в каком стиле писал караваджо
Караваджо
Караваджо. Автопортрет. «Маленький больной Вакх». 1593
Судьба уготовила Караваджо интересную и насыщенную жизнь, разбавленную неизбежными потерями, но сыгравшими чуть ли не главную роль в его становлении, как художника. Рожден был художник 29 сентября 1571 г. в семье не бедной. Его отец, Фермо Меризи, был архитектором, что объясняет тягу мальчика к искусству, а мать, Лючия Аратори, вышла из семьи землевладельца. Жила семья маленького Микеланджело в городке Караваджо в итальянской провинции Бергам близ Милана. Отца маркиз Франческо Сфорца да Караваджо назначил управляющим. Когда мальчику исполнилось пять лет чума забрала его отца и деда, что заставило мать Лючию вместе с сыном переехать в городок Караваджо, где покровительство над будущим живописцем взяла на себя чета Колонна.
Работал художник сразу на холсте без предварительной проработки эскизов. Имея на все собственный взгляд и собственную манеру исполнения, мастер всегда был примерным учеником и черпал основные художественные приемы и сюжеты из творчества Леонардо да Винчи, Тициана и Джованни Беллини. Под влиянием их творчества Караваджо пишет картины «Шулеры»(1596 г.),
«Юноша с корзиной фруктов» в том же году, на которой изображает Марио Миннити – своего ученика, и многие другие.
Караваджо — гениальный живописец, новатор искусства и отъявленный бунтарь
Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; родился 29 сентября 1571 — умер 18 июля 1610 гг.) — знаменитый итальянский художник конца XVI — начала XVII века, выдающийся мастер бытового и религиозного жанров, крупнейший реформатор европейской живописи эпохи Барокко. Картинам Караваджо характерно контрастное противопоставление света и тени, а также сильное эмоциональное напряжение.
Караваджо отличался вспыльчивым характером, часто провоцировал скандалы и на протяжении многих лет имел серьезные проблемы с законом. Великий мастер является автором первого итальянского натюрморта и основателем реалистического направления в европейской живописи.
Биография Караваджо
Караваджо (настоящее имя — Микеланджело Меризи) родился в Милане 29 сентября 1571 года в семье архитектора. В пятилетнем возрасте от эпидемии чумы умер отец мальчика. Это печальное событие заставило мать уехать из столицы герцогства и поселиться с детьми в небольшом городке Караваджо. Название этого населенного пункта впоследствии стало знаменитым прозвищем художника.
В 1584 году Караваджо начал обучение живописи в мастерской Симоне Петерцано (Simone Peterzano) — одного из многочисленных учеников Тициана (Tiziano). В то время в Италии господствующим стилем искусства был маньеризм, а реалистическое направление только зарождалось.
Молодой Караваджо успевал совмещать учебу со скандалами и драками. После очередной стычки его даже обвинили в убийстве, что стало причиной поспешного бегства живописца в Рим в 1591 году. В течение первых двух лет пребывания в вечном городе мастер еле сводил концы с концами, не имел собственного жилья, но не терял надежды на лучшее будущее.
В 1593 году художника приняли на работу в мастерскую Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari), где молодому человеку посчастливилось познакомиться со многими живописцами и меценатами искусства. Спустя несколько месяцев жизнь Караваджо чуть было не оборвалась из-за тяжелой болезни — малярии. Но молодой организм справился с недугом, а выздоровевший художник создал свой первый автопортрет — картину «Больной Вакх».
Будучи бунтарем по своей натуре, Караваджо сознательно бросает вызов традиционным стилям искусства того времени — маньеризму и академизму. Он начинает писать картины в реалистическом жанре, на которых изображает простых людей (музыкантов, уличных торговцев, мальчишек и даже цыганок).
Несмотря на вздорный характер у художника появляется влиятельный покровитель — кардинал Франческо дель Монте (Francesco del Monte). Караваджо поселяется на загородной вилле мецената и в течение 6 последующих лет ведет вполне обеспеченную жизнь.
