в каком стиле поет группа звери
Группа «Звери»
Биография
Сейчас сложно представить себе российскую музыку нулевых без энергичных, полных драйва хитов группы «Звери». Какие бы споры не вызывала их жанровая принадлежность, долгое время ребята были самой медийной рок-командой страны. С момента основания коллектива прошло много лет, но записывать «Зверей» в ветераны пока еще рано: музыканты и их бессменный лидер Роман Билык полны энтузиазма и новых творческих замыслов.
История создания и состав
Точкой отсчета в истории создания группы «Звери» считается 2000 год. Именно тогда Роман Билык, будущий фронтмен коллектива, в поисках лучшей доли переехал из родного Таганрога в Москву. У себя на родине парень окончил строительный колледж и в первые месяцы столичной жизни подрабатывал в Музее современного искусства Зураба Церетели. При этом он никогда не забывал о музыке — писал песни и искал возможность поделиться своим творчеством со всем миром.
Осенью 2000-го Роману выпал шанс реализовать давнюю мечту о собственной группе. Он познакомился с Александром Войтинским, известным продюсером, и показал ему свою песню.
Честное, «живое» творчество таганрогского музыканта понравилось Войтинскому, он дал добро на создание полноценного коллектива с Ромой во главе. Остальные участники нашлись через интернет. Так на свет появилась команда «Звери».
Бессменным солистом группы был и остается Роман Билык, известный также под псевдонимом Рома Зверь. В нынешнем составе группы вместе с ним выступают клавишник Вячеслав Зарубов, бас-гитарист Кирилл Афонин, ударник Валентин Тарасов и соло-гитарист Герман Албанец Осипов.
Музыка
Уже в 2001 году молодой коллектив выпустил дебютный клип «Для тебя». Режиссером видео стал продюсер «Зверей» Александр Войтинский, давно мечтавший попробовать себя в этом качестве. Клип принес начинающим музыкантам известность, на них обратили внимание компании звукозаписи. Первый альбом «Голод» (2003) вышел под эгидой солидного лейбла Navigator Records.
В профессиональных рецензиях на дебютное творение группы звучат одни и те же замечания: неопределенный жанр музыки, подражательность, юношеский максимализм текстов. При этом критики отметили высокий творческий потенциал «Зверей», а песни «Дожди-пистолеты», «Кольцевая», «Для тебя», «Просто такая сильная любовь» побывали в топе хит-парада «Чартова дюжина». Кстати, в 2004 году пластинку переиздали, дополнив исходный трек-лист live-записями песен.
Также в феврале 2004-го вышел альбом «Районы-кварталы». Сразу несколько композиций — «Все, что тебя касается», «Напитки покрепче», «Южная ночь» — стали хитами, клипы на них транслировались на музыкальных каналах. Вслед за выпуском пластинки «Звери» отправились в длительный гастрольный тур, в рамках которого посетили города России и стран СНГ.
Популярность команды росла, год за годом их объявляли «Лучшей рок-группой» по версии музыкальных телеканалов. В 2004-м ребята сыграли самих себя в фильме Ивана Соловова «Слова и музыка». В 2005-м «Звери» приняли участие в российском отборочном туре «Евровидения», но выбор жюри пал на выпускницу «Фабрики звезд» Наталью Подольскую.
В 2006-м вышел альбом «Когда мы вместе, никто не круче», хит из которого «До скорой встречи» побывал на вершине нескольких чартов. Клип на эту песню, для съемок которого использовался серебристый «Бентли», также вошел в топ популярных видеороликов. Пластинка, по отзывам критиков, получилась не хуже и не лучше предыдущих — ее охарактеризовали как «топтание на месте», тот материал, который хотят услышать поклонники и получают его.
В 2007 году в творческой биографии «Зверей» произошли значительные перемены. Обновился состав — клавишника Кирилла Антоненко, игравшего в группе с 2002 года, сменил Вячеслав Зарубов, на место басиста Константина Лабецкого пришел Алексей Любчик. Осенью 2008-го вышел альбом «Дальше», его презентация состоялась в московском клубе «Б1 Максимум».
В октябре 2008 года вышел фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». История трех подруг-девятиклассниц получила ряд престижных наград, в том числе специальный приз Каннского кинофестиваля. Официальным саундтреком к картине стали песни группы «Звери» — «Районы-кварталы» и «Дожди-пистолеты».
В 2008 году группа устроила скандал на премии телеканала «MTV Россия» Russian Music Awards. Организаторы не обеспечили «Зверям» все условия, необходимые для выступления вживую, поэтому после 10-минутного сета лидер коллектива, показав публике средний палец, покинул сцену.
Пятый альбом команды, получивший название «Музы», увидел свет в 2011 году. В него вошли 12 треков, один из которых, — кавер на композицию «Перемен» группы «Кино». По мнению критиков, альбом, который должен был стать этапным, получился, скорее, переходным: отметившие 10-летие «Звери» еще не распрощались с подростково-молодежной тематикой, но вплотную подошли к более зрелой стадии своей карьеры.
В 2012 году на премии «Муз-ТВ» коллектив в седьмой раз удостоился звания «Лучшая рок-группа». На церемонии вручения музыканты выступили с группой «Каста» — вместе они исполнили композицию «Вокруг шум». В 2013-м «Звери» выпустили сборник лучших песен — в него вошли хиты со всех пяти студийных альбомов.
12 декабря 2014 года вышла шестая пластинка группы «Один на один». Это первый альбом «Зверей», записанный на другом лейбле, — после завершения контракта с Navigator Records команда начала сотрудничать с Rightscom Music. В записи следующего диска «Страха нет», выпущенного в 2016 году, поучаствовали британские саунд-продюсеры. В их числе оказался Джерри Бойз, работавший вместе с The Beatles и The Rolling Stones.
В 2016-м обновился состав группы, на смену прежним музыкантам пришли Кирилл Афонин, Герман Албанец Осипов и Валентин Тарасов. Из старого состава в команде остались Роман Билык и клавишник Вячеслав Зарубов. В 2017 году «Звери» отыграли концерты в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе — в программу, названную The Best, вошли главные хиты за 15 лет. В сентябре в свет вышел EP «Друзья по палате». Интересный факт — фотосессия для него прошла не в студии, а в настоящей больнице.
7 марта 2018 года вышел сингл группы «Звери» «Я — молодец», затем — ЕР «Вино и космос», в трек-лист которого вошли 5 песен. В июне состоялась премьера фильма Кирилла Серебренникова «Лето», в котором Роман Билык исполнил роль Майка Науменко, основателя и лидера группы «Зоопарк». Кроме того, вместе с Германом Осиповым они выступили в роли музыкальных продюсеров картины. На Каннском кинофестивале картина «Лето» получила приз за лучший саундтрек. 24 августа состоялся официальный релиз OST «Лето» — сборника «Звери в зоопарке».
Успешно складывается и личная жизнь участников группы. Роман Билык счастлив в браке. Жена Ромы, модель Марина Королева, однажды даже появилась в клипе «Зверей» на песню «Ты так прекрасна». Сейчас пара воспитывает двух дочерей — Олю и Зою. Муж и отец часто делится в своем аккаунте в «Инстаграме» семейными фото из путешествий.
Бас-гитарист группы Кирилл Афонин женат на участнице российского «Голоса», певице Алине Наниевой, известной как Нани Ева. О частной жизни других участников группы достоверных сведений нет, о клавишнике Вячеславе Зарубове на официальном сайте коллектива сказано: «Спортсмен, семьянин и отличный отец».
«Звери» сейчас
Пандемия 2020 года наложила отпечаток на график гастролей группы «Звери». Весной были отменены «сольники» в ряде крупных городов России, но команда освоила другой формат выступлений — через интернет. Сообщения об онлайн-концерте, намеченном на 1 мая, оперативно появились на официальном сайте музыкального коллектива и на страничке в «Инстаграме». В августе артисты повторили свой опыт.
Углубившись в студийную работу, в апреле 2020 года артисты представили новую пластинку. Свет увидел пятый мини-альбом из дискографии группы «Одинокому везде пустыня». При создании большинства песен музыканты использовали названия рассказов Антона Чехова, таких как «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Каштанка» и другие. Изображение самого писателя появилось и на обложке диска.
Музыканты стараются идти в ногу со временем. 30 октября «Звери» представили новый сингл «Девочка», который Роман посвятил своей старшей дочери Ольге. По словам фронтмена, видео для песни он создал самостоятельно, с помощью телефона.
Логотип группы «Звери» / «Вконтакте»
В конце ноября солист рок-группы стал героем молодежной передачи Первого канала «101 вопрос взрослому». В интервью молодой публике Роман признался, что считает себя интровертом и увлекается серфингом, рыбалкой, хотя в юности слыл бунтарем и был не прочь поэкспериментировать со своим имиджем. В молодом возрасте, чтобы приблизить свою мечту, Билык подрабатывал нетворческими профессиями — маляром и штукатуром.
2020 год стал знаковым в творчестве группы — осенью музыкальному коллективу исполнилось 20 лет. На официальном сайте «Нашего радио» был размещен топ лучших исполнителей «Музыкальный олимп». «Звери» получили награду в номинации «Победитель эпохи 00-х». В начале декабря артисты стали гостями программы «Квартирник у Маргулиса», а уже через несколько дней состоялся сольный юбилейный концерт группы в столичном клубе «1930 Moscow».
Кроме музыкального творчества «Звери» обзавелись собственным мерчем. Спортивная одежда и аксессуары новой коллекции были представлены на маркете Weekend Market, который состоялся в московском «Флакон Кубе».
Звери
Биография
Страница заблокирована модератором
Активность (лет)
2002 – сегодня (19 лет)
Место основания
Taganrog, Rostovskaya oblast’, Российская Федерация
Участники
Группа «Звери» была создана в 2001 году приезжим из Таганрога Романом Билыком, известным под псевдонимом Рома Зверь. Продюсером стал композитор Александр Войтинский, ранее сотрудничавший с продюсером группы «Тату» Иваном Шаповаловым. Музыкантов группы они набрали через обьявления в сети Интернет.
Группа вскоре выпустила клип «Для тебя», видео для которого было снято раньше, чем написана песня. За клипом последовал дебютный альбом «Голод». Песня с этого альбома «Дожди-пистолеты» имела успех в хит-параде «Чартова дюжина». В том же году группа впервые выступила на фестивале «Нашествие».
В 2004 году группа выпустила второй альбом, «Районы-кварталы», ставший для нее прорывом к известности. Целый ряд видеоклипов транслируются телеканалами Муз-ТВ и MTV Россия: «Всё, что касается», «Напитки покрепче», «Южная ночь». За альбомом следует концертный тур по России и СНГ, продолжающийся почти два года. Популярность ансамбля растет, однако обозреватели отмечают все более сильный поп-уклон в творчестве Билыка. Наряду с рок-фестивалями, «Звери» начинают выступать на мероприятиях поп-индустрии.
«Звери» получили целый ряд премий в области шоу-бизнеса. В 2004 и 2005 году группа была названа «Лучшей рок-группой» по версии телеканала Муз-ТВ. В 2005 г. группа получила аналогичную премию от MTV Россия. В 2004 г. «Звери» получили премию MTV Europe Music Awards как «Лучший исполнитель России». Группа также снялась в фильме «Слова и музыка».
В 2007 году Рома Зверь выпустил первую часть своей книги «Дожди-пистолеты», посвященной истории группы.
Состав
Роман Билык (Рома Зверь) — вокал, гитара;
Кирилл Антоненко (Кирбас) — клавишные;
Максим Леонов — гитара;
Константин Лабецкий — бас-гитара;
Михаил Краев (Пчелка) — ударные.
Рома Зверь – про непротестный рок, надоевший рэп и зло из телевизора
О непотопляемости группы «Звери» говорит хотя бы то, что вы наверняка знаете их песни, даже если сами родились в 2000-м или позже. Под заливистый припев «Девочки, мальчики, танцуем, раз-два-три» тянет танцевать так же, как 15 лет назад. А нетленку «Районы-кварталы» уличные музыканты исполняют практически с той же частотой, что и «Группу крови» Виктора Цоя.
«Звери» — группа, организованная Романом Билыком в 2000-м году. Состав группы менялся трижды. Актуальный выглядит так:
Вячеслав Зарубов (клавиши), Кирилл Афонин (бас-гитара), Герман Осипов (гитара, балалайка), Валентин Тарасов (ударные).
В активе: семь студийных альбомов, пять мини-альбомов («Одинокому везде пустыня» по мотивам рассказов Чехова вышел в апреле). Также в этом году группа выпустила концертный альбом «Звери на карантине».
В 2008 году «Звери» отказались от телеэфиров. Этому предшествовал, пожалуй, единственный скандал в истории группы: отыграв 10-минутное попурри на премии RMA телеканала MTV, Рома Зверь ушел со сцены, а гитарист Максим Леонов затем разбил свою гитару с надписью «No more rock on RMA».
На счету Романа — две книги-автобиографии: «Дожди-пистолеты» (2006 год) и «Солнце за нас» (2017).
В 2018 году Рома Зверь сыграл Майка Науменко в фильме «Лето» Кирилла Серебренникова. На премии «Ника» Романа признали «Открытием года», а жюри Каннского фестиваля назвало музыку к фильму, написанную в соавторстве с Германом Осиповым, лучшим саундтреком.
До марта 2021 года у группы расписан тур по России (с ограничением вместимости площадок), а в сентябре должна состояться концертная поездка по Европе.
Солист группы «Звери» рассказал «РБК Стиль» об альбоме, вышедшем к юбилею своего земляка — Антона Павловича Чехова (они оба из Таганрога), порассуждал о доходах и богатстве, природе протеста в рок-музыке, гражданской позиции, глупости в онлайне и офлайне, рэпе и тиктоке. А также о том, как оставаться рок-звездой, не ввязываясь в скандалы, и эпохе нулевых.
Хочу начать разговор с круглой даты — исполняется 20 лет группе «Звери». И 20 лет, как вы приехали в Москву, примерно так. Можете рассказать, как вы изменились с того момента — как человек, как музыкант? Давайте начнем с музыканта.
Ну, я так и не научился играть на гитаре. (Смеется.) Но приобрел огромное количество людей, которые умеют играть хорошо на гитаре и не только, вот с ними мы и работаем по сей день, с этими людьми. По поводу творчества — я даже не знаю, за 20 лет я стал писать гораздо меньше, конечно, потому что глупо писать то, что ты писал раньше. И поэтому со временем хочется писать точнее, короче…
Да, конечно, удается. Я пишу короче, меньше и точнее.
Книжек тоже меньше? Их было две у вас (Роман написал две книги — «Дожди-пистолеты» и «Солнце для нас». — «РБК Стиль»).
Было две, да, и больше, наверное, не будет.
Нет. Ну, может быть, когда мне будет 80 или 90 лет, можно рассказать о сегодняшнем времени. Наверное, будет что рассказать, да.
Ну, и вторая часть — человеческая. Что удалось переосмыслить?
Наверное, стал больше понимать людей. Даже тех, которых я не очень люблю: я как-то стал к ним более спокойно и снисходительно относиться. Наверное, так. Не всегда получается, но я стараюсь.
Даже тех, кто голосовал за поправки к Конституции? (Роман Билык подверг критике летнее голосование 2020 года по поправкам в Конституции. — «РБК Стиль»)
Мне все равно, потому что люди ведь разные. И мы же не знаем обстоятельств и всех деталей. Может быть, если был бы человек рядом, который бы объяснил в двух словах, вполне возможно, что другой бы изменил свое мнение. Поэтому стараюсь не судить о людях.
Вы основали группу в 2000-х, в самом начале. Помните это время? Какое оно для вас?
Я гулял по Москве, катался в метро и пытался понять, как живет этот город, что это вообще за такой зверь — Москва. Было интересно. Я обошел Москву пешком практически всю — ну, весь центр, в дальние районы, спальные, не ездил, делать там нечего, конечно. Я сам жил в таком районе, в Гольяново, на окраине Москвы, а в центр приезжал смотреть архитектуру, людей и знакомиться с городом. Но было весело.
А в плане атмосферы, в плане восприятия действительности что тогда было лучше, чем сейчас, а что хуже?
Я даже не могу сказать, что лучше было, а что хуже…
Веселее было, как думаете?
Да и сейчас, наверное, кому-то весело. Молодежи ведь весело сейчас? Весело.
Вы себя как-то совсем отделяете от молодежи? Вам 42 всего.
В 35 у нас теперь заканчивается молодежь.
Это Госдума предложила. А ВОЗ, по-моему, до 45 все еще предлагает оставаться молодым.
Да? О, тогда я молодой.
Так что все в порядке.
Я, конечно, шучу, что вот уже немолод, а в это время сейчас молодежь какая-то существует, которой весело жить. Когда ты увлечен чем-то, и у тебя есть цель, дело любимое, и ты работаешь, невзирая ни на что, неважно, где ты находишься, с кем, — то все, конечно, интересно и весело, и хорошо живется. А когда ты не знаешь, чем заняться, маешься, тогда все будет грустно и скучно.
В этом году вышел альбом, который посвящен Чехову. («Одинокому везде пустыня». — «РБК Стиль»)
Ну, не совсем ему, а его рассказам.
Рассказам, да. Вы, как и он, из Таганрога. Вспоминаете времена домосковские?
Как они вам? Что самое дорогое оттуда вы несете в себе?
Наверное, какие-то первые шаги в музыке, когда мы создавали первую группу.
Имелось в виду скорее в человеческом плане, нежели в музыкальном.
Да нет, ни о чем не жалею, и ничего там такого суперинтересного не было. Обычные дела любовные, гулянки, познавание мира, знакомство с литературой, живописью, музыкой. В основном с музыкой. Ну, просто такое познавание.
Если я не ошибаюсь, в интервью Ирине Шихман вы сказали о том, что увлекались рейвом.
Это как раз в Таганроге было?
А что это за история такая?
Просто в Таганроге был бесплатный проезд на трамвае какое-то время, а потом его отменили. Я учился в Таганрогском строительном колледже, и иногда в актовом зале колледжа мы давали небольшие концерты. И вот мы с моим товарищем, поэтом Виктором Бондаревым, решили сделать концерт, посвященный протесту против платного проезда, — в шутку. И распечатывали афишки «Рейв-концерт». Группы у меня уже как таковой не было на тот момент, потому что я собирался уезжать в Москву, и моя группа, живая, она как-то расползлась, кто куда уехал. В общем, мы сделали с электронными барабанами, с тяжелыми рейв-барабанами техно-концерт, посвященный платному проезду в Таганроге. Ну, просто орали в микрофон: «Мы хотим отмены платного проезда». Пришло 30 человек, и мы им играли песенки под тяжелые биты.
Быть рейвером старше 35 нормально или смешно сегодня?
Сейчас, мне кажется, вообще нет ничего такого прямо суперсерьезного. И нет ограничений. Можешь быть кем угодно в любом возрасте.
Система — да, потому что раньше большую часть у артиста забирали рекорд-лейблы, а сейчас они канули в Лету, эти лейблы, и теперь артист почти напрямую общается с публикой, своими поклонниками, но через другие уже агрегаторы: YouTube, iTunes, Google Play и так далее. Теперь роль тех лейблов выполняют вот эти платформы. Они тоже грабят артистов.
Ну, не знаю. Вот есть такой артист — Том Йорк, лидер группы Radiohead, он, наверное, знает прямо точно. Потому что он люто негодует и не любит все эти вещи — стриминг и так далее. Потому что, на самом деле, артисту невозможно проверить эту информацию — сколько раз скачали, сколько раз прослушали, и поэтому достаточно серьезная часть уходит вот в эти компании.
