в каком стиле написана гроза островского

«Гроза» анализ произведения Островского – жанр, план, тема, критика пьесы

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы».

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Источник

История создания пьесы «Гроза»

«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.
С. А. Юрьев

Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить. Писатель внёс некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации. Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического метода, которого придерживался Островский. Его литературное творчество началось в середине 1840-х годов. Были написаны «Свои люди – сочтёмся», «Семейные картины», «Бедность не порок» и другие пьесы. У драмы «Гроза» история создания не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между персонажами.

История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовому служащему.

Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина. Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей. Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается».

Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе. Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины Кабановой.

Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова:

«… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

История создания пьесы «Гроза» Островского по-своему занимательна: есть и легенды, и личная драма. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.

Источник

Анализ «Гроза» Островский

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Всего получено оценок: 6510.

Всего получено оценок: 6510.

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Композиция

Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:

По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Источник

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза»: анализ, история создания

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

История создания пьесы

Анализ «Грозы» следует начать с истории ее написания, потому что обстоятельства того времени сыграли важную роль в создании сюжета. Пьеса была написана в 1859 году во время путешествия Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов.

Его не меньше интересовали люди, которые встречались ему в путешествии. Он изучал их характеры, особенности быта, истории их жизни. Александр Николаевич делал записи, а потом на их основе и создал свое произведение.

Но история создания «Грозы» Островского имеет различные версии. Очень долго придерживались того мнения, что сюжет для пьесы писатель взял из реальной жизни. В Костроме жила одна девушка, которая, не выдержав притеснений свекрови, сбросилась в реку.

Но более детальные исследования опровергли эту теорию. Островский отправил пьесу в печать в октябре, а девушка сбросилась месяцем позже. Поэтому сюжет не мог быть основан на истории жизни этой костромской семьи. Однако, может, благодаря своей наблюдательности Александр Николаевич смог предугадать этот печальный конец. Но есть у истории создания пьесы и более романтичная версия.

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Кто был прототипом главной героини?

В анализе «Грозы» можно указать и то, что было множество споров о том, с кого же был списан образ Катерины. Нашлось место и для личной драмы писателя. И у Александра Николаевича, и у Любови Павловны Косицкой были семьи. И это послужило препятствием для дальнейшего развития их отношений.

Косицкая была театральной актрисой, и многие считают, что она является прототипом образа Катерины в «Грозе» Островского. Позднее Любовь Павловна сыграет ее роль. Сама женщина была родом с Поволжья, а биографы драматурга писали, что «Сон Катерины» был записан со слов Косицкой. Любовь Косицкая, как и Катерина, была верующей и очень любила церковь.

Краткое содержание «Грозы» Островского

Когда вернулся ее муж, молодая женщина перестала видеться с Борисом. Она опасалась наказания за свой поступок, потому что была набожной. Несмотря на все уговоры, Катерина во всем призналась Тихону и его матери. Кабаниха еще пуще стала тиранить молодую женщину. Бориса дядя отправил в Сибирь. Катерина, попрощавшись с ним, бросилась в Волгу, понимая, что она больше не сможет жить в тирании. Тихон обвинил мать в том, что это из-за ее отношения его жена решилась на такой шаг. Это краткое содержание «Грозы» Островского.

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Краткое описание персонажей

Это характеристика героев «Грозы» Островского, которые сыграли значительную роль в сюжете. Их можно разделить на два маленьких общества: придерживающихся старых взглядов и тех, кто верил, что изменения необходимы для создания лучших условий.

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Луч света в пьесе

И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом. Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла. Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Образ грозы

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Основная идея пьесы

Какой же главный смысл «Грозы» Островского? Драматург стремился показать то, как несправедливо устроено общество. Как могут угнетать слабых и беззащитных, что людям не оставляют никакого выбора. Возможно, Александр Николаевич хотел показать, что обществу стоит пересмотреть свои взгляды. Смысл «Грозы» Островского состоит в том, что нельзя жить в невежестве, лжи и закоснелости. Нужно стремиться стать лучше, терпимее относиться к людям, чтобы их жизнь не походила на «темное царство», как у Катерины Кабановой.

Личностный конфликт

Конфликт все нарастает, а толчком для печальной гибели Катерины стала разлука с Борисом и усилившиеся гонения со стороны свекрови. Но личностный конфликт занимает не самое главное место в пьесе.

в каком стиле написана гроза островского. Смотреть фото в каком стиле написана гроза островского. Смотреть картинку в каком стиле написана гроза островского. Картинка про в каком стиле написана гроза островского. Фото в каком стиле написана гроза островского

Социальный вопрос

В анализе «Грозы» следует отметить, что драматург постарался передать настроение общества, которое было на тот момент. Люди, понимали, что нужны изменения, что старый строй общества должен уступить место новому, просвещенному. Но люди старых порядков не хотели признавать, что их взгляды потеряли свою силу, что они невежественны. И эта борьба между «старым» и «новым» нашла отражение в пьесе А. Островского «Гроза».

Источник

«Гроза» (А. Островский)

Цитата: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

История создания

Многие считают, что Островского вдохновило на создание «Грозы» так называемое «клыковское дело» (молодая Александра Клыкова, которую притесняла свекровь и не защищал муж, бросилась в Волгу). Однако замысел «Грозы» возник ещё до трагедии в семье Клыковых.

Островский принимал участие в литературной экспедиции и посетил ряд русских городов, в числе которых Торжок, Тверь, Кинешма. То, что писатель увидел, впечатлило его. Многие диалоги Островский воспроизвёл в «Грозе» буквально, без переосмысления. А «клыковское дело» только подтверждает мысль, что Александр Островский описал в «Грозе» совершенно типичную для того времени ситуацию.

Проблематика:

Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Жанровые особенности: «Гроза» обладает явными трагедийными чертами: конфликт, не имеющий разрешения, и фактическая гибель главного героя. Но прежде действующими лицами трагедий были лишь герои и боги, тогда как в «Грозе» — простые обыватели.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.

Действующие лица

Краткое содержание

Действие 1

Сад на берегу Волги. Молодой механик Кулигин любуется рекой. По саду прогуливаются два парня — Кудряш и Шапкин. Где-то вдалеке — семейная сцена (Дикой ругает своего племянника).

Кудряш сочувствует Борису, который терпит богатого жестокого дядю.

Борис и Дикой подходят ближе, дядя продолжает кричать на племянника. Затем Дикой уходит, а Борис объясняет присутствующим ситуацию: бабушка оставила им с сестрой наследство, но получить его они смогут только после совершеннолетия — если будут почитать дядю (то есть Дикого). Дядя же каждое слово рассматривает как непочтительное.

Приходит странница Феклуша с дамой. Они расхваливают дом Кабановых: дескать, всё там хорошо и богато, люди там живут добрые и благочестивые. Когда Феклуша уходит, Кулигин замечает, что Марфа Кабанова своих домашних поедом ест. Сам механик-самоучка мечтает об изобретении вечного двигателя и жалеет, что нет денег на модели.

Появляется семейство Кабановых — Марфа Игнатьевна, Катерина, Тихон и Варвара. Кабаниха ругает сына за излишнее внимание к жене и мягкость, потом уходит. Огорчённый Тихон делает Катерине замечание и отправляется к Дикому выпить. Катерина остаётся с Варварой. Она вспоминает, как хорошо ей жилось у родителей: молитвы в церкви, цветы, яркие сны. А сейчас у Катерины ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Варвара обещает что-то придумать, когда Тихон уедет. Появляется безумная барыня и начинает кричать об огненной геенне. Катерина пугается, Варвара её успокаивает. Начинается гроза, девушки убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. Странница Феклуша и прислуга Глаша говорят о грехах. В это же время Катерина рассказывает Варваре, как в детстве её обидели, она убежала и села в лодку, а потом её нашли далеко от дома. Затем Катерина признаётся, что влюблена в Бориса. Варвара обещает помочь ей, но Катерина пугается, говорит, что Тихона ни на кого не променяет, а когда жить надоест, выбросится из окна или утопится.

Входят Марфа Игнатьевна и Тихон. Тихон собирается уезжать, и мать требует, чтобы он поучил жену, как следует мужа дожидаться. Тихон вяло повторяет Катерине слова матери.

Когда Кабаниха с дочкой уходят, Катерина просит мужа остаться или взять её с собой. Но Тихон говорит, что поедет один. Тогда Катерина бросается мужу в ноги и просит взять с неё клятву верности, но Тихон не слушает, поднимает жену с пола.

