в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Главный экспонат: ищем черты готики и Ренессанса в церкви XVI века в «Коломенском»

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Выходные — отличная возможность отправиться на экскурсию. Пока позволяет погода, лучше идти в музей под открытым небом, например в «Коломенское». Пожалуй, самый интересный экспонат здесь — церковь Вознесения Господня. Изящный белокаменный храм, шатер которого устремляется вверх, невозможно не заметить. Церковь стала одним из трех московских памятников, включенных в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Отправляемся изучать ее историю и рассматривать архитектуру вместе с кандидатом исторических наук, экскурсоводом Александром Докукиным.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Церковь Вознесения Господня стоит на высоком правом берегу Москвы-реки. Она была построена по распоряжению великого государя Василия III в знак благодарности за рождение долгожданного наследника, будущего первого русского царя Ивана Грозного.

Название церковь получила в честь праздника Вознесения Господня. 3 сентября 1532 года она была освящена. Запись, напоминающую об этой дате, можно рассмотреть на лицевом своде. По тем временам это было очень высокое сооружение: больше 62 метров. Сравниться с ней могла только знаменитая колокольня Ивана Великого в Кремле, построенная в начале XVI века.

Церковь Вознесения построена в традиционном допетровском стиле: нижняя часть — четверик (конструкция с четырьмя стенами), средняя часть — восьмерик, и все это увенчано шатром. Храм считается непревзойденным шедевром русского зодчества. Конструкция выглядит воздушной и летящей, но поддерживает ее очень мощная основа. Во-первых, пристенные пилоны, во-вторых, — огромная плита в основании здания около семи метров толщиной. Землю под будущей церковью укрепляли сваями из дуба. Этот материал имеет свойство твердеть в земле и со временем становится крепче железа. Конструкция XVI века до сих пор удерживает оползание грунта.

Стены церкви очень толстые — около трех метров. Внутри храм совсем маленький, всего 8,5 квадратных метров. С одной стороны, это связано с объемом стен, с другой — он не был рассчитан на множество прихожан и был создан для великого государя, его наследника и приближенных лиц.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Со всех сторон здание одинаковое, внутри в плане оно напоминает равноконечный византийский крест. Следовательно, алтарной части как таковой нет, но это не значит, что алтаря не было совсем. Его функцию выполнял царский престол — монументальный трон, который был частично расположен внутри храма, а частично снаружи, на галерее. До наших дней сохранились только задние ножки и спинка этого престола. Во время праздников на него устанавливали икону Вознесения Господня, и во время крестного хода прихожане обходили этот трон по галереям. Это единственная церковь с вынесенной таким образом алтарной частью.

«Церковь Вознесения — не только один из первых шатровых храмов в нашей стране, но и один из немногих сохранившихся. Дело в том, что в середине XVII века патриарх Никон проводил церковную реформу и хотел, чтобы все было по греческому образцу, в том числе архитектура церквей. Во всем православном мире завершение храмов было крестово-купольное, поэтому шатровые храмы стали перестраивать. Но когда Никон приехал в Коломенское, он счел, что никаким канонам церковь не противоречит. Его поразило, как церковь выглядит с низкого берега реки: стоя на кромке крутого правого берега, она будто парит между небом и землей», — рассказывает экскурсовод.

Церковь, которая выстояла

Удивительно, что на протяжении столетий храм не менялся, его конструкция дошла в своем оригинальном виде до наших дней. Конечно, были утраты (например, осыпание белокаменной резьбы), также были попытки утеплить храм: арки в подклете заложили кирпичом. В XVIII веке достраивали крыши над галереями, но конструкция не изменилась, и мы можем видеть ее такой, какой она была в XVI веке.

Как отмечает Александр Докукин, пострадать церковь могла много раз. Впервые — во время нашествия крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. Тогда был уничтожен комплекс теремов Василия III и Ивана Грозного в Коломенском, но церковь Вознесения устояла. Следующим опасным моментом была вышеупомянутая реформа патриарха Никона, во время которой здание могли перестроить и превратить в крестово-купольное. Затем — нашествие Наполеона. В Коломенском французские солдаты разрушили дворец Екатерины II, но церковь снова устояла.

После революции 1917 года храм сохранился благодаря знаменитому архитектору Петру Барановскому. Он добился, чтобы село Коломенское стало музеем архитектуры под открытым небом, а церковь Вознесения получила статус памятника.

Церковь уцелела и во время Великой Отечественной войны. Фашистские самолеты пролетали над «Коломенским», бомбы падали рядом, были разбиты баржи на берегу Москвы-реки, повреждена Водовзводная башня — памятник архитектуры XVII века, который находится рядом с церковью Вознесения. Но сама она снова не пострадала. Единственный ущерб, причиненный во время войны, — повреждение креста тросом аэростата, который находился поблизости.

«На протяжении столетий ничто так и не смогло разрушить церковь Вознесения. Относиться к этому можно по-разному: счастливая случайность, талант строителей, которые создали сверхпрочную конструкцию, а может быть, — просто чудо», — считает экскурсовод.

Источник

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы

Официальный сайт

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Архитектурные особенности храма Вознесения в Коломенском

Автор статьи — архитектор Екатерина Ерзовская. Заметка написана специально для нашей интернет-страницы и публикуется по случаю Престольного праздника храма Вознесения в Коломенском.

«Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего на Руси» — писал о церкви Вознесения летописец.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском. 1960-е годы. Вид, близкий к первоначальному

История его создания весьма примечательна. В 1527 году истек срок двухлетней епитимии, наложенной на Великого князя Василия III из-за двоежёнства. Епитимия была наложена из-за развода с Соломони́ей Сабуровой*, так и не подарившей царю наследника и его нового брака с Еленой Глинской. За скандальные меры, предпринятые Великим князем ради того, чтобы иметь наследника, всё же совесть его не могла не беспокоить. Следовало и внешне загладить вину за нарушение приличий. Вот что послужило причиной наложения митрополитом Даниилом, которому историки приписывают сервилизм**, епитимии на главу государства: епитимия была наложена по воле самого Великого князя. Желая отмолить грехи, совершенные ради появления наследника и неустанно молясь о нём, Василий велел построить великолепный храм в своей вотчине – селе Коломенском.

О начале строительства церкви Вознесения документальных свидетельств нет. Но завершилось оно в 1532 году, об этом есть краткое упоминание в летописи: «Того же лета (1532) свершена бысть в Коломенском церьковь камена Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа». Храм был освящён 3 сентября того же года митрополитом всея Руси Даниилом в память праздника Вознесения Господня. Летопись упоминает о трёхдневном пиршестве по этому случаю. Присутствовали Великий князь, митрополит Даниил и многочисленные гости.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Ф. Я. Алексеев. Коломенское

Место для церкви Вознесения было выбрано на высоком правом берегу Москвы-реки. Существует версия, что этот холм находился на таком же расстоянии от Кремля, как и Елеонская гора от древней части Иерусалима. Именно на Елеонской горе свершилось Вознесение Спасителя.
Личность архитектора, построившего храм, до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые исследователи (И. Е. Забелин, Подключников) считают, что это был русский мастер, скорее из Пскова, чем из Москвы. Но другие (К. К. Романов, Н. Н. Воронин и др.) полагали, что зодчий был выходцем из Западной Европы и состоял на русской службе. Сейчас бытует гипотеза об авторстве итальянского зодчего Пьетро Аннибале, или, как его называли в русских источниках, Петро́ка Мало́го***, который является автором также храма в честь Воскресения Христова в Кремле и стен Китай-города в 30-х — 40-х годах XVI века.
Вознесенская церковь не имеет исторических аналогов по типу и архитектурным формам. Долгое время господствовала гипотеза о том, что зодчий пытался воспроизвести в камне тип деревянного шатрового храма, и это сходство с русскими деревянными церквями более позднего времени, конечно, есть, но в России эта форма была присуща более для надпрестольных киво́риев и се́ней.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Пилястры с резными капителями и треугольные арки-вимперги между ними. Фото А. Чеботаря

В то же время, свободное обращение с ордером, сочетание ренессансных и готических элементов и русифицированных мотивов, говорит в пользу того, что автор был хорошо знаком с традициями итальянского зодчества. Из архитектурных элементов храма ренессансными являются килевидные арки, готическими — вимперги, русского происхождения — кокошники. В пользу «итальянской» версии также говорят элементы декоративного убранства храма, не встречавшиеся ранее в русской архитектуре: характерные для архитектуры Возрождения пилястры с резными капителями, вимперги, декор шатра.
В пользу знакомства автора с итальянской архитектурой говорит и каменный трон с богато украшенным растительной резьбой тимпаном на восточной галерее, обращенной к реке. Об участии в возведении храма иностранного архитектора свидетельствует и найденная на одном из пилястров дата «1533», написанная арабскими цифрами, в то время, как на Руси того времени даты писались кириллицей с титлами, да и летосчисление на Руси велось от Сотворения мира. А итальянцы вели летосчисление от Рождества Христова, и отсчёт нового года по одному из итальянских календарей вёлся не с сентября, как на Руси, а с марта. Нехарактерным для русской архитектуры является также безапсидный план храма.

В основание церкви был заложен уникальный фундамент: огромная искусственная скала площадью более 600 м². В высоком склоне был отрыт огромный котлован, дно которого укрепили сваями, а затем из известняковых блоков, скрепляя их раствором, сложили монолитный фундамент, имеющий в разных своих сторонах разную глубину. Дальняя от склона часть фундамента более массивна и заглублена больше, не позволяя храму сползти по склону. Основной монолит храма, сложенный из большемерного кирпича, состоит из подклета, расчлененного четверика под ним, восьмерика и восьмигранного шатра, увенчанного восьмигранным барабаном и миниатюрным куполом с крестом.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Вертикальные ряды тройных кокошников. Фото А. Михеевой

Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. Его фасады украшены по углам пилястрами, а стены четверика заострёнными треугольными глухими арками- вимпергами, подчёркивающими общее устремление всего объёма храма вверх.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Бусы алмазной огранки

Главный элемент и главное новшество в композиции храма — его шатёр: уходящая в небо стройная многогранная пирамида. Точно рассчитанные пропорции шатра, лёгкого и мощного одновременно, подчеркивает гурт (тяги, проложенный вдоль всех рёбер) и ромбовидные ячейки «сетки» из алмазной огранки белокаменных бусин. Такой декоративный приём был использован в конце XV в. итальянскими мастерами в Грановитой палате Московского Кремля.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Ромбовидные ячейки бусин на гранях шатра. Белокаменные бусы на красно-кирпичном фоне выглядят эффектнее.

Вся архитектура Вознесенской церкви подчинена идее устремления ввысь: и контраст сравнительно небольших размеров внутреннего пространства храма (8,5×8,5 м) и его высоты (41 м), обходные галереи с раскинутыми, будто могучие корни дерева, лестницами, высокий крестчатый объём, готически удлинённые пропорции ордера, высокие полкуружия килевидных кокошников, ступенчато соединяющих крестчатый объём с восьмериком, убегающие вверх по граням шатра ромбы.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Обходная галерея (гульбище)

Храм со всех сторон опоясывает двухъярусная обходная галерея, на которую ведут три выносных крыльца с всходами. Вероятно, изначально она была покрыта крышами в виде «бочек». В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века. Как уже отмечалось выше, церковь Вознесения в Коломенском отличалась от традиционных русских храмов и в плане. В отличие от крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии, где в основе плана лежит православный крест, внутренние столбы символизируют опору (столпы) Церкви (поэтому на них обычно писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырёх апостолов-евангелистов, смысл шатрового храма раскрывается иначе. В христианской традиции шатровая сень всегда символизировала святость места, над которым она возводилась, была образом Божественной благодати, сходящей на него. В плане этот первый на Руси шатровый каменный храм представляет собой равноконечный крест с короткими ветвями. Как уже отмечалось выше, характерные для православной церкви полукруглые апсиды здесь отсутствуют: восточная стена церкви абсолютно плоская. И широкая галерея, целиком опоясывающая храм, большая редкость, ибо для русской православной архитектуры нехарактерно помещать любые сооружения восточнее алтаря. Галерея эта (гульбище) позволяло совершать крестный ход, не спускаясь на землю.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Белокаменный трон с сенью (Этимасия)

По центру восточной части галереи расположен белокаменный трон. По мнению соавтора монографии «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история», д.и.н. Л. А. Беляева, резное оформление трона (высокая спинка с каннелюрами, полуциркульная конха, боковые филёнки с растительным орнаментом, ножки в виде лап животных) имеют ренессансное происхождение и типологически близки тронам Богородицы на полотнах итальянских мастеров XV-XVI веков. Существует предположение, что это уникальная трёхмерная икона «Престол уготованный»(Этимасия) — символ второго пришествия Христа и Страшного суда. Присутствие этого трона превращает шатёр храма в огромный киворий, осеняющий трон как святыню, и переносит иконный, образный характер на всю архитектурную композицию.

Если посмотреть на церковь сверху, видно, что галереи и крыльца несимметричны, а столбы и арки подклета выполнены без геометрической точности. Эта асимметрия простёртых на земле форм обусловлена целью создать переход и связь от свободных и плавных линий холма, где стоит церковь, к строгой геометрии кристаллического объёма храма, но в целом план вписан в квадрат.

Маленький по площади интерьер храма не был предназначен для большого количества людей, ведь это была домовая церковь. Во время богослужений там находился царь и семьёй и несколькими сановниками.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Угловые окна. Один внутренний проём снаружи выходит на 2 фасада.

Храм освещается необычно: нижнюю часть храма освещают проёмы, прорезанные в угловых выступах четверика, а четыре окна основного яруса расположены в фасадах ветвей креста. В восьмерике окна размещены крестообразно в противоположных гранях шатра. На фасад и внутри восьмерика выходят маленькие щелевидные окна лестницы, которая идёт внутри стены, огибая восьмерик с юго-запада и поднимаясь выше, ступени доходят до верха первого яруса восьмерика. Оттуда можно подниматься на наклонные стены шатра для выполнения работ на его внешних стенах. В шатре окна расположены по сторонам света. Таким образом размещенные окна дают много света и делают шатер легким, наполненным воздухом.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Как дворцовый храм, церковь Вознесения не имела прихода и возле неё не сложилось кладбища. Вознесенская церковь была не только летней церковью царей, но и имела важное оборонное значение — была важным наблюдательным пунктом. Она располагалась на южных подступах к Москве, мимо иногда следовали по направлении к столице татарские отряды. Их было хорошо видно с шатра, и можно было подать сигнал с помощью факелов или зажжённой бересты на другие наблюдательные посты — в Симонов монастырь и на колокольню Ивана Великого.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Вид на иконостас от входа

При строительстве церкви пол был устлан треугольными керамическими плитками коричневого и черного цвета, уложенными конвертом. По сохранившимся свидетельствам современников, сначала храм изнутри был расписан. Но неблагоприятные климатические условия, отягощённые высокой влажностью, не способствовали их хорошей сохранности: через некоторое время краски облетели, и восстанавливать их не стали.

в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Смотреть картинку в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Картинка про в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском. Фото в каком стиле построена церковь вознесения в коломенском

Что касается первоначальной росписи, то она включала в себя образы Саваофа и святых — как вселенских, так и «московских». По причине высокой влажности иконостасы тоже часто менялись, на данный момент их известно семь. Из первоначального иконостаса известны три иконы, которые были в 1532 году при освящении внесены в церковь. Они изображены на миниатюре из Лицевого свода XVI в. В ходе реставрации 2007 г. был воссоздан по аналогу подлинных царских врат 1570-80-х гг. древний тябловый иконостас.

В день отречения императора Николая II (2 марта 1917) в подклете церкви, где хранились старые иконные доски, была по откровению обретена чудотворная Державная икона Божией Матери. Недавно было отпраздновало столетие обретения иконы.

В настоящее время церковь Вознесения находится в совместном пользовании Музея-Заповедника “Коломенское” и Московской Патриархии (с 1994 года храм Вознесения — Патриаршее подворье). Первое освящение храма после создания Подворья состоялось 9 июня 1994 г. Затем, после реставрации 2007 года, храм был вновь освящен 16 июня 2013 г. Богослужения совершаются по воскресным дням, престольным и некоторым другим праздникам в период от Св. Пасхи до Покрова Пресвятой Богородицы.

Екатерина Ерзовская
под редакцией свящ. Евгения Зыкова

** обслуживание интересов власти. См., например, его жизнеописание в Википедии

*** Петро́к – уменьшительное от Пётр

Журнал «Православные Храмы. Путешествия по святым местам» Вып.16, 2012

Л. А. Беляев «Церковь Вознесения в Коломенском — шедевр мировой архитектуры» М.; МГОМЗ, 2019

Фото автора и взятые из открытых источников

Источник

Церковь Вознесения в Коломенском

Характерные черты древнерусского православного храма

Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Тайны и легенды церкви Вознесения

Место

Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

Время

Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

Библиотека

Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *