяц вперёд и представим себе, что на улице уже весна. Природа будто бы мгновенно пробудилась: лазурное небо, ослепительное солнце, щебет птиц. Мы вдыхаем в себя воздух, наполненный весенними ароматами. И вдруг нашему взору открывается чудо. Природа, еще недавно дремавшая, сегодня пробудилась и показалась нам во всей своей утренней красе…

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Эти мошки, эти пчелы,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

После прочтения спросим учащихся:

— Как вы думаете, с помощью каких образов и приемов автор рисует нам картину весны?

-Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Итак, откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Музыка поэзии А.А. Фета».

Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…

— Скажите, пожалуйста, а как, на ваш взгляд, рождается поэзия? Как рождается музыка?

Поэты находят слова, прислушиваясь к эоловой арфе своей души, находят, отвлекаясь от всего суетного и возносясь ввысь с хороводом звуков, находят этим звукам имена – и тогда Музыка идёт под руку с Поэзией. Её Величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о творчестве одного из самых интересных поэтов 19 века. Поэта – музыканта. Попытайтесь ответить на вопрос: почему творчество того или иного поэта остается в памяти потомков? Очевидно, помимо поэтического таланта, поэт должен обладать и таким качеством, которое Толстой назвал «поэтической дерзостью», то есть он должен сделать что-то не так, как делали до него, он должен сказать какое-то новое слово, свое слово в поэзии. Надо заметить, что и в стихах Фета, и в его жизни очень многое было «не так», странно и непривычно. Поэтому и говорить о нем мы будем «не так». Начнем не со знакомства с биографией и с личностью этого поэта, а сразу же с его стихов. Наша главная цель сегодня – понять, в чем заключалась «поэтическая дерзость» Фета, что он делал НЕ ТАК, как другие поэты.

Что вам известно о Фете?

Запишите в тетради три утверждения о нем, оцените (хотя бы интуитивно) их достоверность, поставив рядом с каждым знаки «+» или «-» в зависимости от того, верите вы в то, что написано, или нет. В ходе нашего урока вы установите истинность или ложность этих высказываний.

1) Стихи Фета логичны и последовательны, в них разум преобладает над чувствами

2) В стихах Фета человек и природа существуют как два отдельных мира, не связанных между собой

3) В поэзии Фета много общего с академической живописью

Второй этап – этап рождения поэтической картины.

Домашним заданием для вас было выучить стихотворение А.А. Фета, причем я намеренно не ограничивала вас в выборе, хотелось бы услышать, какие стихотворения нашли наибольший отклик в вашей душе. Итак, давайте окунемся в музыку поэзии Фета…

Дети читают стихотворения наизусть.

Краткий анализ прочтенных стихов (какова основная тема лирики, каким предстает перед нами лирический герой, в чем особенность создания образов).

Чтобы понять, в чем заключалась «поэтическая дерзость» Фета, необходимо поближе рассмотреть художественный мир лирики Фета.

Делаем вывод о том, что в своих стихах Фет не следует привычной логике, он руководствуется больше не разумом, а чувством, стремясь передать не мысли человека, а его впечатления, ощущения, эмоции, тонкие психологические состояния. Это позволяет сравнить поэзию Фета с живописью художников-импрессионистов.

НЕ ЗАБЫВАЕМ В ХОДЕ БЕСЕДЫ ОБРАЩАТЬСЯ К НАШИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ ЗАПИСЯМ И КОРРЕКТИРОВАТЬ ИХ ПО МЕРЕ НЕОБХОДИМОСТИ!

4) Работа над термином «ИМПРЕССИОНИЗМ»

Ребятам предлагается прочесть статью об импрессионизме, после чего они отвечают на вопросы:

Что такое импрессионизм?

Почему он так называется?

Предлагаю ученикам заполнить следующий кластер:

После обсуждения с детьми на доске (и у них в тетрадях) появляется примерно такая картинка:

После создания кластера оцениваем истинность третьего утверждения и отвечаем на вопрос: почему поэзию Фета сравнивают с импрессионизмом?

Третий этап – лингвистический анализ текстов (работа в группах ).

Ребятам предлагается работа с текстами по заданным вопросам, после

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье».

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек – «Шепот, робкое дыханье». Можно ли увидеть импрессионизм Фета в этом стихотворении? Да, можно, поскольку опять хаотичный набор зрительных и слуховых впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека? Они вновь тесно слиты, неразрывно соединены. Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», написанное в 1850 году, является ярким примером этого слияния. Если в более ранних своих произведениях Фет восторгался красотой женщины, считая ее центром мироздания, то лирика зрелого поэта характеризуется, в первую очередь, преклонением перед природой – прародительницей всего живого на земле. Стихотворение начинается с утонченных и изысканных строк, в которых описывается раннее утро. Точнее, тот короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыханье ночи, «серебро и колыханье сонного ручья», а также удивительная игра теней, которые создают причудливые узоры, словно бы ткут невидимую паутину предсказаний для грядущего дня.

Предрассветные сумерки не только преображают окружающий мир, но и являются причиной «волшебных изменений милого лица», на которых спустя несколько мгновений заиграют лучи утреннего солнца. Но пока этот восхитительный миг не наступил, есть время предаться любовным утехам, которые оставляют слезы восхищения на лице, смешиваясь с пурпуром и янтарными отблесками зари.

Особенностью стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» является то, что в нем нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Это позволяет создать эффект присутствия и придает особую живость поэтической картине раннего летнего утра, заставляет работать воображение, которое живо «дорисовывает» недостающие детали.

Анализ стихотворения «Только в мире и есть…»

Обратимся к «безглагольному» стихотворению Фета, самому позднему и самому парадоксальному. Парадокс в том, что с виду оно – самое простое из четырех, проще даже, чем «Чудная картина. », а по композиции пространства и чувства – самое прихотливое:

Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор.

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта…». Группа, которая работает с этим текстом, перед вами лежит, казалось бы, задача полегче. Но это лишь на первый взгляд. Помимо вашего анализа, вы должны были прочитать и осмыслить отрывок статьи учебника и сравнить насколько ваше впечатление, и анализ стихотворения совпадает с мнением составителя учебника.

Как и в любом другом лирическом произведении, здесь состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Эта строка раскрывает общий эмоциональный фон всего трёхстишия.

Талант Фета проявился, прежде всего, в том, что он сумел очень ёмко показать в одном дне, от утра до ночи, всю весну («это утро, радость эта», «мощь и дня и света», «эта ночь без сна»).

Стихотворение фрагментарно, обрывочно. Перед глазами читателя каруселью проносятся:

Эти капли, эти слёзы,

Произведение состоит из одного предложения, чем также подчёркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд.

В стихотворении поэт использует разные изобразительно-выразительные средства. Один из излюбленных приёмов Фета – анафора. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта. В некоторых строках оно встречается дважды: «эти стаи, эти птицы», «эти мошки, эти пчёлы». Таким образом задаётся особый ритм, задорный, динамичный.

Ощутимость звуков в стихах Фета достигает степени, небывалой до него в русской поэзии. Музыкальность стихотворения достигается с помощью анафоры и аллитерации: «дробь и эти трели», «крик и вереницы», «зык и свист».

Повторение сонорного «р» и свистящих «з» и «с», близких к звукам природы, делает картину не только зримой, но и слышимой, как будто объёмной, полнокровной. Ту же роль выполняет и олицетворение: «этот говор вод», «вздох ночной селенья», метафорическое сравнение: «эти капли – эти слёзы».

Особое внимание следует уделить последней строфе стихотворения:

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Здесь более чётко мы ощущаем не только настроение весенней суматохи, но и смятение самого лирического героя. Ведь весна – это время пробуждения не только деревьев, рек, зверей и птиц, но и пора цветения души. Весна ассоциируется у нас с любовью, страстью. Возможно, герой проводит бессонные весенние ночи в мыслях о возлюбленной. В сознании героя мешаются его личные переживания с тем, что происходит вокруг.

Чувство лирического героя неясны, неопределённы, они воплощаются в деталях внешнего мира. Здесь ночь как бы окрашивается настроением лирического героя, оживляется им. Душевное состояние, которое не выражается точными словами, может, по Фету, быть лишь навеяно.

Описание природы, как бы откликающейся на настроение лирического героя, выбор отдельных впечатляющих деталей вместо связного описания, тонкий рисунок настроения – вот что характеризует это произведение. В стихотворении не встречается ни одного глагола, динамизм передается через обилие отглагольных имен существительных. Последняя строка («Это всё – весна») – это эмоциональный итог всего произведения, провозглашающего радость жизни, бурю чувств в прекрасный весенний день.

Фетовский мир прекрасного включает вполне реальный круг чувств и настроений, воплощенных в его поэзии с большой психологической тонкостью. Речь идет, прежде всего, о любовных переживаниях. Фет издавна слывет певцом природы и любви.

Весь наш небольшой разбор – это не литературоведческое исследование, а только схема его: попытка дать себе отчет во впечатлении, которое производит чтение очень известных стихотворений Фета: чем оно вызывается? Именно с такой попытки самоотчета начинается каждое литературоведческое исследование, но отнюдь не кончается ею. Некоторым читателям такая попытка бывает неприятна: им кажется, что эстетическое наслаждение возможно лишь до тех пор, пока мы не понимаем, чем оно вызывается. При этом охотно говорят о «чуде» поэзии и о «тайне», которую надо уважать. Мы не посягаем на тайну поэзии: конечно, такой разбор никого не научит искусству писать стихи. Но, может быть, на таком разборе можно научиться хотя бы искусству читать стихи – то есть видеть в них больше, чем видишь при первом беглом взгляде.

Четвертый этап – осмысление

Итак, настало время подвести итог. Попытаемся сформулировать, в чем заключаются основные особенности поэтической манеры Фета. Для этого обращаемся к нашим записям-утверждениям, сделанным в начале урока. Делаем выводы:

В стихах Фета чувства преобладают над логикой, разумом

В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое

Поэзию Фета не случайно часто сравнивают с живописью импрессионизма: между ними много общего (см. схему-кластер)

Пятый этап – рефлексия

Дифференцированное домашнее задание :

Откройте учебник на странице 301, под заголовком «Вопросы и задания», здесь даны следующие задания: составьте план и подготовьте по нему рассказ о жизни и творчестве А.А. Фета, подберите стихотворения Фета об одном из времен года, напишите подробный анализ этого стихотворения.

Задания для творческой группы: нарисовать ваше впечатление от стихотворения Фета (по выбору); написать короткое стихотворение в литературной манере автора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *