в каком стиле построен казанский вокзал
Казанский вокзал
Под защитой Зиланта
Казанский вокзал построили в 1862-1864 годах для Рязанской железной дороги. Сначала пути тянули английские инженеры, поэтому здесь сохранился единственный в России участок с левосторонним движением поездов.
Первый участок Рязанской железной дороги (до Коломны) открыли 20 июля 1862 года.
Газеты писали, что вокзалов на станциях нет, а пассажиры жаловались, что платформы не готовы, и из поездов приходится выпрыгивать.
Первое одноэтажное здание Казанского вокзала с башенкой в центре построили по проекту М.Ю. Левестама. Вскоре оно стало тесным. Поэтому в 1913 году начали строить новое здание по проекту А.В. Щусева.
Здание Казанского вокзала завершили в 1940 году, так как из-за отсутствия рабочих рук работы несколько раз останавливались.
Щусев пошел на смелый ход и перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади. Мотивы декора портала арочного проема башни вокзала он позаимствовал у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани. Фасад здания украсили часы со знаками зодиака на циферблате по рисункам Щусева, а башня Казанского вокзала, высотой 73 метра, стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. Венчает ее шпиль с драконом Зилантом с древнего герба Казани.
Перед войной здание Казанского вокзала решили сделать роскошным и облицевали ценным уральским мрамором. Отделку интерьеров вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е.Е. Лансере. Кстати, в строках Кончился коньяк — не пропадем, — съездим к трем вокзалам и возьмем Высоцкий говорит о ресторане на Казанском вокзале, потому что он закрывался позже других.
Казанский вокзал занимал в жизни Москвы особую роль.
Здесь часто балагурил Есенин, собираясь домой в Константиново. А однажды сам был провожающим, когда Айседора Дункан отправилась на гастроли на Кавказ. На Казанском вокзале Ленин и Крупская встречали гроб с умершей в Нальчике Инессой Арманд.
Отсюда же отправились на историческую «смычку» Остап Бендер и другие герои «Золотого Теленка». А Ильф и Петров и вовсе уверяли, что часы на Казанском вокзале отстают минут на 10, а в его ресторане поместится весь Ярославский вокзал.
Казанский вокзал: история и архитектура
Находится на Комсомольской площади, обслуживает направления дальнего следования и пригородные поезда. Рядом с Казанским вокзалом расположены две станции метро – «Комсомольская (Кольцевая)» и «Комсомольская (Сокольническая)». Кроме того, здесь можно осуществить пересадку на железнодорожную платформу Каналчевская.
Длительное строительство
Вокзал появился в Москве в 1862 году и назывался сначала Рязанским. Первое здание вокзала было деревянным, многие платформы в то время не достроили, но император приказал отправить поезд по маршруту Москва – Коломна в июде 1862 года.
Постройка простояла до 1864 года, а потом ее снесли, чтобы возвести каменное здание железнодорожного вокзала. Автором проекта стал архитектор М. Левестам.
По размерам здание было небольшим, имеющее общую крышу над дебаркадером над железнодорожными путями и платформами. Из-за таких скромных размеров места внутри для пассажиров и работников вокзала не хватало. Архитектор над входом сделал башню с часами.
От того каменного здания сохранилось до сегодняшнего времени только 1-этажное здание веерного депо, которое имеет черты итальянского стиля. Эта постройка чудом уцелела после многочисленных перестроек, самая масштабная из которых началась в начале 1890-х годов, когда была открыта Московско-Казанская железная дорога. Следствием этого стал большой пассажиропоток, поэтому власти города начали возведение большого вокзального здания.
Строительство началось не сразу. С 1893 по 1910 гг. продолжались переговоры о проекте, рассматривались разные варианты, но решение приняли только в 1910 году. Тогда правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги наконец-то объявило конкурс на здание новой вокзальной постройки. В акционерном обществе хотели, чтобы вокзал стал своеобразными воротами на Восток, которые символизировали бы связь Европы и Азии.
