в каком стиле делал иллюстрации и билибин

10 неизвестных: русский стиль Ивана Билибина

По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания m24.ru запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Борис Кустодиев «Портрет И.Я. Билибина», 1901

16 августа исполнилось 140 лет со дня рождения русского художника Ивана Яковлевича Билибина, одного из главных книжных иллюстраторов и театральных художников первой половины XX века. Самые известные его работы каждый видел в сказках «О царе Салтане» и «Золотом Петушке», но его творческое наследие намного шире и разнообразнее.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. Заставка к сказке «Царевна-Лягушка», 1899

Иван Яковлевич Билибин был из того поколения художников, которому выпало работать с малыми формами и развивать декоративно-прикладное искусство. Театр, книжные иллюстрации, мебель, посуда, музыкальные инструменты и декор приобрели самодостаточную ценность, и сегодня именно они формируют наше представление о «Серебряном веке». Билибин был выдающимся книжным иллюстратором: в первое десятилетие XX века он создал целую серию «Сказок», которые до сих пор считаются классическими и продолжают издаваться с его иллюстрациями. Среди них были и «Сказка о царе Салтане» (1905), «Сказка о золотом петушке» (1910), «Царевна-Лягушка» (1899), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1908), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1902), былина «Вольга» и многие другие. Также Билибин работал над оформлением оперы «Золотой Петушок» для театра Зимина в Москве. Именно в этих иллюстрациях на «русскую» тему проявляется индивидуальный и очень узнаваемый билибинский стиль.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. «Река Кемь». Журнал «Открытое письмо», 1904

Также в эти годы Билибин сотрудничает с главными художественными журналами, альманахами и сборниками, начиная от «Мира искусства», заканчивая «Весами» и «Открытым письмом», которое было первым русским периодическим изданием об открытках. Для «Открытого письма» Билибин создает графическую серию открыток с иллюстрациями на различные темы. Здесь его художественная манера более свободна, так как он не привязан к сюжету или какой-либо целостной концепции образов и персонажей.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. Концовка к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», 1902

Среди иллюстраций к сказкам самыми интересными с художественной точки зрения оказываются первое и последнее изображения. Вырванные из контекста, они служат своего рода декорацией или занавесом разворачивающихся в сказке событий. В этих иллюстрациях Билибин всегда оказывается предельно минималистичен – пейзаж или герой обведены плотной черной линией и закрашены двумя или тремя цветами. Конечно, тема Билибина – исключительно мир русской сказки, но знание традиций японской гравюры очевидно. Именно оттуда он берет приемы очерчивания форм плотным контуром и построение колорита.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. «Вологодская девушка в праздничном наряде». Рисунок для почтовой открытки, 1905

В начале 1900-х годов этнографический отдел Музея Александра III командирует Билибина в северные губернии, Вологодскую и Архангельскую для изучения традиций деревянной архитектуры. Помимо этого Билибин делает огромное количество рисунков и эскизов с изображениями народных костюмов и предметов быта. Сегодня эти рисунки – уникальный источник знаний об этических особенностях жизни северных народов России, многие из которых были утрачены.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. «Село Подужемье». Эскиз для журнала «Открытое письмо», 1904

Эскиз для журнала «Открытое письмо» с изображением деревянной церкви в селе Подужемье – еще один пример рисунка из серии, созданной в северной экспедиции. Все эти зарисовки стали основой иллюстраций к сказкам: пейзажи северных губерний населялись персонажами народных приданий или пушкинских историй. В этих иллюстрациях Билибин создает объемный мир, наполненный таким количеством точных деталей, которые нафантазировать было бы невозможно. Но при этом художник никогда не копирует действительность, он переосмысливает каждый ее элемент, дополняя его «сказочными», фантастическими деталями.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. Обложка к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, 1908

Собирая традиционные узоры, Билибин мог превратить какой-либо незначительный элемент в орнамент, куда он включал цветочные мотивы и изображения фантастических животных. Заставки, концовки, обложки, экслибрисы, буквицы Билибина встречаются в огромном количестве изданий начала XX века, а также в таких журналах как «Мир Искусства», «Золотое Руно» и в книгах, выходивших в «Московском Книгоиздательстве».

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. Концовка для журнала «Мир искусства», 1899

«Мир искусства» – творческое движение и одноименный ежемесячный журнал, выпускавшийся символистами с 1898 по 1904 год. Над его созданием работали все главные художники, писатели и поэты своего времени. Основателями движения были художник Александр Бенуа и создатель «Русских сезонов» Сергей Дягилев, а выпуском журнала изначально занимались крупнейшие меценаты княгиня Мария Тенишева и Савва Мамонтов. Среди тех, кто работал над журналом, нет ни одной проходной или малоизвестной фамилии: Илья Репин, Константин Сомов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин, Леон Бакст, Виктор Борисов-Мусатов и многие-многие другие.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. Заставка к сказке «Василиса Прекрасная», 1900

Билибин ловко играл с русскими мотивами, вплетая в них фантастические узоры и выдуманных персонажей настолько плотно, что порой отделить одно от другого становится практически невозможно. Заставка к сказке «Василиса Прекрасная» тому хороший пример: верхняя часть изображения оказывается черными силуэтами на серо-голубом фоне (чего не могло быть в традиционно русской лубочной картинке, откуда Билибин черпал приемы и мотивы), а внизу появляются изображения двух птиц-сиринов. У Билибина они оказываются улыбчивыми красавицами, а на самом деле сирины в мифологии – это темная сила из подземного мира.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. «Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы Яги». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», 1899

Тоже самое происходит и с иллюстрациями: черепов со светящимися глазами в лубочном рисунке не было, при этом рубаха Василисы абсолютно точно соответствует русским традициям. Билибин был не единственным мирискуссником, которого интересовали народные мотивы, сказания и славянская мифология. Похожие образы и их трансформацию можно увидеть в работах, например, Васнецова и Врубеля.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Билибин. Крым, Батилиман, 1940

Помимо иллюстраций, Билибин создал огромное количество рисунков и графических работ с изображениями природы русского юга и севера. В 1917 году, с началом революционных событий, он уезжает в Крым, куда стекалась русская интеллигенция. Здесь, в кругу писателей и художников, он провел два года. В 1920 году Билибин уехал в Египет, а в 1925 оказался в Париже, где работал над оформлением опер и балетов. Но, насквозь пропитанного русским духом, Билибина непреодолимо тянуло в Россию. В 1936 году он прибыл в Ленинград на корабле «Ладога». Здесь художник и скончался во время блокады в 1942 году.

Источник

«Большой билибинский» стиль

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Потомок старинного купеческого рода, юрист-правовед, влюбленный в изобразительное искусство, Иван Билибин долго и упорно выстраивал свою творческую линию. Рисовальная школа Общества поощрения художеств, школа-мастерская Антона Ашбе в Мюнхене, занятия в Тенишевской мастерской у Ильи Репина дали Билибину профессиональную основу, но самобытным мастером он стал благодаря тщательно выстроенной индивидуальной программе. Художник не раз участвовал в археологических экспедициях по Русскому Северу, делал зарисовки деревянных изб и храмов, костюмов, вышивок, утвари, собирал иконы, лубки и пряничные доски, знал немало народных песен и частушек. Недаром авторитетный художественный критик Серебряного века Александр Бенуа, отмечая природный талант Билибина, замечал: «Его упорное изучение народных мотивов дает ему здоровую пищу: в то же время развивается в нем его красочность и воспитывается его техника».

«Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна…», — писал в начале ХХ столетия Иван Билибин (1876–1942), призывая отечественных мастеров возродить высокую культуру прошлого и на ее основе создать новый «большой стиль».

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Борис Кустодиев. Портрет И.Я. Билибина, 1901

Петербургский эстет, страстный коллекционер предметов старины и искусства, человек артистичный по натуре, общительный и остроумный, Иван Яковлевич обрел славу книжного иллюстратора не только у взыскательной художественной элиты, но и у малосведущего обывателя. Выпущенные Экспедицией заготовления государственных бумаг тоненькие книжки-тетради «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Василиса Прекрасная», «Царевна-Лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Вольга» (1901–1903) удивляли необычным крупным форматом и продуманной до мелочей системой «красивой книги». Русские сказки и былины, оформленные в «билибинском» стиле обрели особую привлекательность, зритель был покорен эффектной подачей образов и красочной мощью.

Художник свободно передавал мрачную атмосферу волшебного мира, жутковатую ирреальность и ироничность бытовых сценок. Сакральная значительность соседствовала с забавными шутками в народном духе. Русская природа при всей узнаваемости обретала монументальность и многозначительность. Почитатели подмечали в композициях «хрустальную чистоту» визуальных решений и напевность фольклорных мотивов, тщательность отделки и любовь к деталям. «Все работы Ивана Яковлевича Билибина — будь то самая маленькая концовка — всегда сделаны с любовью, умом, культурой и с большим художественным подъемом и мастерством», — отзывалась о товарище по искусству Остроумова-Лебедева. Искусствоведы анализировали четкость и жесткость контурного рисунка, выверенность композиций, эмоциональную напряженность цветовых пятен, лаконичность форм, изящество стилизаций и тягу к орнаментике.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, 1904–1905 годы

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Гравюра «Большая волна в Канагаве» Кацусики Хокусая, 1829–1832 годы

Внешняя простота его творческого метода обманчива. Проницательный зритель отметит в стиле Ивана Билибина влияния русской лубочной картинки и японской гравюры, живописных работ Виктора Васнецова, рисунков Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса. Как человек эпохи модерна Билибин не мог пройти мимо синтеза декоративного и изобразительного искусства, а как член художественного объединения «Мир искусства» желал испытать свои силы в разнообразной творческой деятельности. Он был изобретателен и стремился к профессиональной безупречности, словно бы играючи конструировал сложные орнаменты, которые обрамляли его графические композиции. Неутомимый в работе, Иван Яковлевич оформлял книги, трудился в области театрально-декорационного искусства, выполнял рисунки для журналов, создавал эскизы плакатов и рекламных проспектов, игральных карт, открыток, почтовых марок, этикеток, экслибрисов. Популярность «билибинского» стиля породила немало эпигонов, но среди учеников художника оказался Георгий Нарбут, сумевший развить приемы наставника в оригинальную творческую манеру.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иллюстрация Георгия Нарбута к русской сказке «Деревянный орел», 1909 год

Жизнь не баловала Билибина, были периоды неудач и творческих разочарований, были мучительные годы революции и гражданской войны, когда художник, потеряв все, оказался на чужбине без средств к существованию. В эмиграции он сумел не просто выжить, но обрел «второе дыхание», новые темы и выразительные средства. В его работах 1920-х–1930-х годов предстают таинственный Египет и экзотический Восток, рыцарская культура и карнавальная пышность барокко. Чуткий ко всему новому, художник использует в своих произведениях элементы и стилистику ар-деко. Добившийся признания у взыскательного европейского зрителя, он вернулся на родину, преподавал, работал как художник театра, иллюстрировал книги. Мысли о творчестве не оставляли его до последних дней, до гибели в блокадном Ленинграде.

Произведения Билибина были популярны в Советском Союзе, для многих он и сегодня является идеальным художником книги, лучшим иллюстратором русских народных сказок. И пусть исследователи говорят о противоречиях и ограниченности «билибинского» стиля, поклонников творчества Ивана Яковлевича не становится меньше. А это значит, работает созданная мастером модель, в которой переплавились воедино тщательно собранные этнографические материалы, принципы оформления книги как единого ансамбля, эстетика модерна, ясность стилевых приемов и оригинальность авторских решений. И, несомненно, искренняя любовь художника к народному искусству, его вера в «голос крови», который поможет обрести мощь и выразительность «большого стиля».

Источник

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

К 145-летию со дня рождения русского художника, графика, иллюстратора, мастера театрально-декорационной живописи И.Я. Билибина.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

А в сентябре 1941 года должна была открыться персональная выставка Ивана Билибина. Но она так и не состоялась: началась Великая Отечественная война. Осенью того же года художник отказался от эвакуации из блокадного Ленинграда, он ответил наркому просвещения: «Из осажденной крепости не убегают. Ее защищают».

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Судьба этого удивительного мастера и его изысканное наследие в искусстве неизменно остаются в центре внимания современного культурного человека.

Петербургский эстет, страстный коллекционер предметов старины и искусства, любимец женщин, человек артистичный по натуре, общительный и остроумный, Иван Яковлевич обрел славу книжного иллюстратора не только у взыскательной художественной элиты, но и у не очень разбирающегося в тонкостях живописи обывателя. Зритель был покорен эффектной подачей образов и красочной мощью художника.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Билибин был молод, хорош собой и изобретателен на всяческие проделки, впрочем вполне безобидные. Во время учебы в Петербургском университете он познакомился с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым. Компания сложилась превеселая. Писали ядовитые стишки, отрабатывали технику рисунка, размышляли над способами оформления сцены и, судя по дневнику Бенуа, регулярно устраивали застолья с крепкими напитками.

Очаровательный портрет молодого художника рисует близко знавшая его Анна Петровна Остроумова-Лебедева: «Его появления были внезапны. Он был очень красив. При бледноматовой смуглой коже у него были синевато-черные волосы и красивые темные глаза. Билибин знал, что он хорош, и своими неожиданными нарядами удивлял товарищей. Он мне очень запомнился, когда приходил в ярко-синем сюртуке»

Отец Яков Иванович Билибин, потомок древнего славянского рода, был главным врачом военно-морского госпиталя в Либаве. Но сын по пути военного врача не пошел. Рисовать он начал еще в гимназии. «Насколько я себя помню, — вспоминал Билибин впоследствии, — я рисовал всегда».

Азы изобразительного мастерства юный художник постигал в Рисовальной школе поощрения художеств, которую начал посещать в 1895 году. Но законченного художественного образования не получил. После гимназии он, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, прилежно учился и успешно окончил полный курс в 1900 году.

Все симпатии интеллигентной семьи были на стороне почтенного реализма. Иван Билибин полностью разделял их. В альбоме одного из друзей он записал: «Я, нижеподписавшийся, даю торжественное обещание, что никогда не уподоблюсь художникам в духе Галлена, Врубеля и всех импрессионистов. Мой идеал — Семирадский, Репин (в молодости), Шишкин»

Впрочем, со временем взгляды Ивана Билибина начинали меняться. Не последнюю роль сыграла поездка в Германию и Швейцарию летом 1898 года. В Мюнхене он посещал художественную студию А.Ашбе, по происхождению словенца, через которую в свое время прошли многие русские — Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Дмитрий Кардовский.

Вернувшись в Петербург, Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую, где преподавал Илья Ефимович Репин. Путь к новому искусству не был прямым и легким. Следует, однако, признать, что школу, техническую сторону мастерства учеба у Репина давала превосходную.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Сам Билибин говорил о своем учителе: «Бывают художественные группы, грозди цветов, где каждый отдельный художник является отдельным цветком, но, чтобы иметь представление обо всей грозди, надо взять всю совокупность. Бывают и отдельные крупные цветки, говорящие сами о себе, и таким цветком был Репин».

Вскоре Иван Яковлевич пробует себя в иллюстрации, интересуют его русские сказки. Тогда-то постепенно и происходит зарождение «билибинского» стиля. Конечно, у Билибина были предшественники и прежде всего Елена Дмитриевна Поленова, но Иван Яковлевич все же пошел по собственному пути.

Зимой 1898 года Иван Билибин посетил выставку Виктора Васнецова в Академии художеств. Главным экспонатом была только что законченная картина «Богатыри». Он вспоминал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и о чем тосковала моя душа».

Под впечатлением от картины Билибин создал акварельные иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» и «Царевне-лягушке».

Получилось так, что ими заинтересовалась лучшая русская типография «Экспедиция заготовления государственных бумаг», основанная в 1818 году. Экспедиция печатала банкноты, кредитные билеты и прочую официальную продукцию, нуждавшуюся в специальных средствах защиты от подделки. Экспедицию щедро финансировало государство, нужды в средствах она не испытывала

Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь Борис Борисович Голицын, известный ученый, академик, инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони устали от однообразия официальной продукции и пригласили Билибина для оформления книг по русским народным сказкам.

Художник делает иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», к «Царевне-лягушке», к «Перышку Финиста Ясна-Сокола», к «Василисе Прекрасной», выполненные хромолитографией.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Книги, изданные Экспедицией заготовления государственных бумаг, разошлись по всей России, имели колоссальный успех и сделали имя художника знаменитым.

Обычных читателей и знающих искусствоведов восхищают работы Билибина, книги, иллюстрированные художником, похожи на расписанные шкатулки, художник придумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибинв каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

В это же время Билибин стал одним из участников объединения «Мир искусства», начал оформлять полосы в журнале и участвовать в выставках издания. «Мир искусства» – творческое движение и одноименный ежемесячный журнал, выпускавшийся символистами с 1898 по 1904 год. Среди тех, кто работал над журналом, нет ни одной проходной или малоизвестной фамилии: Илья Репин, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и многие-многие другие.

Сильный характер и обаяние в любой плеяде превращали Ивана Билибина в лидера. И он нашел свой стиль, который не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Но Билибин в своих сказочных сюжетах тщательно прорабатывал каждую деталь, стремясь к правдоподобию. Если Иван изображал избу, значит, это была именно та изба, в которой взаправду жили крестьяне — с резным фасадом, кровельным декором и кружевным узором на крыльце.

«Заслуги Ивана Билибина перед русской культурой велики, – пишет С. Голынец. – В начале XX века, когда яркие проявления таланта и новаторства соседствовали с безвкусицей, творчество Билибина служило примером добросовестной и тщательной работы по освоению национальной художественной традиции».

В 1902 году Билибин женится на Марии Чемберс. Девушка тоже была художницей и оформляла книги: они вместе ходили в мастерскую на занятия к Репину. В браке родилось двое детей.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Во время работы над иллюстрациями Билибин задумал поездку на Север. Летом 1902 года он поехал в Вологодскую и Архангельскую губернии. В своем эссе «Народное творчество Севера» художник писал: «Это — край бесконечных лесов и больших и спокойных рек, катящих свои воды на север».

Иван Билибин повторил свою экспедицию в 1903 и 1904 году, но уже с заданием от Русского музея: собрать для этнографической коллекции старинные вещи и национальную одежду.

В поездках иллюстратор не расставался с бумагой и карандашом. Рисовал и снимал деревянные строения, одежду, изучал орнаменты и писал теоретические статьи. Иван Яковлевич был человеком работоспособным, он трудился по 10−12 часов день. В Петербург вернулся с богатым «уловом»: сундуками, посудой, рушниками, платками и сарафанами.

После поездок художник стал документально точно относиться к деталям — терема, костюмы теперь выписывались им с опорой на исторические книги. Под впечатлением от Севера он взялся за иллюстрации к былине «Вольга».

Одновременно выполнял небольшие заказы от частных издательств: рисовал открытки с видами Архангельской губернии, русских князей, девушек в национальных костюмах.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибинв каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Постепенно сложился характерный стиль иллюстратора: обрамление фигур темными линиями, использование ритмичных орнаментов, затейливое оформление букв. Таковы иллюстрации к «Руслану и Людмиле», «Сказке о царе Салтане», «Сестрице Алёнушке и братцу Иванушке».

Билибинская графика пользовалась невероятным успехом — так, например, цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковка.

Сумрачный лес для художника символизировал темную, иррациональную силу. Этот образ стал лейтмотивом его работ:

Сакральная значительность соседствовала с забавными шутками в народном духе. Русская природа при всей узнаваемости обретала монументальность и многозначительность. Почитатели подмечали в композициях «хрустальную чистоту» визуальных решений и напевность фольклорных мотивов, тщательность отделки и любовь к деталям. «Все работы Ивана Яковлевича Билибина — будь то самая маленькая концовка — всегда сделаны с любовью, умом, культурой и с большим художественным подъемом и мастерством», — отзывалась о товарище по искусству Остроумова-Лебедева.

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессиональной жизни Билибина. С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, прежде всего русского.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибинв каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Начав сотрудничество со вновь организованным в Санкт-Петербурге Старинным театром, Билибин участвовал в антерпризе С. Дягилева, создав эскизы русских костюмов к опере М. Мусоргского «Борис Годунов» (1908), испанских костюмов к комедии Лопе де Вега «Овечий источник» и к драме Кальдерона «Чистилище Святого Патрика» (1911), и других.

«Имя Билибина достаточно говорит за себя. Фантастический характер оперы нашел в талантливом художнике действительно тонкого и смелого интерпретатора. Сочетание красок, ослепительная в самой мягкости своей их гамма, порождают впечатление редкой гармонии и переносят восхищенного зрителя в настоящее волшебное царство» (Журнал «Обозрение театров» об опере «Руслан и Людмила»)

Художнику удалось поработать и в сфере коммерческой иллюстрации. Он создавал рекламные плакаты и брошюры для пивоваренного завода «Новая Бавария». Также оформлял обложки популярных журналов и альманахов: «Золотое Руно», «Шиповник», «Московское Издательство».

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Билибин создавал театральные афиши, эскизы для почтовых марок, бланки меню, открытки и другое.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Его работы с удовольствием печатали, продукция с картинками Билибина была нарасхват. Завод братьев Корниловых начал выпуск посуды по мотивам работ Билибина. Затем посуду с рисунками Билибина стал Выпускать ЛФЗ.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Иван Яковлевич успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками, преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги.

Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник начинает рисовать карикатуры на революционную тематику.

Как почти вся русская интеллигенция, февральскую революцию он встретил сочувственно. Именно Билибин создал эскиз «республиканского» двуглавого орла, который считался гербом России от марта до октября 1917-го, а с 1992 года в РФ этот орёл вновь стал официальным русским символом, он изображается на всех российских банкнотах.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».

Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. В 1923 г. к нему в Каир приехала художница по фарфору Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, его бывшая ученица.

В эти годы сложилась семейная жизнь художника. В феврале 1923 года он женился на Александре Щекатихиной-Потоцкой. Шурочка приехала к нему в Египет со своим сыном и привезла в подарок из холодной России полотняный мешочек с гречкой, выменяв его на свою лучшую картину. К.И. Чуковский вспоминал в своем дневнике: «Вчера вечером был у Замирайло. Я поговорил с ним о Щекатихиной: «Да ей Билибин присылает такие теплые письма и телеграммы, что в Питере становится оттепель: все начинает таять!»

Портрет Билибина создан Шурочкой в период влюбленности, начала совместной жизни, радости освобождения от голода и холода в Петрограде. Билибин изображен в виде восточного факира, который волшебно изменил жизнь Шурочки и ее маленького сына.

Александра Васильевна – третья жена И.Я. Билибина. Так случилось, что все его жены — художницы. От первого супружества с М.Я. Чемберс у Билибина два сына: Александр и Иван, отношения с которыми он поддерживал, особенно с Александром, будущим художником театра и кино. Гражданский брак со второй женой, красавицей Р.Р. О’Коннель, также оказался непрочным. А вот с А.В. Щекатихиной-Потоцкой художник не расставался до конца жизни.

В эмиграции он сумел не просто выжить, но обрел «второе дыхание», новые темы и выразительные средства. В его работах 1920-х–1930-х годов предстают таинственный Египет и экзотический Восток, рыцарская культура и карнавальная пышность барокко. Чуткий ко всему новому, художник использует в своих произведениях элементы и стилистику ар-деко.

В Египте судьба свела Ивана Яковлевича со знаменитой балериной Анной Павловой, то был 1923 год. «В Египет на гастроли приезжает Анна Павлова», — писал Мстислав Потоцкий (приёмный сын Ивана Яковлевича), — «Анна Павлова вместе с Виктором Эмильевичем Дандре, своим мужем, проводит вечера в мастерской Ивана Яковлевича.

Знаменитая балерина заказала Ивану Яковлевичу эскизы декораций и костюмов к балету «Роман мумии», а в 1924 году в репертуаре Анны Павловой был и ещё один балет – «Русская сказка».

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Здесь художник проявил свой непревзойдённый талант не только декоратора, но и либреттиста.

Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно. В 1925 году Билибин с семьей переезжает из Египта во Францию, где работает художником-оформителем,

Билибин стал членом-основателем общества «Икона». Как иллюстратор он создал обложку устава и эскиз печати общества. В Праге выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Во Франции И.Я. Билибин работал над постановками сезонов русских опер в театре Елисейских полей. «Сказка о царе Салтане», «Сказаниe о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Садко». В них художнику удалось выразить ярче других представителей русского модерна мир старинной России. Богатое оформление всех спектаклей, причудливые и звериные орнаменты, восходящие к росписи старопечатных книг, а часто и лубочность декораций, игрушечность дворцов и картонажность гор и деревьев, как это случилось в постановке «Золотого петушка», являлись неповторимым и отличительным почерком художника.

«Мы были в царстве иконы, мы вошли в икону. Билибин сообщил иконе третье измерение, к ширине и высоте прибавил глубину…Да, мы любим этот мир иконы. Эти вверх громоздящиеся терема, колокольни, купола, кончающиеся там где-то крестами, эти раскрывающиеся ворота, из которых выходят старцы и угодники, истовые, как будто ветхозаветные патриархи, суровые и благостные, молчаливые и повелительные»,– так писал о декорациях И.Я. Билибина к «Сказке о царе Салтане» русский театральный деятель Сергей Михайлович Волконский.

В Париже художник нашел себя в театральной жизни. Здесь он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, создает оформление к балету Стравинского «Жар-птица».

в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Смотреть картинку в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Картинка про в каком стиле делал иллюстрации и билибин. Фото в каком стиле делал иллюстрации и билибин

Балет был создан по заказу Дягилева для его «русских сезонов». Волшебная птица, фольклорные мотивы — неудивительно, что к работе над декорациями Дягилев привлек своего старого приятеля и единомышленника по журналу «Мир искусства».

В 1929 году певица Мария Кузнецова-Бенуа заказала у Билибина эскизы декораций для оперы — она недавно основала «Частную парижскую оперу» и планировала провести сезон. За год художник оформил три постановки: «Сказку о царе Салтане», «Снегурочку» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

В 1933 году художник выпустил иллюстрированное издание «Сказки о рыбаке и рыбке». Александр Бенуа писал: «Издание является желанным подарком для наших детей, особенно для тех, которые уже совершенно офранцузились так, что и с русской поэзией их приходится знакомить во французском переводе».

В 1936 году Билибин впервые взялся за иностранную литературу — оформил «Русалочку» Ханса Кристиана Андерсена.

Это сразу заинтересовало зарубежных издателей: вскоре иллюстратор подписал контракты на выпуск французских и немецких народных сказок.

Билибинские работы пользовались успехом у художественной богемы Парижа. Выходили новые книги, в том числе и на французском языке – например, сказки «Тысячи и одной ночи».

Французские друзья даже упрашивали иллюстратора взять в качестве псевдонима аристократическую фамилию, но Билибин только отшучивался.

В эмиграции Билибин не бедствовал, но его мало что интересовало, кроме России, кроме бабушкиных сказок и старинных былин: «Несмотря на громадный интерес жизни в Париже, в мировом центре искусства мне больше всего не хватало моей страны».

В Париже Билибин познакомился с Владимиром Потемкиным — советским дипломатом во Франции. Они близко общались, и в 1935 году Иван Билибин получил заказ на роспись в здании посольства СССР. В 1935-м он украсил вестибюль советского посольства в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович», написал письмо Сталину и получил гражданство СССР. Через год 60-летний художник вместе с Шурочкой и Мстиславом вернулся в Петербург, который уже стал Ленинградом.

Вот некоторые строчки из письма Билибина с просьбой о возвращении, в котором Билибин называет свой отъезд нелепостью и выражает искреннюю надежду быть полезным новой России: «Хотя я и живу уже десять лет во Франции, я не натурализовался, не будучи в состоянии ассимилироваться не с моим народом. Мы были бы счастливы, если бы Вы могли содействовать нашему возвращению на Родину. Ведь мы работники по своей специальности: всегда таковыми были и таковыми останемся до смерти». На документе пометка, сделанная, видимо, рукой И. Сталина: «Разрешить въезд в СССР художнику Билибину И. Я. и Щекотихиной-Потоцкой с сыном. Принять». 9 сентября 1935 г. (из Архива Президента Российской Федерации)

Приняли его в Ленинграде радушно. В Советском Союзе Билибин оказался чрезвычайно востребован. Все его ипостаси как художника нашли себе применение: это и педагогическая деятельность, и книжные иллюстрации, и работа в театре.

Иван Яковлевич стал профессором и всё последнее десятилетие жизни преподавал во Всероссийской Академии художеств. Параллельно Иван Билибин сотрудничал с театрами: он создаёт и костюмы декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина.

Переиздаются классические «билибинские» сказки, признанные «золотым фондом». В 1939 году Билибин стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли «Сказка о царе Салтане» (1937) и «Полководец Суворов» (1939), выполнил иллюстрации к роману А.Н. Толстого «Петр I» (1937) и к «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (1939).

Самой выдающейся декорационной работой для Ивана Билибина стало оформление оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова, над которой мастер работал с удовольствием, поскольку опера принадлежала его любимому композитору.

Однако театр не отвлек художника от работы в области книжной графики. Иван Яковлевич Билибин продолжает иллюстрировать книги классиков мировой литературы, своих современников, много работает для журналов, оформляет учебники и книги по архитектуре. Параллельно с этим художник работал в сфере рекламы. И.Я. Билибин создавал рекламные плакаты, бланки меню, афиши, эскизы почтовых марок и открытки.

Вспоминаем прекрасные иллюстрации художника Ивана Яковлевича Билибина

Особый «билибинский» стиль узнаваем сегодня с первого взгляда: это и совершенное владение искусством книжной графики, когда и обложка, и текст, и шрифт, и рисунки, и орнаменты подчинены одной общей идее книги, и виртуозная прорисовка старинной русской одежды и предметов быта, и возвращение к традициям древнерусского и народного искусства с их узорностью и декоративностью, и своеобразная трактовка былинных и сказочных образов.

Трудно ожидать подобного от современных детей, воображение и творческое мышление которых убивается ущербными, уродливыми смешариками, всякими губками бобами. Вряд вся эта графическая халтура способна побудить в ребенке фантазию и тягу к творчеству, познанию, экспериментам.

Думаю, что великие прорывы в науке и технике в 20 веке совершили люди, чей живой ум воспитывался в том числе на русских сказках, проиллюстрированных Иваном Яковлевичем.

Творчество Ивана Яковлевича Билибина сыграло значительную роль в формировании интереса к русскому наследию. Его иллюстрации к былинам и сказкам, благодаря полиграфии получили широкое распространение, открыли многим в начале ХХ века красоту русской старины и продолжают удивлять и радовать наших современников сегодня.

1 РУССКИЙ ХУДОЖНИК, КНИЖНЫЙ ИЛЛЮСТРАТОР, УЧАСТНИК ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА» ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН https://www.liveinternet.ru/us.

3 Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) из цикла «Художники – юбиляры» http://romii.ru/calendar/index.

5 АЛЕКСАНДР ПОЛЯКОВ Иван Билибин. Жажда сказки

7 Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.

8 Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.

9 И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы Русский путь 2009.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *