в каком стиле писал моцарт

Музыка классицизма: какой она была?: Наследие Моцарта

После детства, состоящего из сплошных европейских гастролей и службы у архиепископа, Моцарт переезжает в Вену. Он продолжает периодически выезжать в другие европейские города, но австрийская столица станет его постоянным домом.

Моцарт был женат. Какой была Констанца Моцарт — сказать трудно («из-за достойной сожаления привычки некоторых биографов представлять жен великих людей без обиняков либо ангелами, либо демонами» — Г. Аберт ). Иногда при чтении некоторых биографий не покидает чувство неловкости.

Можно соглашаться или не соглашаться с этим утверждением, но нельзя не признать, что иногда биографы (или называющие себя таковыми) перегибают палку. К счастью, к настоящим биографам — профессионалам в своем деле — понятие «бесцеремонность» не относится. Они бережно и аккуратно относятся к фактам и воздерживаются от личных суждений о частной жизни своих героев. Важно, что у Моцарта была семья, в которой любили друг друга, в которой рождались дети (двое выжило).

Моцарт — композитор универсальный. Он писал и инструментальную музыку, и вокальную, то есть во всех существующих в его время жанрах и формах. В дальнейшем такой универсализм станет редким явлением. Но Моцарт универсален не только поэтому:

Моцарт универсален. Его музыка вмещает в себя огромный мир: в ней есть небо и земля, природа и человек, комедия и трагедия, страсть во всех её формах и глубокое внутреннее спокойствие. ( К. Барт )

Достаточно вспомнить некоторые его музыкальные произведения… Оперы. Опера была общественно значимым искусством. К XVIII веку, кроме придворных оперных театров, уже существовали общедоступные оперные театры. Напомню, что существовало два вида опер: серьезная и комически-бытовая (сериа и буффа). А вот в Германии и Австрии был зингшпиль. Какие темы и сюжеты интересовали австрийскую публику? В серьезной опере преобладали все еще мифологические сюжеты. Античные сюжеты многозначны и темы вечны. Любимая тема музыки классицизма — столкновение долга и чувства. В зингшпиле — бытовой сюжет, часто тексты «грешили» грубоватым языком. Бывало, что комическая опера пародировала «серьезную» (и была одновременно острой сатирой на общество, как «Опера нищих» в Англии ). И то, и другое было важным, и «высокое», и «низкое» пребывало в относительном равновесии. А главное — имело возможность развиваться.

И в искусстве Эйнштейна привлекало отражение «музыки сфер»: не мистическая иллюзия одухотворенности природы, а рационалистическое постижение гармонии мира. В музыке Моцарта такое постижение окрашивает личные настроения, у других композиторов сильнее чувствуется другое: выявление личного окрашивает восприятие природы. Кузнецов, «Эйнштейн и Моцарт »

Будучи свободным художником, Моцарт часто был вынужден писать на заказ. Да, он писал на заказ. Но —

Моцарт никогда не писал «для вечности», и именно потому в большинстве случаев творит для нее. А. Эйнштейн

Моцарт оставил ряд духовных произведений. Церковная музыка не была главной составляющей его творчества. Наибольшей известностью пользуются Месса и Ave verum ( П. Чайковский «включил» последнюю в свою сюиту «Моцартиана»). К сожалению, самой большой известностью «по факту существования» пользуется Реквием, который Моцарт даже не успел закончить.
Часто говорят о более ранних «предчувствиях» Моцарта :

Но в некоторых письмах Моцарта действительно чувствуются нотки фатализма:

Оставим все таким, как оно есть и каким будет; что толку в ненужных размышлениях. Мы не знаем, что именно случится, но будет так — и это мы знаем — как хочет бог! Итак, веселее, Allegro

Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба — то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба
.

Да, жизнь часто «то гульба, то пальба». И составная часть наследия Моцарта — умение выразить дарованную нам всем радость жизни, в самых разных обстоятельствах.

Влияние Моцарта внеисторично. Каждое поколение видит в его творчестве нечто свое… и не будь этой музыки, каждое поколение было бы бесконечно беднее. ( А. Эйнштейн )

А нам пора переходить к мятежному гению Бетховена.
Продолжение следует….

Источник

В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности. Одновременно в нем нашли развитие такие абсолютно новые для того времени качества, как психологическая правдивость и естественность. Отражение гармоничной целостности бытия, ясность, “светоносность” и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Сложное и простое, возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое (в чем-то даже национально-характерное) предстают в творениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантилентностью, богатой изобразительностью мелодии, взаимопроникновением (для вокально-инструментальных произведений) вокального и инструментального начал. Моцарту свойственно обостренное чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (частое использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и т.д.). Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гамофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт проявил новаторство во всех музыкальных жанрах, к которым он обращался в своем творчестве. Его произведения поразительны по своей красоте, гармоничности и выразительности. Они наполнены Высшим Светом, Высшей Гармонией и Высшей Мудростью. Музыка Моцарта – само Совершенство.

Примечание. Все великие композиторы-классики (к сожалению, прошлых эпох) осознанно или неосознанно выполняли работу самых гениальных “музыкотерапевтов” для ВСЕГО Человечества — и на века. В этом смысле В.А. Моцарт – Величайший из “музыкотерапевтов” всех времен и народов.

Источник

Моцарт, Вольфганг Амадей

Иоганн Хризостом Вольфганг Готлиб (по-гречески Теофил, по-латински Амадеус, в русской транскрипции Амадей) Моцарт

Содержание

Биография

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule ) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto ), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione ), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775—1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей», обозначившая определённый поворот в творчестве Моцарта. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века.

Венский период

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

Последний год

Последними операми Моцарта стали «Так поступают все» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана за 18 дней, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год). Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера «Милосердие Тита» была принята холодно; «Волшебная флейта», поставленная в том же месяце в Вене, в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

Смерть Моцарта

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

Дата погребения Моцарта вызывает разногласия (6 или 7 декабря). Около 3 часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, остаётся неизвестным. Катафалк отправился на кладбище после шести вечера, то есть уже в темноте. Провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Местом погребения Моцарта было Кладбище Святого Марка.

Творчество

Отличительной чертой творчества Моцарта является сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

Педагогическая деятельность

Моцарт также вошёл в историю как музыкальный педагог. Cреди его учеников был, в частности, английский музыкант Томас Аттвуд, который, по возвращении из Австрии в столицу Британской империи город Лондон, сразу занял должности придворного капельмейстера, органиста в Соборе Святого Павла, музыкального наставника герцогини Йоркской, и потом принцессы Уэльской.

Моцарт и масонство

Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям древности.

Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как указывает А.Эйнштейн,

Среди них такие сочинения, как:

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

Центральным образом оперы является жрец Зарастро, в чьих философских декларациях присутствуют важнейшие масонские триады: Сила, Знание, Мудрость, Любовь, Радость, Природа. Как пишет Т. Н. Ливанова,

Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми бемоль мажор, имеющая в ключе три бемоля и характеризующая добродетель, благородство и покой. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке. Кроме того, в увертюре настойчиво повторяются три аккорда, что снова напоминает о масонской символике.

Произведения

Оперы

Другие произведения

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

Каноны

Музыкальные фрагменты

Внимание! Музыкальные фрагменты в формате Ogg Vorbis

Вольфганг Амадей Моцарт
Wolfgang Amadeus Mozart
в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт
Основная информация
Полное имя
Sinfonia Concertante for Violin, Viola and Orchestra
K364, 2nd movement
Sinfonia Concertante for Violin, Viola and Orchestra
K364, 3rd movement
Sinfonia Concertante for Violin, Viola and Orchestra
[[:Файл:|K466]]
[[Файл:|180px|noicon]]
Piano Concerto No.20 in D minor, 1st movement
K622
Performed by the Skidmore College Orchestra. Courtesy of Musopen
L’Amero Saro Costante
noicon
from Il Re Pastore
performed by Randolph Hokanson
Piano Sonata No. 8 in A minor- Presto
Piano/Violin Sonata in B Flat (arranged for flute)
Rondo No. 3 in A minor, K.511

Память

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

2 шиллинга 1931 года — австрийская памятная монета, посвящённая 175-летию со дня рождения Моцарта

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

10 евро — немецкая монета 2006 года с изображением Моцарта

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

в каком стиле писал моцарт. Смотреть фото в каком стиле писал моцарт. Смотреть картинку в каком стиле писал моцарт. Картинка про в каком стиле писал моцарт. Фото в каком стиле писал моцарт

Произведения о Моцарте

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно — ниже приведены наиболее известные из них:

Источник

Вольфганг Амадей Моцарт

1. Характеристика творчества Моцарта. Стилевые особенности музыки Моцарта: мелодика, гармония, полифония, фактура.