Создание нескольких новаторских картин на библейскую тематику приносит художнику громкую славу. Он получает ряд заказов от церкви и выполняет их в новаторской манере. Многие авторские произведения духовенство принимает в штыки и живописцу приходится переделывать работу.
Преследуемый мальтийскими властями Караваджо часто переезжает из одного города в другой. Он побывал в Мессине, Палермо и Неаполе, где чудом избежал смерти после покушения. Влиятельные покровители Караваджо ходатайствуют перед Папой римским о помиловании художника. Но внезапно 18 июля 1610 года живописец умирает при таинственных обстоятельствах.
Творчество Караваджо оказало огромное влияние не только на итальянскую, но и на европейскую живопись. Во многих странах после смерти мастера появились его последователи — караваджисты, а в наши дни картины гения украшают экспозиции лучших музеев мира.
Самые известные картины Караваджо
В список самых известных картин Караваджо можно включить несколько десятков достойных работ. И все же особо выделяются в творческом арсенале мастера следующие произведения:
Шедевры Караваджо и сегодня завораживают ценителей искусства. А портал Very Important Lot предоставляет всем желающим уникальную возможность принять участие в тематических аукционах. Здесь же можно недорого купить картины напрямую у современных художников.
Караваджизм: борьба света и тьмы
Караваджизм (caravagisme) — стиль в живописи конца XVI начала XVII веков, сочетающий силу реализма и драматизм барокко. Он легко узнаваем благодаря выразительным цветовым контрастам, мастерскому тенебризму и смелому использованию красно-чёрных доминант.
Караваджизм получил сравнительно небольшое распространение, но оказал огромное влияние на историю живописи. Он развивался в конце XVI — начале XVII веков в Италии, затронул Испанию и Нидерланды. Казалось бы, не так много художников были караваджистами — с полдюжины значительных имён. Но именно Караваджо, основатель этого направления, стал предтечей реализма.
Стилистическое влияние его таланта остро чувствуется и во многих барочных полотнах. А ещё без караваджизма совсем другими были бы работы Рембрандта, Рубенса и Веласкеса — они испытали на себе мощное влияние этого стиля.
Страстный и трагичный
Караваджизм — дитя эпохи Барокко. Во второй половине XVI столетия стал очевиден кризис идеалов Возрождения. Живописцы начали искать другие художественные пути, отражающие особенности атмосферы эпохи Контрреформации и религиозных усобиц. Мир перестал казаться гармоничным. В искусство вторгается повышенная, страстная эмоциональность — вплоть до трагичности, болезненности и аффектации.
Это ощущение напряжения и тревоги, чувство одиночества человека перед враждебным миром остро проявилось в картинах караваджистов. В их работах часто используются тёмная палитра, чёрные фоны, кроваво-красные акценты.
Тенебризм
Большое значение приобрёл тенебризм (техника моделирования объёмов с помощью света). Караваджо начал применять технику кьяроскуро, придавая фигурам объёмность за счёт градации тёмного и светлого. Поэтому на полотнах художников-караваджистов свет и тьма постоянно борются друг с другом.
Но у мастеров-караваджистов нет той вычурной пышности, которая характерна для барочных произведений. Они были реалистами в отображении действительности. Использование светотени позволяло придать глубину изображению, усилить «голографический» эффект.
В этом и заключается уникальность стиля, благодаря которому картины живописцев-караваджистов резко выделяются на фоне работ современников. Для караваджизма характерна реалистичность, пропитанная настроениями барокко.
Главные имена караваджизма
Основателем стиля был Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Жизнь его была непростой, характер — сложным. Он неоднократно попадал в тюрьму, был драчуном и грубияном. Поэтому биография Караваджо стала основой одноименного фильма, выпущенного на экраны в 1986 году
И в искусстве художник тоже оказался «грубияном»: вместо того чтобы писать, как его современники, рафинированные вещи в духе изящного маньеризма, он создал свой сильный, реалистичный, в отдельных моментах «низкий» стиль (жанровые сцены многие считали низкими). Это был честный взгляд на окружающую жизнь.
Знаменитым Караваджо стал благодаря картинам с религиозными сюжетами. Бессмертным его имя сделал шедевр «Положение во гроб», исключительный по накалу чувств.
Но и в бытовом жанре художником были созданы великолепные вещи: например, «Гадалка».
Кроме того, Караваджо написал первый в истории итальянской живописи натюрморт — «Вазу с фруктами».
Другие крупные представители караваджизма:
Как видим, караваджизм стал интернациональным явлением. В этом стиле некоторое время работали такие известные мастера XVII века, как Питер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), Диего Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez) и Рембрандт (Rembrandt Harmenszoon van Rijn).
Отголоски караваджизма чувствовались во многих работах художников барокко, а впоследствии — и представителей академизма.
Картины старых мастеров с каждым годом становятся всё ценнее. Многие такие полотна представлены на VeryImportantLot. Стоимость картин старых мастеров на аукционах начинается от пары тысяч евро, но, разумеется, чем значительнее имя художника — тем больше нулей в цене и тем сильнее конкуренция.
Караваджо: великий художник и скандальный бунтарь
Микеланджело Меризи да Караваджо: краткая биография, произведения, интересные факты из жизни, работы художника в Риме
Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе. Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было. Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии де Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день. У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим. Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. К этому периоду относится одна из первых написанных им картин «Юноша с корзиной фруктов». Некоторые современники увидели в ранней работе Караваджо его автопортрет.
Тем не менее, один из биографов — Джованни Пьетро Беллори в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы. Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов. А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
Шопотерапия в Риме
Города бутиков и магазинов на любой вкус — поездка в один из самых больших аутлетов в Европе
Трастевере — настоящий дух Рима
Самый живописный квартал старого города по другую сторону Тибра
Мир поркетты
Дегустационная экскурсия в пригород Рима — место летней резиденции Папы и знатоков нежнейшей свинины
от €118 за экскурсию
Караваджо в Риме
В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал в Риме у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому тот получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Здесь Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемым выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев, помогая ему расписать часовню Ольджати в базилике Санта Прасседе, а также создав декоративные фестоны капеллы.
Однако вскоре творческие взаимоотношения с Чезари были прерваны из-за внезапной болезни и госпитализации Караваджо. В 1597 году, благодаря Просперо Орси, являвшимся близким другом художника, Микеланджело Меризи замечает известный деятель культуры и страстный поклонник искусств кардинал Франческо Мария дель Монти. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу. С этого момента известность ломбардского художника в кругах римской знати стала быстро расти. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, становились предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции. Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен для капеллы Контарелли, посвященных житию Святого Матфея, в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.
После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо : «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.
Произведения Караваджо в Риме: все полотна с описанием и где увидеть работы художника
Провокатор и гений Караваджо
Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.
Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения. Так, один из первых биографов художника Джованни Пьетро Беллори не единожды описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья, но так продолжалось не всегда. 28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал. Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит. Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришел на помощь Филиппо I Колонна. Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где тот пробыл почти целый год. За это время мастер успел создать множество великолепных произведений, среди которых наиболее известными являются:
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. На Мальте, по заказу Ипполито Маласпина, являвшимся одним из высокопоставленных чиновников монашеского государства Мальтийских рыцарей, он написал один из своих шедевров «Письмо Святого Иеронима», где в лице святого изобразил великого магистра Мальтийского ордена Алофа де Виньякура, оказавшего ему помощь и защиту.
Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача. Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.
Возможно Вас заинтересует:
Последние годы жизни Караваджо
В июле 1610 года из Рима пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании. Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так. Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа. Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь. Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.