Победителем стал архитектор А. Щусев, предложивший проект здания в теплых и красочных мотивах московского барокко, неорусского стиля, соединенного с традициями восточной культуры и романтического стиля. В конце октября 1911 года Щусев получил должность главного архитектора нового вокзала в Москве. Работы над усовершенствованием проекта продолжались еще два года.
В 1913 году стали проводиться первые работы по возведению нового здания, к которому были привлечены Н. Рерих, А. Бенуа, Б. Кустодиев, Е. Лансере, З. Серебряков. Закладка фундамента завершилась в 1915 году, одновременно с которым строились котельная, главный вход с башней, отделение для багажа.
Первая мировая война несколько раз прерывала основные работы, поэтому только в начале 1917 года вокзальное здание получило крышу. Еще через два года здание в незаконченном виде сдали в эксплуатацию.
В 1926 году завершился первый этап по строительству и отделочным работам. К 1940 году возведение всех построек комплекса закончили, но большинство планов архитектора Щусева так и не реализовали.
В 1935 году в бывшее отделение для багажа построили выход со станции метро «Комсомольская», а еще через пятнадцать лет – подземный зал пригородного сообщения. Эта постройка соединена с вестибюлем станции. Щусев хотел построить отдельный выход для станции метро «Комсомольская (Кольцевая)», которая должна была вести в здание вокзала. Но проект так и не реализовали, поэтому попасть со станции на вокзал можно через холл радиальной станции.
Реконструкцию вокзала провели в начале 1970-х годов, что позволило в несколько раз увеличить пропускную способность станции. Масштабная модернизация вокзального комплекса была осуществлена в 1987 – 1997 года.
Главные акценты были сделаны на обновление фасада, расширение и перепланировку внутреннего помещения, установление крыши над перронами, оснащение здания современными техническими средствами.
Отдельно построили подземный переход под всеми железнодорожными путями, ведущие от Комсомольской площади до Новорязанской улицы. Возвели дебаркадер над платформами, корпуса Казанского вокзала на Рязанском проезде и Новорязанской улице, которые создавались по чертежам Щусева. Реконструкцию успели к 850-летию Москвы.
Подземный путь под путями закрыли в 2003 году, в Царской башне в 2010 году разместили картинную галерею художника Дмиьрия Белюкина. Последнее обновление Казанский вокзал «видел» в 2012 году, когда построили наземное здание на два этажа, чтобы обеспечивать пригородное сообщение.
Особенности архитектуры
Здание отличается своей несимметричностью, что было сделано специально для создания уникального внешнего облика. Сложная композиция соединяет разные по массе и архитектурным размерам элементы, которые органично соединены друг с другом. Щусев применил такой подход, чтобы его постройка согласовывалась с двумя уже существующими зданиями вокзала. Благодаря этому Казанский вокзал получил свой индивидуальный стиль.
Корпуса комплекса вытянуты в линию корпуса, которые выполняют разные функции. Здания отличаются по высоте, ширине и ритмике объемов, увенчаны островерхими крышами, башней с часами, высокой ярусной башней, которая стоит в углу, создавая арочный проезд.
Архитектурно-зрительное единство было достигнуто с помощью многоярусной башни, которую Щусев сдвинул в угол и сделал главным объектом в комплексе, связывающие воедино все вокзальные фасады.
Башня стилизирована под башню Сююмбике кремля в Казани, только архитектор поменял в пропорцию ярусов, сделав нижний ярус более объемным. На башне установили шпиль с драконом Зилантом, присутствующий на древнем гербе Казани. Флюгер установлен на высоте 70 метров над землей, его длина – 2,7 метра, а вес составляет 250 кг. Дракона отреставрировали и позолотили в 1966 году.
На фасаде вокзала состоят часы со знаками зодиака на циферблате. Этот элемент Казанского вокзала был заказан Щусевым в Питере. Он лично нарисовал каждый знак и отдал часовому мастеру В. Пушкареву. Часы изготовили в 1923 году, установили на вокзальной башне. Там они оставались до осени 1941 года. В то время уже шла Великая Отечественная война и Вторая мировая война. Часы пострадали от разрыва фугасной бомбы, колокол упал, после окончания военных действий ставить на место его не спешили. Уже в период нахождения при власти Леонида Брежнева, колокол отреставрировали и поставили на место.
Часовая башня Казанского вокзала похожа на часовую башню собора святого Марка, построенный в Венеции, а левая вокзальная башня – копия Кутафьей башни Московского кремля. На ее главном фасаде сделан редкий геральдический символ послереволюционной Москвы, изображающий серп и молот с пшеничным колосом.
Ресторанный зал вокзала сделан в виде трапезной палаты и оформлен в стиле московского барокко. Зал имеет огромные размеры, на своде сделали богатый декор. Среди деталей – лепнина, встроенная в простенки зеркала, белые детали с позолотой и живописные вставки. На стенах ресторана художник Е. Лансере сделал потрясающие картины, расширив визуально размеры зала.
Корпуса Казанского вокзала после реконструкции 1987 – 1997 годов органично вписали в общий ансамбль здания. Вокзал получил П-образную планировку, над путями поставили крышу с «волнами» и достроили зал ожидания пассажиров с восточной стороны.
Казанский вокзал в Москве
Казанский вокзал Москвы расположен на Комсомольское площади или, как ее называют в народе, площади «Трёх вокзалов». Некогда здесь простиралось Каланчевское поле.
Казанский вокзал считается одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе. От его перронов отправляются поезда в трех направлениях: восточном, южном, а также юго-восточном.
Фото 1. Казанский железнодорожный вокзал на Комсомольской площади
История зарождения Казанского вокзала
В 1862 году на месте нынешнего Казанского вокзала был построен Рязанский вокзал, обслуживающий введенный в эксплуатацию Коломенский железнодорожный участок Московско-Рязанской дороги.
Здание представляло собой небольшое деревянное строение и не справлялось с возложенными функциями обслуживания пассажиров железной дороги. Перроны не были достроены должным образом, а из вагонов приходилось просто выпрыгивать или снимать пассажиров с трапов вагона на руках.
В 1864 году, по чертежам архитектора Матвея Левестама, было отстроено каменное здание.
Как и предыдущее, оно тоже не поражало своими размерами. Дебаркадер, железнодорожные платформы и залы вокзала были покрыты общей крышей. Вход украшала башенка с часами.
Оригинальные архитектурные решения отсутствовали, что сказывалось на функциональности новой постройки.
В 1893-1894 годах на дороге произошли значительные перемены – железное полотно продлили до Казани.
Железнодорожный вокзал переименовали из Рязанского в Казанский, а Московско-Рязанская железная дорога стала Московско-Казанской.
Увеличившийся пассажиропоток потребовал постройки нового пассажирского терминала.
Все предложенные проекты, вплоть до 1907 года, были отвергнуты, как не соответствующие требованиям Министерства путей сообщения.
К 1910 году здание приросло помещениями для пассажиров I и II классов, но проблемы обслуживания это не сняло и правление дороги вновь объявило конкурс на реконструкцию.
Из множества проектов комиссия отобрала лишь три варианта, представленные архитекторами Шехтелем и Щусевым, а также художником Фелейзером.
Предпочтение было отдано концепции архитектора А.В. Щусева, который предложил устроить главный фасад Казанского вокзала в угловой части Каланчевской площади, а не в Рязанском проезде, как было ранее.
Это архитектурное решение смотрелось более выгодно в связи с уже расположенными на Каланчевской площади Николаевским и Ярославским вокзалами, фасады которых были обращены в сторону Казанского.
В октябре 1911 года, 29 числа, проект Щусева был утвержден, а его самого назначили главным архитектором строительства.
Утверждение проекта Казанского вокзала в МПС Российской империи состоялось лишь в ноябре 1913 года, но к подготовительным работам по возведению нового здания приступили уже в июле 1912, построив временный барак в стороне от расчищенного от старых построек места строительства.
По разработанному архитектором Щусевым проекту, здание Казанского вокзала должно было представлять изысканность в архитектурном стиле и убранстве внутренних помещений.
Первоначальная концепция здания Казанского вокзала
Левая часть нового вокзала устраивалась для пассажиров I и II класса, а правое крыло отводилось третьему и помещениям багажного зала, вход в который планировался поблизости от центрального входа. Для воинских подразделений и пассажиров четвертого класса предусматривались отдельные залы.
Фасад Казанского вокзала должны были оформить в цветах, присущих московскому барокко еще XVII века – предпочтительно красного и белого оттенков, а в стилистику внести элементы нижегородского и рязанского городского зодчества.
Центральный вход должна была венчать башня в честь казанской княжны Сююмбеки с золотым петушком (образ дракона Зиланта с герба города Казани и его древнего царства) и громадными часами.
Полы в вестибюлях залов для I класса предполагалось выложить порфиром красного и черного цветов. Стены этих помещений должны были быть декорированы полотнами художника Н.К. Рериха с баталическими сценами взятия Казани и битвы русских войск с татарами при Керженце.
Зал ожидания должны были устроить в форме восьмигранника со звездчатым куполом, расписав его в восточном стиле.
Зал ресторана предусматривалось оформить в Петровском стиле с безворсовыми зелеными с розовым гобеленами (шпалерами), деревянным плафоном с резьбой видов городов на пути следования Московско-Казанской железной дороги.
Список приглашенных художников включал в себя таких знаменитостей, как Бенуа, Серебряков, упомянутый Рерих, Билибин, Кустодиев, Добужинский, Яковлев, Лансере.
Крытые платформы по 80 саженей каждая устраивались для 12-ти подъездных путей.
Строительство и реконструкции Казанского вокзала
Многим планам не суждено было сбыться из-за начала I Мировой войны, а также последующих событий революции семнадцатого года и кровавой Гражданской бойни.
В годы Советской власти строительные работы на Казанском вокзале возобновили в 1918 году и уже через год открыли двери главного корпуса, который был к этому времени электрифицирован.
Деревянный барак постройки 1912 года снесли в июне 1922 года после окончания возведения пассажирских залов. Первый этап строительства продолжался вплоть до 1926 года.
Именно тогда был устроен зал ожидания для пассажиров пригородных электричек. В это подземное помещение со временем вывели вход на станцию «Комсомольская» построенного в будущем московского метро.
Время окончательного завершения работ на Казанском вокзале приходится уже на 1940 год.
Часы с боем появились на фасаде здания в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам Щусев, а изготовление часового механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкареву.
В это же время была проведена первая реконструкция вокзала, которая позволила реализовать некоторые замыслы академика архитектуры Щусева.
Значительные изменения на Казанском вокзале и прилегающей Комсомольской площади приходятся на 1987-1997 годы.
В этот период был обновлен фасад, переустроены внутренние помещения, установлены крупнопролетные перекрытия над перронами, добавлены новые залы для ожидающих пассажиров.
В подземной части Комсомольской площади проложили туннель, соединивший все три железнодорожных вокзала.
Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, появились рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы, а также Рязанского проезда.
Торжественное открытие обновленного комплекса состоялось в 1997 году, в день празднования 850-летия города Москвы.
Казанский вокзал по праву считается крупнейшим железнодорожным комплексом и представляет собой одну из достопримечательностей города Москвы – творение великого Щусева.
Казанский вокзал
Стремление поставить на службу архитектуре все декоративное богатство древнерусского зодчества особенно заметно в крупной постройке первой половины XX века — Казанском вокзале, начатом в 1913 году и законченном в основном в 1940 году. Автор А. Щусев решил воспроизвести в здании вокзала принцип древнерусской «хоромной» композиции. Пассажирские и кассовые залы, ресторан и прочие вокзальные помещения представлены не в виде единого сооружения, а как группа разнородных зданий, объединенных вертикальной ярусной башней. Вокзал, как ворота города, был наделен чертами «московского барокко», а башня воспроизводила Сююмбекину башню Казанского кремля, что должно было, по мысли архитектора, указывать на конечный пункт этой железной дороги. Нет слов, Щусев создал своего рода здание-сказку, необычайно декоративное, живописное. Даже фабричного типа труба получила декоративные детали, прототипом которых служили тяги на алтаре одной из церквей Троице-Сергиевой лавры. Наибольшей декоративности архитектор добился в оформлении зала ресторана. С этой же целью были применены фигурная кладка свода в угловой башне и «псковские» ступенчатые своды главного пассажирского зала. Последние представляют собой сплошную декорацию. Своды выполнены из металлической сетки с нанесенной на нее штукатуркой и подвешены к железобетонным аркам перекрытия. Можно удивляться изобретательности архитектора, но вряд ли оправдано изобилие декоративных элементов в такого рода сооружении. В 1939—1940 годах отдельные части вокзала как снаружи, так и внутри были облицованы мрамором.
В 1915-1916 гг. С. А. Евсеев изготовляет модель всего сооружения. Впоследствии на этом макете уточнялись отдельные его части.
Многое станет ясно в творческом методе Щусева как архитектора, если должным образом оценить ту роль, которую он отводил рисунку-эскизу.
В своей работе над проектированием Казанского вокзала им было создано необычайно много предварительных вариантов, рисунков и набросков. Поручал он изображать проектируемое сооружение и своим помощникам. Именно на этом основывалось его содружество с воспитанниками Строгановского училища. Н. Я. Тамонькин, мастерски владевший архитектурным рисунком, был в ту пору одним из самых необходимых ему сотрудников.
Щусеву важно было видеть свои проекты возможно более полно и всесторонне изображенными на бумаге и выполненными в макете с тем, чтобы увериться в их качестве и, если надо, видоизменить. Однако рисунок играл в творчестве архитектора не только служебную роль. Выполненный самим автором рисунок был существенно важен для кристаллизации идеи. Набросок помогал выявить типические черты задуманного художественного образа.
Создавая свои произведения, Щусев привлекал к работе над ними большое число сотрудников. В поисках наилучшего решения стоящей задачи он поручал помощникам многократно варьировать тот или иной композиционный замысел.
Речь шла не только о технической помощи, но и о творческом содружестве с квалифицированными художниками. Однако «дирижерская палочка» всегда прочно удерживалась в его руках.
Воскрешая для современности образы древнерусского искусства, Щусев вполне закономерно приходит к синтезу искусств. По первому варианту проекта он предполагал развернуть громадное живописное панно на главном фасаде сооружения. Позже он оставил живопись только для интерьеров.
Традиции монументальной росписи, столь памятные по произведениям древнерусского искусства и искусства русского классицизма в то время, когда жил и творил А. В. Щусев, были утеряны.
Щусев приглашает к участию в живописном убранстве вокзала художников, группировавшихся вокруг общества «Мир искусств». Они хотя и не были монументалистами, но имели опыт театральных декораторов. Своего рода «бригадиром» стал А. Н. Бенуа. Он отличался высокой художественной культурой, много работал в области театральных постановок. Наряду с другими работами Щусев поручил А. Н. Бенуа создание эскизов скульптурного убранства потолка ресторанного зала. Это убранство должно было служить обрамлением живописных композиций.
Вспоминая о совместной работе с А. Н. Бенуа, Щусев в автобиографии пишет: «Над отделкой ресторана вокзала пришлось много поработать и по деталям сложной орнаментации. Первые эскизы отделки сделал я. Затем включился приглашенный мною А. Бенуа. Он сначала повернул характер орнаментики немного в сторону рококо, но затем направил и ее в характере Петровской эпохи».
Эскизы А. Н. Бенуа, относящиеся к разработке зала ресторана, свидетельствуют о блеске его мастерства, хотя по ним видно, что Щусев был прав, указывая на некоторое отклонение в сторону от ведущего замысла зодчего, которое позволил себе художник. Но все же сложнейшее убранство свода ресторанного зала было нарисовано, а впоследствии и выполнено необычайно хорошо.
Кроме А. Н. Бенуа среди художников, работавших над монументальными росписями вокзала, необходимо назвать Б. М. Кустодиева, 3. Е. Серебрякову, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, А. Е. Яковлева, И. А. Билибина.
Прекрасные замыслы этих художников так и остались невыполненными- помешала начавшаяся в 1914 г. война.
О многих трудностях, вставших перед зодчим в связи с широко развернувшейся работой по монументальной росписи интерьеров вокзала, красноречиво говорит дошедшая до нашего времени переписка. Очень интересны письма А. Н. Бенуа. Большая часть их посвящается организационным вопросам; в них ярко рассказывается об условиях, отнюдь не располагавших к творчеству, в которых работали художники в предреволюционной России.
Война снизила темпы строительства. Экономические затруднения привели к необходимости упрощения архитектурной отделки вокзала. В это время Щусев был занят, по его выражению, «урисовкой» дорогостоящих архитектурных деталей. Но «урисовка» вовсе не означала снижения художественных качеств произведения. Длительное изучение разнообразных белокаменных деталей древних русских сооружений позволило зодчему найти простые, убедительные и вместе с тем неожиданные по твоей форме и композиции наличники, профили и карнизы.
Секрет академика Щусева
Секрет академика Щусева В великолепии Казанского вокзала соединились эпохи
Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени
Замостьянов Арсений
Десятки тысяч москвичей ежедневно привычно проходят или проезжают мимо этого архитектурного шедевра. Но можно ли привыкнуть к чуду?
Эту железнодорожную гавань строили долго, десятилетиями. Успело вырасти целое поколение. Москвичи взрослели, старели – и ждали, когда великолепная громада откроет двери для пассажиров. Они не сомневались: это будет самый величественный и самый затейливый по архитектуре вокзал столицы. По замыслу архитектора, он должен был представлять собой древнерусский городок, напоминающий Москву. И отчасти – старую Казань.
Щусев знал русскую историю, видел в ней метафору и вдохновение для своего творчества. Его идеалом оставалось мощное государство. Страна, которая способна себя защитить, которая сильна не только армией, но и историческими реликвиями, легендами, святынями. Одним из ключевых событий русской истории он, вслед за поэтом Михаилом Херасковым, считал взятие Казани. Подвиг молодого царя Ивана Грозного и его сподвижников. К железной дороге архитектор тоже относился не просто как к средству передвижения. Он был убеждён: стальные магистрали обеспечивают единство нашей огромной страны. И, чтобы укрепить это единство, вокзалы должны символизировать величие нашего прошлого. Их он строил не раз, на протяжении многих лет. В Нижегородской области по проектам Алексея Щусева возведено несколько железнодорожных вокзалов на линии Арзамас – Канаш и Моховые Горы – Котельнич. Многие из них сохранились до нашего времени и свидетельствуют о виртуозном мастерстве архитектора, осознававшего значение железнодорожных дорог для каждого города или посёлка.
В 1862 году на месте нынешнего Казанского был построен Рязанский вокзал – скромный, небольшой, деревянный. Через два года по проекту архитектора Матвея Левестама появилось каменное здание – тоже скромных размеров. Парадный вход на Рязанский вокзал украшала небольшая башенка с часами. В 1894 году оттуда пошли поезда в Казань – один из крупнейших центров российского Поволжья. Тогда же стало ясно, что существующий Рязанский вокзал просто не вместит всех пассажиров столь важного направления. В первую очередь его переименовали в Казанский, а потом стали думать о строительстве нового, просторного и фундаментального, здания.
Конкурс на строительство Казанского вокзала в Москве Щусев выиграл в 1911 году. Архитектор был ещё и талантливым рисовальщиком. Его эскизы к проекту – настоящая классика жанра. Их можно рассматривать часами, приглядываясь к деталям, проникая в общий замысел градостроителя и мыслителя. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы того времени, включая Фёдора Шехтеля, однако руководители города и железной дороги предпочли вариант Щусева, хотя он был самым дорогостоящим. Не пожалели трёх миллионов золотом, потому что были уверены: этот уникаль ный вокзальный ансамбль строится на века. Настоящее празднество неорусского стиля – с искусной имитацией величественных образцов деревянного зодчества с их узорочьем. Полы в вестибюлях залов для пассажиров I класса предполагалось выложить порфиром красного и чёрного цветов. Настоящий великокняжеский дворец – только в громадных масштабах, присущих ХХ веку.
Украшением вокзала стала изящно прорисованная башня высотой 73 метра, своими очертаниями напоминающая легендарную башню Сююмбике, что стояла и стоит в Казанском кремле. Щусевская башенка увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани.
Архитектор Алексей Викторович Щусев / РИА НОВОСТИ
Над оформлением ресторана – несомненно, самого роскошного в истории русских железных дорог – по приглашению Щусева работал художник Евгений Лансере. Великолепно оформленные плафоны и панно работы талантливого живописца, к счастью, сохранились до нашего времени. Над декором вокзала потрудились и другие великие мастера кисти – Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев. Они помогли Щусеву создать настоящий шедевр.
Первая мировая помешала строительству, но не отменила его. Работы продолжались даже в период разрухи 1917–1918 годов. Именно тогда открылись для пассажиров двери главного корпуса. Основные работы по возведению вокзала завершились в 1926 году, но достраивали его до 1950-х. Газеты прославляли вокзал как первую столь масштабную постройку советского времени.
Часы с боем появились на Казанском вокзале в 1926 году. Циферблат со знаками зодиакальных созвездий разработал сам архитектор, а изготовление механизма поручили известному часовых дел мастеру Пушкарёву. Увы, били часы недолго. В начале Великой Отечественной их механизм повредили осколки немецкого фугаса. Полностью отреставрировать часы удалось только тридцать лет спустя.
Архитектор умер в 1949 году. Во всём великолепии его творение предстало перед москвичами и гостями города только через несколько лет после смерти автора. Новый пригородный зал, по проекту покойного Щусева, соединили с вестибюлями станции метро «Комсомольская», за которую архитектор посмертно получил Сталинскую премию. Теперь на многолюдном вокзале не было тесно даже в морозы. Всем хватало пристанища.
А окончательное оформление башни сложилось только в 1990е годы, на наших глазах. Новые корпуса, построенные по чертежам и планам Щусева, возникли рядом с Казанским вокзалом со стороны Новорязанской улицы накануне 850-летия Москвы. Именно тогда в ансамбле вокзала появилась Царская башня с изящным шпилем, которая по изначальному замыслу должна была увенчивать павильон, где самодержец всероссийский мог бы отдыхать и принимать делегации.
В облике крупнейшего вокзала Москвы соединяются времена и эпохи. Времена Грозного царя – и казанская старина. Изыски русского Серебряного века – и послевоенный размах праздничной советской архитектуры. Оставили яркие следы в этом ансамбле и 1980е, и 1990-е годы, и наше время, когда вокзал получил современное техническое оснащение. А главное – сработал замысел Щусева, великого патриота. Прогуливаясь по Казанскому вокзалу, невозможно не проникнуться величием нашей истории, в которой было немало побед – и на полях сражений, и в строительстве стальных магистралей, и в искусстве. Щусев по-прежнему беседует с нами – и в этом его секрет.