в каком стиле рисовал дали
СЮРРЕАЛИЗМ (Сальвадор Дали)
| |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
  |   |   |   | 1 | 2 | 3 | |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, которое появилось в 20-е годы ХХ века во Франции; моральная и эстетическая доктрина, ведущая свое происхождение от символизма, трансформированная психоанализом, а в политическом смысле — ссылками на марксизм, философию интуитивизма. Его основателем считается Андре Бретон, который в 1924 году провозглашает «Манифест сюрреализма».
Идеологи сюрреализма считали, что искусство должно было стать главным инструментом освобождения человеческого духа, способного отделить его от материального. Поэтому в качестве главных ценностей декларировались свобода и иррациональность. Они считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания и проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях.
Способы достижения сверхреальности в творчестве отрицали понятие творчества как такового. Они сводятся к различным формам спонтанности и «автоматизма» («. диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума» А. Бретон), чтобы затем закреплять на бумаге спонтанно возникшие образы. Задача художника состоит в том, чтобы с помощью линий, плоскостей, формы и цвета проникнуть по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного.
Ж. Миро. Вспаханное поле. 1924.
Наверное, найдется небольшое количество людей, которые не слышали бы имя Сальвадора Дали. Его творчество — это целая эпоха в истории искусства. Кто-то больше представляет его скандально эпатажным, кто-то сумасшедшим, а кто-то восхищается и ценит его невероятную живопись, полную мистики, загадок и абсурда.
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль
(1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель, самый известный представитель сюрреализма.
Многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью (как и Пикассо). В мае 1904, в городе Фигерас, в семье нотариуса родился будущий гений сюрреализма. Кроме отца и матери, у него была сестра и старший брат, который вскоре умер от болезни. Дали рос непоседливым и капризным ребенком, который привык добиваться своего и привлекать внимания окружающих. С учебой дело не пошло, но рисовать он начал с самых малых лет.
В 1927 он переезжает в Париж и знакомится с Пикассо и Бретоном. Дали с готовностью присоединяется к сюрреалистам, чьи идеи были близки его собственным поискам. Тогда же он знакомится со своей будущей женой и вдохновительницей Галой Элюар (Еленой Ивановной Дьяконовой), известной как Гала Дали.
Дали создал сюрреализму ошеломляющую и блестящую рекламу, иллюстрирующую его теорию «критической паранойи», изложенную в книге «Видимая женщина». Затем под влиянием методов М. Эрнста он увлекся изображением образов, вызванных свободными ассоциациями по поводу случайно избранных форм. Оптические иллюзии, пластическое преображение предметов (мягкие часы), разложение и растворение, иррациональные ассоциации — узнаваемые приемы его живописи. Несмотря на разрыв с Бретоном из-за собственного вызывающего поведения, он остается близок сюрреалистической эстетике, выражая близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. Чувство юмора и полной свободы изображения. Отличительной особенностью Дали было то, что, как бы причудливы ни были его образы, они всегда были написаны в безупречной «академической» манере, с той фотографической точностью, которую большинство художников авангарда считало старомодной.
Начавшаяся гражданская война помешала возвращению Дали в Испанию в 1936 году. Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них — трагическая и ужасающая «Предчувствие гражданской войны» в 1936 году. Дали любил подчеркнуть, что эта картина была проверкой гениальности его интуиции, поскольку была закончена за 6 месяцев до начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года.
В 1940 году он уезжает в США и живет там до 1948 года. Во время своего пребывания Дали работает как ювелир, дизайнер, фоторепортер, иллюстратор, портретист, декоратор, оформитель витрин, делает декорации к фильму А. Хичкока «Дом доктора Эдвардса», распространяет газету «Дали Ньюс». В то же время он пишет роман «Скрытые лица», поражая своей работоспособностью. Все его работы отличают ирония и парадоксальность, сплавленные в единое целое той же своеобразной манерой, которая свойственна его живописи.
Возвратившись в Испанию художник живет в Порт-Льигат в Каталонии. В это время он обращается к самым разным источникам — нидерландскому реализму, итальянскому барокко, абстракционизму, поп —арту.
Время с 1963 по 1983 год искусствоведы называют периодом «последней роли». В более спокойных работах этих лет наблюдаются четкая геометрия, очень уверенная графика. Среди них можно выделить знаменитого «Воина», написанного в 1982 году.
Мысли о смерти стали преследовать Дали с 1970 года, но более всего его волновала сохранность работ и Дали направил на это всю свою энергию. В 1974 году в Фигерасе был открыт Театр-музей Сальвадора Дали, над проектом которого он работал более чем 10 лет. В 1982 умирает его муза Гала. После её смерти его здоровье начало резко ухудшаться. Дали почти прекратил появляться в обществе. Он ушел с головой в работу. Последние годы своей жизни художник провел в полном одиночестве в замке Галы в Пуболе. Художник пережил её лишь на семь лет и умер 23 января 1989 год от остановки сердца.
Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.
Дали был очень изобретателен, а также наслаждался необычным и грандиозным своим поведением. Его эксцентричная манера и захватывающие публичные действия иногда привлекали больше внимания, чем его художественные работы, к ужасу тех, кто высоко оценил свою работу, и к раздражению его критиков. Жизнь и творчество Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника, заслуживающее если не одобрения, то, по крайней мере, менее скептического отношения.
«Сюрреализм — это Я» (Сальвадор Дали).
Интересные факты из жизни Сальвадора Дали
Сальвадор Дали.
Аптекарь Лифтинг, с предельной осторожностью поднимающий кутикулу рояля. 1936.
Чикагский институт искусств
В 30-х гг. в творчестве Сальвадора Дали часто встречается изображение рояля. Семья Пичот, близкие друзья семьи Дали, очень рано открыла талант мальчика и нацелила его на художественное образование. Сальвадор проводил довольно много времени в их имении и предавался мечтам. Это семейство славилось своей любовью к искусству, они часто давали концерты под открытым небом и, порой, с участием рояля. Именно этими своими воспоминаниями художник объяснял сюрреалистические явления этого музыкального инструмента на своих полотнах.
Данная картина не слишком известна широкой публике, но, как и все работы Дали, имеет особую притягательность. Ее изысканное название «Фармацевт, с чрезвычайной осторожностью приподнимающий кутикулу рояля» (Farmacéutico levantando con suma precaución la cutícula de un piano de cola) (еще есть варианты перевода названия, где героя называют аптекарь Лифтинг) уже задает нам не разгадываемую загадку художественного воображения Дали.
Герой на заднем плане вяло заглядывает под рояльную кутикулу. А на переднем плане очевидно же — Вагнер! И на ком же он восседает. Образ композитора более не встречается в творчестве Дали. Хотя известно, что художник был большим поклонником музыки Р. Вагнера, особенно его оперы «Тристан и Изольда». В 1940-х он даже сотрудничал с хореографом Л. Мясиным в постановке балета «Безумный Тристан» (на основе музыки Вагнера), для которого создал декорации, костюмы и удивительной красоты занавес.
Мальчик на полотне очень похож на повторяющийся образ самого Дали в детстве. Да и Фармацевт-Аптекарь также появлялся на других картинах, таких, как «Предчувствие гражданской войны», «Аптекарь, очень осторожно снимающий кожу с хвостатого фортепиано».
«Аптекарь из Ампурдана, который не ищет абсолютно ничего.» 1936.
Пейзажный фон — Ампурданская равнина, появляющаяся во многих картинах художника, с ее длинными пустынными перспективами или окружающими холмами.
Дерево, ничем не занятый аптекарь — явно реальное лицо, внешность которого точно передана Дали. Здесь он более похож на статую, одну из тех, которые появлялись в полотнах Поля Дельво и Джордже Де Кирико — современников, несомненно повлиявших на Дали.
Как часто случается в его работах, название призвано обессмыслить содержание изображенной сцены, сделать ее иррациональной. Дали преследовал ту же цель, когда настаивал на помещении своих картин, обычно очень небольших, в пышные, тяжелые, старомодные рамы, которые должны были обмануть зрителя, ожидающего, что и изображение будет выдержано в том же традиционном стиле.
Попробуйте и вы попытаться разгадать изобретательные загадки одного из самых ярких и талантливых представителей сюрреалистического направления в живописи.
ШОУМЕН СЮРРЕАЛИЗМА
Гений Сальвадора Дали позволял ему из собственных снов и фантазий творить на удивление реальный, почти осязаемый мир.
Сальвадор Дали был одним из самых знаменитых художников XX века. Его лицо с закрученными вверх усами было знакомо даже тем людям, которые никогда не интересовались искусством. Книги о Дали расходились огромными тиражами, на выставки художника выстраивались огромные очереди, а во время проведённого в 1995 году лондонской газетой «Санди Таймс» опроса читатели на 8-е место в списке самых популярных в истории человечества картин поставили работу Дали «Христос св. Иоанна Креста», оказавшуюся в одной компании с «Рождеством Венеры» Боттичелли и «Моной Лизой» Леонардо.
Впрочем, отношение к нему критики далеко не однозначно. Некоторые искусствоведы считают его не более чем вульгарным шоуменом, заинтересованном лишь в том, чтобы «делать» деньги. Да. Дали любил свет рампы, не был равнодушен к вопросам материального благополучия, и даже самые горячие поклонники его творчества вынуждены признать, что многие его картины лишены самой малой искры вдохновения. И вместе с тем Дали на протяжении всей своей жизни демонстрировал неиссякаемую фантазию, а мастерской технике его письма можно только поаплодировать.
Работы Дали поражают своим разнообразием. Художник очень любил экспериментировать. Он был, например, едва ли не первым художником, всерьёз интересовавшимся голографией. Дали занимался не только живописью, рисунком и гравюрой. Помимо этого, он выступал как скульптор и дизайнер, был известным писателем.
Перу Дали принадлежит роман «Спрятанные лица», 1944 и целый ряд автобиографических книг. Как дизайнер, он проектировал мебель, модную одежду, ювелирные изделия. Добавим в этот перечень и то, что Дали оставил яркий след в кино.
Двумя самыми знаменитыми предметами Дали, созданными им для своего английского покровителя Эдварда Джеймса, считаются телефон-лангуст и софа в виде губ кинозвезды Мэй Уэст. В дизайне он не изменял себе. В 1939 году случилась громкая история. Дали получил заказа оформить витрину бутика Бонуита Теллера на 5-й авеню. Как и всегда, художник подошёл к выполнению заказа со свойственными ему амбициозностью и эпатажем. В центре композиции была установлена наполненная до краёв ванна, обитая чёрным каракулевым мехом. В ванну Дали усадил воскового манекена с париком из настоящих человеческих волос на голове. Рядом с ванной он расположил ещё несколько подобных восковых манекенов, больше похожих на мертвецов.
Когда Дали вместе со всеми 16 марта 1939 года пришёл к магазину, чтобы полюбоваться витриной, был обескуражен и разозлён тем, что его восковые манекены были заменены на обычные пластиковые. Эффект от композиции пропал полностью. Дали потребовал магазин вернуть манекены на место или убрать его имя, как автора данной инсталляции. Но получил отказ и пришёл в ярость. Он зашёл в витрину, схватил ванну (как он сам потом утверждал, что ванна оказалась просто тяжелее, чем он ожидал и выскользнула из рук) и швырнул её в витринное стекло, которое разлетелось вдребезги и посыпалось к ногам обескураженной публике. После этого Дали гордо вышел через разбитую витрину, однако был арестован прибывшими на место происшествия полицейскими. Это событие оказалось отличной рекламой для проходившей в это время выставки художника и принесло огромный успех.
И всё-таки славу и признание Дали получил, прежде всего, как художник-сюрреалист.
Натюрморт
Гений сюрреализма, провокатор и суперзвезда: жизнь и творчество Сальвадора Дали — в фотографиях и картинах
1 августа 1903 года
Сальвадор Дали — старший брат художника Сальвадора Дали — умирает от менингита.
11 мая 1904 года
Рождается художник Сальвадор Дали. Всю жизнь Сальвадор пытался приблизиться к гению, которым мог бы стать его брат, — родители культивировали в ребенке эту мысль, говорит директор Музея Дали Монсе Агер, курирующая выставки Сальвадора Дали уже много лет, знавшая художника лично, выступающая на семинарах и конференциях, посвященных жизни и творчеству мастера.
В связи с таким отношением Дали к фигуре погибшего брата, в искусстве художника стала всегда прослеживаться двойственность, которую можно сравнить с костылями, которые представляют собой две параллельные прямые, соединенные одной перекладиной, — смерть/бессмертие, Гала/Дали, Кастор/Поллукс. Во многих работах художника есть отсылка к брату, потому что он был одной из ключевых фигур в его жизни.
1920-е
Подготовка к поступлению в академию в Мадриде.
Дали пробует себя в импрессионизме, пуантилизме, кубизме, интересуется фламандской живописью.
Сальвадор Дали очень любил свою мать и был опустошен потерей близкого человека. Все детство художник провел в окружении любящих его женщин — матери, тети, сестры и бабушки, тогда как отец проводил время на работе. Возможно, поэтому во взрослой жизни Дали искал в спутнице такую силу любви, которую давали ему его близкие в детстве, и ту безусловную любовь, которую испытывают матери к детям. Позже все это он нашел в Гале — гармонию, свой идеал, заботу и любовь.
Своей матери Дали посвятил картину «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать» (The Enigma of My Desire or My Mother, My Mother, My Mother).
We love ‘The Enigma of My Desire or My Mother, My Mother, My Mother’, 1929 by Salvador Dalí. pic.twitter.com/Oi4er9R4Uf
1922 год — Дали начинает учиться в Академии Сан-Фернандо в Мадриде
«Когда он начинает учиться в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, то заявляет, что ему там скучно, — рассказывает Монсе Агер. — Дали считает себя более продвинутым, чем остальные ребята. Одна из причин такой уверенности в себе (кроме нарциссизма, заложенного в детстве) в том, что его дядя владел книжным магазином с французскими журналами об искусстве. Сальвадор их читал, изучал, развивался. В Мадриде он начал жить достаточно обособленной жизнью, но потом один из учащихся — Пепин Бельо — увидел сквозь приоткрытую дверь кубистическую работу Дали, стоящую на мольберте, она его привлекла, и он рассказал о художнике своим друзьям по общежитию. С тех пор между ребятами в Академии сложилась дружба — они делились друг с другом идеями, мыслями. Учеба в академии была очень продуктивным периодом для Дали».
1923 год — знакомство с Фредерико Гарсией Лоркой
…О Дали, да звучит твой оливковый голос! Назову ли искусство твое безупречным? Но сквозь пальцы смотрю на его недочеты, Потому что тоскуешь о точном и вечном. Ты не жалуешь темные дебри фантазий, Веришь в то, до чего дотянулся рукою. И стерильное сердце слагая на мрамор, Наизусть повторяешь сонеты прибоя…
Фредерико Гарсиа Лорка. «Ода Сальвадору Дали». 1926 год
Некоторые биографы приписывают молодым людям роман и сексуальную связь, но сам Дали в интервью с Аланом Боске прокомментировал это предположение так:
«А. Б: Давайте вернемся к Лорке. Как вы ладили друг с другом тогда, когда Лорка написал «Оду Сальвадору Дали»?
С. Д: Он был гомосексуалистом, как все знают, и безумно влюблен в меня. Он пытался совратить меня дважды… Я был чрезвычайно раздражен, потому что я не был гомосексуалистом, и я не был заинтересован в том, чтобы отдаться. Кроме того, это больно. В общем, так ничего и не вышло. Но я был польщен таким вниманием.
В глубине души я чувствовал, что он великий поэт и что я обязан поделиться с ним небольшим кусочком задницы Божественного Дали.
В конце концов он обнял молодую девушку, и она заменила ему меня.
Не в силах заставить меня отдать свою задницу в его распоряжение, он поклялся, что жертва девочки соответствовала его собственной: это был первый раз, когда он спал с девушкой».
Лорка привлекал Дали тем, что тоже создавал свои собственные миры сновидений. Поэзия Лорки отразилась в картинах Дали, а образ молодого поэта встречается, например, в работе Still life. Still life by the Moonlight 1926 года. Творческое влечение двух талантливых художников выразилось не только в картинах, но и в длительном обмене письмами, идеями, мечтами.
Об отношениях Сальвадора Дали и Фредерико Гарсии Лорки также снят фильм Little Ashes (в русской адаптации — «Отголоски прошлого») с Робертом Паттинсоном и Хавьером Бельтраном. К слову, фильм получил такое название в честь одноименной картины, написанной в 1928 году.
1927 год — поездка в Париж
«Когда Дали впервые приезжает в Париж, он находится под огромным влиянием Пикассо, — рассказывает Монсе Агер, — это очевидно в работах «Две фигуры» (1926) и «Фигуры, лежащие на песке» (1926) — абсолютно пикассовские персонажи на второй работе написаны в пейзаже Кадакеса».
Сам Дали рассказывал о своей встрече с кумиром в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»:
Впервые я пробыл в Париже всего неделю с тетушкой и сестрой. Состоялось три важных визита: в Версаль, в музей Гревен и к Пикассо. Меня представил Пикассо художник-кубист Мануэль Анхело Ортис из Гранады, с которым меня познакомил Лорка. Я приехал к Пикассо на улицу Ла Боети такой взволнованный и почтительный, как будто был на приеме у самого папы.
— Я пришел к вам прежде, чем посетить Лувр, — сказал я ему.
— И правильно сделали, — ответил он.
Я принес бережно упакованную маленькую картину «Девушка из Фигераса». Он рассматривал ее в течение четверти часа и не сделал ни одного комментария. Потом мы поднялись на верхний этаж, и Пикассо показал мне множество картин. Он ходил взад-вперед, таскал огромные холсты и устанавливал их на мольберте. В загроможденном хаосе мастерской он находил все, что хотел показать мне, совершая титанический труд для меня одного. С каждым следующим холстом он бросал на меня такой мудрый и живой взгляд, что я вздрагивал. Я уходил, также не сказав ни слова. На пороге мы обменялись взглядами, означавшими: «Понимаешь?» — «Понимаю!».
1929 год — перемены
Важный год для биографии Сальвадора Дали. Во‑первых, он снова отправился в Париж, где познакомился с группой сюрреалистов, в том числе с французским писателем и поэтом Андре Бретоном. Во‑вторых, вместе с Луи Бунюэлем работает над фильмом «Андалузский пес» и показывает его публике. В-третьих, в этом году в гости к Дали в Кадакес приехало много прекрасных гостей из мира искусства, одним из которых была Елена Ивановна Дьяконова (Гала) — на тот момент жена поэта Поля Элюара. В будущем она станет постоянной спутницей, музой, героиней работ, дилером, другом, идеалом художника. В тот же год состоялась первая персональная выставка Дали в галерее Goetmans в Париже, и в это же время он принял участие в групповой выставке Abstrakte und surrealistische Malerei und Plastik в Цюрихе.
Все эти чрезвычайно важные события того года породили такие картины, как «Портрет Поля Элюара» (Portrait of Paul Éluard) — как реакция на знакомство с поэтом, чья супруга впоследствии станет спутницей Дали на всю жизнь. Также примечательна работа Homme d’une complexion malsaine écoutant le bruit de la mer (A Man of Unhealthy Complexion Listening to the Sound of the Sea) — воспоминания о проведенном времени вместе с друзьями на берегу моря.
Portrait of Paul Eluard, 1929, by Salvador Dali (died this day, January 23, 1989) pic.twitter.com/YDk75CouAV
Дали и Гала
Salvador D, 194ali, Young Virgin Auto-Sodomized by the horns of her Own Chastity pic.twitter.com/64rrNAWG4D
— mario andreolini (@marioandreolini) June 5, 2016
1930-е и коммунизм
«Коммунизм привлекал сюрреалистов — они считали, что сюрреализм и коммунизм должны идти рука об руку и вместе свергнуть буржуазию. Дали тоже были близки коммунистические идеи, но он не хотел связывать искусство и политику — второе его не очень интересовало», — говорит Монсе Агер. Образы коммунизма — Ленина, например — Дали пишет с помощью параноидально критического метода*, ассоциируя его с фигурой своего отца — авторитарного, но уважаемого для художника человека.
Другая работа на тему была написана Дали уже в 1962 году — под длинным названием «Эскиз для 50 абстрактных картин, которые с 2 ярдов превращаются в три лица Ленина, а с 6 ярдов превращаются в голову бенгальского тигра». В оптическую иллюзию художник вписал несколько портретов вождя — с одной стороны, издеваясь над ним как над политической фигурой, с другой — отдавая дань уважения.
1939 год — фашизм/Гитлер
Сальвадора Дали не могла не интересовать фигура Гитлера, но его интерес выразился в непривычном для товарищей художника ключе. В своих «Дневниках одного гения» он писал: «Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками. Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости».
Художник использует фигуру Гитлера, чтобы спровоцировать канонических сюрреалистов-коммунистов на конфликт. И у него это получается.
Написанная в 1939 году картина The Enigma of Hitler — реакция художника уже скорее не на фигуру Гитлера, а на провал переговоров между европейскими странами для предотвращения Второй мировой войны. Здесь мы видим разваливающийся телефон как символ того, что переговоры сорвались и впереди нас ждет эпоха перемен.
•SALVADOR DALI• «The Enigma of Hitler» pic.twitter.com/JdsWxPa9ae
1940 год — переезд в Америку вместе с Галой
Именно в 1940-х годах и именно в Штатах рождается Сальвадор Дали как селебрити — в экстравагантной одежде, с провокационными высказываниями, широко освещаемыми в СМИ, громкими коллаборациями и работой в разных индустриях. Так Дали решил привлекать внимание к своему искусству — за интервью, мультфильмами, fashion-экспериментами стоял художник-новатор, и он надеялся, что его произведения привлекут зрителя сразу после того, как их привлечет его образ. Так и получилось. Уже в 1942 году New York’s Dial Press выпускает его книгу «Секретная жизнь Сальвадора Дали».
Тема войны, безусловно, интересовала художника. Это находило отражение в его работах — например, в картине The Visage of War, написанной в 1940 году.
В тот же период появилась одна и самых известных работ Сальвадора Дали, представленная на выставке в Москве, «Автопортрет с жареным беконом» 1941 года. «Кожа интересовала Дали больше, чем внутреннее содержание человека, поэтому также в работах Дали зачастую встречаются перчатки без рук — символ тех следов, которые мы оставляем после себя в жизни», — объясняет Монсе Агер.
1945 год — атомная бомба
Сброс атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки отметил окончание Второй мировой войны и начал новый период в художественной жизни Сальвадора Дали. Он был так впечатлен энергией атома и прогрессом современной науки, физикой и химией, что прозвал свой новый период в искусстве «Ядерным мистицизмом».
В 1949 году заядлый атеист Сальвадор Дали был на аудиенции папы римского Пия XII, где представил свою работу «Мадонна Порт-Льигата», которая показывает Галу как Мадонну. На картине, по сути, изображена структура расщепления атома. Так Дали совмещает веру в науку и интерес к религии.
1962−1963 года — ДНК
Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.
Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.
#OnThisDay in 1953, Crick and Watson discovered of DNA. Dali pays homage in his 1963 «Galacidalacidesoxiribunucleicacid.» pic.twitter.com/GeGmVxNtqH
1970 год — театр-музей
На пресс-конференции в Музее Гюстава Моро в Париже Дали объявляет о создании Театра-музея Дали в Фигерасе. Музей — важнейший проект художника, итог его работы как сценографа.
1970-е годы — назад к классике
В этот год Сальвадор Дали пишет картину, посвященную Гале, — The Three Glorious Enigmas of Gala, она тоже представлена на московской выставке. В работе отражается память о супруге, интерес Сальвадора Дали к эху — портрет уходит, словно звук, повторяясь вдали, а иголки, которые изображены на профиле, символизируют звездочки, которые появляются у нас в глазах, когда мы на что-то долго смотрим, а потом трем глаза руками.
Вскоре после смерти любимой жены у Сальвадора Дали диагностировали болезнь Паркинсона. Болезнь прогрессировала, тело было частично парализовано, поэтому художнику было все тяжелее писать.
В те же годы Дали был принят в члены Академии изящных искусств Франции, родная Испания вручила ему награду — орден Изабеллы Католической, тогда же художник был объявлен маркизом де Пуболь. Собственно, в Пуболе — доме Галы — Дали и провел последние годы своей жизни в окружении медсестер и сиделок, которые не могли выдерживать его сложного характера и менялись одна за одной. В Пуболе он чуть не погиб при пожаре, но чудом был спасен.
Вероятно, именно после этого происшествия Дали завещал похоронить себя не рядом с возлюбленной Галой в Пуболе, а в Театре-музее в Фигерасе. Похоронить так, чтобы по его могиле могли ходить люди. По сей день Театр-музей Дали является одним из самых популярных музеев Испании, и по сей день тело художника лежит там под безымянной плитой.
Так и не открыв рецепта физического бессмертия, о котором он мечтал всю свою жизнь, художник Сальвадор Дали обрел бессмертие в искусстве — в умах почитателей его творчества.