в каком стиле рисует пикассо
Искусство неподражаемого художника Пабло Пикассо
Краткая биография
Пабло Пикассо родился в 1881 году на юге Испании, получив при рождении длинное имя и две фамилии (Руис по отцу и Пикассо по матери).
Еще в раннем возрасте ребенок увлекся живописью под влиянием отца, который работал учителем рисования. Обучаясь у отца, Пабло уже в восьмилетнем возрасте создал свою первую картину. В дальнейшем он учился в школах искусств в тех городах, в которые переезжала семья: в Ла-Корунье и Барселоне, а также в мадридской академии изящных искусств.
Успех и мировая известность пришли к маэстро далеко не сразу. Одним из секретов его успеха стала невероятная работоспособность и целеустремленность. Часто голодный художник не заканчивал день, пока не будет нарисована очередная картина. Он терпеливо изучал работы известных мастеров и искал то, что стало бы по-настоящему ошеломляющим, великим. И первым таким открытием стал кубизм, буквально перевернувший художественный мир. Совместно с французом Ж. Браком Пикассо изобрел новый стиль, в котором отверг каноны натурализма и сосредоточился на анализе форм. О Пикассо заговорили.
Но на этом молодой художник не остановился, а продолжил едва ли не скачку по стилям. Искусствоведы выделают в его творчестве более десятка периодов, среди которых есть «голубой» и «розовый», когда художник изображал нищих и бездомных, классицизм, сюрреализм и другие. Потрясающая работоспособность в паре с неуемным стремлением получить что-то новое стала причиной того, что после сорока лет его доход составлял более 1,5 млн франков в год.
В военное время Пикассо остался на родине и состоял в движении Сопротивления, а в 1944 году вступил в коммунистическую партию. После войны мастер выражал себя еще более разнообразно, занявшись кроме живописи скульптурой, графикой и керамикой.
Скончался художник во Франции в 1973 году, прожив почти целый век (91 год).
Сегодня Пабло Пикассо считается одним из самых известных и дорогих художников в мире. Ему посвящено множество фильмов, в Париже и Барселоне открыли музеи, содержащие огромные коллекции его работ, а его творчество до сих пор будоражит умы миллионов людей по всему миру.
Творческие периоды
Еще в годы учебы Пикассо не понравилось работать в жестких рамках академической школы. А позднее он не желал и следовать строго определенному стилю, считая, что принципы и правила одного стиля сдерживают его творческую свободу. В результате этого художник на протяжении жизни работал в самых разных стилях, внося в них свое видение.
«Голубой» и «розовый» периоды
«Розовый» период начался с переездом художника в Париж в 1904 году. Смена обстановки, круговорот столичной жизни помогли Пикассо справиться с депрессией и наполнили его новыми переживаниями. Картины этого периода становятся более светлыми, приобретают розовые оттенки и посвящаются актерам, акробатам и прекрасным девушкам. Тогда же появились и первые обнаженные девушки, которые в этот период еще полны безмятежности. К картинам «розового» периода относятся такие: «Семейство комедиантов», «Акробаты. Мать и сын», «Семья акробата с обезьяной» и пр.
От кубизма к сюрреализму через архаичность и классику
В начале 20-го века с развитием фотографии запечатлеть окружающий мир стало все проще. Стало ясно, что для выживания живописи ракурс должен сместиться с демонстрации сходства на что-то другое. Постепенно Пикассо пришел к мысли, что если освободить себя от этой имитации мира, то откроются широчайшие художественные возможности. Первый такой опыт пришел к нему в «африканский» период, когда художник познакомился с древним африканским искусством и увидел, что оно не связано с бытом и не особо привязано к формам и деталям.
С «Авиньонских девиц» начался период ярких экспериментов, который завершился открытием кубизма. Вначале это был аналитический кубизм с его анализом форм, а затем синтетический кубизм, когда художник создавал целые арт-объекты из газет, ткани и иных материалов. Но когда зрители перестали улавливать замысел новых картин, Пикассо охладел к кубизму и на несколько лет перешел к классицизму.
И все же тяга к особой живописи и свободному самовыражению была слишком высокой, так что уже с 1925 года он перешел в еще более смелый сюрреализм. В этот период художник бесконечно расчленял тела на части и рисовал людей в виде монстров (особенно женщин).
Военный и послевоенный периоды
В годы Гражданской войны в Испании в Второй мировой войны Пикассо создавал антифашистские листовки, которые сбрасывались с самолета в военные лагеря. В это время он нарисовал множество полотен, передающих всю боль, отчаяние и страдания изуродованных войной людей. Самым значительным произведением этого времени стала восьмиметровая картина «Герника».
Рекордные продажи, цена картин Пикассо
Узнаем, сколько стоят картины Пикассо сегодня. Для этого рассмотрим несколько наиболее значительных продаж его работ.
В 1932 году художник написал картину «Обнаженная, зеленые листья и бюст», на которой запечатлел свою любовницу Марию-Терезу Вальтер. За несколько лет до этого у Пикассо начался период, когда он погрузился в сюрреализм, часто рисовал монстров и женщин в самых причудливых образах. На аукцион Christie`s холст попал в 2010 году и был продан за 106 млн долларов.
В 2018 году на Christie`s появилась картина «Молодая девушка с цветочной корзиной», которая является нетипичной для творчества Пикассо. Эта работа неоднократно экспонировалась в Лондоне, Париже, Марселе, Нью-Йорке и других крупных городах мира. Неизвестный коллекционер охотно приобрел ее за 115 млн долларов, при том что эстимейт составил 100 миллионов.
Следующий крупный уход относится к картине «Сон». Это еще одна сюрреалистическая работа, на которой запечатлена М.-Т. Вальтер. В картине зритель может увидеть излюбленный прием художника — изображение лица сразу в профиль и анфас.
Это полотно известно еще и неожиданной историей, произошедшей во время продажи. В 2006 году владелец картины Стив Уинн собирался продать ее за 139 миллионов одному из самых влиятельных в мире коллекционеров Стивену Коэну. Однако во время показа картины страдающий слабым зрением Уинн так страстно жестикулировал, что проткнул холст локтем. Конечно, цена произведения тут же упала на несколько десятков миллионов, что никак не устраивало владельца. Он отменил сделку, отправил «Сон» на реставрацию и через несколько лет все же продал картину Коэну, но уже за 155 млн долларов.
Но самой крупной считается продажа картины «Алжирские женщины. Версия O». В 1954-1955-х годах художник создал серию работ «Алжирские женщины», на которых изобразил наложниц гарема. В названиях картин менялись только буквы версий (от А до О), а сами произведения различались цветовой гаммой, расположением персонажей и некоторыми деталями.
Через год после представления всю серию выкупил крупный коллекционер В. Ганц, распродавший ее затем частным коллекционерам и музеям. Работа «Алжирские женщины. Версия О» была продана в 1997 году на торгах Christie`s за 32 млн долларов. В 2015 году она вновь оказалась на аукционе Christie`s и на этот раз ушла с молотка уже за 179 млн долларов, став самой дорогой картиной художника и одной из самых дорогих картин в мире.
Только на Christie`s можно найти около полусотни уходов по цене более 10 миллионов долларов. Но есть и множество мелких уходов в диапазоне нескольких десятков тысяч долларов.
Гений или тиран: биография и произведения Пабло Пикассо
Пабло Пикассо — один из гениальнейших художников XX века. Его творчество — буря протеста, оригинальности и противоречий.
Наследие творца насчитывает огромное количество картин, являющихся одними из самых дорогостоящих в мире. По оценкам экспертов в 2008 году картины Пикассо были проданы на общую сумму 262 миллиона долларов. Среди них самой дорогой стала работа «Алжирский женщины». Она ушла с аукционных торгов за 179 миллионов долларов.
Детство Пикассо
Пикассо появился на свет в конце октября 1881 года в испанском городе Малаге. По словам матери, будущий гений научился рисовать раньше, чем говорить. Будучи сыном художника и учителя рисования, маленький Пабло по примеру отца уже в раннем детстве проявил интерес к живописи. У художника была особенно развита зрительная память, от него не ускользали даже мельчайшие детали увиденного, которые он в точности мог описать своим друзьям.
Занимаясь под руководством родителя, в восемь лет будущий живописец написал первую серьёзную картину «Пикадор». Пабло был настолько впечатлен после первого посещения конной корриды вместе с отцом, что решил нарисовать выход пикадора на арену.
Дата рождения: | 25 октября 1881 |
Дата смерти: | 8 апреля 1973 |
Место рождения: | Малага, Испания |
Стиль: | кубизм, сюрреализм, постимпрессионизм |
Через десять лет глава семьи Пикассо получил работу на севере Испании в местечке Ла-Корунье. Там Пабло на протяжении одного года обучался живописи в школе искусств. Затем семья переехала Барселону и Пикассо вступил в ряды учащихся школы изящных искусств Ла-Лонха. Несмотря на юный 14-летний возраст юношу допустили для сдачи вступительных экзаменов, которые он с блеском преодолел.
В 1897 году Пикассо уезжает в Мадрид для обучения в Королевской академии изящных искусств. Однако учёба тяготила молодого живописца, вместо посещения занятий Пабло тщательно изучает коллекцию Музея Прадо.
Через год Пикассо возвращается в Барселону, где становится полноправным членом художественного общества Els Quatre Gats. Своё название творческое объединение получило благодаря названию кафе с круглыми столами для высших слоев общества. Через три года в этом заведении состоялись две персональные выставки художника. Здесь же Пикассо знакомится с Хайме Сабартесом и Карлом Касагемасом – будущими друзьями и персонажами его полотен.
Будучи уже взрослым, Пикассо нередко рассказывал, как мать в детстве всегда читала ему на ночь сказки своего собственного сочинения. В основу их сюжета всегда ложились события прошедшего дня. Как убеждает художник, именно материнские сказки и стали тем импульсом, который побудил его заняться творчеством.
Творчество Пикассо: стили и произведения
Подобно большинству художников того времени, молодой Пикассо всей душой жаждал обосноваться в Париже. В 1900 году его мечта сбылась, и именно в это время он начинает создавать свои самые знаменитые шедевры.
Голубой период
С 1900 по 1904 года начинается так называемый «голубой» период творчества. В эти годы большинство картин были написаны с акцентом на голубые и холодные тона. В работах данного отрезка времени живописец обращается к темам старости и смерти, печали и тоски, нищеты и бедности. «Голубой» период знаменуется такими картинами как «Любительница абсента», «Ребёнок с голубем», «Свидание», «Женщина с шиньоном», «Трагедия», «Нищий старик с мальчиком» и другие. Пикассо искусно изображает людей, презираемых обществом – пьяниц и нищих, проституток и калек. Их тела, бледные и удлиненные, вызывают сходство с творчеством испанского творца Эль Греко.
Розовый период
В 1905 году Пикассо написал картину «Девочка на шаре», которая ознаменовала собой переход к новому периоду – «розовому». В это время художник начинает жить в общежитии для бедных живописцев Бато-Лавуар. Теперь на картинах возникают образы циркачей и артистов театра. Это более теплый и живой мир, окрашенный в розово-серые и розово-золотистые тона. На полотнах царит дух романтической жизни комедиантов, лишенных постоянного крова и страдающих от одиночества. Одной из самых известных картин этого периода является работа «Семья акробата с обезьяной».
В «розовый» период Пикассо черпал свое вдохновение наблюдая за цирком “Медрано”. Однако, в 1906 году художник отправляется в Испанию, где находит новые возможности для расширения границ своего творчества.
Кубизм
Эксперименты с цветовой гаммой привели к изучению формы. В 1907 году возникает такое направление как кубизм, которое полностью отвергает натуралистические традиции живописи.
В этот период Пикассо экспериментирует с формой, изучает объёмы, ищет новый подход к написанию картин. Кубизм ознаменовался появлением таких полотен как «Кирпичный завод в Тортосе», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Даниэля Анри Канвейлера» и другие. Вот основные моменты, которые характеризуют творчество Пикассо в этот период:
В этот период были написаны картины «Гитара и скрипка», «Портрет девушки».
Сюрреалистический балет
Осенью 1916 года друзья уговорили Пикассо стать участником постановки «Парад» для Русского балета Сергея Дягилева. Пабло всерьёз увлекается идеей создания нового, «сюрреалистического балета». Живописец меняет сценографию и сценарий, а через два месяца вместе с труппой отправляется в Рим, где готовит костюмы, декорации, знакомится с участниками постановки. На премьере балета в мае 1917 года разразился большой скандал, что повлияло на популярность Пикассо в высших кругах парижской публики. Средства массовой информации и критики назвали балет деморализующим современное общество во время неудачных военных действий. Сергей Дягилев был доволен полученным эффектом и продолжил сотрудничество с Пикассо уже в других постановках. Во время работы с русскими артистами Пикассо знакомится с Ольгой Хохловой – балериной. Впоследствии она стала его первой женой.
Работа в театральной среде продолжилась и позже, когда Пикассо стал оформителям балета «Меркурий» по приглашению графа Этьена де Бомона.
Сюрреализм
Непростым периодом в творчестве Пикассо является период сюрреализма, который начался в 1925 году. Это время, когда на полотнах появляются истеричные и конвульсивные образы, когда мир галлюцинаций переносится на картины. В течение ближайшие нескольких лет художник создает исключительно страшных ирреальных существ – абсурдных, бесформенных и агрессивных. В это время появляются такие картины как «Женщина в кресле», «Сидящая купальщица». Главными объектами, изображенными на полотнах являются женщины. Она выглядят наполовину абстрактными и нереальными, с острыми формами и угловатыми фигурами.
«Герника» и послевоенное творчество
В 1937 году бушует Гражданская война в Испании. В этот период фашистская авиация разрушает город Гернику, в котором проживало мирное население. Под впечатлением от происходящего, Пабло Пикассо создает огромную картину, которую называет “Герника”.
После окончания войны Пабло Пикассо воплощает в своих работах образы, навеянные счастливым браком с новой женой Франсуазой Жило. Художник перебирается из столицы на юг Франции, где живет в окружении моря, пляжа и солнца. За период с 1945 по 1955 годы появляются картины, отличающиеся античными настроениями и атмосферой языческой идиллии. К таковым относится работа «Радость жизни».
«Если бы правда была одна, ты бы не смог нарисовать сотню полотен на одну и ту же тему» — Пабло Пикассо
В этот период Пикассо выпускает большое количество литографий своих работ. Чтобы коллекционная значимость картин была выше, тиражные литографии художник собственноручно подписывал простым карандашом.
В 1947 году начинается деятельность Пикассо на фабрике «Мадура», где известный художник производит декоративные тарелки, статуэтки, кувшины и скульптуры. К наиболее выдающимся работам относится скульптура «Беременная женщина», «Обезьяна с малышом», «Коза». При этом иногда для создания изделий использовался совершенно неподходящий материал – например, для создания брюха козы Пикассо задействовал старую корзину.
В 1953 и 1954 годах на творчество наложил отпечаток развод художника с Франсуаза Жило. В своих работах Пикассо размышляет о неизбежном старении и горечи прожитых лет. В 1954 году создается целая серия изображений «Сильветт».
Личная жизнь и женщины Пабло Пикассо
Помимо творчества смыслом жизни великого художника были его отношения с женщинами. Наиболее значительными являются семь представительниц слабого пола, которые оказали наибольшее влияние на творчество испанского живописца. К сожалению, вступив в связь с Пикассо, ни одна из женщин не смогла обрести простого человеческого счастья.
Первой любовью Пабло Пикассо на целое десятилетие стала Фернанда Оливье. Она позировала начинающему художнику и разделяла нищенское существование. Расставшись, Пикассо сошелся с нежной и хрупкой Марсель Умбер, которая изображена на полотнах как символ легкости и изящества. После того, как Марсель умерла от туберкулёза, художник нашел свое счастье в браке с русской балериной Ольгой Хохловой, от которой был рожден сын Пауло. Супруги были вместе с 1917 по 1955 год. За всё это время Ольга пыталась сделать Пабло примерным семьянином и при этом постоянно тратила его деньги. Кроме того, она не признавала кубизма, в котором творил супруг, в результате чего между мужем и женой нередко возникали споры.
Вскоре после рождения сына семейная жизнь наскучила Пикассо. В попытке отомстить Ольге за неудачный брак, он начал изображать её на своих полотнах в виде злой старухи, женщины-монстра. Ещё будучи женатым, художник завёл любовницу, после чего Ольга решила подать на развод. Однако не добившись расторжения брака, она умерла в статусе супруги живописца.
В возрасте 62 лет в оккупационном Париже Пабло знакомится 22-летней Франсуаза Жило, ставшей его женой и одарённой ученицей. От этого брака на свет появились сын Клод и дочь Палома. Впрочем, и этот союз разрушился – когда Франсуаза узнала об изменах мужа, она забрала детей и ушла. Последнее двадцатилетие своей жизни Пикассо провёл вместе с молодой женой Жаклин Рок, которая ранее работала натурщицей и секретаршей Пикассо. На сегодняшний день существует около четырёхсот портретов Жаклин.
Последние годы
Последнее пятнадцатилетие творческой жизни Пикассо отмечается стилевым и образным разнообразием. Так, полотно «Портрет художника, в подражание Эль Греко» навеяно испанскими мотивами. Рисунки в духе Гойи содержат в себе элементы тавромахии. Депрессивные настроения и неудовлетворённость своим творчеством проявилась в таких картинах как «Завтрак на траве. По Мане», «Девушки на берегу Сены. По Курбе» и другие.
В последние годы жизни Пикассо потерял интерес ко всем своим близким. Даже к своей супруге он стал относиться холодно, а все свободное время проводил в мастерской. Ощущая дыхание смерти Пикассо сказал:
Эти слова стали пророчеством. После смерти гениального Пикассо, его внук Паблито, которому супруга художника запретила присутствовать на похоронах, выпил флакон с химической жидкостью и умер в течение нескольких дней. Два года спустя умер сын художника, который приобрел пагубное пристрастие к алкоголю из-за смерти сына. Супруга Пикассо, Жаклин Рок, не смогла оправиться после его смерти и в день открытия одной из его выставок совершила самоубийство, выстрелив себе в голову.
Эволюция стиля живописи Пабло Пикассо
Картины «классического» периода
На протяжении всей жизни любого художника по обыкновению прослеживается изменение почерка, характера или даже стиля. Это явление можно заметить и у самых знаменитых живописцев — от почти что вынужденного перехода Моне к абстракции в конце жизни, до перехода Ван Гога к ярко выраженной цветовой палитре. Хотя подобные изменения характерны для большинства мастеров живописи, особенно сильно они наблюдаются в картинах Пабло Пикассо.
Его карьера, которая охватывала почти 80 лет, имела успех не только в живописи, но и в скульптуре, керамике, дизайне и сценической деятельности. Поэтому стремление Пикассо к экспериментам неудивительно. Для прослеживания стилистической эволюции Пабло Пикассо искусствоведы разделяют его творчество на несколько периодов: «ранний период», «голубой период», «розовый период», «африканский период», «кубизм», «классический период», «сюрреализм», военный и послевоенный периоды и период поздних работ.
Ранний период
Пикассо начал писать в раннем детстве — в его первых картинах образы обладали максимальным сходством с оригиналом, как и цветовая палитра.
«Портрет матери художника», 1896 год
«Знание и милосердие», 1897 год
Картины раннего периода
«Голубой» период
С 1902 года Пабло Пикассо начал писать в стиле, в котором были ярко выражены темы старости, смерти, нищеты и печали. В цветовой палитре художника начали преобладать голубые оттенки. В этот период Пабло писал, в основном, образы низших слоёв общества: алкоголиков, проституток, нищих и других людей.
«Свидание (Две сестры)», 1902 год
«Завтрак слепого», 1903 год
Картины «голубого» периода
«Розовый» период
В 1904 году Пабло Пикассо начал отдавать предпочтение розовым тонам, создавая образы из мира театра и цирка. Его персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, акробаты или танцовщики.
«Акробат и молодой Арлекин», 1905 год
«Акробаты (Мать и сын)», 1905 год
Картины «розового» периода
«Африканский» период
Короткий период, который пришёлся на 1907-1908 годы, был навеян архаичным искусством Африки, с которым Пикассо познакомился на выставке в музее Трокадеро. Для художника это стало настоящим открытием — простые, а где-то даже примитивные, формы древних скульптур показались Пабло Пикассо удивительной особенностью, которая несла в себе огромный художественный заряд.
«Авиньонские девицы», 1907 год
«Автопортрет», 1907 год
Картины «африканского» периода
Кубизм
Увлечение африканской скульптурой привели Пабло к абсолютно новому жанру. Отказ от реалистичной имитации окружающего мира привёл художника к упрощению очертаний человеческих образов и предметов, которые затем стали превращаться в геометрические блоки. Вместе с французским художником Жоржем Брако, Пабло Пикассо стал родоначальником кубизма — направление, отвергающее традиции натурализма.
«Скрипка и гитара», 1913 год
«Портрет Амбруаза Воллара», 1915 год
«Классический» период
На переход с кубизма на живопись, которая была бы более «читаемой», повлияли как внутренняя потребность Пикассо, так и внешние факторы. В этот период художник сотрудничал с балетной труппой Сергея Дягилева, а также женился на Ольге Хохловой. Не удивительно, что она хотела бы узнавать себя в портретах, но одно лишь пожелание жены никак не повлияло бы на творчество Пикассо, если бы не его тяга к переменам.
Портрет Ольги в кресле, 1917 год
Купальщицы, 1918 год
Картины «классического» периода
Сюрреализм
Знакомство с Марией Терезой Вальтер, а также общение с сюрреалистами, повернули Пабло Пикассо в сторону сюрреализма. Переход к этому направлению можно описать его же выражением: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».
Фигуры на пляже, 1931 год
Женщина с цветком, 1932 год
Война и послевоенный период
Нависшая над Европой угроза, а также страх перед войной, заставили Пикассо если не прямо отражать настроение на полотне, то придавать картинам мрачность и трагизм. Послевоенное же творчество художника можно назвать счастливым — в работах художника прослеживается остроумие и отсутствие мрачных сюжетов.
«Плачущая женщина», 1937 год
«Палома с целлулоидной рыбой», 1950 год
Картины военного и послевоенного периодов
Поздние работы
Вплоть до своей смерти Пабло Пикассо продолжал рисовать. Однако, в отличие от его предыдущих работ, произведения, созданные в это время, не классифицируются в определенный стиль, так как многие его работы включают в себя разнообразные элементы прошлых периодов. Работы последних 15 лет творчества Пикассо очень разнообразны и неравны по качеству.