Величайший гений мировой музыкальной культуры – Моцарт – принадлежал к венской классической школе (австрийский композитор). В музыке Моцарта органично сочетается культ разума, идеал благородной простоты, присущий просветительскому классицизму, и культ сердца, богатство душевного мира, рождённые тем художественным направлением немецкой литературы 70-80-х гг. XVIII века, которое получило развитие «Буря и натиск» (отвергнув эстетику классицизма, представители «Бури и натиска» требовали изображения сильных страстей, героических деяний, отстаивания национального своеобразия искусства. И. Гердер – главный теоретик; Гете, Шиллер). Недаром Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» сказал о Моцарте: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!».

Нет таких жанров, в которых Моцарт не писал бы. При этом во всех жанрах он создал истинные шедевры. В этом – одно из проявлений моцартовского универсального мышления.

41 симфония (не считая нескольких юношеских сочинений и Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром, не входящих в основную нумерацию);

27 фортепианных концертов с оркестром;

5 скрипичных концертов с оркестром;

8 концертов для духовых инструментов с оркестром (флейты, кларнета, фагота и т.д.);

камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты);

множество дивертисментов, серенад для оркестра и различных инструментальных ансамблей (в т.ч. и «Маленькая ночная серенада»);

свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано;

18 фортепианных сонат;

15 вариационных циклов;

мессы, кантаты, арии, песни.

И все это создано на протяжении очень недолгой жизни (35 лет). Очень многие сочинения Моцарта утеряны.

В области оперного жанра Моцарт совершил реформу, создав собственную передовую оперную эстетику.

В области инструментальной музыки Моцарт, подытожив опыт мангеймских и венских мастеров старшего поколения, а также и Й. Гайдна, достиг высочайших вершин: раскрыл новый мир мыслей и чувств, глубже и полнее отразил действительность с ее жизненными коллизиями, подготовив тем самым почву для рождения искусства Бетховена и романтиков XIX века.

По сравнению с Гайдном, в музыке Моцарта связи с народно-песенными истоками не столь прямые и непосредственные: они сложнее и тоньше. Влияние австрийской народной песенности органически сочетается с воздействием итальянской, французской музыки (Моцарт с детства много путешествовал по Европе).

Моцарт – один из величайших мелодистов. Мелодии Моцарта изящны, певучи, с обилием хроматизмов, задержаний (Симфония g-moll, I часть, П. П.). Но Моцарту свойственны также мелодии мужественного характера. Им свойственны внутренняя конфликтность, наличие контрастных элементов (Соната c-moll, I часть, Г. П.).

Фактура Моцарта – ясная, прозрачная, тонкая, изящная.

2. Периодизация творчества Моцарта.

В жизни и творчестве Моцарта принято выделять два основных периода:

В Зальцбурге Моцарт родился, воспитывался, учился, находился на придворной службе у архиепископа, написал множество сочинений различных жанров, но не достиг ещё полной творческой зрелости.

В Вене, куда Моцарт переехал после разрыва с архиепископом, он был независим, свободен от придворной службы. Здесь он создал свои величайшие произведения во всех областях музыкального искусства, вплоть до знаменитого Реквиема.

Весьма благоприятной для творческого развития Моцарта была среда, в которой он рос и развивался. Его отец, Леопольд Моцарт, был крупным музыкантом – выдающимся скрипачом и педагогом, старшая сестра – Наннерль – талантливой клавесинисткой. Моцарт уже в детские годы совершал большие концертные поездки. В 6-тилетнем возрасте он посетил Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Голландию (Амстердам, Гаагу). Под влиянием симфоний И. К. Баха – младшего сына И.С. Баха – Моцарт пишет свои первые симфонии, с успехом исполненные публично.

Детские годы Моцарта ознаменованы и созданием нескольких опер. Опера «Аполлон и Гиацинт» на латинский текст была написана в 1767 г. по случаю окончания учебного года в Зальцбургском университете и исполнена силами студентов. В 1768 г. 12-летний композитор написал по заказу венского театра оперу-buffa «Мнимая простушка», а также зингшпиль «Бастьен и Бастьенна».

В 1769 г. Моцарт едет в Италию с концертами, получает заказ от миланского оперного театра на оперу-seria «Митридат, царь Понтийский», имевшей большой успех. 14-летний Моцарт был удостоен чести почётного звания члена Болонской академии.

В 70-е годы в Зальцбурге на место умершего архиепископа вступил новый – граф Колоредо, отличавшийся грубым и жестоким обращением с зависимыми от него людьми. Это делало службу у него для Моцарта невыносимой. В эти годы Моцарт пишет, в основном, инструментальную музыку: концерты, серенады, дивертисменты, концерты.

В 1775 г. Моцарт по заказу мюнхенского театра пишет оперу-buffa «Мнимая садовница». В 1777 г. – едет в Мангейм, пребывание в котором оказало важное значение на формирование моцартовского стиля. В 1778 г – посещает Париж, где появляются его клавирные и скрипичные сонаты, симфония № 31 («Парижская»). В 1781 г. в Мюнхене с успехом проходит премьера оперы Моцарта «Идоменей, царь Критский», на сюжет из греческой мифологии.

В 1781 г. Моцарт порывает с ненавистной придворной службой и переезжает в Вену в роли «свободного художника». В последующие годы Моцарт зарабатывал преподаванием, публикацией своих произведений, выступлениями в аристократических салонах или в открытых концертах («академиях»), сочинением музыки по заказам. В 1787 Моцарт получил незначительную должность «камерного музыканта»; за сравнительно хорошее жалованье он был обязан писать танцевальную музыку для придворных балов. По обычным для музыкантов меркам доходы Моцарта были велики, он имел слуг и собственный выезд. Тем не менее, из-за расточительного образа жизни и неумения вести финансовые дела Моцарт часто испытывал материальные трудности. В 1782 он женился на певице Констанце Вебер.

В 1782 в Вене было поставлено зингшпиль «Похищение из сераля», ставшее ответом Моцарта на намерение императора Иосифа II развивать в Вене немецкую национальную оперу. Выйдя далеко за рамки условностей традиционно незамысловатого жанра зингшпиля, Моцарт создал произведение с большими и сложными ариями и яркой оркестровкой (отсюда знаменитое замечание императора: «Слишком много нот, мой дорогой Моцарт»). После этого Моцарт вновь обращается к жанрам итальянской оперы seria и buffa (оперы «Свадьба Фигаро» 1786, «Дон-Жуан» 1787, «Так поступают все женщины» 1790).

3. Оперная эстетика Моцарта.

Моцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11-летнего возраста. Но его высшие достижения в этой области относятся к венскому периоду («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта»). Моцарт писал оперы разных типов и жанров:

зингшпили («Похищение из сераля», «Волшебная флейта»)

оперы-buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины»)

опреы-seria («Идоменей, царь Критский», «Милосердие Тита»).

Опера «Дон-Жуан», сочетающий особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из этих типов. Моцарт назвал её «весёлой драмой». Эта опера создавалась по заказу пражского оперного театра. Высоким достижением оперы является тенденция к сквозному развитию при традиционном делении на законченные номера.

Опера «Свадьба Фигаро» написана по II части трилогии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», несмотря на то, что она была запрещена цензурой (комедия обличает феодально-аристократические порядки Франции накануне буржуазной революции 1789 г.).

В опере «Волшебная флейта» нашли отражение некоторые стороны масонства – религиозно-этического учения, к которому принадлежал Моцарт и в последние годы написавший несколько масонских кантат. Опера представляет собой философскую сказку, смысл которой заключается в победе света над тьмой, разума и добра над злом. В сказочной форме прославляется здесь идеальное царство справедливости, братства и дружбы. В «Волшебной флейте» Моцарт обращается к жанру зингшпиля с разговорными диалогами и к немецкому тексту. Бетховен считал эту оперу едва ли не лучшей оперой Моцарта. Гёте так был увлечён «Волшебной флейтой», что задумал её продолжение и даже приступил к написанию либретто.

Наряду с Глюком, Моцарт был величайшим реформатором оперного театра XVIII века. Но, в отличие от него, свою реформу не декларировал теоретически. Если Глюк стремился подчинить музыку драматическому действию, то для Моцарта, наоборот, музыка являлась основой оперы. Моцарт писал: «В опере поэзия должна быть послушной дочерью музыке». Моцарт считал, что текст либретто должен быть лаконичным, не затягивающим действие.

Одним из высоких новаторских достижений оперной драматургии Моцарта является мастерство музыкальных характеристик действующих лиц. До Моцарта музыкальные характеристики героев почти совершенно игнорировались. Это были своего рода музыкальные «маски» с выработанными приёмами выразительности. Не прибегая к лейтмотивам, Моцарт наделял героев своих опер мелодическими оборотами, складывающимися в цельный образ. Так, в образе Дон-Жуана подчёркивается его любовь к жизненным наслаждениям, смелость, отвага; в образе Сюзанны – женская привлекательность, лукавство. Музыкальные характеристики персонажей сосредоточены в ариях. Важную роль Моцарт отводит и ансамблям, насыщенным обычно напряжённым драматическим развитием.

4. Симфоническое творчество Моцарта. Симфонии. Концерты.

К жанрам симфонической музыки, созданной Моцартом, принадлежат симфонии, серенады, дивертисменты, кассации (жанр, близкий серенаде), концерты для различных инструментов с оркестром.

На протяжении всей жизни Моцарт работал одновременно над операми и инструментальными сочинениями, что обусловило их взаимовлияние: оперная музыка обогащается приёмами симфонического развития, инструментальная – проникается певучестью. Многие музыкальные образы симфонических и камерных произведений Моцарта близки ариям и ансамблям из его опер (Г. П. I части симфонии № 40 и ария Керубино «Рассказать, объяснить не могу я»; «ария с портретом» Тамино из «Волшебной флейты» и тема II части симфонии № 40).

Образы моцартовских симфоний:

Драматизм нередко достигался наличием контрастных элементов внутри одной темы – характерная черта моцартовского стиля, получившая развитие в творчестве Бетховена (Г. П. I части симфонии № 41 «Юпитер», состоящая из 2-х контрастных элементов: мужественно-героического и лирического). Наличие в одной теме двух контрастных элементов является стимулом последующего развёртывания, сопоставления и столкновения различных музыкальных образов.

Первые симфонии Моцарт написал в 8-летнем возрасте под впечатлением от симфоний И.К. Баха. Ранние симфонии Моцарта близки к сюите, серенаде, дивертисменту и не обладают органическим единством цикла.

Три самые знаменитые симфонии Моцарта созданы в 1788 г.:

№ 39 Es-dur – героико-драматическая, светлая, на основе танцевальных тем;

№ 40 g-moll – лирически-экспрессивная, трепетно-взволнованная. Её иногда называют «вертеровской», т.к. она, как и «Страдания молодого Вертера» Гёте, рождена в атмосфере периода «Бури и натиска» с его повышенной эмоциональностью, разливом чувств, предвосхищая, тем самым, романтический симфонизм.

№ 41 C-dur («Юпитер») – величественная, монументальная (название дано не Моцартом). Её особенностью является, что всё развитие ведёт к монументальному финалу, венчающему симфонию, как величественный купол венчает грандиозный собор (финал представляет собой сочетание сонатного allegro и тройной фуги).

Одно из значительных мест в творчестве Моцарта занимают концерты для различных инструментов в сопровождении оркестра. Концерт классического типа содержит две экспозиции:

II – экспозиция солирующего инструмента.

Сольная партия отличалась виртуозностью. Свободная виртуозная каденция (после К64 перед кодой I части) была рассчитана на импровизацию солиста. Лишь в XIX веке каденции стали сочиняться самим композитором. II часть концерта – медленная, III часть – жанровый финал.

Оркестр Моцарта того же состава, что и оркестр Гайдна (парный). Однако Моцарт больше использовал экспрессивные свойства инструментов, их певучесть (особенно струнных).

5. Фортепианное творчество Моцарта.

Фортепианные произведения Моцарта тесно связаны с его исполнительской деятельностью. Одной из характерных черт является певучесть (кантабильность) как один из творческих и исполнительских принципов Моцарта, связанный с претворением итальянского бельканто как в вокальной, так и инструментальной музыке.

Для фактуры фортепианных произведений Моцарта характерна дифференциация мелодии в верхнем голосе (правая рука) и сопровождения в левой руке.

Характерные типы сопровождения:

Аккорды или аккордовые репетиции;

Тремоло в пределах октавы, септимы или сексты;

К лучшим произведениям Моцарта для фортепиано относятся: соната a-moll (1778), A-dur (1778), фантазия и соната c-moll (1785), фантазия d-moll. Своеобразно строение сонаты A-dur: I часть – тема с вариациями, II часть – менуэт, III часть – рондо «Alla turca».

Кантатно-ораториальные жанры. Реквием.

В кантатно-ораториальном жанре Моцартом написаны мотеты, 5 масонских кантат, 15 месс, Реквием.

Несмотря на духовные тексты, эти произведения далеки от ортодоксальной церковной музыки и по своим образам мало отличаются от светских произведений Моцарта. Моцарт был религиозным человеком, но его религиозность имела не церковно-догматический, а нравственно-философский характер (он был масоном).

Одним из значительных памятников мировой культуры является Реквием – потрясающая музыкальная трагедия. Реквием – траурная заупокойная месса, исполняемая на традиционный культовый латинский текст, принятый в католической службе, и состоящий из несколько традиционных частей, среди которых, помимо обычных частей обычной мессы, обязательны части, принадлежащие только траурной мессе. Моцарт воплощает в Реквиеме глубочайший мир человеческих переживаний: душевное смятение, умиротворённый покой, горе и страдание.

Из двенадцати номеров Реквиема девять написаны для хора и три (Tuba mirum, Recordare, Benedictus) – для квартета солистов.

№ 1 I раздел: Requiem aeternam («Даруй нам вечный покой»); II раздел: Kyrie eleison («Господи, помилуй»). № 1 – это интроитус (вступительный раздел).

№ 2 Dies irae – рисует картины конца света, Страшного суда

№ 3 Tuba mirum («Труба предвечного») – о грозном сигнале трубы, призывающем живых и мёртвых на Страшный суд;

№ 4 Rex tremendae («Царь грозный») – рисует образ сурового и неумолимого Бога, карающего трешноков;

№ 5 Recordare («Помяни») – содержит обращённую к Христу мольбу о пощаде;

№ 6 Confutatis («Отвергнув») – это рассказ о мучениях, ожидающих грешников в аду;

№ 7 Lacrymosa («Слёзная») – мольба и милосердии в скорбный день слёз;

№ 8 Domine Jesu («Господи, Иисусе») – проникновенная молитва, обращённая к Богу;

Моцарт успел написать только первые шесть частей Реквиема, оставив недописанной седьмую часть (Lacrymosa). Он умер, вероятно, от почечной недостаточности. Реквием был завершён его учеником Зюсмайером, согласно указаниям умирающего композитора.

§ 5. Музыка Французской революции

Музыка революции поражает монументальностью, простотой, мощью. Мелодика основывается на аккордово-трезвучных и фанфарных оборотах. Ритмы массовых жанров энергичны, просты и часто связаны с маршевой поступью. К колоссальным хоровым массам присоединялся огромный оркестр духовых инструментов и ударная группа.

Наиболее видные французские композиторы, возглавившие новое музыкальное направление – Ф. Госсек, А. Гретри, Л. Керубини. Создателем музыкального стиля революции по праву считается Франсуа Госсек (1734 – 1829) – родоначальник монументального вокально-оркестрового стиля и новых музыкальных жанров: революционной массовой песни, героических и траурных шествий («Скорбный марш»), крупных кантатно-хоровых произведений, рассчитанных на исполнение под открытым небом («Гимн Свободе»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *