в каком стиле пел цой
Кино (группа)
«Видели ночь» в исполнении оркестра!
«Кино» — советская рок-группа во главе с Виктором Цоем, существовавшая в 1981—90 годах и занимающая в современной русской культуре место совершенно особенное. Кто бы и когда бы ни завёл очередной опрос на тему «лучший исполнитель/альбом/песня русского рока», будьте уверены, что группа «Кино» будет там в топ-10/5/3. Даже больше того — почти наверняка такой топ будут возглавлять именно «Кино» и альбом/песня «Группа крови». Количеству трибьютов и одиночных каверов на песни «Кино» несть числа (тут с ними могут поспорить разве что «Гражданская оборона» и «Зоопарк», да ещё Высоцкий не из рокеров). Так обстоит дело уже тридцать лет и, скорее всего, будет обстоять ещё долго. Некоторой обратной стороной этого является то, что наиболее маргинальные поклонники группы начали плодить поколения говнарей задолго до всяких этих ваших «КиШей». Нормальным музыкантам, однако, всё это не мешает просто брать и петь нравящиеся песни со сцены, а нормальным меломанам — слушать. И да, «Кино» с развитием Интернета оказалась группой, знаменитой и на Западе — вплоть до того, что Цою на концертах в России посвящали песню такие монстры нью-вейва, как New Order.
«Кино» — единственная русскоязычная рок-группа, песни которой известны за рубежом: в Южной Корее их крутят по радио и переводят на корейский язык, своя версия «Звезды по имени Солнце» есть у американской группы Brazzaville.
21 июля 2019 во время концерта в Лужниках легендарная группа Metallica исполнила песню «Кино» «Группа крови». Как объяснил организатор концерта Владимир Зубицкий, музыкальный коллектив всегда исполняет знаковую песню страны, в которой выступает. Справедливости ради: у Цоя эта песня получалась всё-таки гораздо лучше, а здесь фронтмен её еле-еле из себя выдавливает (и нет, речь не об акценте). Но примечателен уже сам факт.
Содержание
Состав [ править ]
Золотой состав (1986—90) [ править ]
В 2012 г. в честь пятидесятилетия Цоя Каспарян, Гурьянов и Тихомиров воссоединились в студии, чтобы аранжировать и записать последнюю сохранившуюся запись Виктора Цоя — песню «Атаман». А ещё до этого в 2001 году Каспарян и Тихомиров записали с Бутусовым альбом «Звёздный падл» из песен московского поэта Евгения Головина (Больше всего известного по тексту песни группы «Ва-БанкЪ» «Эльдорадо» и экстремистскому стихотворению «Глаза темны от русского мороза…»). Слушатели так и не поняли, зачем это было.
Прочие участники [ править ]
Дискография [ править ]
Кинематограф [ править ]
Кроме музыки, Цой успел пусть и всего считанные разы, но всё-таки ярко засветиться в кинематографе. Наиболее значимыми его появлениями в кадре стали камео в финале «Ассы» Сергея Соловьёва и главная роль в фильме Рашида Нугманова «Игла». А в 2018 году на экраны вышел фильм Кирилла Серебренникова «Лето», посвященный молодости и началу творческого пути Цоя и его дружбе с другой легендой ленинградского рок-клуба — Майком Науменко. Роль Цоя исполнил корейский актёр Тео Ю.
Авторский набор приёмов Цоя — поющего поэта [ править ]
Или нарочитый примитивизм («что вижу — о том пою»), или довольно сложная философия через внешне простые образы (по принципу «словам тесно — мыслям просторно»), или даже всё это вместе. Любовь к приёму остраннения. И всю поэзию пронизывает набор повторяющихся, акцентированных образов-символов: болезнь; ветер; вино; вода; война (бой); волк; времена года (весна, лето, осень, зима); время (или «пора!»); время суток (ночь, утро, день, вечер); газ (в кухонной плите); герой; город; дверь; дерево; дождь; дом; дорога; дым; звезда; земля; игра; кино; ключ; книга; костёр; луна; лёд; море (волны, прибой); небо; огонь; окно; песня; пиво; письмо; плащ/пальто; птица; река; свет; сигарета/папироса/окурок; снег; собака; солнце; спичка; стекло; стена; танец; телевизор; телефон; тень; транспорт (автобус, машина, метро, поезд, самолёт, такси, трамвай, троллейбус); флаг; цветок; чай; часы; электрический ток.
Группа «Кино» похожа на церковное пение и летающий логотип DVD. Музыковед о творчестве Виктора Цоя
Песни «Кино» — это про меланхолию, решимость и перемены
Про музыку можно рассказывать с разных ракурсов: о том, сколько было записано альбомов, о смыслах текстов, о биографии композиторов и так далее. Но куда важнее понять связь между ощущениями и музыкальными средствами, которыми композитор добился возникновения тех или иных ощущений.
Когда мы слушаем песни группы «Кино», у нас обычно возникают ощущения меланхолии, холодной решимости, брутального спокойствия, собранности и желания что-то поменять. Чтобы понимать, как автор добился такой эмоции, нужно разобрать несколько основных понятий.
В музыке есть несколько важных слоев: это лад, ритм и аккорды. Если коротко:
Также важен состав инструментов, слова, музыкальные символы, но об этом чуть позже.
Чем «Звезда по имени Солнце» похожа на церковное пение
Про группу «Кино» принято говорить, что их песни неординарны и гениальны. Сейчас мы проведем эксперимент. Сначала мы послушаем «Звезду по имени Солнце», а потом я буду немножечко портить ее и сделаю из нее обычную нормативную песню. Так мы увидим, что в ней такого ненормативного и гениального.
Если вы немного занимаетесь музыкой, вы наверняка знаете, что в этой песне такая последовательность аккордов: Am (ля минор), C (до мажор), Dm (ре минор), G (соль мажор).
Особенный здесь только последний, четвертый аккорд. Если мы первые три оставим, а последний заменим, получится совсем другое настроение. С первого аккорда идет накопление напряжения, и в конце — по идее, в нормальных песнях — должно быть что-то яркое, с перчинкой. А у Цоя не так — вместо того, чтобы добавлять остринку, он использует прохладный и спокойный аккорд.
Песня в миноре. Вообще минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. Цой пользуется первым из них. Раньше натуральный минор использовали в народном и церковном пении. Поэтому в нем нет нервических нот. В натуральном миноре используют натуральный лад — это система взаимоотношений между звуками, которая ощущается без эмоциональных перепадов. Но для всех остальных нормальных песен характерно использование гармонического минора, где есть и остринка, и вопросительная интонация в конце.
Получается, что «Звезда по имени Солнце» за счет натурального лада ощущается как песня без эмоциональных перепадов. Но благодаря ритму в ней как будто напряжение по чуть-чуть накапливается, но нигде не выплескивается. Поэтому после прослушивания такой песни мы похожи на бочку с энергией — нам не дали ее выпустить. Поэтому мы и чувствуем решительность.
Как «Перемен» дает чувство стабильности
Ритм в песне «Перемен» ровный, но в нем есть одна особенность. Вообще, в музыке все стремится к «квадратности»: часто используют по кругу четыре аккорда, а строчки песен превращаются в грани квадрата. Композиторы стараются это немного исправить — пытаются оттянуть мелодию после четвертого аккорда или ставят длинную ноту в конце в голосе. Тогда у нас нет ощущения, что песня рубленая.
Цой, наоборот, подчеркивает разорванность музыкальных блоков и их упорядоченность — меня она немного пугает. В голосе тоже нет никаких вокальных выкрутасов — он просто поет в среднем регистре и не добавляет выразительности голосу. Сильные доли в мелодии совпадают с сильными долями аккомпанемента — это как раз создает ощущение рубленности.
Кроме того, первая доля оказывается подчеркнута и в голосе, и в ударной установке. Я училась как композитор, и нам все время говорили, что так делать нельзя — а то получается слишком жирный акцент. А Цой не следует этим правилам, и в этом проявляется его неординарность.
В припеве этой песни есть еще кое-что интересное. Он построен на повторяющемся мотиве, который заканчивается в конце каждой строчки. То есть для нас это ощущается так, что в конце каждой строчки припева ставится точка. Для припевов это не очень характерно — в любой нормативной песне он становится некой длинной итоговой фразой. В «Перемен» иначе — здесь несколько раз планомерно что-то подходит к концу, и от этого создается ощущение статичности и уверенности.
«Перемен» — аккорд субдоминанта, это тот самый ух какой аккорд. «Требуют» — продолжение, «наши» — нарастает напряжение. «Сердца» — это тоника. Я раньше своим ученикам говорила так: тоника бывает на первое и третье время, нельзя ставить ее в конец, потому что нам надо, чтобы песня продолжалась, чтобы ее захотели дослушать. А Цой так не делал — в этом и проявляется талант, когда нарушение правил звучит замечательно.
Что общего у «Пачки сигарет» и летающего логотипа DVD на старом телевизоре
«Пачка сигарет» — вся какая-то нестабильная. Есть похожие ноты в волнах мелодии, но они как будто все время на разные доли приходятся и по-разному стыкуются с аккомпанементом. Как будто у нас аккорды идут блоками, а мелодия на полтора аккорда идет. А потом, когда второй раз она пошла, она уже в другом месте с ней соприкоснулась. Как старая заставка на телевизоре.
А что происходит, когда Цой вступает? Он как будто делает это слишком рано. Вообще, есть ощущение, что все играют себе что-то под нос, а потом Цой заходит — он, например, за чаем ходил, — вернулся и просто так начинает петь. У нас могли от этого появиться разные ощущения: например, что у них там полный хаос или что они джазовые импровизаторы. Но у нас возникает чувство, что они просто все очень закрыты в себе. Вроде в припеве они как бы сходятся, но тоже не особенно.
А еще у всех музыкантов, помимо разных аккордов и мелодий, различается также длина мотива. Но при этом из общего пульса они не выбиваются и держат ровный ритм. Поэтому эта несогласованность никого не напрягает. Как будто они могут часами стоять, пощипывать гитарки, что-то напевать. Это настроение передается и слушателю — я от этой песни ухожу в себя.
Есть ли в песнях «Кино» глубокий смысл
Я примерно прикинула пункты, по которым мы обычно относим песню к категории «текст с глубоким смыслом». Получился такой список:
Тексты группы «Кино» заигрывают со слушателем, балансируя на грани между отсутствием метафоры и сложной метафорой. Такой прием оставляет нам пространство для собственной трактовки и отлично резонирует с культурой метамодерна — перевернутой иронии. Для примера можно посмотреть на песню «Группа крови на рукаве».
Для кого-то эта песня глубокая, для кого-то там все на поверхности. Для одних это песня о реальной войне — возможно, эти люди сами имели такой опыт, поэтому с ними это автоматически резонирует. А кто-то, с кем это не резонирует напрямую, стал искать смысл поглубже — и находит в ней войну внутреннюю. Конечно, играет роль и феномен авторитета — возможно, если бы Цой не оброс им, мы бы и не искали тут ничего.
Русская музыка XX века
Чтобы понять, почему тот или иной композитор считается гениальным, нужно слушать не просто его произведения, а обратить внимание на то, что писали другие авторы в то же самое время.
Чтобы лучше понять, как проходило становление русского рока, пробежимся по общей истории русской музыки. Фольклор бытовал как популярная форма пения русской деревни до 30-х годов XX века. Тогда из-за исторических событий люди постепенно потянулись из деревень в города, и традиции начали постепенно размываться.
Между фольклором и современным музицированием был интересный период, про который мы склонны забывать. Это период городского романса: странная смесь классических произведений, которые бытовали в городах, песенных традиций, которые привозили из деревень, и цыганского романса. Получился уникальный, полуакадемический и полуэстрадный жанр. Из него позже выросла поп-музыка 90-х.
По мере того как старели юные городские молодцы, которые пели городской романс, из него вытекла бардовская песня. Потом одно из ответвлений пошло в тюремный шансон. В России очень богатый, интересный — хоть и агрессивный, — с уникальными смыслами и большим количеством модуляций в гармонии тюремный шансон. Меня это каждый раз приводит в восторг, но читать лекцию по этому жанру не представляется этичным.
Дальше, в 60-е годы, произошла скиффл-лихорадка — это то, во что попали ранние Beatles. Если кратко, мир сошел с ума от того, что можно очень просто музицировать — например, вместо ударной установки использовать терку для стирки белья. Люди открыли для себя DIY-эйфорию и начали раскрывать свое творчество, даже не имея особого образования. Отсюда уже вышли русский рок и русский поп.
Чтобы все-таки понять, что в «Кино» особенного, послушаем их современников.
Вот, например, «Беспечный ангел» «Арии».
Здесь текст сложнее, и вообще это совсем другой жанр — баллада. Хотя и «Арию», и «Кино» питал Ленинградский рок-клуб. В «Беспечном ангеле» стандартный ритм, структура понятная — в конце куплета всем понятно, что вот сейчас будет припев (а не как в той же «Электричке», например, где припев начинается совершенно неочевидно). Вот «Ария» писала по-человечески, не то что Виктор Цой.
Или песня «Веретено» группы «Алиса».
Ритм посвободнее, гармония более в поп-сторону. Перед разрешением накапливающегося напряжения обязательно использую острый аккорд — все как у людей. Этот аккорд в сочетании со старыми семплами инструментов звучит немного ностальгически.
Еще один пример — «ДДТ» и песня «Дождь».
Здесь ритм немного расслабляет. Гармония тотально не похожа на то, что есть в «Кино», — она мне здесь напоминает что-то из поп-музыки. Они такая меланхоличная, грустная, что хочется, чтобы действительно дождь пошел. А еще мне мотивы этой песни слышатся в песне Светланы Лободы «Твои глаза».
«Наутилус Помпилиус», песня «Гуд-бай, Америка».
Структура песни не взращивает нам один материал, как это делает Цой, а просто показывает ее разнообразие. Поэтому на «Кино» тоже не похоже.
Прямота, простота, монотонность — что забрали у «Кино» потомки
Было много коллективов, которые стали подражать группе «Кино». Что взяли от них потомки:
Таких групп появилось довольно много. Мой любимый пример — это «Буерак». Просто послушайте, и все поймете.
Полность лекцию можно посмотреть здесь.
Биография Виктора Цоя
Виктор Робертович Цой (родился 21 июня 1962 года в г-де Ленинграде) – поэт, музыкант, лидер советской рок-группы «Кино».
Виктор Цой родился в семье инженера Роберта Максимовича Цоя и преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой. В 1969 году пошел в школу, где работала его мать.
В период с 1974 по 1977 год учится в средней художественной школе, где и пробует себя впервые в качестве музыканта (тогда бас-гитариста) хард-роковой группы «Палата №6» лидером и создателем которой был Максим Пашков. Группа состояла из трех человек:
Максим Пашков – гитара, вокал
Виктор Цой – бас-гитара
Анатолий Смирнов – ударные
В 1977 году, закончив восемь классов, Виктор поступает в художественное училище им. В. Серова, но уже в 1978 его исключают «за неуспеваемость». Виктор идет работать на завод и одновременно учится в вечерней школе.
В 1979 году поступает в СГПТУ-61 на специальность резчика по дереву.
Летом 1981 года Цой вместе с Алексеем Рыбиным создает группу «Гарин и гиперболоиды», осенью уже числившейся в Ленинградском рок-клубе. Позже группа меняет свое название на более короткое, так появляется легендарная группа «Кино». В 1982, Виктор Цой не без помощи музыкантов группы «Аквариум», записывается дебютный альбом группы, получивший название «45». Альбом записывался весной на студии Андрея Тропилло. В марте того же года Цой познакомился с Марианной на дне рождении их общего знакомого.
