в каком стиле построен михайловский замок
Ансамбль Михайловского замка
При Елизавете Петровне в саду был сооружен деревянный Летний дворец по проекту В. Растрелли. После вступления на престол Павла I его разобрали и на этом месте начали сооружение нового замка-дворца, который император планировал сделать своей резиденцией.
История создания
Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.
По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.
Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.
Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».
Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.
Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.
Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.
Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.
Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже — высокие окна с закругленными окончаниями, над ними — скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского — помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.
После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».
В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы — Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.
Михайловский замок сегодня
К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.
В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции — «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.
Сегодня в здании Михайловского замка находится филиал Государственного Русского музея.
История
Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.
Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.
Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.
Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.
В начале гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.
На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.
В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.
В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.
В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея, работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят онлайн-лекции Русского музея. В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал».
Архитектура и интерьеры
Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.
Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки библейского псалма.
Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.
Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.
В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.
Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.
Владельцы
Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича — внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстской). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. — владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.
29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 — 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 — 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.
Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.
Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.
Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.
Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей — четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.
Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами — рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.
Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.
Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.
Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны
Aлександр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. — император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 — 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.
Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 — 1807 и 1812 — 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.
В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 — 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.
Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.
В 1806 — 1820 гг. — гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) — Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.
Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.
Елена Павловна великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 — 17.11.1819).
Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.
Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 — 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 — 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.
Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княжна.
Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 — 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).
Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.
С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 — 20.10.1860).
Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 — 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).
С 25 ноября 2019 года будет открыта для посещения Церковь Архангела Михаила в Михайловском замке, за исключением времени проведения церковных служб. Обращаем ваше внимание, что в Церкви могут находиться одновременно не более 60 человек, с учетом экскурсионных групп.
Михайловский замок (Инженерный)
Аудиогид
Фотографии
Строительство замка
Михайловский замок был построен Бартоломео Растрелли для императора Павла І в период с 1797 по 1801 годы. В его проектировании принимали участие архитекторы Василий Иванович Баженов и Винченцо Бренна. Замок был построен в удивительные по тем временам сроки – четыре года. Для обеспечения такой скорости строительства 6000 рабочих вынуждены были трудиться круглосуточно и без выходных.
Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I в 1796 году:
для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома.
Замок возвели на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, спроектированного архитектором Растрелли. Именно здесь 1 октября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича, и тут в 1762 году она была провозглашена императрицей.
Первый камень был заложен 9 марта 1797 года. Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.
Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка украсили картины крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона.
21 ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
Смерть императора
Насладиться богатством и великолепием жизни в своем замке Павлу І было не суждено. Император прожил замке со своей семьей всего 40 дней – его убили в собственной спальне.
Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Федор Михайлович Достоевский. Инженерное училище в Михайловском замке также закончили герой Севастополя Эдуард Иванович Тотлебен, физиолог Иван Михайлович Сеченов, физик Павел Николаевич Яблочков, композитор и учёный Цезарь Антонович Кюи, писатель Дмитрий Васильевич Григорович.
После революции 1917 года в Инженерном замке продолжали работать сотрудники инженерного училища.
С 1991 года в стенах замка расположился Русский музей. На сегодняшний день в музее работают постоянные экспозиции.
Легенды замка
Одна из легенд гласит, что к императору явился монах. Он предрек ему рождение сына, которого нужно назвать Михаилом. После чего старец велел построить дворец и назвать его именем ребенка.
Следующая легенда повествует нам о необычном цвете стен замка. Будучи на балу, будущая фаворитка Императора случайно обронила свою перчатку, а галантный Император ее поднял. Перчатка была необычного желто-оранжевого цвета. Этот колер так понравился Павлу, что перчатка тут же была отослана архитектору Бренне, чтобы тот выкрасил сены замка именно в такой цвет.
То ли этот цвет так пришелся по душе подданным императора, то ли из чувства преданности, но многие из них поспешили выкрасить фасады своих домов в такой же цвет.
Легенда о юродивой повествует нам о предсказании ею смерти императора Павла І. Он должен был умереть в год жизни равный количеству букв в тексте изречения над главными воротами в Михайловский замок.
Следующее придание гласит, что Император предчувствовал свою судьбу, и за несколько дней до своей гибели, вставая из-за стола, произнес: «Чему быть, того не миновать».
После смерти Павла І, все покинули Михайловский замок. Стали говорить, что в замке по ночам слышны стоны, шаги, а порой можно заметить неяркий свет. Царской семьей было решила сделать из замка Главное инженерное училище.
Однажды, перевозящие имущество солдаты заночевали в замке. Получив разрешение от старшего офицера на осмотр здания солдаты стали ходить по комнатам. Через некоторое время один из солдат прибежал, бледный и перепуганный. Он утверждал, что увидел привидение держащее свечу в руке.
Следующая «солдатская» история повествует нам о ефрейторе Лямине, который после развода караула в замке, вышел на крыльцо «по малой нужде». Отойдя немного от здания он увидел в окне третьего этажа парящую в воздухе свечу, будто ее держала невидимая рука.
Все эти истории нашли отклик и у туристов, и у экскурсоводов. Специально для любителей приключений был организован ночной тур по музеям, который включал в себя посещение Михайловского замка. Войдя в замок, туристам рассказывают о жизни замка и о его мифах.