в каком суждении выражена точка зрения эмпиризма
В каком суждении выражена точка зрения эмпиризма
Александр, 1. на этот счет нет общей научной или философской терминологии. Но факт в том, что наши психические процессы наполнены энергией и следует признать, что работа психика происходит за счет энергии. В науке есть табу на использование термина психическая энергия. Хотя это абсурд. Работа психики есть, а энергии, которая эту работу совершает нет. На счет потребностей возможно в «Теории козлов» https://vk.com/topic-33440_25907705 я это пытался отразить. Но это было давно. Надо все это подкорректировать.
Я рассматриваю внутреннюю энергию организма часть которой использует для себя и психика. Это реальная энергия И я специально подчеркиваю, что размер этой энергии ограничен и она перераспределяется между всеми потребителями. Если где то прибыло, то где то убыло. Нельзя питанием или химическими стимуляторами увеличить количество этой энергии. Стимуляторы просто перераспределяют эту энергию и очень часто во вред остальным её потребителям. Наука пока не нашла безвредного стимулятора. Но люди мечтают об этом, поэтому то, о чем я пишу идет в разрез с мечтами людей и поэтому психика предпочитает блокировать данную вредную для неё информацию.
2. Потребители все участники жизни живого организма. Все органы все процессы жизнедеятельности в том числе и психические. Читали об эксперименте,
«Знаменитый эксперимент Авиценны. Двух ягнят одного помета поместили в две клетки и кормили абсолютно одинаково. Но один из ягнят видел клетку с волком. В начале эксперимента оба ягненка имели приблизительно одинаковую массу тела. Через некоторое время тот ягненок, который НЕ видел волка, был бодрым и толстеньким. Другой же, видевший волка постоянно, был подавлен, малоподвижный, худой, шерсть была неопрятная. Этот эксперимент доказывает, что психическое состояние оказывает большое влияние на физиологическое состояние организма.»
В данном случае психика, за счет постоянного страха, потребляла больше энергии, отбирая её у остальных потребителей.
Эмпиризм простыми словами: все дело в опыте!
Человеку может стукнуть в голову что угодно. Розовые слоны? Запросто. Летающие вилки? Легко! Умение ходить по воде? А почему бы и нет? Но только Его Величество Опыт со временем покажет, насколько верны все эти гипотезы. Он же может натолкнуть на выдвижение новых догадок. И это замечательно, на том и стоит развитие науки, техники, мышления.
Откуда взялся научный эмпиризм, и что это такое?
Суть эмпиризма
Он возник давно — в античности, когда зародились основополагающие науки — математика, физика, история, азы философии. Каждая из них изучала мир вокруг. И в каждой появлялись насущные вопросы о том, как же познавать истину. В итоге сформировались разные течения человеческой мысли — прагматизм, догматизм и эмпиризм.
Слово «эмпирика» происходит от древнегреческого «исследование, рассмотрение» — это все то, в основе чего лежит опыт. То есть для достижения конечных результатов нужна практика: главные методы эмпиризма — эксперименты.
Планомерно развивал направление эмпиризма и английский ученый Френсис Бэкон — он создал научный метод познания и первым изрек: «Знание — сила!» Бэкон ратовал за метод научной индукции — постепенное восхождение к знанию. Он считал, что опыт дает нам возможность предполагать нечто большее — подниматься на новую ступеньку познания. Но после этого мы должны спуститься и проверить, верны ли наши догадки, верно ли решены проблемы. Если да, то можно продолжать расширять свою гипотезу.
Основные понятия
Эмпиризм — это такая теория познания, которая считает лучшим средством получения знания опыт. А вот роль рациональных методов — теоретического изучения вопроса, разных расчетов «в голове», без практики, здесь явно занижается. Считается, что это слишком субъективные вещи.
Как работает эмпиризм? Тут все просто и логично: чтобы проявилась закономерность, нужно, чтобы несколько известных впечатлений повторились и сложились в ассоциацию представлений. А одно представление повлечет за собой другое.
При этом человек может уже родиться с неразрывными ассоциациями — генетическим опытом, который был накоплен предыдущими поколениями его предков.
Помимо биологических условий на формирование опыта влияют и социум, где развивается человек: культурные процессы и события, в которых он «варится», ускоряют образование новых познавательных процессов в сознании.
Эмпиричные формы
Их две, и они вытекают из разных трактовок термина «опыт».
* Имманентный эмпиризм — это совокупность попыток философов в самые разные эпохи объяснить суть познания через совокупности представлений и ощущений.
Душа и эксперимент
Эмпиризм сильно повлиял на психологию — все началось с книги Вольфа «Эмпирическая психология» в 1732 году: автор предлагал изучать не абстрактные вопросы о бытии души, а фактические ее проявления, а также находил связи между психикой и физическими событиями.
Через полтора века, в 1879 году, ученый Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Здесь вовсю изучали ощущения, восприятие, внимание, чувства.
Затем возник психоанализ, гештальт-психология с ее исследованиями инсайтов, концепция безусловного и условного рефлексов Павлова и бихевиоризм.
Да, раньше психология нередко скатывалась мистицизм, но теперь успешно реализует принципы эмпиризма. Наука стала серьезной и точной, ее поддерживают нейробиология и новейшие методики исследования мозга.
В условиях нашего нового времени каждому человеку важно держать руку на пульсе собственного опыта: да, он не всегда позитивный, но в любом случае он необходим! Некоторые курсы Викиум особенно полезны для этого. Например, «Профайлинг» научит «читать людей» по невербальным нюансам, выявлять их скрытые намерения и даже прогнозировать действия — все это, конечно, на основе получения ценного опыта. Такое умение незаменимо как в профессиональной, так и в общественной и личной жизни.
Каким термином обозначается совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение учёного?
а) границы и возможности человеческого познания
б) человеческое бытие
в) нравственные ориентиры человеческой жизни
г) эстетические ценности
Достоверное знание о мире невозможно, утверждает …
Носитель преднамеренной, целенаправленной активности …
Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?
а) субъект познания
б) средства познания
Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами
Непротиворечивость относится к следующему критерию научности …
Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о …
а) верификации знания
б) фальсификации знания
в) апробации знания
г) конгруэнтности теории и опыта
Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность …
Критерий истины в марксистской философии …
В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это …
а) результат соглашения между учеными
б) свойство знания соответствовать действительности
в) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям
г) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы
Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам …
В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути …
а) абстрагирования от личностных качеств человека
б) субъект познания рассматривается как живая целостная человеческая личность
в) познающий понимается как трансцендентальный субъект
Философская дисциплина, исследующая общие проблемы процесса познания, называется …
Лишним среди основных типов познания является …
Направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний – это …
Точка зрения эмпиризма выражена в суждении – …
а) теоретическое мышление – главный источник знания
б) теоретическое мышление способно выходить за пределы опыта
в) теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта
г) теоретическое мышление связано с эмпирическим познанием
Учение (и метод) в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщения; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения – это …
Родоначальником эмпиризма как философского направления эпохи Нового времени явился …
Отцом рационализма как философского направления эпохи Нового времени обычно считают …
Проблемы теории познания, поиска научного метода, противостояния эмпиризма и рационализма становятся центральными в философии …
Билет № 22. 1. Совпадают ли по своему содержанию философское и естественно-научное понятие материи?
1. Совпадают ли по своему содержанию философское и естественно-научное понятие материи?
Да; нет.
2. Кто автор высказывания: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»?
Лейбниц; Бэкон; Декарт; Локк; Беркли.
Учение о всеобщей связи и развитии; наука о бытии; наука о практике; учение о законах дискуссии.
4. Можно ли пространство и время рассматривать как самостоятельные реальности?
Да; нет.
5. Выделите, в каком суждении выражена точка зрения эмпиризма?
Теоретическое мышление – главный источник знания; теоретическое мышление способно выходить за пределы опыта; теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта.
1. Мышление человека и животных.
Несмотря на некоторые общие черты психической деятельности у высших животных и человека, однако, существует коренное различие в мышлении. Оно заключается в том, что мышление человека как высшая и качественно новая форма психической деятельности возникло на базе общественного развития, благодаря труду.
Характерной отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, с языком. Познавательная деятельность человека, его мышление возможны лишь на базе языкового материала. Это показывает общественную природу человеческого мышления в отличие от чисто биологической природы психической деятельности животных.
2. Единство и взаимосвязь отрицания, возникновения и развития.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов.
Примеры:• «эстафета поколений»;• смена вкусов
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень.
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, — то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая,
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все, что было раньше, но на новом, более высоком уровне.
ЭМПИРИЗМ в философии — что это. Эмпиричные формы
Эмпиризм. Вопросы познания процессов, событий и явлений, происходящих вокруг, всегда занимали особое место в мышлении человека. Человечество является несведущим во многом и разном, что требует применения самых различных методов и навыков для изучения.
Существует множество самых различных методов, которые применяются для изучения процессов и явлений. Некоторые могут быть весьма действенными, другие раскроют объект изучения лишь с одной стороны. Иногда применение некоторых методов просто не может быть осуществимо из-за их специфики, другие можно использовать практически для изучения любой проблемы. Но методы лучше комбинировать, так как именно таким образом можно добиться наилучшего результата.
Ещё в античные времена появились фундаментальные науки — физика, математика, история и философия. В основу любой науки лежит изучение. Именно поэтому возникли вопросы, касающиеся пути познания истины. В результате развития человеческой мысли появились такие течения, как прагматизм, догматизм и эмпиризм.
В данной статье речь пойдёт об эмпиризме и о том, какое место это течение занимает в философии. Также будет рассмотрено определение эмпиризма.
Что такое эмпиризм?
Для начала стоит рассмотреть определение эмпиризма, а также определить, что из себя представляет эмпирика, которая лежит в основе данного течения.
Если сначала рассматривать именно эмпирику, то это обозначение всего, что имеет в своей основе опыт. То есть, речь идёт о применении человеческой деятельности в ходе исследования для получения конечных результатов. Практика, применяющаяся для изучения, предполагает использование экспериментов в качестве методов, обеспечивающих результат.
Эмпиризм, имеющий в своей основе эмпирику, означает определённое направление в теории познания, предусматривающее признания источником знания именно чувственный опыт. Эмпирика описывает содержание знания как описание проведённого опыта.
Течение эмпиризм противопоставляется таким течениям, как мистицизм и рационализм. Эмпирическое течение предполагает абсолютизацию опыта, признание его наилучшим средством познания. Также стоит отметить роль чувственное познание, которое признаётся эмпирикой определяющим при осуществлении исследования. Как чисто практическое течение, эмпиризм принижает роль методов, относящихся к рациональному течению — теоретического изучения проблемы и применения расчётов, не предполагающих получения практического опыта.
Если рассматривать данное направление со стороны метафизики, то эмпиризм может охватывать самые разнообразные точки зрения, иногда затрагивая догматические системы мышления, а иногда наоборот, преобразуется в скептицизм. Это вполне объяснимо. Причина такого разброса возможных отсылок эмпиризма к разным точкам зрения объясняется тем, что многие авторы дают своё толкованию понятию «опыт». Эмпирика противопоставляет свои положения и основные идеи идеям рационализма, возвеличивая естественный опыт и при этом принижая формы рационального мышления, которым отводится субъективная значимость. Эмпирика и эмпиризм попросту недооценивают теоретическую роль в процессе познания.
Основные положения
Следует отметить основные положения эмпиризма:
Эмпиричные формы
Теперь стоит привести две формы эмпиризма, которые вытекают из различных толкований понятия «опыт».
Имеются две формы эмпиризма:
Кто считается основателем эмпиризма?
Если говорить об эмпиризме, то следует упомянуть и человека, который считает основателем данного течения в философии. Речь идёт о Фрэнсисе Бэконе — английском философе, историке и политическом деятеле. Также он является родоначальником английского материализма.
Фрэнсис Бэкон имел свою точку зрения насчёт существования индивида в реальности. Также он был несогласен со многими течениями, которые были популярны на тот момент. Так как он был приверженцем научного подхода исследования, то его несогласие со схоластическими соображениями некоторых мыслителей, по сути, являвшимися догматическими слепыми верованиями, вылилось в создание нового типа мышления, нового философского течения. Конечно же, речь идёт об эмпиризме.
Схоластическому мышлению Бэкон противопоставил индуктивный метод, который был основан на рациональном анализе данных, полученных в результате эксперимента или наблюдения за объектом исследования. Догматическая дедукция схоластов на тот момент была довольно популярна, но противостоять новому индуктивному методу она в полной мере противостоять не могла. Эмпиризм довольно быстро обрёл своих сторонников.
Именно Фрэнсис Бэкон считается автором знаменитого афоризма «Знания — сила». Мысль о том, что науке нужен новый, эмпирический, метод познания, появилась у него из-за плачевного состояния науки того времени. Бэкон считал, что многие открытия совершались случайно, так как не имели под собой исследовательской базы. Именно поэтому он впоследствии и сформировал новое течение.