в каком театре играла гурченко
Людмила Гурченко
фотографии >>
биография
Гурченко Людмила Марковна
Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове, Украинская ССР, СССР.
Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (7.01.1977).
Народная артистка СССР (17.08.1983).
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1958, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).
Актриса Театра-студии киноактёра (до 1964 года), Московского театра «Современник» (1964-1966), артистка Госконцерта (1966-1969).
Людмила Марковна Гурченко — синтетическая актриса: ей были подвластны все жанры от водевиля, буффонады и мюзикла до мелодрамы, трагикомедии, военной драмы; актриса прекрасно пела, танцевала — она была и театральной и эстрадной актрисой. Но её любовь и жизнь были отданы кинематографу.
Автор нескольких автобиографических книг («Моё взрослое детство», «Аплодисменты», «Люся, стоп!»).
Ушла из жизни вечером 30 марта 2011 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10, ряд № 10, место № 8).
В родном Харькове именем актрисы названа улица (переулок Людмилы Гурченко), на здании школы, в которой она училась, помещена мемориальная доска.
Первый супруг — Борис Андроникашвили, сценарист и историк. В 1959 году у них родилась дочь Мария, от которой у Людмилы Гурченко есть внучка Елена (род. 1984) и был внук Марк Королёв (22.09.1982–14.12.1998), скончавшийся от передозировки наркотиков.
Второй муж — актёр Александр Фадеев, приёмный сын писателя Александра Фадеева.
Третий муж — певец Иосиф Кобзон (1967-1970).
Четвёртый (на протяжении 18 лет) — музыкант и аккомпаниатор актрисы Константин Купервейс (род. 1949).
Вплоть до своей кончины Людмила Марковна была замужем за продюсером Сергеем Сениным, с которым познакомилась во время съёмок фильма «СекСказка».
В 2016 году один из переулков в Харькове, рядом с домом, где прошло детство и юность Людмилы Гурченко, назван именем выдающейся актрисы.
Московский театр «Современник»:
1963 — «Без креста» В.Ф. Тендряков. Режиссёр: Олег Ефремов — Доярка
1963 — «В день свадьбы» В.С. Розова. Режиссёр: Олег Ефремов — Майка
1964 — «Старшая сестра» А.М. Володина. Режиссёр: Олег Ефремов
1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссёр: Игорь Кваша — Роксана
1964 — «Всегда в продаже» В. Аксёнова. Режиссёр: Олег Ефремов — жена трубача
1965 — «Голый король» Е.Л. Шварца. Режиссёр: Мара Микаэлян — гувернантка
1966 «Вечно живые» В. С. Розова. Режиссёр: Олег Ефремов — Танечка
Московский Театр-студия киноактёра:
1964 — «Красное и чёрное» В. Стендаля. Режиссёр: Сергей Герасимов — Матильда де ля Моль
1965 — «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера. Режиссёр: Давид Ливнев — Бьянка
1966 — «Дурочка» Лопе де Вега. Режиссёр: Евгений Радомысленский
Школа современной пьесы:
1991 — «А чой-то ты во фраке?» С. Никитина, Д. Сухарева — невеста, реж. Иосиф Райхельгауз
Театр Антона Чехова:
1993 — «Чествование» Б. Слейда, реж. Леонид Трушкин
1997 — «Недосягаемая» С. Моэма, Каролина Эшли, реж. Леонид Трушкин
1997 — «Поза эмигранта» Г. Слуцки, банкирша, реж. Леонид Трушкин
Московский Театр Сатиры:
1995 — «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» Эдварда Радзинского — Инга Михалёва, реж. Андрей Житинкин
ТО «ДУЭТ»:
1998 — «Бюро счастья» — Маргарита, реж. Андрей Житинкин
2001 — «Мадлен, спокойно!» В. Асланова — Мадлен Вердюрен, реж. Роман Козак
2004 — «Случайное счастье милиционера Пешкина» — Валентина Пешкина, реж. Андрей Житинкин
2007 — «Похищение Сабянинова» Пётра Гладилина — Ангелина, реж. Валерий Саркисов.
2008 — «ПАБ» братья Пресняковы — Эль Джи, реж. Братья Пресняковы
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976).
Лауреат Государственной премии РФ (1994).
Лауреат Международного кинофестиваля в Маниле, Филиппины (1982) — за роль в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова».
Лауреат XVI Всесоюзного кинофестиваля (1983) — за роль в фильме «Вокзал для двоих».
Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала «Советский экран».
Лауреат МКФ комедийных фильмов в Габрово, Болгария (1985) — за роль в кинофильме «Прохиндиада, или Бег на месте».
Приз За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» (1992).
Лауреат Премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2010).
последнее обновление информации: 22.06.21
фрагменты: «Белые одежды». Отрывок >>
публикации
«Королева» эстрады Алла Пугачева посвятила ей песню «Примадонна». Народная артистка СССР Людмила Гурченко и была такой во мнении поклонников. Не всегда, правда. Случались и у нее досадные простои.
Самый длительный пришелся на 1960-е годы, когда ослепительную Леночку Крылову («Карнавальная ночь») надолго отлучили от экрана. И вырвать ее из забвения взялась восходящая звезда песни по имени Кобзон.
– Она пребывала в жуткой депрессии – ее популярность сильно упала, – делился позднее Иосиф Давыдович. – Тем не менее, Гурченко оставалась Гурченко. Она пробовалась в один театр, в другой. Со съемок возвращалась с истерикой. И каждая из них почему-то заканчивалась словами: «Это невозможно! Не успеешь заявить о своем желании сняться или сыграть роль, как тебе сразу же лезут под юбку и тащат в ресторан! Она очень болезненно реагировала на такие вещи, они ее унижали. Вот в такой момент я и подставил ей плечо…
…Это потом у нее будут лучшие фильмы, премьеры на столичных подмостках («Современник», Театр Сатиры, Школа современной пьесы и др.), телебенефисы, концертные гастроли, вокальные диски, две Государственных премии (РСФСР имени братьев Васильевых 1978 и РФ 1994) и призовые гирлянды всероссийских и международных фестивалей.
Ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (ВГИК), Людмила Гурченко исполнила незабываемые роли в замечательных фильмах: «Девушка с гитарой», «»Роман и Франческа», «Рабочий поселок», «Белый взрыв», «»Табачный капитан», «Старые стены», «Соломенная шляпка», «Шаг навстречу», «Небесные ласточки», «Мама», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «»Любимая жена механика Гаврилова», «Идеальный муж», «Вокзал для двоих», «Рецепт ее молодости», «Аплодисменты, аплодисменты», «Любовь и голуби», «Белые одежды»…
…Они познакомились в 1964-м, чуть позднее начался странный роман: встречались, жили, но без росписи. В пуританском Союзе это было «против правил». Зимой 1967-го (по другим сведениям: 1969-го) у Иосифа Давыдовича были новогодние Куйбышевские гастроли. Пел в недавно открытом Дворце спорта. Людмила Марковна приехала поддержать. Ее, разумеется, попросили присоединиться к любимому на сцене.
Спели на бис: аплодисменты, аплодисменты. Вечером вдвоем – в гостиницу (одни называют «Волгу» на Волжском проспекте, другие настаивают на «Национале» – теперь «Азимут» – на Лениградской). Однако портье уперлась: в один номер разнополым не положено.
Метнулись к директору гостиницы. Тот ни в какую: вы же, граждане артисты, не расписаны! Скандал! И без того затюканная примадонна в слезах. Концерт и роман под угрозой срыва. Кобзон звонит директору филармонии Марку Блюмину. Тот на ночь отводит им домашний угол, а утром везет в филармонию и… женит! Неизвестно, где в выходной день он нашел работников ЗАГСа. Но те ждали молодых. Шафером на росписи выступил Блюмин, Гурченко осталась без свидетеля. Такова дословная версия филармонических старожилов. На самом деле, роль «доброй феи» исполнила руководитель ЗАГСа Самарского района Антонина Воронова.
В бархатном обтяжном костюме цвета бордо Людмила Гурченко была неприступна и холодна, как Снежная королева. Причина банальна: актриса тщетно пыталась скрыть вырванную из паспорта страничку со штампом о прежнем браке. Но «пять минут» – и всё уладилось.
От волнения «новая ячейка общества» забыла даже пошлину уплатить. Все выпили шампанского, зажевали «Грильяжем в шоколаде», после чего молодожены полноправно распорядились семейным номером в «Волге».
Как известно, союз был недолгим. По признанию мужа, «этот брак не был для меня тылом. Скорее, фронтом. Мы сами обостряли наши отношения», которые очень скоро стали антарктическими, вернее, полярными. А там и развод.
Формально брак не расторгнут: акт о разводе из Москвы в Куйбышевский ЗАГС, где молодую чету зарегистрировали, так никогда и не поступил. Так что женившийся в 1971 году Кобзон в глазах друзей так и остался «многоженцем».
Владимир Плотников. «Самарские тайны Российского кино-2»
Людмила Гурченко
фотографии >>
биография
Гурченко Людмила Марковна
Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове, Украинская ССР, СССР.
Заслуженная артистка РСФСР (1969).
Народная артистка РСФСР (7.01.1977).
Народная артистка СССР (17.08.1983).
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1958, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).
Актриса Театра-студии киноактёра (до 1964 года), Московского театра «Современник» (1964-1966), артистка Госконцерта (1966-1969).
Людмила Марковна Гурченко — синтетическая актриса: ей были подвластны все жанры от водевиля, буффонады и мюзикла до мелодрамы, трагикомедии, военной драмы; актриса прекрасно пела, танцевала — она была и театральной и эстрадной актрисой. Но её любовь и жизнь были отданы кинематографу.
Автор нескольких автобиографических книг («Моё взрослое детство», «Аплодисменты», «Люся, стоп!»).
Ушла из жизни вечером 30 марта 2011 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10, ряд № 10, место № 8).
В родном Харькове именем актрисы названа улица (переулок Людмилы Гурченко), на здании школы, в которой она училась, помещена мемориальная доска.
Первый супруг — Борис Андроникашвили, сценарист и историк. В 1959 году у них родилась дочь Мария, от которой у Людмилы Гурченко есть внучка Елена (род. 1984) и был внук Марк Королёв (22.09.1982–14.12.1998), скончавшийся от передозировки наркотиков.
Второй муж — актёр Александр Фадеев, приёмный сын писателя Александра Фадеева.
Третий муж — певец Иосиф Кобзон (1967-1970).
Четвёртый (на протяжении 18 лет) — музыкант и аккомпаниатор актрисы Константин Купервейс (род. 1949).
Вплоть до своей кончины Людмила Марковна была замужем за продюсером Сергеем Сениным, с которым познакомилась во время съёмок фильма «СекСказка».
В 2016 году один из переулков в Харькове, рядом с домом, где прошло детство и юность Людмилы Гурченко, назван именем выдающейся актрисы.
Московский театр «Современник»:
1963 — «Без креста» В.Ф. Тендряков. Режиссёр: Олег Ефремов — Доярка
1963 — «В день свадьбы» В.С. Розова. Режиссёр: Олег Ефремов — Майка
1964 — «Старшая сестра» А.М. Володина. Режиссёр: Олег Ефремов
1964 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссёр: Игорь Кваша — Роксана
1964 — «Всегда в продаже» В. Аксёнова. Режиссёр: Олег Ефремов — жена трубача
1965 — «Голый король» Е.Л. Шварца. Режиссёр: Мара Микаэлян — гувернантка
1966 «Вечно живые» В. С. Розова. Режиссёр: Олег Ефремов — Танечка
Московский Театр-студия киноактёра:
1964 — «Красное и чёрное» В. Стендаля. Режиссёр: Сергей Герасимов — Матильда де ля Моль
1965 — «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера. Режиссёр: Давид Ливнев — Бьянка
1966 — «Дурочка» Лопе де Вега. Режиссёр: Евгений Радомысленский
Школа современной пьесы:
1991 — «А чой-то ты во фраке?» С. Никитина, Д. Сухарева — невеста, реж. Иосиф Райхельгауз
Театр Антона Чехова:
1993 — «Чествование» Б. Слейда, реж. Леонид Трушкин
1997 — «Недосягаемая» С. Моэма, Каролина Эшли, реж. Леонид Трушкин
1997 — «Поза эмигранта» Г. Слуцки, банкирша, реж. Леонид Трушкин
Московский Театр Сатиры:
1995 — «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» Эдварда Радзинского — Инга Михалёва, реж. Андрей Житинкин
ТО «ДУЭТ»:
1998 — «Бюро счастья» — Маргарита, реж. Андрей Житинкин
2001 — «Мадлен, спокойно!» В. Асланова — Мадлен Вердюрен, реж. Роман Козак
2004 — «Случайное счастье милиционера Пешкина» — Валентина Пешкина, реж. Андрей Житинкин
2007 — «Похищение Сабянинова» Пётра Гладилина — Ангелина, реж. Валерий Саркисов.
2008 — «ПАБ» братья Пресняковы — Эль Джи, реж. Братья Пресняковы
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976).
Лауреат Государственной премии РФ (1994).
Лауреат Международного кинофестиваля в Маниле, Филиппины (1982) — за роль в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова».
Лауреат XVI Всесоюзного кинофестиваля (1983) — за роль в фильме «Вокзал для двоих».
Лучшая актриса 1983 года по результатам опроса журнала «Советский экран».
Лауреат МКФ комедийных фильмов в Габрово, Болгария (1985) — за роль в кинофильме «Прохиндиада, или Бег на месте».
Приз За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» (1992).
Лауреат Премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2010).
последнее обновление информации: 22.06.21
фрагменты: «Белые одежды». Отрывок >>
публикации
«Королева» эстрады Алла Пугачева посвятила ей песню «Примадонна». Народная артистка СССР Людмила Гурченко и была такой во мнении поклонников. Не всегда, правда. Случались и у нее досадные простои.
Самый длительный пришелся на 1960-е годы, когда ослепительную Леночку Крылову («Карнавальная ночь») надолго отлучили от экрана. И вырвать ее из забвения взялась восходящая звезда песни по имени Кобзон.
– Она пребывала в жуткой депрессии – ее популярность сильно упала, – делился позднее Иосиф Давыдович. – Тем не менее, Гурченко оставалась Гурченко. Она пробовалась в один театр, в другой. Со съемок возвращалась с истерикой. И каждая из них почему-то заканчивалась словами: «Это невозможно! Не успеешь заявить о своем желании сняться или сыграть роль, как тебе сразу же лезут под юбку и тащат в ресторан! Она очень болезненно реагировала на такие вещи, они ее унижали. Вот в такой момент я и подставил ей плечо…
…Это потом у нее будут лучшие фильмы, премьеры на столичных подмостках («Современник», Театр Сатиры, Школа современной пьесы и др.), телебенефисы, концертные гастроли, вокальные диски, две Государственных премии (РСФСР имени братьев Васильевых 1978 и РФ 1994) и призовые гирлянды всероссийских и международных фестивалей.
Ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой (ВГИК), Людмила Гурченко исполнила незабываемые роли в замечательных фильмах: «Девушка с гитарой», «»Роман и Франческа», «Рабочий поселок», «Белый взрыв», «»Табачный капитан», «Старые стены», «Соломенная шляпка», «Шаг навстречу», «Небесные ласточки», «Мама», «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «»Любимая жена механика Гаврилова», «Идеальный муж», «Вокзал для двоих», «Рецепт ее молодости», «Аплодисменты, аплодисменты», «Любовь и голуби», «Белые одежды»…
…Они познакомились в 1964-м, чуть позднее начался странный роман: встречались, жили, но без росписи. В пуританском Союзе это было «против правил». Зимой 1967-го (по другим сведениям: 1969-го) у Иосифа Давыдовича были новогодние Куйбышевские гастроли. Пел в недавно открытом Дворце спорта. Людмила Марковна приехала поддержать. Ее, разумеется, попросили присоединиться к любимому на сцене.
Спели на бис: аплодисменты, аплодисменты. Вечером вдвоем – в гостиницу (одни называют «Волгу» на Волжском проспекте, другие настаивают на «Национале» – теперь «Азимут» – на Лениградской). Однако портье уперлась: в один номер разнополым не положено.
Метнулись к директору гостиницы. Тот ни в какую: вы же, граждане артисты, не расписаны! Скандал! И без того затюканная примадонна в слезах. Концерт и роман под угрозой срыва. Кобзон звонит директору филармонии Марку Блюмину. Тот на ночь отводит им домашний угол, а утром везет в филармонию и… женит! Неизвестно, где в выходной день он нашел работников ЗАГСа. Но те ждали молодых. Шафером на росписи выступил Блюмин, Гурченко осталась без свидетеля. Такова дословная версия филармонических старожилов. На самом деле, роль «доброй феи» исполнила руководитель ЗАГСа Самарского района Антонина Воронова.
В бархатном обтяжном костюме цвета бордо Людмила Гурченко была неприступна и холодна, как Снежная королева. Причина банальна: актриса тщетно пыталась скрыть вырванную из паспорта страничку со штампом о прежнем браке. Но «пять минут» – и всё уладилось.
От волнения «новая ячейка общества» забыла даже пошлину уплатить. Все выпили шампанского, зажевали «Грильяжем в шоколаде», после чего молодожены полноправно распорядились семейным номером в «Волге».
Как известно, союз был недолгим. По признанию мужа, «этот брак не был для меня тылом. Скорее, фронтом. Мы сами обостряли наши отношения», которые очень скоро стали антарктическими, вернее, полярными. А там и развод.
Формально брак не расторгнут: акт о разводе из Москвы в Куйбышевский ЗАГС, где молодую чету зарегистрировали, так никогда и не поступил. Так что женившийся в 1971 году Кобзон в глазах друзей так и остался «многоженцем».
Владимир Плотников. «Самарские тайны Российского кино-2»
Людмила Марковна Гурченко
Ощущение детства как непрерывного праздника отняла война. Глава семьи, вопреки медицинским противопоказаниям, ушёл на фронт добровольцем. Девочка осталась с матерью в оккупированном Харькове.
«В августе акация не цветёт, но второе освобождение Харькова у меня почему-то связано с вкусом и запахом акации. Отовсюду жители несли солдатам большие букеты розовой и белой акации. В Харькове ее очень много. Она сладкая, особенно розовая. Я знаю. Когда хотелось есть, прекрасно «шла» и акация». (Из книги Л. М. Гурченко «Моё взрослое детство»)
В последней фразе особенно хорошо чувствуется изящество литературного стиля Людмилы Марковны. О голоде и других испытаниях в собственной жизни она умела рассказывать легко, с иронией. В простых словах нет ни жалости к себе, ни страха, — только благодарность по отношению к трудностям, сформировавшим личность.
Отец вернулся с войны осенью 1945 года, дойдя до Берлина. Людмила к тому времени уже училась в музыкальной школе. Желание петь, быть на сцене, в центре внимания, крепло с каждым годом.
В 1953 году Гурченко поступила во ВГИК – на курс С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой.
Дебют в кино — Люся в фильме «Дорога правды» (1956). В том же году пришла первая большая роль — Лена Крылова в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» — и принесла с собой известность на всю страну.
Два года спустя, в 1958-м, Людмилу Гурченко вновь пригласили на главную роль — в картине «Девушка с гитарой». После этого фильма наступил большой перерыв в съёмках: её стали считать актрисой лёгкого, танцевального жанра. На преодоление этого штампа и возвращение в большое кино ушло много времени.
Эти годы не прошли для Людмилы Марковны даром. Имея не так много возможностей работать на сцене и экране, она сохранила актёрскую форму и веру в себя. После пятнадцати лет работы, не приносившей творческого удовлетворения, начался период серьёзных ролей и новых побед.
В их число входят «Двадцать дней без войны» Алексея Германа (1975), «Сибириада» Андрея Михалкова-Кончаловского (1978), «Пять вечеров» Никиты Михалкова (1979), «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского (1981) «Любовь и голуби» Владимира Меньшова (1984) и др.
В фильмах Эльдара Рязанова Гурченко после «Карнавальной ночи» снималась ещё трижды: это были «Человек ниоткуда» (1961), «Вокзал для двоих» (1982) и «Старые клячи» (2000). Режиссёр с большим уважением говорил об её трудолюбии и методах работы актрисы. Вспоминая о работе над картиной «Вокзал для двоих» Рязанов писал: «Театральные артисты обычно не могут отдавать все свое время и все свои силы работе в кино. Участие в репертуаре, репетиции, вводы в спектакли забирают у актера театра не только время, но и часть творческой активности. Гурченко же, когда снимается, отдает себя целиком фильму, своей роли. В этот период из ее жизни исключается все, что может помешать работе, отвлечь, утомить, забрать силы, предназначенные для съемки. Когда кончается рабочий день, она возвращается домой и заново проигрывает все, что снималось сегодня, и готовится к завтрашней съемке. Каждый день она приходила в гримерную, прощупав, продумав, прочувствовав предстоящую сцену. Она точно знала, в чем драматургия эпизода, каково его место в картине, какие качества героини ей надо здесь проявить, где в тексте правда, а где ложь, Такой наполненности, такой самоотдачи, такого глубокого проникновения в суть своего персонажа я не встречал ни разу. Актерская работа, съемка — это ее религия, ее вера, ее жизнь. Ничего более дорогого, более святого, более любимого для нее не существует. Она живет этим и ради этого».
Но актёрская жизнь Людмилы Марковны прошла не только в кино. С 1963 по 1966 год она работала в театре «Современник», играла в спектаклях Олега Ефремова – «В день свадьбы», «Старшая сестра», «Вечно живые» и других. На этот же период пришлись работы в Театре-студии киноактёра: Матильда де ля Моль в спектакле по роману Стендаля «Красное и чёрное», Бьянка в «Целуй меня, Кэт» Кола Портера и Финея в «Дурочке» Лопе де Вега.
А в 1991 году Гурченко пришла в «Школу современной пьесы» на роль невесты в спектакле «А чой-то ты во фраке?» по «Предложению» Чехова. Её сценическими партнёрами стали Эммануил Виторган и Владимир Качан. Людмила Марковна всегда была требовательна к партнёрам, реагировала очень эмоционально, если видела, что кто-то не выкладывается до конца. Но иногда её гнев вызывали обстоятельства, не подвластные актёрскому мастерству. Вот как «провинился» Эммануил Гедеонович: «Однажды в кабинете – вспоминает Иосиф Райхельгауз, — я готовился к очередной репетиции, а в это время Гурченко и Виторган занимались на сцене с балетмейстером. По трансляции слышно было «и раз, и два, и три, и четыре…» Вера – наш концертмейстер – наяривала на пианино основную музыкальную тему «Фрака», и сквозь весь этот звуковой строй доносился характерный голос Гурченко, который становился всё громче, настойчивее, потом всё недовольнее и капризнее, и, в конце концов, превратился в какой-то визг. В редких паузах, наверное, когда Людмила Марковна брала дыхание, можно было разобрать речь Виторгана и испуганный лепет балетмейстера. Стало понятно, что это уже не рабочий момент репетиции, а настоящий скандал, и я побежал вмешиваться.
— Что случилось? – спросил я, войдя в зал.
Гурченко, пылая от негодования, показала в сторону Виторгана и взвизгнула:
— Я не буду с ним работать!
— Почему?
— У него мягкий палец!
— Что у него?
— Мягкий палец. С таким пальцем не танцуют!
По выражению лица Людмилы Марковны я понял, что случилась катастрофа, но не мог взять в толк, какая именно. Виторган внимательно рассматривал палец на руке, а балетмейстер путано и невнятно пыталась объяснить, что произошло. Оказалось, что артисты репетировали дуэт, и Людмила Марковна должна была делать вращение, держась за руку, а точнее за палец партнёра, то есть Виторгана. Как раз этот палец и был мягким, на что Эммануилу Гедеоновичу пришлось указать и потребовать, чтобы во имя общего дела он больше тренировался и добился от пальца необходимой твёрдости и жёсткости». (Из книги И. Л. Райхельгауза «Мы попали в запендю»)
После «Школы современной пьесы» Людмила Гурченко работала ещё в нескольких театрах. Яркими, насыщенными эпизодами сценического пути актрисы стали роли в спектаклях Андрея Житинкина «Поле битвы после победы принадлежит мародёрам» (Московский театр сатиры, 1995), а также «Бюро счастья» (1998) и «Случайное счастье милиционера Пешкина» (2004), поставленные с труппой ТО «Дуэт».
Людмила Гурченко – автор трёх автобиографических книг: «Моё взрослое детство», «Аплодисменты» и «Люся, стоп!».
Звания и награды:
1976 – Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых
1982 – лауреат Международного кинофестиваля в Маниле, Филиппины (за роль в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»)
1983 – лауреат XVI Всесоюзного кинофестиваля (за роль в фильме «Вокзал для двоих»); Народная артистка СССР
1985 – лауреат Международного кинофестиваля комедийных фильмов в Габрово, Болгария (за роль в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте»)
1992 – Приз кинофестиваля «Созвездие» в номинации «За выдающийся вклад в профессию»
1994 – Лауреат Государственной премии РФ
1999 – Почётный гражданин Харькова
2010 – Лауреат премии «Ника» в номинации «За честь и достоинство»
В 1981 году Людмила Марковна Гурченко получила орден Трудового Красного Знамени
Трижды награждена орденом «За заслуги перед отечеством»:
2000 год – IV степени, 2005 год – III степени, 2010 год – II степени