А много в последнее время чеса у вас, корпоративов было? Я говорю не конкретно про период пандемии, а вообще в целом.
Сейчас ни у кого ничего нет. А вообще мы, на самом деле, никогда не останавливались в гастрольной деятельности. Если с экранов в 2009-2010-м мы уходили по своим соображениям, то гастролировать не прекращали никогда. Поэтому каждый год у нас обычных кассовых концертов в рамках тура около 100 примерно.
Корпоративы — как мы захотим. Потому что мы независимая группа и вольны выбирать все что угодно, начиная от заказчика частного мероприятия и заканчивая концертом, концертной площадкой в городе.
Каким должен быть корпоратив, чтобы вы отказались выступать?
Есть ряд причин, по которым я не играю частные концерты. Это могут быть разные причины. Допустим, мне не нравится человек. Потому что перед подписанием договора я выясняю, для кого играется концерт, что это за праздник и вообще.
То есть вы это изучаете внимательно?
Нет, я каждый концерт так делаю. Я не буду играть на политических мероприятиях, на агитационных мероприятиях. И не буду давать ряд концертов, точнее, ряду людей.
Ну, условно, на дне рождения студента МГИМО?
Можно. Почему нет? Но я редко играю для студентов. Нас приглашают в разные учебные заведения: там последний звонок, там отмечают 30-летие, 20-летие неких выпусков, что-то такое. Но я не очень люблю такие мероприятия.
Сейчас, мне кажется, вообще нет ничего такого прямо суперсерьезного. И нет ограничений. Можешь быть кем угодно в любом возрасте.
Еще про пандемию. Когда вы не выступали по понятным причинам, сильно просели финансово?
Дело в том, что наш музыкальный бизнес в России основан, конечно, на гастрольной деятельности. И это, наверное, 80 процентов заработка для групп, которые живут музыкой и зарабатывают музыкой. Не рекламой, не каким-то побочным бизнесом: пирожковая, или кафе, или парикмахерская, или еще какая-нибудь штука — это вот поп-музыканты любят заниматься такими вещами. А если мы говорим о живом коллективе, который играет свою музыку, то, конечно, концертная деятельность — это 80–90 процентов. А остальное как раз вот цифровые продажи альбомов.
Ну, собственно, чего вы лишились в эти месяцы.
Гастрольной деятельности, да.
Насколько я помню, вы примерно 12 лет не в эфире телевидения, не появляетесь там.
Да, телик — зло. Еще в начале 2000-х телик был неким окошком: было интересно смотреть каналы MTV, «Муз-ТВ», «2х2», где мультики показывали, — они были флагманами всего нового и интересного, и фестивали проходили более-менее интересные, и премии все. А потом это превратилось во что-то устаревшее, не совсем объективное, и участвовать в этом не очень хотелось.
Не боитесь с радаров слететь? Все-таки страна еще смотрит телевизор.
Да ну, вы что, я давно ушел с радаров, и мне хорошо без них. Эти радары, они ведь являются не совсем тем, что люди думают. Кажется, это вот такой способ быть в луче радара: он крутится, а ты за ним бегаешь, или он за тобой торопится, а ты в него заходишь. Но это тоже сокращение, сужение. Понятно, что есть такие законы шоу-бизнеса: неважно, хорошая или плохая новость, эта новость о тебе, и поэтому все хорошо. Если ты появляешься в телевизоре, ты есть, если ты не появляешься в телевизоре, тебя нет. Я все это хорошо понимаю, но мне не хочется.
Но в целом вас сейчас сложно назвать ньюсмейкером, потому что вы довольно редко появляетесь в каких-то…
Цитата из вашего профиля в Instagram: «Прежде чем писать комментарий, подумайте дважды. Моментально блокирую глупых и злых людей». Кажется, будто вам тяжело мириться с этой новой интернет-реальностью. Так и есть?
А я с ней и не мирюсь. Я просто беру то, что мне нужно.
Но таковы правила игры — оставить злобный комментарий кому-то.
Мне все равно. Видите, как я отношусь ко всему: немного, может быть, старомодно или как-то не по-современному чуть-чуть. Я все правила игры понимаю, просто не обязательно им следовать, чтобы жить счастливо и в гармонии с собой и окружающими. Можно брать что-то для себя, но не обязательно плясать по правилам этой игры. Я все прекрасно понимаю. Я знаю, как увеличить свое состояние раз в пять, допустим.
Нет, я просто знаю, что мне делать, чтобы повысить свое состояние раз в пять.
Но вы этого не делаете и не хотите.
То есть вы не хотите быть очень богатым человеком?
Я не нуждаюсь в деньгах. Понимаете, деньги — это такая вещь… очень опасная, тем более когда у тебя есть возможность зарабатывать их.
Перед подписанием договора я выясняю, для кого играется концерт, что это за праздник и вообще.
Вот даже сегодня мы с вами встречаемся в месте, где вы отдыхаете, и я не могу сказать, что это какой-то олигархический курорт (в скромном загородном отеле под Петербургом. — «РБК Стиль»)
Я и не олигарх, и не для этого живу, если честно. Можно было, конечно… Ну вот Instagram — сначала я выставлял там свои работы, я еще фотографирую. Сначала выставлял, а потом понял, что работы мои не очень интересны, а интересно, когда я показываю, как я делаю работы, и так далее.
Понятно, что в Instagram, когда ты фотографируешь себяшечку, лицо свое, там будет больше лайков, а когда ты фотографируешь что-то, некое здание интересное, с историей, архитектурой, гораздо меньше людей будет смотреть это. Тут все понятно. И как-то влиять и обижаться на этих людей, которые живут этим… Вот сейчас тиктокеры появились…
Ну, я спокойно к ним отношусь, они по большому-то счету просто веселятся, там ничего не происходит, кроме некого веселья, бессмысленного такого и…
Да. Ну, может, оно и пощадит кого-нибудь из них. Но я спокойно к этому отношусь, потому что такое время, значит, так нужно. Если все идет на упрощение, хорошо, но это не значит, что я должен поступать так же и идти на упрощение. Поэтому у меня в Instagram немного подписчиков, но они все действительно знают, что если ты напишешь не такой комментарий, то тебя заблокируют.
Это не шутка? Сразу в блок?
Это не шутка, потому что я вычищаю все. У меня не может быть в комментариях «а пройдите по ссылке туда», рекламка того-то, комментарий такой-то.
А рекламу вы не продаете?
Нет, я не занимаюсь этим. У меня нет ни рекламы там, ничего. И комментариев никаких там нет, таких прямо вот бессмысленных и беспощадных. (Смеется.) Все 190 тыс. людей, они все вычищены действительно мной, не кем-то другим. Я все это контролирую, и я не люблю, когда люди пишут бред у тебя на странице, или занимаются саморекламой, или еще чем-нибудь.
Такой немножко даже, я бы сказал, маниакальный подход.
Ну, вы знаете, да, наверное. Там около 40 тыс. заблокированных мной лично людей.
То есть вам было не лень блокировать этих людей?
Да, мне не лень, потому что это же моя страница, значит, это я, это мой цифровой двойник Рома Зверь. И если у меня там мусор, грязь и непонятно что, это влияет же на меня настоящего, а не цифрового, да, влияет. Поэтому я просто слежу за этим. И мне важно, чтобы на моей странице были думающие, интересные люди.
Вы сказали «Рома Зверь», а в Instagram вы Роман Билык. Насколько сегодня большая разница между этими двумя людьми?
Просто в Facebook я раньше был Рок-Звезда. Самоирония — это же неплохо.
Тем более Рома Зверь, заглавные буквы — это Рок-Звезда и есть. Но потом выяснилось, что нельзя называться псевдонимом, потому что мою страницу взломали, и нужно называться как есть, по фамилии — Роман Билык, по документам. Поэтому я теперь там Роман Билык. И в Instagram, соответственно.
В Instagram я изначально был Роман Билык. А вот в Facebook — Рок-Звезда.
Глупые и злые комментарии в Instagram блокируются, мы это поняли. А что с глупостью и злостью в реальной жизни? Вы часто с ней сталкиваетесь?
Здесь я не могу заблокировать. (Смеется.)
Да, и как же здесь вы решаете этот вопрос?
Да никак, лучше не сталкиваться.
Много глупости вы видите сегодня?
Какого рода эта глупость?
Ну, просто в разговорах людей, мнениях, образовании. Во всем окружающем. В отношении друг к другу, отношении к близким, к стране и так далее.
В Facebook вы просили сбросить список известных людей, которые планировали поправки в Конституцию. Таких людей вы тоже блокируете?
Нет, я просто хотел знать, кто эти люди. Я не занимаюсь местью или преследованиями.
Это же моя страница, значит, это я, это мой цифровой двойник Рома Зверь. И если у меня там мусор, грязь и непонятно что, это влияет же на меня настоящего.
А что бы вам это дало? Для чего тогда?
Для общей картины происходящего.
Чтобы понимать «ху из ху»?
Ну да, чтобы понимать, что происходит вообще с людьми и каков процент таких людей.
Все, что я понял: происходит то, что и раньше происходило. Деньги и власть — это опасная вещь. Это не шутки, и играть с этим опасно очень. Это и раньше было, всегда. Деньги и власть — это зло по большому-то счету. Просто был такой анализ, мониторинг происходящего: кто, что, почему, по каким причинам, зачем?
Но это не вопрос рукопожатности? То есть «Вот этот человек голосовал за и рекламировал, и я с ним не здороваюсь».
Нет, я буду здороваться со всеми людьми, кто протянет руку. Просто это информация для меня лично. Может быть, потом как-то я ее буду использовать. Но мне просто знать нужно, необходимо.
Вот у вас вполне себе активная гражданская позиция. И вопрос такой. Насколько в 2020 году, когда мы все про политику, рок-музыка может быть без протеста?
Может быть, конечно.
Может быть? Рок-музыка в том числе?
И рок-музыка может… Дело в том, что рок-музыки как таковой в чистом виде не осталось давно.
Да, мы сейчас обобщенно, конечно же, говорим. Про классический рок.
На самом деле это некий миф, что рок-музыка — это против, это борьба. Для меня это некий миф. Это уже люди сами, обыватели придумали себе, потому что она звучит тяжелее, рок-музыка, чем поп, поэтому она должна быть за правду. У нас половина русской рок-музыки, более-менее внятной и известной, не очень честная, и некоторые поп-музыканты честнее некоторых рок-музыкантов. Так что здесь такая история, не совсем простая. То, что мы видим, — это одно, а на самом деле оно кажется другим и является другим. Я прекрасно помню, как часть рок-музыкантов ездили агитировать за президента или за партии какие-то и так далее. И для меня эти ребята такие же, как и остальные поп-музыканты. Тут нет разницы, все зависит от человека, от исполнителя, автора, артиста — насколько он готов или не готов идти на компромисс с совестью.
У вас внутри природа протеста как выглядит, если она вообще есть? Вы ходите на митинги? И хочется ли вам ходить на митинги?
Я не хотел бы, скажем так, ходить на митинги, лучше бы без них, но если никак по-другому нельзя, то надо выходить, конечно. Потому что иначе тебя никто не услышит вообще никогда. А так ты можешь хотя бы показать, что ты есть, что ты не один, вот еще с тобой идут рядом люди, которые не согласны, допустим, с политикой власти. Поэтому я иногда выхожу, но не всегда. Когда были такие акции и особенно когда происходил судебный процесс Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии», я не мог часто присутствовать, потому что мы были на гастролях.
Вы были на связи при этом?
Практически. Не всегда получалось участвовать, потому что ты уезжаешь на гастроли, а тут происходит какое-то событие, где нужно поддержать людей, а ты где-то там в другом городе. Я как-то из другого города маячил через Instagram, Facebook, что я с вами, ребята, и так далее.
Когда вынесли финальный приговор, вы поговорили с Кириллом об этом?
Мы переписывались просто. Лично мы не встречались, чего встречаться-то.
Если не секрет, что вы ему написали в сообщении, когда услышали приговор? Что вы почувствовали, подумали?
Тогда я ничего ему не писал.
Потом мы просто списались и говорили на другие темы. Зачем об этом говорить с человеком, с которым ты, в принципе, все это прошел? Все и так понятно, зачем писать «держись», или «молодец», или «я не согласен»? Все и так же понятно. Мы общались на другие темы, нормальные.
Что в российской реальности вас сегодня еще бесит, скажем так?
Равнодушие людей. Вот это расстраивает очень сильно. Люди какие-то равнодушные стали и обозленные. Почему это происходит, я, если честно, не понимаю, по каким причинам, но что это нехорошо, это понятно. И как из этого выходить, выкарабкиваться теперь, тоже непонятно, если честно.
Молодежь, она немного другая. Не знаю, она, наверное, все-таки потеплее, подобрее, но она тоже где-то блуждает, сама ищет себе героев, ориентиры ищет и копается, как бы брошенная такая. Беспризорники — можно так назвать всю молодежь, это беспризорники. Потому что то, что им рассказывают, пытаются их как-то воспитывать, патриотически и так далее, — это все не про них, и все это не совсем правильно. А другого им не дают.
С ними не говорят об этом.
С ними вообще не разговаривают. И они брошенные, просто беспризорники, которые сами находят для себя что-то. И вот живут в этом мире. Тоже это не очень хорошо.
А есть молодые, условно, рок-музыканты, которые, на ваш взгляд, могут выстрелить или уже выстрелили, которые вам нравятся, которые, быть может, злее вас в хорошем смысле?
Да ну, злой музыки гораздо больше, тем более мы…
Тем более мы, когда начинали… Да и сейчас я прямо не считаю, что мы рок-музыканты. Мы просто музыканты, которые играют авторскую независимую музыку, вот и все. Где-то это ближе к року, где-то это ближе к поп-музыке. Есть, наверное, какие-то коллективы, которые играют современный тин-рок такой, например группа «Нервы»: там это тин-рок, девочки, мальчики, они там все прыгают, там танцпол двигается, хорошо. Есть какие-то другие группы — как «Порнофильмы», они такие ребята из Дубны, правда-матка, вот.
Ну, рэпчик, понятно, надоел. Потому что это такая культура скопированная. Мы копируем, повторяем, а любое повторение и копирование — это уже что-то такое не совсем, так сказать, чистое. А в рэп-культуре мы всегда копировали. Ну, может быть, группа «Каста» из Ростова была самобытной. Понятно, что они тоже слушали западный рэп, но делали это с такой южной изюминкой, которую они все время ставили во главу. Да, во главе вся эта южная история. Вот это была хорошая смесь, она говорила о людях, которые любят свой город, людей любят, народ. И вообще они такие хорошие ребята.
А современная рэп-культура — это полное заимствование и копирование западных аналогов, групп каких-то. Это не очень здорово. Они копируют голос, копируют манеру, копируют стиль. То есть вышел биток — и вот все пошли с этим битком теперь петь. Спел там кто-то на растаафростиле — все начали так же вопить не своими голосами. Это все выглядит очень смешно, если честно. Это как обезьяны увидели, как пляшут, и они тоже повторяют — вот такое. Редко кто в современной рэп-культуре вставляет что-то свое. Я не знаю, может быть, какой-нибудь… Ну, даже не могу сказать, я не очень знаком со всеми этими ребятами. Потому что они так быстро исчезают, такой быстрый хайп, буквально год — и артиста нет, или полгода, а артиста уже тоже нет. Это, конечно, очень все быстро, стремительно и забавно, наблюдать весело за этим. Но по большому счету в этом ничего нет. Вот как тиктокеры.
Неважно, хорошая или плохая новость, эта новость о тебе, и поэтому все хорошо.
Я задавал вопрос про вашу внутреннюю трансформацию, но не спрашивал про группу «Звери», у которой было довольно много составов — три.
При этом это всегда была группа «Звери» — с того момента, когда вы начали поиск музыкантов.
Я изначально хотел группу, конечно же. Ну что я один? Это бенд, вот эти ребята — это единомышленники, такая группа увлеченных людей, вместе мы играем, сочиняем. И это именно группа, это не отдельные исполнители с нанятыми музыкантами. Я всегда хотел такую группу. Но не всегда это получалось. С первым, вторым составами были конфликты, и было немного непонятно. Я все время тянул их — хотел, чтобы действительно это была группа, чтобы мы придумывали, делали аранжировки, играли, вместе снимались в клипах, выступали, давали интервью и так далее. Как вот разные другие хорошие группы, где есть лидер и музыканты, да.
И были конфликты внутренние?
Ну, не то чтобы конфликты. У некоторых музыкантов было как раз представление, что это Роман Билык и нанятые какие-то ребята. То есть не происходило такой любви и понимания, такой гармонии. А с последним составом вот сейчас такое происходит. Приятно очень работать, ребята понимают тебя с полуслова. В принципе, только вот кидаешь идейку, и тут же раз — и уже песня готова. Очень интересно.
Вы общаетесь с людьми из прошлых составов?
С некоторыми — да, с некоторыми — нет.
Как получилось, что у группы «Звери» почти не было больших скандалов, кроме отказов петь под фонограмму?
Как я говорил в интервью для журнала Esquire, хуже всего для меня, чтобы меня потом тыкали в то, что я сделал. Поэтому и не было скандалов. Наверное, поэтому.
То есть вы такой немножко отличник, получается.
Нет, это не совсем так. Не отличник я, троечник. Ну или хорошист, да. У меня, вообще-то, в школе было пять, два — вот такие оценки. (Смеется.) Два — когда ты не хочешь учиться, а пять — когда ты хочешь учиться, тебе все понятно.
Нет, не то чтобы я прямо плюсик, такой хороший парень, который боится и стесняется там чего-то. Просто так мне спокойнее живется, и как-то совесть спокойно спит — или не спит, отдыхает, — и ты живешь с ней спокойно. Мне просто некомфортно будет, я будут грызть себя, мучиться и так далее. Зачем? А если еще это напоказ, это же жуть, конечно. Такое прятать надо, скрывать, а не гордиться этим. (Смеется.)
Последний вопрос. Как не исписаться за 20 лет и собирать стадионы?
Да не надо, значит, писать, если ты не хочешь писать. Тут очень просто. У меня была проблема лет как раз семь назад, может быть, меньше, но примерно так. Я все думал и переживал на тему: а что, если я больше ничего не напишу или пишу сейчас что-то не то? Нет вдохновения, тебя ничего не качает, ничего тебя не трогает, и как с этим жить? И что вообще делать? А потом я успокоился. И когда я успокоился, тогда и встало все на свои места, и писаться стало легче, и записывать, и придумывать, и все вернулось, в принципе.
По этому поводу лучше не переживать. Нет и нет, это не от тебя зависит. Потому что не ты гениальный, а гений приходит к тебе. А если он не приходит, ничего страшного в этом нет. А пришел — радуйся, хорошо. Значит, вот так и должно быть. Рецептов нет, как сделать так, чтобы было по-другому. Все равно будет так, в любом случае, просто как именно ты воспримешь: будешь бодренько жить в этом либо, наоборот, будешь страдать и мучиться. Поэтому рецептов нет, надо просто жить, получать удовольствие, придет к тебе — придет, не придет — не придет.
Да и, в принципе, сделано достаточно много, и что-то выдумывать сейчас, и изобретать велосипед, и как-то дергаться: а как, что мне сделать, чтобы вот… Что? Вот что? Надо поставить вопрос себе: что ты хочешь? И, исходя из этого вопроса, уже дальше двигаться. А мне иногда ничего не хочется, я просто получаю удовольствие от происходящего, от жизни. И если не пишется — ничего страшного.