Чуть позже «Кино» дает свой первый концерт в Ленинградском рок-клубе. Цою и Рыбину помогают музыканты «Аквариума», а в последней песне даже появляется Майк Науменко (лидер гр. «Зоопарк»). Концерт был неудачным, музыканты играли несыгранно.
После неудачного дебюта «Кино», при помощи Сергея Рыженко, дает несколько «квартирников».
В октябре 1982 Цой с Марианной снимают квартирку на Московской площади, но с условием хозяев, что к Новому Году они должны с нее съехать. Тем временем Цой и Рыбин находят барабанщика Валерия Кирилова (в последствии ударник гр. «Зоопарк») и начинают новую запись, но из-за разногласий музыкантов было записано всего несколько вещей. Запись осталась у Кирилова, с которым пути музыкантов разошлись.
В январе 1983 года Марианна с Цоем снимают другую квартиру на проспекте Блюхера. Цоя увольняют с работы, и он быстро устраивается резчиком скульптур для детских площадок. На новую квартиру часто захаживают Борис Гребенщиков (лидер гр. «Аквариум») с женой Людмилой, а также Сергей Курехин (лидер гр. «Поп-Механика»). По традиции распивалось несколько бутылочек сухого красного вина, а так же музыканты иногда хвастались своими новыми песнями.
19 февраля 1983 года в честь 30-летнего юбилея Севы Гаккеля проходит концерт, на котором выступают «Кино» и «Аквариум». Это был второй электрический концерт в истории группы. «Кино» выступало каким-то неопределившимся составом: Виктор Цой, Алексей Рыбин, Юрий Каспарян (кстати, с ним Цоя познакомил Рыбин), басист и барабанщик, имена которых никто не помнит.
Весной 1983 года впервые проводится официальный «Рок–фестиваль», в котором «Кино» не участвовало, потому как не было полного состава. Первое место на фестивале заняла поп-роковая группа «Мануфактура», второе было отдано «Аквариуму», а третье группе «Странные игры».
В июне Цою исполнился 21 год и за него серьезно взялся военкомат. До этого Цой успешно «косил» от армии учась в различных ПТУ, теперь же ему пришлось полтора месяца пролежать в сумасшедшем доме, что бы получить «белый билет». Выйдя и сумасшедшего дома, Цой написал свой знаменитый «Транквилизатор».
4 февраля 1984 года Цой и Марианна расписались.
В 1984 году к музыкантам «Кино» присоединяется басист Александр Титов, записывается второй официальный альбом, получивший название «Начальник Камчатки» («46» 1983 года официальным альбомом не считается. Алексей Вишня, на студии которого записывался альбом, пустил его в ход без разрешения музыкантов) и потерпевший немало критики.
К группе присоединяется Георгий Гурьянов, и «Кино» в полном составе приходит на прослушивание перед «Рок-фестивалем», но комиссия программу не принимает. Только благодаря усилиям Бориса Гребенщикова и звонку Артема Троицкого из Москвы «Кино» удается выступить на фестивале.
Начинался фестиваль сольным исполнением Виктором песни «Безъядерная зона», а заканчивался выступлением «киношников» в полном составе.
Цой и Марианна снова переселяются в другую квартиру, на этот раз к маме Марианны.
Летом Цой и Марианна отправились на Юг. Как только они вернулись, Виктор осуществил свою мечту «хочу быть кочегаром» и устроился работать в котельную, пока еще не в ту знаменитую «Камчатку».
Осенью Виктор летает с акустикой на восток. Первый раз в Свердловск с Майком Науменко, второй раз уже один в Новосибирский Академгородок.
В 1985 году «Рок-фестиваль» переносят с мая на март, в связи с 40-летием Победы, посчитав, что эти события несовместимы. На этот раз Цой, вопреки обыкновению, на гитаре не играл, а только пел, музыканты стали лауреатами. В том же году записался альбом «Ночь», но издан не был. Не став ждать музыканты принялись записывать новый альбом на домашней студии Вишни. Альбом был скоро записан и вышел под названьем: «Это не любовь», он стал третьим в дискографии группы.
Этой же весной Майка и Цоя арестовали на «квартирнике» в Киеве, но недолго продержав, отпустили.
5 августа 1985 у Марьяны и Цоя родился сын Александр.
Летом все участники группы «Кино» снова отправляются в Киев, уже на съемки фильма «Конец каникул» Сергея Лысенко, а чуть позже дают совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, с этими же группами в США выходит пластинка «Red Wave».
Осенью Виктор поступает работать машинистом в котельную «Камчатка», где работали многие советские музыканты. В ней режиссер Рашид Нугманов и организовал съемки знаменитого короткометражного фильма «Йя-хха», там же проходят съемки не менее популярной картины «Рок» Алексея Учителя, в съемках которых принимал участие Виктор Цой.
Осенью и зимой того же года в Ялте Цой снимается в заключительной части полнометражного фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева.
Весной 1987 состоялась премьера «Ассы» в ДК МЭЛЗ. Также успешно прошло последнее выступление на Ленинградском рок-фестивале, на котором «киношники» получили приз «за творческое совершеннолетие». Позже «Кино» едут во Францию, где выходит электрический альбом «Последний герой».
На портативной студии «Yamaha MT44», подаренной музыкантам Джоанной Стингрей, начинается запись легендарного альбома «Группа крови».
Осенью Виктор улетает к Рашиду Нугманову в Алма-Ату на съемки своего последнего фильма «Игла», где сыграл главную роль. «Кино» доработали «Группу крови» и на время прекратили концертную деятельность.
В 1988 выходит «Игла» и «Группа крови» выходят в свет, «Кино» приобретает настоящую славу. Начинаются бесконечные гастроли по России, Украине, Белоруссии — «Кино» собирает аншлаги на всех концертах.
Весной 1988 года записывается черновик, а в период с 1989 по 1990 окончательный вариант альбома «Звезда по имени Солнце», который стал последним при жизни Цоя. Альбом вышел осенью. Летом Виктор с Каспаряном ездили на гастроли в США. Тем временем «Игла» выходит на второе место в прокате советских фильмов, а на кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе Виктора Цоя признают лучшим актером.
В июне 1990 года проходит последний концерт легендарной группы в Москве., а так же запись последнего альбома, доработанного и выпущенного после смерти Виктора Цоя. Альбом известен, как «Черный альбом».
15 августа 1990 года – Виктор Робертович Цой погиб в автомобильной катастрофе под Ригой. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище.
Кино (группа)
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока — в частности, вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости». Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики»; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения.
Популярность «Кино» с годами постоянно росла, и если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день — место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства; в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая «стена Цоя», которую поклонники исписали цитатами из песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре, оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами.
История создания культовых песен Виктора Цоя: От «Группы крови» до «Перемен»
Кто вдохновил музыканта на песню «Восьмиклассница», где он сочинил «Кукушку» и о чем на самом деле трек «Перемен».
Фото: Globallookpress / Чумичев Александр,Шогин Александр
15 августа 2020 года исполняется 30 лет со дня смерти Виктора Цоя, фронтмена группы «Кино» и кумира миллиона советских подростков. Его песни по сей день звучат в наушниках молодежи, а некоторые хиты слушают и за рубежом.
5-tv.ru узнал истории создания культовых композиций Виктора Цоя и попытался ответить на вопрос, почему его треки не теряют актуальности по сей день.
«Восьмиклассница», альбом «45», 1982 год
Композиция «Восьмиклассница» вышла на дебютной пластинке группы «Кино» «45». На создание «Восьмиклассницы» Виктора Цоя вдохновила знакомая из ПТУ. Уже тогда молодой человек пел в местной рок-группе, исполняя хиты известных зарубежных коллективов и песни собственного сочинения. У музыканта появляются первые поклонницы.
Цой знакомится с девушкой, с которой они сближаются и проводят много времени. После одной из таких встреч будущая звезда вернулась домой и перенесла все произошедшее в тот вечер на лист бумаги. Так на свет появилась «Восьмиклассница». По словам автора, он и не подозревал, что способен на такую романтику.
Слушайте Восьмиклассница — КИНО на Яндекс. Музыке
Позже композиция войдет в дебютный альбом группы «Кино». Презентация пластинки пройдет на рок-концерте весной 1982-го. Примечательно, что музыкальные критики изначально в штыки восприняли творчество новичков. В то время коллектив исполнял не тот рок, которым он известен сегодня, но романтические, местами меланхоличные композиции. Профессиональные критики сочли материал дебютантов слишком легковесной и раскритиковали группу за то, что она якобы далека от жанра рока. Юношей даже называли новыми романтиками. Мало кому в тот момент могло прийти в голову, что перед ними будущие рок-звезды.
«Группа крови», альбом «Группа крови», 1988 год
Впервые публика услышала «Группу крови» на пятом фестивале рок-музыки в 1987-м. Примечательно, что в тот раз слушатели прохладно восприняли новинку. В то же время «Группа крови» уникальна тем, что все инструментальные партии к ней писал сам Виктор Цой, что случалось нечасто.
Настоящую любовь меломанов «Группа крови» получила после выхода в 1988-м фильма «Игла», где она звучала в одном из эпизодов. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило Цоя на создание трека. Однако широко распространена версия о том, что в тексте композиции рассказывается о военном конфликте в Афганистане. Хотя известно, в то время группу крови на руках и ногах не указывали, ведь солдат мог потерять их во время боя. Сам Цой предпочел оставить историю создания песни «Группа крови» без разъяснений.
Слушайте Группа крови — КИНО на Яндекс. Музыке
«Пачка сигарет», альбом «Звезда по имени Солнце», 1989 год
Песня «Пачка сигарет» родилась у Виктора Цоя во время съемок фильма «Игла». Работа проходила в Казахстане. В перерывах между дублями музыкант сочинил одну из самых известных своих композиций.
Слушайте Пачка сигарет — КИНО на Яндекс. Музыке
По словам гитариста «Кино» Юрия Каспаряна, в «Пачке сигарет» все выверено математически. Ноты подобраны к ней максимально точным образом. В будущем трек окажется одним из самых узнаваемых песен российской рок-группы. Впрочем, куда большую известность получит другое произведение проекта.
«Перемен», сборник перезаписанных песен «Последний герой», 1989 год
Еще при жизни Виктора Цоя называли голосом поколения и «борцом» за свободу. Сам он отказывался от всех этих званий, считая себя музыкантом и поэтом. Что касается культовой «Перемен», то в ней речь идет вовсе не о протестах, а о внутренних переменах внутри человека. Однако публика услышала в тексте то, что хотела слышать, а именно — уход от опостылевшего «совка» к новой жизни.
В этот период выступления группы «Кино» частенько срывались приездом милиции. На одном из таких перенесенных концертов с Виктором Цоем познакомился режиссер Сергей Соловьев, который в будущем поставит культовую картину «Асса».
Слушайте Перемен — КИНО на Яндекс. Музыке
По словам режиссера, Цой легко согласился на это условие. Возможно, решающую роль в этом сыграло то, что фильм снимался на «Мосфильме». А группу «Кино» в тот период из государственных предприятий слушали разве что в КГБ. Трек получил признание слушателей. «Перемен» стала последней песней, которую Цой исполнил на концерте в Лужниках 24 июня 1990 года, менее чем через месяц артиста не стало.
В 2020-м «Перемен» включили митингующие белорусы в знак протеста против результатов президентских выборов. Иная слава ожидала трек «Кукушка».
«Кукушка», «Черный альбом», 1991 год
«Кукушка» вышла уже после гибели Виктора Цоя. Известно, что музыкант сочинил ее, пребывая на отдыхе в поселке под Юрмалой, куда он отправился с Юрием Каспаряном. По словам последнего, Цой потратил на песню весь день, поэтому гитарист предположил, что это очень личная песня. Там же, под Юрмалой, Виктор Цой записал черновую версию трека. Свет услышит «Кукушку» в январе 1991-го уже после гибели ее автора. О том, что вдохновило его на создание хита, неизвестно по сей день.
Слушайте Кукушка — КИНО на Яндекс. Музыке