Тихон уезжает. Кабаниха заставляет Катерину прощаться как положено (в ноги кланяться). Катерина не слушает, и, оставшись одна, Марфа Игнатьевна возмущается, что стариков не почитают.

Входит Катерина и на упрёки Кабанихи отвечает, что не хочет людей смешить. Оставшись одна, Катерина жалеет, что у неё нет детей. Потом жалеет, что не умерла в детстве — тогда бы она стала бабочкой.

Входит Варвара и говорит, что всё устроила: Катерина уйдёт спать в сад, и её навестит Борис (ключ от калитки Варвара раздобыла). Катерина колеблется, не хочет брать ключ, но потом всё же берёт.

Действие 3

Улица возле дома Кабановых. На улице стоят Марфа Игнатьевна и Феклуша. Феклуша говорит, что жизнь стала суетливая, особенно в Москве. Кабаниха соглашается и говорит, что в Москву ни за что бы не поехала.

Приходит пьяный Дикой, ссорится с Кабановой, но потом просит прощения, говорит, что расстроен из-за рабочих, которые требуют зарплаты.

Борис сидит и размышляет, что давно не виделся с Катериной. К нему присоединяется Кулигин: механик наслаждается красотами сада, но в то же время говорит, что красота только для богатых, а бедным она не по карману. Приходят Варвара с Кудряшом, они целуются. Кудряш и Кулигин уходят, а Варвара рассказывает Борису, что следующая встреча с Катериной — в овраге.

Наступает ночь. Борис ожидает Катерину; приходит Кудряш, который тоже претендует на это место для свидания. Борис признаётся, что у него связь с замужней. Появляется Варвара и уводит Кудряша. Борис встречается с Катериной. Катерина говорит, что честь её загублена и она боится жить. Борис предлагает не думать о будущем, а насладиться этой встречей. Катерина признаётся Борису в любви.

Возвращаются Кудряш и Варвара. Они предлагают и в дальнейшем устраивать свидания в этом месте.

Действие 4

Галерея, в которой люди прячутся от грозы. На стенах — картины Страшного суда.

Кулигин беседует с Диким, просит у него денег на установку солнечных часов и громоотводов. Дикой отказывает, кричит, что гроза — это божья кара, а Кулигин — безбожник.

Возвращается Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина в смятении. Опять надвигается гроза.

Появляются Кулигин, Тихон с женой и Марфа Игнатьевна. Катерина напугана. Ей кажется, что гроза — это божье наказание, предназначенное именно ей. Кулигин говорит, что гроза — не наказание людям, а милость для природы. Но опять появляется безумная барыня. Она кричит Катерине, что прятаться нельзя — нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерина не выдерживает и сознаётся, что у неё роман с Борисом.

Действие 5

Сад на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке. Подходит Тихон и рассказывает о поездке в Москву (Тихон там пил непрерывно) и о том, что Катерина ему изменила. Мама, говорит Тихон, советует жену живой в землю закопать. Но самому Тихону Катерину жалко. Кулигин убеждает Тихона простить Катерину. Тихон радуется, что Дикой отправил Бориса в Сибирь на целых три года, и рассказывает, что Варвара сбежала с Кудряшом.

Катерина одна. Она хочет повидаться с Борисом. Появляется Борис и рассказывает, что дядя отправляет его в Сибирь. Катерина просит взять её с собой, но Борис отказывается, всё время оглядываясь, чтобы его никто не увидел в обществе Катерины.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кто из героев драмы «Гроза» тонко чувствует красоту природы?

Ответ. Катерина. Она с детства любила цветы: «Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много».

В чём противопоставлены образы Тихона и Кабанихи?

Ответ. Тихон не жесток, как его матушка. Он искренне страдает от сложившейся в семье ситуации. А Марфа Игнатьевна испытывает наслаждение, ругая невестку и требуя для неё наказания.

В то же время Тихон не может противостоять матери и защищать Катерину. Поэтому и Тихон, и Кабаниха — персонажи «тёмного царства».

Назовите фамилию литературного критика, который охарактеризовал Катерину как «луч света в тёмном царстве».

Ответ. Добролюбов.

Николай Александрович Добролюбов написал о «Грозе» статью «Луч света в тёмном царстве», и название этой статьи стало расхожим выражением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *